«Желание Нитьянанды Прабху». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 11 февраля 1990 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Желание Нитьянанды Прабху

(11 февраля 1990 года. Навадвипа Дхама, Индия)

https://audioveda.ru/audios/4616


Сверхблагоприятный [день], можно сказать. Гуру Махарадж в свои последние дни в этом мире постоянно говорил: «Доял Нитай! Доял Нитай! Доял Нитай!» Гуру Махарадж в конце жизни призывал исключительно имя Нитьянанды Прабху. И Нароттам Тхакур сказал:

#00:01:01#

…нита̄йер корун̣а̄ хабе, брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе
               дхаро нитаи-чарана ду’кхани[1]

Только благословениями Нитьянанды Прабху мы можем обрести служение Радхе и Кришне, служение вечное и интимное Радхарани и Кришне во Вриндаване. Сегодня день явления Нитьянанды Прабху, а вчера был день явления Варахадева.

#00:01:36#

Варахадев. Вы знаете Варахадева, но, возможно, не знаете, что это место [где находится Шри Чайтанья Сарасват Матх] — Коладвипа. Кол означает «вараха», и Варахадев управляет Коладвипой. «Это Его собственное место». Бхактивинод Тхакур сказал это. Мой английский очень скверный, и я не могу сказать, что «управляет» — это совершенное слово; «стоит во главе». Главенствующее божество, да, главенствующее божество [здесь, в этом месте] — Варахадев. Его имя Кола, и этот остров называется Коладвипа.

#00:02:42#

Здесь в нашем храме присутствуют Лакшми-Варахадев. Лакшми-Варахадев прибыли сюда чудесным образом. Лакшми-Варахадев должны были жить в царском доме. И они жили во дворце, а затем в том доме возникли разные беспокойства, и царь передал божества одному великому пандиту. Не просто великому, а величайшему пандиту.

#00:03:31#

У пандита было восемь степеней [познания] в санскрите, восемь ученых степеней в санскрите. Лакшми-Варахадев пребывали в его доме, и там тоже возникли беспокойства, многое там произошло. И тогда этот пандит, когда Гуру МахараджДигвиджай. Вы знаете, что такое дигвиджай?

Преданный. Тот, кто победил всех в мире своей ученостью.

#00:04:08#

Шрила Говинда Махарадж. Да-да-да. Такой человек называется дигвиджай. Гуру Махарадж пришел к одному дигвиджаю в это место. В то время Гуру Махарадж одержал вверх над пандитами того места. Джаджавар Махарадж отвез туда Гуру Махараджа. Джаджавар не мог проповедовать в той местности.

#00:04:33#

Джаджавар Махарадж взмолился Гуру Махараджу: «Если вы поедете туда и одержите вверх над пандитами, то мы сумеем там проповедовать». Гуру Махарадж поехал в то место, и было организовано собрание. Оно длилось семь дней. Семь дней длилось собрание, и все пандиты были побеждены Гуру Махараджем. И они очень полюбили Гуру Махараджа. Не только были побеждены им, но при этом полюбили его. Они всячески прославляли, превозносили Гуру Махараджа.

#00:05:24#

И этот пандит, у которого было восемь степеней [познания в санскрите], сказал: «Это божество, где бы оно ни находилось, создает беспокойство». [Обращаясь к преданному в собрании:] Прабху! Что вы там сидите? Садитесь здесь, а то простудитесь!

#00:05:37#

Гуру Махарадж ответил: «Да, вы можете послать божество в мой храм. В моем храме есть Шалаграм-шила. Вы можете послать туда Лакшми-Варахадева. Я думаю, что Лакшми-Варахадев хотят поехать ко мне, потому что везде создают беспокойства». И этот пандит перевез Лакшми-Варахадева [сначала] в матх Джаджавара Махараджа, но там через несколько дней опять начались беспокойства. Никто не мог оставаться в матхе, многое произошло, чудеса творились, и плохие чудеса. Джаджавар Махарадж очень испугался. Джаджавар Махарадж написал письмо Гуру Махараджу: «Пожалуйста, приезжайте и забирайте ваше божество».

#00:06:38#

Миднапур очень далеко, на юге Бенгалии, далеко для меня. В то время я не был хорошим путешественником, и Гуру Махарадж сказал Джаджавару Махараджу: «Пошли божества в матх, калькуттский матх [Апракриты Бхакти Саранги] Госвами Махараджа, а Госвами Махарадж передаст их мне». Джаджавар Махарадж передал божества в матх Госвами Махараджа. Госвами Махарадж подумал: «У меня есть Шалаграм-шила, и это очень хорошо. Я не отдам божества Гуру Махараджу». Он очень любил Гуру Махараджа, и если он выражал свои желания, то Гуру Махарадж с ними соглашался. Такие отношения их связывали.

#00:07:38#

И он подумал: «Шалаграм прибыл, я должен оставить его у себя». Но через пятнадцать дней разные дурные вещи стали происходить в его матхе, и Госвами Махарадж подумал: «Нет, этот Шалаграм не очень благоприятен для моего матха». Госвами Махарадж написал письмо Гуру Махараджу: «Махарадж! Ваш Шалаграм в моем матхе. Пожалуйста, заберите его как можно скорее». Гуру Махарадж послал меня в Калькутту: «Поезжай и забери Шалаграм-шилу». Я поехал в Калькутту, и они мне рассказали о том, что там творилось, — разные беспокойства от крестьян, разное. Я забрал Шалаграм и привез сюда в матх.

#00:08:35#

Гуру Махарадж сказал: «Что такое везде происходит? Почему это везде происходит? Ты понимаешь? Каково имя Шалаграма?» Гуру Махарадж посоветовал мне постараться, попытаться посмотреть в шастрах. Я стал исследовать «Гаруда-пурану» и еще одно произведение, и там я увидел определенные симптомы, там указаны характеристики Шалаграм-шилы. Я посмотрел чакру и так далее, и так далее, и сказал Гуру Махараджу: «Это Лакшми-Варахадев». Но до этого никто не знал, как его зовут. Гуру Махарадж ответил: «Да, ты говоришь, и я тоже думал, [что это] Лакшми-Варахадев. Он — владыка Коладвипы, Он хочет приехать сюда».

#00:09:36#

Но, чтобы быть полностью уверенным, я написал письмо пандиту, и пандит ответил: «Да, это Лакшми-Варахадев». Тогда Гуру Махарадж сказал: «Именно по этой причине он нигде не оставался. Это его собственное место, и он хотел приехать сюда. Но поклонение ему сопряжено с большими трудностями. Ты поклоняйся ему и каждый день предлагай сладкий рис, хорошо приготовленный сладкий рис Лакшми-Варахадеву. Каждый день предлагай ему сладкий рис». Мы предлагали Махапрабху каждый день сладкий рис, но Гуру Махарадж сказал: «Нет, это должно быть особое блюдо, особое приготовление». И с того дня мы поклоняемся в храме, брахмачари поклоняется. С того дня все стало расти очень быстро в этом матхе.

#00:11:07#

До этого никаких зданий здесь не было. Не было ни храма, ни зданий, только то здание, где живет Кришна Шаран [Прабху]. Там на первом этаже были три комнаты. Но после того, как приехал Лакшми-Варахадев, то все стало развиваться, расти очень быстро здесь: [был возведен] храм Гандхарвы-Говинда-Сундара и так далее. Вчера был авирбхав Лакшми-Варахадева, и мы [праздновали его]... Но экадаши [было накануне]... Сегодня фестиваль в память о явлении и также авирбхав, день явления Нитьянанды Прабху.

#00:11:49#

Вы знаете, Нитьянанда настолько милостив. Махапрабху осторожно дает кришна-прему и кришна-нам. Тех, кто совершает оскорбления, Махапрабху ругает, но Нитьянанда Прабху приводит. Вы знаете имя Кала Кришна Даса из «Чайтанья-чаритамриты». Он отправился вместе с Махапрабху в Южную Индию в проповеднический тур, но он столкнулся с трудностями. Некая [особа сбила его с толку]…

[сбой записи]

#00:12:30#

«Но Я не хочу брать ответственность, — сказал Он [Шри Чайтанья Махапрабху], — на Себя за Кала Кришна Даса». Но Нитьянанда Прабху заметил: «Если Ты не хочешь оставлять его при Себе, то Я заберу его. Нет проблем. Я пошлю его в Навадвипу». И Нитьянанда Прабху передал новости Шачи Мате и другим преданным о том, что Махапрабху вернулся из Южной Индии. А Кала Кришна Дас [был] с Нитьянандой Прабху, всю жизнь оставался в Его обществе. Нитьянанда Прабху был очень милостив. Махапрабху разгневался, а Нитьянанда Прабху все равно оставлял преданных у лотосоподобных стоп Махапрабху.

#00:13:18#

преме матта нитйа̄нанда кр̣па̄-авата̄ра
уттама адхама кичху на̄ каре вича̄ра[2]

Он всегда опьянен именем Шримана Махапрабху, и Он очень-очень милостив к падшим душам.

…уттама адхама кичху на̄ каре вича̄ра

Что хорошее, а что плохое? Он не смотрит на хорошее и плохое [не делает различий]. В действительности в этом мире люди воспевают имя Кришны и имя Махапрабху. Благодаря благословениям Нитьянанды Прабху это происходит, а иначе это было [бы] невозможно.

#00:13:59#

Махапрабху, Нитьянанда Прабху — Они оба родились в браминских семьях. Махапрабху принял санньясу, и Он соблюдал правила и предписания санньясы, но Нитьянанда Прабху плевал на них. Воспевая имя Махапрабху, Он всегда был опьянен. Он знает Махапрабху, и Он раздает Махапрабху. Махапрабху раздает кришна-прему, радха-кришна-прему в этом мире.

#00:14:41#

анарпита-чарӣм̇ чира̄т карун̣айа̄ватӣрн̣ах̣ калау
самарпайитум уннатоджджвала-раса̄м сва-бхакти-ш́рийам…[3]

Уннатоджджвала-раса̄м. Махапрабху всегда хочет давать, раздавать кришна-прему падшим душам, которые не оскорбительны по отношению к Кришне и кришна-бхактам. Но Нитьянанда Прабху очень милостив. Может быть, это падшая душа или благая душа, или кто угодно, но Нитьянанда Прабху не смотрит на качества [душ]. Нитьянанда Прабху смотрит только на веру, и Он также дает веру. Это большая трудность. Вера — это наша собственность, богатство. Суть — это вера, но эту веру также дает Нитьянанда Прабху.

#00:15:53#

Если бы Нитьянанда Прабху не явился, то никто бы не понял Махапрабху. И это сказано в «Чайтанья-чаритамрите», в «Чайтанья Бхагавате», там, где звучит прославление Махапрабху и история Его жизни, и проповедническая программа Махапрабху происходит. Там есть все. Но повсюду [в «Шри Чайтанья Бхагавате»] Шрила Вриндаван Дас Тхакур в очень опьяненном настроении, в настроении опьянения прославляет [Нитьянанду Прабху]... В опьяненном настроении Нитьянанда Прабху всегда прославляет Махапрабху.

#00:16:49#

Вриндаван Дас Тхакур пишет «Чайтанья Бхагавату», [описывающую] лилы Чайтаньи Махапрабху, игры Чайтаньи Махапрабху описывает, но он прославляет Нитьянанду Прабху настолько [интенсивно] — больше, чем Махапрабху. Мы иногда удивляемся: кто велик — Махапрабху или Нитьянанда Прабху? Кто более велик? Он пишет, описывает лилу Махапрабху, игры Махапрабху, но он прославляет Нитьянанду Прабху настолько — больше, чем Махапрабху. Также Кришнадас Кавирадж Госвами это делает. Но почему? Потому что первая проповедническая программа была начата Нитьянандой Прабху и Харидасом Тхакуром.

#00:17:38#

Махапрабху, когда стал проповедником, явился в Своем образе проповедника в Навадвипе. В то время Он дал указания Нитьянанде Прабху и Харидасу Тхакуру:

ш́уна ш́уна нитйа̄нанда, ш́уна харида̄са
сарватра а̄ма̄ра а̄джн̃а̄ караха прака̄ш́а[4]

прати гхаре гхаре гийа̄ кара эи бхикш̣а̄
‘бала кр̣ш̣н̣а, бхаджа кр̣ш̣н̣а, кара кр̣ш̣н̣а-ш́икш̣а̄’[5]

иха̄ баи а̄ра на̄ балиба̄, бала̄иба̄
дина-аваса̄не а̄си’ а̄ма̄ре кахиба[6]̄

томара̄ кариле бикш̣а̄, йеи на̄ балиба
табе а̄ми чакра-хасте саба̄ре ка̄т̣иба[7]

То было настроение Чайтаньи Махапрабху. Он приказал Нитьянанде Прабху и Харидасу Тхакуру. Он выбрал двух человек — Харидаса Тхакура [и Нитьянанду Прабху]… Он всячески испытывал вайшнавизм до этого.

#00:18:37#

Чханд Кази, правитель Навадвипы, можно сказать, правитель в то время, мусульманский глава, много раз ругал Харидаса Тхакура, но не мог контролировать. И Харидас Тхакур оказал влияние на него, на Кази. А Нитьянанда Прабху всегда опьянен кришна-премой, и Махапрабху према-самкад — опьянен [кришна-премой].

#00:19:24#

Иногда Нитьянанда Прабху обнажен. Он в таком виде приходит в дом Шачи Маты, голый. Он не знает, есть ли на Нем одежда или ее нет. Он приходит в дом Шачи Маты и говорит: «Где, где Кришна? Где Кришна?» Махапрабху, когда это произошло, сказал: «На Тебе нет одежды. Почему Ты наг?» — «Я не знаю, почему Я нагой. Я… Я…» Он так говорил, бессвязно.

#00:20:01#

Многие преданные Махапрабху присутствовали [там], и Махапрабху сказал, когда это произошло в том случае: «Если вы увидите, как Нитьянанда находится в очень дурном обществе или пьет вино (мадира означает „вино“), Он может делать все что угодно. Но когда Брахма, творец вселенной, видит Его, Господа Нитьянанду, он падает к лотосоподобным стопам Нитьянанды Прабху. Таково Его положение», — сказал Махапрабху Своим преданным. И Его каупину (вы знаете каупину), Его каупину Махапрабху разорвал на кусочки и раздал кусочки всем преданным.

#00:21:05#

Подобная нитьянанда-махима, слава Нитьянанды. Вриндаван Дас Тхакур, Кавирадж Госвами сказали: «Если кто-то хочет преодолеть эту привязанность к бренному миру и хочет победы, победить майю, и если кто-то хочет кришна-премы и кришна-бхакти, то он должен поклоняться Нитьянанде Прабху прежде всего, и только Нитьянанда Прабху может дать это».

#00:21:45#

нита̄и-пада-камала, кот̣ӣ-чандра-суш́ӣтала,
         дже чха̄йа̄йа джагата джуд̣а̄й…[8]

Нароттам Дас Тхакур был хорошим слугой Локанатха Госвами, своего Гуру. И он также был джива-раджем, он был принцем, сыном царя, Нароттам Тхакур. Он оставил все. И он сказал: «По милости, благословениями Нитьянанды Прабху стало возможно мне оставить все, все эти мирские привязанности». Также Рагхунатх Дас Госвами: его женили в юности, в ранней юности на красивой девушке. Его отец был богат, как царь.

#00:22:47#

Но Дас Госвами хотел припасть к лотосоподобным стопам Махапрабху и хотел оставить все, но он не мог этого сделать. И однажды Нитьянанда Прабху [из] Панихати, из Панихати-грама [призвал Рагхунатха Даса Госвами], это рядом с домом отца Рагхунатха Даса Госвами, в то время Рагхунатх Дас Госвами [встретился с Нитьянандой Прабху]... Нитьянанда Прабху пришел в Панихати, и он [Рагхунатх Дас Госвами] пришел к лотосоподобным стопам Нитьянанды Прабху. И, увидев его на расстоянии, Нитьянанда Прабху благословил его и сказал: «Да, приходи ко Мне. Я устрою все необходимое».

Махарадж, как будет по-английски?

#00:23:37#

[Нитьянанда Прабху сказал:] «Ты оставишь все мирские привязанности, Я позабочусь об этом, но ты вначале накорми нас фруктами, дай нам фрукты. И если мы будем удовлетворены, то Я дам тебе Мои благословения».

#00:23:57#

Рагхунатх Дас Госвами устроил все необходимое: сгущенное молоко, сладкий рис, сандеш, дохи [бенгальские названия различных блюд], сыр, кола, зрелые бананы и так далее, и так далее. Рагхунатх Дас Госвами был богат, поэтому он устроил пир для последователей Нитьянанды Прабху, и он раздал всем много прасада в Панихати. Нитьянанда Прабху был очень удовлетворен и благословил Рагхунатха Даса Госвами: «Я благословляю тебя. Твоя самсара, мирская жизнь, да, мирская жизнь закончится, завершится».

#00:24:55#

А после этого Рагхунатх Дас Госвами встретился с Махапрабху. До этого он не мог [прийти к Махапрабху], прежде встречи с Нитьянандой Прабху. [Рагхунатх Дас Госвами] встречался с Махапрабху, но не мог оставить самсару. Но после того, как [он] обрел благословение Нитьянанды Прабху, он сделал это.

#00:25:17#

«Однажды ночью Нитьянанда Прабху пришел ко мне [Кришнадасу Кавираджу Госвами] и приснился во сне. До этого мой брат совершил оскорбление Нитьянанды Прабху, и я сказал брату: „Ты совершил огромную ошибку. Я не хочу оставаться в этой семье, где ты живешь“», — так он сказал. Он, этот брат, не имел веру в Нитьянанду Прабху, но верил в Махапрабху. Но Кавирадж Госвами говорит: «Ты веришь в Махапрабху, но не в Нитьянанду. Я не желаю жить с тобой».

#00:26:08#

В ту ночь Нитьянанда Прабху пришел во сне и сказал Кришнадасу:

а̄ре а̄ре кр̣ш̣н̣ада̄са, на̄ караха бхайа
вр̣нда̄ване йа̄ха, — та̄н̇ха̄ сарва лабхйа хайа[9]

«Кришнадас! Не бойся ничего, не опасайся. Я даю тебе позволение — ступай во Вриндаван. Там Рупа, Санатана, Джива Госвами — все последователи Махапрабху живут там. Ступай во Вриндаван, присоединись к ним, и ты обретешь служение, эксклюзивное служение Радхе и Кришне во Вриндаване». Он дал [Кришнадасу Кавираджу Госвами такое] благословение. Наступило утро, и он [Кришнадас Кавирадж Госвами] побежал, поспешил во Вриндаван с благословения Нитьянанды Прабху.

#00:27:01#

Кришнадас Кавирадж Госвами написал в своей книге: «Нитьянанды Прабху крипа, Его крипа, то есть благословение: Он одарил меня [ею], Его благословения дали мне все. Я пришел во Вриндаван, я обрел служение. Я обрел служение Рупе, Санатане, Дживе, Рагхунатху — каждому, и все произошло благословениями Нитьянанды Прабху». В жизни нашего Гуру Махараджа мы также можем видеть влияние Нитьянанды Прабху, а иначе как бы мы обрели благословение Гуру Махараджа?

#00:28:00#

Мой английский плох. Я не могу объясняться на английском, но я пытаюсь что-то говорить. До этого эпизода Гуру Махарадж не принимал учеников. Когда Гуру Махарадж покинул Гаудия Матх, Гаудия Матх Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, они [ученики и последователи Сарасвати Тхакура] ссорились, очень жестоко ссорились. Были две враждебные группы из-за собственности, имущества. Гуру Махарадж пытался сотрудничать с ними, с обеими группами, но они ссорились и враждовали, и так далее, и так далее, и тогда Гуру Махарадж покинул Гаудия Матх. Гуру Махарадж был очень хорошим другом главы миссии Гаудия Матха, Васудевы Прабху. И Гуру Махарадж очень уважал Кунджу Бабу, который был секретарем Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

#00:29:08#

Гуру Махарадж покинул организацию, но он не хотел принимать учеников. Гуру Махарадж во времена Сарасвати Тхакура проповедовал очень обширно, в широких масштабах в Индии: Бомбей, Дели, Мадрас, Курукшетра [и другие названия различных мест] — повсюду Гуру Махарадж путешествовал и проповедовал очень успешно. Гуру Махарадж думал: «Моя проповедническая жизнь, мне не нужно больше проповедовать. Я буду жить один, и буду читать „Чайтанья-чаритамриту“ и „Чайтанья Бхагавату“, и так я проведу остаток своих дней».

#00:30:05#

У него было всего две книги — «Чайтанья-чаритамрита» и «Чайтанья Бхагавата», и он жил в Навадвипе на берегу Ганги. Как это называется? На берегу Ганги был один дом. Он занял там одну комнату за две рупии в месяц — такая рента, цена, плата. И он жил там, а духовные братья Гуру Махараджа искали его: «Где Шридхар Махарадж? Где Шридхар Махарадж? Нам необходимо общество Шридхара Махараджа. Он будет нашим главой». Кешава Махарадж, Госвами Махарадж, Джаджавар Махарадж, Парват Махарадж — многие ученики, большие ачарьи Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, они покинули Гаудия Матх. Гуру Махарадж, в конце концов, покинул [Гаудия Матх] последним.

#00:31:08#

Они искали Гуру Махараджа, они нуждались в его обществе. «Он будет нашим главой, и мы вновь создадим другой Гаудия Матх». То была их [идея], таким было их желание. На протяжении года или двух лет они искали Гуру Махараджа, но не могли найти и потеряли надежду. Но однажды кто-то увидел, как Гуру Махарадж совершает омовение в Ганге. Гуру Махарадж каждый день совершал омовение в Ганге, совершал туласи-севу, совершал служение Гиридхари (здесь есть Гиридхари), он предлагал [подношения] Гиридхари-шиле и принимал пищу раз в день. И весь день читал, писал, проводил время так, воспевал святое имя каждый день. Такая была [его] повседневная программа.

#00:32:11#

Они увидели Гуру Махараджа в этом доме, в этой комнате, и они сообщили Кешаве Махараджу. Не только ему, но всем, и все стали приходить к Гуру Махараджу, чтобы увидеться с ним, и [они, его духовные братья] хотели увести Гуру Махараджа отсюда, но Гуру Махарадж не соглашался.

#00:32:43#

Он говорил: «Пока вы не создали эту организацию, движение, я буду жить в этом доме». Этого дома больше нет. Я хотел купить тот дом, но не смог. Так вот, Гуру Махарадж жил так, и Кешава Махарадж сказал… Джаджавар Махарадж, Мадхав Махарадж, все говорили Гуру Махараджу: «Мы хотим начать другую организацию, основать другую организацию, проповеднический институт, и вы должны быть главой». Гуру Махарадж отвечал: «Нет, я не буду принимать учеников».

#00:33:28#

По двум причинам. Гуру Махарадж не испытывал энтузиазма принимать учеников, во-первых. Во-вторых, Васудев Прабху, который был главой миссии Гаудия Матха, был очень близким другом Гуру Махараджа. Он [духовно] пал, но он был вайшнавом и близким другом Гуру Махараджа.

#00:33:53#

Гуру Махарадж сказал им: «Я не буду принимать учеников. Если я стану принимать учеников, то все подумают, что ради этого я оставил Гаудия Матх, чтобы принимать учеников. Но я не хочу вновь проповедовать. Я хочу провести остаток дней, практикуя сознание Кришны, читая „Чайтанья-чаритамриту“, „Бхагаватам“, и этого достаточно для остатка моей жизни». Но когда они стали давить на Гуру Махараджа, Гуру Махарадж ответил Кешаве Махараджу: «Если вы хотите принять санньясу, я дам вам санньясу, и вы будете проповедовать. Нет проблем».

#00:34:47#

И Кешава Махарадж с большим энтузиазмом принял санньясу от Гуру Махараджа. Другой Махарадж принял санньясу, Госвами Махарадж принял санньясу от Гуру Махараджа. Мадхав Махарадж принял санньясу в то время. И Гуру Махарадж передал ответственность Джаджавару Махараджу: Джаджавар Махарадж будет принимать учеников, и все будут помогать ему.

#00:35:16#

Таким образом, Свананда Гаудия Матх в Миднапуре — это тот Матх, откуда прибыл Лакшми-Варахадев. Джаджавар Махарадж стал принимать учеников, и все проповедовали с большим энтузиазмом, а Гуру Махарадж был советником. В качестве советника он [присутствует] здесь в Девананда Гаудия Матхе — здесь есть Девананда Гаудия Матх. Гуру Махарадж дал санньясу Кешаве Махараджу, и переложил ответственность на него, и сказал: «Вы принимаете учеников, вы проповедуете в этом Матхе, это ваше».

#00:36:07#

Кешава Махарадж проповедовал в Девананда Гаудия Матхе, Джаджавар Махарадж проповедовал в миднапурском Матхе. Мадхав Махарадж в то время не принял санньясу. Он был Хаягрив Брахмачари. Но Нарисимха Махарадж принял санньясу от Гуру Махараджа и жил с Кешавой Махараджем. Но все принимали учеников.

#00:36:41#

[Апракрита Бхакти Саранга] Госвами Махарадж был единственным человеком, который принимал учеников во времена Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в качестве ритвика, других ритвиков у Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура не было. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не поехал в Лондон, а в Лондоне кто-то захотел получить дикшу, и Сарасвати Тхакур уполномочил Госвами Махараджа, Апракриту Бхакти Сарангу Госвами Махараджа, [давать посвящения от имени Сарасвати Тхакура]. Тот дал посвящение в качестве ритвика.

#00:37:15#

Этот Госвами Махарадж принял санньясу от Гуру Махараджа, и Гуру Махарадж сказал Госвами Махараджу: «Твой Матх в Калькутте. Ты попытайся вновь проповедовать учение нашего Гуру Махараджа». И все отправились проповедовать по всей Индии, а Гуру Махарадж остался один в Чайтанья Сарасват Матхе.

#00:37:47#

В то время он не принимал учеников. Гуру Махарадж жил в соломенной хижине, в маленькой хижине. Там был Гиридхари, и каждый день он читал [священные писания] и заботился, ухаживал за садом, поклонялся [туласи и шиле]. Два брахмачари жили с Гуру Махараджем, его духовные братья. Гуру Махарадж время от времени посещал Катву, а также места рождения паршадов [спутников] Махапрабху.

#00:38:39#

Однажды Гуру Махарадж посетил Экачакра-граму, деревню Экачакра, в которой явился Шри Нитьянанда Прабху. Экачакра [расположена] в округе Бирбхум. Нитьянанда Прабху явился в этом месте. Место явления, да? Да, место явления, [которое ныне носит название] Вирачандра-пур. И Гуру Махарадж отправился туда, в место явления Нитьянанды Прабху. Гуру Махарадж пришел туда, чтобы обрести милость Нитьянанды Прабху, в деревню Экачакра. И он пал к лотосоподобным стопам Нитьянанды Прабху, и к нему пришло вдохновение от Нитьянанды Прабху.

#00:39:28#

«Ты обладаешь великим богатством, — сказал ему Нитьянанда Прабху. — [Ты] тот, кто обладает подобным великим богатством. В твоем сердце живет великое богатство, но ты не хочешь делиться им с другими. Зачем ты пришел просить милости у Меня?» Нитьянанда Прабху сказал Гуру Махараджу это. «Ты обладаешь великим богатством, но не даешь это другим. И ты хочешь милости, благословения от Меня? Это плохо, не есть хорошо».

#00:40:09#

И тогда Гуру Махарадж удивился, он признал: «Да, у меня есть некоторое богатство. Я получил его от Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура». И он принял указание Нитьянанды Прабху, но крайне осторожно. Он не принимал всех и каждого в качестве учеников. Гуру Махарадж думал: «Я приму нескольких учеников. Я выплачу долг моему Гурудеву. Если я приму учеников, то долг моему Гуру будет заплачен».

(первая часть)

(третья часть)

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Кундалатика Деви Даси
Редакторы: Бхуван Сундар Дас,
Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас



1  «Если Нитьянанда одарит тебя Своей милостью, то ты достигнешь Радхи и Кришны во Врадже» (Шрила Нароттама Дас Тхакур. «Манах-шикша», 3).

2  «Опьяненный экстатической любовью, Господь Нитьянанда являет Собой воплощение милости и потому не делает различий между хорошими и плохими» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.208).

3  Анарпита-чарӣм̇ чира̄т карун̣айа̄ватӣрн̣ах̣ калау, самарпайитум уннатоджжвала-раса̄м̇ сва-бхакти-ш́рийам / харих̣ пурат̣а-сундара-дйути-кадамба-сандӣпитах̣, сада̄ хр̣дайа-кандаре спхурату вах̣ ш́ачӣ-нандана — «Да проникнет верховный Господь, божественный сын Шримати Шачидеви, в самую глубину вашего сердца. Сияя, как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости низошел на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, чего не давало ни одно из воплощений Господа: высочайшую, лучезарную расу служения в преданности — расу супружеской любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.4).

4  «Послушай, Нитьянанда! Послушай, Харидас! Ступайте и откройте всему миру Мои наставления» («Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 13.8).

5  «Идите в каждый дом и просите: „Пойте имена Кришны, поклоняйтесь Кришне и следуйте наставлениям Кришны“» («Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 13.9).

6  «„Не говорите ни о чем ином и больше ничего не просите. Приходите в конце дня и рассказывайте Мне обо всем“» («Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 13.10).

7  «„Я призову Свою чакру и отрублю голову каждому, кто не будет воспевать, услышав вашу просьбу“» («Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 13.11).

8  «Святые лотосоподобные стопы Нитьянанды Прабху сияют подобно десяти миллионам лун, в сени которых весь мир обретает успокоение!» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 1).

9  «О, Мой Кришнадас! Ничего не бойся. Иди во Вриндаван, и там ты обретешь все, к чему стремишься» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.195).




←  «Парамахамса-дхарма». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 11 февраля 1990 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «День явления Господа Нитьянанды». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 22 февраля 2024 года. Чиангмай, Таиланд  →

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Желание Нитьянанды Прабху

(11 февраля 1990 года. Навадвипа Дхама, Индия)

https://audioveda.ru/audios/4616


Сверхблагоприятный [день], можно сказать. Гуру Махарадж в свои последние дни в этом мире постоянно говорил: «Доял Нитай! Доял Нитай! Доял Нитай!» Гуру Махарадж в конце жизни призывал исключительно имя Нитьянанды Прабху. И Нароттам Тхакур сказал:

#00:01:01#

…нита̄йер корун̣а̄ хабе, брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе
               дхаро нитаи-чарана ду’кхани[1]

Только благословениями Нитьянанды Прабху мы можем обрести служение Радхе и Кришне, служение вечное и интимное Радхарани и Кришне во Вриндаване. Сегодня день явления Нитьянанды Прабху, а вчера был день явления Варахадева.

#00:01:36#

Варахадев. Вы знаете Варахадева, но, возможно, не знаете, что это место [где находится Шри Чайтанья Сарасват Матх] — Коладвипа. Кол означает «вараха», и Варахадев управляет Коладвипой. «Это Его собственное место». Бхактивинод Тхакур сказал это. Мой английский очень скверный, и я не могу сказать, что «управляет» — это совершенное слово; «стоит во главе». Главенствующее божество, да, главенствующее божество [здесь, в этом месте] — Варахадев. Его имя Кола, и этот остров называется Коладвипа.

#00:02:42#

Здесь в нашем храме присутствуют Лакшми-Варахадев. Лакшми-Варахадев прибыли сюда чудесным образом. Лакшми-Варахадев должны были жить в царском доме. И они жили во дворце, а затем в том доме возникли разные беспокойства, и царь передал божества одному великому пандиту. Не просто великому, а величайшему пандиту.

#00:03:31#

У пандита было восемь степеней [познания] в санскрите, восемь ученых степеней в санскрите. Лакшми-Варахадев пребывали в его доме, и там тоже возникли беспокойства, многое там произошло. И тогда этот пандит, когда Гуру МахараджДигвиджай. Вы знаете, что такое дигвиджай?

Преданный. Тот, кто победил всех в мире своей ученостью.

#00:04:08#

Шрила Говинда Махарадж. Да-да-да. Такой человек называется дигвиджай. Гуру Махарадж пришел к одному дигвиджаю в это место. В то время Гуру Махарадж одержал вверх над пандитами того места. Джаджавар Махарадж отвез туда Гуру Махараджа. Джаджавар не мог проповедовать в той местности.

#00:04:33#

Джаджавар Махарадж взмолился Гуру Махараджу: «Если вы поедете туда и одержите вверх над пандитами, то мы сумеем там проповедовать». Гуру Махарадж поехал в то место, и было организовано собрание. Оно длилось семь дней. Семь дней длилось собрание, и все пандиты были побеждены Гуру Махараджем. И они очень полюбили Гуру Махараджа. Не только были побеждены им, но при этом полюбили его. Они всячески прославляли, превозносили Гуру Махараджа.

#00:05:24#

И этот пандит, у которого было восемь степеней [познания в санскрите], сказал: «Это божество, где бы оно ни находилось, создает беспокойство». [Обращаясь к преданному в собрании:] Прабху! Что вы там сидите? Садитесь здесь, а то простудитесь!

#00:05:37#

Гуру Махарадж ответил: «Да, вы можете послать божество в мой храм. В моем храме есть Шалаграм-шила. Вы можете послать туда Лакшми-Варахадева. Я думаю, что Лакшми-Варахадев хотят поехать ко мне, потому что везде создают беспокойства». И этот пандит перевез Лакшми-Варахадева [сначала] в матх Джаджавара Махараджа, но там через несколько дней опять начались беспокойства. Никто не мог оставаться в матхе, многое произошло, чудеса творились, и плохие чудеса. Джаджавар Махарадж очень испугался. Джаджавар Махарадж написал письмо Гуру Махараджу: «Пожалуйста, приезжайте и забирайте ваше божество».

#00:06:38#

Миднапур очень далеко, на юге Бенгалии, далеко для меня. В то время я не был хорошим путешественником, и Гуру Махарадж сказал Джаджавару Махараджу: «Пошли божества в матх, калькуттский матх [Апракриты Бхакти Саранги] Госвами Махараджа, а Госвами Махарадж передаст их мне». Джаджавар Махарадж передал божества в матх Госвами Махараджа. Госвами Махарадж подумал: «У меня есть Шалаграм-шила, и это очень хорошо. Я не отдам божества Гуру Махараджу». Он очень любил Гуру Махараджа, и если он выражал свои желания, то Гуру Махарадж с ними соглашался. Такие отношения их связывали.

#00:07:38#

И он подумал: «Шалаграм прибыл, я должен оставить его у себя». Но через пятнадцать дней разные дурные вещи стали происходить в его матхе, и Госвами Махарадж подумал: «Нет, этот Шалаграм не очень благоприятен для моего матха». Госвами Махарадж написал письмо Гуру Махараджу: «Махарадж! Ваш Шалаграм в моем матхе. Пожалуйста, заберите его как можно скорее». Гуру Махарадж послал меня в Калькутту: «Поезжай и забери Шалаграм-шилу». Я поехал в Калькутту, и они мне рассказали о том, что там творилось, — разные беспокойства от крестьян, разное. Я забрал Шалаграм и привез сюда в матх.

#00:08:35#

Гуру Махарадж сказал: «Что такое везде происходит? Почему это везде происходит? Ты понимаешь? Каково имя Шалаграма?» Гуру Махарадж посоветовал мне постараться, попытаться посмотреть в шастрах. Я стал исследовать «Гаруда-пурану» и еще одно произведение, и там я увидел определенные симптомы, там указаны характеристики Шалаграм-шилы. Я посмотрел чакру и так далее, и так далее, и сказал Гуру Махараджу: «Это Лакшми-Варахадев». Но до этого никто не знал, как его зовут. Гуру Махарадж ответил: «Да, ты говоришь, и я тоже думал, [что это] Лакшми-Варахадев. Он — владыка Коладвипы, Он хочет приехать сюда».

#00:09:36#

Но, чтобы быть полностью уверенным, я написал письмо пандиту, и пандит ответил: «Да, это Лакшми-Варахадев». Тогда Гуру Махарадж сказал: «Именно по этой причине он нигде не оставался. Это его собственное место, и он хотел приехать сюда. Но поклонение ему сопряжено с большими трудностями. Ты поклоняйся ему и каждый день предлагай сладкий рис, хорошо приготовленный сладкий рис Лакшми-Варахадеву. Каждый день предлагай ему сладкий рис». Мы предлагали Махапрабху каждый день сладкий рис, но Гуру Махарадж сказал: «Нет, это должно быть особое блюдо, особое приготовление». И с того дня мы поклоняемся в храме, брахмачари поклоняется. С того дня все стало расти очень быстро в этом матхе.

#00:11:07#

До этого никаких зданий здесь не было. Не было ни храма, ни зданий, только то здание, где живет Кришна Шаран [Прабху]. Там на первом этаже были три комнаты. Но после того, как приехал Лакшми-Варахадев, то все стало развиваться, расти очень быстро здесь: [был возведен] храм Гандхарвы-Говинда-Сундара и так далее. Вчера был авирбхав Лакшми-Варахадева, и мы [праздновали его]... Но экадаши [было накануне]... Сегодня фестиваль в память о явлении и также авирбхав, день явления Нитьянанды Прабху.

#00:11:49#

Вы знаете, Нитьянанда настолько милостив. Махапрабху осторожно дает кришна-прему и кришна-нам. Тех, кто совершает оскорбления, Махапрабху ругает, но Нитьянанда Прабху приводит. Вы знаете имя Кала Кришна Даса из «Чайтанья-чаритамриты». Он отправился вместе с Махапрабху в Южную Индию в проповеднический тур, но он столкнулся с трудностями. Некая [особа сбила его с толку]…

[сбой записи]

#00:12:30#

«Но Я не хочу брать ответственность, — сказал Он [Шри Чайтанья Махапрабху], — на Себя за Кала Кришна Даса». Но Нитьянанда Прабху заметил: «Если Ты не хочешь оставлять его при Себе, то Я заберу его. Нет проблем. Я пошлю его в Навадвипу». И Нитьянанда Прабху передал новости Шачи Мате и другим преданным о том, что Махапрабху вернулся из Южной Индии. А Кала Кришна Дас [был] с Нитьянандой Прабху, всю жизнь оставался в Его обществе. Нитьянанда Прабху был очень милостив. Махапрабху разгневался, а Нитьянанда Прабху все равно оставлял преданных у лотосоподобных стоп Махапрабху.

#00:13:18#

преме матта нитйа̄нанда кр̣па̄-авата̄ра
уттама адхама кичху на̄ каре вича̄ра[2]

Он всегда опьянен именем Шримана Махапрабху, и Он очень-очень милостив к падшим душам.

…уттама адхама кичху на̄ каре вича̄ра

Что хорошее, а что плохое? Он не смотрит на хорошее и плохое [не делает различий]. В действительности в этом мире люди воспевают имя Кришны и имя Махапрабху. Благодаря благословениям Нитьянанды Прабху это происходит, а иначе это было [бы] невозможно.

#00:13:59#

Махапрабху, Нитьянанда Прабху — Они оба родились в браминских семьях. Махапрабху принял санньясу, и Он соблюдал правила и предписания санньясы, но Нитьянанда Прабху плевал на них. Воспевая имя Махапрабху, Он всегда был опьянен. Он знает Махапрабху, и Он раздает Махапрабху. Махапрабху раздает кришна-прему, радха-кришна-прему в этом мире.

#00:14:41#

анарпита-чарӣм̇ чира̄т карун̣айа̄ватӣрн̣ах̣ калау
самарпайитум уннатоджджвала-раса̄м сва-бхакти-ш́рийам…[3]

Уннатоджджвала-раса̄м. Махапрабху всегда хочет давать, раздавать кришна-прему падшим душам, которые не оскорбительны по отношению к Кришне и кришна-бхактам. Но Нитьянанда Прабху очень милостив. Может быть, это падшая душа или благая душа, или кто угодно, но Нитьянанда Прабху не смотрит на качества [душ]. Нитьянанда Прабху смотрит только на веру, и Он также дает веру. Это большая трудность. Вера — это наша собственность, богатство. Суть — это вера, но эту веру также дает Нитьянанда Прабху.

#00:15:53#

Если бы Нитьянанда Прабху не явился, то никто бы не понял Махапрабху. И это сказано в «Чайтанья-чаритамрите», в «Чайтанья Бхагавате», там, где звучит прославление Махапрабху и история Его жизни, и проповедническая программа Махапрабху происходит. Там есть все. Но повсюду [в «Шри Чайтанья Бхагавате»] Шрила Вриндаван Дас Тхакур в очень опьяненном настроении, в настроении опьянения прославляет [Нитьянанду Прабху]... В опьяненном настроении Нитьянанда Прабху всегда прославляет Махапрабху.

#00:16:49#

Вриндаван Дас Тхакур пишет «Чайтанья Бхагавату», [описывающую] лилы Чайтаньи Махапрабху, игры Чайтаньи Махапрабху описывает, но он прославляет Нитьянанду Прабху настолько [интенсивно] — больше, чем Махапрабху. Мы иногда удивляемся: кто велик — Махапрабху или Нитьянанда Прабху? Кто более велик? Он пишет, описывает лилу Махапрабху, игры Махапрабху, но он прославляет Нитьянанду Прабху настолько — больше, чем Махапрабху. Также Кришнадас Кавирадж Госвами это делает. Но почему? Потому что первая проповедническая программа была начата Нитьянандой Прабху и Харидасом Тхакуром.

#00:17:38#

Махапрабху, когда стал проповедником, явился в Своем образе проповедника в Навадвипе. В то время Он дал указания Нитьянанде Прабху и Харидасу Тхакуру:

ш́уна ш́уна нитйа̄нанда, ш́уна харида̄са
сарватра а̄ма̄ра а̄джн̃а̄ караха прака̄ш́а[4]

прати гхаре гхаре гийа̄ кара эи бхикш̣а̄
‘бала кр̣ш̣н̣а, бхаджа кр̣ш̣н̣а, кара кр̣ш̣н̣а-ш́икш̣а̄’[5]

иха̄ баи а̄ра на̄ балиба̄, бала̄иба̄
дина-аваса̄не а̄си’ а̄ма̄ре кахиба[6]̄

томара̄ кариле бикш̣а̄, йеи на̄ балиба
табе а̄ми чакра-хасте саба̄ре ка̄т̣иба[7]

То было настроение Чайтаньи Махапрабху. Он приказал Нитьянанде Прабху и Харидасу Тхакуру. Он выбрал двух человек — Харидаса Тхакура [и Нитьянанду Прабху]… Он всячески испытывал вайшнавизм до этого.

#00:18:37#

Чханд Кази, правитель Навадвипы, можно сказать, правитель в то время, мусульманский глава, много раз ругал Харидаса Тхакура, но не мог контролировать. И Харидас Тхакур оказал влияние на него, на Кази. А Нитьянанда Прабху всегда опьянен кришна-премой, и Махапрабху према-самкад — опьянен [кришна-премой].

#00:19:24#

Иногда Нитьянанда Прабху обнажен. Он в таком виде приходит в дом Шачи Маты, голый. Он не знает, есть ли на Нем одежда или ее нет. Он приходит в дом Шачи Маты и говорит: «Где, где Кришна? Где Кришна?» Махапрабху, когда это произошло, сказал: «На Тебе нет одежды. Почему Ты наг?» — «Я не знаю, почему Я нагой. Я… Я…» Он так говорил, бессвязно.

#00:20:01#

Многие преданные Махапрабху присутствовали [там], и Махапрабху сказал, когда это произошло в том случае: «Если вы увидите, как Нитьянанда находится в очень дурном обществе или пьет вино (мадира означает „вино“), Он может делать все что угодно. Но когда Брахма, творец вселенной, видит Его, Господа Нитьянанду, он падает к лотосоподобным стопам Нитьянанды Прабху. Таково Его положение», — сказал Махапрабху Своим преданным. И Его каупину (вы знаете каупину), Его каупину Махапрабху разорвал на кусочки и раздал кусочки всем преданным.

#00:21:05#

Подобная нитьянанда-махима, слава Нитьянанды. Вриндаван Дас Тхакур, Кавирадж Госвами сказали: «Если кто-то хочет преодолеть эту привязанность к бренному миру и хочет победы, победить майю, и если кто-то хочет кришна-премы и кришна-бхакти, то он должен поклоняться Нитьянанде Прабху прежде всего, и только Нитьянанда Прабху может дать это».

#00:21:45#

нита̄и-пада-камала, кот̣ӣ-чандра-суш́ӣтала,
         дже чха̄йа̄йа джагата джуд̣а̄й…[8]

Нароттам Дас Тхакур был хорошим слугой Локанатха Госвами, своего Гуру. И он также был джива-раджем, он был принцем, сыном царя, Нароттам Тхакур. Он оставил все. И он сказал: «По милости, благословениями Нитьянанды Прабху стало возможно мне оставить все, все эти мирские привязанности». Также Рагхунатх Дас Госвами: его женили в юности, в ранней юности на красивой девушке. Его отец был богат, как царь.

#00:22:47#

Но Дас Госвами хотел припасть к лотосоподобным стопам Махапрабху и хотел оставить все, но он не мог этого сделать. И однажды Нитьянанда Прабху [из] Панихати, из Панихати-грама [призвал Рагхунатха Даса Госвами], это рядом с домом отца Рагхунатха Даса Госвами, в то время Рагхунатх Дас Госвами [встретился с Нитьянандой Прабху]... Нитьянанда Прабху пришел в Панихати, и он [Рагхунатх Дас Госвами] пришел к лотосоподобным стопам Нитьянанды Прабху. И, увидев его на расстоянии, Нитьянанда Прабху благословил его и сказал: «Да, приходи ко Мне. Я устрою все необходимое».

Махарадж, как будет по-английски?

#00:23:37#

[Нитьянанда Прабху сказал:] «Ты оставишь все мирские привязанности, Я позабочусь об этом, но ты вначале накорми нас фруктами, дай нам фрукты. И если мы будем удовлетворены, то Я дам тебе Мои благословения».

#00:23:57#

Рагхунатх Дас Госвами устроил все необходимое: сгущенное молоко, сладкий рис, сандеш, дохи [бенгальские названия различных блюд], сыр, кола, зрелые бананы и так далее, и так далее. Рагхунатх Дас Госвами был богат, поэтому он устроил пир для последователей Нитьянанды Прабху, и он раздал всем много прасада в Панихати. Нитьянанда Прабху был очень удовлетворен и благословил Рагхунатха Даса Госвами: «Я благословляю тебя. Твоя самсара, мирская жизнь, да, мирская жизнь закончится, завершится».

#00:24:55#

А после этого Рагхунатх Дас Госвами встретился с Махапрабху. До этого он не мог [прийти к Махапрабху], прежде встречи с Нитьянандой Прабху. [Рагхунатх Дас Госвами] встречался с Махапрабху, но не мог оставить самсару. Но после того, как [он] обрел благословение Нитьянанды Прабху, он сделал это.

#00:25:17#

«Однажды ночью Нитьянанда Прабху пришел ко мне [Кришнадасу Кавираджу Госвами] и приснился во сне. До этого мой брат совершил оскорбление Нитьянанды Прабху, и я сказал брату: „Ты совершил огромную ошибку. Я не хочу оставаться в этой семье, где ты живешь“», — так он сказал. Он, этот брат, не имел веру в Нитьянанду Прабху, но верил в Махапрабху. Но Кавирадж Госвами говорит: «Ты веришь в Махапрабху, но не в Нитьянанду. Я не желаю жить с тобой».

#00:26:08#

В ту ночь Нитьянанда Прабху пришел во сне и сказал Кришнадасу:

а̄ре а̄ре кр̣ш̣н̣ада̄са, на̄ караха бхайа
вр̣нда̄ване йа̄ха, — та̄н̇ха̄ сарва лабхйа хайа[9]

«Кришнадас! Не бойся ничего, не опасайся. Я даю тебе позволение — ступай во Вриндаван. Там Рупа, Санатана, Джива Госвами — все последователи Махапрабху живут там. Ступай во Вриндаван, присоединись к ним, и ты обретешь служение, эксклюзивное служение Радхе и Кришне во Вриндаване». Он дал [Кришнадасу Кавираджу Госвами такое] благословение. Наступило утро, и он [Кришнадас Кавирадж Госвами] побежал, поспешил во Вриндаван с благословения Нитьянанды Прабху.

#00:27:01#

Кришнадас Кавирадж Госвами написал в своей книге: «Нитьянанды Прабху крипа, Его крипа, то есть благословение: Он одарил меня [ею], Его благословения дали мне все. Я пришел во Вриндаван, я обрел служение. Я обрел служение Рупе, Санатане, Дживе, Рагхунатху — каждому, и все произошло благословениями Нитьянанды Прабху». В жизни нашего Гуру Махараджа мы также можем видеть влияние Нитьянанды Прабху, а иначе как бы мы обрели благословение Гуру Махараджа?

#00:28:00#

Мой английский плох. Я не могу объясняться на английском, но я пытаюсь что-то говорить. До этого эпизода Гуру Махарадж не принимал учеников. Когда Гуру Махарадж покинул Гаудия Матх, Гаудия Матх Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, они [ученики и последователи Сарасвати Тхакура] ссорились, очень жестоко ссорились. Были две враждебные группы из-за собственности, имущества. Гуру Махарадж пытался сотрудничать с ними, с обеими группами, но они ссорились и враждовали, и так далее, и так далее, и тогда Гуру Махарадж покинул Гаудия Матх. Гуру Махарадж был очень хорошим другом главы миссии Гаудия Матха, Васудевы Прабху. И Гуру Махарадж очень уважал Кунджу Бабу, который был секретарем Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

#00:29:08#

Гуру Махарадж покинул организацию, но он не хотел принимать учеников. Гуру Махарадж во времена Сарасвати Тхакура проповедовал очень обширно, в широких масштабах в Индии: Бомбей, Дели, Мадрас, Курукшетра [и другие названия различных мест] — повсюду Гуру Махарадж путешествовал и проповедовал очень успешно. Гуру Махарадж думал: «Моя проповедническая жизнь, мне не нужно больше проповедовать. Я буду жить один, и буду читать „Чайтанья-чаритамриту“ и „Чайтанья Бхагавату“, и так я проведу остаток своих дней».

#00:30:05#

У него было всего две книги — «Чайтанья-чаритамрита» и «Чайтанья Бхагавата», и он жил в Навадвипе на берегу Ганги. Как это называется? На берегу Ганги был один дом. Он занял там одну комнату за две рупии в месяц — такая рента, цена, плата. И он жил там, а духовные братья Гуру Махараджа искали его: «Где Шридхар Махарадж? Где Шридхар Махарадж? Нам необходимо общество Шридхара Махараджа. Он будет нашим главой». Кешава Махарадж, Госвами Махарадж, Джаджавар Махарадж, Парват Махарадж — многие ученики, большие ачарьи Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, они покинули Гаудия Матх. Гуру Махарадж, в конце концов, покинул [Гаудия Матх] последним.

#00:31:08#

Они искали Гуру Махараджа, они нуждались в его обществе. «Он будет нашим главой, и мы вновь создадим другой Гаудия Матх». То была их [идея], таким было их желание. На протяжении года или двух лет они искали Гуру Махараджа, но не могли найти и потеряли надежду. Но однажды кто-то увидел, как Гуру Махарадж совершает омовение в Ганге. Гуру Махарадж каждый день совершал омовение в Ганге, совершал туласи-севу, совершал служение Гиридхари (здесь есть Гиридхари), он предлагал [подношения] Гиридхари-шиле и принимал пищу раз в день. И весь день читал, писал, проводил время так, воспевал святое имя каждый день. Такая была [его] повседневная программа.

#00:32:11#

Они увидели Гуру Махараджа в этом доме, в этой комнате, и они сообщили Кешаве Махараджу. Не только ему, но всем, и все стали приходить к Гуру Махараджу, чтобы увидеться с ним, и [они, его духовные братья] хотели увести Гуру Махараджа отсюда, но Гуру Махарадж не соглашался.

#00:32:43#

Он говорил: «Пока вы не создали эту организацию, движение, я буду жить в этом доме». Этого дома больше нет. Я хотел купить тот дом, но не смог. Так вот, Гуру Махарадж жил так, и Кешава Махарадж сказал… Джаджавар Махарадж, Мадхав Махарадж, все говорили Гуру Махараджу: «Мы хотим начать другую организацию, основать другую организацию, проповеднический институт, и вы должны быть главой». Гуру Махарадж отвечал: «Нет, я не буду принимать учеников».

#00:33:28#

По двум причинам. Гуру Махарадж не испытывал энтузиазма принимать учеников, во-первых. Во-вторых, Васудев Прабху, который был главой миссии Гаудия Матха, был очень близким другом Гуру Махараджа. Он [духовно] пал, но он был вайшнавом и близким другом Гуру Махараджа.

#00:33:53#

Гуру Махарадж сказал им: «Я не буду принимать учеников. Если я стану принимать учеников, то все подумают, что ради этого я оставил Гаудия Матх, чтобы принимать учеников. Но я не хочу вновь проповедовать. Я хочу провести остаток дней, практикуя сознание Кришны, читая „Чайтанья-чаритамриту“, „Бхагаватам“, и этого достаточно для остатка моей жизни». Но когда они стали давить на Гуру Махараджа, Гуру Махарадж ответил Кешаве Махараджу: «Если вы хотите принять санньясу, я дам вам санньясу, и вы будете проповедовать. Нет проблем».

#00:34:47#

И Кешава Махарадж с большим энтузиазмом принял санньясу от Гуру Махараджа. Другой Махарадж принял санньясу, Госвами Махарадж принял санньясу от Гуру Махараджа. Мадхав Махарадж принял санньясу в то время. И Гуру Махарадж передал ответственность Джаджавару Махараджу: Джаджавар Махарадж будет принимать учеников, и все будут помогать ему.

#00:35:16#

Таким образом, Свананда Гаудия Матх в Миднапуре — это тот Матх, откуда прибыл Лакшми-Варахадев. Джаджавар Махарадж стал принимать учеников, и все проповедовали с большим энтузиазмом, а Гуру Махарадж был советником. В качестве советника он [присутствует] здесь в Девананда Гаудия Матхе — здесь есть Девананда Гаудия Матх. Гуру Махарадж дал санньясу Кешаве Махараджу, и переложил ответственность на него, и сказал: «Вы принимаете учеников, вы проповедуете в этом Матхе, это ваше».

#00:36:07#

Кешава Махарадж проповедовал в Девананда Гаудия Матхе, Джаджавар Махарадж проповедовал в миднапурском Матхе. Мадхав Махарадж в то время не принял санньясу. Он был Хаягрив Брахмачари. Но Нарисимха Махарадж принял санньясу от Гуру Махараджа и жил с Кешавой Махараджем. Но все принимали учеников.

#00:36:41#

[Апракрита Бхакти Саранга] Госвами Махарадж был единственным человеком, который принимал учеников во времена Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в качестве ритвика, других ритвиков у Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура не было. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не поехал в Лондон, а в Лондоне кто-то захотел получить дикшу, и Сарасвати Тхакур уполномочил Госвами Махараджа, Апракриту Бхакти Сарангу Госвами Махараджа, [давать посвящения от имени Сарасвати Тхакура]. Тот дал посвящение в качестве ритвика.

#00:37:15#

Этот Госвами Махарадж принял санньясу от Гуру Махараджа, и Гуру Махарадж сказал Госвами Махараджу: «Твой Матх в Калькутте. Ты попытайся вновь проповедовать учение нашего Гуру Махараджа». И все отправились проповедовать по всей Индии, а Гуру Махарадж остался один в Чайтанья Сарасват Матхе.

#00:37:47#

В то время он не принимал учеников. Гуру Махарадж жил в соломенной хижине, в маленькой хижине. Там был Гиридхари, и каждый день он читал [священные писания] и заботился, ухаживал за садом, поклонялся [туласи и шиле]. Два брахмачари жили с Гуру Махараджем, его духовные братья. Гуру Махарадж время от времени посещал Катву, а также места рождения паршадов [спутников] Махапрабху.

#00:38:39#

Однажды Гуру Махарадж посетил Экачакра-граму, деревню Экачакра, в которой явился Шри Нитьянанда Прабху. Экачакра [расположена] в округе Бирбхум. Нитьянанда Прабху явился в этом месте. Место явления, да? Да, место явления, [которое ныне носит название] Вирачандра-пур. И Гуру Махарадж отправился туда, в место явления Нитьянанды Прабху. Гуру Махарадж пришел туда, чтобы обрести милость Нитьянанды Прабху, в деревню Экачакра. И он пал к лотосоподобным стопам Нитьянанды Прабху, и к нему пришло вдохновение от Нитьянанды Прабху.

#00:39:28#

«Ты обладаешь великим богатством, — сказал ему Нитьянанда Прабху. — [Ты] тот, кто обладает подобным великим богатством. В твоем сердце живет великое богатство, но ты не хочешь делиться им с другими. Зачем ты пришел просить милости у Меня?» Нитьянанда Прабху сказал Гуру Махараджу это. «Ты обладаешь великим богатством, но не даешь это другим. И ты хочешь милости, благословения от Меня? Это плохо, не есть хорошо».

#00:40:09#

И тогда Гуру Махарадж удивился, он признал: «Да, у меня есть некоторое богатство. Я получил его от Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура». И он принял указание Нитьянанды Прабху, но крайне осторожно. Он не принимал всех и каждого в качестве учеников. Гуру Махарадж думал: «Я приму нескольких учеников. Я выплачу долг моему Гурудеву. Если я приму учеников, то долг моему Гуру будет заплачен».

(первая часть)

(третья часть)

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Кундалатика Деви Даси
Редакторы: Бхуван Сундар Дас,
Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас



[1] «Если Нитьянанда одарит тебя Своей милостью, то ты достигнешь Радхи и Кришны во Врадже» (Шрила Нароттама Дас Тхакур. «Манах-шикша», 3).

[2] «Опьяненный экстатической любовью, Господь Нитьянанда являет Собой воплощение милости и потому не делает различий между хорошими и плохими» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.208).

[3] Анарпита-чарӣм̇ чира̄т карун̣айа̄ватӣрн̣ах̣ калау, самарпайитум уннатоджжвала-раса̄м̇ сва-бхакти-ш́рийам / харих̣ пурат̣а-сундара-дйути-кадамба-сандӣпитах̣, сада̄ хр̣дайа-кандаре спхурату вах̣ ш́ачӣ-нандана — «Да проникнет верховный Господь, божественный сын Шримати Шачидеви, в самую глубину вашего сердца. Сияя, как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости низошел на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, чего не давало ни одно из воплощений Господа: высочайшую, лучезарную расу служения в преданности — расу супружеской любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.4).

[4] «Послушай, Нитьянанда! Послушай, Харидас! Ступайте и откройте всему миру Мои наставления» («Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 13.8).

[5] «Идите в каждый дом и просите: „Пойте имена Кришны, поклоняйтесь Кришне и следуйте наставлениям Кришны“» («Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 13.9).

[6] «„Не говорите ни о чем ином и больше ничего не просите. Приходите в конце дня и рассказывайте Мне обо всем“» («Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 13.10).

[7] «„Я призову Свою чакру и отрублю голову каждому, кто не будет воспевать, услышав вашу просьбу“» («Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 13.11).

[8] «Святые лотосоподобные стопы Нитьянанды Прабху сияют подобно десяти миллионам лун, в сени которых весь мир обретает успокоение!» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Манах-шикша», 1).

[9] «О, Мой Кришнадас! Ничего не бойся. Иди во Вриндаван, и там ты обретешь все, к чему стремишься» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.195).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования