«Шри Кришна-санкиртана». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 23 июня 2001 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 14.55M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Шри Кришна-санкиртана

(23 июня 2001 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Краткое содержание лекции:

·         Каким образом можно достичь полного смирения? (02:50)

·         Тысячи жизней сукрити не помогут тебе (06:04)

·         Служение Кришне (10:48)

·         Путь спонтанной преданности (13:40)

·         Шри Кришна-санкиртана — формула духовной жизни (17:04)

·         Шаг за шагом (18:56)

·         Насколько нужно заставлять детей практиковать сознание Кришны? (21:26)

·         Как можно больше иметь друзей и доброжелателей (24:50)

 

Каким образом можно достичь полного смирения?

#00:02:50#

Анантарам Прабху: Каким образом максимально можно достичь положения «тр̣н̣а̄д апи сунӣчена», в переводе — полного смирения, как говорил Чайтанья Махапрабху, согласно Его наставлениям, чувствовать себя смиреннее, чем травинка, терпеливее, чем дерево?[1]

#00:03:16#

Шрила Говинда Махарадж: Такое ощущение может прийти, когда человек обретет определенную самореализацию. Когда человек осознает хотя бы фрагментарно, насколько велик Господь, насколько он [человек] мал и ничтожен, он естественным образом будет испытывать скромность и смирение.

#00:03:42#

И обретя это чувство, он будет понимать, что в этом мире нет никаких гарантий: неизвестно, сколько я проживу, куда я попаду. Он сможет очень просто, беспрепятственно существовать [будучи смиренным]. Так, собака, которая поджимает хвост, может ходить по всем районам города, но если собака ходит, подняв хвост, и проявляет агрессию, то другие собаки ее просто разорвут на чужих улицах. Поэтому смирение позволит человеку двигаться в любых направлениях, и это смирение будет залогом его безопасности в духовной жизни.

#00:04:40#

Поскольку этот мир не дает никому никаких гарантий — сколько я проживу дней, сколько месяцев, сколько лет, никто не знает; неизвестно, куда я попаду в ближайшее время, — я знаю только одно, что сегодня здесь, в этом мире, у меня есть возможность заниматься служением.

#00:05:02#

Вопрос (на английском): В «Према-дхама-дева-стотрам» есть шлока, в которой описывается, как Рамананда Рай спонтанно совершает служение Кришне в духе рага-марги. [И говорится, что] это служение может быть достигнуто в результате тысяч и тысяч жизней сукрити. Когда я читаю это, я думаю: «Это столь возвышенно! А я столь не квалифицирован», и я теряю надежду, которая только приходит ко мне. Есть ли какие-нибудь шлоки в писаниях, которые способны дать нам хоть какую-то надежду обрести это служение в преданности [Богу]?

Тысячи жизней сукрити не помогут тебе

#00:06:04#

Госвами Махарадж:

…джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате

Шрила Говинда Махарадж:

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣,
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇,
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате[2]

#00:07:29#

Надежда, о которой ты говоришь, состоит в том, что в этой шлоке написано: «Тысячи жизней сукрити не помогут тебе обрести кришна-бхакти, которая является источником всего трансцендентного, но если живое существо предастся тому, кто обладает этим спонтанным, духовным чувством, и будет вопрошать его, будет стремиться, чтобы этот Гуру даровал ему милость, то по милости своего Гуру он сможет обрести это чувство».

Служение Кришне

#00:10:48#

Существует два понимания служения Кришне. Первым является ваидхика-марга, или служение, регулируемое правилами и предписаниями. В этом типе служения всегда будет доминировать постепенный [духовный] прогресс через [следование] правилам и предписаниям, исполнение обязанностей, варнашрама-дхармы (варн̣а̄ш́рама̄ча̄ра-вата̄, пуруш̣ен̣а парах̣ пума̄н / виш̣н̣ур а̄ра̄дхйате пантха̄, на̄нйат тат-тош̣а-ка̄ран̣ам[3]), [изучение] священных писаний, [совершение храмового] поклонения, ритуалов. Но основным фундаментом успеха этого типа поклонения все равно будет предание Гуру и служение [ему]. Но есть и другой тип, который обозначается термином «рага-марга». Одно из пониманий этого типа преданного служения, спонтанного преданного служения, — то, что ученик находит и предается тому преданному, который обладает этим чувством. И если этот преданный проливает на этого последователя милость, а тот соответственным образом способен эту милость воспринять, то он может обрести некие качества, квалификацию следовать этим путем спонтанной преданности.

Путь спонтанной преданности

#00:13:40#

Для обусловленной души, чтобы начать этот путь спонтанной преданности, требуется прохождение некого очищения. Об этом говорит Шриман Махапрабху в «Шикшаштаке». Он говорит о том, что Святое Имя Шри Кришны, санкиртана, очищает зеркало ума, стирает пыль, лежащую на зеркале ума: чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам[4]. И когда преданный проходит эту стадию, парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам, он уже с очищенным умом в состоянии вступить в мир спонтанной преданности.

#00:15:49#

Нужно понять, что это очищение ума даст некий процесс самореализации. Когда ум будет чист, и в отражении душа начнет видеть, осознавать свою блистающую, трансцендентную [духовную] форму, тогда с легкостью она сможет обрести другие качества, необходимые для трансцендентной жизни. Этот общий принцип применим сегодня практически для всех. Но естественно в любом из правил существуют исключения. Поэтому вполне возможно, что кто-то может вступить на эту платформу спонтанной преданности. Но в любом случае, чтобы это произошло, необходимо полное самопредание. Только лишь тогда это исключение может состояться.

Шри Кришна-санкиртана —
формула духовной жизни

#00:17:04#

Сам Шри Чайтанья Махапрабху признал шри кришна-санкиртану для всех живых существ ключом, формулой духовной жизни.

#00:17:41#

Шридхар Махарадж сказал, что через этот процесс [воспевание Святого Имени] мы сможем войти в мир служения Божественной Чете.

Но то, о чем я говорю, — это рага-марга, это очень высокий уровень преданного служения. Невозможно на нашем нынешнем уровне сознания даже понять его принципы и функции.

Шаг за шагом

#00:18:56#

В своей «Брихад-бхагаватамритам» Шрила Санатана Госвами объясняет шаг за шагом этапы духовного роста. Если соответствующим образом живое существо следует этим этапам, его стремление к этому духовному чувству в его сердце будет расти и прогрессировать. Тогда в один прекрасный день он сможет достигнуть подлинного апогея. Но это в любом случае должно быть подлинным и чистым стремлением.

#00:20:08#

Надо быть искренним и порядочным по отношению к самому себе. Не обманывая самого себя, следует пытаться прогрессировать, постепенно идти [по духовному пути], подниматься шаг за шагом. Но не следует искать что-то легкое и быстро обретаемое, каковым является сахаджизм [имитация духовных переживаний].

Насколько нужно заставлять детей
практиковать сознание Кришны?

#00:21:26#

Вопрос: Насколько нужно заставлять детей практиковать сознание Кришны? Нужно ли это вообще?

#00:21:32#

Шрила Говинда Махарадж: К детям нужно относиться с любовью и лаской, не стремиться каким-либо образом заставлять их практиковать через силу некие духовные практики. Впоследствии это может плохо отразиться на их духовной жизни.

#00:22:29#

Это совершается не с нажимом, это общение с любовью, с преданностью, позитивом. Это относится не только к детям, но также к отношениям между мужем и женой. Если в семье, например, один практикует духовную жизнь, жена или муж, а второй лишь только начинает или еще не практикует, не следует портить отношения, стремясь сразу же из человека сделать чистого преданного. Постепенно, через дружбу, через близкие отношения, через святое общение человек поймет ценность сознания Кришны, и, безусловно, он примет его.

#00:23:38#

Процесс очень прост, не следует внешне каким-либо образом сразу же революционизировать свою жизнь, скорее наоборот, — [следует] просто воспевать Святое Имя и заниматься служением, и все придет в гармонию. Тогда в семью придет подлинный мир, взаимопонимание.

Как можно больше иметь друзей и доброжелателей

#00:24:50#

Вопрос: У Харидаса Тхакура не было ни друзей, ни врагов, он был трансцендентен. Нужно ли нам тоже быть такими?

#00:25:06#

Шрила Говинда Махарадж: В любом случае в этом мире то, как мы живем, — чем больше друзей у нас будет, тем легче нам будет жить. И наша задача — как можно больше иметь друзей и доброжелателей.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнила: Ира Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




1  Тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор ива сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Тот, кто смиреннее травинки, более терпелив, чем дерево, и почитает других, но не желает какого-либо почтения к себе, всегда достоин воспевать Святое Имя» («Шри Шикшаштакам», 3).

2  «Чистое преданное служение в сознании Кришны не может быть достигнуто даже совершением благочестивой деятельности за сотни и тысячи жизней. Его можно обрести, заплатив лишь одну цену, — горячее стремление его получить. Если это где-то есть, нужно приобрести его без промедления» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.70).

3  «Поклоняться Верховной Личности Бога, Господу Вишну, — значит должным образом исполнять обязанности, соответствующие варне и ашраму. Верховного Господа нельзя удовлетворить ничем иным. Человек должен знать свое место в системе четырех варн и ашрамов» («Вишну-пурана», 3.8.9; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.58).

4  Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Святое Имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре Святого Имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, которое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам Святого Имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.12).




←  «Природа чистой преданности Кришне». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1996 год. Австралия ·• Архив новостей •· «Сознание — основа мироздания». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 19 июля 2008 года. Москва, Кисельный. Фестиваль «Ведалайф»  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 15.3 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Шри Кришна-санкиртана

(23 июня 2001 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Краткое содержание лекции:

·         Каким образом можно достичь полного смирения? (02:50)

·         Тысячи жизней сукрити не помогут тебе (06:04)

·         Служение Кришне (10:48)

·         Путь спонтанной преданности (13:40)

·         Шри Кришна-санкиртана — формула духовной жизни (17:04)

·         Шаг за шагом (18:56)

·         Насколько нужно заставлять детей практиковать сознание Кришны? (21:26)

·         Как можно больше иметь друзей и доброжелателей (24:50)

 

Каким образом можно достичь полного смирения?

#00:02:50#

Анантарам Прабху: Каким образом максимально можно достичь положения «тр̣н̣а̄д апи сунӣчена», в переводе — полного смирения, как говорил Чайтанья Махапрабху, согласно Его наставлениям, чувствовать себя смиреннее, чем травинка, терпеливее, чем дерево?[1]

#00:03:16#

Шрила Говинда Махарадж: Такое ощущение может прийти, когда человек обретет определенную самореализацию. Когда человек осознает хотя бы фрагментарно, насколько велик Господь, насколько он [человек] мал и ничтожен, он естественным образом будет испытывать скромность и смирение.

#00:03:42#

И обретя это чувство, он будет понимать, что в этом мире нет никаких гарантий: неизвестно, сколько я проживу, куда я попаду. Он сможет очень просто, беспрепятственно существовать [будучи смиренным]. Так, собака, которая поджимает хвост, может ходить по всем районам города, но если собака ходит, подняв хвост, и проявляет агрессию, то другие собаки ее просто разорвут на чужих улицах. Поэтому смирение позволит человеку двигаться в любых направлениях, и это смирение будет залогом его безопасности в духовной жизни.

#00:04:40#

Поскольку этот мир не дает никому никаких гарантий — сколько я проживу дней, сколько месяцев, сколько лет, никто не знает; неизвестно, куда я попаду в ближайшее время, — я знаю только одно, что сегодня здесь, в этом мире, у меня есть возможность заниматься служением.

#00:05:02#

Вопрос (на английском): В «Према-дхама-дева-стотрам» есть шлока, в которой описывается, как Рамананда Рай спонтанно совершает служение Кришне в духе рага-марги. [И говорится, что] это служение может быть достигнуто в результате тысяч и тысяч жизней сукрити. Когда я читаю это, я думаю: «Это столь возвышенно! А я столь не квалифицирован», и я теряю надежду, которая только приходит ко мне. Есть ли какие-нибудь шлоки в писаниях, которые способны дать нам хоть какую-то надежду обрести это служение в преданности [Богу]?

Тысячи жизней сукрити не помогут тебе

#00:06:04#

Госвами Махарадж:

…джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате

Шрила Говинда Махарадж:

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣,
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇,
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате[2]

#00:07:29#

Надежда, о которой ты говоришь, состоит в том, что в этой шлоке написано: «Тысячи жизней сукрити не помогут тебе обрести кришна-бхакти, которая является источником всего трансцендентного, но если живое существо предастся тому, кто обладает этим спонтанным, духовным чувством, и будет вопрошать его, будет стремиться, чтобы этот Гуру даровал ему милость, то по милости своего Гуру он сможет обрести это чувство».

Служение Кришне

#00:10:48#

Существует два понимания служения Кришне. Первым является ваидхика-марга, или служение, регулируемое правилами и предписаниями. В этом типе служения всегда будет доминировать постепенный [духовный] прогресс через [следование] правилам и предписаниям, исполнение обязанностей, варнашрама-дхармы (варн̣а̄ш́рама̄ча̄ра-вата̄, пуруш̣ен̣а парах̣ пума̄н / виш̣н̣ур а̄ра̄дхйате пантха̄, на̄нйат тат-тош̣а-ка̄ран̣ам[3]), [изучение] священных писаний, [совершение храмового] поклонения, ритуалов. Но основным фундаментом успеха этого типа поклонения все равно будет предание Гуру и служение [ему]. Но есть и другой тип, который обозначается термином «рага-марга». Одно из пониманий этого типа преданного служения, спонтанного преданного служения, — то, что ученик находит и предается тому преданному, который обладает этим чувством. И если этот преданный проливает на этого последователя милость, а тот соответственным образом способен эту милость воспринять, то он может обрести некие качества, квалификацию следовать этим путем спонтанной преданности.

Путь спонтанной преданности

#00:13:40#

Для обусловленной души, чтобы начать этот путь спонтанной преданности, требуется прохождение некого очищения. Об этом говорит Шриман Махапрабху в «Шикшаштаке». Он говорит о том, что Святое Имя Шри Кришны, санкиртана, очищает зеркало ума, стирает пыль, лежащую на зеркале ума: чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам[4]. И когда преданный проходит эту стадию, парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам, он уже с очищенным умом в состоянии вступить в мир спонтанной преданности.

#00:15:49#

Нужно понять, что это очищение ума даст некий процесс самореализации. Когда ум будет чист, и в отражении душа начнет видеть, осознавать свою блистающую, трансцендентную [духовную] форму, тогда с легкостью она сможет обрести другие качества, необходимые для трансцендентной жизни. Этот общий принцип применим сегодня практически для всех. Но естественно в любом из правил существуют исключения. Поэтому вполне возможно, что кто-то может вступить на эту платформу спонтанной преданности. Но в любом случае, чтобы это произошло, необходимо полное самопредание. Только лишь тогда это исключение может состояться.

Шри Кришна-санкиртана —
формула духовной жизни

#00:17:04#

Сам Шри Чайтанья Махапрабху признал шри кришна-санкиртану для всех живых существ ключом, формулой духовной жизни.

#00:17:41#

Шридхар Махарадж сказал, что через этот процесс [воспевание Святого Имени] мы сможем войти в мир служения Божественной Чете.

Но то, о чем я говорю, — это рага-марга, это очень высокий уровень преданного служения. Невозможно на нашем нынешнем уровне сознания даже понять его принципы и функции.

Шаг за шагом

#00:18:56#

В своей «Брихад-бхагаватамритам» Шрила Санатана Госвами объясняет шаг за шагом этапы духовного роста. Если соответствующим образом живое существо следует этим этапам, его стремление к этому духовному чувству в его сердце будет расти и прогрессировать. Тогда в один прекрасный день он сможет достигнуть подлинного апогея. Но это в любом случае должно быть подлинным и чистым стремлением.

#00:20:08#

Надо быть искренним и порядочным по отношению к самому себе. Не обманывая самого себя, следует пытаться прогрессировать, постепенно идти [по духовному пути], подниматься шаг за шагом. Но не следует искать что-то легкое и быстро обретаемое, каковым является сахаджизм [имитация духовных переживаний].

Насколько нужно заставлять детей
практиковать сознание Кришны?

#00:21:26#

Вопрос: Насколько нужно заставлять детей практиковать сознание Кришны? Нужно ли это вообще?

#00:21:32#

Шрила Говинда Махарадж: К детям нужно относиться с любовью и лаской, не стремиться каким-либо образом заставлять их практиковать через силу некие духовные практики. Впоследствии это может плохо отразиться на их духовной жизни.

#00:22:29#

Это совершается не с нажимом, это общение с любовью, с преданностью, позитивом. Это относится не только к детям, но также к отношениям между мужем и женой. Если в семье, например, один практикует духовную жизнь, жена или муж, а второй лишь только начинает или еще не практикует, не следует портить отношения, стремясь сразу же из человека сделать чистого преданного. Постепенно, через дружбу, через близкие отношения, через святое общение человек поймет ценность сознания Кришны, и, безусловно, он примет его.

#00:23:38#

Процесс очень прост, не следует внешне каким-либо образом сразу же революционизировать свою жизнь, скорее наоборот, — [следует] просто воспевать Святое Имя и заниматься служением, и все придет в гармонию. Тогда в семью придет подлинный мир, взаимопонимание.

Как можно больше иметь друзей и доброжелателей

#00:24:50#

Вопрос: У Харидаса Тхакура не было ни друзей, ни врагов, он был трансцендентен. Нужно ли нам тоже быть такими?

#00:25:06#

Шрила Говинда Махарадж: В любом случае в этом мире то, как мы живем, — чем больше друзей у нас будет, тем легче нам будет жить. И наша задача — как можно больше иметь друзей и доброжелателей.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнила: Ира Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




[1] Тр̣на̄д апи сунӣчена, тарор ива сахиш̣н̣уна̄ / ама̄нина̄ ма̄надена, кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣ — «Тот, кто смиреннее травинки, более терпелив, чем дерево, и почитает других, но не желает какого-либо почтения к себе, всегда достоин воспевать Святое Имя» («Шри Шикшаштакам», 3).

[2] «Чистое преданное служение в сознании Кришны не может быть достигнуто даже совершением благочестивой деятельности за сотни и тысячи жизней. Его можно обрести, заплатив лишь одну цену, — горячее стремление его получить. Если это где-то есть, нужно приобрести его без промедления» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.70).

[3] «Поклоняться Верховной Личности Бога, Господу Вишну, — значит должным образом исполнять обязанности, соответствующие варне и ашраму. Верховного Господа нельзя удовлетворить ничем иным. Человек должен знать свое место в системе четырех варн и ашрамов» («Вишну-пурана», 3.8.9; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.58).

[4] Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-каирава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Святое Имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре Святого Имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, которое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам Святого Имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 20.12).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования