«Проповедь сознания Кришны. Милость вайшнавов». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 22 июня 2001 года. Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 24.36M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Проповедь сознания Кришны. Милость вайшнавов

(22 июня 2001 года, Санкт-Петербург)

 

Уважаемые преданные, господа, дамы, дети и все остальные друзья! Я очень удачлив, что сегодня получил возможность встретиться с вами со всеми. Дорогие друзья, этот мир населен миллионами живых существ, из них многие сотни тысяч обладают человеческим телом, но из всех этих человеческих существ очень редко кому-то удается услышать о сознании Кришны, а уж тем более очень редко удается кому-то проповедовать об этом бесконечном духовном учении.

#00:01:55#

брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа[1]

Из священных писаний, а также от садху мы знаем, что это семя сознания Кришны может быть посажено в сердце бесконечно удачливого живого существа, удачливой личности, духовным наставником, Шри Гуру.

#00:03:36#

Посмотрите на этот мир, в котором мы пребываем: в этом мире все живые существа обречены на бытие, исполненное страданий. Но существует более высшее состояние сознания, прекрасный мир высшей божественной реальности, которого живые существа способны достичь по милости Самого Господа Кришны. Возвращаясь к этому миру, можно сказать, что причина страданий человечества в том, что люди сами не могут понять собственного предназначения, они не могут познать себя. Живые существа обладают способностью к мышлению, чувственному восприятию, проявлению воли, но, к сожалению, в этом обусловленном материальном состоянии они абсолютно лишены возможности понять свою собственную внутреннюю сущность.

#00:05:29#

Поскольку люди находятся в такой безвыходной ситуации, Господь Кришна дает священные писания, отправляет Гуру, и даже Сам нисходит в этот мир, принимает определенное воплощение, чтобы облегчить страдания всех живых существ. Этот мир — не более чем чередование четырех юг, таких как Сатья, Двапара, Трета и Кали. И в каждую югу, в каждую космическую эпоху, существует некий предписанный путь достижения высшего назначения человека. В эпоху Кали, в которую мы живем сейчас, мы очень обусловлены и обеспокоены иллюзией и несовершенством этого мира. Все это происходит вследствие того, что (как говорят писания) в Кали-югу на три четверти (семьдесят пять процентов) религия утрачена, уничтожена. Но самая высшая духовная концепция может быть представлена (не говоря о том, насколько понята) всего лишь на одну четверть (на двадцать пять процентов лишь религия проявлена в Кали-югу), поэтому воспринять ее крайне сложно. Но есть некая возможность, и для этого следует иметь чистое ищущее сердце.

#00:08:27#

В каждую югу существует предписанный теистический, религиозный процесс, но в Кали-югу все эти процессы не имеют никакой действенной силы. Предписанная религия века Кали — это воспевание Святого Имени Господа. Хочу вас обрадовать: мы настолько удачливы, потому что не так давно в этот мир низошел Господь Шри Гауранга Махапрабху, и придя Сам со Своим окружением, низошел также в форме Своего Святого Имени. Этот Гауранга Махапрабху есть не кто иной, как проявление Самих Радхи и Кришны. Он низошел в этот мир и явил Свои чудесные божественные деяния. Уйдя же из этого мира, Он оставил великих святых и последователей: Он оставил шестерых Госвами и многих других возвышенных личностей, которые в состоянии были описать и передать оставленную Им науку человечеству.

#00:10:34#

Этот божественный поток, который шел через этих личностей, иногда превращался в бесконечный водопад, иногда становился очень узким ручейком. Таково течение реки преданности. Сто пятьдесят лет тому назад ситуация в этом мире была очень неблагоприятной, поскольку этот водопад снова стал узким, маленьким ручейком. Он протекал в очень узком кругу людей, сознание Кришны было известно небольшому кругу людей. Тогда для блага всех живых существ в этот мир низошел Шрила Бхактивинод Тхакур. Своей божественной силой он превратил этот ручей в мощный поток.

#00:12:36#

Оригинальная наука сознания Кришны была записана святыми шестью Госвами в их книгах на санскрите в понятной только для возвышенных личностей форме. Но Шрила Бхактивинод Тхакур явил эту трансцендентную науку на разных языках мира. Он начал использовать для проповеди бенгальский, английский языки, представлять эту науку в понятных формах для простых людей. И вслед за ним в мир низошел Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который обладал непревзойденной силой. Он явился в этот мир лишь с одной целью: чтобы объявить тотальную войну всем религиозным концепциям. В назначенное время он начал проповедь против иллюзии, против майи.

#00:15:02#

Многие из нас знают, что инкарнация Шивы — Шанкарачарья, великий ачарья, который низошел в Индию и разбил своей проповедью все предыдущие религиозные концепции, установил философию майявады. Так вот, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пришел в этот мир и с легкостью разбил самого́ великого Шанкару. С помощью священных писаний и собственной практики он распространил философию бхакти по всей Индии и открыл в Индии шестьдесят четыре центра (храма).

#00:15:54#

Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати установил с успехом свою концепцию поклонения Шри Кришне в Индии, тогда он сказал: «Теперь я пошлю своих представителей во все страны мира, и во всех этих странах я установлю подлинную теистическую концепцию». Он обратился к своим ученикам: «Если кто-то из вас обладает хоть какой-то квалификацией, знанием жизни западного мира и языка, поезжайте на Запад и распространите сознание Кришны по всему миру».

#00:17:07#

И как проявление его божественной воли мы увидели, что один из его учеников, который известен нам всем, — Бхактиведанта Свами Прабхупада, — в одиночку, перебравшись через океан, достиг западного мира и по милости своего Гуру установил во всем мире эту великолепную концепцию сознания Кришны. Его труд был настолько велик, что он был признан всем миром. Более того: благодаря его деятельности, его бескорыстной проповеди вся сампрадая, все проповедники сознания Кришны в буквальном смысле обрели надежный фундамент для проповеди сознания Кришны. Сознание Кришны обрело подлинную ценность.

#00:18:50#

И я также получил от него его безграничную милость, поскольку, еще будучи семнадцатилетним мальчишкой, жил в его доме вместе с моим Гуру и изучал священные писания от него непосредственно. Он также часто брал меня на разные программы и проповеднические туры. Так получилось, что мы жили с моим Гуру в его проповедническом центре. И когда мой Гуру уезжал из Калькутты в Навадвипу, он говорил мне: «Не теряй время зря: получай наставления, образование от Бхактиведанты Свами Прабхупады». Но Прабхупада милостиво не только наставлял меня, но использовал для своей проповеди.

#00:20:17#

Тогда я был семнадцатилетним брахмачари в шафрановой одежде. Когда он брал меня на проповеднические программы, которые устраивал в домах почтенных горожан в Калькутте, он предлагал мне вьясасану. Я садился и начинал читать «Шримад-Бхагаватам», потом Бхактиведанта Свами Прабхупада останавливал меня и начинал разъяснять всем присутствующим значение, смысл этих великолепных шлок. Поэтому мне, как никому иному, понятно, насколько был подлинен и чист его энтузиазм любыми способами распространять сознание Кришны. Его энтузиазм для меня является неким стандартом.

#00:21:41#

Сегодня здесь, в России, я имею возможность сидеть с вами в одном зале лишь по милости Бхактиведанты Свами Прабхупады — моего искреннего доброжелателя — и, конечно же, по милости моего божественного наставника Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа. Между Шрилой Прабхупадой и моим Гурудевом, Шрилой Шридхаром Махараджем, были очень тесные и возвышенные отношения. Их можно определить одной фразой Бхактиведанты Свами Прабхупады, который говорил: «Для меня Шридхар Махарадж — шикша-гуру». Слова Бхактиведанты Свами являются лучшим аттестатом для Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:23:08#

Сам Бхактиведанта Свами Прабхупада был восхищен проповедническими способностями Шридхара Махараджа. Если вы будете слушать этих двух великих проповедников, то поймете, что разным подходом и разным языком они описывают одну и ту же высшую трансцендентную реальность. Если описывать их проповедническую природу, можно сказать так: Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада всегда вступал в бой, всегда шел до конца. Проповедническая стратегия Шрилы Шридхара Махараджа была иной: он всегда стремился быть позади, а вперед выставлял великолепные качества сознания Кришны и описывал их.

#00:24:48#

Многие, может быть, не знают и думают, что Шрила Шридхар Махарадж не был проповедником, но надо понять, что Шрила Шридхар Махарадж инструктировал и создавал огромное количество Гуру и проповедников. Он подготовил и воспитал большую плеяду великолепных санньяси, от учеников Бхактисиддханты Сарасвати до своих собственных учеников, он оставил в этом мире множество величайших проповедников.

#00:25:29#

Как я говорил, Бхактиведанта Свами Прабхупада обладал бесстрашием. Его энергия была такой, что он хотел странствовать по всему миру и, где бы ему ни представилась возможность, с мощным, интенсивным напором проповедовать сознание Кришны. Но, несмотря на его очень энергичный характер, хочу заверить вас, что каждый раз, возвращаясь из своих проповеднических туров по западному миру, он приходил в Чайтанья Сарасват Матх, встречался со Шрилой Шридхаром Махараджем и рассказывал ему о своих проповеднических успехах. Позже он писал мне письма: «Говинда Махарадж, приезжай ко мне на Запад. Своими глазами ты увидишь, как проходит наша проповедническая деятельность. Тогда ты сможешь описать это все Шриле Шридхару Махараджу». Но, к сожалению, мне так и не удалось поехать на Запад, поскольку я был личным слугой и доктором Шрилы Шридхара Махараджа. В то время он уже был в преклонном возрасте, и его здоровье не позволяло мне оставлять его ни на минуту.

#00:27:36#

Таким образом, я могу сказать, что чувствую: эти благословения Шрилы Шридхара Махараджа, чтобы я ехал на Запад, и страстное желание Бхактиведанты Свами, который меня всегда приглашал, до сих пор со мной, куда бы я ни поехал. Шрила Шридхар Махарадж подготовил меня для проповеди, а Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада вселил в меня непоколебимую уверенность и энтузиазм.

#00:29:20#

Однажды в изданиях Бхактиведанты Свами Прабхупады я прочитал, как он прославил «Шри Гаудия-даршан» — тот журнал, который я издавал в молодости и отправлял каждую его копию Бхактиведанте Свами Прабхупаде, чтобы он оценил качество и философскую остроту публикации. Но как ответ я получил издание ИСККОН, где Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет: «Журнал „Гаудия-даршан“ обладает важнейшей ценностью». Я был удивлен. Я думал, что Бхактиведанта Свами Прабхупада делает такое огромное дело, а я всего лишь издаю какую-то маленькую публикацию, но насколько он был удовлетворен этой проповеднической работой!

#00:30:42#

Еще тогда, в те времена, по благословению этих двух моих Гуру я распространял их публикации от деревни к деревне. Но пришло время, когда мне посчастливилось ездить не от деревни к деревне, а от страны к стране и исполнять их волю. Поэтому я очень счастлив, что могу это делать здесь. Эти благословения живут со мной в буквальном смысле. Если вы посмотрите, то справа и слева на сцене вы увидите Шрипада Ашрама Махараджа, Шрипада Госвами Махараджа, Чидананду Прабху [Шрипада Сиддханти Махараджа], а в зале сидят еще несколько учеников Бхактиведанты Свами. Эти личности, зная милость Бхактиведанты Свами, милость Шрилы Шридхара Махараджа, всегда помогают мне, и не просто помогают, они говорят: «Говинда Махарадж, вам надо ехать на Запад. Пожалуйста, проповедуйте». Можно сказать, они выталкивают меня постоянно на бой.

#00:33:03#

Таким образом, большая группа учеников Бхактиведанты Свами Прабхупады помогает мне во всем мире продолжать дело их Гуру. С их помощью я всегда проповедую. И почему они помогают мне? Потому что они знают, насколько ценна эта милость Шри Гуру. Можно сказать, что по милости Гуру, духовного наставника, даже обезьяна может стать человеком. Я чувствую, что это произошло со мной: у меня нет качеств, я ничем не обладаю, я не знаю языков Запада, у меня нет должного понимания о западном мире. Единственное, что у меня есть, это непоколебимая вера в милость моего учителя, и поэтому я проповедую в западном мире.

#00:34:56#

Их отношение, их помощь дарует мне величайший энтузиазм, поскольку все они и сам я знаем, насколько важна сева вайшнавам, насколько важно в духовной жизни служить вайшнавам, пытаться удовлетворить вайшнавов и Гуру. Я очень удачлив: я здесь с людьми, которые стремятся практиковать сознание Кришны. Здесь, в России, я уже в четвертый раз. Русские люди каждый день дают мне все больше и больше энтузиазма, удовлетворяя мое сердце, когда я вижу, как они пытаются служить. В России я чувствую родственную атмосферу. Русским людям очень близко бхакти, подобное мышление, поскольку в культуре, во внешнем проявлении я нахожу сходство с Индией. Очевидно, что существует некая культурная, духовная связь. Ясно также и другое: в результате деградации по прошествии времени эта связь была утрачена, но я чувствую, что она очень легко может быть восстановлена, поскольку в сердце каждого живого существа есть поиск, внутренняя духовная потребность во взаимоотношениях с Богом. Пусть он умный или глупый, старый или молодой, в его сердце все равно живет некое стремление к Истине, к духовной реальности.

#00:38:15#

Сейчас я вижу огромный рост числа преданных в этой стране. Я думаю, что через каких-то буквально пять лет преданных будет не просто сотни или тысячи, а далеко за миллион, поскольку здесь живет очень много искренних простосердечных людей. Хоть у них и простые сердца, но их стремление, желание духовной жизни очень сильно. Я хочу сказать, исходя из своих данных, что очень быстро, за какие-то годы выросла наша миссия здесь в России, да и не только наша: другие вайшнавские миссии очень удачно, успешно развиваются. Можно сказать, что русские люди очень удачливы. Безусловно, в нашей миссии есть большое количество преданных, которые всем сердцем стремятся проповедовать и распространять сознание Кришны. Можно перечислить некоторых по именам: Яду Кришна, Калидаман и многие-многие другие. Эти личности всем своим сердцем стремятся проповедовать и распространять сознание Кришны.

#00:42:11#

Осталось всего лишь несколько дней моего пребывания в Петербурге. Двадцать третьего числа мы проведем Ратха-ятру. Что это значит? Распространение сознания Кришны. Мы будем совершать нама-санкиртану на улицах. Потом мы полетим в Москву, и там в течение семи дней мы также будем проводить интенсивные проповеднические программы — будем давать людям возможность соприкоснуться с сознанием Кришны, попробовать попрактиковать его.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас


[1] Брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва / гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа — «Живые существа, увлекаемые своей кармой, скитаются по вселенной. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своем пути истинного духовного учителя. Тогда Кришна и духовный учитель даруют ему семя преданного служения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

 



←  Публичная программа в Сочи с Хришикешем Махараджем от 10 апреля 2016 года ·• Архив новостей •· «Капли нектара | Стремление Бхактивинода Тхакура». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1980-е годы | Навадвипа Дхама, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 25.5 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Проповедь сознания Кришны. Милость вайшнавов

(22 июня 2001 года, Санкт-Петербург)

 

Уважаемые преданные, господа, дамы, дети и все остальные друзья! Я очень удачлив, что сегодня получил возможность встретиться с вами со всеми. Дорогие друзья, этот мир населен миллионами живых существ, из них многие сотни тысяч обладают человеческим телом, но из всех этих человеческих существ очень редко кому-то удается услышать о сознании Кришны, а уж тем более очень редко удается кому-то проповедовать об этом бесконечном духовном учении.

#00:01:55#

брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа[1]

Из священных писаний, а также от садху мы знаем, что это семя сознания Кришны может быть посажено в сердце бесконечно удачливого живого существа, удачливой личности, духовным наставником, Шри Гуру.

#00:03:36#

Посмотрите на этот мир, в котором мы пребываем: в этом мире все живые существа обречены на бытие, исполненное страданий. Но существует более высшее состояние сознания, прекрасный мир высшей божественной реальности, которого живые существа способны достичь по милости Самого Господа Кришны. Возвращаясь к этому миру, можно сказать, что причина страданий человечества в том, что люди сами не могут понять собственного предназначения, они не могут познать себя. Живые существа обладают способностью к мышлению, чувственному восприятию, проявлению воли, но, к сожалению, в этом обусловленном материальном состоянии они абсолютно лишены возможности понять свою собственную внутреннюю сущность.

#00:05:29#

Поскольку люди находятся в такой безвыходной ситуации, Господь Кришна дает священные писания, отправляет Гуру, и даже Сам нисходит в этот мир, принимает определенное воплощение, чтобы облегчить страдания всех живых существ. Этот мир — не более чем чередование четырех юг, таких как Сатья, Двапара, Трета и Кали. И в каждую югу, в каждую космическую эпоху, существует некий предписанный путь достижения высшего назначения человека. В эпоху Кали, в которую мы живем сейчас, мы очень обусловлены и обеспокоены иллюзией и несовершенством этого мира. Все это происходит вследствие того, что (как говорят писания) в Кали-югу на три четверти (семьдесят пять процентов) религия утрачена, уничтожена. Но самая высшая духовная концепция может быть представлена (не говоря о том, насколько понята) всего лишь на одну четверть (на двадцать пять процентов лишь религия проявлена в Кали-югу), поэтому воспринять ее крайне сложно. Но есть некая возможность, и для этого следует иметь чистое ищущее сердце.

#00:08:27#

В каждую югу существует предписанный теистический, религиозный процесс, но в Кали-югу все эти процессы не имеют никакой действенной силы. Предписанная религия века Кали — это воспевание Святого Имени Господа. Хочу вас обрадовать: мы настолько удачливы, потому что не так давно в этот мир низошел Господь Шри Гауранга Махапрабху, и придя Сам со Своим окружением, низошел также в форме Своего Святого Имени. Этот Гауранга Махапрабху есть не кто иной, как проявление Самих Радхи и Кришны. Он низошел в этот мир и явил Свои чудесные божественные деяния. Уйдя же из этого мира, Он оставил великих святых и последователей: Он оставил шестерых Госвами и многих других возвышенных личностей, которые в состоянии были описать и передать оставленную Им науку человечеству.

#00:10:34#

Этот божественный поток, который шел через этих личностей, иногда превращался в бесконечный водопад, иногда становился очень узким ручейком. Таково течение реки преданности. Сто пятьдесят лет тому назад ситуация в этом мире была очень неблагоприятной, поскольку этот водопад снова стал узким, маленьким ручейком. Он протекал в очень узком кругу людей, сознание Кришны было известно небольшому кругу людей. Тогда для блага всех живых существ в этот мир низошел Шрила Бхактивинод Тхакур. Своей божественной силой он превратил этот ручей в мощный поток.

#00:12:36#

Оригинальная наука сознания Кришны была записана святыми шестью Госвами в их книгах на санскрите в понятной только для возвышенных личностей форме. Но Шрила Бхактивинод Тхакур явил эту трансцендентную науку на разных языках мира. Он начал использовать для проповеди бенгальский, английский языки, представлять эту науку в понятных формах для простых людей. И вслед за ним в мир низошел Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который обладал непревзойденной силой. Он явился в этот мир лишь с одной целью: чтобы объявить тотальную войну всем религиозным концепциям. В назначенное время он начал проповедь против иллюзии, против майи.

#00:15:02#

Многие из нас знают, что инкарнация Шивы — Шанкарачарья, великий ачарья, который низошел в Индию и разбил своей проповедью все предыдущие религиозные концепции, установил философию майявады. Так вот, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пришел в этот мир и с легкостью разбил самого́ великого Шанкару. С помощью священных писаний и собственной практики он распространил философию бхакти по всей Индии и открыл в Индии шестьдесят четыре центра (храма).

#00:15:54#

Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати установил с успехом свою концепцию поклонения Шри Кришне в Индии, тогда он сказал: «Теперь я пошлю своих представителей во все страны мира, и во всех этих странах я установлю подлинную теистическую концепцию». Он обратился к своим ученикам: «Если кто-то из вас обладает хоть какой-то квалификацией, знанием жизни западного мира и языка, поезжайте на Запад и распространите сознание Кришны по всему миру».

#00:17:07#

И как проявление его божественной воли мы увидели, что один из его учеников, который известен нам всем, — Бхактиведанта Свами Прабхупада, — в одиночку, перебравшись через океан, достиг западного мира и по милости своего Гуру установил во всем мире эту великолепную концепцию сознания Кришны. Его труд был настолько велик, что он был признан всем миром. Более того: благодаря его деятельности, его бескорыстной проповеди вся сампрадая, все проповедники сознания Кришны в буквальном смысле обрели надежный фундамент для проповеди сознания Кришны. Сознание Кришны обрело подлинную ценность.

#00:18:50#

И я также получил от него его безграничную милость, поскольку, еще будучи семнадцатилетним мальчишкой, жил в его доме вместе с моим Гуру и изучал священные писания от него непосредственно. Он также часто брал меня на разные программы и проповеднические туры. Так получилось, что мы жили с моим Гуру в его проповедническом центре. И когда мой Гуру уезжал из Калькутты в Навадвипу, он говорил мне: «Не теряй время зря: получай наставления, образование от Бхактиведанты Свами Прабхупады». Но Прабхупада милостиво не только наставлял меня, но использовал для своей проповеди.

#00:20:17#

Тогда я был семнадцатилетним брахмачари в шафрановой одежде. Когда он брал меня на проповеднические программы, которые устраивал в домах почтенных горожан в Калькутте, он предлагал мне вьясасану. Я садился и начинал читать «Шримад-Бхагаватам», потом Бхактиведанта Свами Прабхупада останавливал меня и начинал разъяснять всем присутствующим значение, смысл этих великолепных шлок. Поэтому мне, как никому иному, понятно, насколько был подлинен и чист его энтузиазм любыми способами распространять сознание Кришны. Его энтузиазм для меня является неким стандартом.

#00:21:41#

Сегодня здесь, в России, я имею возможность сидеть с вами в одном зале лишь по милости Бхактиведанты Свами Прабхупады — моего искреннего доброжелателя — и, конечно же, по милости моего божественного наставника Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа. Между Шрилой Прабхупадой и моим Гурудевом, Шрилой Шридхаром Махараджем, были очень тесные и возвышенные отношения. Их можно определить одной фразой Бхактиведанты Свами Прабхупады, который говорил: «Для меня Шридхар Махарадж — шикша-гуру». Слова Бхактиведанты Свами являются лучшим аттестатом для Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:23:08#

Сам Бхактиведанта Свами Прабхупада был восхищен проповедническими способностями Шридхара Махараджа. Если вы будете слушать этих двух великих проповедников, то поймете, что разным подходом и разным языком они описывают одну и ту же высшую трансцендентную реальность. Если описывать их проповедническую природу, можно сказать так: Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада всегда вступал в бой, всегда шел до конца. Проповедническая стратегия Шрилы Шридхара Махараджа была иной: он всегда стремился быть позади, а вперед выставлял великолепные качества сознания Кришны и описывал их.

#00:24:48#

Многие, может быть, не знают и думают, что Шрила Шридхар Махарадж не был проповедником, но надо понять, что Шрила Шридхар Махарадж инструктировал и создавал огромное количество Гуру и проповедников. Он подготовил и воспитал большую плеяду великолепных санньяси, от учеников Бхактисиддханты Сарасвати до своих собственных учеников, он оставил в этом мире множество величайших проповедников.

#00:25:29#

Как я говорил, Бхактиведанта Свами Прабхупада обладал бесстрашием. Его энергия была такой, что он хотел странствовать по всему миру и, где бы ему ни представилась возможность, с мощным, интенсивным напором проповедовать сознание Кришны. Но, несмотря на его очень энергичный характер, хочу заверить вас, что каждый раз, возвращаясь из своих проповеднических туров по западному миру, он приходил в Чайтанья Сарасват Матх, встречался со Шрилой Шридхаром Махараджем и рассказывал ему о своих проповеднических успехах. Позже он писал мне письма: «Говинда Махарадж, приезжай ко мне на Запад. Своими глазами ты увидишь, как проходит наша проповедническая деятельность. Тогда ты сможешь описать это все Шриле Шридхару Махараджу». Но, к сожалению, мне так и не удалось поехать на Запад, поскольку я был личным слугой и доктором Шрилы Шридхара Махараджа. В то время он уже был в преклонном возрасте, и его здоровье не позволяло мне оставлять его ни на минуту.

#00:27:36#

Таким образом, я могу сказать, что чувствую: эти благословения Шрилы Шридхара Махараджа, чтобы я ехал на Запад, и страстное желание Бхактиведанты Свами, который меня всегда приглашал, до сих пор со мной, куда бы я ни поехал. Шрила Шридхар Махарадж подготовил меня для проповеди, а Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада вселил в меня непоколебимую уверенность и энтузиазм.

#00:29:20#

Однажды в изданиях Бхактиведанты Свами Прабхупады я прочитал, как он прославил «Шри Гаудия-даршан» — тот журнал, который я издавал в молодости и отправлял каждую его копию Бхактиведанте Свами Прабхупаде, чтобы он оценил качество и философскую остроту публикации. Но как ответ я получил издание ИСККОН, где Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет: «Журнал „Гаудия-даршан“ обладает важнейшей ценностью». Я был удивлен. Я думал, что Бхактиведанта Свами Прабхупада делает такое огромное дело, а я всего лишь издаю какую-то маленькую публикацию, но насколько он был удовлетворен этой проповеднической работой!

#00:30:42#

Еще тогда, в те времена, по благословению этих двух моих Гуру я распространял их публикации от деревни к деревне. Но пришло время, когда мне посчастливилось ездить не от деревни к деревне, а от страны к стране и исполнять их волю. Поэтому я очень счастлив, что могу это делать здесь. Эти благословения живут со мной в буквальном смысле. Если вы посмотрите, то справа и слева на сцене вы увидите Шрипада Ашрама Махараджа, Шрипада Госвами Махараджа, Чидананду Прабху [Шрипада Сиддханти Махараджа], а в зале сидят еще несколько учеников Бхактиведанты Свами. Эти личности, зная милость Бхактиведанты Свами, милость Шрилы Шридхара Махараджа, всегда помогают мне, и не просто помогают, они говорят: «Говинда Махарадж, вам надо ехать на Запад. Пожалуйста, проповедуйте». Можно сказать, они выталкивают меня постоянно на бой.

#00:33:03#

Таким образом, большая группа учеников Бхактиведанты Свами Прабхупады помогает мне во всем мире продолжать дело их Гуру. С их помощью я всегда проповедую. И почему они помогают мне? Потому что они знают, насколько ценна эта милость Шри Гуру. Можно сказать, что по милости Гуру, духовного наставника, даже обезьяна может стать человеком. Я чувствую, что это произошло со мной: у меня нет качеств, я ничем не обладаю, я не знаю языков Запада, у меня нет должного понимания о западном мире. Единственное, что у меня есть, это непоколебимая вера в милость моего учителя, и поэтому я проповедую в западном мире.

#00:34:56#

Их отношение, их помощь дарует мне величайший энтузиазм, поскольку все они и сам я знаем, насколько важна сева вайшнавам, насколько важно в духовной жизни служить вайшнавам, пытаться удовлетворить вайшнавов и Гуру. Я очень удачлив: я здесь с людьми, которые стремятся практиковать сознание Кришны. Здесь, в России, я уже в четвертый раз. Русские люди каждый день дают мне все больше и больше энтузиазма, удовлетворяя мое сердце, когда я вижу, как они пытаются служить. В России я чувствую родственную атмосферу. Русским людям очень близко бхакти, подобное мышление, поскольку в культуре, во внешнем проявлении я нахожу сходство с Индией. Очевидно, что существует некая культурная, духовная связь. Ясно также и другое: в результате деградации по прошествии времени эта связь была утрачена, но я чувствую, что она очень легко может быть восстановлена, поскольку в сердце каждого живого существа есть поиск, внутренняя духовная потребность во взаимоотношениях с Богом. Пусть он умный или глупый, старый или молодой, в его сердце все равно живет некое стремление к Истине, к духовной реальности.

#00:38:15#

Сейчас я вижу огромный рост числа преданных в этой стране. Я думаю, что через каких-то буквально пять лет преданных будет не просто сотни или тысячи, а далеко за миллион, поскольку здесь живет очень много искренних простосердечных людей. Хоть у них и простые сердца, но их стремление, желание духовной жизни очень сильно. Я хочу сказать, исходя из своих данных, что очень быстро, за какие-то годы выросла наша миссия здесь в России, да и не только наша: другие вайшнавские миссии очень удачно, успешно развиваются. Можно сказать, что русские люди очень удачливы. Безусловно, в нашей миссии есть большое количество преданных, которые всем сердцем стремятся проповедовать и распространять сознание Кришны. Можно перечислить некоторых по именам: Яду Кришна, Калидаман и многие-многие другие. Эти личности всем своим сердцем стремятся проповедовать и распространять сознание Кришны.

#00:42:11#

Осталось всего лишь несколько дней моего пребывания в Петербурге. Двадцать третьего числа мы проведем Ратха-ятру. Что это значит? Распространение сознания Кришны. Мы будем совершать нама-санкиртану на улицах. Потом мы полетим в Москву, и там в течение семи дней мы также будем проводить интенсивные проповеднические программы — будем давать людям возможность соприкоснуться с сознанием Кришны, попробовать попрактиковать его.

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас


[1] Брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва / гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа — «Живые существа, увлекаемые своей кармой, скитаются по вселенной. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своем пути истинного духовного учителя. Тогда Кришна и духовный учитель даруют ему семя преданного служения» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования