«Творение мира». Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)


Russian

Профессор Нимананда Дас Адхикари Севатиртха

Творение мира

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из первого номера XXVII тома за июнь 1929 года)

 

Люди обычно задаются тремя вопросами: «Откуда возникло это творение? Зачем этот мир был сотворен? И когда произошло творение?» Разные школы мысли дают различные ответы на эти вопросы. Существует ряд эмпирических вопросов, эмпирическое разрешение которых по сути невозможно. Из всех мнений на эту тему для нашего рассмотрения рекомендуются два варианта ответов: первый дан философской школой майявади, а второй — вайшнавской школой мысли. Первые движутся от известного к непознанному, то есть, в действительности, пытаются решить эту проблему эмпирическим путем. Вторые движутся от скрытого абсолютного знания к постижимому миру, разрешая все возникающие вопросы благодаря руководству писаний, которые представляют собой непогрешимое свидетельство в делах духовных.

Майявади не верят в существование личностного Бога, выступающего в качестве Творца этого мира. Согласно их философии, Бог полностью безличен. Его невозможно персонализировать. Поэтому нет никого, кто бы познал Его и кому бы Он даровал знание о Себе. Творение мира осуществляется благодаря майе, или невежеству. Этот мир нереален и всецело феноменален. Таково воздействие иллюзии. Невежество, ставшее причиной творения, не вечно и, следовательно, такой феномен, как творение, также не вечно. Вы думаете, что оно существует, и именно поэтому оно существует. Но как только вы станете думать иначе, оно перестанет для вас существовать. Этот мир — ваше собственное творение, и вы сами создаете все то, что вас окружает. Вы одновременно являетесь субъектом и объектом вашего творения. Но как только вы осознáете себя, все это Meum et Tuum, различие и разделение этого мира исчезнет в тот же миг. То, что останется, и будет Брахманом, и вы есть То.

Теперь подумаем, как найти того, кто способен разрешить эту вашу проблему или привести вас к ее разрешению. Пока вы пребываете во власти майи, вы не можете доверять себе и всем тем, кто находится в таком же зависимом положении. Никто из вас — ни вы сами, ни ваши советчики — не имеет locus standi, прочного положения в высшей позитивной реальности. Но это разрешение проблемы целиком зависит от вас. Вы осознаете и познаете. Это вопрос опыта, а не доверия. Вам не следует задавать эти вопросы, поскольку в этом случае вы отделяете этот мир от себя. Вы не можете измерить этот мир этими «откуда?», «зачем?» и «когда?», поскольку сами эти вопросы являются этим миром, и ваша иллюзия, которая сама определяет, «откуда, зачем и когда» сотворен этот мир, сама по себе неотлична от всех этих понятий. Чтобы постичь этот мир, вы должны быть отличны от него, должны превзойти его. Но вы не являетесь таковым. Вы существо этого мира и поэтому не в состоянии постичь его. Когда человек видит сон, он не в состоянии сказать, когда начался этот сон. Спящее «я» и объект сна появляются во сне одновременно, и поэтому они оба по сути являются сном.

С другой стороны, вайшнавы (как истинные ведантисты) считают подобное толкование богохульным. Они говорят: «Бог существует, а также существует этот мир и джива, индивидуальная душа». Бог и дживы — это разные существа, сосуществующие вместе. Никто из них не является ложным.

Этот мир — это вечно изменчивая реальность, тогда как Бог и джива неизменны и связаны между собой отношениями Господина и слуги. Подобно тому, как солнце и солнечные лучи суть одно, в той же степени идентичны Бог и джива. «Мой Отец и я суть одно». Бог исполнен всего знания, и Он не может забыть о Себе, став человеком. Он вечно совершенен, и забывчивость не может проникнуть в Его натуру. Он обладает всем могуществом этого мира, и нет ничего, что было бы сильнее Его. Он всегда выше невежества, или майи. Майя — творение Его собственных рук; она Его служанка, а не госпожа».

Тогда как Бог последователей философии майявади беспомощно пребывает в рабстве майи. Он не может избавиться от ее влияния. Если когда-либо Он возомнит Себя свободным, то в следующее мгновение Он будет снова слизывать пыль с ее стоп. Его свобода от майи очень изменчива и нестабильна. Если Его рабство было иллюзией, то Его свобода ничем не лучше.

С другой стороны, Бог вайшнавов — это трансцендентная Личность. Он Высшее Существо. Ему нет равных. Он источник всех энергий, три из которых известны как атма-шакти, джива-шакти и майя-шакти. Атма-шакти проявляет мир чит, или Вайкунтху. Джива-шакти проявляет ограниченные и несовершенные души (дживы), а майя-шакти проявляет мир ачит, который мы воспринимаем через чувства. Безжизненная природа — причина неодушевленного материального мира, который создает наши физические тела. Наше несовершенство приводит нас к поиску наслаждений в настроении независимости от Бога, и в качестве наказания мы заключаемся в оболочку этого тела. Наши попытки стать свободными приводят нас к рабству. Воплотившись в теле, мы забываем о нашем подлинном «я» и постоянно отождествляем себя со своим телом. Такова сущность нашего невежества. Если мы избавимся от невежества, то осознаем себя рабами Божьими. Определение нашего вечного «я» не иллюзорно; напротив, иллюзорно наше отождествление себя со своим материальным телом. Если мы когда-либо превзойдем иллюзию обусловленного существования, то уже никогда не попадем в нее снова.

Для падших индивидуальных душ этот мир начинает существовать с того момента, когда они осознают его. Поэтому мы просто не в состоянии определить, «откуда, зачем и когда» возник этот мир. Пребывая в нем, мы не можем должным образом измерить его. Однако несмотря на это, этот мир реален. Он не ложен и не иллюзорен, как полагают майявади. Джива и этот мир одновременно отличны от Бога и едины с Ним. Для человеческого восприятия это одновременное различие и единство совершенно непостижимо. Однако все это возможно в высшей и гармоничной реальности. Мы не можем отделить представление об этом мире от представления о Боге. Бог и этот мир суть одно. Пока существует Бог, существует и этот мир, в точности как пока есть солнце, есть и его лучи.

Переводчик: Вриндавана Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас

 

English

Prof. Nimananda Dasadhicary Sevatirtha, B. Ag., B. T.

Views on Creation

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 1, Vol. XXVII, June 1929)

 

PEOPLE generally ask three questions—whence is this creation? Why is this creation? And when is this creation? Different schools of thought give different replies to them. These are empirical questions and their empirical solutions are, indeed, not possible. Yet two sets of replies to these questions commend themselves for our discussion—one given by the Mayavadi School of thought, and the other given by the Vaishnava School of thought. The former, proceeding from the known to the unknown, has, in fact, tackled these problems in an empiric way. The latter, proceeding from the veiled absolute knowledge to the known, has given a solution of them as found in the scriptures, which are infallible guides in matters spiritual.

The Mayavadi does not believe in the existence of a personal God as the creator of this world. According to him God is impersonal. He is indistinguishable. There is none to know Him and there is none whom He knows. The existence of this creation is due to Maya or ignorance. It is unreal and merely phenomenal. It is an illusion. The ignorance, which is the cause of the creation, is not eternal and consequently phenomenon as the creation is also not eternal. You think it exists, and therefore it exists; but as soon as you think otherwise it ceases to exist for you. The world is of your own creation, and you are yourself one of the things of this creation. You are both the subject and the object of your creation. As you realise yourself, all this Meum et Tuum, difference and differentiation of the world go once for all. What is then left is Brahma, and you are That.

Now who will solve these problems for you and whom can you approach for their solution? So long as you are under the influence of this Maya, you cannot trust yourself nor can you trust any other man who is equally illusory. None of you—yourself and your adviser—have any locus standi in positive reality. But the solution also necessarily lies entirely with you. You realise and know. It is a matter of experience and not of credence. You cannot ask these questions. For in that case you take away the world from itself. You cannot measure the world by when, why and whence. It is because that whence, why and when are themselves the world, and that your illusory self that goes to ascertain the why, the whence and the when of the world is itself not different from these things. To know the world you must be something different from the world, something beyond the world. But you are not that. You being the world, it is not possible for you to know it. A man in a dream cannot say when his dream begins. For the dreaming self and the object of the dream make their appearance in the dream simultaneously and are therefore themselves the dream.

The Vaishnavas, the true Vedantists, on the other hand, abhor such a solution as blasphemous. They say, “God is, the world is and jiva or the individual soul is.” They are distinct entities, coexisting. None of them are false.

The world is an ever-changing reality but God and jiva are unchanging realities as master and servant, as the sun and its rays are one so God and jiva are one. “My Father and I are one.” God is all knowledge, and He cannot forget Himself into a man. He is ever perfect and forgetfulness cannot enter into His character. He is all-powerful, and there is nothing to overpower Him. He is always above ignorance or Maya. Maya is His handiwork, His maid and not His mistress. Mayavadin’s God is a helpless chap always in the grip of Maya. He cannot get away from her. If at one time He thinks Himself free, at another time He is made to lick the dust at the feet of Maya. His freedom from Maya is most unsteady. If His thralldom were illusion, His freedom is nothing better than it.

The Vaishnava’s God is a transcendental personal entity. He is the Supreme Being. One without a second. He is the Fountainhead of all energies three of which are known as atma-shakti, jiva-shakti and maya-shakti. In atma-shakti is manifested the chit world or the Baikuntha, in jiva-shakti is manifested the limited, imperfect souls or jivas and in maya-shakti is manifested the achit world that we see. The insentient Nature, which is the cause of the insentient world, supplies us with the physical body. Our imperfection leads us to seek for enjoyment in an atmosphere independent of God when we become encased in this body as punishment. Our attempt to become free has led us to bondage. Thus encased we forged our real self and always identify our self with the body. This is our ignorance. If ignorance is gone, we realise ourselves as the slave of God. Our measured eternal self is not illusory but the identification of our self with our body is illusory. Once we overcome this illusion, we do not fall into it again.

For a fallen individual soul, the world begins from the day when he is conscious in it. It is therefore not at all possible for it to ascertain the whence the why and the when of the world. It being now of the world cannot measure if. But nevertheless, the world is there. It is not false or illusory as is supposed by the Mayavadi. Jiva and the world are at once distinct and nondistinct from God. To human scope, this simultaneous existence of distinction and non-distinction is inconceivable. In all-embracing reality, all is possible. We cannot separate the idea of the world from that of God. God and the world are one. When there is God, there is manifestation just as whenever there is the sun there are rays.

 



←  «Путь предания себя Господу | Потребность сердца». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Из цикла «Просто о трансцендентном» ·• Архив новостей •· Воскресная программа с участием Шрипада Б. С. Хришикеша Махараджа в киевской студии VEDALIFE 4 декабря 2016 года  →
Russian

Профессор Нимананда Дас Адхикари Севатиртха

Творение мира

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из первого номера XXVII тома за июнь 1929 года)

 

Люди обычно задаются тремя вопросами: «Откуда возникло это творение? Зачем этот мир был сотворен? И когда произошло творение?» Разные школы мысли дают различные ответы на эти вопросы. Существует ряд эмпирических вопросов, эмпирическое разрешение которых по сути невозможно. Из всех мнений на эту тему для нашего рассмотрения рекомендуются два варианта ответов: первый дан философской школой майявади, а второй — вайшнавской школой мысли. Первые движутся от известного к непознанному, то есть, в действительности, пытаются решить эту проблему эмпирическим путем. Вторые движутся от скрытого абсолютного знания к постижимому миру, разрешая все возникающие вопросы благодаря руководству писаний, которые представляют собой непогрешимое свидетельство в делах духовных.

Майявади не верят в существование личностного Бога, выступающего в качестве Творца этого мира. Согласно их философии, Бог полностью безличен. Его невозможно персонализировать. Поэтому нет никого, кто бы познал Его и кому бы Он даровал знание о Себе. Творение мира осуществляется благодаря майе, или невежеству. Этот мир нереален и всецело феноменален. Таково воздействие иллюзии. Невежество, ставшее причиной творения, не вечно и, следовательно, такой феномен, как творение, также не вечно. Вы думаете, что оно существует, и именно поэтому оно существует. Но как только вы станете думать иначе, оно перестанет для вас существовать. Этот мир — ваше собственное творение, и вы сами создаете все то, что вас окружает. Вы одновременно являетесь субъектом и объектом вашего творения. Но как только вы осознáете себя, все это Meum et Tuum, различие и разделение этого мира исчезнет в тот же миг. То, что останется, и будет Брахманом, и вы есть То.

Теперь подумаем, как найти того, кто способен разрешить эту вашу проблему или привести вас к ее разрешению. Пока вы пребываете во власти майи, вы не можете доверять себе и всем тем, кто находится в таком же зависимом положении. Никто из вас — ни вы сами, ни ваши советчики — не имеет locus standi, прочного положения в высшей позитивной реальности. Но это разрешение проблемы целиком зависит от вас. Вы осознаете и познаете. Это вопрос опыта, а не доверия. Вам не следует задавать эти вопросы, поскольку в этом случае вы отделяете этот мир от себя. Вы не можете измерить этот мир этими «откуда?», «зачем?» и «когда?», поскольку сами эти вопросы являются этим миром, и ваша иллюзия, которая сама определяет, «откуда, зачем и когда» сотворен этот мир, сама по себе неотлична от всех этих понятий. Чтобы постичь этот мир, вы должны быть отличны от него, должны превзойти его. Но вы не являетесь таковым. Вы существо этого мира и поэтому не в состоянии постичь его. Когда человек видит сон, он не в состоянии сказать, когда начался этот сон. Спящее «я» и объект сна появляются во сне одновременно, и поэтому они оба по сути являются сном.

С другой стороны, вайшнавы (как истинные ведантисты) считают подобное толкование богохульным. Они говорят: «Бог существует, а также существует этот мир и джива, индивидуальная душа». Бог и дживы — это разные существа, сосуществующие вместе. Никто из них не является ложным.

Этот мир — это вечно изменчивая реальность, тогда как Бог и джива неизменны и связаны между собой отношениями Господина и слуги. Подобно тому, как солнце и солнечные лучи суть одно, в той же степени идентичны Бог и джива. «Мой Отец и я суть одно». Бог исполнен всего знания, и Он не может забыть о Себе, став человеком. Он вечно совершенен, и забывчивость не может проникнуть в Его натуру. Он обладает всем могуществом этого мира, и нет ничего, что было бы сильнее Его. Он всегда выше невежества, или майи. Майя — творение Его собственных рук; она Его служанка, а не госпожа».

Тогда как Бог последователей философии майявади беспомощно пребывает в рабстве майи. Он не может избавиться от ее влияния. Если когда-либо Он возомнит Себя свободным, то в следующее мгновение Он будет снова слизывать пыль с ее стоп. Его свобода от майи очень изменчива и нестабильна. Если Его рабство было иллюзией, то Его свобода ничем не лучше.

С другой стороны, Бог вайшнавов — это трансцендентная Личность. Он Высшее Существо. Ему нет равных. Он источник всех энергий, три из которых известны как атма-шакти, джива-шакти и майя-шакти. Атма-шакти проявляет мир чит, или Вайкунтху. Джива-шакти проявляет ограниченные и несовершенные души (дживы), а майя-шакти проявляет мир ачит, который мы воспринимаем через чувства. Безжизненная природа — причина неодушевленного материального мира, который создает наши физические тела. Наше несовершенство приводит нас к поиску наслаждений в настроении независимости от Бога, и в качестве наказания мы заключаемся в оболочку этого тела. Наши попытки стать свободными приводят нас к рабству. Воплотившись в теле, мы забываем о нашем подлинном «я» и постоянно отождествляем себя со своим телом. Такова сущность нашего невежества. Если мы избавимся от невежества, то осознаем себя рабами Божьими. Определение нашего вечного «я» не иллюзорно; напротив, иллюзорно наше отождествление себя со своим материальным телом. Если мы когда-либо превзойдем иллюзию обусловленного существования, то уже никогда не попадем в нее снова.

Для падших индивидуальных душ этот мир начинает существовать с того момента, когда они осознают его. Поэтому мы просто не в состоянии определить, «откуда, зачем и когда» возник этот мир. Пребывая в нем, мы не можем должным образом измерить его. Однако несмотря на это, этот мир реален. Он не ложен и не иллюзорен, как полагают майявади. Джива и этот мир одновременно отличны от Бога и едины с Ним. Для человеческого восприятия это одновременное различие и единство совершенно непостижимо. Однако все это возможно в высшей и гармоничной реальности. Мы не можем отделить представление об этом мире от представления о Боге. Бог и этот мир суть одно. Пока существует Бог, существует и этот мир, в точности как пока есть солнце, есть и его лучи.

Переводчик: Вриндавана Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас

 

English

Prof. Nimananda Dasadhicary Sevatirtha, B. Ag., B. T.

Views on Creation

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 1, Vol. XXVII, June 1929)

 

PEOPLE generally ask three questions—whence is this creation? Why is this creation? And when is this creation? Different schools of thought give different replies to them. These are empirical questions and their empirical solutions are, indeed, not possible. Yet two sets of replies to these questions commend themselves for our discussion—one given by the Mayavadi School of thought, and the other given by the Vaishnava School of thought. The former, proceeding from the known to the unknown, has, in fact, tackled these problems in an empiric way. The latter, proceeding from the veiled absolute knowledge to the known, has given a solution of them as found in the scriptures, which are infallible guides in matters spiritual.

The Mayavadi does not believe in the existence of a personal God as the creator of this world. According to him God is impersonal. He is indistinguishable. There is none to know Him and there is none whom He knows. The existence of this creation is due to Maya or ignorance. It is unreal and merely phenomenal. It is an illusion. The ignorance, which is the cause of the creation, is not eternal and consequently phenomenon as the creation is also not eternal. You think it exists, and therefore it exists; but as soon as you think otherwise it ceases to exist for you. The world is of your own creation, and you are yourself one of the things of this creation. You are both the subject and the object of your creation. As you realise yourself, all this Meum et Tuum, difference and differentiation of the world go once for all. What is then left is Brahma, and you are That.

Now who will solve these problems for you and whom can you approach for their solution? So long as you are under the influence of this Maya, you cannot trust yourself nor can you trust any other man who is equally illusory. None of you—yourself and your adviser—have any locus standi in positive reality. But the solution also necessarily lies entirely with you. You realise and know. It is a matter of experience and not of credence. You cannot ask these questions. For in that case you take away the world from itself. You cannot measure the world by when, why and whence. It is because that whence, why and when are themselves the world, and that your illusory self that goes to ascertain the why, the whence and the when of the world is itself not different from these things. To know the world you must be something different from the world, something beyond the world. But you are not that. You being the world, it is not possible for you to know it. A man in a dream cannot say when his dream begins. For the dreaming self and the object of the dream make their appearance in the dream simultaneously and are therefore themselves the dream.

The Vaishnavas, the true Vedantists, on the other hand, abhor such a solution as blasphemous. They say, “God is, the world is and jiva or the individual soul is.” They are distinct entities, coexisting. None of them are false.

The world is an ever-changing reality but God and jiva are unchanging realities as master and servant, as the sun and its rays are one so God and jiva are one. “My Father and I are one.” God is all knowledge, and He cannot forget Himself into a man. He is ever perfect and forgetfulness cannot enter into His character. He is all-powerful, and there is nothing to overpower Him. He is always above ignorance or Maya. Maya is His handiwork, His maid and not His mistress. Mayavadin’s God is a helpless chap always in the grip of Maya. He cannot get away from her. If at one time He thinks Himself free, at another time He is made to lick the dust at the feet of Maya. His freedom from Maya is most unsteady. If His thralldom were illusion, His freedom is nothing better than it.

The Vaishnava’s God is a transcendental personal entity. He is the Supreme Being. One without a second. He is the Fountainhead of all energies three of which are known as atma-shakti, jiva-shakti and maya-shakti. In atma-shakti is manifested the chit world or the Baikuntha, in jiva-shakti is manifested the limited, imperfect souls or jivas and in maya-shakti is manifested the achit world that we see. The insentient Nature, which is the cause of the insentient world, supplies us with the physical body. Our imperfection leads us to seek for enjoyment in an atmosphere independent of God when we become encased in this body as punishment. Our attempt to become free has led us to bondage. Thus encased we forged our real self and always identify our self with the body. This is our ignorance. If ignorance is gone, we realise ourselves as the slave of God. Our measured eternal self is not illusory but the identification of our self with our body is illusory. Once we overcome this illusion, we do not fall into it again.

For a fallen individual soul, the world begins from the day when he is conscious in it. It is therefore not at all possible for it to ascertain the whence the why and the when of the world. It being now of the world cannot measure if. But nevertheless, the world is there. It is not false or illusory as is supposed by the Mayavadi. Jiva and the world are at once distinct and nondistinct from God. To human scope, this simultaneous existence of distinction and non-distinction is inconceivable. In all-embracing reality, all is possible. We cannot separate the idea of the world from that of God. God and the world are one. When there is God, there is manifestation just as whenever there is the sun there are rays.

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования