«Две категории Безграничного: мадхурья и аударья». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 11 марта 1997 года. Навадвипа Дхама, Индия. «Простые и сладостные истины» (часть 67)




Russian

Существуют две категории. Это нечто непостижимое. С одной стороны, полнота — пурна. Обители Кришны и Махапрабху полны. Каким образом могут одновременно существовать две полноты? Но они существуют. «Полное» значит «безграничное». Обе обители безграничны. Обе эти «безграничности» сосуществуют. Это нечто немыслимое и непостижимое.

Одна безграничность — это аударья-пракаштха. Пракаштха означает «сектор». Другой «сектор» — это мадхурья. Кришна есть мадхурья, и Кришна живет в мире мадхурьи. В мире аударьи живут Махапрабху и Нитьянанда Прабху. Аударья означает, что Они более милостивы, чем Кришна. Когда Кришна хочет милостиво подарить Себя обусловленным душам и спасти их, это явление зовется аударья. Это настроение, дух Кришны. Но все это бесконечно, безгранично и имеет природу полного целого.

Нитьянанда Прабху тождественен Маха-Санкаршане, но несколько превосходит Его. В Нем присутствует качество милосердия. Нараяна берет начало в Санкаршане — происходит из Него. Все это суть Вишну-таттва. Нараяна, Маха-Вишну, Кширодакашайи, Гарбхадакашайи Вишну — все Они исходят из Нараяны, а Нараяна происходит из Маха-Санкаршаны. [Он существует] на одну ступень вниз. Но все это полнота и непостижимое явление.

Мир Нарасимхадева также безграничен и полон. Мир Рамачандры безграничен и полон. Мир каждого проявления Бога полон и безграничен. Мы не в силах помыслить природу этого. Это значит, что все эти проявления Бога живут в «сфере». Рисуют такую «сферу», «шар» — чтобы мы могли получить некоторое представление. В этой «сфере» есть разные пракаштхи — «места», или «измерения», — но все это обладает природой полноты качеств. Все это немыслимо и непостижимо.

В настоящее время ученые нам тоже что-то демонстрируют, и благодаря этому мы тоже можем что-то до известной степени понять, но, конечно, нашим собственным материальным, или мирским, образом. В наши дни ученые видят чайапатх — галактику. Многие галактики. И многочисленные звезды в них. Они в миллионы раз больше нашего Солнца. И мы можем, благодаря таким описаниям, до известной степени понять, какова природа Безграничного. Безграничное означает, что нет конца, нет предела. В этой брахманде, «сфере», существуют многочисленные галактики. Но в безграничном мире положение всей этой материальной реальности подобно горчичному зернышку. Насколько велик безграничный мир, мы можем понять до известной степени благодаря таким описаниям. Но мы не в силах помыслить, представить себе природу этого.

Нитьянанада Прабху и Махапрабху тождественны Баладеве и Кришне. Они являются Их формами, идентичными изначальным личностям. Различие состоит лишь в том, что Они столь милостивы к обусловленным душам. В Кришналоке присутствует милосердие, но там Кришна играет в мадхура-расе, а Они играют в измерении аударья-расы. Они раздают эту милость Кришны. Сам Кришна раздает Свою милость в форме Нитая и Гауры. Поэтому Господа Нитьянанду Прабху рассматривают как Баладеву, и Его положение превосходит положение Вишну, Нараяны. В играх Вишну нет творения. Никто не «сотворил» Вишну. Но Вишну «творит» Себя посредством Своей чит-шакти. Он делает это как кришна-варнам, рождаясь. Шрила Рупа Госвами Прабху объясняет все это в этой шлоке:

ваикун̣т̣ха̄дж джанито вара̄ мадху-пурӣ татра̄пи ра̄сотсава̄д-
вр̣нда̄ран̣йам уда̄ра-па̄н̣и-раман̣а̄т татра̄пи говардханах̣
ра̄дха̄-кун̣д̣ам иха̄пи гокула-патех̣ према̄мр̣та̄пла̄вана̄т
курйа̄д асйа вира̄джато гири-тат̣е сева̄м̇ вивекӣ на ках̣

«Матхура, где рождается Кришна, выше Вайкунтхи. В Матхуре Вриндаван — высочайший, поскольку там Кришна наслаждается танцем раса. Во Вриндаване Говардхан — высочайший, поскольку там Кришна совершает Свои любовные игры, а в Говардхане высочайшая — Радха-кунда, поскольку там Шри Кришна порождает потоп божественной любви. Какая мудрая душа не станет служить Радха-кунде у подножия холма Говардхан?» («Шри Упадешамрита», стих девятый).

Матхура, говорит он, выше Вайкунтхи. И почему? Потому что там Кришна, то есть Вишну, принимает рождение. И там Вишну (Кришну) связывают с Его преданными. Джанито значит, что Он рождается. Игра Вишну с Его энергией прекраснее Его роли царя, владыки. У царя есть гарем. Царь играет с сыновьями. Иногда сын катается на отце, как на лошадке. Такая игра более прекрасна и сладостна, нежели позиция царя. И это кришна-лила. В этом бренном мире мы тоже видим такого рода примеры, когда ребенок говорит отцу: «Ты будешь моей лошадкой, конем, я буду на тебе кататься». И отец играет в эту игру. Такова игра сладостного Абсолюта. Поэтому она более прекрасна и привлекательна. И преданный, который стремится присоединиться к таким играм, никогда не будет думать, что пассивное предложение цветка лотоса лучше этого настроения преданности. Мне очень тяжело объяснить эти истины (из-за трудностей с английским), но вы понимаете меня.

Преданный: Махапрабху всегда является после того, как является Кришна?

Шрила Говинда Махарадж: «После» означает, что существует обитель — Шветадвипа. В ней пребывают локи Кришны и Махапрабху. В Шветадвипе есть две «части» — аударья и мадхурья. Обе эти локи находятся внутри Шветадвипы. Как мне это объяснить? Это очень непросто сделать. Когда происходит игра, Кришна нисходит из Голоки Вриндавана со всеми Своими параферналиями и обителью. Чтобы Ему прийти, достаточно Его желания, воли. Все известно, ведомо Йога-майе. Все это имеет природу сознания. Йога-майя в полной мере сознает желания Кришны и устраивает все необходимое.

Кришна способен войти в любую малую «сферу» со всей полнотой Своих параферналий. Это явление зовется ачинтья. Махапрабху сказал: «непостижимое». Но это происходит. И Чандидас ясно и отчетливо сказал: «Кто поверит, что паутиной можно связать слона?» Если кто-то поверит, он сможет почувствовать эту трансцендентную игру сладостного Абсолюта. Так сказал Чандидас. И кто поверит в то, что можно сплести гирлянду из Сумеру — высочайших пиков Гималайских гор, — тот сможет понять реальность этой трансцендентной игры. Чандидас в высшей степени прекрасно выразился на этот счет.




←  «Обращение в канун Шри Гаура-пурнимы». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 8 марта 2020 года. Гупта Говардхан ·• Архив новостей •· “Who can make Krishna happy? | Gaura Purnima. Srila B. S. Goswami Maharaj. March 23, 2016. Gupta Govardhan  →

Russian

Существуют две категории. Это нечто непостижимое. С одной стороны, полнота — пурна. Обители Кришны и Махапрабху полны. Каким образом могут одновременно существовать две полноты? Но они существуют. «Полное» значит «безграничное». Обе обители безграничны. Обе эти «безграничности» сосуществуют. Это нечто немыслимое и непостижимое.

Одна безграничность — это аударья-пракаштха. Пракаштха означает «сектор». Другой «сектор» — это мадхурья. Кришна есть мадхурья, и Кришна живет в мире мадхурьи. В мире аударьи живут Махапрабху и Нитьянанда Прабху. Аударья означает, что Они более милостивы, чем Кришна. Когда Кришна хочет милостиво подарить Себя обусловленным душам и спасти их, это явление зовется аударья. Это настроение, дух Кришны. Но все это бесконечно, безгранично и имеет природу полного целого.

Нитьянанда Прабху тождественен Маха-Санкаршане, но несколько превосходит Его. В Нем присутствует качество милосердия. Нараяна берет начало в Санкаршане — происходит из Него. Все это суть Вишну-таттва. Нараяна, Маха-Вишну, Кширодакашайи, Гарбхадакашайи Вишну — все Они исходят из Нараяны, а Нараяна происходит из Маха-Санкаршаны. [Он существует] на одну ступень вниз. Но все это полнота и непостижимое явление.

Мир Нарасимхадева также безграничен и полон. Мир Рамачандры безграничен и полон. Мир каждого проявления Бога полон и безграничен. Мы не в силах помыслить природу этого. Это значит, что все эти проявления Бога живут в «сфере». Рисуют такую «сферу», «шар» — чтобы мы могли получить некоторое представление. В этой «сфере» есть разные пракаштхи — «места», или «измерения», — но все это обладает природой полноты качеств. Все это немыслимо и непостижимо.

В настоящее время ученые нам тоже что-то демонстрируют, и благодаря этому мы тоже можем что-то до известной степени понять, но, конечно, нашим собственным материальным, или мирским, образом. В наши дни ученые видят чайапатх — галактику. Многие галактики. И многочисленные звезды в них. Они в миллионы раз больше нашего Солнца. И мы можем, благодаря таким описаниям, до известной степени понять, какова природа Безграничного. Безграничное означает, что нет конца, нет предела. В этой брахманде, «сфере», существуют многочисленные галактики. Но в безграничном мире положение всей этой материальной реальности подобно горчичному зернышку. Насколько велик безграничный мир, мы можем понять до известной степени благодаря таким описаниям. Но мы не в силах помыслить, представить себе природу этого.

Нитьянанада Прабху и Махапрабху тождественны Баладеве и Кришне. Они являются Их формами, идентичными изначальным личностям. Различие состоит лишь в том, что Они столь милостивы к обусловленным душам. В Кришналоке присутствует милосердие, но там Кришна играет в мадхура-расе, а Они играют в измерении аударья-расы. Они раздают эту милость Кришны. Сам Кришна раздает Свою милость в форме Нитая и Гауры. Поэтому Господа Нитьянанду Прабху рассматривают как Баладеву, и Его положение превосходит положение Вишну, Нараяны. В играх Вишну нет творения. Никто не «сотворил» Вишну. Но Вишну «творит» Себя посредством Своей чит-шакти. Он делает это как кришна-варнам, рождаясь. Шрила Рупа Госвами Прабху объясняет все это в этой шлоке:

ваикун̣т̣ха̄дж джанито вара̄ мадху-пурӣ татра̄пи ра̄сотсава̄д-
вр̣нда̄ран̣йам уда̄ра-па̄н̣и-раман̣а̄т татра̄пи говардханах̣
ра̄дха̄-кун̣д̣ам иха̄пи гокула-патех̣ према̄мр̣та̄пла̄вана̄т
курйа̄д асйа вира̄джато гири-тат̣е сева̄м̇ вивекӣ на ках̣

«Матхура, где рождается Кришна, выше Вайкунтхи. В Матхуре Вриндаван — высочайший, поскольку там Кришна наслаждается танцем раса. Во Вриндаване Говардхан — высочайший, поскольку там Кришна совершает Свои любовные игры, а в Говардхане высочайшая — Радха-кунда, поскольку там Шри Кришна порождает потоп божественной любви. Какая мудрая душа не станет служить Радха-кунде у подножия холма Говардхан?» («Шри Упадешамрита», стих девятый).

Матхура, говорит он, выше Вайкунтхи. И почему? Потому что там Кришна, то есть Вишну, принимает рождение. И там Вишну (Кришну) связывают с Его преданными. Джанито значит, что Он рождается. Игра Вишну с Его энергией прекраснее Его роли царя, владыки. У царя есть гарем. Царь играет с сыновьями. Иногда сын катается на отце, как на лошадке. Такая игра более прекрасна и сладостна, нежели позиция царя. И это кришна-лила. В этом бренном мире мы тоже видим такого рода примеры, когда ребенок говорит отцу: «Ты будешь моей лошадкой, конем, я буду на тебе кататься». И отец играет в эту игру. Такова игра сладостного Абсолюта. Поэтому она более прекрасна и привлекательна. И преданный, который стремится присоединиться к таким играм, никогда не будет думать, что пассивное предложение цветка лотоса лучше этого настроения преданности. Мне очень тяжело объяснить эти истины (из-за трудностей с английским), но вы понимаете меня.

Преданный: Махапрабху всегда является после того, как является Кришна?

Шрила Говинда Махарадж: «После» означает, что существует обитель — Шветадвипа. В ней пребывают локи Кришны и Махапрабху. В Шветадвипе есть две «части» — аударья и мадхурья. Обе эти локи находятся внутри Шветадвипы. Как мне это объяснить? Это очень непросто сделать. Когда происходит игра, Кришна нисходит из Голоки Вриндавана со всеми Своими параферналиями и обителью. Чтобы Ему прийти, достаточно Его желания, воли. Все известно, ведомо Йога-майе. Все это имеет природу сознания. Йога-майя в полной мере сознает желания Кришны и устраивает все необходимое.

Кришна способен войти в любую малую «сферу» со всей полнотой Своих параферналий. Это явление зовется ачинтья. Махапрабху сказал: «непостижимое». Но это происходит. И Чандидас ясно и отчетливо сказал: «Кто поверит, что паутиной можно связать слона?» Если кто-то поверит, он сможет почувствовать эту трансцендентную игру сладостного Абсолюта. Так сказал Чандидас. И кто поверит в то, что можно сплести гирлянду из Сумеру — высочайших пиков Гималайских гор, — тот сможет понять реальность этой трансцендентной игры. Чандидас в высшей степени прекрасно выразился на этот счет.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования