«Автор „Шри Чайтанья-чаритамриты“» (часть 5). Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)


Russian

Сатьянджан Сен 

Автор «Шри Чайтанья-чаритамриты»
(часть 5) 

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из восьмого номера XXVII тома за январь 1930 года)

 

Аскетизм автора

В третьей главе Мадхья-лилы [«Шри Чайтанья-чаритамриты»] автор [Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами] пишет, что подвижник не должен идти на поводу у своего вкуса, а наоборот, ему следует показывать пример самообладания. Ему не следует ничего оставлять во время обеденной трапезы. Также ему не следует оставаться жить в родной деревне вместе со своими друзьями и родственниками. Господь строго запрещает нам лицемерно рядиться в одежды подвижника, а рекомендует использовать вещи этого мира, не испытывая к ним никакой привязанности. Подвижнику не следует сплетничать на мирские темы, слушать такие пустые разговоры, вкусно и сытно есть, носить яркую или праздничную одежду; он должен с почтением относиться к другим, не стремиться к почитанию в собственный адрес и всем сердцем поклоняться Шри Шри Радхе-Кришне. Он не должен ничего принимать от мирских людей даже с целью служения святым вайшнавам. Если он ест пищу, полученную от мирянина, его разум оскверняется и теряет способность помнить о Шри Кришне. Он должен поклоняться Шри Кришне кувшином воды и веточкой туласи и принимать одежду и еду лишь для поддержания своей жизни (часть 3, глава 6).

Сварупа Дамодар

Когда Шри Чайтаньядев принял санньясу, Пурушоттам Ачарья (уроженец Навадвипы) также отрекся от мира и отправился в Бенарес. Его духовный учитель попросил его изучить Веданту и проповедовать ее повсюду. Совершенно равнодушный к наслаждениям этого мира и наделенный глубочайшим знанием религиозных трактатов, он посвятил всего себя Шри Кришне. Ведя жизнь санньяси, он не жаждал почета и уважения, а всем сердцем стремился служить Кришне. Именно из-за служения Кришне он ощутил некое опасение и не прошел все обряды в принятии санньясы.

С разрешения своего Гуру он отправился в Нилачалу [Пури], чтобы присоединиться к Чайтаньядеву. После того, как Дамодар Сварупа (новое имя Пурушоттама после принятия санньясы) встретил Шри Чайтанью в Нилачале и пал к Его стопам, желая обрести Его милость, Господь сердечно его обнял, и они оба оказались вне себя от счастья. Когда они пришли в себя, Чайтанья сказал, что Сварупа прибыл очень удачно. Сварупа попросил прощения за то, что так долго не мог прийти к Господу, странствуя повсюду. «Я несчастное создание, — сказал он. — Я не могу любить Тебя, как должен; я сбился с пути, но Ты в Своем бесконечном милосердии не оставил меня во тьме, а перенес меня в мир жизни и света».

Затем Сварупа прикоснулся к стопам Нитьянанды и обменялся словами приветствия с Джагаданандой, Мукундой, Шанкаром и Сарвабхаумой. После этого он пал ниц к стопам досточтимого Парамананды Пури, который обнял его с любовью. Шри Чайтанья предоставил ему слугу и уединенное жилье.

Именно в Пури он познакомился с Раманандой, который прежде занимал высокий пост, но оставил его с позволения царя и приехал в Джаганнатха Пури, чтобы стать личным спутником Шри Чайтаньи. Так Сварупа и Рамананда стали наиболее близкими спутниками Шри Чайтаньи, который вкушал в их обществе сладость песен таких поэтов, как Видьяпати, Чандидас и Джаядев. В последние годы Своих проявленных лил в этом мире Господь Чайтанья ощущал боль разлуки Радхарани с Кришной настолько остро, что с человеческой точки зрения почти сошел с ума и часто находился в безумном состоянии. Ночью Он давал волю Своим чувствам, держась за шеи Сварупы и Рамананды, в то время как Дамодар пел песни, которые соответствовали этим переживаниям. Никто, кроме этих двоих, не мог успокоить Его сердечное волнение.

Вначале Сварупа жил сам по себе и почти ни с кем не разговаривал, и местные люди даже не подозревали, сколь глубоким и всесторонним знанием он обладает. Но со временем Сварупа стал проверять каждую поэму, строфу или книгу, прежде чем они были представлены Шри Чайтанье.

Сварупа оставил нам записи санньяса-лилы Шри Чайтаньядева, и автор «Шри Чайтанья-чаритамриты» признается в величайшем долгу перед ним. Сварупа — высочайший авторитет во всем, что касается сердечных переживаний Господа Шри Чайтаньи, и к тому же он является Его постоянным спутником.

Автор [Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами] так описывает отношения между Сварупой и Шри Чайтаньей: Парамананда Пури питал отеческую привязанность к Нему [Махапрабху], Рамананда воспринимал Его как друга, Говинда был Его добровольным рабом, а Гададхар, Джагадананда и Сварупа испытывали к Нему божественную супружескую любовь.

Игры Шри Чайтаньи — сокровищница, а Сварупа — ее хранитель. Он передал это положение Рагхунатху; а Рагхунатх открыл эту дверь автору «Чайтанья-чаритамриты», который сделал это достоянием всех преданных. Они, в свою очередь, активно раздают это сокровище, но никогда не смогут исчерпать его.

Однажды Шри Чайтанья процитировал шлоку, внутреннее значение которой было известно лишь Сварупе. Но Рупа Госвами услышал ее и составил свою шлоку на основе этого скрытого значения. Чайтанья спросил у Сварупы, как Рупа смог это сделать. Великодушный Сварупа, который был полностью свободен от зависти и злобы, сказал, что, должно быть, Рупа обрел особую милость Шри Чайтаньи, поскольку иначе он не смог бы составить такую шлоку. Затем Господь попросил Сварупу стать наставником Рупы Госвами.

Когда Рагхунатх Дас, происходивший из аристократической семьи, отрекся от мира и пришел к Господу Чайтанье, он был передан под покровительство Сварупы и стал известен как Рагхунатх Сварупы. Господь сказал Рагхунатху, что Сварупа знает больше о божественной любви, чем Он сам.

Сварупа знал все о трансцендентной природе игр Господа и считался вторым воплощением самого Чайтаньи Махапрабху. Адвайта и Нитьянанда сильно любили его, а Шривас в нем души не чаял. Его близость к Господу сделала его своего рода посредником между Ним и Его последователями.

Когда вайшнавы Бенгалии пришли в Пури, Господь отправил Сварупу и Говинду встретить их и поднести гирлянду Адвайте Ачарье. Сварупа представил Говинду Адвайте Ачарье. Говинда был личным слугой Ишвары Пури, который был духовным учителем Чайтаньядева и направил Говинду служить Гауранге.

Когда вайшнавы сели принять прасад, Господь Чайтанья собственноручно прислуживал им. Однако никто не желал прикасаться к еде, пока Господь не поест сам. Сварупа сообщил Чайтанье об этом и Господь согласился исполнить это желание преданных.

Когда Господь Гауранга со Своими преданными из Гаудии мыли и вычищали храм Гундича, Сварупа всегда был рядом с Ним, и тогда один простосердечный преданный омыл стопы Господа и выпил эту воду. Господь отругал Сварупу, называя этих преданных его людьми. Он сказал: «Только посмотри, как твой гаудия погрузил Меня в пучину греха; он омыл Мои стопы и выпил эту воду прямо в храме Господа». Сварупа отчитал этого преданного и извинился у Господа Чайтаньи от его имени.

В действительности Господь не гневался, а просто делал вид. Господь Чайтанья — Владыка вселенной, и никто не может порицать преданного, омывшего Его святые стопы в храме. Однако, играя роль Своего [Шри Кришны] преданного, Он не позволял омывать Свои стопы в храме, чтобы лже-гуру не могли оправдывать этим омывание своих стоп в храме Господа.

Храм был полностью вымыт, Сварупа с группой преданных стали петь киртан для удовлетворения Чайтаньи, и его голос очаровал Господа. Затем они приняли маха-прасад, а Сварупа угощал Господа сладостями.

По случаю фестиваля Нетротсава Шри Чайтанья отправился вместе со Своими последователями в храм Джаганнатха. Кашишвар очищал путь, а Говинда, Пури и Бхарати шли впереди Чайтаньядева. За ними шли Сварупа и Адвайта вместе с остальными преданными.

На фестиваль колесниц Шри Чайтанья собственноручно украсил гирляндами Сварупу и других певцов, исполняющих киртан. Преданные разделились на семь групп, и Сварупа возглавлял первую. Они пели некоторое время, когда Шри Чайтанья выразил Свое желание танцевать, и все основные певцы (Шривас, Рамай, Рагху, Говинда, Мукунда, Харидас, Говиндананда и Мадхава) присоединились к Сварупе. Внезапно настроение Шри Чайтаньи изменилось, и Сварупа, который знал сокровенные уголки сердца Господа, начал петь песню божественной любви, а Господь стал счастливо танцевать.

Временами Шри Чайтанья вкушал сладость поэм божественной любви в обществе Сварупы день и ночь напролет. Невозможно даже вообразить, насколько удачлив был Сварупа. Он посвятил полностью тело, разум и речь Господу Гауранге, а Шри Чайтанья не видел разницы между Своими чувствами и чувствами Сварупы. Уши Господа жадно впитывали сладость песен Сварупы Дамодара. Когда Господа Чайтанью охватывало сильное чувство божественной любви, прославляемой в этих песнях, Он садился с опущенным взглядом, ощущая боль разлуки с Кришной, и печально рисовал что-то пальцем на земле, пока Сварупа не брал Его за руку, чтобы Он не стер палец до крови. Вдохновенная песня Сварупы затрагивала струны Его сердца, и их обоих уносило потоком трансцендентной любви к Кришне.

(продолжение следует)

Переводчик: Вриндаван Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас



English

Sj. Satyanjan Sen, M. A., B. L. 

The Author of Sri Chaitanya-Charitamrita
(part 5)

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 8, Vol. XXVII, January 1930)

 

The Author on Asceticism

IN Madhya, ch. III., the author says that the ascetic should not indulge the palate but should practise self, restraint. He must not leave anything on the dinner plate. It is not proper for him to remain in his native village with his friends and relations. The Lord strictly forbids us to practise hypocrisy in the garb of ascetic but tells us to use the things of the world without being swayed by attachment to them. The ascetic should not gossip about worldly matters nor hear such talks nor eat well nor put on gaudy dress; he should respect others, not crave for honour and should worship Radha and Krishna with his whole heart. He should not accept anything from worldly people even for the purpose of serving saintly Vaishnabas. If he eats food given by a worldly man, his mind becomes polluted and with such a mind he cannot remember Krishna. He should worship Krishna with a pitcher of water and a twig of tulasi, put on rags and eat only that which barely sustains his life (Part 3. ch. 6).

Swarup

When Chaitanya Deva became a sannyasi, Purushottama Acharyya a native of Navadwipa also renounced the world and went to Benares. He was asked by the spiritual guide to study Vedanta and to teach it to the world. Utterly indifferent to the enjoyments of this world and extremely rich in the knowledge of religious literature he devoted his all to Sri Krishna. He did not crave for honour and respect by leading the life of a sannyasi but only wanted to serve Krishna with a whole heart. It was for serving Krishna that he felt a certain misgiving and did not go through all the formalities of the acceptance of a sannyas life.

With the Guru’s permission he left for Neelachal to join Chaitanya Deva. When Damodar Swarup, as Purushottam came to be called after he had become a sannyasi, met the Lord at Neelachal and fell at His feet craving for His grace, He embraced him heartily and both were beside themselves with joy. When they calmed down the Lord said that it was very fortunate that he had come. Swarup begged pardon that he had not already come to Him but gone elsewhere. “I am a hapless creature”, said he, “I cannot love you as I should; I went astray but You, in your infinite mercy, have not left me in the dark but have drawn me to the region of life and light.”

Then Swarup touched the feet of Nityananda and exchanged words of greeting with Jagadananda, Mukunda, Sankara and Sarvabhauma. Next he fell prostrate at the feet of the venerable Paramananda Puri who gave him a loving embrace. The Lord provided him with a servant and solitary lodgings.

It was at Puri that he was introduced to Ramananda who was a high official but was allowed by the King to reside at Puri to be the personal companion of the Lord. Swarup and Ramananda were most intimate with the Lord Who tasted the sweetness of the songs of the melodious bards Vidyapati, Chandidas and Jayadeva in their company. During the last years of His mundane appearance the Lord felt the pangs of Radha’s separation from Krishna so keenly that, in human estimation, He well-nigh went mad and was often in an apparently delirious condition. At night He clung to the necks of Swarup and Ramananda and gave vent to His feelings and Damodar sang songs that corresponded to these feelings. None but these two could calm down His passion.

At first Swarup lived by himself and scarely spoke, so the people of the locality did not suspect that he was the repository of all knowledge. Then came a time when every poem, stanza or book had to be examined by Swarup before it could be allowed to be heard by the Lord.

Swarup has left us a record of the ascetic lila of Sri Chaitanya Deva and the author acknowledges his indebtedness to him. Swarup is the highest authority as he knew all the secrets of the Lord’s heart and may well be called His constant companion.

The author expresses the relations between Swarup and the Lord thus: Paramananda Puri had paternal affection for Him, Ramananda regarded Him as a friend, Gobinda was His willing slave and Gadadhar, Jagadananda and Swarup cherished divine amorous love for Him.

The pastimes of Chaitanya are a treasure-house, Swarup was its keeper. He left it in charge of Raghunath; and Raghunath opened the door to the author of Charitamrita who has made it the common property of all the devotees who, in their turn, squander the treasure as they might; and can never exhaust it.

Once upon a time the Lord recited a sloka of which the inner meaning was known to Swarup only.

But Rupa Goswami heard it and composed a sloka following the hidden meaning. The Lord asked Swarup how Rupa was able to do so. The noble Swarup who was altogether free from envy and malice told that it was fortunate that Rupa had won His special favour or he would not have been able to compose such a sloka. The Lord then asked Swarup to be the instructor of Rupa Goswami.

Raghunath Das, who came of an aristocratic family, when he renounced the world and came to the Lord, was handed over to Swarup for training and came to be known as Swarup’s Raghunath. The Lord told Raghunath that Swarup knew more of devotional love than He Himself.

Swarup was fully conversant with the transcendental character of the pastimes of the Lord and is reputed as the second embodiment of Chaitanya Mahaprabhu Himself. He was most liked by Adwaita and Nityananda, and, to Srivash, he was the very apple of his eye. His intimacy with the Lord made him a sort of middleman between Him and His followers.

The Vaishnavas of Bengal came to Puri and the Lord sent Swarup and Gobinda to receive them and both garlanded Adwaitacharyya. Swarup introduced Gobinda to Adwaitacharyya, Gobinda was the personal attendant of Iswar Puri who was Chaitanya Deva’s spiritual preceptor and had sent Gobinda to serve Gauranga.

When the Vaishnavas sat down to partake of prasad the Lord served it with His own hand but none would touch it if the Lord did not eat first, Swarup informed the Lord of the difficulty and He acceded to the desires of the devotees.

When Lord Gauranga with His Gaudiya devotees was washing and cleansing the Gundicha Temple, Swarup was always by His side and when a very simple-hearted devotee washed His feet and drank of the washings. He reproved Swarup, whose men He called these devotees. He said, “Just see how your Gaudiya plunges Me in the mire of sin; in the very temple of God does he wash my feet and drink the washings.” Swarup took the devotee to task and begged pardon of the Lord, on his behalf.

It is not the fact that the Lord actually grew angry, but He made a display of anger. Though He is the Master of the Universe and none can blame the devotee who washes His holy feet in a temple, still Lord Gauranga plays the part of a devotee who must not allow His feet to be washed in a temple, lest the pseudo-Gurus should make it a precedent to have their feet washed in the temple of God.

The temple was cleansed thoroughly and Swarup and his party treated the Lord with a choral song, and, as usual, his voice charmed Him. Then they partook of mahaprasad and Swarup particularly treated the Lord with sweetmeat.

On the occasion of the Netrotsaba Festival the Lord and His followers started for the Temple of Jagannath. Kashiswar who cleared the way, and Gobinda, Puri and Bharati went ahead of Chaitanya Deva, followed by Swarup and Adwaita who walked abreast and the rest of the devotees.

In the Car Festival the Lord Himself garlanded Swarup and other choristers who performed the kirtan. There were seven groups of singers and Swarup was the leader of the first. They sang for some time when the Lord expressed His willingness to dance and the principal singers, Sribas, Ramai, Raghu, Gobinda, Mukunda, Haridas, Gobindananda, and Madhaba—all joined Swarup. The Lord’s mood changed suddenly and Swarup who knew the innermost recesses of the Lord’s heart sang a song of divine love and the Lord danced merrily.

There was a time when the Lord tasted the sweet poems of divine amour in Swarup’s company throughout day and night. None can even imagine how fortunate Swarup was. His body, mind and words and all were dedicated to Lord Gauranga and the very senses of Chaitanya identified themselves with those of Swarup and His ears drank with avidity the songs as they flov(?)ed in sweet profusion; and so immersed was the Lord in the sublime love delineated in the songs that He sat with downcast eyes feeling the pangs of separation from Krishna and wrote on the ground with the finger in a sad mood till Swarup held His hand lest He should have His finger hurt to bleeding. The inspired song of Swarup touched the chord of His heart and both were carried away by the current of transcendental love.

(To be continued)





←  «Трансцендентное возвышение». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 28 апреля 2007 года | Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Как избежать сахаджии?» Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 12 июля 1998 года. Лахта, Санкт-Петербург  →
Russian

Сатьянджан Сен 

Автор «Шри Чайтанья-чаритамриты»
(часть 5) 

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из восьмого номера XXVII тома за январь 1930 года)

 

Аскетизм автора

В третьей главе Мадхья-лилы [«Шри Чайтанья-чаритамриты»] автор [Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами] пишет, что подвижник не должен идти на поводу у своего вкуса, а наоборот, ему следует показывать пример самообладания. Ему не следует ничего оставлять во время обеденной трапезы. Также ему не следует оставаться жить в родной деревне вместе со своими друзьями и родственниками. Господь строго запрещает нам лицемерно рядиться в одежды подвижника, а рекомендует использовать вещи этого мира, не испытывая к ним никакой привязанности. Подвижнику не следует сплетничать на мирские темы, слушать такие пустые разговоры, вкусно и сытно есть, носить яркую или праздничную одежду; он должен с почтением относиться к другим, не стремиться к почитанию в собственный адрес и всем сердцем поклоняться Шри Шри Радхе-Кришне. Он не должен ничего принимать от мирских людей даже с целью служения святым вайшнавам. Если он ест пищу, полученную от мирянина, его разум оскверняется и теряет способность помнить о Шри Кришне. Он должен поклоняться Шри Кришне кувшином воды и веточкой туласи и принимать одежду и еду лишь для поддержания своей жизни (часть 3, глава 6).

Сварупа Дамодар

Когда Шри Чайтаньядев принял санньясу, Пурушоттам Ачарья (уроженец Навадвипы) также отрекся от мира и отправился в Бенарес. Его духовный учитель попросил его изучить Веданту и проповедовать ее повсюду. Совершенно равнодушный к наслаждениям этого мира и наделенный глубочайшим знанием религиозных трактатов, он посвятил всего себя Шри Кришне. Ведя жизнь санньяси, он не жаждал почета и уважения, а всем сердцем стремился служить Кришне. Именно из-за служения Кришне он ощутил некое опасение и не прошел все обряды в принятии санньясы.

С разрешения своего Гуру он отправился в Нилачалу [Пури], чтобы присоединиться к Чайтаньядеву. После того, как Дамодар Сварупа (новое имя Пурушоттама после принятия санньясы) встретил Шри Чайтанью в Нилачале и пал к Его стопам, желая обрести Его милость, Господь сердечно его обнял, и они оба оказались вне себя от счастья. Когда они пришли в себя, Чайтанья сказал, что Сварупа прибыл очень удачно. Сварупа попросил прощения за то, что так долго не мог прийти к Господу, странствуя повсюду. «Я несчастное создание, — сказал он. — Я не могу любить Тебя, как должен; я сбился с пути, но Ты в Своем бесконечном милосердии не оставил меня во тьме, а перенес меня в мир жизни и света».

Затем Сварупа прикоснулся к стопам Нитьянанды и обменялся словами приветствия с Джагаданандой, Мукундой, Шанкаром и Сарвабхаумой. После этого он пал ниц к стопам досточтимого Парамананды Пури, который обнял его с любовью. Шри Чайтанья предоставил ему слугу и уединенное жилье.

Именно в Пури он познакомился с Раманандой, который прежде занимал высокий пост, но оставил его с позволения царя и приехал в Джаганнатха Пури, чтобы стать личным спутником Шри Чайтаньи. Так Сварупа и Рамананда стали наиболее близкими спутниками Шри Чайтаньи, который вкушал в их обществе сладость песен таких поэтов, как Видьяпати, Чандидас и Джаядев. В последние годы Своих проявленных лил в этом мире Господь Чайтанья ощущал боль разлуки Радхарани с Кришной настолько остро, что с человеческой точки зрения почти сошел с ума и часто находился в безумном состоянии. Ночью Он давал волю Своим чувствам, держась за шеи Сварупы и Рамананды, в то время как Дамодар пел песни, которые соответствовали этим переживаниям. Никто, кроме этих двоих, не мог успокоить Его сердечное волнение.

Вначале Сварупа жил сам по себе и почти ни с кем не разговаривал, и местные люди даже не подозревали, сколь глубоким и всесторонним знанием он обладает. Но со временем Сварупа стал проверять каждую поэму, строфу или книгу, прежде чем они были представлены Шри Чайтанье.

Сварупа оставил нам записи санньяса-лилы Шри Чайтаньядева, и автор «Шри Чайтанья-чаритамриты» признается в величайшем долгу перед ним. Сварупа — высочайший авторитет во всем, что касается сердечных переживаний Господа Шри Чайтаньи, и к тому же он является Его постоянным спутником.

Автор [Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами] так описывает отношения между Сварупой и Шри Чайтаньей: Парамананда Пури питал отеческую привязанность к Нему [Махапрабху], Рамананда воспринимал Его как друга, Говинда был Его добровольным рабом, а Гададхар, Джагадананда и Сварупа испытывали к Нему божественную супружескую любовь.

Игры Шри Чайтаньи — сокровищница, а Сварупа — ее хранитель. Он передал это положение Рагхунатху; а Рагхунатх открыл эту дверь автору «Чайтанья-чаритамриты», который сделал это достоянием всех преданных. Они, в свою очередь, активно раздают это сокровище, но никогда не смогут исчерпать его.

Однажды Шри Чайтанья процитировал шлоку, внутреннее значение которой было известно лишь Сварупе. Но Рупа Госвами услышал ее и составил свою шлоку на основе этого скрытого значения. Чайтанья спросил у Сварупы, как Рупа смог это сделать. Великодушный Сварупа, который был полностью свободен от зависти и злобы, сказал, что, должно быть, Рупа обрел особую милость Шри Чайтаньи, поскольку иначе он не смог бы составить такую шлоку. Затем Господь попросил Сварупу стать наставником Рупы Госвами.

Когда Рагхунатх Дас, происходивший из аристократической семьи, отрекся от мира и пришел к Господу Чайтанье, он был передан под покровительство Сварупы и стал известен как Рагхунатх Сварупы. Господь сказал Рагхунатху, что Сварупа знает больше о божественной любви, чем Он сам.

Сварупа знал все о трансцендентной природе игр Господа и считался вторым воплощением самого Чайтаньи Махапрабху. Адвайта и Нитьянанда сильно любили его, а Шривас в нем души не чаял. Его близость к Господу сделала его своего рода посредником между Ним и Его последователями.

Когда вайшнавы Бенгалии пришли в Пури, Господь отправил Сварупу и Говинду встретить их и поднести гирлянду Адвайте Ачарье. Сварупа представил Говинду Адвайте Ачарье. Говинда был личным слугой Ишвары Пури, который был духовным учителем Чайтаньядева и направил Говинду служить Гауранге.

Когда вайшнавы сели принять прасад, Господь Чайтанья собственноручно прислуживал им. Однако никто не желал прикасаться к еде, пока Господь не поест сам. Сварупа сообщил Чайтанье об этом и Господь согласился исполнить это желание преданных.

Когда Господь Гауранга со Своими преданными из Гаудии мыли и вычищали храм Гундича, Сварупа всегда был рядом с Ним, и тогда один простосердечный преданный омыл стопы Господа и выпил эту воду. Господь отругал Сварупу, называя этих преданных его людьми. Он сказал: «Только посмотри, как твой гаудия погрузил Меня в пучину греха; он омыл Мои стопы и выпил эту воду прямо в храме Господа». Сварупа отчитал этого преданного и извинился у Господа Чайтаньи от его имени.

В действительности Господь не гневался, а просто делал вид. Господь Чайтанья — Владыка вселенной, и никто не может порицать преданного, омывшего Его святые стопы в храме. Однако, играя роль Своего [Шри Кришны] преданного, Он не позволял омывать Свои стопы в храме, чтобы лже-гуру не могли оправдывать этим омывание своих стоп в храме Господа.

Храм был полностью вымыт, Сварупа с группой преданных стали петь киртан для удовлетворения Чайтаньи, и его голос очаровал Господа. Затем они приняли маха-прасад, а Сварупа угощал Господа сладостями.

По случаю фестиваля Нетротсава Шри Чайтанья отправился вместе со Своими последователями в храм Джаганнатха. Кашишвар очищал путь, а Говинда, Пури и Бхарати шли впереди Чайтаньядева. За ними шли Сварупа и Адвайта вместе с остальными преданными.

На фестиваль колесниц Шри Чайтанья собственноручно украсил гирляндами Сварупу и других певцов, исполняющих киртан. Преданные разделились на семь групп, и Сварупа возглавлял первую. Они пели некоторое время, когда Шри Чайтанья выразил Свое желание танцевать, и все основные певцы (Шривас, Рамай, Рагху, Говинда, Мукунда, Харидас, Говиндананда и Мадхава) присоединились к Сварупе. Внезапно настроение Шри Чайтаньи изменилось, и Сварупа, который знал сокровенные уголки сердца Господа, начал петь песню божественной любви, а Господь стал счастливо танцевать.

Временами Шри Чайтанья вкушал сладость поэм божественной любви в обществе Сварупы день и ночь напролет. Невозможно даже вообразить, насколько удачлив был Сварупа. Он посвятил полностью тело, разум и речь Господу Гауранге, а Шри Чайтанья не видел разницы между Своими чувствами и чувствами Сварупы. Уши Господа жадно впитывали сладость песен Сварупы Дамодара. Когда Господа Чайтанью охватывало сильное чувство божественной любви, прославляемой в этих песнях, Он садился с опущенным взглядом, ощущая боль разлуки с Кришной, и печально рисовал что-то пальцем на земле, пока Сварупа не брал Его за руку, чтобы Он не стер палец до крови. Вдохновенная песня Сварупы затрагивала струны Его сердца, и их обоих уносило потоком трансцендентной любви к Кришне.

(продолжение следует)

Переводчик: Вриндаван Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас



English

Sj. Satyanjan Sen, M. A., B. L. 

The Author of Sri Chaitanya-Charitamrita
(part 5)

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 8, Vol. XXVII, January 1930)

 

The Author on Asceticism

IN Madhya, ch. III., the author says that the ascetic should not indulge the palate but should practise self, restraint. He must not leave anything on the dinner plate. It is not proper for him to remain in his native village with his friends and relations. The Lord strictly forbids us to practise hypocrisy in the garb of ascetic but tells us to use the things of the world without being swayed by attachment to them. The ascetic should not gossip about worldly matters nor hear such talks nor eat well nor put on gaudy dress; he should respect others, not crave for honour and should worship Radha and Krishna with his whole heart. He should not accept anything from worldly people even for the purpose of serving saintly Vaishnabas. If he eats food given by a worldly man, his mind becomes polluted and with such a mind he cannot remember Krishna. He should worship Krishna with a pitcher of water and a twig of tulasi, put on rags and eat only that which barely sustains his life (Part 3. ch. 6).

Swarup

When Chaitanya Deva became a sannyasi, Purushottama Acharyya a native of Navadwipa also renounced the world and went to Benares. He was asked by the spiritual guide to study Vedanta and to teach it to the world. Utterly indifferent to the enjoyments of this world and extremely rich in the knowledge of religious literature he devoted his all to Sri Krishna. He did not crave for honour and respect by leading the life of a sannyasi but only wanted to serve Krishna with a whole heart. It was for serving Krishna that he felt a certain misgiving and did not go through all the formalities of the acceptance of a sannyas life.

With the Guru’s permission he left for Neelachal to join Chaitanya Deva. When Damodar Swarup, as Purushottam came to be called after he had become a sannyasi, met the Lord at Neelachal and fell at His feet craving for His grace, He embraced him heartily and both were beside themselves with joy. When they calmed down the Lord said that it was very fortunate that he had come. Swarup begged pardon that he had not already come to Him but gone elsewhere. “I am a hapless creature”, said he, “I cannot love you as I should; I went astray but You, in your infinite mercy, have not left me in the dark but have drawn me to the region of life and light.”

Then Swarup touched the feet of Nityananda and exchanged words of greeting with Jagadananda, Mukunda, Sankara and Sarvabhauma. Next he fell prostrate at the feet of the venerable Paramananda Puri who gave him a loving embrace. The Lord provided him with a servant and solitary lodgings.

It was at Puri that he was introduced to Ramananda who was a high official but was allowed by the King to reside at Puri to be the personal companion of the Lord. Swarup and Ramananda were most intimate with the Lord Who tasted the sweetness of the songs of the melodious bards Vidyapati, Chandidas and Jayadeva in their company. During the last years of His mundane appearance the Lord felt the pangs of Radha’s separation from Krishna so keenly that, in human estimation, He well-nigh went mad and was often in an apparently delirious condition. At night He clung to the necks of Swarup and Ramananda and gave vent to His feelings and Damodar sang songs that corresponded to these feelings. None but these two could calm down His passion.

At first Swarup lived by himself and scarely spoke, so the people of the locality did not suspect that he was the repository of all knowledge. Then came a time when every poem, stanza or book had to be examined by Swarup before it could be allowed to be heard by the Lord.

Swarup has left us a record of the ascetic lila of Sri Chaitanya Deva and the author acknowledges his indebtedness to him. Swarup is the highest authority as he knew all the secrets of the Lord’s heart and may well be called His constant companion.

The author expresses the relations between Swarup and the Lord thus: Paramananda Puri had paternal affection for Him, Ramananda regarded Him as a friend, Gobinda was His willing slave and Gadadhar, Jagadananda and Swarup cherished divine amorous love for Him.

The pastimes of Chaitanya are a treasure-house, Swarup was its keeper. He left it in charge of Raghunath; and Raghunath opened the door to the author of Charitamrita who has made it the common property of all the devotees who, in their turn, squander the treasure as they might; and can never exhaust it.

Once upon a time the Lord recited a sloka of which the inner meaning was known to Swarup only.

But Rupa Goswami heard it and composed a sloka following the hidden meaning. The Lord asked Swarup how Rupa was able to do so. The noble Swarup who was altogether free from envy and malice told that it was fortunate that Rupa had won His special favour or he would not have been able to compose such a sloka. The Lord then asked Swarup to be the instructor of Rupa Goswami.

Raghunath Das, who came of an aristocratic family, when he renounced the world and came to the Lord, was handed over to Swarup for training and came to be known as Swarup’s Raghunath. The Lord told Raghunath that Swarup knew more of devotional love than He Himself.

Swarup was fully conversant with the transcendental character of the pastimes of the Lord and is reputed as the second embodiment of Chaitanya Mahaprabhu Himself. He was most liked by Adwaita and Nityananda, and, to Srivash, he was the very apple of his eye. His intimacy with the Lord made him a sort of middleman between Him and His followers.

The Vaishnavas of Bengal came to Puri and the Lord sent Swarup and Gobinda to receive them and both garlanded Adwaitacharyya. Swarup introduced Gobinda to Adwaitacharyya, Gobinda was the personal attendant of Iswar Puri who was Chaitanya Deva’s spiritual preceptor and had sent Gobinda to serve Gauranga.

When the Vaishnavas sat down to partake of prasad the Lord served it with His own hand but none would touch it if the Lord did not eat first, Swarup informed the Lord of the difficulty and He acceded to the desires of the devotees.

When Lord Gauranga with His Gaudiya devotees was washing and cleansing the Gundicha Temple, Swarup was always by His side and when a very simple-hearted devotee washed His feet and drank of the washings. He reproved Swarup, whose men He called these devotees. He said, “Just see how your Gaudiya plunges Me in the mire of sin; in the very temple of God does he wash my feet and drink the washings.” Swarup took the devotee to task and begged pardon of the Lord, on his behalf.

It is not the fact that the Lord actually grew angry, but He made a display of anger. Though He is the Master of the Universe and none can blame the devotee who washes His holy feet in a temple, still Lord Gauranga plays the part of a devotee who must not allow His feet to be washed in a temple, lest the pseudo-Gurus should make it a precedent to have their feet washed in the temple of God.

The temple was cleansed thoroughly and Swarup and his party treated the Lord with a choral song, and, as usual, his voice charmed Him. Then they partook of mahaprasad and Swarup particularly treated the Lord with sweetmeat.

On the occasion of the Netrotsaba Festival the Lord and His followers started for the Temple of Jagannath. Kashiswar who cleared the way, and Gobinda, Puri and Bharati went ahead of Chaitanya Deva, followed by Swarup and Adwaita who walked abreast and the rest of the devotees.

In the Car Festival the Lord Himself garlanded Swarup and other choristers who performed the kirtan. There were seven groups of singers and Swarup was the leader of the first. They sang for some time when the Lord expressed His willingness to dance and the principal singers, Sribas, Ramai, Raghu, Gobinda, Mukunda, Haridas, Gobindananda, and Madhaba—all joined Swarup. The Lord’s mood changed suddenly and Swarup who knew the innermost recesses of the Lord’s heart sang a song of divine love and the Lord danced merrily.

There was a time when the Lord tasted the sweet poems of divine amour in Swarup’s company throughout day and night. None can even imagine how fortunate Swarup was. His body, mind and words and all were dedicated to Lord Gauranga and the very senses of Chaitanya identified themselves with those of Swarup and His ears drank with avidity the songs as they flov(?)ed in sweet profusion; and so immersed was the Lord in the sublime love delineated in the songs that He sat with downcast eyes feeling the pangs of separation from Krishna and wrote on the ground with the finger in a sad mood till Swarup held His hand lest He should have His finger hurt to bleeding. The inspired song of Swarup touched the chord of His heart and both were carried away by the current of transcendental love.

(To be continued)



Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования