Вся Слава Божественному Учителю
И Всевышнему Господу Шри Кришне Чайтанье!

ДВА  ГУРУ

Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

(Сан Хосе, США, 28 июня 1992 г.)

Часть Вторая

Кого называют «Прабхупада»?




    Новый смысл слова "Прабхупада"
    «Прабхупадой» сначала называли Шрилу Бхакти Сиддханту Сарасвати Госвами Тхакура, а позже – Шрилу А.Ч. Бхактиведанту Свами Махараджа. Шрила Гуру Махарадж был очень рад, узнав об этом: «Да, Прабхупада – Он достоин этого звания». Некоторые из учеников Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады неодобрительно отнеслись к тому, что словом Прабхупада именуют кого-то еще, кроме их Гуру. Однако общепринятое значение этого слова не несет того возвышенного смысла, которое оно приобрело позже. Мы обращаемся к преданным, говоря «Прабху», к санньяси обращаемся «Прабхупада». Брахмачари мы называем «Прабху», а «Пада» - это звание санньяси.         Конечно же, оно очень почетно. Это звание унаследовали также Гуру Джати-Госвами. Они называют всех своих Гуру Прабхупада. Поэтому в Индии очень много людей, именуемых Прабхупада. Но после широкой проповеди Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады учения Шри Чайтаньи Махапрабху, когда вся Индия называла его «Прабхупада», это слово приобрело особый смысл. Звание «Вишнупада» (как обращение к Гуру – Ом Вишнупада) выше, чем «Прабхупада». Но сейчас слово «Прабхупада» приобрело новый оттенок – «тот, кто по всему миру проповедует истину сознания Кришны». Это произошло благодаря таким великим людям, как Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада и Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж.
 

    Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Свами Махарадж
    Проповедническая миссия Шрилы Свами Махараджа была исполнением воли его Гурудева, Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады и он не жалел для этого своих сил. Но он был один. Никто не пришел ему на помощь, даже его духовные братья. Но все же за ним всегда стоял Гуру Махарадж, который поддерживал и вдохновлял его. Шрила Свами Махарадж хотел создать миссию с Гуру Махараджем во главе и много раз предлагал ему это. Сначала была «Лига Преданных», затем – «Международное Общество Сознания Кришны». Он предложил Гуру Махараджу возглавить миссию в 1948-49 годах, но Гуру Махарадж отказался занимать такой пост, потому что хотел удалиться от дел. И он уже вел уединенную жизнь. Но фактически он вновь принял это служение после проповеди Шрилы Свами Махараджа!
 

    Тоннель через громаду Западного эго
Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада Когда Шрила Свами Махарадж впервые приехал на Запад, в течение целого года он испытывал огромные трудности. Я помню, как он делился своими впечатлениями: «В Нью-Йорке у меня не было ни еды, ни денег…» Но у него было такое искреннее стремление, что Нитйьянанда Прабху, Махапрабху и его Гурудев не могли позволить ему переносить такие лишения. Поэтому они даровали ему высочайшее положение проповедника сознания Кришны. Дня два назад, на Гавайях, преданные организовали для меня встречу в парке и там, увидев два больших дерева, я в тот же миг вспомнил, как начинал Шрила Свами Махарадж, сидя под деревом с единственной парой каратал и воспевая Харе Кришна. Махапрабху и Нитьянанда Прабху не могли более вынести, видя такое, и наделили его званием верховного проповедника сознания Кришны. Он совершил здесь большую аскезу; усилия, которые он предпринял в одиночку, были значительны. Мне вспоминается день, когда я первый раз приехал на Запад. У меня было много доброжелательных друзей, учеников Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа, они проявили огромную заботу обо мне и предоставили возможность проповедовать сознание Кришны. Они очень гостеприимно приглашали меня приехать к себе, в свои края. Каким образом все это пришло ко мне? Единственная причина всему – это Шрила Свами Махарадж. Он проложил туннель через громаду Западного эго! Он проложил широкий туннель, по которому я смог приехать сюда. Тогда как начало его пути сопровождалось невероятными трудностями, я отовсюду получаю помощь и поддержку. Поэтому мы не можем не быть благодарны ему за это.

    По милости Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа у меня много преданных-друзей в Западном мире и в Австралии. Все они с большим энтузиазмом проповедуют сознание Кришны. Я – недостойная, ничтожная и падшая душа, но они следуют наставлениям Шрилы Гуру Махараджа. Он возложил на меня руководство Миссией, все вы знаете об этом; когда он сказал: «Этот человек достоин и может быть моим преемником», я не мог возражать ему. Но хотя я не чувствую себя достойным, это не тревожит меня, поскольку я окружен множеством друзей, преданных последователей Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Свами Махараджа, и знания их так глубоки, что им под силу превратить в Гаруду даже ворону. Я в огромном долгу перед вами. Вы оказываете мне почет и уважение, предлагаете мне все, что у вас есть, а что могу дать вам я? Мне нечего предложить вам. Шрила Свами Махарадж дал вам очень много, и еще больше вы узнали от Шрилы Гуру Махараджа. Шрила Свами Махарадж создал условия, при которых обычной обусловленной душе легче понять сознание Кришны, а Шрила Гуру Махарадж наделил ее всем необходимым для правильного развития.
 

    Единый образ
    Мне представляется, что из двух Гуру один явился как Аватара (Воплощение), другой – как Аватари (Источник всех Воплощений). Махапрабху пришел как Югаватара, а Шрила Свами Махарадж – как Югаватара-проповедник. Но в Махапрабху присутствует еще один Образ. И я вижу Шрилу Свами Махараджа и Шрилу Гуру Махараджа в едином Образе – как Аватару и Аватари. Вы знаете, что Гуру Махарадж объяснил нам самые возвышенные понятия, тогда как Шрила Свами Махарадж приготовил умы к восприятию сознания Кришны; он возделал почву и посадил семена, дав им возможность прорасти. Гуру Махарадж обеспечил росткам хороший полив и питание. Таково мое представление и в каждом из них  я вижу Шикша- и Дикша-Гуру. Но это общий и, скорее, поверхностный взгляд.     Внутренний смысл гораздо глубже. Вполне естественно, что кто-то, вероятно, не воспользовался этой возможностью, но большая часть удачливых душ примет или уже приняла сокровище сознания Кришны.
Шрила Свами Махарадж и Шрила Шридхар Махарадж Сейчас Харе Кришна Махамантру воспевают во всем мире. Кто прежде знал о ней? Кто знал имена Махапрабху Чайтаньядева, Нитьянанды Прабху, Панча-Таттвы и Радха-Кришны до появления здесь Шрилы Свами Махараджа? Никто этого не знал. Поэтому всем вам повезло необычайно. Сейчас вы не только знаете о Них, но и посвящаете Им свои жизни. Гуру Махарадж часто цитировал слова из песни Васудева Гхоша:

йади гаура на ха`та, табе ки хаита,
кемани дхаритам де
радхара махима, према-раса-сима
джагате джаната ке?

    «Если бы Гауранга Махапрабху не пришел в этот мир, как могли бы мы узнать Кто суть Шри Шри Радха-Кришна и Их Према – Божественная Любовь и Красота? Мы никогда бы не узнали об этом».
Поэтому наша необыкновенная удача состоит в том, что мы получили это знание; возможно, не все, а какую-то часть, но даже ее достаточно, чтобы осчастливить крохотную душу. Эка бинду джагат дубай – одной капли этой милости хватит, чтобы затопить Кришна-премой весь мир. Они одарили нас ею и тьма, развеявшись перед нашим взором, уступила место сознанию Кришны. Сознание Кришны – это самое глубокое понимание Образа Бога. Существует множество, огромное множество Образов Господа, о которых мы можем узнать, но Высочайшая Личность Бога, Шри Кришна, как и Его Любовь, Красота, Сияние – все – наиболее полно, совершенно и неповторимо. Это знание дали миру Шрила Гуру Махарадж и Шрила Свами Махарадж.
 

    Из сердца в сердце -- Шрила Сарасвати Тхакур и Шрила Шридхар Махарадж
    Я считаю, что и сам бесконечно удачлив, потому что с юности их милость и любовь ко мне были поистине беспредельны. Я получил от них так много, что не устаю задаваться вопросом о том, какое служение я могу оказать им и преданным. Их основной целью было служение Вайшнавам, Божествам Шри Шри Гуру Гауранга-Гандхарвва-Говиндасундар и Миссии. Таково было желание Шрилы Гуру Махараджа. Когда он давал посвящение искреннему искателю или на вопрос о том, какое служение необходимо, Гуру Махарадж неизменно говорил: «Служите Божествам, преданным и Шри Чайтанья Сарасват Матху». Служение Вайшнавам и Шри Шри Гуру-Гауранге – цель нашей жизни и посредством этого мы достигнем всего – Шри Шри Радха-Кришны и Их Игр во Вриндаване. Хотя с нашего, земного плана мы не можем этого увидеть и почувствовать, деятельное служение Гуру и Вайшнавам раскроет нам смысл всего. Таким было их мировоззрение, и многое из него они преподали нам самым совершенным и утонченным образом. Все преклонялись перед философскими заключениями Шрилы Гуру Махараджа, отводя ему высочайшее положение; среди них были не только ученики Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Тхакура, но и сам Учитель. Поэтому естественно, что многие из духовных братьев Шрилы Гуру Махараджа очень любили и почитали его. За день до того, как Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Тхакур пожелал оставить сей мир, он созвал своих самых ближайших спутников, и когда они собрались в его комнате, он попросил Шрилу Гуру Махараджа спеть

шри-рупаманджари пада, сеи мора сампада,
сеи мора бхаджана-пуджана

    Шрилы Гуру Махараджа в этот момент в комнате не было, и Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Тхакур сказал: «Позовите Шридхара Махараджа». В те дни Гуру Махарадж дежурил в комнате Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Тхакура. Каждый дежурил по два часа в сутки и Гуру Махарадж выбрал самое тяжелое время – с двух до четырех часов утра. В это время особенно хочется спать, однако Гуру Махарадж взял именно эти часы. После четырех часов утра, когда его сменил другой, Гуру Махарадж пошел к себе прилечь. Он не спал, а просто лежа отдыхал, поскольку через час было время арати, к которому все собирались. Тогда его и позвали к Шриле Бхакти Сиддханте Сарасвати Госвами Тхакуру. Гуру Махарадж пришел в комнату и его Гурудев обратился к нему: «Шридхар Махарадж, спой Шри-Рупаманджари пада, сеи мора сампада». Все знали, что Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Тхакур скоро покинет этот мир, поэтому были полны самого напряженного внимания. Гуру Махарадж не был искусен в пении и, чувствуя некоторую робость, не решался начать эту проникновенную песню. Тогда Кунджабихари Видьябхушана Прабху, тогдашний секретарь и управляющий Гаудия Матха (позже Шрипад Б.В. Тиртха Махарадж), указал на одного брахмачари, одаренного великолепным голосом и велел ему петь вместо Гуру Махараджа. Он имел полное право распоряжаться, кому петь, поскольку был близким слугой и секретарем Прабхупады. Но Прабхупада запротестовал, услышав пение брахмачари Прабху, и сказал: «Мне не нужна мелодия, эту песню будет петь Шридхар Махарадж».  Все были ошеломлены. Гуру Махарадж был тоже очень взволнован, однако начал петь и после того, как он закончил всю песню, Прабхупада сказал: «Я счастлив». Тогда он велел остальным петь такие песни, как «туху дайа-сагара тарайите прани» и другие. Но с того дня я не раз слышал, как духовные братья Гуру Махараджа говорили: «Раньше мы никогда не знали, как происходит передача из сердца в сердце; но в тот день мы были свидетелями тому, что Прабхупада передал свои полномочия в Рупануга Сампрадае (Гуру Махараджу)». После этого все оказывали Гуру Махараджу величайшее уважение как Сампрадая Ачарье Линии Рупануга.
В то время среди учеников Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Махараджа было много достойных и высокообразованных санньяси, грихастх и брахмачари. После ухода Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Тхакура многие из этих брахмачари и грихастх приняли санньясу у Шрилы Гуру Махараджа.
 

    "Мне нужна санньяса как можно скорее!"
    Шрила Свами Махарадж тоже хотел принять санньясу у Шрилы Гуру Махараджа и обратился к нему с этой просьбой. Но их связывала очень тесная дружба, и Гуру Махарадж знал всю историю семью Шрилы Свами Махараджа. Кроме того, они в течение многих лет жили вместе, практически, одной семьей. Поэтому Гуру Махарадж сказал, что если ему придется дать санньясу Шриле Свами Махараджу в ближайшее время, он будет нести ответственность за его семью в том случае, если вследствие этого возникнут сложности; это поставило бы его в очень затруднительное положение. Он посоветовал Шриле Свами Махараджу отправиться во Вриндаван и прожить там с полгода. Но Шрила Свами Махарадж отверг это предложение: «Нет, у меня нет времени! Мне нужна санньяса как можно с я уеду». Тогда Шрила Свами Махарадж добавил, что Шримати Бхаватарини Диди, его сестра, обещала взять на себя заботу о его семье. Она поддержала его: «Дада, принимай санньясу, бизнес не для тебя, ты не можешь заниматься им. Отправляйся проповедовать». Она заверила его, что будет опекать его семью. Но поскольку Шрила Свами Махарадж и Шрила Гуру Махарадж были очень близкими друзьями, Шрила Гуру Махарадж колебался. После настоятельных просьб Шрила Гуру Махарадж сказал: «Я дал санньясу Шриле Кешаву Махараджу, поэтому, если ты хочешь принять санньясу у меня, он может дать тебе мантры – это будет решением вопроса».

    В начало...
    Окончание...



   Примечание

В Гаудия Матхе Шрилу Бхактиведанту Свами Прабхупаду принято называть, как и всех остальных вайшнавов, принявших отреченный образ жизни, по санньяса-имени: Шрила Свами Махарадж.

    В Шри Чайтанья Сарасват Матхе Шрилу Б.Р.Шридхара Махараджа называют Шрила Гуру Махарадж, показывая таким образом огромную любовь и почтение к этому вайшнаву.