«Градация священных писаний. Величие „Шримад-Бхагаватам“». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1 апреля 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия



скачать (формат MP3, 8.75M)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Градация священных писаний.
Величие «Шримад-Бхагаватам»

(1 апреля 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

«Шримад-Бхагаватам» считается маха-пураной. В «Бхагаватам» присутствуют все десять симптомов пураны.

Преданный: То есть маха-пурана — это только «Бхагаватам»?

#00:00:33#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, поскольку существует двенадцать критериев, которым отвечает только это произведение. Сначала четыре главных симптома, затем, если проанализировать, получается двенадцать критериев. Шрути, Веда: истина откровения не подкрепляет утверждения, которые приводятся в них, какими-либо аргументами. Темперамент ведических наставлений таков: Веда просто говорит так-то и так-то. Нет необходимости в этом измерении жизни в аргументации, нет сомнений, нет подозрений и нет тьмы, только искренняя нежность отца к сыну, поэтому не возникает вопроса о таком темпераменте.

#00:01:34#

Шрути — это указания: делай то, так-то и так-то, императив. Смрити — это где-то как сестра, подобны сестре. Смрити переводят истины Вед на язык нашей повседневной, практической жизни. Смрити — доброжелательные советы, применимые в нашей повседневной жизни, подобно тому, как отец говорит дочери: «Дай моему сыну такую-то пищу». Она дает, и он принимает.

#00:02:34#

Пураны подобны друзьям, которые рассказывают поучительные истории: некий человек совершил то-то и то-то и получил соответствующий результат. Таким образом, подобно друзьям пураны помогают нам, иллюстрируя различные истины всевозможными историями, описаниями, повествованиями. Так пураны влияют на нас, как друзья, в дружеском духе.

#00:03:10#

Существует также этика — она подобна жене, которая что-то сладостно объясняет мужу, подсказывает ему. Она говорит мужу: вот этого лучше не делать.

#00:03:37#

Шрути, смрити, пураны. И еще есть тантры. Тантры — совершай определенную практику таким образом, чтобы вскоре этой практике пришел конец.

#00:03:52#

йат карош̣и йад аш́на̄си,
йадж джухош̣и дада̄си йат
йат тапасйаси каунтейа,
тат куруш̣ва мад арпан̣ам[1]

Делая что-то, совершая определенный процесс, ты получишь избавление от этого явления. Например, пациент не всегда может принимать лекарства в чистом виде, и тогда лекарство смешивают со сладостью и дают ему, и он избавляется от болезни. Тантра подобна этому. Мы к чему-то склонны, привязаны, и объект привязанности окрашен в такие тона (Божественного), и нам рекомендуют это явление с тем, чтобы мы очень скоро избавились от этой привязанности. Такова тантра.

#00:05:01#

Но Веда именуется буквально стха̄на-трайа[2], три точки ухода. Веда подобна отцу, который говорит своему сыну: делай это. Различные разделы [священных писаний], подобные друзьям, отцу, сестре — смрити, пураны. Еще существует ньяя, веданта. В «Шримад-Бхагаватам» мы находим все это. Подобно Ведам «Бхагаватам» иногда указывает, не объясняя. Иногда присутствует тарка или юкти — логика.

#00:06:26#

Шесть школ философии, которые мы находим в Индии (ньяя — логика, веданта Вьясадева…), также все представлены. В «Бхагаватам» присутствует ньяя (логика), шрути, пураны (дружеский совет), а также тантра (делай что-то таким образом, чтобы избавиться от привязанности к этому явлению).

#00:07:10#

Таким образом все возможные свидетельства даны в «Шримад-Бхагаватам», поэтому «Бхагаватам» есть маха-пурана. Ни одна другая пурана, ни одна другая шастра не является столь же аутентичной, как «Шримад-Бхагаватам». Поэтому Джива Госвами выбрал «Бхагаватам» в качестве единственной праманы — свидетельства, которое способно помочь нам. Почему «Бхагаватам»? Он объяснил это: он назвал десять видов свидетельств [писаний], и один за другим он показал в них изъяны, недостатки. В конечном счете он принял шрути как то, что было явлено с начала мира — от Кришны Брахме. Через творца мира [Брахму] это знание передавалось сюда — это шрути.

#00:08:29#

И а̄пта. А̄пта означает махаджаны, которые низошли из высшего мира, чтобы помочь обитателям этого мира. [Они] также являются свидетельством, а все [иные] свидетельства об истине дефектны. Так Джива Госвами пишет в первой части своей «Бхагавата-сандарбхи», где он затрагивает тему эпистемологии. Он перечисляет десять видов свидетельств, отвергает их один за другим, показывает их дефекты и оставляет шрути и махаджанов — два главных свидетельства.

#00:09:33#

бхрама, прама̄да, каран̣а̄па̄т̣ава, випралипса̄…[3]

Бхрама — мы совершаем что-то [ошибочное], прама̄да — затем упускаем, не способные распознавать, — это тоже дефект. Каран̣а̄па̄т̣ава — инструменты [наши чувства], посредством которых мы исследуем истину, также несовершенны, могут привести к ошибочным заключениям. Випралипса̄ — предрассудки, мы имеем предрассудки, которые не позволяют видеть истину. Мы не можем быть беспристрастны, поэтому мы не распознаем факты, нам мешает предубежденность. Эти четыре явления — враги правильного заключения.

#00:11:01#

Если эти критерии применять к другим праманам, то все они окажутся ущербными, и только два источника остаются надежными — шрути и махаджаны. Так он пишет в первой части «Бхакти-сандарбхи», посвященной эпистемологии. Онтологический поиск, анализ. В этом трактате он показывает, что почти все иные свидетельства ущербны, и только «Бхагаватам» отвечает критериям подлинного и высшего свидетельства — ответы, данные Верховным трансцендентным Существом, Высшим Началом.

#00:11:54#

Он [Шрила Джива Госвами] — великий пандит. Он сказал: в «Бхагаватам» присутствуют двенадцать отличительных черт, а другие пураны имеют только шесть. Шесть особых дополнительных характеристик говорят в пользу «Шримад-Бхагаватам», и если мы примем истинные утверждения «Бхагаватам», то это будет высший стандарт истины. Шрути, смрити, ньяя, тантра. «Шримад-Бхагаватам» признан в качестве шрути.

#00:12:56#

Брахман, Параматма, Бхагаван. Шесть частей в «Бхагават-сандарбхе» Дживы Госвами. В первой части он проанализировал природу видов возможных свидетельств: что следует считать подлинным, логическим свидетельством, доказательством. Далее вторая часть — брахмети парама̄тмети бхагава̄н ити ш́абдйате[4] — три концепции Высшего Существа. Во-первых, он рассматривает Бхагавана. «Бхагават-сандарбха» названа так потому, что в ней описывается Бхагаван. Второе — Параматма, связанная с дживатмой. Описана природа дживы в этом разделе, дживы-души — об этом речь идет в третьей части. В четвертой части он описывает природу Кришны — высшую стадию теизма, высшее проявление Абсолюта.

#00:14:23#

В пятой части он описывает средства достижения цели, он описывает йогу и отвергает все, и только преданность [Господу Кришне] принимает в качестве средства, ведущего к цели. В четвертой части описана цель жизни, любовь к Кришне — не освобождение, не любые иные достижения, но лишь любовь к Кришне — высшая цель нашей жизни. Если человек обладает знанием этой книги, то он способен во всем мире утвердить Кришну, преданность [Богу], утвердить истину, согласно которой Реальность существует Сама по Себе и Сама для Себя, и истину, согласно которой нужно «умереть, чтобы жить». [Так говорил] немецкий ученый Гегель. Следствие не способно контролировать причину, но причина способна контролировать следствие.

#00:15:47#

Преданный: А каково значение «Курма-пураны»?

[Акшаянанда Махарадж поясняет.]

#00:16:06#

Шрила Шридхар Махарадж: Знание, которое исходит из инкарнации Господа в качестве Курмы, — это есть «Курма-пурана». Десять аватар вы знаете: Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха и так далее. Они явились и дали определенные, особые советы, и главным образом эти советы заключены в этих пуранах. Эта пурана известна как «Курма-пурана». Существуют «Нарасимха-пурана», «Вараха-пурана», «Матсья-пурана». В этих образах Господь дал подобные наставления, они были записаны до известной степени и образовали собой эти книги. «Нарасимха-пурана» — это советы Нарасимхадева. Основополагающие принципы представлены в этой книге.

#00:17:16#

Преданный: «Курма-пурана» считается саттвической?

Шрила Шридхар Махарадж: Саттвика-пурана. Я покажу тебе, есть книга под названием «Гаудия-кантхахара».

#00:17:27#

Преданный: Я могу показать ему.

Шрила Шридхар Махарадж: «Гаудия-кантхахара». Там упомянута классификация пуран: саттвика, раджасика, тамасика.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Каунтея, чем бы ты ни занимался: вкушаешь ли ты пищу, жертвуешь чем-либо или приносишь что-либо в дар, совершаешь ли аскезы — совершай всю деятельность как подношение Мне» (Бхагавад-гита, 9.27).

[2] Три фазы существования (глубокий сон, сновидение и бодрствование).

[3] Бхрама, прама̄да, випралипса̄, каран̣а̄па̄т̣ава / а̄рш̣а-виджн̃а-ва̄кйе на̄хи дош̣а эи саба — «Однако в речах великих мудрецов не может быть ошибок, заблуждений, лжи или несовершенства, вызванного ограниченностью восприятия» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.86; 7.107).

[4] Ваданти тат таттва-видас таттвам̇ йадж джн̃а̄нам адвайам / брахмети парама̄тмети бхагава̄н ити ш́абдйате — «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11).

 



←  «Vedic Talk: о карме и свободе воли». Шрила Б. А. Данди Махарадж, Индубала Деви Даси. 17 февраля 2018 года. Киев, Украина ·• Архив новостей •· «Рассеивание заблуждений». Шрила Бхактивинод Тхакур. «Шаранагати». Песня 13 | “Dispelling Misconception.” Srila Bhakti Vinod Thakur. Sharanagati. Song 13  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 9.2 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Градация священных писаний.
Величие «Шримад-Бхагаватам»

(1 апреля 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

«Шримад-Бхагаватам» считается маха-пураной. В «Бхагаватам» присутствуют все десять симптомов пураны.

Преданный: То есть маха-пурана — это только «Бхагаватам»?

#00:00:33#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, поскольку существует двенадцать критериев, которым отвечает только это произведение. Сначала четыре главных симптома, затем, если проанализировать, получается двенадцать критериев. Шрути, Веда: истина откровения не подкрепляет утверждения, которые приводятся в них, какими-либо аргументами. Темперамент ведических наставлений таков: Веда просто говорит так-то и так-то. Нет необходимости в этом измерении жизни в аргументации, нет сомнений, нет подозрений и нет тьмы, только искренняя нежность отца к сыну, поэтому не возникает вопроса о таком темпераменте.

#00:01:34#

Шрути — это указания: делай то, так-то и так-то, императив. Смрити — это где-то как сестра, подобны сестре. Смрити переводят истины Вед на язык нашей повседневной, практической жизни. Смрити — доброжелательные советы, применимые в нашей повседневной жизни, подобно тому, как отец говорит дочери: «Дай моему сыну такую-то пищу». Она дает, и он принимает.

#00:02:34#

Пураны подобны друзьям, которые рассказывают поучительные истории: некий человек совершил то-то и то-то и получил соответствующий результат. Таким образом, подобно друзьям пураны помогают нам, иллюстрируя различные истины всевозможными историями, описаниями, повествованиями. Так пураны влияют на нас, как друзья, в дружеском духе.

#00:03:10#

Существует также этика — она подобна жене, которая что-то сладостно объясняет мужу, подсказывает ему. Она говорит мужу: вот этого лучше не делать.

#00:03:37#

Шрути, смрити, пураны. И еще есть тантры. Тантры — совершай определенную практику таким образом, чтобы вскоре этой практике пришел конец.

#00:03:52#

йат карош̣и йад аш́на̄си,
йадж джухош̣и дада̄си йат
йат тапасйаси каунтейа,
тат куруш̣ва мад арпан̣ам[1]

Делая что-то, совершая определенный процесс, ты получишь избавление от этого явления. Например, пациент не всегда может принимать лекарства в чистом виде, и тогда лекарство смешивают со сладостью и дают ему, и он избавляется от болезни. Тантра подобна этому. Мы к чему-то склонны, привязаны, и объект привязанности окрашен в такие тона (Божественного), и нам рекомендуют это явление с тем, чтобы мы очень скоро избавились от этой привязанности. Такова тантра.

#00:05:01#

Но Веда именуется буквально стха̄на-трайа[2], три точки ухода. Веда подобна отцу, который говорит своему сыну: делай это. Различные разделы [священных писаний], подобные друзьям, отцу, сестре — смрити, пураны. Еще существует ньяя, веданта. В «Шримад-Бхагаватам» мы находим все это. Подобно Ведам «Бхагаватам» иногда указывает, не объясняя. Иногда присутствует тарка или юкти — логика.

#00:06:26#

Шесть школ философии, которые мы находим в Индии (ньяя — логика, веданта Вьясадева…), также все представлены. В «Бхагаватам» присутствует ньяя (логика), шрути, пураны (дружеский совет), а также тантра (делай что-то таким образом, чтобы избавиться от привязанности к этому явлению).

#00:07:10#

Таким образом все возможные свидетельства даны в «Шримад-Бхагаватам», поэтому «Бхагаватам» есть маха-пурана. Ни одна другая пурана, ни одна другая шастра не является столь же аутентичной, как «Шримад-Бхагаватам». Поэтому Джива Госвами выбрал «Бхагаватам» в качестве единственной праманы — свидетельства, которое способно помочь нам. Почему «Бхагаватам»? Он объяснил это: он назвал десять видов свидетельств [писаний], и один за другим он показал в них изъяны, недостатки. В конечном счете он принял шрути как то, что было явлено с начала мира — от Кришны Брахме. Через творца мира [Брахму] это знание передавалось сюда — это шрути.

#00:08:29#

И а̄пта. А̄пта означает махаджаны, которые низошли из высшего мира, чтобы помочь обитателям этого мира. [Они] также являются свидетельством, а все [иные] свидетельства об истине дефектны. Так Джива Госвами пишет в первой части своей «Бхагавата-сандарбхи», где он затрагивает тему эпистемологии. Он перечисляет десять видов свидетельств, отвергает их один за другим, показывает их дефекты и оставляет шрути и махаджанов — два главных свидетельства.

#00:09:33#

бхрама, прама̄да, каран̣а̄па̄т̣ава, випралипса̄…[3]

Бхрама — мы совершаем что-то [ошибочное], прама̄да — затем упускаем, не способные распознавать, — это тоже дефект. Каран̣а̄па̄т̣ава — инструменты [наши чувства], посредством которых мы исследуем истину, также несовершенны, могут привести к ошибочным заключениям. Випралипса̄ — предрассудки, мы имеем предрассудки, которые не позволяют видеть истину. Мы не можем быть беспристрастны, поэтому мы не распознаем факты, нам мешает предубежденность. Эти четыре явления — враги правильного заключения.

#00:11:01#

Если эти критерии применять к другим праманам, то все они окажутся ущербными, и только два источника остаются надежными — шрути и махаджаны. Так он пишет в первой части «Бхакти-сандарбхи», посвященной эпистемологии. Онтологический поиск, анализ. В этом трактате он показывает, что почти все иные свидетельства ущербны, и только «Бхагаватам» отвечает критериям подлинного и высшего свидетельства — ответы, данные Верховным трансцендентным Существом, Высшим Началом.

#00:11:54#

Он [Шрила Джива Госвами] — великий пандит. Он сказал: в «Бхагаватам» присутствуют двенадцать отличительных черт, а другие пураны имеют только шесть. Шесть особых дополнительных характеристик говорят в пользу «Шримад-Бхагаватам», и если мы примем истинные утверждения «Бхагаватам», то это будет высший стандарт истины. Шрути, смрити, ньяя, тантра. «Шримад-Бхагаватам» признан в качестве шрути.

#00:12:56#

Брахман, Параматма, Бхагаван. Шесть частей в «Бхагават-сандарбхе» Дживы Госвами. В первой части он проанализировал природу видов возможных свидетельств: что следует считать подлинным, логическим свидетельством, доказательством. Далее вторая часть — брахмети парама̄тмети бхагава̄н ити ш́абдйате[4] — три концепции Высшего Существа. Во-первых, он рассматривает Бхагавана. «Бхагават-сандарбха» названа так потому, что в ней описывается Бхагаван. Второе — Параматма, связанная с дживатмой. Описана природа дживы в этом разделе, дживы-души — об этом речь идет в третьей части. В четвертой части он описывает природу Кришны — высшую стадию теизма, высшее проявление Абсолюта.

#00:14:23#

В пятой части он описывает средства достижения цели, он описывает йогу и отвергает все, и только преданность [Господу Кришне] принимает в качестве средства, ведущего к цели. В четвертой части описана цель жизни, любовь к Кришне — не освобождение, не любые иные достижения, но лишь любовь к Кришне — высшая цель нашей жизни. Если человек обладает знанием этой книги, то он способен во всем мире утвердить Кришну, преданность [Богу], утвердить истину, согласно которой Реальность существует Сама по Себе и Сама для Себя, и истину, согласно которой нужно «умереть, чтобы жить». [Так говорил] немецкий ученый Гегель. Следствие не способно контролировать причину, но причина способна контролировать следствие.

#00:15:47#

Преданный: А каково значение «Курма-пураны»?

[Акшаянанда Махарадж поясняет.]

#00:16:06#

Шрила Шридхар Махарадж: Знание, которое исходит из инкарнации Господа в качестве Курмы, — это есть «Курма-пурана». Десять аватар вы знаете: Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха и так далее. Они явились и дали определенные, особые советы, и главным образом эти советы заключены в этих пуранах. Эта пурана известна как «Курма-пурана». Существуют «Нарасимха-пурана», «Вараха-пурана», «Матсья-пурана». В этих образах Господь дал подобные наставления, они были записаны до известной степени и образовали собой эти книги. «Нарасимха-пурана» — это советы Нарасимхадева. Основополагающие принципы представлены в этой книге.

#00:17:16#

Преданный: «Курма-пурана» считается саттвической?

Шрила Шридхар Махарадж: Саттвика-пурана. Я покажу тебе, есть книга под названием «Гаудия-кантхахара».

#00:17:27#

Преданный: Я могу показать ему.

Шрила Шридхар Махарадж: «Гаудия-кантхахара». Там упомянута классификация пуран: саттвика, раджасика, тамасика.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Каунтея, чем бы ты ни занимался: вкушаешь ли ты пищу, жертвуешь чем-либо или приносишь что-либо в дар, совершаешь ли аскезы — совершай всю деятельность как подношение Мне» (Бхагавад-гита, 9.27).

[2] Три фазы существования (глубокий сон, сновидение и бодрствование).

[3] Бхрама, прама̄да, випралипса̄, каран̣а̄па̄т̣ава / а̄рш̣а-виджн̃а-ва̄кйе на̄хи дош̣а эи саба — «Однако в речах великих мудрецов не может быть ошибок, заблуждений, лжи или несовершенства, вызванного ограниченностью восприятия» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 2.86; 7.107).

[4] Ваданти тат таттва-видас таттвам̇ йадж джн̃а̄нам адвайам / брахмети парама̄тмети бхагава̄н ити ш́абдйате — «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования