«Настроение служения — основа прогресса в сознании Кришны». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 16 мая 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Настроение служения —
основа прогресса в сознании Кришны

(16 мая 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Преданный: Гурудев!

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

Преданный: Я хочу прогрессировать каждый день в сознании Кришны. Я хочу чувствовать, что с каждым днем я становлюсь все более сознающим Кришну. Как этого достичь?

#00:00:18#

Шрила Шридхар Махарадж: С помощью служения, благодаря служению мы можем прогрессировать. Что бы мы ни делали, отношение, настроение служения должно стоять за этим. Наманта эва. Увеличивать, усиливать чувство нашей «негативной» природы, «негативной» характеристики, чувство того, что мы беспомощны, что мы в нужде — таким образом мы можем привлечь внимание Кришны к себе. «Я самый нуждающийся» — искреннее чувство беспомощности и призыв Его милости. Внешне мы можем совершать любые практики, но внутренний темперамент должен быть таков, только тогда мы сумеем приблизиться к Нему.

#00:01:15#

Иначе мы станем жертвами всех этих явлений: канака, камини и пратиштха. Отречение (йога-вибхути) и самадхи (вечный покой) — это суть враги кришна-бхакти. Бхога, тьяга (наслаждение и отречение) — главным образом эти два врага [встают на пути] сознания Кришны, реализации Кришны.

Харе Кришна!

Преданный: То есть каждый день человек должен усиливать, увеличивать свое служение, служить все больше и больше?

#00:02:11#

Шрила Шридхар Махарадж: Служение означает покорность, покорная природа, степень покорности своего существа, готовность стать членом того наиболее тонкого и наиболее сокровенного измерения жизни, обрести связь с этим измерением — ниргуна. Сагуна и ниргуна. Майявади считают, что разрыв связи с измерением наслаждения есть ниргуна, но вайшнавы утверждают: ниргуна обладает позитивной природой, характеристиками. Это не есть отказ или уничтожение негативной стороны, но позитивный динамичный поток любви и служения. Это наиболее сокровенное или внутреннее измерение. Подобно тому, как существует воздух, огонь, вода, земля и другие элементы, но наиболее тонкий элемент — эфир.

#00:03:35#

Сознание Кришны подобно эфиру — наиболее изначальное и всеобъемлющее измерение, наиболее тонкое. Наша душа может обрести, иметь связь с этим измерением, быть членом, работать, трудиться в этом измерении. Мы откажемся, отстранимся от всех этих оболочек (тела, ума, разума, рассудка и всего остального) и глубоко погрузимся в то измерение, и там мы найдем нашу душу. Она находится, пребывает там, но в настоящее время ее внимание обращено вовне. Этого положения можно достичь лишь отказавшись от очарования, влечения к внешним покрытиям, оболочкам и обратившись вовнутрь.

#00:04:45#

Этот процесс известен как служение, севонмукхе. Я — не для себя, я не принадлежу себе, у меня есть Хранитель, мой Владыка, мое существование зависимо. Таким образом. Если говорить попросту: я раб, я не есть независимая личность, я ничем не обладаю. Он собственник, я Его раб, я не принадлежу себе. Я не есть истинная сторона, истинная сторона — Он. Я покорен, я второстепенен. Такого рода реализация может приблизить нас к этому измерению сознания Кришны: Вриндаван, Враджа.

#00:05:36#

Все большая и большая зависимость, природа зависимости. Я не могу жить независимо или в обществе столь многих бунтарей. Я хочу жить в гармонии в обществе обитателей того измерения и совершать служение. А служение — это любящее служение, труд любви, он очень приятен, радостен, очень-очень радостен. Этот опыт ни с чем невозможно сравнить, ни с каким другим явлением. Подобного рода радость, экстаз мы можем чувствовать в процессе этого культивирования, применения нашей духовной силы.

#00:06:26#

Подобно сандаловому дереву: чем больше его сжимают, оказывают на него давление, тем более насыщенным становится аромат. Чем больше золото обрабатывают огнем, тем чище и ярче оно становится. Благодаря жертве, жертвенности. «Умереть, чтобы жить» — таков процесс. Благодаря жертве мы можем находить свое подлинное «я», свое подлинное тождество и открывать для себя подлинную перспективу. Севон-мукхата — умри таким, каков ты есть, растворив свое эго полностью, без остатка. Ты обнаружишь, что есть искра души, и ты есть эта искра. Эта искра — член того измерения, высшего измерения — сознания Кришны. Мы можем жить там.

#00:07:36#

…севонмукхе хи джихва̄дау…[1]

Мы должны культивировать [святое] имя. Мы можем давать другим это имя через звук. Так или иначе, культивировать. Анушиланам. Кришна-анушиланам — культивирование сознания Кришны. И не просто сознание, но настроение служения: я не есть независимое отдельное существо, мое существование зависимо от Него, без Него я не могу жить независимой жизнью. Такого рода образ мыслей. Мы должны прогрессировать в этом направлении.

#00:08:25#

Амара нахи то ами — я не принадлежу самому себе. Я — Его собственность, подобно животному. У домашнего животного есть собственник, хозяин. Викрӣтасйа йатха̄ паш́ох̣[2]. Джива Госвами цитирует: «Домашнее животное принадлежит хозяину, у него нет независимого существования, у него есть собственник. Собственник, хозяин может играть с животным, как ему захочется. Мое положение аналогичное: подобно кукле в руках Кришны и Его родных — такого рода жизнь следует искать и следует достичь такой жизни». Так или иначе, посредством звука, благодаря звуку, благодаря цвету, благодаря осязанию, благодаря вкусу [осуществляется этот поиск глубины]. Тотальная война. Я хочу избежать нынешней поверхности, я хочу проснуться и входить во все более и более глубокие измерения бытия. Тотальное [погружение]: все включено сюда.

#00:09:52#

ш́ротавйа̄дӣни ра̄джендра,
нр
̣н̣а̄м̇ санти сахасраш́ах̣
апаш́йата̄м а̄тма-таттвам̇,
гр
̣хеш̣у…[3]

Все наши чувства мы должны использовать, приглашая, призывая Кришну и избегая нынешних реалий, подобно тому, как корабль плывет вперед, а вода остается за бортом по обеим сторонам. Рассекая, отбрасывая воду, корабль плывет вперед, и всякий раз, когда мы находимся в гуще этих обстоятельств, мы отбрасываем их и совершаем прогресс ко все более и более тонким измерениям: от материального сознания к сознанию духовному, сознанию Нараяны и в конечном счете к сознанию Кришны. Это возможно.

#00:10:57#

Это возможно благодаря культивированию сознания Кришны всеми возможными средствами: почитание прасадама, арчанам, призыв [святого] имени, проповедь — все что угодно. Чтение книг, служение вайшнавам различными способами — мы можем быть задействованы в развитии этой склонности, этой подлинной любви, тенденции, искреннего желания, горячего стремления к концепции, которую мы обрели благодаря Гуру и книгам: «Бхагаватам», Гите. Если это нечто, трогающее мое сердце, трогательное, то я хочу обрести это явление, привлекательное для моего сердца. Тотальное влияние этого явления на мое сердце всеми средствами, даже во сне, мы должны пытаться видеть сны такого рода.

#00:12:10#

Когда Рупа и Санатана культивировали это сознание Кришны… В «Чайтанья-чаритамрите» описывается:

#00:12:18#

[бенгали]

«Ни малой толики времени, ни мгновения они не тратили ни на что другое». Непрерывная ништха. Ништха означает наирантарья, непрерывная попытка, непрерывные усилия приблизиться к сознанию Кришны. Когда эти усилия непрерывны, без какого-либо зазора, пробела, бреши, тогда это стадия ништхи. По ее достижении следующим приходит ручи (подлинный вкус). После того как ментальность, память о Кришне стала непрерывной (ништха — отсутствие пробелов, постоянная память о Кришне), тогда ручи (вкус) придет, подлинный вкус, чистый вкус, не ложный, не имитация вкуса. Затем — асакти, затем — бхава. Таким образом: прогресс из внешнего к внутреннему миру.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди, на бхавед гра̄хйам индрийаих̣ / севонмукхе хи джихва̄дау, свайам эва спхуратй адах̣ — «Тому, чьи чувства осквернены материей, не удастся постичь трансцендентное имя, облик, качества и игры Шри Кришны. Они откроются человеку лишь тогда, когда он одухотворит свои чувства, преданно служа Господу» («Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).

2  Чинта̄м̇ курйа̄н на ракш̣а̄йаир викрӣтасйа йатха̄ паш́ох̣ / татха̄рпайан харау дехам̇ вирамедасйа ракш̣ан̣а̄т — «Как не тревожит владельца судьба проданного им животного, так и не тревожит собственная участь человека, в полной мере отдавшего свое тело верховному Господу» («Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.195).

3  Ш́ротавйа̄дӣни ра̄джендра, нр̣н̣а̄м̇ санти сахасраш́ах̣ / апаш́йата̄м а̄тма-таттвам̇, гр̣хеш̣у гр̣ха-медхина̄м — «О император, люди, погрязшие в материальном, глухи к науке о высшей истине и потому находят множество тем для обсуждения, связанных с жизнью человеческого общества» («Шримад-Бхагаватам», 2.1.2).




←  «Общение с преданными в зуме. Вопросы и ответы. Наше предназначение». Шрила Б. С. Хришикеш Махарадж. 27 июля 2023 года. Абхазия ·• Архив новостей •· «Слава Падмини Экадаши». Шрила Б. С. Хришикеш Махарадж. 28 июля 2023 года. Абхазия  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Настроение служения —
основа прогресса в сознании Кришны

(16 мая 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Преданный: Гурудев!

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

Преданный: Я хочу прогрессировать каждый день в сознании Кришны. Я хочу чувствовать, что с каждым днем я становлюсь все более сознающим Кришну. Как этого достичь?

#00:00:18#

Шрила Шридхар Махарадж: С помощью служения, благодаря служению мы можем прогрессировать. Что бы мы ни делали, отношение, настроение служения должно стоять за этим. Наманта эва. Увеличивать, усиливать чувство нашей «негативной» природы, «негативной» характеристики, чувство того, что мы беспомощны, что мы в нужде — таким образом мы можем привлечь внимание Кришны к себе. «Я самый нуждающийся» — искреннее чувство беспомощности и призыв Его милости. Внешне мы можем совершать любые практики, но внутренний темперамент должен быть таков, только тогда мы сумеем приблизиться к Нему.

#00:01:15#

Иначе мы станем жертвами всех этих явлений: канака, камини и пратиштха. Отречение (йога-вибхути) и самадхи (вечный покой) — это суть враги кришна-бхакти. Бхога, тьяга (наслаждение и отречение) — главным образом эти два врага [встают на пути] сознания Кришны, реализации Кришны.

Харе Кришна!

Преданный: То есть каждый день человек должен усиливать, увеличивать свое служение, служить все больше и больше?

#00:02:11#

Шрила Шридхар Махарадж: Служение означает покорность, покорная природа, степень покорности своего существа, готовность стать членом того наиболее тонкого и наиболее сокровенного измерения жизни, обрести связь с этим измерением — ниргуна. Сагуна и ниргуна. Майявади считают, что разрыв связи с измерением наслаждения есть ниргуна, но вайшнавы утверждают: ниргуна обладает позитивной природой, характеристиками. Это не есть отказ или уничтожение негативной стороны, но позитивный динамичный поток любви и служения. Это наиболее сокровенное или внутреннее измерение. Подобно тому, как существует воздух, огонь, вода, земля и другие элементы, но наиболее тонкий элемент — эфир.

#00:03:35#

Сознание Кришны подобно эфиру — наиболее изначальное и всеобъемлющее измерение, наиболее тонкое. Наша душа может обрести, иметь связь с этим измерением, быть членом, работать, трудиться в этом измерении. Мы откажемся, отстранимся от всех этих оболочек (тела, ума, разума, рассудка и всего остального) и глубоко погрузимся в то измерение, и там мы найдем нашу душу. Она находится, пребывает там, но в настоящее время ее внимание обращено вовне. Этого положения можно достичь лишь отказавшись от очарования, влечения к внешним покрытиям, оболочкам и обратившись вовнутрь.

#00:04:45#

Этот процесс известен как служение, севонмукхе. Я — не для себя, я не принадлежу себе, у меня есть Хранитель, мой Владыка, мое существование зависимо. Таким образом. Если говорить попросту: я раб, я не есть независимая личность, я ничем не обладаю. Он собственник, я Его раб, я не принадлежу себе. Я не есть истинная сторона, истинная сторона — Он. Я покорен, я второстепенен. Такого рода реализация может приблизить нас к этому измерению сознания Кришны: Вриндаван, Враджа.

#00:05:36#

Все большая и большая зависимость, природа зависимости. Я не могу жить независимо или в обществе столь многих бунтарей. Я хочу жить в гармонии в обществе обитателей того измерения и совершать служение. А служение — это любящее служение, труд любви, он очень приятен, радостен, очень-очень радостен. Этот опыт ни с чем невозможно сравнить, ни с каким другим явлением. Подобного рода радость, экстаз мы можем чувствовать в процессе этого культивирования, применения нашей духовной силы.

#00:06:26#

Подобно сандаловому дереву: чем больше его сжимают, оказывают на него давление, тем более насыщенным становится аромат. Чем больше золото обрабатывают огнем, тем чище и ярче оно становится. Благодаря жертве, жертвенности. «Умереть, чтобы жить» — таков процесс. Благодаря жертве мы можем находить свое подлинное «я», свое подлинное тождество и открывать для себя подлинную перспективу. Севон-мукхата — умри таким, каков ты есть, растворив свое эго полностью, без остатка. Ты обнаружишь, что есть искра души, и ты есть эта искра. Эта искра — член того измерения, высшего измерения — сознания Кришны. Мы можем жить там.

#00:07:36#

…севонмукхе хи джихва̄дау…[1]

Мы должны культивировать [святое] имя. Мы можем давать другим это имя через звук. Так или иначе, культивировать. Анушиланам. Кришна-анушиланам — культивирование сознания Кришны. И не просто сознание, но настроение служения: я не есть независимое отдельное существо, мое существование зависимо от Него, без Него я не могу жить независимой жизнью. Такого рода образ мыслей. Мы должны прогрессировать в этом направлении.

#00:08:25#

Амара нахи то ами — я не принадлежу самому себе. Я — Его собственность, подобно животному. У домашнего животного есть собственник, хозяин. Викрӣтасйа йатха̄ паш́ох̣[2]. Джива Госвами цитирует: «Домашнее животное принадлежит хозяину, у него нет независимого существования, у него есть собственник. Собственник, хозяин может играть с животным, как ему захочется. Мое положение аналогичное: подобно кукле в руках Кришны и Его родных — такого рода жизнь следует искать и следует достичь такой жизни». Так или иначе, посредством звука, благодаря звуку, благодаря цвету, благодаря осязанию, благодаря вкусу [осуществляется этот поиск глубины]. Тотальная война. Я хочу избежать нынешней поверхности, я хочу проснуться и входить во все более и более глубокие измерения бытия. Тотальное [погружение]: все включено сюда.

#00:09:52#

ш́ротавйа̄дӣни ра̄джендра,
нр
̣н̣а̄м̇ санти сахасраш́ах̣
апаш́йата̄м а̄тма-таттвам̇,
гр
̣хеш̣у…[3]

Все наши чувства мы должны использовать, приглашая, призывая Кришну и избегая нынешних реалий, подобно тому, как корабль плывет вперед, а вода остается за бортом по обеим сторонам. Рассекая, отбрасывая воду, корабль плывет вперед, и всякий раз, когда мы находимся в гуще этих обстоятельств, мы отбрасываем их и совершаем прогресс ко все более и более тонким измерениям: от материального сознания к сознанию духовному, сознанию Нараяны и в конечном счете к сознанию Кришны. Это возможно.

#00:10:57#

Это возможно благодаря культивированию сознания Кришны всеми возможными средствами: почитание прасадама, арчанам, призыв [святого] имени, проповедь — все что угодно. Чтение книг, служение вайшнавам различными способами — мы можем быть задействованы в развитии этой склонности, этой подлинной любви, тенденции, искреннего желания, горячего стремления к концепции, которую мы обрели благодаря Гуру и книгам: «Бхагаватам», Гите. Если это нечто, трогающее мое сердце, трогательное, то я хочу обрести это явление, привлекательное для моего сердца. Тотальное влияние этого явления на мое сердце всеми средствами, даже во сне, мы должны пытаться видеть сны такого рода.

#00:12:10#

Когда Рупа и Санатана культивировали это сознание Кришны… В «Чайтанья-чаритамрите» описывается:

#00:12:18#

[бенгали]

«Ни малой толики времени, ни мгновения они не тратили ни на что другое». Непрерывная ништха. Ништха означает наирантарья, непрерывная попытка, непрерывные усилия приблизиться к сознанию Кришны. Когда эти усилия непрерывны, без какого-либо зазора, пробела, бреши, тогда это стадия ништхи. По ее достижении следующим приходит ручи (подлинный вкус). После того как ментальность, память о Кришне стала непрерывной (ништха — отсутствие пробелов, постоянная память о Кришне), тогда ручи (вкус) придет, подлинный вкус, чистый вкус, не ложный, не имитация вкуса. Затем — асакти, затем — бхава. Таким образом: прогресс из внешнего к внутреннему миру.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Атах̣ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-на̄ма̄ди, на бхавед гра̄хйам индрийаих̣ / севонмукхе хи джихва̄дау, свайам эва спхуратй адах̣ — «Тому, чьи чувства осквернены материей, не удастся постичь трансцендентное имя, облик, качества и игры Шри Кришны. Они откроются человеку лишь тогда, когда он одухотворит свои чувства, преданно служа Господу» («Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.234).

[2] Чинта̄м̇ курйа̄н на ракш̣а̄йаир викрӣтасйа йатха̄ паш́ох̣ / татха̄рпайан харау дехам̇ вирамедасйа ракш̣ан̣а̄т — «Как не тревожит владельца судьба проданного им животного, так и не тревожит собственная участь человека, в полной мере отдавшего свое тело верховному Господу» («Шри Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.195).

[3] Ш́ротавйа̄дӣни ра̄джендра, нр̣н̣а̄м̇ санти сахасраш́ах̣ / апаш́йата̄м а̄тма-таттвам̇, гр̣хеш̣у гр̣ха-медхина̄м — «О император, люди, погрязшие в материальном, глухи к науке о высшей истине и потому находят множество тем для обсуждения, связанных с жизнью человеческого общества» («Шримад-Бхагаватам», 2.1.2).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования