«О Бхактиведанте Свами Махарадже» (часть 2). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 2 августа 2000 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 50.49M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

О Бхактиведанте Свами Махарадже
(часть 2)

(2 августа 2000 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Вчера мы очень радостно провели замечательный праздник Джанмаштами, день явления Шри Кришны. И я слышал, что многие из вас ночью не спали и находились на лекции, которую давал Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж. К сожалению, сейчас в моем зрелом возрасте здоровье не позволяет мне не спать ночами, и я уже не успеваю за молодежью. Сам я не очень этому рад. Но когда я слышу о большом энтузиазме преданных, я сразу вспоминаю свою молодость, когда так же с огромным энтузиазмом с преданными совершал очень многие вещи. Зачастую на фестивале Джанмаштами мы никогда не спали ночами и всю ночь готовили бхогу, предложение [пищи Господу] для следующего дня, для фестиваля. И я помню запах — примерно такой же запах, который, наверное, ощущали вы [вчера]. Я ощущаю это вдохновение, которое через вас приходит ко мне.

#00:02:30#

Не в одном месте, во многих местах Кришна постоянно напоминает нам: «Всегда прославляйте преданных. Потому что, прославляя преданных, вы обретете больше блага, чем если вы будете прославлять непосредственно Меня».

#00:02:45#

са̄дхаво хр̣дайам̇ махйам̇ са̄дхӯна̄м̇ хр̣дайам̇ тв ахам
мад-анйат те на джа̄нанти на̄хам̇ тебхйо мана̄г апи[1]

са̄дхаво хр̣дайам̇ махйам̇…

Это значит: «Я всегда пребываю в сердце садху, а садху всегда пребывает в Моем сердце. Мое сердце захвачено садху, а сердце садху всегда захвачено Мной. Садху не знает ничего в мире, кроме Меня, а Мне никто не нужен, кроме них».

#00:03:36#

[санскрит]

Смысл этой шлоки в том, что садху «оставили все ради Меня. Они оставили ради Меня семьи, детей, жен, они отдали Мне все свое сокровище, они посвятили Мне все свои чувства, они посвятили Мне свой ум, они посвятили Мне все. Дороже их у Меня нет никого».

#00:05:06#

Ночью я слышал голоса Парамахамсы Махараджа и преданных, обсуждающих какие-то темы о Кришне… я очень чутко сплю, поэтому часто очень хорошо слышу все разговоры. А потом утренний киртан перенес мое сознание к тому пониманию, что я не нахожусь в какой-то гостинице, но мне представилось, что я нахожусь в петербургском храме, где проходят программы и поклоняются Божествам. И там, в этом храме, полностью проявился Господь Кришна и Шримати Радхарани. И имя этих Божеств — Шри Радха-Мадхава. И эти Божества, которых называют Шри Радха-Мадхава, низошли к нам. И можно вспомнить, что Бхактиведанта Свами Прабхупада очень любил имя Радха-Мадхава. Проснувшись рано утром, я стал читать «Чайтанья-чаритамриту».

#00:06:29#

кам̇са̄рир апи сам̇са̄ра-ва̄сана̄-баддха-ш́р̣н̇кхала̄м
ра̄дха̄м а̄дха̄йа хр̣дайе татйа̄джа враджа сундарих̣[2]

В этой шлоке говорится о том, что во время танца раса Господь Кришна увидел, что отсутствует Шримати Радхарани. И тогда Он испытал величайшую разлуку, и описание состояния Шри Кришны, описание Его внутреннего стремления к Шримати Радхарани не поддается никаким объяснениям. Таково настроение Шри Кришны.

#00:07:50#

Писания очень глубоки, и многие вещи скрыты от нашего понимания, но по милости Шри Гуру бывает так, что эти самые сокровенные истины в какой-то момент проявляются в нашем сердце, и мы обретаем понимание. Писания настолько зачастую противоречивы. Погружаясь в мир писаний, вы удивитесь, как сам Господь Кришна создает и нарушает все Свои законы. Будучи совсем маленьким ребенком, Господь Кришна играет. [Счастье, духовное блаженство во время] Его игры не зависит от того, хулиганит Он или делает что-то прилежно. Что бы ни делал Шри Кришна, все испытывают величайшее блаженство от контакта с Ним. Его отец и мать безгранично счастливы.

#00:09:35#

Писания определяют Господа как ниджалава пурна(?), полного в самом Себе, не зависимого ни от чего. Но когда этот самый ниджалава пурна, полный и самодостаточный в самом Себе, находится в страстном любовном поиске Шримати Радхарани, наш ум может прийти в смятение. Мы можем подумать: что же двигает эмоциями этого полностью самодостаточного живого существа, что же заставляет Его искать эту божественную любовь?! Таким образом, для непосвященного человека — это просто океан противоречий. Но преданный, видя писания глазами преданности, может воспринимать эти деяния Кришны гармоничными и понять их совершенство.

#00:11:26#

И сегодня, помимо фестиваля [Шри Нандотсава в честь рождения Шри Кришны], еще очень знаменательное событие — день явления Бхактиведанты Свами Прабхупады, великого вайшнавского ачарьи, и поэтому во всех храмах мы отмечаем так же и этот знаменательный праздник. Он родился в семье вайшнавов, и имя его отца — Гоур Мохан Де — говорит о том, что эта семья имела непосредственную связь и веру в Чайтанью Махапрабху. По милости Нитьянанды Прабху и Уддхарана Датты вся семья была благословлена чистой преданностью Господу Гауранге. В отличие от Чайтаньи Махапрабху, который всегда проповедовал Кришна-концепцию, Шрипад Нитьянанда Прабху всегда проповедовал концепцию Шри Чайтаньи Махапрабху. Знаменитая песня Нитьянанды Прабху, с которой Он обошел всю Бенгалию: бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га, лаха гаура̄н̇гера на̄ма, йе джана гаура̄н̇га бхадже, сеи хайа а̄ма̄р пра̄н̣а — «Почитай Гаурангу, прими Гаурангу, поклоняйся Гауранге, сделай Гаурангу своей жизнью и дыханием».

#00:14:03#

У Нитьянанды Прабху был один из близких и очень любимых слуг, которого звали Уддхаран Датта, и этот Уддхаран Датта был очень богатым человеком, обладающим чистой преданностью. Именно в его роду и родился сам Бхактиведанта Свами Прабхупада. Его семья также занималась золотом. И Уддхаран Датта занимался золотом всю жизнь. В его [Бхактиведанты Свами Прабхупады] семье все естественным образом обладали великой преданностью, сознанием Кришны. И Гоур Мохан Де, когда увидел прекрасного родившегося мальчика, дал ему имя Абхай Чаран. Таким образом Прабхупада родился в этой семье и рос.

#00:15:39#

Очень часто родственники Бхактиведанты Свами Прабхупады приходят в наш храм. Последний раз родственники Бхактиведанты Свами Прабхупады приезжали ко мне три месяца тому назад. Возвращаясь к его жизни, вспоминается, что он закончил очень престижный европеизированный шотландский колледж. Какое-то время после колледжа он работал в одной из медицинских лабораторий фармацевтом. Впоследствии в Аллахабаде он организовал собственную лабораторию, в которой было не так много бенгальцев. Их объединяло общее. И я слышал от Гуру Махараджа, что в свое время в Калькутте в его семье был большой дом, который они арендовали.

#00:17:56#

Встретившись с Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, Бхактиведанта Свами Прабхупада стал очень близким другом Шрилы Шридхара Махараджа. Если говорить непосредственно о его духовном образовании, то большее время в духовном образовании он посвятил общению со Шрилой Гуру Махараджем, Шрилой Шридхаром Махараджем. Он был успешным в своем бизнесе, у него было достаточно много филиалов, вплоть до того, что у него был филиал в Бомбее. В то время, вращаясь в деловых кругах, в интеллектуальных кругах, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада очень часто организовывал встречи, на которые приглашал Шрилу Шридхара Махараджа, Госвами Махараджа, Мадхава Махараджа и других санньяси, чтобы познакомить эти деловые круги и круги интеллектуалов с этими подвижниками. В Бомбее Бхактиведанта Свами Прабхупада организовал небольшой ашрам. В то время меня не было в Бомбее, но я знаю, что, если говорить о распределении обязанностей, кто-то из них занимался поддержанием центра, Гуру Махарадж был очень выдающимся проповедником, Госвами Махарадж — прекрасным сборщиком пожертвований. Таким образом проходила их жизнь. И Бхактиведанта Свами всегда очень заботился о брахмачари, он часто говорил: «Почему готовите слишком скудно? Всегда добавляйте в роти гхи».

#00:22:02#

Он постоянно путешествовал между Бомбеем, Аллахабадом и Калькуттой, занимаясь своей работой, и всегда вырученные средства он тратил на поддержание проповеднической миссии. После того, как Сарасвати Тхакур оставил этот мир, и в Гаудия Матхе наступили не самые лучшие времена, Бхактиведанта Свами Прабхупада выделил Шриле Гуру Махараджу две комнаты в своем арендованном доме, в котором находилась его лаборатория, и там я изучал под его руководством санскрит. В этом помещении, которое выделил нам Бхактиведанта Свами Прабхупада, был организован наш первый проповеднический центр. Гуру Махарадж, как правило, жил в Навадвипе, но всякий раз, приезжая на какой-то длительный срок в Калькутту, он останавливался в этом месте и там очень много проповедовал.

#00:23:47#

И как раз в то время, когда Бхактиведанта Свами Прабхупада сам уже начал проповедовать, он начал издавать журнал в 1944 году, который назывался “Back To Godhead”, «Обратно к Богу». Сарасвати Тхакур очень хотел, чтобы Бхактиведанта Свами Прабхупада проповедовал в англоязычном обществе, потому что он был очень образованным человеком, и этот журнал “Back To Godhead” был рассчитан на англоязычного читателя. Он всеми силами стремился проповедовать сознание Кришны, и ради этого ему приходилось заниматься бизнесом, чтобы поддерживать и финансировать свои проекты. Но пришел день, когда по воле Кришны он потерял свой бизнес.

#00:25:26#

И тогда, когда он принял санньясу, — вы помните, что он начал переводить книги, — в то время мы также очень плотно общались, и, когда он занимался переводом и редакцией Бхагавад-гиты, Шрила Шридхар Махарадж сказал мне: «Как раз сейчас у тебя хорошее время изучить Бхагавад-гиту. Иди к нему, он научит тебя Бхагавад-гите, он сейчас занимается ей». И [было] не только обучение Бхагавад-гите. Я помню, он в свое время привлекал нас к проповеднической деятельности, отправляя собирать пожертвования и распространять книги от двери к двери.

#00:26:30#

Итак, [позднее] он оставался в храме Радхи-Дамодара, готовясь к проповеднической миссии, [а затем] он направился на Запад, чтобы распространить там сознание Кришны. И сейчас мы все видим плоды этой проповеди, непостижимую величину плодов этой проповеди. Вышло так, что первое время, первый год, ему было очень трудно проповедовать сознание Кришны. Он был в очень трудном положении. Но впоследствии, когда прошло какое-то время, Кришна открыл все двери, и поток сознания Кришны полился рекой. И если говорить о нас и о западном мире, то надо понимать, что Бхактиведанта Свами Прабхупада — первопроходец, который прорубил тоннель из Индии в западный мир. И теперь с большой легкостью по этому тоннелю мы можем перемещаться туда и обратно, из Индии в западный мир. Он дал западному миру Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа, Сарасвати Тхакура, всех великих учителей, а также Нитьянанду Прабху, Махапрабху…

#00:29:12#

Несмотря на всю огромную проповедническую работу, он всегда с большим почтением относился к нашему Шриле Гуру Махараджу, Ом Вишнупаду Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Дев-Госвами Махараджу, никогда не стеснялся сказать: «Шрила Гуру Махарадж является моим шикша-гуру». Бхактиведанта Свами Прабхупада неоднократно высказывался так: «Шрила Шридхар Махарадж настолько почитаем, что я принимаю его как шикша-гуру». В свое время, еще в семидесятые годы, это было напечатано в одном из изданий, которое публиковал Бхакти Судхир Госвами Махарадж. Я сам получил безграничную милость от Его Божественной Милости. Нашли очень много копий писем [Бхактиведанты Свами Махараджа] мне, и некоторые из этих писем опубликованы.

#00:30:42#

Сейчас эти плоды распространения проповеди и утверждения сознания Кришны во всем мире мы можем и должны соотносить с великой проповедью Бхактиведанты Свами Прабхупады. Его желанием было, еще в те времена, чтобы в России проводилась проповедь, но в те годы Россия была полностью закрытой страной. Однако сейчас мы можем видеть в России множество преданных Махапрабху и Бхагавана Шри Кришны. Мы видим, как год за годом с огромной скоростью сознание Кришны распространяется по всей России и по всему СНГ по милости (Шрилы Прабхупады и Шрилы Гуру Махараджа) самого Махапрабху. Уровень проповеди Бхактиведанты Свами Прабхупады был настолько велик и настолько прекрасен, что за очень короткое время он смог завоевать сердца очень многих людей.

#00:33:20#

Ядумани Прабху (обращаясь к Шриле Говинде Махараджу): Да, конечно, это очень замечательно, что знание о Кришне было распространено Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Но вы, Говинда Махарадж, проповедуете возвышенную концепцию Шрилы Шридхара Махараджа, которая являлась достоянием очень узкого круга возвышенных личностей, таких как Шридхар Махарадж, Бхактиведанта Свами. Эту возвышенную концепцию вы привнесли в мир сознания Кришны, и теперь концепция сознания Кришны стала еще более возвышенной.

#00:34:09#

Шрила Говинда Махарадж: Да, конечно, то, что дал нам Шрила Шридхар Махарадж, очень возвышенно. И я рад распространять эту концепцию, но все это по милости того же Бхактиведанты Свами и Шрилы Гуру Махараджа. И сегодня день явления этого великого вайшнава, Бхактиведанты Свами Прабхупады, и нужно сказать, что многие его ученики проделали очень большую работу для нашей миссии, Шри Чайтанья Сарасват Матха, и они всегда остаются вместе со мной как хранители и помощники.

#00:35:08#

Сейчас за короткое время Шри Чайтанья Сарасват Матх очень утвердился и распространился по всему миру. Мы знаем, что порядка шестидесяти центров за эти годы образовалось во многих странах мира. Скажем, пятьдесят из них функционируют достаточно активно. Шестнадцатый раз я выезжаю уже из Индии в проповеднический тур. И здесь, в России, я чувствую очень благоприятное поле для проповеди, потому что я увидел здесь подлинное умонастроение. Это умонастроение очень часто вдохновляет меня самого, поэтому я не могу до конца выразить свое счастье. Я верю, что вы все будете выполнять все, что ожидали наши великие учителя, что все их завещания, все их видение проповеди будут выполнены вами. С таким умонастроением я преклоняюсь перед вами всеми.

(перейти к первой части лекции)

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнила Джайа Деви Диди
Редактор: Традиш Дас



1  Шримад-Бхагаватам, 9.4.68.

2  «Шримати Радхарани завладела сердцем Господа Кришны, ибо Он захотел танцевать только с Ней. Так Он оставил поляну танца раса и общество всех остальных красавиц Враджи» (Джаядев Госвами. «Гита-говинда», 3.1; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.106).




←  «О Бхактиведанте Свами Махарадже» (часть 1). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 2 августа 2000 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Гуру и ученик. Святое Имя. Сукрити и лаульям». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 16 февраля 2016 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 52.9 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

О Бхактиведанте Свами Махарадже
(часть 2)

(2 августа 2000 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Вчера мы очень радостно провели замечательный праздник Джанмаштами, день явления Шри Кришны. И я слышал, что многие из вас ночью не спали и находились на лекции, которую давал Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж. К сожалению, сейчас в моем зрелом возрасте здоровье не позволяет мне не спать ночами, и я уже не успеваю за молодежью. Сам я не очень этому рад. Но когда я слышу о большом энтузиазме преданных, я сразу вспоминаю свою молодость, когда так же с огромным энтузиазмом с преданными совершал очень многие вещи. Зачастую на фестивале Джанмаштами мы никогда не спали ночами и всю ночь готовили бхогу, предложение [пищи Господу] для следующего дня, для фестиваля. И я помню запах — примерно такой же запах, который, наверное, ощущали вы [вчера]. Я ощущаю это вдохновение, которое через вас приходит ко мне.

#00:02:30#

Не в одном месте, во многих местах Кришна постоянно напоминает нам: «Всегда прославляйте преданных. Потому что, прославляя преданных, вы обретете больше блага, чем если вы будете прославлять непосредственно Меня».

#00:02:45#

са̄дхаво хр̣дайам̇ махйам̇ са̄дхӯна̄м̇ хр̣дайам̇ тв ахам
мад-анйат те на джа̄нанти на̄хам̇ тебхйо мана̄г апи[1]

са̄дхаво хр̣дайам̇ махйам̇…

Это значит: «Я всегда пребываю в сердце садху, а садху всегда пребывает в Моем сердце. Мое сердце захвачено садху, а сердце садху всегда захвачено Мной. Садху не знает ничего в мире, кроме Меня, а Мне никто не нужен, кроме них».

#00:03:36#

[санскрит]

Смысл этой шлоки в том, что садху «оставили все ради Меня. Они оставили ради Меня семьи, детей, жен, они отдали Мне все свое сокровище, они посвятили Мне все свои чувства, они посвятили Мне свой ум, они посвятили Мне все. Дороже их у Меня нет никого».

#00:05:06#

Ночью я слышал голоса Парамахамсы Махараджа и преданных, обсуждающих какие-то темы о Кришне… я очень чутко сплю, поэтому часто очень хорошо слышу все разговоры. А потом утренний киртан перенес мое сознание к тому пониманию, что я не нахожусь в какой-то гостинице, но мне представилось, что я нахожусь в петербургском храме, где проходят программы и поклоняются Божествам. И там, в этом храме, полностью проявился Господь Кришна и Шримати Радхарани. И имя этих Божеств — Шри Радха-Мадхава. И эти Божества, которых называют Шри Радха-Мадхава, низошли к нам. И можно вспомнить, что Бхактиведанта Свами Прабхупада очень любил имя Радха-Мадхава. Проснувшись рано утром, я стал читать «Чайтанья-чаритамриту».

#00:06:29#

кам̇са̄рир апи сам̇са̄ра-ва̄сана̄-баддха-ш́р̣н̇кхала̄м
ра̄дха̄м а̄дха̄йа хр̣дайе татйа̄джа враджа сундарих̣[2]

В этой шлоке говорится о том, что во время танца раса Господь Кришна увидел, что отсутствует Шримати Радхарани. И тогда Он испытал величайшую разлуку, и описание состояния Шри Кришны, описание Его внутреннего стремления к Шримати Радхарани не поддается никаким объяснениям. Таково настроение Шри Кришны.

#00:07:50#

Писания очень глубоки, и многие вещи скрыты от нашего понимания, но по милости Шри Гуру бывает так, что эти самые сокровенные истины в какой-то момент проявляются в нашем сердце, и мы обретаем понимание. Писания настолько зачастую противоречивы. Погружаясь в мир писаний, вы удивитесь, как сам Господь Кришна создает и нарушает все Свои законы. Будучи совсем маленьким ребенком, Господь Кришна играет. [Счастье, духовное блаженство во время] Его игры не зависит от того, хулиганит Он или делает что-то прилежно. Что бы ни делал Шри Кришна, все испытывают величайшее блаженство от контакта с Ним. Его отец и мать безгранично счастливы.

#00:09:35#

Писания определяют Господа как ниджалава пурна(?), полного в самом Себе, не зависимого ни от чего. Но когда этот самый ниджалава пурна, полный и самодостаточный в самом Себе, находится в страстном любовном поиске Шримати Радхарани, наш ум может прийти в смятение. Мы можем подумать: что же двигает эмоциями этого полностью самодостаточного живого существа, что же заставляет Его искать эту божественную любовь?! Таким образом, для непосвященного человека — это просто океан противоречий. Но преданный, видя писания глазами преданности, может воспринимать эти деяния Кришны гармоничными и понять их совершенство.

#00:11:26#

И сегодня, помимо фестиваля [Шри Нандотсава в честь рождения Шри Кришны], еще очень знаменательное событие — день явления Бхактиведанты Свами Прабхупады, великого вайшнавского ачарьи, и поэтому во всех храмах мы отмечаем так же и этот знаменательный праздник. Он родился в семье вайшнавов, и имя его отца — Гоур Мохан Де — говорит о том, что эта семья имела непосредственную связь и веру в Чайтанью Махапрабху. По милости Нитьянанды Прабху и Уддхарана Датты вся семья была благословлена чистой преданностью Господу Гауранге. В отличие от Чайтаньи Махапрабху, который всегда проповедовал Кришна-концепцию, Шрипад Нитьянанда Прабху всегда проповедовал концепцию Шри Чайтаньи Махапрабху. Знаменитая песня Нитьянанды Прабху, с которой Он обошел всю Бенгалию: бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га, лаха гаура̄н̇гера на̄ма, йе джана гаура̄н̇га бхадже, сеи хайа а̄ма̄р пра̄н̣а — «Почитай Гаурангу, прими Гаурангу, поклоняйся Гауранге, сделай Гаурангу своей жизнью и дыханием».

#00:14:03#

У Нитьянанды Прабху был один из близких и очень любимых слуг, которого звали Уддхаран Датта, и этот Уддхаран Датта был очень богатым человеком, обладающим чистой преданностью. Именно в его роду и родился сам Бхактиведанта Свами Прабхупада. Его семья также занималась золотом. И Уддхаран Датта занимался золотом всю жизнь. В его [Бхактиведанты Свами Прабхупады] семье все естественным образом обладали великой преданностью, сознанием Кришны. И Гоур Мохан Де, когда увидел прекрасного родившегося мальчика, дал ему имя Абхай Чаран. Таким образом Прабхупада родился в этой семье и рос.

#00:15:39#

Очень часто родственники Бхактиведанты Свами Прабхупады приходят в наш храм. Последний раз родственники Бхактиведанты Свами Прабхупады приезжали ко мне три месяца тому назад. Возвращаясь к его жизни, вспоминается, что он закончил очень престижный европеизированный шотландский колледж. Какое-то время после колледжа он работал в одной из медицинских лабораторий фармацевтом. Впоследствии в Аллахабаде он организовал собственную лабораторию, в которой было не так много бенгальцев. Их объединяло общее. И я слышал от Гуру Махараджа, что в свое время в Калькутте в его семье был большой дом, который они арендовали.

#00:17:56#

Встретившись с Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, Бхактиведанта Свами Прабхупада стал очень близким другом Шрилы Шридхара Махараджа. Если говорить непосредственно о его духовном образовании, то большее время в духовном образовании он посвятил общению со Шрилой Гуру Махараджем, Шрилой Шридхаром Махараджем. Он был успешным в своем бизнесе, у него было достаточно много филиалов, вплоть до того, что у него был филиал в Бомбее. В то время, вращаясь в деловых кругах, в интеллектуальных кругах, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада очень часто организовывал встречи, на которые приглашал Шрилу Шридхара Махараджа, Госвами Махараджа, Мадхава Махараджа и других санньяси, чтобы познакомить эти деловые круги и круги интеллектуалов с этими подвижниками. В Бомбее Бхактиведанта Свами Прабхупада организовал небольшой ашрам. В то время меня не было в Бомбее, но я знаю, что, если говорить о распределении обязанностей, кто-то из них занимался поддержанием центра, Гуру Махарадж был очень выдающимся проповедником, Госвами Махарадж — прекрасным сборщиком пожертвований. Таким образом проходила их жизнь. И Бхактиведанта Свами всегда очень заботился о брахмачари, он часто говорил: «Почему готовите слишком скудно? Всегда добавляйте в роти гхи».

#00:22:02#

Он постоянно путешествовал между Бомбеем, Аллахабадом и Калькуттой, занимаясь своей работой, и всегда вырученные средства он тратил на поддержание проповеднической миссии. После того, как Сарасвати Тхакур оставил этот мир, и в Гаудия Матхе наступили не самые лучшие времена, Бхактиведанта Свами Прабхупада выделил Шриле Гуру Махараджу две комнаты в своем арендованном доме, в котором находилась его лаборатория, и там я изучал под его руководством санскрит. В этом помещении, которое выделил нам Бхактиведанта Свами Прабхупада, был организован наш первый проповеднический центр. Гуру Махарадж, как правило, жил в Навадвипе, но всякий раз, приезжая на какой-то длительный срок в Калькутту, он останавливался в этом месте и там очень много проповедовал.

#00:23:47#

И как раз в то время, когда Бхактиведанта Свами Прабхупада сам уже начал проповедовать, он начал издавать журнал в 1944 году, который назывался “Back To Godhead”, «Обратно к Богу». Сарасвати Тхакур очень хотел, чтобы Бхактиведанта Свами Прабхупада проповедовал в англоязычном обществе, потому что он был очень образованным человеком, и этот журнал “Back To Godhead” был рассчитан на англоязычного читателя. Он всеми силами стремился проповедовать сознание Кришны, и ради этого ему приходилось заниматься бизнесом, чтобы поддерживать и финансировать свои проекты. Но пришел день, когда по воле Кришны он потерял свой бизнес.

#00:25:26#

И тогда, когда он принял санньясу, — вы помните, что он начал переводить книги, — в то время мы также очень плотно общались, и, когда он занимался переводом и редакцией Бхагавад-гиты, Шрила Шридхар Махарадж сказал мне: «Как раз сейчас у тебя хорошее время изучить Бхагавад-гиту. Иди к нему, он научит тебя Бхагавад-гите, он сейчас занимается ей». И [было] не только обучение Бхагавад-гите. Я помню, он в свое время привлекал нас к проповеднической деятельности, отправляя собирать пожертвования и распространять книги от двери к двери.

#00:26:30#

Итак, [позднее] он оставался в храме Радхи-Дамодара, готовясь к проповеднической миссии, [а затем] он направился на Запад, чтобы распространить там сознание Кришны. И сейчас мы все видим плоды этой проповеди, непостижимую величину плодов этой проповеди. Вышло так, что первое время, первый год, ему было очень трудно проповедовать сознание Кришны. Он был в очень трудном положении. Но впоследствии, когда прошло какое-то время, Кришна открыл все двери, и поток сознания Кришны полился рекой. И если говорить о нас и о западном мире, то надо понимать, что Бхактиведанта Свами Прабхупада — первопроходец, который прорубил тоннель из Индии в западный мир. И теперь с большой легкостью по этому тоннелю мы можем перемещаться туда и обратно, из Индии в западный мир. Он дал западному миру Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа, Сарасвати Тхакура, всех великих учителей, а также Нитьянанду Прабху, Махапрабху…

#00:29:12#

Несмотря на всю огромную проповедническую работу, он всегда с большим почтением относился к нашему Шриле Гуру Махараджу, Ом Вишнупаду Шриле Бхакти Ракшаку Шридхару Дев-Госвами Махараджу, никогда не стеснялся сказать: «Шрила Гуру Махарадж является моим шикша-гуру». Бхактиведанта Свами Прабхупада неоднократно высказывался так: «Шрила Шридхар Махарадж настолько почитаем, что я принимаю его как шикша-гуру». В свое время, еще в семидесятые годы, это было напечатано в одном из изданий, которое публиковал Бхакти Судхир Госвами Махарадж. Я сам получил безграничную милость от Его Божественной Милости. Нашли очень много копий писем [Бхактиведанты Свами Махараджа] мне, и некоторые из этих писем опубликованы.

#00:30:42#

Сейчас эти плоды распространения проповеди и утверждения сознания Кришны во всем мире мы можем и должны соотносить с великой проповедью Бхактиведанты Свами Прабхупады. Его желанием было, еще в те времена, чтобы в России проводилась проповедь, но в те годы Россия была полностью закрытой страной. Однако сейчас мы можем видеть в России множество преданных Махапрабху и Бхагавана Шри Кришны. Мы видим, как год за годом с огромной скоростью сознание Кришны распространяется по всей России и по всему СНГ по милости (Шрилы Прабхупады и Шрилы Гуру Махараджа) самого Махапрабху. Уровень проповеди Бхактиведанты Свами Прабхупады был настолько велик и настолько прекрасен, что за очень короткое время он смог завоевать сердца очень многих людей.

#00:33:20#

Ядумани Прабху (обращаясь к Шриле Говинде Махараджу): Да, конечно, это очень замечательно, что знание о Кришне было распространено Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Но вы, Говинда Махарадж, проповедуете возвышенную концепцию Шрилы Шридхара Махараджа, которая являлась достоянием очень узкого круга возвышенных личностей, таких как Шридхар Махарадж, Бхактиведанта Свами. Эту возвышенную концепцию вы привнесли в мир сознания Кришны, и теперь концепция сознания Кришны стала еще более возвышенной.

#00:34:09#

Шрила Говинда Махарадж: Да, конечно, то, что дал нам Шрила Шридхар Махарадж, очень возвышенно. И я рад распространять эту концепцию, но все это по милости того же Бхактиведанты Свами и Шрилы Гуру Махараджа. И сегодня день явления этого великого вайшнава, Бхактиведанты Свами Прабхупады, и нужно сказать, что многие его ученики проделали очень большую работу для нашей миссии, Шри Чайтанья Сарасват Матха, и они всегда остаются вместе со мной как хранители и помощники.

#00:35:08#

Сейчас за короткое время Шри Чайтанья Сарасват Матх очень утвердился и распространился по всему миру. Мы знаем, что порядка шестидесяти центров за эти годы образовалось во многих странах мира. Скажем, пятьдесят из них функционируют достаточно активно. Шестнадцатый раз я выезжаю уже из Индии в проповеднический тур. И здесь, в России, я чувствую очень благоприятное поле для проповеди, потому что я увидел здесь подлинное умонастроение. Это умонастроение очень часто вдохновляет меня самого, поэтому я не могу до конца выразить свое счастье. Я верю, что вы все будете выполнять все, что ожидали наши великие учителя, что все их завещания, все их видение проповеди будут выполнены вами. С таким умонастроением я преклоняюсь перед вами всеми.

(перейти к первой части лекции)

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнила Джайа Деви Диди
Редактор: Традиш Дас



[1] Шримад-Бхагаватам, 9.4.68.

[2] «Шримати Радхарани завладела сердцем Господа Кришны, ибо Он захотел танцевать только с Ней. Так Он оставил поляну танца раса и общество всех остальных красавиц Враджи» (Джаядев Госвами. «Гита-говинда», 3.1; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.106).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования