«Начало проповеди Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 29 декабря 1992 года. Колката, Индия



скачать (формат MP3, 34.23M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Начало проповеди Сарасвати Тхакура

(29 декабря 1992 года. Колката, Индия)

 

Вопрос: Не могли бы вы рассказать нам об истории миссии Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура? Как она началась?

#00:00:34#

Шрила Говинда Махарадж: Прабхупада Сарасвати Тхакур родился в вайшнавской семье, и это произошло благодаря молитве Бхактивинода Тхакура. Он является паршадой Махапрабху в линии Рупы Госвами. Он родился в Джаганнатха Пури. В то время Бхактивинод Тхакур был храмовым администратором в Джаганнатха Пури. Каждый день он читал «Шримад-Бхагаватам» и т. д. в храме Джаганнатха (в Пури есть храм Джаганнатха). И Прабхупада с самого детства демонстрировал свою [возвышенную духовную] природу. Ему было присуще совершенное настроение преданности. Бхактивинод Тхакур был очень счастлив видеть это.

#00:01:39#

Когда Бхактивинод Тхакур переехал из Пури в Навадвипу, когда он почувствовал вдохновение — оно пришло к нему от Махапрабху, — он хотел поехать во Вриндаван. Когда его служение в Пури закончилось, он хотел поехать во Вриндаван. В то время ему приснился сон, некое вдохновение пришло к нему. «Ты хочешь поехать во Вриндаван? — было сказано ему. — Но Навадвипа — это место Моего рождения, и оно по-прежнему скрыто. Ты должен постараться открыть место Моего явления. Это будет твоя сева, поэтому тебе не нужно ехать во Вриндаван и оставлять это служение».

#00:02:24#

Тогда Бхактивинод Тхакур ушел в отставку, покинул правительственную службу, но поступил на службу в Навадвипе, Кришнанагаре. После отставки он ушел на пенсию, но затем вновь поступил на правительственную службу. Его характер, его послужной список был безупречен, и правительство, власти были рады назначить, дать ему пост. И он объяснил, почему поступил на службу. Он думал: «Если я буду служить в качестве правительственного служащего, государственного служащего, то у меня будет доступ к архивам». Поэтому он вновь поступил на службу. Он хотел найти, отыскать место Майяпура.

#00:03:23#

Но где место, где родился Махапрабху? Чтобы узнать это, необходимо было изучить архивы, британские документы, и Бхактивинод Тхакур нашел все необходимые бумаги. И пришел к выводу, что Майяпур во времена Махапрабху назывался Мейяпур, поскольку мусульмане вместо «майя» говорили «мейя», и поэтому место это называлось в ту эпоху Мейяпур. И устное произношение отличалось от книжного. И он понял, что это настоящий Майяпур.

#00:04:15#

Но где же место рождения Махапрабху? Шрила Бхактивинод Тхакур жил в Годруме, в своем доме. Там была сурабхи-кунджа, то место, где сейчас находится самадхи Бхактивинода Тхакура. Его дом был на расстоянии от сурабхи-кунджи, и там каждую ночь он воспевал Святое Имя и пытался увидеть какой-нибудь знак. И однажды ночью он увидел — это было, возможно, в два часа ночи, — он увидел свет, храм, полный сияния, — очень возвышенное зрелище, видение.

#00:05:23#

Прабхупада Сарасвати Тхакур жил в обществе Бхактивинода Тхакура в Навадвипе, в Годруме. У Бхактивинода Тхакура было много сыновей, но они жили в разных местах. Кто-то жил в Уле, в месте рождения, кто-то жил в Калькутте. Один, его звали Барада Куша, иногда жил в Навадвипе, в сварупа-гандже, а Прабхупада Сарасвати Тхакур главным образом жил в обществе самого Бхактивинода Тхакура. Ему было пять или шесть лет. Его ум был непоколебим в сознании Кришны, и он получил все знание от Бхактивинода Тхакура. Он сам был сиддха-пурушей. Когда он родился, в то время шнур [имеется в виду пуповина] обвязывал его как браминский шнур, и джйотиши [астролог] сказал, что в будущем он будет брамином.

#00:06:59#

Бхактивинод Тхакур чувствовал вдохновение: «Он будет проповедником сознания Махапрабху». Когда Сарасвати Тхакуру было шесть месяцев от роду, в то время проходила Ратха-ятра, и ратха, колесница Джаганнатха, на протяжении трех дней стояла у дверей дома Бхактивинода Тхакура на пути в Гундичу. Бхактивинод Тхакур жил там, в том доме. Он [Сарасвати Тхакур] был брахмачари, и его ум был очень сильным, мощным, твердым. Он учился всему от Бхактивинода Тхакура. Он знал все писания, в двенадцать лет он изучил все писания. Он учился в школе, посещал школу [не слышно название школы] где-то рядом с домом его отца.

#00:08:31#

Так или иначе, однажды, ему было двенадцать лет в ту пору, один так называемый сиддха-пуруша, сахаджия-бабаджи, пришел к Бхактивиноду Тхакуру. Все приходили к Бхактивиноду Тхакуру — сиддха или кто угодно. Все уважали Бхактивинода Тхакура как великого преданного, и сиддха-бабаджи пришел к ним в гости. В то время Сарасвати Тхакур жил в обществе Бхактивинода Тхакура. Когда он увидел этого сиддха-бабаджи, он увидел, как сиддха-бабаджи беседует с Бхактивинодом во дворе, то он предложил... Обычно он подходил, приближался к Бхактивиноду и предлагал дандаваты, но на сей раз он предложил дандаваты на расстоянии.

#00:09:21#

И бабаджи спросил: «Он такой хороший мальчик, такое чудесное дитя. Почему же он не подходит, почему он кланяется на расстоянии? Почему он не приближается к нам?» И Бхактивинод Тхакур ответил: «Он не боится меня. Он каждый день подходит ко мне, предлагает дандаваты, но сегодня он не подошел, потому что он поклялся, что никогда не приблизится к сахаджии. Он поклялся, что не приблизится к сахаджии ближе, чем на сто футов. Это его клятва, обет. А вы — сахаджия-бабаджи, и поэтому он не приближается к нам». Бабаджи удивился: «Такой юный мальчик пообещал подобное, в будущем он станет великим врагом нашей сампрадаи, сахаджия-сампрадаи, как Рамануджачарья».

#00:10:44#

Сарасвати Тхакур сдал экзамены, он изучал санскрит в колледже. В ту пору он прочитал все санскритские священные писания, все писания на санскрите, и назвал их афал-грантха, то есть то писание, то произведение, которое ничего не дает, бесплодное знание — афал. Он подумал: «Зачем мне нужно это знание бренного мира?» Он перестал посещать школу и пытался служить Харе Кришна маха-мантре и жил в Майяпуре. В то время Майяпур был открыт Бхактивинодом Тхакуром и Джаганнатхом Бабаджи Махараджем. Гауракишор Бабаджи Махарадж приходил, и многие другие великие преданные Кришны были счастливы.

#00:12:03#

Бхактивинод Тхакур организовал там сабху, собрание, навадвипа-дхама-ачар, собрание вайшнавов. В конце концов, Бхактивинод Тхакур стал испытывать беспокойство. И в то время Прабхупада Сарасвати Тхакур жил в том месте. Сейчас там находится Чайтанья Матх. Он жил, воспевал [Святое Имя] и изучал священные писания. Он был великим джйотиши, астрологом, и совершил в ту пору великое служение. Он редактировал «Саджджана-тошани», журнал Бхактивинода Тхакура, ежемесячный журнал.

#00:13:01#

Он служил и не только это он делал. Он был очень отрешенным, отреченным, он не хотел никакой связи ни с чем материальным. Но однажды Бхактивинод призвал его и сказал: «Я уже очень стар стал. Я могу в любой момент покинуть тело, но если ты возьмешь на себя служение Майяпуру и всему, то я буду доволен». Но Прабхупада Сарасвати Тхакур был отрешенным, отреченным. Он сказал: «Я не в силах с этим справиться. Я хочу жить, совершая бхаджан. Я не могу служить так, как ты говоришь. Дай это служение другим. У меня много братьев». Но Бхактивинод Тхакур был очень недоволен это слышать. Он сказал: «Если ты не возьмешь на себя это служение... Ты, что, хочешь быть майявади? Настроение майявади — это настроение отречения, но мы — слуги. Ты отрешен, но ты не должен отрекаться от служения Кришне. Если ты не будешь совершать служение Майяпуру, то чем ты будешь заниматься? Ты станешь майявади в будущем, я думаю».

#00:14:39#

Прабхупада ответил: «Нет, нет, сэр. Я не хочу быть майявади, но я не могу этим заниматься, потому что я не способен на это». На что Бхактивинод отвечал: «Не беспокойся. В будущем к тебе придет все необходимое для этого служения». И Сарасвати Тхакур взял на себя эту ответственность и пытался распространять сознание Кришны в Майяпуре и проповедовал Махапрабху по всей Индии. И он, в конце концов, стал проповедовать во всем мире. Он начал в свое время. Там было несколько брахмачари. Один — Парамананда Брахмачари. Он пришел мальчиком в миссию. Другой — Вайшнав Дас. Он был старик, он служил Бхактивиноду Тхакуру также. Они служили в Йогапитхе в храме. Было две части этой миссии: Йогапитх и Шривас-ангам, два места. Он открыл их для публики.

#00:15:52#

Чайтанья Матх и другая собственность, все остальное — этим занимался другой попечительский совет. Бхактивинод Тхакур учредил два совета. Один совет — Шривас-ангам и Йогапитх, другой совет — Чайтанья Матх. Бхактивинод Тхакур оставил этот бренный мир, и все его авторские права на книги были переданы Сарасвати Тхакуру. Также другие сыновья имели право печатать книги Бхактивинода. И Сарасвати Тхакур начал борьбу с апа-сампрадаями. Эти сампрадаи выступали от имени Махапрабху, проповедовали имя Махапрабху, но были дурными сампрадаями. Прабхупада стал сражаться с ними, и все стали его врагами.

#00:16:58#

Были многочисленные судебные разбирательства. На него подавали в суд. Один бабаджи подал на него в суд — якобы Сарасвати Тхакур украл джекфрут из его сада. И пришли бумаги из суда. Сарасвати Тхакур был очень честным человеком, прямолинейным. Когда его обвинили в этом, то он очень испугался и пришел к своему другу, известному крупному заминдару, и показал ему этот документ из суда: «Некий бабаджи пожаловался на меня». Заминдар очень разгневался и сказал: «В таком случае я позову полицейского офицера». Пришел полицейский, и заминдар сказал полицейскому работнику: «Я дам показания. Вы их запишите».

#00:18:33#

Полицейский внимательно записывал его показания. Заминдар сказал: «Вчера пруд за моим домом кто-то похитил». Полицейский офицер удивился и сказал: «Пруд? Рыбу в пруду украли?» «Да нет же, — отвечал заминдар, — не рыбу, а пруд украли». Полицейский заметил: «Сэр, я не понимаю, о чем вы говорите. Как кто-то мог украсть ваш пруд?»

#00:19:17#

«Хорошо, — отвечал ему заминдар, — тогда как вы понимаете то, что Сарасвати Тхакур украл джекфрут? Если вы собираетесь завести дело на Сарасвати Тхакура, то разберите и мое дело. У меня украли пруд». И тогда полицейский понял, что Сарасвати Тхакур совершенный джентльмен, и он принес извинения Сарасвати Тхакуру.

#00:19:53#

Так или иначе, были многочисленные судебные разбирательства. И было много всего, но он преодолел всю иллюзорную деятельность своих так называемых врагов, вышел победителем и продолжал совершать свою проповедь, мощную проповедь сознания Кришны. И в конце концов представители этих апа-сампрадай стали очень бояться его: аулы, баулы, картта-бхаджа, неда, дара-веша, сани, сахаджия, сакхи-бхеки, смарта, джата-госани, ати-вади, чуда-дхари и гауранга-нагари.

#00:20:40#

Итак, Прабхупада проповедовал. Он принял посвящение, харинам, от Гауракишора Бабаджи. Но Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж тоже не хотел давать вначале ему посвящение, как Нароттам Тхакур и Локанатх Госвами. Но в конце концов Гауракишор Бабаджи Махарадж был побежден своим учеником. Семнадцать раз он отказывал Сарасвати Тхакуру. Он думал, он даже не думал, но демонстрировал то, что Сарасвати Тхакур — сын богатого человека, Бхактивинода Тхакура: «Если я приму его в ученики, то это будет нехорошо». Он хотел показать что-то подобной позицией.

#00:21:39#

Сарасвати Тхакур очень хотел получить от него посвящение, и он решил: «Я должен принять посвящение от Гауракишора Бабаджи Махараджа». И это было наставлением Бхактивинода Тхакура, обращенное к Сарасвати Тхакуру: «Ты должен принять посвящение от Бабаджи Махараджа».

#00:22:02#

Но мы видели настроение Сарасвати Тхакура. В действительности он получил наставления Бхактивинода Тхакура, которым следовал на сто процентов, иногда даже больше того. То было наставление Бхактивинода Тхакура — принять посвящение от Гауракишора Бабаджи Махараджа, и он принял посвящение от Бабаджи Махараджа и поклонялся Бабаджи Махараджу в полной мере.

#00:22:36#

Когда Бабаджи Махарадж покинул этот мир, в то время сахаджии хотели сделать бизнес на его теле. Они хотели построить храм и думали, что будут получать пранами, пожертвования, потому что Бабаджи Махарадж был сиддха-маха-пурушей, но Сарасвати Тхакур не дал им эту возможность. Он стал протестовать. В конце концов многие бабаджи пришли, и пришел полицейский инспектор, и было разбирательство. С одной стороны был Сарасвати Тхакур, с другой стороны — все бабаджи.

#00:23:50#

В конце концов, Сарасвати Тхакур был брахмачари и очень строгим брахмачари, и он сказал: «Эти бабаджи — все падшие бабаджи. Они не смеют коснуться тела Гауракишора Бабаджи Махараджа, у них нет права на это. Если они посмеют это сделать, то они сто процентов отправятся в ад». Бабаджи были очень напуганы слышать это, потому что они верили в то, что Сарасвати Тхакур — маха-пуруша.

#00:24:28#

Полицейский инспектор спросил Сарасвати Тхакура: «А как вы узнаете, если кто-то скажет: „Я — совершенный бабаджи“. Как вы проверите? Как вы узнаете, совершенен он или нет?» Сарасвати Тхакур сказал: «Я поверю ему на слово. Если кто-то скажет: „Я совершенен“, я поверю, а если он солжет, то он отправится в ад». Тогда несколько бабаджи сразу же ушли. И Сарасвати Тхакур сказал: «Тот, кто не встречался с женщиной на протяжении месяца, тот бабаджи может коснуться тела Гауракишора Бабаджи Махараджа. У меня нет возражений». И несколько ушли еще. И он сказал: «Тот, кто последние три дня не касался женщины, тот может коснуться тела Бабаджи Махараджа». Тогда все бабаджи ушли.

#00:25:38#

В то время Кунджа Бабу — вы слышали его имя, он стал Тиртхой Махараджем впоследствии, — Кунджа Бабу, Парамананда Прабху и еще два-три человека были учениками Сарасвати Тхакура. С ними он устроил самадхи в Навадвипе Бабаджи Махараджа.

#00:26:03#

А все бабаджи ушли, все госай-бабаджи. Сарасвати Тхакур сказал очень непреклонно: «Если кто-то из них заявит: „Я — совершенен“, я поверю ему на слово». Но никто не осмелился это сказать. И полицейский инспектор удивился, увидев это. Он сказал: «Все бабаджи падшие в Навадвипе». Сарасвати Тхакур ответил: «Да, я знаю это. Все, все падшие». Тогда они устроили самадхи Гауракишора Бабаджи Махараджа и пытались проповедовать сознание Кришны в Майяпуре в Чайтанья Матхе и служили храму Махапрабху в Йогапитхе. Каждый год по-разному он старался устроить это.

#00:27:13#

В то время Сакхи Бабу присоединился к Прабхупаде Сарасвати Тхакуру. Он знал его прежде, он знал Гауракишора Бабаджи Махараджа. Иногда он ходил к нему. И он понимал, что Сарасвати Тхакур — подлинный Гуру в этом мире, особенно в Навадвипе. Он принял посвящение от Сарасвати Тхакура и служил ему, насколько это было в его силах, Майяпур-дхаме.

#00:27:46#

Сарасвати Тхакур проповедовал. Он ездил из Навадвипы в Калькутту и проповедовал там. Гауракишор Бабаджи Махарадж велел ему не ездить в Калькутту, потому что Калькутта — это кали-стан. Там живет Кали — зло этого века. Но Сарасвати Тхакур написал в «Гаудии»: «То было наставление моего Гуру — не ездить в Калькутту, потому что там живет Кали, но я хочу изгнать Кали, спасти от Кали предавшиеся души. Кали оставляет того, кто предается Махапрабху».

#00:28:35#

Так он начал проповедь в Калькутте, проповедь сознания Кришны, вначале в арендованном доме. Там было четыре комнаты. В трех комнатах жили грихастхи, его ученики, в одной комнате жил Сарасвати Тхакур. То было начало. Я не могу вспомнить. Затем точно было другое здание, тоже арендованное.

#00:29:09#

Гуру Махарадж присоединился в ту пору. Был фестиваль. В то время Гуру Махарадж впервые встретил Прабхупаду и принял его, он ходил на протяжении нескольких месяцев туда и встречался с Сарасвати Тхакуром. В конце концов Гуру Махарадж остался в обществе Сарасвати Тхакура и принял от него посвящение. После этого преданные хотели учредить Матх в Калькутте по указанию Сарасвати Тхакура, по желанию Сарасвати Тхакура. Это Гаудия Матх Багх Базар в Калькутте.

#00:30:04#

Иногда я думаю, [что] интенсивность служения необходима, намерение. Мы должны пытаться приобрести то, что необходимо для нашей практики. Когда я впервые увидел в Калькутте Гаудия Матх, Багх Базар Гаудия Матх... Гуру Махарадж любил некоторых преданных, живших там. И я также изучал санскрит по желанию Гуру Махараджа. И я пошел туда, чтобы купить одну санскритскую книгу, и там я видел, что рядом с Багх Базар Матхом через дорогу — дом Кали Кришны Тхакура. В то время там были дома с соломенной кровлей, много таких домов рядом с Гаудия Матхом. Узкая дорога. В одном месте — Гаудия Матх, а слева — соломенные хижины, и там жили проститутки, много проституток. И я удивился, почему Прабхупада Сарасвати Тхакур учредил Гаудия Матх в таком месте.

#00:32:26#

Вся Калькутта была доступна ему. Если бы он поискал, он мог бы найти хорошее место. Он, конечно, искал, нет сомнений. Но почему он [выбрал именно это место]?.. Если вы пойдете в Багх Базар Матх, то вначале вы пройдете квартал проституток, а затем достигнете Багх Базар Гаудия Матха. Он расположен в таком месте.

#00:32:56#

Вначале я очень удивился. Затем я услышал от Гуру Махараджа, что Прабхупада Сарасвати Тхакур не смотрел ни налево, ни направо, ни назад. Он смотрел только вперед, когда речь шла о его практике, и поэтому так произошло. Гуру Махарадж объяснил, что человек, который пожертвовал деньги на Гаудия Матх, этот чело-век жил там, рядом с этим [будущим] Матхом. Там был большой свободный участок земли, и этот человек устроил так, что Гаудия Матх расположился в этом месте.

#00:33:55#

Прабхупаду ничего не заботило. Он знал: «Мне нужен ашрам в Калькутте, а Калькутта — это самое худшее место, самое скверное из всех, поэтому я установлю свой Матх здесь». Человек дал эту землю, и Сарасвати Тхакур немедленно согласился. Он думал, что человек может передумать в любой момент. Человек предложил землю, и Сарасвати Тхакур боялся, что он передумает, и он сразу же согласился.

#00:34:39#

Ему очень помог Кунджа Бабу. Кунджа Бабу был главным организатором миссии Прабхупады. Миссия Прабхупады Сарасвати Тхакура в Калькутте была организована Кунджей Бабу. Гуру Махарадж, в конце концов, сказал, что Кунджа Бабу — наша мать, а Сарасвати Тхакур — наш отец. Таким образом.

#00:35:12#

Сарасвати Тхакур не смотрел ни налево, ни направо, он смотрел всегда только вперед. И откуда приходила к нему помощь, его это не заботило. Он хотел учредить там миссию. «Благодаря влиянию этой миссии все дурное уйдет», — считал он. Такой была его вера.

#00:35:37#

И временами я так думаю так же. Я искал разные места. Я искал место в Калькутте для нашей миссии Чайтанья Сарасват Матх, но повсюду я видел разные беспокойства. Найти хорошее место в Калькутте было очень трудно. Прежде всего, я не знаю всех брокеров, и кто-то из них меня может обмануть. Много всего. Купить землю очень тяжело.

#00:36:16#

Тогда я выбрал одного юношу. Я знал, что этот юноша способен творить чудеса. Я видел, что у него такая энергия, такая способность есть у него. Я искал, но я не сумел найти. Я сумел подыскать только дом, один дом, но это был дом моих друзей. Они предоставили свой дом в наше распоряжение. Там жили наши преданные. А этот юноша сумел купить это место и то место[1]. Это произошло в 1985 году.

#00:37:09#

Гуру Махарадж не приезжал сюда. Когда я приобрел этот дом, то я хотел учредить центр в самом городе, но Гуру Махарадж сказал, что можно учредить центр на дороге из Калькутты. И то, что пришло ко мне, первая же возможность, я ею воспользовался. И это ответ на вопрос о том, почему Сарасвати Тхакур купил землю в том месте. Потому что, возможно, он тоже думал: «Это шанс, который мне дали. Я должен воспользоваться им немедленно». Прабхупада не смотрел ни налево, ни направо, а всегда смотрел прямо вперед.

#00:38:20#

Позже миссия распространилась очень широко. Вам известна эта история. По всей Индии он проповедовал. Его проповедь была очень широкомасштабной, мощной, и у него было множество спутников, великих спутников. Все они были квалифицированы. Итак, Гаудия-миссия проповедовала по всей Индии.

#00:38:52#

В конце концов он попытался проповедовать на Западе. Он послал двух санньяси, одного брахмачари на Запад, в Лондон. На протяжении года они пытались проповедовать, но не слишком успешно. Позже он послал [Бхакти Апракриту Сарангу] Госвами [Махараджа], и в то время он хотел послать Гуру Махараджа. Он думал: «Если Гуру Махарадж отправится туда, то он сумеет утвердить там концепцию Махапрабху должным образом».

#00:39:36#

До этого санньяси, посланный на Запад санньяси, пал. Имеется в виду не с женщиной, но в отношении принципов. Эти санньяси, которых первоначально посылал Сарасвати Тхакур, были соблазнены красотой западного мира. Они были обращены, Запад оказал на них влияние, привлекательность западного мира, западной цивилизации оказала на них влияние, и Прабхупада был очень несчастен. Позже он хотел послать Гуру Махараджа. Он знал, что никто не сможет обратить Гуру Махараджа, на него не может быть оказано влияние. Но Гуру Махарадж чувствовал робость, и, кроме того, он был брахманической природы. Он сказал: «Да, Прабху! Я поеду, если вы мне прикажите, но я не могу понять произношение западных людей. Их английский я не понимаю. Это мой изъян, моя трудность. И вторая трудность такова — я не хочу есть с ними за одним столом, однако на Западе принято есть за одним столом. Поэтому я не думаю, что я квалифицирован». И тогда Сарасвати Тхакур послал Госвами Махараджа.

#00:41:35#

Он тоже не привязан и способен справиться с любыми трудностями. Позже Гуру Махарадж вспоминал этот эпизод и говорил: «Позже Свами Махарадж поехал на Запад, и то, что мы не сумели сделать, Свами Махарадж сделал». И когда Свами Махарадж вернулся в Индию после западной проповеди, Гуру Махарадж хотел организовать пышный прием.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Индира Деви Даси
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас



1 Речь, по всей видимости, идет о калькуттских храмах в Дам Дам Парке и Каикхали.




←  Неизвестная пранама-мантра Сарасвати Тхакура. Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж | Saraswati Thakur’s unknown pranam mantra. Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj ·• Архив новостей •· «Отзвук в сердце». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет, какова природа идеала, стоящего за выражением «брихат-мриданга» | “Resounding in the Heart.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj explains the ideal behind the term brihat mridanga  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 35.9 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Начало проповеди Сарасвати Тхакура

(29 декабря 1992 года. Колката, Индия)

 

Вопрос: Не могли бы вы рассказать нам об истории миссии Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура? Как она началась?

#00:00:34#

Шрила Говинда Махарадж: Прабхупада Сарасвати Тхакур родился в вайшнавской семье, и это произошло благодаря молитве Бхактивинода Тхакура. Он является паршадой Махапрабху в линии Рупы Госвами. Он родился в Джаганнатха Пури. В то время Бхактивинод Тхакур был храмовым администратором в Джаганнатха Пури. Каждый день он читал «Шримад-Бхагаватам» и т. д. в храме Джаганнатха (в Пури есть храм Джаганнатха). И Прабхупада с самого детства демонстрировал свою [возвышенную духовную] природу. Ему было присуще совершенное настроение преданности. Бхактивинод Тхакур был очень счастлив видеть это.

#00:01:39#

Когда Бхактивинод Тхакур переехал из Пури в Навадвипу, когда он почувствовал вдохновение — оно пришло к нему от Махапрабху, — он хотел поехать во Вриндаван. Когда его служение в Пури закончилось, он хотел поехать во Вриндаван. В то время ему приснился сон, некое вдохновение пришло к нему. «Ты хочешь поехать во Вриндаван? — было сказано ему. — Но Навадвипа — это место Моего рождения, и оно по-прежнему скрыто. Ты должен постараться открыть место Моего явления. Это будет твоя сева, поэтому тебе не нужно ехать во Вриндаван и оставлять это служение».

#00:02:24#

Тогда Бхактивинод Тхакур ушел в отставку, покинул правительственную службу, но поступил на службу в Навадвипе, Кришнанагаре. После отставки он ушел на пенсию, но затем вновь поступил на правительственную службу. Его характер, его послужной список был безупречен, и правительство, власти были рады назначить, дать ему пост. И он объяснил, почему поступил на службу. Он думал: «Если я буду служить в качестве правительственного служащего, государственного служащего, то у меня будет доступ к архивам». Поэтому он вновь поступил на службу. Он хотел найти, отыскать место Майяпура.

#00:03:23#

Но где место, где родился Махапрабху? Чтобы узнать это, необходимо было изучить архивы, британские документы, и Бхактивинод Тхакур нашел все необходимые бумаги. И пришел к выводу, что Майяпур во времена Махапрабху назывался Мейяпур, поскольку мусульмане вместо «майя» говорили «мейя», и поэтому место это называлось в ту эпоху Мейяпур. И устное произношение отличалось от книжного. И он понял, что это настоящий Майяпур.

#00:04:15#

Но где же место рождения Махапрабху? Шрила Бхактивинод Тхакур жил в Годруме, в своем доме. Там была сурабхи-кунджа, то место, где сейчас находится самадхи Бхактивинода Тхакура. Его дом был на расстоянии от сурабхи-кунджи, и там каждую ночь он воспевал Святое Имя и пытался увидеть какой-нибудь знак. И однажды ночью он увидел — это было, возможно, в два часа ночи, — он увидел свет, храм, полный сияния, — очень возвышенное зрелище, видение.

#00:05:23#

Прабхупада Сарасвати Тхакур жил в обществе Бхактивинода Тхакура в Навадвипе, в Годруме. У Бхактивинода Тхакура было много сыновей, но они жили в разных местах. Кто-то жил в Уле, в месте рождения, кто-то жил в Калькутте. Один, его звали Барада Куша, иногда жил в Навадвипе, в сварупа-гандже, а Прабхупада Сарасвати Тхакур главным образом жил в обществе самого Бхактивинода Тхакура. Ему было пять или шесть лет. Его ум был непоколебим в сознании Кришны, и он получил все знание от Бхактивинода Тхакура. Он сам был сиддха-пурушей. Когда он родился, в то время шнур [имеется в виду пуповина] обвязывал его как браминский шнур, и джйотиши [астролог] сказал, что в будущем он будет брамином.

#00:06:59#

Бхактивинод Тхакур чувствовал вдохновение: «Он будет проповедником сознания Махапрабху». Когда Сарасвати Тхакуру было шесть месяцев от роду, в то время проходила Ратха-ятра, и ратха, колесница Джаганнатха, на протяжении трех дней стояла у дверей дома Бхактивинода Тхакура на пути в Гундичу. Бхактивинод Тхакур жил там, в том доме. Он [Сарасвати Тхакур] был брахмачари, и его ум был очень сильным, мощным, твердым. Он учился всему от Бхактивинода Тхакура. Он знал все писания, в двенадцать лет он изучил все писания. Он учился в школе, посещал школу [не слышно название школы] где-то рядом с домом его отца.

#00:08:31#

Так или иначе, однажды, ему было двенадцать лет в ту пору, один так называемый сиддха-пуруша, сахаджия-бабаджи, пришел к Бхактивиноду Тхакуру. Все приходили к Бхактивиноду Тхакуру — сиддха или кто угодно. Все уважали Бхактивинода Тхакура как великого преданного, и сиддха-бабаджи пришел к ним в гости. В то время Сарасвати Тхакур жил в обществе Бхактивинода Тхакура. Когда он увидел этого сиддха-бабаджи, он увидел, как сиддха-бабаджи беседует с Бхактивинодом во дворе, то он предложил... Обычно он подходил, приближался к Бхактивиноду и предлагал дандаваты, но на сей раз он предложил дандаваты на расстоянии.

#00:09:21#

И бабаджи спросил: «Он такой хороший мальчик, такое чудесное дитя. Почему же он не подходит, почему он кланяется на расстоянии? Почему он не приближается к нам?» И Бхактивинод Тхакур ответил: «Он не боится меня. Он каждый день подходит ко мне, предлагает дандаваты, но сегодня он не подошел, потому что он поклялся, что никогда не приблизится к сахаджии. Он поклялся, что не приблизится к сахаджии ближе, чем на сто футов. Это его клятва, обет. А вы — сахаджия-бабаджи, и поэтому он не приближается к нам». Бабаджи удивился: «Такой юный мальчик пообещал подобное, в будущем он станет великим врагом нашей сампрадаи, сахаджия-сампрадаи, как Рамануджачарья».

#00:10:44#

Сарасвати Тхакур сдал экзамены, он изучал санскрит в колледже. В ту пору он прочитал все санскритские священные писания, все писания на санскрите, и назвал их афал-грантха, то есть то писание, то произведение, которое ничего не дает, бесплодное знание — афал. Он подумал: «Зачем мне нужно это знание бренного мира?» Он перестал посещать школу и пытался служить Харе Кришна маха-мантре и жил в Майяпуре. В то время Майяпур был открыт Бхактивинодом Тхакуром и Джаганнатхом Бабаджи Махараджем. Гауракишор Бабаджи Махарадж приходил, и многие другие великие преданные Кришны были счастливы.

#00:12:03#

Бхактивинод Тхакур организовал там сабху, собрание, навадвипа-дхама-ачар, собрание вайшнавов. В конце концов, Бхактивинод Тхакур стал испытывать беспокойство. И в то время Прабхупада Сарасвати Тхакур жил в том месте. Сейчас там находится Чайтанья Матх. Он жил, воспевал [Святое Имя] и изучал священные писания. Он был великим джйотиши, астрологом, и совершил в ту пору великое служение. Он редактировал «Саджджана-тошани», журнал Бхактивинода Тхакура, ежемесячный журнал.

#00:13:01#

Он служил и не только это он делал. Он был очень отрешенным, отреченным, он не хотел никакой связи ни с чем материальным. Но однажды Бхактивинод призвал его и сказал: «Я уже очень стар стал. Я могу в любой момент покинуть тело, но если ты возьмешь на себя служение Майяпуру и всему, то я буду доволен». Но Прабхупада Сарасвати Тхакур был отрешенным, отреченным. Он сказал: «Я не в силах с этим справиться. Я хочу жить, совершая бхаджан. Я не могу служить так, как ты говоришь. Дай это служение другим. У меня много братьев». Но Бхактивинод Тхакур был очень недоволен это слышать. Он сказал: «Если ты не возьмешь на себя это служение... Ты, что, хочешь быть майявади? Настроение майявади — это настроение отречения, но мы — слуги. Ты отрешен, но ты не должен отрекаться от служения Кришне. Если ты не будешь совершать служение Майяпуру, то чем ты будешь заниматься? Ты станешь майявади в будущем, я думаю».

#00:14:39#

Прабхупада ответил: «Нет, нет, сэр. Я не хочу быть майявади, но я не могу этим заниматься, потому что я не способен на это». На что Бхактивинод отвечал: «Не беспокойся. В будущем к тебе придет все необходимое для этого служения». И Сарасвати Тхакур взял на себя эту ответственность и пытался распространять сознание Кришны в Майяпуре и проповедовал Махапрабху по всей Индии. И он, в конце концов, стал проповедовать во всем мире. Он начал в свое время. Там было несколько брахмачари. Один — Парамананда Брахмачари. Он пришел мальчиком в миссию. Другой — Вайшнав Дас. Он был старик, он служил Бхактивиноду Тхакуру также. Они служили в Йогапитхе в храме. Было две части этой миссии: Йогапитх и Шривас-ангам, два места. Он открыл их для публики.

#00:15:52#

Чайтанья Матх и другая собственность, все остальное — этим занимался другой попечительский совет. Бхактивинод Тхакур учредил два совета. Один совет — Шривас-ангам и Йогапитх, другой совет — Чайтанья Матх. Бхактивинод Тхакур оставил этот бренный мир, и все его авторские права на книги были переданы Сарасвати Тхакуру. Также другие сыновья имели право печатать книги Бхактивинода. И Сарасвати Тхакур начал борьбу с апа-сампрадаями. Эти сампрадаи выступали от имени Махапрабху, проповедовали имя Махапрабху, но были дурными сампрадаями. Прабхупада стал сражаться с ними, и все стали его врагами.

#00:16:58#

Были многочисленные судебные разбирательства. На него подавали в суд. Один бабаджи подал на него в суд — якобы Сарасвати Тхакур украл джекфрут из его сада. И пришли бумаги из суда. Сарасвати Тхакур был очень честным человеком, прямолинейным. Когда его обвинили в этом, то он очень испугался и пришел к своему другу, известному крупному заминдару, и показал ему этот документ из суда: «Некий бабаджи пожаловался на меня». Заминдар очень разгневался и сказал: «В таком случае я позову полицейского офицера». Пришел полицейский, и заминдар сказал полицейскому работнику: «Я дам показания. Вы их запишите».

#00:18:33#

Полицейский внимательно записывал его показания. Заминдар сказал: «Вчера пруд за моим домом кто-то похитил». Полицейский офицер удивился и сказал: «Пруд? Рыбу в пруду украли?» «Да нет же, — отвечал заминдар, — не рыбу, а пруд украли». Полицейский заметил: «Сэр, я не понимаю, о чем вы говорите. Как кто-то мог украсть ваш пруд?»

#00:19:17#

«Хорошо, — отвечал ему заминдар, — тогда как вы понимаете то, что Сарасвати Тхакур украл джекфрут? Если вы собираетесь завести дело на Сарасвати Тхакура, то разберите и мое дело. У меня украли пруд». И тогда полицейский понял, что Сарасвати Тхакур совершенный джентльмен, и он принес извинения Сарасвати Тхакуру.

#00:19:53#

Так или иначе, были многочисленные судебные разбирательства. И было много всего, но он преодолел всю иллюзорную деятельность своих так называемых врагов, вышел победителем и продолжал совершать свою проповедь, мощную проповедь сознания Кришны. И в конце концов представители этих апа-сампрадай стали очень бояться его: аулы, баулы, картта-бхаджа, неда, дара-веша, сани, сахаджия, сакхи-бхеки, смарта, джата-госани, ати-вади, чуда-дхари и гауранга-нагари.

#00:20:40#

Итак, Прабхупада проповедовал. Он принял посвящение, харинам, от Гауракишора Бабаджи. Но Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж тоже не хотел давать вначале ему посвящение, как Нароттам Тхакур и Локанатх Госвами. Но в конце концов Гауракишор Бабаджи Махарадж был побежден своим учеником. Семнадцать раз он отказывал Сарасвати Тхакуру. Он думал, он даже не думал, но демонстрировал то, что Сарасвати Тхакур — сын богатого человека, Бхактивинода Тхакура: «Если я приму его в ученики, то это будет нехорошо». Он хотел показать что-то подобной позицией.

#00:21:39#

Сарасвати Тхакур очень хотел получить от него посвящение, и он решил: «Я должен принять посвящение от Гауракишора Бабаджи Махараджа». И это было наставлением Бхактивинода Тхакура, обращенное к Сарасвати Тхакуру: «Ты должен принять посвящение от Бабаджи Махараджа».

#00:22:02#

Но мы видели настроение Сарасвати Тхакура. В действительности он получил наставления Бхактивинода Тхакура, которым следовал на сто процентов, иногда даже больше того. То было наставление Бхактивинода Тхакура — принять посвящение от Гауракишора Бабаджи Махараджа, и он принял посвящение от Бабаджи Махараджа и поклонялся Бабаджи Махараджу в полной мере.

#00:22:36#

Когда Бабаджи Махарадж покинул этот мир, в то время сахаджии хотели сделать бизнес на его теле. Они хотели построить храм и думали, что будут получать пранами, пожертвования, потому что Бабаджи Махарадж был сиддха-маха-пурушей, но Сарасвати Тхакур не дал им эту возможность. Он стал протестовать. В конце концов многие бабаджи пришли, и пришел полицейский инспектор, и было разбирательство. С одной стороны был Сарасвати Тхакур, с другой стороны — все бабаджи.

#00:23:50#

В конце концов, Сарасвати Тхакур был брахмачари и очень строгим брахмачари, и он сказал: «Эти бабаджи — все падшие бабаджи. Они не смеют коснуться тела Гауракишора Бабаджи Махараджа, у них нет права на это. Если они посмеют это сделать, то они сто процентов отправятся в ад». Бабаджи были очень напуганы слышать это, потому что они верили в то, что Сарасвати Тхакур — маха-пуруша.

#00:24:28#

Полицейский инспектор спросил Сарасвати Тхакура: «А как вы узнаете, если кто-то скажет: „Я — совершенный бабаджи“. Как вы проверите? Как вы узнаете, совершенен он или нет?» Сарасвати Тхакур сказал: «Я поверю ему на слово. Если кто-то скажет: „Я совершенен“, я поверю, а если он солжет, то он отправится в ад». Тогда несколько бабаджи сразу же ушли. И Сарасвати Тхакур сказал: «Тот, кто не встречался с женщиной на протяжении месяца, тот бабаджи может коснуться тела Гауракишора Бабаджи Махараджа. У меня нет возражений». И несколько ушли еще. И он сказал: «Тот, кто последние три дня не касался женщины, тот может коснуться тела Бабаджи Махараджа». Тогда все бабаджи ушли.

#00:25:38#

В то время Кунджа Бабу — вы слышали его имя, он стал Тиртхой Махараджем впоследствии, — Кунджа Бабу, Парамананда Прабху и еще два-три человека были учениками Сарасвати Тхакура. С ними он устроил самадхи в Навадвипе Бабаджи Махараджа.

#00:26:03#

А все бабаджи ушли, все госай-бабаджи. Сарасвати Тхакур сказал очень непреклонно: «Если кто-то из них заявит: „Я — совершенен“, я поверю ему на слово». Но никто не осмелился это сказать. И полицейский инспектор удивился, увидев это. Он сказал: «Все бабаджи падшие в Навадвипе». Сарасвати Тхакур ответил: «Да, я знаю это. Все, все падшие». Тогда они устроили самадхи Гауракишора Бабаджи Махараджа и пытались проповедовать сознание Кришны в Майяпуре в Чайтанья Матхе и служили храму Махапрабху в Йогапитхе. Каждый год по-разному он старался устроить это.

#00:27:13#

В то время Сакхи Бабу присоединился к Прабхупаде Сарасвати Тхакуру. Он знал его прежде, он знал Гауракишора Бабаджи Махараджа. Иногда он ходил к нему. И он понимал, что Сарасвати Тхакур — подлинный Гуру в этом мире, особенно в Навадвипе. Он принял посвящение от Сарасвати Тхакура и служил ему, насколько это было в его силах, Майяпур-дхаме.

#00:27:46#

Сарасвати Тхакур проповедовал. Он ездил из Навадвипы в Калькутту и проповедовал там. Гауракишор Бабаджи Махарадж велел ему не ездить в Калькутту, потому что Калькутта — это кали-стан. Там живет Кали — зло этого века. Но Сарасвати Тхакур написал в «Гаудии»: «То было наставление моего Гуру — не ездить в Калькутту, потому что там живет Кали, но я хочу изгнать Кали, спасти от Кали предавшиеся души. Кали оставляет того, кто предается Махапрабху».

#00:28:35#

Так он начал проповедь в Калькутте, проповедь сознания Кришны, вначале в арендованном доме. Там было четыре комнаты. В трех комнатах жили грихастхи, его ученики, в одной комнате жил Сарасвати Тхакур. То было начало. Я не могу вспомнить. Затем точно было другое здание, тоже арендованное.

#00:29:09#

Гуру Махарадж присоединился в ту пору. Был фестиваль. В то время Гуру Махарадж впервые встретил Прабхупаду и принял его, он ходил на протяжении нескольких месяцев туда и встречался с Сарасвати Тхакуром. В конце концов Гуру Махарадж остался в обществе Сарасвати Тхакура и принял от него посвящение. После этого преданные хотели учредить Матх в Калькутте по указанию Сарасвати Тхакура, по желанию Сарасвати Тхакура. Это Гаудия Матх Багх Базар в Калькутте.

#00:30:04#

Иногда я думаю, [что] интенсивность служения необходима, намерение. Мы должны пытаться приобрести то, что необходимо для нашей практики. Когда я впервые увидел в Калькутте Гаудия Матх, Багх Базар Гаудия Матх... Гуру Махарадж любил некоторых преданных, живших там. И я также изучал санскрит по желанию Гуру Махараджа. И я пошел туда, чтобы купить одну санскритскую книгу, и там я видел, что рядом с Багх Базар Матхом через дорогу — дом Кали Кришны Тхакура. В то время там были дома с соломенной кровлей, много таких домов рядом с Гаудия Матхом. Узкая дорога. В одном месте — Гаудия Матх, а слева — соломенные хижины, и там жили проститутки, много проституток. И я удивился, почему Прабхупада Сарасвати Тхакур учредил Гаудия Матх в таком месте.

#00:32:26#

Вся Калькутта была доступна ему. Если бы он поискал, он мог бы найти хорошее место. Он, конечно, искал, нет сомнений. Но почему он [выбрал именно это место]?.. Если вы пойдете в Багх Базар Матх, то вначале вы пройдете квартал проституток, а затем достигнете Багх Базар Гаудия Матха. Он расположен в таком месте.

#00:32:56#

Вначале я очень удивился. Затем я услышал от Гуру Махараджа, что Прабхупада Сарасвати Тхакур не смотрел ни налево, ни направо, ни назад. Он смотрел только вперед, когда речь шла о его практике, и поэтому так произошло. Гуру Махарадж объяснил, что человек, который пожертвовал деньги на Гаудия Матх, этот чело-век жил там, рядом с этим [будущим] Матхом. Там был большой свободный участок земли, и этот человек устроил так, что Гаудия Матх расположился в этом месте.

#00:33:55#

Прабхупаду ничего не заботило. Он знал: «Мне нужен ашрам в Калькутте, а Калькутта — это самое худшее место, самое скверное из всех, поэтому я установлю свой Матх здесь». Человек дал эту землю, и Сарасвати Тхакур немедленно согласился. Он думал, что человек может передумать в любой момент. Человек предложил землю, и Сарасвати Тхакур боялся, что он передумает, и он сразу же согласился.

#00:34:39#

Ему очень помог Кунджа Бабу. Кунджа Бабу был главным организатором миссии Прабхупады. Миссия Прабхупады Сарасвати Тхакура в Калькутте была организована Кунджей Бабу. Гуру Махарадж, в конце концов, сказал, что Кунджа Бабу — наша мать, а Сарасвати Тхакур — наш отец. Таким образом.

#00:35:12#

Сарасвати Тхакур не смотрел ни налево, ни направо, он смотрел всегда только вперед. И откуда приходила к нему помощь, его это не заботило. Он хотел учредить там миссию. «Благодаря влиянию этой миссии все дурное уйдет», — считал он. Такой была его вера.

#00:35:37#

И временами я так думаю так же. Я искал разные места. Я искал место в Калькутте для нашей миссии Чайтанья Сарасват Матх, но повсюду я видел разные беспокойства. Найти хорошее место в Калькутте было очень трудно. Прежде всего, я не знаю всех брокеров, и кто-то из них меня может обмануть. Много всего. Купить землю очень тяжело.

#00:36:16#

Тогда я выбрал одного юношу. Я знал, что этот юноша способен творить чудеса. Я видел, что у него такая энергия, такая способность есть у него. Я искал, но я не сумел найти. Я сумел подыскать только дом, один дом, но это был дом моих друзей. Они предоставили свой дом в наше распоряжение. Там жили наши преданные. А этот юноша сумел купить это место и то место[1]. Это произошло в 1985 году.

#00:37:09#

Гуру Махарадж не приезжал сюда. Когда я приобрел этот дом, то я хотел учредить центр в самом городе, но Гуру Махарадж сказал, что можно учредить центр на дороге из Калькутты. И то, что пришло ко мне, первая же возможность, я ею воспользовался. И это ответ на вопрос о том, почему Сарасвати Тхакур купил землю в том месте. Потому что, возможно, он тоже думал: «Это шанс, который мне дали. Я должен воспользоваться им немедленно». Прабхупада не смотрел ни налево, ни направо, а всегда смотрел прямо вперед.

#00:38:20#

Позже миссия распространилась очень широко. Вам известна эта история. По всей Индии он проповедовал. Его проповедь была очень широкомасштабной, мощной, и у него было множество спутников, великих спутников. Все они были квалифицированы. Итак, Гаудия-миссия проповедовала по всей Индии.

#00:38:52#

В конце концов он попытался проповедовать на Западе. Он послал двух санньяси, одного брахмачари на Запад, в Лондон. На протяжении года они пытались проповедовать, но не слишком успешно. Позже он послал [Бхакти Апракриту Сарангу] Госвами [Махараджа], и в то время он хотел послать Гуру Махараджа. Он думал: «Если Гуру Махарадж отправится туда, то он сумеет утвердить там концепцию Махапрабху должным образом».

#00:39:36#

До этого санньяси, посланный на Запад санньяси, пал. Имеется в виду не с женщиной, но в отношении принципов. Эти санньяси, которых первоначально посылал Сарасвати Тхакур, были соблазнены красотой западного мира. Они были обращены, Запад оказал на них влияние, привлекательность западного мира, западной цивилизации оказала на них влияние, и Прабхупада был очень несчастен. Позже он хотел послать Гуру Махараджа. Он знал, что никто не сможет обратить Гуру Махараджа, на него не может быть оказано влияние. Но Гуру Махарадж чувствовал робость, и, кроме того, он был брахманической природы. Он сказал: «Да, Прабху! Я поеду, если вы мне прикажите, но я не могу понять произношение западных людей. Их английский я не понимаю. Это мой изъян, моя трудность. И вторая трудность такова — я не хочу есть с ними за одним столом, однако на Западе принято есть за одним столом. Поэтому я не думаю, что я квалифицирован». И тогда Сарасвати Тхакур послал Госвами Махараджа.

#00:41:35#

Он тоже не привязан и способен справиться с любыми трудностями. Позже Гуру Махарадж вспоминал этот эпизод и говорил: «Позже Свами Махарадж поехал на Запад, и то, что мы не сумели сделать, Свами Махарадж сделал». И когда Свами Махарадж вернулся в Индию после западной проповеди, Гуру Махарадж хотел организовать пышный прием.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Индира Деви Даси
Редакторы: Бхуван Сундар Дас, Традиш Дас



[1] Речь, по всей видимости, идет о калькуттских храмах в Дам Дам Парке и Каикхали.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования