«Автор „Шри Чайтанья-чаритамриты“» (часть 7). Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)


Russian

Сатьянджан Сен 

Автор «Шри Чайтанья-чаритамриты»
(часть 7)

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из десятого номера XXVII тома за март 1930 года)

 

Порой Господа Чайтанью охватывала такая сильная боль разлуки с Кришной, что Он поддерживал в Себе жизнь лишь благодаря разговорам с Раманандой и пению Сварупы Дамодара. Никто не может полностью поведать о величии этих двоих спутников Господа. Они были в самом Его сердце.

Когда Господь Чайтанья поручил Рагхунатха (одного из величайших преданных) Сварупе, Он велел относиться к Рагхунатхе, как к сыну и слуге. Поскольку имя Рагхунатх было еще у двух преданных, Господь назвал его Рагху Сварупы. Он взял Рагхунатха за руку и с огромной любовью передал его Сварупе. «Как пожелает Ваше Святейшество», — ответил Сварупа и обнял Рагху.

Рагхунатх чтил Махапрабху так сильно, что не смел обращаться к Нему лично. Он спросил через Сварупу о том, каков его долг, желая получить наставления самого Господа. Господь улыбнулся и сказал: «Сварупа теперь твой наставник. Спрашивай его, поскольку он знает намного больше!» Рагхунатх следовал Сварупе в поклонении Чайтаньядеву как Владыке Враджи. Рагхунатх стал настолько тверд в отречении, что перестал даже просить еду, а принимал в пищу выброшенный маха-прасад, который настолько уже испортился, что им брезговали даже местные коровы. Однажды Сварупа попросил у Рагху немного этого маха-прасада и стал превозносить его, говоря: «Ты каждый день вкушаешь амброзию и никогда не делишься с нами. Кто ты после этого?» Когда Господь узнал об этом от Говинды, Он пришел к Рагхунатху и сказал: «Ты ешь превосходную пищу, так почему же не делишься со Мной?» Затем Он съел горсть этой пищи. Когда Он взял еще немного, Сварупа остановил Его руку, сказав, что не стоит это есть. Господь сказал, что пробовал многие виды разного прасада, но никогда еще не ел такого вкусного.

Автор говорит о своей безграничной признательности перед «Чайтанья-става-калпаврикшей» Рагхунатха. Гададхар был одним из ведущих преданных того века. Но он сильно обеспокоился, решив, что Господь Чайтанья гневается на него. Валлабха Бхатта хотел изучить мантру для поклонения юному Кришне от Рагхунатха, который отказался на том основании, что во всем полагается на Шри Чайтанью и не может ничего сделать без Его разрешения. Он сказал, что Господь Чайтанья уже упрекал его, как Валлабху (который написал комментарий на «Бхагаватам», вступающий в противоречие с комментарием Шридхара Свами, и поклонялся младенцу Гопалу), хотя тот был обращен Гададхаром, пришедшим к нему. Поэтому он не решался приблизиться к Чайтанье.

Однажды Шри Чайтанья послал Сварупу, Джагадананду и Говинду к Гададхару. Сварупа стал объяснять, что Господь Чайтанья выказывал безразличие к нему, лишь испытывая его, и удивлен, почему Гададхар не придет к Нему и смело не поговорит с Ним, а вместо этого в страхе чуждается Его. Гададхар ответил, что не осмеливается прийти к Господу, поскольку Он знает обо всем.

Господь Чайтанья обычно спал на матрасе из пальмового волокна, и поэтому Джагадананда сделал ему постель помягче и попросил Сварупу посмотреть, понравится ли это Господу. Однако Шри Чайтанья разгневался, увидев эту постель, и выбросил ее. Сварупа сказал, что Джагадананда непременно опечалится, узнав, что Господу не понравилась новая постель. Господь ответил: «Почему тогда не принести тахту? Этот пандит желает, чтобы Я погряз в роскоши. Лишь бесстыдный санньяси будет спать на мягкой постели». Тогда Сварупа нашел другой способ уменьшить тяготы Шри Чайтаньи. Он принес много банановых листьев и сделал относительно мягкую постель. Но уговорить Господа спать на ней так же стоило больших трудов.

Джагадананда захотел отправиться в Вриндаван, но Шри Чайтанья не дал ему Своего позволения. Тогда Джагадананда попросил Сварупу ходатайствовать от его имени. Когда же об этом попросил Сварупа, Господь согласился.

Однажды Шри Чайтанья остро ощутил боль разлуки с Кришной и горько заплакал, обхватив Рамананду и Сварупу руками за шею. Они стали петь об играх Кришны и так привели Его в чувство. Лишь к полуночи они смогли уговорить Господа лечь отдыхать. Рамананда отправился к себе домой, а Сварупа и Говинда устроились отдыхать неподалеку от комнаты Господа. Глубокой ночью Шри Чайтанья проснулся и стал громко воспевать Святое Имя. Внезапно голос прервался. Сварупа открыл дверь и, не найдя Господа, сильно обеспокоился. Все двери дома были закрыты, но Чайтаньи нигде не было. Они отправились Его искать и нашли у Львиных врат [храма Господа Джаганнатха]. Со всеми сочленениями Его тела было что-то не так, а каждая конечность была искажена и вытянута. Они начали громко петь Святое Имя. Шри Чайтанья пришел в Себя и сказал, что ничего не помнит, кроме того, что Кришна появился и исчез, подобно вспышке молнии. Автор узнал об этой истории от Рагхунатха Даса, который был постоянным спутником Господа Чайтаньи.

Однажды Шри Чайтанья принял песчаный холм за Говардхан и побежал к нему. С внешней точки зрения казалось, что Он потерял рассудок, и Сварупа с другими преданными последовали за Ним и стали громко петь Святое Имя. Шри Чайтанья вернулся во внешнее сознание и сказал Сварупе: «Кто вернул Меня сюда с Говардхана? Я созерцал восхитительные игры Кришны, а затем какой-то шум все разрушил и привел Меня сюда. Ты причинил Мне боль, помешав наблюдать за этими играми». Эта история взята из «Чайтанья-става-калпаврикши» Рагхунатха Даса.

Однажды Шивананда со своим самым младшим сыном Пуридасом пришел увидеть Господа Чайтанью, который постоянно просил мальчика повторять «Кришна», но тот не хотел делать этого. Господь сказал: «Я должен сделать так, чтобы весь мир воспевал Святое Имя. Даже неподвижные существа повторяют Его. Но Я не способен побудить даже этого мальчика повторять Святое Имя».

Сварупа сказал: «Ты должен посвятить его в мантру Святого Имени Кришны. Он будет произносить ее не вслух, а про себя».

(продолжение следует)

Переводчик: Вриндаван Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас




English

Sj. Satyanjan Sen, M. A., B. L. 

The Author of Sri Chaitanya-Charitamrita
(part 7)

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 10, Vol. XXVII, March 1930)

 

At times the Lord was overwhelmed with grief at. His separation from Krishna and it was only Ramananda’s speeches on Krishna and Swarupa’s songs that kept Him alive. None can exhaust by speaking the greatness of the two. They were the very core of His heart.

When the Lord entrusted Swarup with the charge of Raghunath, one of the greatest devotees, He told him to regard Raghu as his son and servant and, as there were three devotees of that name, He called him ‘Swarupa’s’ Raghu. He held Raghunath by the hand and most affectionately handed him over to Swarup. “As Your Holiness pleases,” said Swarup and embraced Raghu.

Raghunath revered Mahaprabhu too much to approach Him personally and sent word by Swarup that he did not know his duty and required instructions from the Lord Himself. The Lord smiled and said, “Swarup is appointed your instructor. Learn all from him as he knows more than!” Raghunath followed Swarup in worshipping Chaitanya Deva as the Lord of Braja. Raghunath’s spirit of renunciation forbade him even to beg and he used to honour Mahaprasad thrown away by the shopkeepers whose apparent rotten condition repelled even the kine of the locality. One day Swarup begged a handful of it from Raghu and eulogised it saying, “You partake of such ambrosia daily and never, give us a share of it. What sort of a person you must be?” The Lord heard of the incident from Gobinda, came to Raghunath and said, “You eat excellent food, why do you not give Me a bit of it?” He took a handful and ate it. When He was about to take another handful Swarup stayed His hand and prevented Him saying that it did not befit Him. The Lord said that He had partaken of various qualities of prasad but had not tasted any so excellent.

The author here acknowledges his indebtedness to Raghunath’s ‘Chaitanya-staba-kalpabriksha’. Gadadhar was one of the leading devotees of the age; but he became extremely anxious when he thought that the Lord was angry with him. Ballabha Bhatta wanted to learn the mantra for the worship of adolescent Krishna from Gadadhar who refused on the ground that he was not independent of the Lord and said that he could not accede without His per. mission. He said that the Lord had already rebuked him as Ballabha, who wrote a commentary on the Bhagabata that went counter to that of Sridharswami and had been a worshipper of the infant Gopal, though he had been converted by Gadadhar, used to come to him. So he dared not approach Him.

One day the Lord sent Swarup, Jagadananda and Gobinda to Gadadhar. Swarup took him to task saying that the Lord showed indifference to him only to try him and wondered why he had not come to the Lord and spoken to Him boldly but had kept aloof through fear. Gadadhar replied that he did not dare as the Lord was omniscient.

The Lord used to lie on a pallet of plantain fibre; so Jagadananda made a softer bed and requested Swarup to see that the Lord reposed on the same; but the Lord was angry to see the bed and threw it away whereon Swarup said that if He did not use the bed Jagadananda would be very sorry. The Lord replied, “Better fetch a couch. The Pandit wants Me to indulge in luxury. It is a shame that a Sannyasin should lie on a soft bed.” Swarup invented another means to mitigate the hardship of the Lord. He brought a number of dry plantain leaves and made a bed comparatively soft and it was with the greatest difficulty that the Lord was made to consent to lie on it.

Jagadananda wanted to go to Brindaban but the Lord would not consent. Then he requested Swarup to intercede on his behalf. Swarup requested the Lord on his behalf and He assented.

One day the Lord felt the pangs of separation from Krishna keenly and wept bitterly clasping the necks of Ramananda and Swarup. They sang songs of the pastimes of Krishna and brought Him to His senses. It was midnight and they made the Lord repose in a room. Ramananda went to his lodging and Swarup and Gobinda lay down to rest near the door. The Lord loudly sang the Name at the dead of night. Suddenly the voice stopped. Swarup opened the door and not finding the Lord got alarmed, as all the doors were shut but the Lord was not in. They searched for Him and found Him near the Lion Gate. The joints of His body were not in order and each limb was distorted and distended. They began to chant the Name loudly, and the Lord came to Himself and said that He remembered nothing but that Krishna appeared and vanished like a flash of lightening. The author borrowed the story from Raghunath Das who was a constant companion of the Lord.

One day the Lord took a sand-hill for Gobardhan Hill and ran towards it. To all outward appearance He lost His wits and Swarup and other devotees who followed him began to chant the Name loudly and the Lord regained His normal external condition and said to Swarup, “Who has brought Me here from Gobardhan? I was enjoying the sight of the pastimes of Krishna when your noise disturbed Me and you brought Me here;—you cause Me grief that you do not allow Me to see the pastimes.” This anecdote is from Chaitanya-staba-kalpa-briksha by Raghunath Das.

Sivananda came with his youngest child Puridas to see the Lord who repeatedly asked the boy to utter the word ‘Krishna’, but to no effect. The Lord said, “I have made the world recite the Name. Even the immovables utter it. But I have not been able to make this boy utter the Name.”

Swarup said, “You have given him the mantra of the Name of Krishna. He does not speak it out but repeats it inaudibly.”

(To be continued)





←  «Сокровенное желание Шрилы Сарасвати Тхакура». Садху Прия Прабху. 28 сентября 2010 года. Новомосковск ·• Архив новостей •· «Природа каждого — поклонение Высшему» (часть 2). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 23 июня 2001 года. Лахта, Санкт-Петербург →
Russian

Сатьянджан Сен 

Автор «Шри Чайтанья-чаритамриты»
(часть 7)

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из десятого номера XXVII тома за март 1930 года)

 

Порой Господа Чайтанью охватывала такая сильная боль разлуки с Кришной, что Он поддерживал в Себе жизнь лишь благодаря разговорам с Раманандой и пению Сварупы Дамодара. Никто не может полностью поведать о величии этих двоих спутников Господа. Они были в самом Его сердце.

Когда Господь Чайтанья поручил Рагхунатха (одного из величайших преданных) Сварупе, Он велел относиться к Рагхунатхе, как к сыну и слуге. Поскольку имя Рагхунатх было еще у двух преданных, Господь назвал его Рагху Сварупы. Он взял Рагхунатха за руку и с огромной любовью передал его Сварупе. «Как пожелает Ваше Святейшество», — ответил Сварупа и обнял Рагху.

Рагхунатх чтил Махапрабху так сильно, что не смел обращаться к Нему лично. Он спросил через Сварупу о том, каков его долг, желая получить наставления самого Господа. Господь улыбнулся и сказал: «Сварупа теперь твой наставник. Спрашивай его, поскольку он знает намного больше!» Рагхунатх следовал Сварупе в поклонении Чайтаньядеву как Владыке Враджи. Рагхунатх стал настолько тверд в отречении, что перестал даже просить еду, а принимал в пищу выброшенный маха-прасад, который настолько уже испортился, что им брезговали даже местные коровы. Однажды Сварупа попросил у Рагху немного этого маха-прасада и стал превозносить его, говоря: «Ты каждый день вкушаешь амброзию и никогда не делишься с нами. Кто ты после этого?» Когда Господь узнал об этом от Говинды, Он пришел к Рагхунатху и сказал: «Ты ешь превосходную пищу, так почему же не делишься со Мной?» Затем Он съел горсть этой пищи. Когда Он взял еще немного, Сварупа остановил Его руку, сказав, что не стоит это есть. Господь сказал, что пробовал многие виды разного прасада, но никогда еще не ел такого вкусного.

Автор говорит о своей безграничной признательности перед «Чайтанья-става-калпаврикшей» Рагхунатха. Гададхар был одним из ведущих преданных того века. Но он сильно обеспокоился, решив, что Господь Чайтанья гневается на него. Валлабха Бхатта хотел изучить мантру для поклонения юному Кришне от Рагхунатха, который отказался на том основании, что во всем полагается на Шри Чайтанью и не может ничего сделать без Его разрешения. Он сказал, что Господь Чайтанья уже упрекал его, как Валлабху (который написал комментарий на «Бхагаватам», вступающий в противоречие с комментарием Шридхара Свами, и поклонялся младенцу Гопалу), хотя тот был обращен Гададхаром, пришедшим к нему. Поэтому он не решался приблизиться к Чайтанье.

Однажды Шри Чайтанья послал Сварупу, Джагадананду и Говинду к Гададхару. Сварупа стал объяснять, что Господь Чайтанья выказывал безразличие к нему, лишь испытывая его, и удивлен, почему Гададхар не придет к Нему и смело не поговорит с Ним, а вместо этого в страхе чуждается Его. Гададхар ответил, что не осмеливается прийти к Господу, поскольку Он знает обо всем.

Господь Чайтанья обычно спал на матрасе из пальмового волокна, и поэтому Джагадананда сделал ему постель помягче и попросил Сварупу посмотреть, понравится ли это Господу. Однако Шри Чайтанья разгневался, увидев эту постель, и выбросил ее. Сварупа сказал, что Джагадананда непременно опечалится, узнав, что Господу не понравилась новая постель. Господь ответил: «Почему тогда не принести тахту? Этот пандит желает, чтобы Я погряз в роскоши. Лишь бесстыдный санньяси будет спать на мягкой постели». Тогда Сварупа нашел другой способ уменьшить тяготы Шри Чайтаньи. Он принес много банановых листьев и сделал относительно мягкую постель. Но уговорить Господа спать на ней так же стоило больших трудов.

Джагадананда захотел отправиться в Вриндаван, но Шри Чайтанья не дал ему Своего позволения. Тогда Джагадананда попросил Сварупу ходатайствовать от его имени. Когда же об этом попросил Сварупа, Господь согласился.

Однажды Шри Чайтанья остро ощутил боль разлуки с Кришной и горько заплакал, обхватив Рамананду и Сварупу руками за шею. Они стали петь об играх Кришны и так привели Его в чувство. Лишь к полуночи они смогли уговорить Господа лечь отдыхать. Рамананда отправился к себе домой, а Сварупа и Говинда устроились отдыхать неподалеку от комнаты Господа. Глубокой ночью Шри Чайтанья проснулся и стал громко воспевать Святое Имя. Внезапно голос прервался. Сварупа открыл дверь и, не найдя Господа, сильно обеспокоился. Все двери дома были закрыты, но Чайтаньи нигде не было. Они отправились Его искать и нашли у Львиных врат [храма Господа Джаганнатха]. Со всеми сочленениями Его тела было что-то не так, а каждая конечность была искажена и вытянута. Они начали громко петь Святое Имя. Шри Чайтанья пришел в Себя и сказал, что ничего не помнит, кроме того, что Кришна появился и исчез, подобно вспышке молнии. Автор узнал об этой истории от Рагхунатха Даса, который был постоянным спутником Господа Чайтаньи.

Однажды Шри Чайтанья принял песчаный холм за Говардхан и побежал к нему. С внешней точки зрения казалось, что Он потерял рассудок, и Сварупа с другими преданными последовали за Ним и стали громко петь Святое Имя. Шри Чайтанья вернулся во внешнее сознание и сказал Сварупе: «Кто вернул Меня сюда с Говардхана? Я созерцал восхитительные игры Кришны, а затем какой-то шум все разрушил и привел Меня сюда. Ты причинил Мне боль, помешав наблюдать за этими играми». Эта история взята из «Чайтанья-става-калпаврикши» Рагхунатха Даса.

Однажды Шивананда со своим самым младшим сыном Пуридасом пришел увидеть Господа Чайтанью, который постоянно просил мальчика повторять «Кришна», но тот не хотел делать этого. Господь сказал: «Я должен сделать так, чтобы весь мир воспевал Святое Имя. Даже неподвижные существа повторяют Его. Но Я не способен побудить даже этого мальчика повторять Святое Имя».

Сварупа сказал: «Ты должен посвятить его в мантру Святого Имени Кришны. Он будет произносить ее не вслух, а про себя».

(продолжение следует)

Переводчик: Вриндаван Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас




English

Sj. Satyanjan Sen, M. A., B. L. 

The Author of Sri Chaitanya-Charitamrita
(part 7)

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 10, Vol. XXVII, March 1930)

 

At times the Lord was overwhelmed with grief at. His separation from Krishna and it was only Ramananda’s speeches on Krishna and Swarupa’s songs that kept Him alive. None can exhaust by speaking the greatness of the two. They were the very core of His heart.

When the Lord entrusted Swarup with the charge of Raghunath, one of the greatest devotees, He told him to regard Raghu as his son and servant and, as there were three devotees of that name, He called him ‘Swarupa’s’ Raghu. He held Raghunath by the hand and most affectionately handed him over to Swarup. “As Your Holiness pleases,” said Swarup and embraced Raghu.

Raghunath revered Mahaprabhu too much to approach Him personally and sent word by Swarup that he did not know his duty and required instructions from the Lord Himself. The Lord smiled and said, “Swarup is appointed your instructor. Learn all from him as he knows more than!” Raghunath followed Swarup in worshipping Chaitanya Deva as the Lord of Braja. Raghunath’s spirit of renunciation forbade him even to beg and he used to honour Mahaprasad thrown away by the shopkeepers whose apparent rotten condition repelled even the kine of the locality. One day Swarup begged a handful of it from Raghu and eulogised it saying, “You partake of such ambrosia daily and never, give us a share of it. What sort of a person you must be?” The Lord heard of the incident from Gobinda, came to Raghunath and said, “You eat excellent food, why do you not give Me a bit of it?” He took a handful and ate it. When He was about to take another handful Swarup stayed His hand and prevented Him saying that it did not befit Him. The Lord said that He had partaken of various qualities of prasad but had not tasted any so excellent.

The author here acknowledges his indebtedness to Raghunath’s ‘Chaitanya-staba-kalpabriksha’. Gadadhar was one of the leading devotees of the age; but he became extremely anxious when he thought that the Lord was angry with him. Ballabha Bhatta wanted to learn the mantra for the worship of adolescent Krishna from Gadadhar who refused on the ground that he was not independent of the Lord and said that he could not accede without His per. mission. He said that the Lord had already rebuked him as Ballabha, who wrote a commentary on the Bhagabata that went counter to that of Sridharswami and had been a worshipper of the infant Gopal, though he had been converted by Gadadhar, used to come to him. So he dared not approach Him.

One day the Lord sent Swarup, Jagadananda and Gobinda to Gadadhar. Swarup took him to task saying that the Lord showed indifference to him only to try him and wondered why he had not come to the Lord and spoken to Him boldly but had kept aloof through fear. Gadadhar replied that he did not dare as the Lord was omniscient.

The Lord used to lie on a pallet of plantain fibre; so Jagadananda made a softer bed and requested Swarup to see that the Lord reposed on the same; but the Lord was angry to see the bed and threw it away whereon Swarup said that if He did not use the bed Jagadananda would be very sorry. The Lord replied, “Better fetch a couch. The Pandit wants Me to indulge in luxury. It is a shame that a Sannyasin should lie on a soft bed.” Swarup invented another means to mitigate the hardship of the Lord. He brought a number of dry plantain leaves and made a bed comparatively soft and it was with the greatest difficulty that the Lord was made to consent to lie on it.

Jagadananda wanted to go to Brindaban but the Lord would not consent. Then he requested Swarup to intercede on his behalf. Swarup requested the Lord on his behalf and He assented.

One day the Lord felt the pangs of separation from Krishna keenly and wept bitterly clasping the necks of Ramananda and Swarup. They sang songs of the pastimes of Krishna and brought Him to His senses. It was midnight and they made the Lord repose in a room. Ramananda went to his lodging and Swarup and Gobinda lay down to rest near the door. The Lord loudly sang the Name at the dead of night. Suddenly the voice stopped. Swarup opened the door and not finding the Lord got alarmed, as all the doors were shut but the Lord was not in. They searched for Him and found Him near the Lion Gate. The joints of His body were not in order and each limb was distorted and distended. They began to chant the Name loudly, and the Lord came to Himself and said that He remembered nothing but that Krishna appeared and vanished like a flash of lightening. The author borrowed the story from Raghunath Das who was a constant companion of the Lord.

One day the Lord took a sand-hill for Gobardhan Hill and ran towards it. To all outward appearance He lost His wits and Swarup and other devotees who followed him began to chant the Name loudly and the Lord regained His normal external condition and said to Swarup, “Who has brought Me here from Gobardhan? I was enjoying the sight of the pastimes of Krishna when your noise disturbed Me and you brought Me here;—you cause Me grief that you do not allow Me to see the pastimes.” This anecdote is from Chaitanya-staba-kalpa-briksha by Raghunath Das.

Sivananda came with his youngest child Puridas to see the Lord who repeatedly asked the boy to utter the word ‘Krishna’, but to no effect. The Lord said, “I have made the world recite the Name. Even the immovables utter it. But I have not been able to make this boy utter the Name.”

Swarup said, “You have given him the mantra of the Name of Krishna. He does not speak it out but repeats it inaudibly.”

(To be continued)



Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования