«Дживатма и Параматма». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 17 августа 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Дживатма и Параматма
(17 августа 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург)
Вопрос: Есть точка зрения, которую озвучивал один из наших Махараджей, что душа, когда она формирует материалистичные желания, то они образуют вокруг нее определенный кокон, а Параматма отсвечивается желанием, образует тень и эта тень и есть наше тело — тонкое и грубое. Насколько это правильно?
#00:00:23#
Шрила Госвами Махарадж: Хорошо, а мне что делать? Я здесь при чем?
#00:00:27#
Вопрос: Насколько правильна подобная точка зрения?
#00:00:39#
Шрила Госвами Махарадж: Мне хочется всегда как можно чаще обращаться к Шриле Гуру Махараджу. Я слышал кое-что от него, от Шрилы Гурудева, от Свами Махараджа, однако не уверен на сто процентов. И я могу сказать, по крайней мере, следующее: то, что было сказано, напоминает мне об утверждении, которое я слышал, однако именно напоминает, не более того.
#00:01:59#
Есть известная шлока из «Упанишад» — наверняка многие ее слышали, — в которой говорится о существовании двух птиц: два̄ супарн̣а̄ сайуджа̄ сакха̄йах̣1. Одна из этих птиц наслаждается плодами дерева, а другая птица остается наблюдателем. Под этими птицами подразумевается индивидуальная душа и Высшая Душа2.
#00:02:27#
упадраш̣т̣а̄нуманта̄ ча, бхарта̄ бхокта̄ махеш́варах̣
парама̄тмети ча̄пй укто, дехе ’смин пуруш̣ах̣ парах̣3
#00:02:44#
И также в Бхагавад-гите положение Высшей Души, Параматмы, описывается как положение Наблюдателя.
#00:03:11#
Однажды Шрила Гуру Махарадж, обсуждая эти темы, сказал следующее: «Это как если бы тень страданий дживы падала на Высшую Душу». Шрила Гуру Махарадж, описывая природу взаимоотношений Гуру и ученика, в качестве примера приводит взаимоотношения врача и пациента. Если врач берется лечить больного, то в каком-то смысле определенную долю страданий пациента он берет на себя, разделяет с ним.
#00:04:28#
Мы обсуждали эту тему, находясь со Шрипадом Авадхутом Махараджем в Риге, и говорили о том, что, в силу отсутствия у нас чистого восприятия вещей, мы вряд ли в состоянии непосредственно воспринимать голос Параматмы.
#00:05:00#
В начале «Чайтанья-чаритамриты» говорится о том, что Верховный Господь, в силу Своей непостижимой милости, явился перед нами в обличье преданного. Поскольку Он — Тот, к Кому мы можем непосредственно обращаться с вопросами, а Его ответы способны устранить сомнения или заблуждения, порожденные нашим умом. Ответ на этот вопрос — это то, что приходит мне на ум.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Лочан Дас
Редактор: Традиш Дас
1↑ «Две птицы [дживатма и Параматма] сидят на ветвях одного дерева [материального тела]» («Мундака-упанишад», 3.1.1). Таким образом, Господь в образе Параматмы, Высшей Души, всегда и всюду сопровождает индивидуальную душу.
2↑ Сама̄не вр̣кш̣е пуруш̣о нимагно, ’нӣш́айа̄ ш́очати мухйама̄нах̣ / джуш̣т̣ам̇ йада̄ паш́йатй анйам ӣш́ам, асйа махима̄нам ити вӣта-ш́оках̣ — «Хотя обе птицы [дживатма и Параматма] сидят на ветвях одного и того же древа [материального тела], одна из них пребывает в постоянной тоске и тревоге, ибо пытается насладиться его плодами. Но если по той или иной причине страждущая душа обратит взор на своего друга, Всевышнего, и осознает Его величие, она тут же освободится от всех тревог и беспокойств» («Мундака-упанишад», 3.1.2 и «Шветашватара-упанишад», 4.7).
3↑ «В теле также пребывает Верховная Личность, которая наблюдает за живым существом и дозволяет ему действовать. Это всемогущий Господь — опора и хранитель души, — известный как Параматма, Высшая Душа» (Бхагавад-гита, 13.23).
← Воскресная программа в г. Харькове (13 сентября 2009 года) | ·• Архив новостей •· | Шрипад Мадхав Махарадж в очередной раз посетил Ярославль → |