«Важность общения с подлинным святым». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 28 июня 2001 года. Москва, ВДНХ



скачать (формат MP3, 38.22M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Важность общения с подлинным святым

(28 июня 2001 года. Москва, ВДНХ)

 

#00:01:26#

Я хотел бы сказать, что очень счастлив, что в течение нескольких дней, которые я нахожусь в России, у меня есть возможность общаться с теми, кто хочет жить духовной жизнью в обществе вайшнавов. Эти преданные приехали из разных стран мира. Рядом со мной находятся Шрипад Госвами Махарадж, Шрипад Гири Махарадж, Шрипад Ашрам Махарадж из США, Шрипад Чидананда Прабху, который всегда очень дорог мне, и многие другие преданные. Я так же хочу сказать, что за эти несколько дней я получил удовлетворение от общения с русскими преданными, которые пришли, чтобы встретиться со мной. Я удовлетворен их умонастроением.

#00:02:36#

Несколько дней назад я первый раз встретился со всеми вами: с преданными, детьми, с теми почтенными людьми, которые просто пришли послушать лекцию и получить некое общение. В результате общения с преданными всегда приходит некое новое восприятие и понимание необходимости духовной жизни. Это и есть то, что должно прийти в результате общения с преданными.

#00:03:28#

а̄ха̄ра-нидра̄-бхайа-маитхунам̇ ча,
са̄ма̄нйам этат паш́убхир нарāн̣āм
дхармо хи теш̣āм адхико виш́еш̣о,
дхармен̣а хӣнāх̣ паш́убхих̣ самāнāх̣[1]

В этом мире животные и иные живые существа наделены равными возможностями для существования. Все они на разных этапах своего развития могут пользоваться одними и теми же благами: жить семейной жизнью, есть, спать и наслаждаться [сексуальной жизнью] друг другом. Это присуще всем живым существам в меру их обусловленности.

#00:06:08#

Люди отличаются от других живых существ тем, что, помимо того, что могут просто жить и наслаждаться всем этим, они могут также развивать свое духовное сознание. Процесс восстановления связи с духовным миром называется религией. Этот процесс происходит через общение и восприятие духовной информации.

#00:07:18#

Принятие духовного общества крайне важно для нас в этом состоянии бытия, поскольку духовное общение и подлинное духовное общество может помочь нам подняться до уровня трансцендентного. Благодаря общению, обладающему подлинно духовным благом, наш ум и чувства испытают удовлетворение, и тогда беспокойство чувств постепенно оставляет нас.

#00:08:20#

Все мы имеем некое представление о садху-санге, но также знаем, что когда человек связан с некими сумасшедшими людьми, то заражается их умонастроением и может утратить покой.

#00:09:51#

«Шримад-Бхагаватам» рассказывает историю о двух птенцах попугаев. У них были одни и те же родители, но по воле судьбы один птенец попал в дом муни, садху, а другой — в дом, в котором жили материалисты.

#00:11:51#

В Индии общепринято, что садху и риши живут подаянием. Они ходят от двери к двери и собирают подаяния. Один из садху, собирая подаяния, зашел в дом, где жили материалисты. Не успел он ступить на порог, как услышал крик попугая: «Ты кто? Убирайся отсюда!» Риши был удивлен тому, что не знал, откуда исходит этот голос. Вдруг в клетке под потолком он увидел птицу, которая кричала и ругалась на него.

#00:13:07#

Не повстречав хозяев, мудрец сложил ладони, поклонился и решил, что в этом доме ему не следует принимать подаяние. Бредя куда глаза глядят, он наткнулся на другой дом и решил зайти туда. С мольбой он обратился к обитателям дома: «Я очень голоден. Пожалуйста, не могли бы вы чем-то накормить меня?» В противоположность птице, которая сквернословила, садху услышал голос другой птицы, которая умоляла его: «Пожалуйста, зайди к нам в дом! Будь нашим гостем. Эй, кто есть в доме? Примите этого садху! Принесите ему воды и пищи!»

#00:15:49#

Мудрец был очень удивлен, когда точно такая же птица, в противоположность другой, стала призывать к добродетели. Немало удивившись, мудрец, обладающий сверхъестественными способностями, заговорил с птицей и сказал: «Послушай, я очень удивлен твоим благостным поведением. Буквально недавно я заходил в дом, где увидел птицу, похожую на тебя. Она выглядит как твой брат-близнец, но в отличие от тебя очень много сквернословит».

#00:16:41#

[шлока]

Эта птица заговорила нежным голосом. В «Шримад-Бхагаватам» ее речь записана в виде прекрасной санскритской шлоки. Она сказала: «О мудрец! Птица, которую ты встретил, — мой кровный брат. У нас одни и те же родители. Так получилось, что случайно мой брат достался необразованному дикарю, живет в его доме и перенял все его дурные привычки. Я же по счастливой случайности попал в руки мудреца и, живя в его доме, обучился его мудрости. Не моя заслуга в том, что я стал мудрецом, а хозяина, в доме которого я живу. Мой брат не виновен в том, что стал дикарем и невеждой, поскольку он перенял плохие качества своего господина».

#00:20:48#

Эту историю я услышал из лотосоподобных уст моего Гуру Махараджа пятьдесят пять лет тому назад, когда я только присоединился к его миссии. В то время была проповедническая программа, на которой собралось очень много людей, и Гуру Махарадж начал свою проповедь именно с этой истории. Я чувствую, что очень удачлив благодаря тому, что уже пятьдесят пять лет все еще помню наизусть эту шлоку. Гуру Махарадж всегда говорил мне: «Не ищи дурного общения и избегай дурного общества! Стремись всегда обрести общение с праведниками и со святыми трансценденталистами!»

#00:22:02#

тато дух̣сан̇гам утср̣джйа, сатсу саджжета буддхи-ма̄н
санта эва̄сйа чхинданти, мано-вйа̄сан̇гам уктибхих̣[2]

Эту шлоку часто произносил мой Гуру Махарадж, она еще более настойчиво призывает оставить дурное общество. Она призывает тщательно избегать дурного общения, поскольку оно может привести к необратимым последствиям.

#00:23:09#

Дурное общение на самом деле — это общение с полными атеистами, с неверующими людьми, логика которых очень проста: «Я никогда не видел Бога, поэтому для меня Он не существует». Многие вещи в этом мире совершенно неизвестны людям. Например, родившись, я не могу точно сказать, кто мой отец. Я верю словам моей матери, которая говорит: «Посмотри! Этот человек твой отец».

#00:24:26#

Таких примеров великое множество. Мы обладаем настолько незначительным знанием, что нам трудно определить, вращается Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли. Но, слушая мнения авторитетных ученых, мы принимаем их наставления на веру. Помните о том, что семя преданности очень легко может быть разрушено общением с материалистами.

#00:25:46#

Дурное общение иначе еще называется дух-санга, дух̣сан̇гам утср̣джйа. Любой человек, который обладает хотя бы небольшим духовным интеллектом, сатсу саджжета буддхи-ма̄н, всегда будет избегать дурного общества и стремиться к подлинному духовному общению. «Бхагаватам» всегда призывает: «Прими общество садху!» Кто же такой садху? Садху является личностью, которая всю свою жизнь посвятила обретению божественного сознания.

#00:27:07#

Не следует думать, что в нашей духовной жизни нас не будут посещать сомнения. Сомнения приходят и будут приходить, но секрет общения с духовными людьми в том, что духовный человек, садху, обладает квалификацией, подлинным опытом и знанием. Он способен разрушить все наши сомнения, так как знает, как это сделать.

#00:28:19#

В качестве примера можно привести диалог между Шри Чайтаньей Махапрабху и Раманандой Раем. Когда Рамананда Рай обращался к Махапрабху, представляя Ему некие духовные концепции, Шри Чайтанья Махапрабху отвергал их одну за другой, говоря: «Это внешнее. Это тоже является внешним. Иди дальше!» Впоследствии Он раскрыл самую суть духовной жизни.

#00:28:51#

джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва,
джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м
стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир,
йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м[3]

В начале Рамананда Рай предлагал некие поверхностные религиозные идеи, но впоследствии, когда он объяснил, что существует концепция полного предания души, Махапрабху, порадовавшись, процитировал известную шлоку, которая приведена в «Чайтанья-чаритамрите». Он сказал с великой радостью, что это именно то состояние, с которого начинается подлинная духовная жизнь. Это именно то состояние, с которого душа начинает путешествие в мир духовной реальности.

#00:30:49#

Один из смыслов Его высказывания состоит в том, что материальный мир, в котором мы переживаем различный опыт, является ложным, но то, что может дать нам подлинное духовное бытие, по праву считается истинным. Общение с осознавшей себя личностью принесет тебе великое благо. При общении, задавая вопросы и слушая на них ответы, зародится некое восприятие реальности, и плоды этого общения принесут тебе величайшее благо.

#00:32:17#

Это духовное общение не имеет никакого отношения к нашему внешнему материальному положению. Мы можем жить во дворце или быть нищими, наше материальное положение не имеет никакой ценности. Плоды, которые мы можем обрести от подлинного духовного общения, придут лишь тогда, когда мы по-настоящему сможем посвятить себя миру преданности. Мы можем обрести духовные качества, духовное наследие в процессе общения с возвышенной личностью.

#00:34:21#

Однажды во время проповеди Гуру Махараджу задали вопрос: «Если Бог обладает непостижимой природой, как же ограниченное живое существо может постичь Безграничное?»

#00:35:20#

Да, Он воистину безграничен и непостижим, но этот Безграничный и Непостижимый способен пролить Свою милость на ограниченное существо, если оно будет подлинно смиренно и предано Ему. Можно сказать, что безграничное живое существо также может вручить Себя бесконечно малым ограниченным живым существам, душам. Этот процесс происходит благодаря любви и преданности, которой они обладают к этому бесконечному живому существу. Иными словами, Господь может принимать покровительство и быть контролируемым любовью Своих преданных.

#00:36:50#

Возникает вопрос: каким образом мы можем понять, что это не сантименты или эмоции? Что такое подлинная духовная преданность? Эмоции зачастую выглядят как преданность, а преданность зачастую проявляется как эмоции. Поскольку крайне сложно определить, что есть что, предлагается обрести общество преданного, и тогда придет некое понимание.

#00:37:49#

дӯре ш́уддха-према-гандха, капат̣а премера бандха,
                   сеха мора на̄хи кр̣ш̣н̣а-па̄йа
табе йе кари крандана, сва-саубха̄гйа пракхйа̄пана,
                  кари, иха̄ джа̄ниха ниш́чайа[4]

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Махапрабху иллюстрирует это на своем собственном примере. Он рыдает и говорит: «У меня нет никакой преданности Кришне. Если бы во мне была хотя бы капелька преданности, неужели бы я еще жил в этом мире? Я ничем не обладаю. У меня нет ни капли любви к Богу». Таким образом Махапрабху показывает нам подлинное умонастроение преданного.

#00:40:08#

Когда мы общались с престарелыми учениками Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура, иногда в процессе беседы о Кришне слезы наворачивались у нас на глазах, но, памятуя о наставлениях Махапрабху, мы останавливали себя и говорили: «Ты не обладаешь никакой преданностью. Разве то, что ты испытываешь сейчас, есть подлинная кришна-према

#00:41:31#

Изучая писания под руководством Шрилы Гуру Махараджа, невозможно было удержаться от определенных чувств, которые приходили к нам в процессе чтения священных писаний и постижения кришна-лилы. Но в нашей линии мы всегда следовали тому, что никогда не поддавались чувствам, сантиментам. Наше умонастроение всегда было таким: не поддаваться чувствам и всем сердцем, без остатка отдаваться служению Господу.

#00:42:39#

Но, с другой стороны, кто-то может сказать: «Неужели чувства и эмоции святых, которые практикуют сознание Кришны и изучают кришна-лилу, являются некими сантиментами?»

#00:43:23#

На этот вопрос ответил Рупа Госвами, сказав [санскрит], что очень часто при соприкосновении с духовным наше сердце естественным образом будет открываться. Но не следует придавать этому особого значения, поскольку то, что обладает подлинной духовной природой, находится в нас гораздо глубже. Он сказал, что кто-то по своей природе может обладать мягким сентиментальным сердцем, но не следует заострять на этом особое внимание. Кто-то может показать, что обладает некой преданностью, поэтому, когда он будет чувствовать и переживать все, что связано с Кришной, слезы сами собой потекут у него из глаз.

#00:44:37#

Когда мы пытаемся выставить свои духовные чувства напоказ, то это гораздо страшнее, чем мягкое духовное сердце. Те люди, которые имитируют и показывают, что они переживают какой-либо духовный экстаз, на самом деле ничем не обладают и пытаются лишь эксплуатировать свои чувства. Поэтому свое мягкое сердце следует открыть в общении и служении преданным, а не стараться разволновать себя искусственно вызванными эмоциями.

#00:45:55#

Очень часто ко мне приходят какие-то преданные и просят о благословении. Они проливают целую лужу крокодильих слез, прося что-то у меня. Конечно, я принимаю их сантименты, но всегда говорю, чтобы они не поддавались этому, заняли устойчивое положение в подлинной духовной жизни и следовали истинным путем.

#00:47:07#

Шри Чайтанья Махапрабху дал ценнейшие наставления касательно того, как нам следует жить духовной жизнью. Следует быть смиренным и оказывать почтение всем живым существам. В таком умонастроении следует непрестанно воспевать Святое Имя. Несмотря на то, что многие из вас неоднократно слышали эту шлоку, я повторю ее еще раз.

#00:47:31#

тр̣на̄д апи сунӣчена тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣[5]

Одна из шлок Упанишад гласит:

#00:48:05#

уттиш̣т̣хата джа̄грата пра̄пйа вара̄н нибходата
кш̣урасйа дха̄ра̄ ниш́ита̄ дуратйайа̄
дургам̇ патхас тат кавайо ваданти[6]

«Не забывай о том, что сейчас ты находишься в иллюзорном состоянии, подобном сну. Очнись и встань на подлинный духовный путь! Постарайся обрести силы и пройти через этот ураган, который сильнее молнии».

#00:49:18#

…кш̣урасйа дха̄ра̄ ниш́ита̄ дуратйайа̄
дургам̇ патхас тат кавайо ваданти

Следует всегда стремиться искать подлинное духовное общение. Дурное общение может быть крайне неблагоприятным. Если вы не можете обрести личное общество садху, то помните, что садху всегда проявлены в священных писаниях и своих книгах. Вы можете получить это общение через их книги и святые писания. Но всегда, во чтобы то ни стало, стремитесь оставить дурное общество. Путь принятия духовного и отвержения материального всегда будет победоносным для вас.

#00:51:21#

Следует помнить, что не все преданные находятся на одинаковом духовном уровне. Есть преданные, которые обладают [духовным] сознанием на пять, десять, двадцать, тридцать, семьдесят, восемьдесят, девяносто или сто процентов. Всегда старайтесь обрести связь с теми, кто выше вас.

#00:52:16#

Моя молитвенная просьба к тем, кто присутствуют здесь и практикует духовную жизнь: прошу вас, будьте очень серьезны в вашей духовной жизни. Примите общество священных писаний и двигайтесь к прогрессу!

#00:53:46#

В вашем лице я вижу моих спасителей, поскольку я не хочу забыть те наставления, которые в свое время получил от своего Гуру. В вашем обществе я имею возможность их многократно повторять. Поэтому я чувствую великое благо от того, что нахожусь здесь с вами.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

#00:55:25#

Мне осталось пробыть здесь буквально несколько дней, и я обращаюсь к вам: если каким-либо образом я могу послужить кому-то еще, я буду очень счастлив. Вы можете прийти ко мне на даршан и задать любые вопросы. Я с удовольствием постараюсь на них ответить. Кришна, Гуру Махарадж, Шрила Прабхупада и все святые благословляют вас. Такова моя молитва и обращение к вам.

Госвами Махарадж: Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Сурья Бандху Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Сварнанги Деви Даси



1  «Еда, сон, страх и спаривание — эти действия людей подобны таковым животных, дхарма — их [людей] единственная отличительная особенность, без дхармы люди — те же животные» («Хитопадеша»).

2  «Разумный человек поэтому должен отвергнуть все дурное общение и вместо этого прибегнуть к обществу святых преданных, чьи слова разрубают необузданную привязанность ума» («Шримад-Бхагаватам», 11.26.26).

3  «Те, кто, даже продолжая занимать свое место в обществе, не пускаются в умозрительные рассуждения, но телом, умом и речью выражают почтение рассказам о Тебе, всю свою жизнь посвящая этим повествованиям, сошедшим либо с Твоих уст, либо с уст Твоих чистых преданных, без труда покоряют Тебя, хотя никто другой во всех трех мирах не способен победить Тебя» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3).

4  «Воистину, я бесконечно далек от любви к Кришне. Все, что я делаю, — лишь имитация этой божественной любви. Когда вы видите мои слезы, знайте, что я просто хочу продемонстрировать, как велико мое счастье» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.46).

5  «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить Святое Имя Кришны» («Шикшаштакам», 3).

6  «Проснись и воспользуйся человеческой формой жизни. Мудрые трансценденталисты говорят, что труден духовный путь, — он подобен острому лезвию бритвы» («Катха-упанишад», 1.3.14).




←  «Небо сознания». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Из первой главы книги «Золотая лестница» ·• Архив новостей •· Бхакти-йога в Латвии. Январь 2013 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 40.1 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Важность общения с подлинным святым

(28 июня 2001 года. Москва, ВДНХ)

 

#00:01:26#

Я хотел бы сказать, что очень счастлив, что в течение нескольких дней, которые я нахожусь в России, у меня есть возможность общаться с теми, кто хочет жить духовной жизнью в обществе вайшнавов. Эти преданные приехали из разных стран мира. Рядом со мной находятся Шрипад Госвами Махарадж, Шрипад Гири Махарадж, Шрипад Ашрам Махарадж из США, Шрипад Чидананда Прабху, который всегда очень дорог мне, и многие другие преданные. Я так же хочу сказать, что за эти несколько дней я получил удовлетворение от общения с русскими преданными, которые пришли, чтобы встретиться со мной. Я удовлетворен их умонастроением.

#00:02:36#

Несколько дней назад я первый раз встретился со всеми вами: с преданными, детьми, с теми почтенными людьми, которые просто пришли послушать лекцию и получить некое общение. В результате общения с преданными всегда приходит некое новое восприятие и понимание необходимости духовной жизни. Это и есть то, что должно прийти в результате общения с преданными.

#00:03:28#

а̄ха̄ра-нидра̄-бхайа-маитхунам̇ ча,
са̄ма̄нйам этат паш́убхир нарāн̣āм
дхармо хи теш̣āм адхико виш́еш̣о,
дхармен̣а хӣнāх̣ паш́убхих̣ самāнāх̣[1]

В этом мире животные и иные живые существа наделены равными возможностями для существования. Все они на разных этапах своего развития могут пользоваться одними и теми же благами: жить семейной жизнью, есть, спать и наслаждаться [сексуальной жизнью] друг другом. Это присуще всем живым существам в меру их обусловленности.

#00:06:08#

Люди отличаются от других живых существ тем, что, помимо того, что могут просто жить и наслаждаться всем этим, они могут также развивать свое духовное сознание. Процесс восстановления связи с духовным миром называется религией. Этот процесс происходит через общение и восприятие духовной информации.

#00:07:18#

Принятие духовного общества крайне важно для нас в этом состоянии бытия, поскольку духовное общение и подлинное духовное общество может помочь нам подняться до уровня трансцендентного. Благодаря общению, обладающему подлинно духовным благом, наш ум и чувства испытают удовлетворение, и тогда беспокойство чувств постепенно оставляет нас.

#00:08:20#

Все мы имеем некое представление о садху-санге, но также знаем, что когда человек связан с некими сумасшедшими людьми, то заражается их умонастроением и может утратить покой.

#00:09:51#

«Шримад-Бхагаватам» рассказывает историю о двух птенцах попугаев. У них были одни и те же родители, но по воле судьбы один птенец попал в дом муни, садху, а другой — в дом, в котором жили материалисты.

#00:11:51#

В Индии общепринято, что садху и риши живут подаянием. Они ходят от двери к двери и собирают подаяния. Один из садху, собирая подаяния, зашел в дом, где жили материалисты. Не успел он ступить на порог, как услышал крик попугая: «Ты кто? Убирайся отсюда!» Риши был удивлен тому, что не знал, откуда исходит этот голос. Вдруг в клетке под потолком он увидел птицу, которая кричала и ругалась на него.

#00:13:07#

Не повстречав хозяев, мудрец сложил ладони, поклонился и решил, что в этом доме ему не следует принимать подаяние. Бредя куда глаза глядят, он наткнулся на другой дом и решил зайти туда. С мольбой он обратился к обитателям дома: «Я очень голоден. Пожалуйста, не могли бы вы чем-то накормить меня?» В противоположность птице, которая сквернословила, садху услышал голос другой птицы, которая умоляла его: «Пожалуйста, зайди к нам в дом! Будь нашим гостем. Эй, кто есть в доме? Примите этого садху! Принесите ему воды и пищи!»

#00:15:49#

Мудрец был очень удивлен, когда точно такая же птица, в противоположность другой, стала призывать к добродетели. Немало удивившись, мудрец, обладающий сверхъестественными способностями, заговорил с птицей и сказал: «Послушай, я очень удивлен твоим благостным поведением. Буквально недавно я заходил в дом, где увидел птицу, похожую на тебя. Она выглядит как твой брат-близнец, но в отличие от тебя очень много сквернословит».

#00:16:41#

[шлока]

Эта птица заговорила нежным голосом. В «Шримад-Бхагаватам» ее речь записана в виде прекрасной санскритской шлоки. Она сказала: «О мудрец! Птица, которую ты встретил, — мой кровный брат. У нас одни и те же родители. Так получилось, что случайно мой брат достался необразованному дикарю, живет в его доме и перенял все его дурные привычки. Я же по счастливой случайности попал в руки мудреца и, живя в его доме, обучился его мудрости. Не моя заслуга в том, что я стал мудрецом, а хозяина, в доме которого я живу. Мой брат не виновен в том, что стал дикарем и невеждой, поскольку он перенял плохие качества своего господина».

#00:20:48#

Эту историю я услышал из лотосоподобных уст моего Гуру Махараджа пятьдесят пять лет тому назад, когда я только присоединился к его миссии. В то время была проповедническая программа, на которой собралось очень много людей, и Гуру Махарадж начал свою проповедь именно с этой истории. Я чувствую, что очень удачлив благодаря тому, что уже пятьдесят пять лет все еще помню наизусть эту шлоку. Гуру Махарадж всегда говорил мне: «Не ищи дурного общения и избегай дурного общества! Стремись всегда обрести общение с праведниками и со святыми трансценденталистами!»

#00:22:02#

тато дух̣сан̇гам утср̣джйа, сатсу саджжета буддхи-ма̄н
санта эва̄сйа чхинданти, мано-вйа̄сан̇гам уктибхих̣[2]

Эту шлоку часто произносил мой Гуру Махарадж, она еще более настойчиво призывает оставить дурное общество. Она призывает тщательно избегать дурного общения, поскольку оно может привести к необратимым последствиям.

#00:23:09#

Дурное общение на самом деле — это общение с полными атеистами, с неверующими людьми, логика которых очень проста: «Я никогда не видел Бога, поэтому для меня Он не существует». Многие вещи в этом мире совершенно неизвестны людям. Например, родившись, я не могу точно сказать, кто мой отец. Я верю словам моей матери, которая говорит: «Посмотри! Этот человек твой отец».

#00:24:26#

Таких примеров великое множество. Мы обладаем настолько незначительным знанием, что нам трудно определить, вращается Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли. Но, слушая мнения авторитетных ученых, мы принимаем их наставления на веру. Помните о том, что семя преданности очень легко может быть разрушено общением с материалистами.

#00:25:46#

Дурное общение иначе еще называется дух-санга, дух̣сан̇гам утср̣джйа. Любой человек, который обладает хотя бы небольшим духовным интеллектом, сатсу саджжета буддхи-ма̄н, всегда будет избегать дурного общества и стремиться к подлинному духовному общению. «Бхагаватам» всегда призывает: «Прими общество садху!» Кто же такой садху? Садху является личностью, которая всю свою жизнь посвятила обретению божественного сознания.

#00:27:07#

Не следует думать, что в нашей духовной жизни нас не будут посещать сомнения. Сомнения приходят и будут приходить, но секрет общения с духовными людьми в том, что духовный человек, садху, обладает квалификацией, подлинным опытом и знанием. Он способен разрушить все наши сомнения, так как знает, как это сделать.

#00:28:19#

В качестве примера можно привести диалог между Шри Чайтаньей Махапрабху и Раманандой Раем. Когда Рамананда Рай обращался к Махапрабху, представляя Ему некие духовные концепции, Шри Чайтанья Махапрабху отвергал их одну за другой, говоря: «Это внешнее. Это тоже является внешним. Иди дальше!» Впоследствии Он раскрыл самую суть духовной жизни.

#00:28:51#

джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва,
джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м
стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир,
йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м[3]

В начале Рамананда Рай предлагал некие поверхностные религиозные идеи, но впоследствии, когда он объяснил, что существует концепция полного предания души, Махапрабху, порадовавшись, процитировал известную шлоку, которая приведена в «Чайтанья-чаритамрите». Он сказал с великой радостью, что это именно то состояние, с которого начинается подлинная духовная жизнь. Это именно то состояние, с которого душа начинает путешествие в мир духовной реальности.

#00:30:49#

Один из смыслов Его высказывания состоит в том, что материальный мир, в котором мы переживаем различный опыт, является ложным, но то, что может дать нам подлинное духовное бытие, по праву считается истинным. Общение с осознавшей себя личностью принесет тебе великое благо. При общении, задавая вопросы и слушая на них ответы, зародится некое восприятие реальности, и плоды этого общения принесут тебе величайшее благо.

#00:32:17#

Это духовное общение не имеет никакого отношения к нашему внешнему материальному положению. Мы можем жить во дворце или быть нищими, наше материальное положение не имеет никакой ценности. Плоды, которые мы можем обрести от подлинного духовного общения, придут лишь тогда, когда мы по-настоящему сможем посвятить себя миру преданности. Мы можем обрести духовные качества, духовное наследие в процессе общения с возвышенной личностью.

#00:34:21#

Однажды во время проповеди Гуру Махараджу задали вопрос: «Если Бог обладает непостижимой природой, как же ограниченное живое существо может постичь Безграничное?»

#00:35:20#

Да, Он воистину безграничен и непостижим, но этот Безграничный и Непостижимый способен пролить Свою милость на ограниченное существо, если оно будет подлинно смиренно и предано Ему. Можно сказать, что безграничное живое существо также может вручить Себя бесконечно малым ограниченным живым существам, душам. Этот процесс происходит благодаря любви и преданности, которой они обладают к этому бесконечному живому существу. Иными словами, Господь может принимать покровительство и быть контролируемым любовью Своих преданных.

#00:36:50#

Возникает вопрос: каким образом мы можем понять, что это не сантименты или эмоции? Что такое подлинная духовная преданность? Эмоции зачастую выглядят как преданность, а преданность зачастую проявляется как эмоции. Поскольку крайне сложно определить, что есть что, предлагается обрести общество преданного, и тогда придет некое понимание.

#00:37:49#

дӯре ш́уддха-према-гандха, капат̣а премера бандха,
                   сеха мора на̄хи кр̣ш̣н̣а-па̄йа
табе йе кари крандана, сва-саубха̄гйа пракхйа̄пана,
                  кари, иха̄ джа̄ниха ниш́чайа[4]

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Махапрабху иллюстрирует это на своем собственном примере. Он рыдает и говорит: «У меня нет никакой преданности Кришне. Если бы во мне была хотя бы капелька преданности, неужели бы я еще жил в этом мире? Я ничем не обладаю. У меня нет ни капли любви к Богу». Таким образом Махапрабху показывает нам подлинное умонастроение преданного.

#00:40:08#

Когда мы общались с престарелыми учениками Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура, иногда в процессе беседы о Кришне слезы наворачивались у нас на глазах, но, памятуя о наставлениях Махапрабху, мы останавливали себя и говорили: «Ты не обладаешь никакой преданностью. Разве то, что ты испытываешь сейчас, есть подлинная кришна-према

#00:41:31#

Изучая писания под руководством Шрилы Гуру Махараджа, невозможно было удержаться от определенных чувств, которые приходили к нам в процессе чтения священных писаний и постижения кришна-лилы. Но в нашей линии мы всегда следовали тому, что никогда не поддавались чувствам, сантиментам. Наше умонастроение всегда было таким: не поддаваться чувствам и всем сердцем, без остатка отдаваться служению Господу.

#00:42:39#

Но, с другой стороны, кто-то может сказать: «Неужели чувства и эмоции святых, которые практикуют сознание Кришны и изучают кришна-лилу, являются некими сантиментами?»

#00:43:23#

На этот вопрос ответил Рупа Госвами, сказав [санскрит], что очень часто при соприкосновении с духовным наше сердце естественным образом будет открываться. Но не следует придавать этому особого значения, поскольку то, что обладает подлинной духовной природой, находится в нас гораздо глубже. Он сказал, что кто-то по своей природе может обладать мягким сентиментальным сердцем, но не следует заострять на этом особое внимание. Кто-то может показать, что обладает некой преданностью, поэтому, когда он будет чувствовать и переживать все, что связано с Кришной, слезы сами собой потекут у него из глаз.

#00:44:37#

Когда мы пытаемся выставить свои духовные чувства напоказ, то это гораздо страшнее, чем мягкое духовное сердце. Те люди, которые имитируют и показывают, что они переживают какой-либо духовный экстаз, на самом деле ничем не обладают и пытаются лишь эксплуатировать свои чувства. Поэтому свое мягкое сердце следует открыть в общении и служении преданным, а не стараться разволновать себя искусственно вызванными эмоциями.

#00:45:55#

Очень часто ко мне приходят какие-то преданные и просят о благословении. Они проливают целую лужу крокодильих слез, прося что-то у меня. Конечно, я принимаю их сантименты, но всегда говорю, чтобы они не поддавались этому, заняли устойчивое положение в подлинной духовной жизни и следовали истинным путем.

#00:47:07#

Шри Чайтанья Махапрабху дал ценнейшие наставления касательно того, как нам следует жить духовной жизнью. Следует быть смиренным и оказывать почтение всем живым существам. В таком умонастроении следует непрестанно воспевать Святое Имя. Несмотря на то, что многие из вас неоднократно слышали эту шлоку, я повторю ее еще раз.

#00:47:31#

тр̣на̄д апи сунӣчена тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣[5]

Одна из шлок Упанишад гласит:

#00:48:05#

уттиш̣т̣хата джа̄грата пра̄пйа вара̄н нибходата
кш̣урасйа дха̄ра̄ ниш́ита̄ дуратйайа̄
дургам̇ патхас тат кавайо ваданти[6]

«Не забывай о том, что сейчас ты находишься в иллюзорном состоянии, подобном сну. Очнись и встань на подлинный духовный путь! Постарайся обрести силы и пройти через этот ураган, который сильнее молнии».

#00:49:18#

…кш̣урасйа дха̄ра̄ ниш́ита̄ дуратйайа̄
дургам̇ патхас тат кавайо ваданти

Следует всегда стремиться искать подлинное духовное общение. Дурное общение может быть крайне неблагоприятным. Если вы не можете обрести личное общество садху, то помните, что садху всегда проявлены в священных писаниях и своих книгах. Вы можете получить это общение через их книги и святые писания. Но всегда, во чтобы то ни стало, стремитесь оставить дурное общество. Путь принятия духовного и отвержения материального всегда будет победоносным для вас.

#00:51:21#

Следует помнить, что не все преданные находятся на одинаковом духовном уровне. Есть преданные, которые обладают [духовным] сознанием на пять, десять, двадцать, тридцать, семьдесят, восемьдесят, девяносто или сто процентов. Всегда старайтесь обрести связь с теми, кто выше вас.

#00:52:16#

Моя молитвенная просьба к тем, кто присутствуют здесь и практикует духовную жизнь: прошу вас, будьте очень серьезны в вашей духовной жизни. Примите общество священных писаний и двигайтесь к прогрессу!

#00:53:46#

В вашем лице я вижу моих спасителей, поскольку я не хочу забыть те наставления, которые в свое время получил от своего Гуру. В вашем обществе я имею возможность их многократно повторять. Поэтому я чувствую великое благо от того, что нахожусь здесь с вами.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

#00:55:25#

Мне осталось пробыть здесь буквально несколько дней, и я обращаюсь к вам: если каким-либо образом я могу послужить кому-то еще, я буду очень счастлив. Вы можете прийти ко мне на даршан и задать любые вопросы. Я с удовольствием постараюсь на них ответить. Кришна, Гуру Махарадж, Шрила Прабхупада и все святые благословляют вас. Такова моя молитва и обращение к вам.

Госвами Махарадж: Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Сурья Бандху Дас
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Сварнанги Деви Даси



[1] «Еда, сон, страх и спаривание — эти действия людей подобны таковым животных, дхарма — их [людей] единственная отличительная особенность, без дхармы люди — те же животные» («Хитопадеша»).

[2] «Разумный человек поэтому должен отвергнуть все дурное общение и вместо этого прибегнуть к обществу святых преданных, чьи слова разрубают необузданную привязанность ума» («Шримад-Бхагаватам», 11.26.26).

[3] «Те, кто, даже продолжая занимать свое место в обществе, не пускаются в умозрительные рассуждения, но телом, умом и речью выражают почтение рассказам о Тебе, всю свою жизнь посвящая этим повествованиям, сошедшим либо с Твоих уст, либо с уст Твоих чистых преданных, без труда покоряют Тебя, хотя никто другой во всех трех мирах не способен победить Тебя» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3).

[4] «Воистину, я бесконечно далек от любви к Кришне. Все, что я делаю, — лишь имитация этой божественной любви. Когда вы видите мои слезы, знайте, что я просто хочу продемонстрировать, как велико мое счастье» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.46).

[5] «Кто смиреннее травинки, терпеливее дерева, почитает всех и каждого и не ищет почета для себя, тот способен вечно славить Святое Имя Кришны» («Шикшаштакам», 3).

[6] «Проснись и воспользуйся человеческой формой жизни. Мудрые трансценденталисты говорят, что труден духовный путь, — он подобен острому лезвию бритвы» («Катха-упанишад», 1.3.14).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования