«Безграничный мир сознания». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 10 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 27.09M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Безграничный мир сознания

(10 августа 2003 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шрила Говинда Махарадж: Харе Кришна!

Шрила Авадхут Махарадж: Сегодня мы очень удачливы: Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж в нашем обществе. Если есть какие-то вопросы о сознании Кришны, можно задать Гурудеву. Утренний даршан. Наше время очень ограничено. Какие-то вопросы есть у кого-то?

#00:00:23#

Вопрос: Имеет ли последний грешник в этом материальном мире маленькое место в вашем великом сердце?

Шрила Говинда Махарадж: Кришна принимает нашу преданность, умонастроение нашего сердца, и тот, кто проявляет эти чувства естественным образом, обретает милость Господа.

Шрила Авадхут Махарадж (дополняет): Имеется в виду, что Гурудев тебя благословил.

#00:01:52#

Вопрос: Как можно увидеть благословения от Гуру или почувствовать благословения от Гуру? Как их можно почувствовать или увидеть?

Шрила Говинда Махарадж: Поскольку преданность — безграничное чувство, она обладает разными оттенками. Следует понимать, что преданные не могут одинаково переживать это чувство. Каждый в соответствии со своей индивидуальностью будет переживать его на своем индивидуальном уникальном уровне.

#00:03:03#

Также следует понять, что отношения с Истиной не одинаковые у всех. Хотя их можно квалифицировать, но они индивидуальны. И безусловно, каждый будет переживать чувства индивидуально, но в целом можно сказать, что когда в нашем сердце обретается радость при виде Гуру, когда мы испытываем энтузиазм к духовной жизни, к сознанию Кришны, тогда, можно сказать, что мы обрели милость. Это можно сравнить с тем чувством, когда отец видит сына, а сын видит отца. Никто не может сказать, что это, но, видя друг друга, отец с сыном оба переживают незабываемые чувства.

#00:04:45#

Вопрос (неразборчиво): В материальном мире мы практикуем все вместе как большая семья, а в духовный мир мы попадаем индивидуально. Чем отличается...

Шрила Говинда Махарадж: Если до какой-то степени нам известна природа духовного мира, тогда мы очень быстро можем понять суть того, каково бытие в том мире реальности, где нет таких понятий, как мирское время, мирское пространство. Писания приводят такие примеры: стоит лишь подумать о чем-то, как деревья, исполняющие желания, моментально исполняют это.

Иными словами, если я, находясь в духовном мире, подумаю о воде, то вода появится у меня в руке. Если я в том мире подумаю о ком-то из своих друзей или близких, то моментально получу возможность общения с ними. Поскольку в том высшем мире не существует никаких ограничений, тот мир полностью состоит из сознания, а сознание не имеет никаких границ.

#00:08:50#

Таков тот план бытия, где никакие ограничения этого мира не существуют. Все, что происходит там, происходит безгранично и непостижимо. Поэтому мы говорим, что тот мир является безграничным, но также говорится, что Безграничное по Своей собственной воле может явить Себя ограниченному, то есть нам.

Когда речь идет о Божественной Чете, Радхе и Кришне, следует понять, что Их взаимоотношения, Их лила безгранична. Она проявляется иногда как встреча, а иногда — как разлука, то есть когда Они расстаются друг с другом. Таким образом Они переживают Свои высшие чувства.

#00:10:55#

Когда мы говорим об этом высшем плане бытия и взаимоотношениях Божественной Четы, следует понять, что Они в полной степени переживают все ощущения, Они обладают трансцендентными чувствами. Тот план бытия не безлик и не бесформен, он исполнен форм и чувств. Если там кто-либо в своем сознании подумает или пожелает встретиться с Гуру, к примеру, или с кем-то, с кем он связан, то в совершенном сознании эта встреча моментально произойдет. Чувства, которые проявляются там, великие святые делят на два типа. Первое — это союз, а второе — это чувство разлуки.

#00:12:59#

Но следует понять: то, о чем идет речь, непостижимо для нас, ограниченных живых существ, поэтому Шри Чайтанья Махапрабху называет это ачинтья — непостижимым. Это высшее сознание может быть явлено только по милости свыше. Если живое существо обретет милость свыше, оно сможет постичь это. Если живое существо не обретет милость свыше, то это так и останется непостижимым для его восприятия.

#00:14:10#

В этом ограниченном мире мы абсолютно не можем представить, что такое вечное и все эти категории. Но по милости Гуру и священных писаний мы можем в определенный момент постичь, что все то, о чем идет речь в священных писаниях, все то, что рассказывает нам Гуру, происходит в вечном мире и обладает вечными характеристиками.

#00:15:03#

Вопрос: Значит ли это, что удачливая душа из материального мира, попав в духовный мир, сохраняет память об этом опыте материального мира, либо она забывает об этом?

Шрила Говинда Махарадж: Если какая-либо душа моментально, в экстренных случаях, попадает в духовный мир, то какое-то время некое представление о том, что она существовала на каком-то ином, более низком плане бытия, может остаться. Потом, естественно, оно сотрется навсегда из памяти. В первые моменты существования в духовном мире некое представление о более низком плане бытия будет сохраняться, но как только живое существо соприкоснется с красотой, с очарованием, со служением того мира, негативная память о материальном бытии тут же исчезнет.

#00:17:23#

В этом мире мы придаем большое значение собственным ощущениям, переживаниям, самим себе. Можно сказать, что мы собираем здесь «документы» для переезда в духовный мир. Но как только наши «документы» собраны, наш «паспорт» получен, и миграция в духовный мир произошла, то естественным образом память об этом плане бытия не имеет никакого смысла.

#00:18:27#

Вопрос: Значит ли это, что Гуру, который ушел в духовный мир, оставив тело, забывает о своих учениках, которые остаются здесь, если память утрачивается?

Шрила Говинда Махарадж: Гуру — это непостижимый божественный принцип, поэтому он обладает сознательной формой. Гуру — не некая материальная субстанция. Поэтому на любом плане бытия мой Гуру всегда останется Гуру, а я всегда останусь учеником.

#00:19:53#

[санскрит]

#00:21:28#

Поймите, что речь идет о том плане бытия, который не в состоянии достичь с помощью нашего мирского разума. Вся наша логика, все наши представления о том мире ничего не стоят. Реализации приходят не в начале, а на определенной зрелой стадии духовной жизни. Поэтому если мы будем искренне служить и воспевать Святое Имя, постепенно некоторые истины явятся для нас, и мы сможем что-то понять. В материальном мире мы существуем в оскверненном или в «отраженном» сознании, мы не имеем дело с реальностью, только с тенью.

#00:22:36#

Вопрос (неразборчиво): Является ли падение души частью плана Господа?

Шрила Говинда Махарадж: Для Божественного все Его деяния божественны. С точки зрения Кришны, падение души в материальный мир — это часть какой-то Его великой игры, но с точки зрения души попадание в материальный мир — значит, что, будучи элементом высшего сознания, в какой-то момент душа попадает под влияние низшего материалистичного сознания и таким образом становится порабощенной или обусловленной душой. Но когда эта порабощенная или обусловленная душа благодаря соприкосновению с сознанием Кришны соприкасается с высшим сознанием и обретает возможность избавиться от болезни [одержимости материей] или обусловленности [материей], это и называется освобождением.

#00:28:23#

Следует заметить, что освобождение — это не просто момент освобождения от обусловленности, но с вайшнавской точки зрения освобождение означает то, что душа получает возможность служения и участия в том мире служения, в том мире, где происходят божественные деяния. И это необязательно происходит тогда, когда душа оставляет этот план бытия, поскольку в сознании Кришны мы можем уже здесь и сейчас обрести некую реальную связь с высшим миром, если мы действительно хорошие «студенты». Можно привести пример: некий студент может находиться в университете на обучении, но, если он проявляет качества, таланты, учителя могут заметить его и дать возможность ему быть репетитором для других студентов и т. д.

То есть для тех, кто занят и отдается служению, происходит так, что уже в этом мире он обретает связь с тем миром бытия, и этот духовный мир уже доверяет ему некое духовное служение. Далее в процессе совершенствования, естественным образом обретая некую духовную связь здесь, живое существо достигает высшего плана бытия и обретает эту вечную связь там, в мире сознания Кришны.

#00:30:24#

Вопрос (неразборчиво): Есть ли связь между имперсональным освобождением и...

Шрила Говинда Махарадж: Следует понять, что между имперсональным освобождением, блаженством, которые испытывают те души, которые растворяют свое сознание в Брахмане, и между душами, которые обретают сознание Голоки, существует огромная разница. Когда душа попадает в Брахман, она фактически теряет свое индивидуальное бытие. Поэтому ее индивидуальное счастье называется не ананда, а брахмананда. Иными словами, она переживает коллективное счастье, сливаясь с коллективным сознанием. Она уже больше не существует как индивидуальная частица.

#00:33:54#

Не следует сравнивать блаженство имперсонального освобождения с блаженством, которое существует в гораздо более высоком мире. Этот мир называется мир Вайкунтхи. Когда речь идет об имперсональном освобождении, в нем живое существо утрачивает всякую индивидуальность, то есть оно уже перестает существовать как индивидуальная единица сознания. И такие аспекты, как знание, познающий, познаваемое исчезают. Все эти аспекты отсутствуют на том плане бытия. Но живое существо благодаря процессу бхакти может превзойти этот план сознания, который называется Брахма-лока, и попасть в мир Вайкунтхи. Миры Вайкунтхи разделены на определенные пласты бытия, на которых пребывает Господь в разных аспектах — таких как Нараяна, Нрисимха и т. д.

То бытие невозможно сравнить с материальным, оно полностью духовно. Это бытие основано на духовной форме и духовных деяниях. Индивидуальность сохраняется там. Все чувства и все бытие обладает своей уникальной индивидуальной духовной природой.

#00:36:23#

Когда речь идет о том плане бытия, где происходят божественные деяния, следует понять, что это безграничный мир сознания, где проявлены безграничные божественные формы, где они вступают в различные взаимоотношения, испытывают определенные чувства, обмениваются этими чувствами и так далее. Это нельзя сравнить с одной футбольной площадкой, стадионом, где происходит один матч. Это план бытия, где постоянно являются разные воплощения и происходят вечные безграничные деяния. Все формы Господа, такие как Рама, Вамана и многие другие, обладают своей собственной игрой и собственным пространством для этой игры.

Таким образом, это и есть понятие Вайкунтха — безграничное. И все, о чем идет речь сейчас, проявляется в категории ачинтья — непостижимого. Это невозможно проанализировать, представить или каким-либо образом скалькулировать.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнила: Яшода Прия Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 



←  Вьяса-пуджа Шрилы Гурудева. 8 декабря 2014 года. Томск ·• Архив новостей •· Празднование дня явления Шрилы Гурудева. 7–8 декабря 2014 года. Киев, Украина  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 28.4 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Безграничный мир сознания

(10 августа 2003 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шрила Говинда Махарадж: Харе Кришна!

Шрила Авадхут Махарадж: Сегодня мы очень удачливы: Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж в нашем обществе. Если есть какие-то вопросы о сознании Кришны, можно задать Гурудеву. Утренний даршан. Наше время очень ограничено. Какие-то вопросы есть у кого-то?

#00:00:23#

Вопрос: Имеет ли последний грешник в этом материальном мире маленькое место в вашем великом сердце?

Шрила Говинда Махарадж: Кришна принимает нашу преданность, умонастроение нашего сердца, и тот, кто проявляет эти чувства естественным образом, обретает милость Господа.

Шрила Авадхут Махарадж (дополняет): Имеется в виду, что Гурудев тебя благословил.

#00:01:52#

Вопрос: Как можно увидеть благословения от Гуру или почувствовать благословения от Гуру? Как их можно почувствовать или увидеть?

Шрила Говинда Махарадж: Поскольку преданность — безграничное чувство, она обладает разными оттенками. Следует понимать, что преданные не могут одинаково переживать это чувство. Каждый в соответствии со своей индивидуальностью будет переживать его на своем индивидуальном уникальном уровне.

#00:03:03#

Также следует понять, что отношения с Истиной не одинаковые у всех. Хотя их можно квалифицировать, но они индивидуальны. И безусловно, каждый будет переживать чувства индивидуально, но в целом можно сказать, что когда в нашем сердце обретается радость при виде Гуру, когда мы испытываем энтузиазм к духовной жизни, к сознанию Кришны, тогда, можно сказать, что мы обрели милость. Это можно сравнить с тем чувством, когда отец видит сына, а сын видит отца. Никто не может сказать, что это, но, видя друг друга, отец с сыном оба переживают незабываемые чувства.

#00:04:45#

Вопрос (неразборчиво): В материальном мире мы практикуем все вместе как большая семья, а в духовный мир мы попадаем индивидуально. Чем отличается...

Шрила Говинда Махарадж: Если до какой-то степени нам известна природа духовного мира, тогда мы очень быстро можем понять суть того, каково бытие в том мире реальности, где нет таких понятий, как мирское время, мирское пространство. Писания приводят такие примеры: стоит лишь подумать о чем-то, как деревья, исполняющие желания, моментально исполняют это.

Иными словами, если я, находясь в духовном мире, подумаю о воде, то вода появится у меня в руке. Если я в том мире подумаю о ком-то из своих друзей или близких, то моментально получу возможность общения с ними. Поскольку в том высшем мире не существует никаких ограничений, тот мир полностью состоит из сознания, а сознание не имеет никаких границ.

#00:08:50#

Таков тот план бытия, где никакие ограничения этого мира не существуют. Все, что происходит там, происходит безгранично и непостижимо. Поэтому мы говорим, что тот мир является безграничным, но также говорится, что Безграничное по Своей собственной воле может явить Себя ограниченному, то есть нам.

Когда речь идет о Божественной Чете, Радхе и Кришне, следует понять, что Их взаимоотношения, Их лила безгранична. Она проявляется иногда как встреча, а иногда — как разлука, то есть когда Они расстаются друг с другом. Таким образом Они переживают Свои высшие чувства.

#00:10:55#

Когда мы говорим об этом высшем плане бытия и взаимоотношениях Божественной Четы, следует понять, что Они в полной степени переживают все ощущения, Они обладают трансцендентными чувствами. Тот план бытия не безлик и не бесформен, он исполнен форм и чувств. Если там кто-либо в своем сознании подумает или пожелает встретиться с Гуру, к примеру, или с кем-то, с кем он связан, то в совершенном сознании эта встреча моментально произойдет. Чувства, которые проявляются там, великие святые делят на два типа. Первое — это союз, а второе — это чувство разлуки.

#00:12:59#

Но следует понять: то, о чем идет речь, непостижимо для нас, ограниченных живых существ, поэтому Шри Чайтанья Махапрабху называет это ачинтья — непостижимым. Это высшее сознание может быть явлено только по милости свыше. Если живое существо обретет милость свыше, оно сможет постичь это. Если живое существо не обретет милость свыше, то это так и останется непостижимым для его восприятия.

#00:14:10#

В этом ограниченном мире мы абсолютно не можем представить, что такое вечное и все эти категории. Но по милости Гуру и священных писаний мы можем в определенный момент постичь, что все то, о чем идет речь в священных писаниях, все то, что рассказывает нам Гуру, происходит в вечном мире и обладает вечными характеристиками.

#00:15:03#

Вопрос: Значит ли это, что удачливая душа из материального мира, попав в духовный мир, сохраняет память об этом опыте материального мира, либо она забывает об этом?

Шрила Говинда Махарадж: Если какая-либо душа моментально, в экстренных случаях, попадает в духовный мир, то какое-то время некое представление о том, что она существовала на каком-то ином, более низком плане бытия, может остаться. Потом, естественно, оно сотрется навсегда из памяти. В первые моменты существования в духовном мире некое представление о более низком плане бытия будет сохраняться, но как только живое существо соприкоснется с красотой, с очарованием, со служением того мира, негативная память о материальном бытии тут же исчезнет.

#00:17:23#

В этом мире мы придаем большое значение собственным ощущениям, переживаниям, самим себе. Можно сказать, что мы собираем здесь «документы» для переезда в духовный мир. Но как только наши «документы» собраны, наш «паспорт» получен, и миграция в духовный мир произошла, то естественным образом память об этом плане бытия не имеет никакого смысла.

#00:18:27#

Вопрос: Значит ли это, что Гуру, который ушел в духовный мир, оставив тело, забывает о своих учениках, которые остаются здесь, если память утрачивается?

Шрила Говинда Махарадж: Гуру — это непостижимый божественный принцип, поэтому он обладает сознательной формой. Гуру — не некая материальная субстанция. Поэтому на любом плане бытия мой Гуру всегда останется Гуру, а я всегда останусь учеником.

#00:19:53#

[санскрит]

#00:21:28#

Поймите, что речь идет о том плане бытия, который не в состоянии достичь с помощью нашего мирского разума. Вся наша логика, все наши представления о том мире ничего не стоят. Реализации приходят не в начале, а на определенной зрелой стадии духовной жизни. Поэтому если мы будем искренне служить и воспевать Святое Имя, постепенно некоторые истины явятся для нас, и мы сможем что-то понять. В материальном мире мы существуем в оскверненном или в «отраженном» сознании, мы не имеем дело с реальностью, только с тенью.

#00:22:36#

Вопрос (неразборчиво): Является ли падение души частью плана Господа?

Шрила Говинда Махарадж: Для Божественного все Его деяния божественны. С точки зрения Кришны, падение души в материальный мир — это часть какой-то Его великой игры, но с точки зрения души попадание в материальный мир — значит, что, будучи элементом высшего сознания, в какой-то момент душа попадает под влияние низшего материалистичного сознания и таким образом становится порабощенной или обусловленной душой. Но когда эта порабощенная или обусловленная душа благодаря соприкосновению с сознанием Кришны соприкасается с высшим сознанием и обретает возможность избавиться от болезни [одержимости материей] или обусловленности [материей], это и называется освобождением.

#00:28:23#

Следует заметить, что освобождение — это не просто момент освобождения от обусловленности, но с вайшнавской точки зрения освобождение означает то, что душа получает возможность служения и участия в том мире служения, в том мире, где происходят божественные деяния. И это необязательно происходит тогда, когда душа оставляет этот план бытия, поскольку в сознании Кришны мы можем уже здесь и сейчас обрести некую реальную связь с высшим миром, если мы действительно хорошие «студенты». Можно привести пример: некий студент может находиться в университете на обучении, но, если он проявляет качества, таланты, учителя могут заметить его и дать возможность ему быть репетитором для других студентов и т. д.

То есть для тех, кто занят и отдается служению, происходит так, что уже в этом мире он обретает связь с тем миром бытия, и этот духовный мир уже доверяет ему некое духовное служение. Далее в процессе совершенствования, естественным образом обретая некую духовную связь здесь, живое существо достигает высшего плана бытия и обретает эту вечную связь там, в мире сознания Кришны.

#00:30:24#

Вопрос (неразборчиво): Есть ли связь между имперсональным освобождением и...

Шрила Говинда Махарадж: Следует понять, что между имперсональным освобождением, блаженством, которые испытывают те души, которые растворяют свое сознание в Брахмане, и между душами, которые обретают сознание Голоки, существует огромная разница. Когда душа попадает в Брахман, она фактически теряет свое индивидуальное бытие. Поэтому ее индивидуальное счастье называется не ананда, а брахмананда. Иными словами, она переживает коллективное счастье, сливаясь с коллективным сознанием. Она уже больше не существует как индивидуальная частица.

#00:33:54#

Не следует сравнивать блаженство имперсонального освобождения с блаженством, которое существует в гораздо более высоком мире. Этот мир называется мир Вайкунтхи. Когда речь идет об имперсональном освобождении, в нем живое существо утрачивает всякую индивидуальность, то есть оно уже перестает существовать как индивидуальная единица сознания. И такие аспекты, как знание, познающий, познаваемое исчезают. Все эти аспекты отсутствуют на том плане бытия. Но живое существо благодаря процессу бхакти может превзойти этот план сознания, который называется Брахма-лока, и попасть в мир Вайкунтхи. Миры Вайкунтхи разделены на определенные пласты бытия, на которых пребывает Господь в разных аспектах — таких как Нараяна, Нрисимха и т. д.

То бытие невозможно сравнить с материальным, оно полностью духовно. Это бытие основано на духовной форме и духовных деяниях. Индивидуальность сохраняется там. Все чувства и все бытие обладает своей уникальной индивидуальной духовной природой.

#00:36:23#

Когда речь идет о том плане бытия, где происходят божественные деяния, следует понять, что это безграничный мир сознания, где проявлены безграничные божественные формы, где они вступают в различные взаимоотношения, испытывают определенные чувства, обмениваются этими чувствами и так далее. Это нельзя сравнить с одной футбольной площадкой, стадионом, где происходит один матч. Это план бытия, где постоянно являются разные воплощения и происходят вечные безграничные деяния. Все формы Господа, такие как Рама, Вамана и многие другие, обладают своей собственной игрой и собственным пространством для этой игры.

Таким образом, это и есть понятие Вайкунтха — безграничное. И все, о чем идет речь сейчас, проявляется в категории ачинтья — непостижимого. Это невозможно проанализировать, представить или каким-либо образом скалькулировать.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнила: Яшода Прия Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования