«„Шримад-Бхагаватам“ очень сложен, сложнее „Гарга-самхиты“». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 9 февраля 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

«Шримад-Бхагаватам» очень сложен,
сложнее «Гарга-самхиты»

(9 февраля 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Шрила Говинда Махарадж: Мы видим, что все шлоки в «Гарга-самхите» очень просты и доступны для понимания. Но «Шримад-Бхагаватам» — очень тяжеловесный стиль, насыщенное содержание. «Гарга-самхита» доступна всем, кто хотя бы немного знает санскрит, но «Бхагаватам» — другое дело.

Все живые существа иногда танцуют. Бывает, танцуют некоторые животные. Но танец слона — это очень впечатляющее зрелище. Устрашающее. Поэтому, когда Ведавьяса использует простой санскрит, мы испытываем некоторые опасения. Мы думаем: «А что же заключено внутри?» Например, Гопи-гита. Стиль достаточно сложный.

тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇,
кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам
ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇,
бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣

«О Кришна, нектар Твоих слов и повествования о Твоих играх дают жизнь нам, тем, кто всегда страдает в этом материальном мире. Этот нектар распространяется по всему миру великими душами и устраняет все последствия грехов. Это очень благоприятно и исполнено духовного могущества. Те, кто раздают это послание Всевышнего, несомненно даруют великое облегчение человеческому обществу и являются самыми великодушными» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9; перевод из книги «Шри Гуру и его милость»).

Казалось бы, это простая поэзия, но лишь на поверхностный взгляд. Однако санскрит Гарги Риши не настолько труден для понимания. Да, присутствуют поэтические изыски, но тем не менее. Отдельные шлоки — это фактически бенгали, с минимумом санскрита внутри.

Но Гопи-гита: иногда автор хочет быть простым, но просто у него не выходит. Всегда присутствует философия и некая важная суть. Весь «Бхагаватам» Вьясадевы содержит философские положения. Даже описания осени. Атма живет внутри, но мы не в силах видеть ее. Подобно облакам в небе: мы видим облако, которое заслоняет от нас луну. Благодаря лунному свету мы видим облако, но сама луна незрима. Так же и атма: саму атму мы не видим, но свет атмы позволяет нам воспринимать, двигаться, действовать. Если бы атмы не было, мы не могли бы сохранять активность. То был бы труп.

Ведавьяса — автор всех пуран, он их написал.

Шрила Госвами Махарадж: Он их не написал, а составил или записал: «Курма-пурану» и другие. «Бхагаватам» он написал, а другие пураны — записал.

Шрила Говинда Махарадж: Кто же их написал? Кто автор?

Шрила Госвами Махарадж: Кришна Дваипаяна Вьяса, есть и другие Вьясы.

Шрила Говинда Махарадж: Так говорят современные пандиты. Мы так не считаем. Мы считаем, что есть один Ведавьяса — Кришна Дваипаяна, сын Сатьявати. Нас не интересует понимание этих пандитов. Он обладает непревзойденными познаниями и способностями.

Шрила Джанардан Махарадж: Задача, стоявшая перед Ведавьясой, когда он писал эти произведения, была настолько сложной, что в определенный момент ему потребовался отдых, и тогда на помощь пришел Ганеша.

Шрила Говинда Махарадж: Да. И Ганеша не понял, о чем говорится в шлоке: «наполовину день, наполовину ночь». Как так?

Шрипад Сиддханти Махарадж: Махарадж, вы говорили, что Ведавьяса написал «Шива-пурану» для людей, испытывающих влияние гуны невежества. А «Брахма-пурану» написал тоже он?

Шрила Говинда Махарадж: Повсюду присутствуют саттва-, раджа- и тама-гуны. Но там, где преобладает тамас, там возникает тамасика-пурана. Преобладает саттва — саттвика-пураны. «Гаруда-пурана», «Падма-пурана» и подобные. И [существуют] раджасика-пураны. Три категории пуран.

Преданный: А «Бхагавата-пурана»?

Шрила Говинда Махарадж: Это саттва-пурана. На самом деле ниргуна-пурана, потому что все содержание, от начала и до конца, является источником чувства трансцендентного. В этом произведении нет идей, проистекающих из саттвы, раджаса и тамаса. Концепция «Бхагаватам» находится за их пределами — в измерении ниргуна.

Шрипад Сиддханти Махарадж: «Гарга-самхита» считается пураной?

Шрила Говинда Махарадж: Нет. «Гарга-самхита» — это самхита. Ее написал Гарга Риши.

Шрипад Сиддханти Махарадж: Это тоже произведение категории ниргуна?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Все пребывает в разных измерениях. Как дживатма. Четан и ачетан. Сагуна и ниргуна. Эти начала сосуществуют, но пракаш: там, где есть гуны, где есть проявленные материальные феномены, мы считаем, что это сагуна. Но все это пребывает в одном «горшке». Подобно дживатме: дживы живут везде, но есть разные описания, разные формы, разные типы существования. Ачинтья-бхеда-абхеда — такую концепцию дал Чайтанья Махапрабху. Все есть ачинтья, и все — одновременно то же самое и разное. И мы, опираясь на свой разум, не в силах понять природу этого. Чайтанья Махапрабху не проповедовал «ваду». Как будет на английском?

Преданные: «-Изм».

Шрила Говинда Махарадж: На этом я хотел бы завершить собрание.




←  «Шрила Локанатх Госвами Прабху». Шрила Б. С. Хришикеш Махарадж, Шрила Б. А. Махавир Махарадж. 5 августа 2018 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «„Шаранагати“. Шримад Бхагавад-гита, глава 16. „Шри Чайтанья Бхагавата“, глава 7». Шрила Б. С. Хришикеш Махарадж. 12 июля 2023 года. Абхазия  →

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

«Шримад-Бхагаватам» очень сложен,
сложнее «Гарга-самхиты»

(9 февраля 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Шрила Говинда Махарадж: Мы видим, что все шлоки в «Гарга-самхите» очень просты и доступны для понимания. Но «Шримад-Бхагаватам» — очень тяжеловесный стиль, насыщенное содержание. «Гарга-самхита» доступна всем, кто хотя бы немного знает санскрит, но «Бхагаватам» — другое дело.

Все живые существа иногда танцуют. Бывает, танцуют некоторые животные. Но танец слона — это очень впечатляющее зрелище. Устрашающее. Поэтому, когда Ведавьяса использует простой санскрит, мы испытываем некоторые опасения. Мы думаем: «А что же заключено внутри?» Например, Гопи-гита. Стиль достаточно сложный.

тава катха̄мр̣там̇ тапта-джӣванам̇,
кавибхир ӣд̣итам̇ калмаш̣а̄пахам
ш́раван̣а-ман̇галам̇ ш́рӣмад а̄татам̇,
бхуви гр̣н̣анти йе бхӯри-да̄ джана̄х̣

«О Кришна, нектар Твоих слов и повествования о Твоих играх дают жизнь нам, тем, кто всегда страдает в этом материальном мире. Этот нектар распространяется по всему миру великими душами и устраняет все последствия грехов. Это очень благоприятно и исполнено духовного могущества. Те, кто раздают это послание Всевышнего, несомненно даруют великое облегчение человеческому обществу и являются самыми великодушными» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9; перевод из книги «Шри Гуру и его милость»).

Казалось бы, это простая поэзия, но лишь на поверхностный взгляд. Однако санскрит Гарги Риши не настолько труден для понимания. Да, присутствуют поэтические изыски, но тем не менее. Отдельные шлоки — это фактически бенгали, с минимумом санскрита внутри.

Но Гопи-гита: иногда автор хочет быть простым, но просто у него не выходит. Всегда присутствует философия и некая важная суть. Весь «Бхагаватам» Вьясадевы содержит философские положения. Даже описания осени. Атма живет внутри, но мы не в силах видеть ее. Подобно облакам в небе: мы видим облако, которое заслоняет от нас луну. Благодаря лунному свету мы видим облако, но сама луна незрима. Так же и атма: саму атму мы не видим, но свет атмы позволяет нам воспринимать, двигаться, действовать. Если бы атмы не было, мы не могли бы сохранять активность. То был бы труп.

Ведавьяса — автор всех пуран, он их написал.

Шрила Госвами Махарадж: Он их не написал, а составил или записал: «Курма-пурану» и другие. «Бхагаватам» он написал, а другие пураны — записал.

Шрила Говинда Махарадж: Кто же их написал? Кто автор?

Шрила Госвами Махарадж: Кришна Дваипаяна Вьяса, есть и другие Вьясы.

Шрила Говинда Махарадж: Так говорят современные пандиты. Мы так не считаем. Мы считаем, что есть один Ведавьяса — Кришна Дваипаяна, сын Сатьявати. Нас не интересует понимание этих пандитов. Он обладает непревзойденными познаниями и способностями.

Шрила Джанардан Махарадж: Задача, стоявшая перед Ведавьясой, когда он писал эти произведения, была настолько сложной, что в определенный момент ему потребовался отдых, и тогда на помощь пришел Ганеша.

Шрила Говинда Махарадж: Да. И Ганеша не понял, о чем говорится в шлоке: «наполовину день, наполовину ночь». Как так?

Шрипад Сиддханти Махарадж: Махарадж, вы говорили, что Ведавьяса написал «Шива-пурану» для людей, испытывающих влияние гуны невежества. А «Брахма-пурану» написал тоже он?

Шрила Говинда Махарадж: Повсюду присутствуют саттва-, раджа- и тама-гуны. Но там, где преобладает тамас, там возникает тамасика-пурана. Преобладает саттва — саттвика-пураны. «Гаруда-пурана», «Падма-пурана» и подобные. И [существуют] раджасика-пураны. Три категории пуран.

Преданный: А «Бхагавата-пурана»?

Шрила Говинда Махарадж: Это саттва-пурана. На самом деле ниргуна-пурана, потому что все содержание, от начала и до конца, является источником чувства трансцендентного. В этом произведении нет идей, проистекающих из саттвы, раджаса и тамаса. Концепция «Бхагаватам» находится за их пределами — в измерении ниргуна.

Шрипад Сиддханти Махарадж: «Гарга-самхита» считается пураной?

Шрила Говинда Махарадж: Нет. «Гарга-самхита» — это самхита. Ее написал Гарга Риши.

Шрипад Сиддханти Махарадж: Это тоже произведение категории ниргуна?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Все пребывает в разных измерениях. Как дживатма. Четан и ачетан. Сагуна и ниргуна. Эти начала сосуществуют, но пракаш: там, где есть гуны, где есть проявленные материальные феномены, мы считаем, что это сагуна. Но все это пребывает в одном «горшке». Подобно дживатме: дживы живут везде, но есть разные описания, разные формы, разные типы существования. Ачинтья-бхеда-абхеда — такую концепцию дал Чайтанья Махапрабху. Все есть ачинтья, и все — одновременно то же самое и разное. И мы, опираясь на свой разум, не в силах понять природу этого. Чайтанья Махапрабху не проповедовал «ваду». Как будет на английском?

Преданные: «-Изм».

Шрила Говинда Махарадж: На этом я хотел бы завершить собрание.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования