«Два врага развития преданности». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж, Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 11 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург


 

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Два врага развития преданности

(11 августа 2002 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

#00:00:31#

Шрила Джанардан Махарадж: Человек чувствует, что он не совершает никакого прогресса, но его чувства являются показателем того, что он этот прогресс совершает. А как быть с тем человеком, который чувствует, что он не совершает никакого прогресса, и действительно этот прогресс отсутствует?

#00:01:20#

Шрила Госвами Махарадж: Прежде всего, мне на ум приходят слова Шрилы Шридхара Махараджа. Он говорил о той единственной вещи, что является истинным препятствием на пути вайшнавов. И это препятствие — вайшнава-апарадха. Это может препятствовать духовному прогрессу человека. Также таким препятствием является эго.

#00:02:32#

Шрила Бхактивинод Тхакур говорит в одном месте: «Я по своей природе являюсь вечным слугой Господа Хари, Кришны, но где же Кришна?» Он недоумевает, говоря: «Моя жизнь предназначена для служения Ему, для того, чтобы слушать о Нем и прославлять Его, но Кришны нет». Шрила Гурудев цитировал на днях этот стих, говоря о том, что гора эго отделяет нас от этой Реальности.

#00:03:29#

Однако если человек сумеет удержаться в обществе преданных, то рано или поздно он унаследует то достояние, которым они владеют. Все преданные, приехавшие в Россию из других стран, прилетели сюда на самолете. И так получилось, что они все оказались на одном рейсе, который длился много часов. Они преодолели тысячи километров, чтобы попасть сюда. При таких длительных перелетах кажется, что самолет не летит, то есть возникает ощущение, что он стоит на месте. Но если бы было возможно выйти из самолета во время полета, тогда стало бы очевидно, со сколь огромной скоростью он летит.

#00:04:41#

Поэтому иногда, когда мы находимся в обществе преданных, нам может казаться, что мы не совершаем никакого прогресса. Но если мы отвергнем общество преданных, тогда однозначно нас ждут падения.

#00:06:35#

Шрила Говинда Махарадж: Чувство того, что у тебя что-то есть, что ты чем-то обладаешь, — это мирской опыт. Но подлинный опыт восприятия себя, — об этом говорил Махапрабху: «Ты [Шри Кришна] вложил так много в Свое Святое Имя, Ты вложил всего Себя в эти имена. Но Мое невезение, Моя неудача в том, что у Меня нет ни малейшего влечения к этому». Он выказывает такое настроение самоотрицания. Когда такого рода чувство живет в преданном — чувство того, что он очень незначителен, — тогда можно говорить о том, что он каким-либо образом соприкасается с Реальностью.

#00:07:21#

на према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау
кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум
вам̇ш́ӣ-вила̄сй-а̄нана-локанам̇ вина̄
бибхарми йат пра̄н̣а-патан̇гака̄н вр̣тха̄
1

Этот стих. На према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау.

#00:07:55#

Мы также видим, что в другом месте Махапрабху говорит: «У меня нет ни толики, ни малейшей капли кришна-премы». Но в то же время мы видим, что Махапрабху исполнен этой кришна-премы, Его состояние в целом постоянно экстатично. Он говорит: «Эта кришна-према настолько далека от Меня, что у Меня нет и толики, и малейшей частицы этой любви. Но все видят, Я плачу о кришна-преме. Мои слезы — имитация, призванная показать другим, что Я обладаю кришна-премой». Такого рода чувства выразил сам Махапрабху:

#00:09:21#

дӯре ш́уддха-према-гандха, капат̣а премера бандха,
                    сеха мора на̄хи кр̣ш̣н̣а-па̄йа,
табе йе кари крандана, сва-саубха̄гйа пракхйа̄пана,
                     кари, иха̄ джа̄ниха ниш́чайа
2

#00:09:45#

Кавирадж Госвами написал эту шлоку. Он [Махапрабху] говорит: «Я плачу, Я лью слезы, и люди могут думать, что эти слезы являются чем-то реальным. Но это не более чем представление, призванное показать им, каково Мое счастье». Такое отражение явилось в жизни Махапрабху. И сам Махапрабху учит тому, что если у нас есть нечто подлинное, нечто реальное в сознании Кришны, мы переживаем это так, словно у нас ничего нет. Истина здесь заключается в том, что мы не способны оставить это сознание Кришны, выйти из него. Ваше сердце будет плакать о Кришне, и это свято.

#00:11:46#

Шрила Госвами Махарадж: Однажды Мадхава Пури Махарадж сказал Шриле Шридхару Махараджу: «Я не получаю никакого удовлетворения от изучения „Шримад-Бхагаватам“, от воспевания Святого Имени и от моей жизни в сознании Кришны». На это Шрила Шридхар Махарадж ему сказал: «Ну, так откажись от этого. Не делай это!» И реакция Мадхавы Пури Махараджа была следующей: «Нет, ни в коем случае! Я не могу этого сделать».

#00:12:33#

Шрила Говинда Махарадж: Есть одна очень сладостная и трогательная история о Мадхаве Пури Махарадже. Дело было так: он подумал, что может жить в Индии без визы, и Кришна защитит его. Я сказал ему: «Махарадж, когда срок действия вашей визы истечет, вам следует покинуть Индию и возвратиться сюда уже с [новой] визой». Но он ответил: «Нет-нет. Меня это не заботит. Кришна меня защитит». И произошло следующее: в то время ИСККОН был настроен против нас. Некоторые люди из ИСККОН высказались против него и донесли властям о том, что он находится в Индии нелегально, в результате чего он был надолго выслан из страны.

#00:14:06#

Затем, когда я отправился в Нью-Йорк и жил в доме преданных, он приехал меня навестить. Он джентльмен сам по себе, но я увидел, что он полностью лишился веры в Кришну и вел себя со мной нечестно. Я ачарья, я занимаю это положение, но он не выказал никакого уважения в мой адрес. И он также жаловался на Кришну. Он говорил: «У меня нет никакой веры в вашего Кришну».

#00:15:35#

Он получил ученую степень, стал доктором наук. В настоящее время он занимает должность профессора. Года три-четыре спустя он неожиданно позвонил и смиренно сказал мне многие вещи.

#00:16:30#

Несмотря на его неуважение в мой адрес, я никогда не питал к нему недобрых чувств, потому что знаю, что он обладает многими достоинствами и качествами, и его чувства невозможно изменить в один день. В Нью-Йорке у нас с ним состоялась беседа. Позже он, может быть, размышлял об этом, но никаких немедленных действий не совершал. И только через четыре или, быть может, пять лет спустя внезапно он позвонил мне по телефону и старался определить, какие чувства я питаю по отношению к нему.

#00:17:39#

Я сказал ему в том разговоре: «Шрила Гуру Махарадж дал тебе имя Бхакти Мадхава Пури, и я питаю уважение к этому имени. Я уважаю это имя и тебя». Я объяснил ему: «Ты подумай об этом как следует, и ты сможешь понять». Сейчас он мой постоянный друг. Через каждые два-четыре месяца он звонит мне, и сейчас он исполнен сознания Кришны. Он пребывает в смиренном настроении. Я вижу, каково его настроение сейчас. В Лондоне также он звонил мне в этот раз.

#00:19:04#

Такие чувства иногда посещают преданных. Они чувствуют, что у них ничего нет, что они утратили все, что у них было. И в это время огромную помощь нам может оказать садху-санга. Общение с добрыми друзьями, которыми являются садху, преданные, может оказать очень хорошую поддержку нам. Такую поддержку Мадхава Пури Махарадж получил от меня.

#00:21:04#

Сначала он относился ко мне неуважительно, но я знал, что причиной тому служит его боль, его страдания, это не идет из его сердца. Поэтому, в конечном счете, я его не отверг, а, напротив, отнесся к нему с еще большей заботой.

#00:21:04#

Мои чувства по отношению к нему в самом начале так же были резкими, поскольку Шрила Гуру Махарадж дал ему это имя: Бхакти Мадхава Пури, а престиж Мадхавендры Пури никогда не должен быть подорван. Такое может случиться только в том случае, если он совершит вайшнава-апарадху.

#00:21:48#

йади ваиш̣н̣ава-апара̄дха ут̣хе ха̄тӣ ма̄та̄
упа̄д̣е ва̄ чхин̣д̣е, та̄ра ш́укхи’ йа̄йа па̄та̄
3

#00:22:08#

Это объяснение дает в «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж Госвами. Вайшнава-апарадха очень опасна. Он не совершил вайшнава-апарадху. Он оскорбил Кришну, он совершил кришна-апарадху. Он утратил веру в Кришну. Он не получал поддержки от вайшнавов. Но когда к нему пришла поддержка вайшнавов, тогда к нему вернулось все, что он имел. И это правда. Действительно, иногда мы теряем нашу веру.

#00:23:39#

Изначально это описывает Вишванатх Чакраварти Тхакур в своем произведении «Мадхурья-кадамбини». Затем это комментирует Бхактивинод Тхакур в «Чайтанья-шикшамрите». Они говорят о том, что существуют стадии развития преданности.

#00:24:00#

Шрила Джанардан Махарадж: (непереведенный вопрос об эго).

#00:26:30#

Шрила Говинда Махарадж: Вайшнава-апарадхи. Препятствием является наше эго. Эго является причиной вайшнава-апарадхи. Мысли о том, что я представляю собой что-то, обладаю чем-то, а другой человек лишен всего; что я принадлежу к высшему классу, а он к более низкому уровню и не обладает качествами, являются оскорблением. А источник этого — наше эго. Подобный образ мыслей заставляет думать, что я старше, а он младше, я обладаю квалификацией, а он ее лишен. Но если мы сумеем избавиться от такого подхода и от эго, тогда мы будем свободны от оскорблений.

#00:28:01#

Стадия гхана-тарала — состояние очень неустойчивой веры. Сначала, когда мы только приходим в сознание Кришны, мы можем испытывать великий энтузиазм. Затем, по мере нашего опыта, нашей жизни в сознании Кришны, мы начинаем видеть, что эта вера очень тонка, очень непрочна, хрупка (буквально говорится, жидкая). Мы почти теряем, утрачиваем полностью эту веру. Такого рода чувства придут к вам.

#00:29:42#

Шрила Джанардан Махарадж: Каково значение слов гхана-тарала?

Шрила Говинда Махарадж: (непереведенные реплики: Шрила Гурудев говорит о том, что он уже объяснил значение этих слов; затем он пытается вспомнить шлоку Санатаны Госвами, ссылаясь на то, что ее в каком-то месте цитирует Шрила Шридхар Махарадж).

#00:32:10#

Из-за плохого здоровья я чувствую, что моя помять ухудшилась. Я не могу помнить шлоки и объяснения к ним как раньше. Но в благом обществе всех преданных я чувствую, что силы возвращаются ко мне. В обществе всех этих махараджей я чувствую, что обретаю силу. Сила и память приходят ко мне вновь в обществе преданных и махараджей. [Далее неразборчиво: Шрила Гурудев шутит.]

#00:33:28#

[шлока]

#00:33:55#

Гуру Махарадж говорил относительно чтения священных писаний то, что нам следует изучать их с полным внимание и духом покорности. Тогда смысл того, что мы читаем, явит себя в наших сердцах. Мы можем не знать очень многого, но если мы обладаем этим духом покорности, веры и преданности, тогда смысл откроется нам.

#00:35:28#

Я много раз рассказывал следующую историю и расскажу ее еще раз, чтобы было совсем ясно. Я плохо знаю английский. Весь мир знает его. Когда Сагар Махарадж работал над «Брахма-самхитой», то некоторые места в комментариях Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура были ему неясны, и он хотел изменить их. Но я сказал: «Нет! Это комментарии Сарасвати Тхакура. В эти мысли должен быть вложен некий смысл». Я сказал: «Не изменяй эти комментарии! Оставь такими, какие они есть». Но он не мог пойти на компромисс со своим разумом. И он говорил мне: «Махарадж, тут ошибки!» Я говорил: «Нет! Здесь все правильно!» Но он убеждал меня, что в тексте есть ошибки.

#00:36:59#

Тогда я сказал: «Я постараюсь объяснить тебе истинный смысл этого». И хотя я не читал этого [прежде], но у меня была вера в Сарасвати Тхакура. Я прочел эти непонятные для него места два или три раза. Я читал их вновь и вновь, и затем смысл открылся мне. Он [Сагар Махарадж] был очень счастлив услышать мои объяснения и подтвердил: «Да! Вот он смысл!» Здесь главное не то, что я плохо знаю английский язык, главное не знание языка, но вера в Сарасвати Тхакура.

#00:38:12#

Источником любого звука является Ом. Мы не знаем смысла Ом. Он нам неведом. Но в этом звуке Ом заключена концепция Радхи и Кришны. Поэтому тот, кто обладает подлинным чувством и преданностью, тот сумеет определить источник, откуда исходит звук Ом. Есть такое выражение, которое гласит, что источник этого звука — флейта Кришны. Тогда становится ясно, что Кришна издает на Своей флейте этот звук. И это может утверждать только тот, кто обладает такой концепцией, таким представлением. Таким образом эта истина являет нам себя.

#00:40:12#

Я могу сказать всем, что не стоит исследовать, пытаться понять это самому. Эта истина сама явит себя сердцу. Следуйте тому, что я говорю. Поддерживая иные религии, я могу сказать, что основанием любой религии является вера. Основанием всего служит вера. Затем эта вера, выраженная в определенном звуке, нисходит к вам.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

[непереведенная реплика]

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Джай харинам-санкиртан ки джай!

Джай Харидас Тхакур ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх в Санкт-Петербурге ки джай!

Всем вайшнавам ки джай!

Преданные всего мира ки джай!

Гаура премананде Харибол!

Шрила Госвами Махарадж: Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья[-варья] Аштоттара-шата-шри Шримад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Девятнадцатое мировое турне Шрилы Говинды Махараджа ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Гунали Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 

1 «Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: „В Моем сердце нет и следа любви к Богу. Я рыдаю от разлуки, только чтобы выставить напоказ Свою необычайную удачу, хотя в действительности, не видя очаровательного лица Кришны, Я живу бесцельно, словно букашка“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.45).

2 «Воистину, Я бесконечно далек от любви к Кришне. Все, что Я делаю, — лишь имитация этой божественной любви. Когда вы видите Мои слезы, знайте, что Я просто хочу продемонстрировать, как велико Мое счастье» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.46).

3 «Оскорбление, нанесенное вайшнаву (вайшнава-апарадха), словно бешеный слон, вырвет с корнем лиану преданности, растопчет ее, а все листья на ней завянут» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.156).




←  JivJagoOrchestra на фестивале VEDALIFE. 27 июля 2013 года | Киев, Украина ·• Архив новостей •· Воскресный фестиваль в киевской студии йоги VEDALIFE. 18 августа 2013 года  →

 

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Два врага развития преданности

(11 августа 2002 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

#00:00:31#

Шрила Джанардан Махарадж: Человек чувствует, что он не совершает никакого прогресса, но его чувства являются показателем того, что он этот прогресс совершает. А как быть с тем человеком, который чувствует, что он не совершает никакого прогресса, и действительно этот прогресс отсутствует?

#00:01:20#

Шрила Госвами Махарадж: Прежде всего, мне на ум приходят слова Шрилы Шридхара Махараджа. Он говорил о той единственной вещи, что является истинным препятствием на пути вайшнавов. И это препятствие — вайшнава-апарадха. Это может препятствовать духовному прогрессу человека. Также таким препятствием является эго.

#00:02:32#

Шрила Бхактивинод Тхакур говорит в одном месте: «Я по своей природе являюсь вечным слугой Господа Хари, Кришны, но где же Кришна?» Он недоумевает, говоря: «Моя жизнь предназначена для служения Ему, для того, чтобы слушать о Нем и прославлять Его, но Кришны нет». Шрила Гурудев цитировал на днях этот стих, говоря о том, что гора эго отделяет нас от этой Реальности.

#00:03:29#

Однако если человек сумеет удержаться в обществе преданных, то рано или поздно он унаследует то достояние, которым они владеют. Все преданные, приехавшие в Россию из других стран, прилетели сюда на самолете. И так получилось, что они все оказались на одном рейсе, который длился много часов. Они преодолели тысячи километров, чтобы попасть сюда. При таких длительных перелетах кажется, что самолет не летит, то есть возникает ощущение, что он стоит на месте. Но если бы было возможно выйти из самолета во время полета, тогда стало бы очевидно, со сколь огромной скоростью он летит.

#00:04:41#

Поэтому иногда, когда мы находимся в обществе преданных, нам может казаться, что мы не совершаем никакого прогресса. Но если мы отвергнем общество преданных, тогда однозначно нас ждут падения.

#00:06:35#

Шрила Говинда Махарадж: Чувство того, что у тебя что-то есть, что ты чем-то обладаешь, — это мирской опыт. Но подлинный опыт восприятия себя, — об этом говорил Махапрабху: «Ты [Шри Кришна] вложил так много в Свое Святое Имя, Ты вложил всего Себя в эти имена. Но Мое невезение, Моя неудача в том, что у Меня нет ни малейшего влечения к этому». Он выказывает такое настроение самоотрицания. Когда такого рода чувство живет в преданном — чувство того, что он очень незначителен, — тогда можно говорить о том, что он каким-либо образом соприкасается с Реальностью.

#00:07:21#

на према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау
кранда̄ми саубха̄гйа-бхарам̇ прака̄ш́итум
вам̇ш́ӣ-вила̄сй-а̄нана-локанам̇ вина̄
бибхарми йат пра̄н̣а-патан̇гака̄н вр̣тха̄
1

Этот стих. На према-гандхо ’сти дара̄пи ме харау.

#00:07:55#

Мы также видим, что в другом месте Махапрабху говорит: «У меня нет ни толики, ни малейшей капли кришна-премы». Но в то же время мы видим, что Махапрабху исполнен этой кришна-премы, Его состояние в целом постоянно экстатично. Он говорит: «Эта кришна-према настолько далека от Меня, что у Меня нет и толики, и малейшей частицы этой любви. Но все видят, Я плачу о кришна-преме. Мои слезы — имитация, призванная показать другим, что Я обладаю кришна-премой». Такого рода чувства выразил сам Махапрабху:

#00:09:21#

дӯре ш́уддха-према-гандха, капат̣а премера бандха,
                    сеха мора на̄хи кр̣ш̣н̣а-па̄йа,
табе йе кари крандана, сва-саубха̄гйа пракхйа̄пана,
                     кари, иха̄ джа̄ниха ниш́чайа
2

#00:09:45#

Кавирадж Госвами написал эту шлоку. Он [Махапрабху] говорит: «Я плачу, Я лью слезы, и люди могут думать, что эти слезы являются чем-то реальным. Но это не более чем представление, призванное показать им, каково Мое счастье». Такое отражение явилось в жизни Махапрабху. И сам Махапрабху учит тому, что если у нас есть нечто подлинное, нечто реальное в сознании Кришны, мы переживаем это так, словно у нас ничего нет. Истина здесь заключается в том, что мы не способны оставить это сознание Кришны, выйти из него. Ваше сердце будет плакать о Кришне, и это свято.

#00:11:46#

Шрила Госвами Махарадж: Однажды Мадхава Пури Махарадж сказал Шриле Шридхару Махараджу: «Я не получаю никакого удовлетворения от изучения „Шримад-Бхагаватам“, от воспевания Святого Имени и от моей жизни в сознании Кришны». На это Шрила Шридхар Махарадж ему сказал: «Ну, так откажись от этого. Не делай это!» И реакция Мадхавы Пури Махараджа была следующей: «Нет, ни в коем случае! Я не могу этого сделать».

#00:12:33#

Шрила Говинда Махарадж: Есть одна очень сладостная и трогательная история о Мадхаве Пури Махарадже. Дело было так: он подумал, что может жить в Индии без визы, и Кришна защитит его. Я сказал ему: «Махарадж, когда срок действия вашей визы истечет, вам следует покинуть Индию и возвратиться сюда уже с [новой] визой». Но он ответил: «Нет-нет. Меня это не заботит. Кришна меня защитит». И произошло следующее: в то время ИСККОН был настроен против нас. Некоторые люди из ИСККОН высказались против него и донесли властям о том, что он находится в Индии нелегально, в результате чего он был надолго выслан из страны.

#00:14:06#

Затем, когда я отправился в Нью-Йорк и жил в доме преданных, он приехал меня навестить. Он джентльмен сам по себе, но я увидел, что он полностью лишился веры в Кришну и вел себя со мной нечестно. Я ачарья, я занимаю это положение, но он не выказал никакого уважения в мой адрес. И он также жаловался на Кришну. Он говорил: «У меня нет никакой веры в вашего Кришну».

#00:15:35#

Он получил ученую степень, стал доктором наук. В настоящее время он занимает должность профессора. Года три-четыре спустя он неожиданно позвонил и смиренно сказал мне многие вещи.

#00:16:30#

Несмотря на его неуважение в мой адрес, я никогда не питал к нему недобрых чувств, потому что знаю, что он обладает многими достоинствами и качествами, и его чувства невозможно изменить в один день. В Нью-Йорке у нас с ним состоялась беседа. Позже он, может быть, размышлял об этом, но никаких немедленных действий не совершал. И только через четыре или, быть может, пять лет спустя внезапно он позвонил мне по телефону и старался определить, какие чувства я питаю по отношению к нему.

#00:17:39#

Я сказал ему в том разговоре: «Шрила Гуру Махарадж дал тебе имя Бхакти Мадхава Пури, и я питаю уважение к этому имени. Я уважаю это имя и тебя». Я объяснил ему: «Ты подумай об этом как следует, и ты сможешь понять». Сейчас он мой постоянный друг. Через каждые два-четыре месяца он звонит мне, и сейчас он исполнен сознания Кришны. Он пребывает в смиренном настроении. Я вижу, каково его настроение сейчас. В Лондоне также он звонил мне в этот раз.

#00:19:04#

Такие чувства иногда посещают преданных. Они чувствуют, что у них ничего нет, что они утратили все, что у них было. И в это время огромную помощь нам может оказать садху-санга. Общение с добрыми друзьями, которыми являются садху, преданные, может оказать очень хорошую поддержку нам. Такую поддержку Мадхава Пури Махарадж получил от меня.

#00:21:04#

Сначала он относился ко мне неуважительно, но я знал, что причиной тому служит его боль, его страдания, это не идет из его сердца. Поэтому, в конечном счете, я его не отверг, а, напротив, отнесся к нему с еще большей заботой.

#00:21:04#

Мои чувства по отношению к нему в самом начале так же были резкими, поскольку Шрила Гуру Махарадж дал ему это имя: Бхакти Мадхава Пури, а престиж Мадхавендры Пури никогда не должен быть подорван. Такое может случиться только в том случае, если он совершит вайшнава-апарадху.

#00:21:48#

йади ваиш̣н̣ава-апара̄дха ут̣хе ха̄тӣ ма̄та̄
упа̄д̣е ва̄ чхин̣д̣е, та̄ра ш́укхи’ йа̄йа па̄та̄
3

#00:22:08#

Это объяснение дает в «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж Госвами. Вайшнава-апарадха очень опасна. Он не совершил вайшнава-апарадху. Он оскорбил Кришну, он совершил кришна-апарадху. Он утратил веру в Кришну. Он не получал поддержки от вайшнавов. Но когда к нему пришла поддержка вайшнавов, тогда к нему вернулось все, что он имел. И это правда. Действительно, иногда мы теряем нашу веру.

#00:23:39#

Изначально это описывает Вишванатх Чакраварти Тхакур в своем произведении «Мадхурья-кадамбини». Затем это комментирует Бхактивинод Тхакур в «Чайтанья-шикшамрите». Они говорят о том, что существуют стадии развития преданности.

#00:24:00#

Шрила Джанардан Махарадж: (непереведенный вопрос об эго).

#00:26:30#

Шрила Говинда Махарадж: Вайшнава-апарадхи. Препятствием является наше эго. Эго является причиной вайшнава-апарадхи. Мысли о том, что я представляю собой что-то, обладаю чем-то, а другой человек лишен всего; что я принадлежу к высшему классу, а он к более низкому уровню и не обладает качествами, являются оскорблением. А источник этого — наше эго. Подобный образ мыслей заставляет думать, что я старше, а он младше, я обладаю квалификацией, а он ее лишен. Но если мы сумеем избавиться от такого подхода и от эго, тогда мы будем свободны от оскорблений.

#00:28:01#

Стадия гхана-тарала — состояние очень неустойчивой веры. Сначала, когда мы только приходим в сознание Кришны, мы можем испытывать великий энтузиазм. Затем, по мере нашего опыта, нашей жизни в сознании Кришны, мы начинаем видеть, что эта вера очень тонка, очень непрочна, хрупка (буквально говорится, жидкая). Мы почти теряем, утрачиваем полностью эту веру. Такого рода чувства придут к вам.

#00:29:42#

Шрила Джанардан Махарадж: Каково значение слов гхана-тарала?

Шрила Говинда Махарадж: (непереведенные реплики: Шрила Гурудев говорит о том, что он уже объяснил значение этих слов; затем он пытается вспомнить шлоку Санатаны Госвами, ссылаясь на то, что ее в каком-то месте цитирует Шрила Шридхар Махарадж).

#00:32:10#

Из-за плохого здоровья я чувствую, что моя помять ухудшилась. Я не могу помнить шлоки и объяснения к ним как раньше. Но в благом обществе всех преданных я чувствую, что силы возвращаются ко мне. В обществе всех этих махараджей я чувствую, что обретаю силу. Сила и память приходят ко мне вновь в обществе преданных и махараджей. [Далее неразборчиво: Шрила Гурудев шутит.]

#00:33:28#

[шлока]

#00:33:55#

Гуру Махарадж говорил относительно чтения священных писаний то, что нам следует изучать их с полным внимание и духом покорности. Тогда смысл того, что мы читаем, явит себя в наших сердцах. Мы можем не знать очень многого, но если мы обладаем этим духом покорности, веры и преданности, тогда смысл откроется нам.

#00:35:28#

Я много раз рассказывал следующую историю и расскажу ее еще раз, чтобы было совсем ясно. Я плохо знаю английский. Весь мир знает его. Когда Сагар Махарадж работал над «Брахма-самхитой», то некоторые места в комментариях Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура были ему неясны, и он хотел изменить их. Но я сказал: «Нет! Это комментарии Сарасвати Тхакура. В эти мысли должен быть вложен некий смысл». Я сказал: «Не изменяй эти комментарии! Оставь такими, какие они есть». Но он не мог пойти на компромисс со своим разумом. И он говорил мне: «Махарадж, тут ошибки!» Я говорил: «Нет! Здесь все правильно!» Но он убеждал меня, что в тексте есть ошибки.

#00:36:59#

Тогда я сказал: «Я постараюсь объяснить тебе истинный смысл этого». И хотя я не читал этого [прежде], но у меня была вера в Сарасвати Тхакура. Я прочел эти непонятные для него места два или три раза. Я читал их вновь и вновь, и затем смысл открылся мне. Он [Сагар Махарадж] был очень счастлив услышать мои объяснения и подтвердил: «Да! Вот он смысл!» Здесь главное не то, что я плохо знаю английский язык, главное не знание языка, но вера в Сарасвати Тхакура.

#00:38:12#

Источником любого звука является Ом. Мы не знаем смысла Ом. Он нам неведом. Но в этом звуке Ом заключена концепция Радхи и Кришны. Поэтому тот, кто обладает подлинным чувством и преданностью, тот сумеет определить источник, откуда исходит звук Ом. Есть такое выражение, которое гласит, что источник этого звука — флейта Кришны. Тогда становится ясно, что Кришна издает на Своей флейте этот звук. И это может утверждать только тот, кто обладает такой концепцией, таким представлением. Таким образом эта истина являет нам себя.

#00:40:12#

Я могу сказать всем, что не стоит исследовать, пытаться понять это самому. Эта истина сама явит себя сердцу. Следуйте тому, что я говорю. Поддерживая иные религии, я могу сказать, что основанием любой религии является вера. Основанием всего служит вера. Затем эта вера, выраженная в определенном звуке, нисходит к вам.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

[непереведенная реплика]

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай сапарикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Джай харинам-санкиртан ки джай!

Джай Харидас Тхакур ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх в Санкт-Петербурге ки джай!

Всем вайшнавам ки джай!

Преданные всего мира ки джай!

Гаура премананде Харибол!

Шрила Госвами Махарадж: Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья[-варья] Аштоттара-шата-шри Шримад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Девятнадцатое мировое турне Шрилы Говинды Махараджа ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Гунали Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 

1 «Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: „В Моем сердце нет и следа любви к Богу. Я рыдаю от разлуки, только чтобы выставить напоказ Свою необычайную удачу, хотя в действительности, не видя очаровательного лица Кришны, Я живу бесцельно, словно букашка“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.45).

2 «Воистину, Я бесконечно далек от любви к Кришне. Все, что Я делаю, — лишь имитация этой божественной любви. Когда вы видите Мои слезы, знайте, что Я просто хочу продемонстрировать, как велико Мое счастье» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.46).

3 «Оскорбление, нанесенное вайшнаву (вайшнава-апарадха), словно бешеный слон, вырвет с корнем лиану преданности, растопчет ее, а все листья на ней завянут» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.156).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования