Уход Баларама Прабху, Майтреи Риши Прабху и Балаванты Прабху. Февраль 2024 года


Russian

Разлука с вайшнавами

В беседе со Шри Чайтаньей Махапрабху Рамананда Рай говорит, что самой нестерпимой болью он считает разлуку с вайшнавами[1]. На нашем уровне духовного восприятия это его утверждение неочевидно, но отдаленно мы можем почувствовать, когда это касается разлуки с теми преданными, которые были особо дороги нашему сердцу.

В феврале ушло сразу трое преданных: Баларам Прабху — 7 февраля, Майтрея Риши Прабху — 14 февраля, и Балаванта Прабху — 18 февраля.

Баларам Прабху

Баларам Прабху родился в семье преданных и воспитывался в сознании Кришны с самого детства, подавая большие надежды. От мамы Лакшми Рани он унаследовал свою необыкновенную доброту, а тетя Анурадха Диди и дядя Вриндаван Прабху патронировали его и давали ценные духовные наставления. Он совершил очень много служения в нашем московском храме на Кисельном, не гнушаясь даже самой «грязной» работы. Всегда был скромен и простодушен и питал дружеские чувства ко всем преданным. Этим летом на вайшнавском фестивале в Абхазии он получил брахманическое посвящение, еще больше укрепившись на пути служения. Когда он ушел в результате трагического стечения обстоятельств, ему было всего 27 лет. Все преданные были шокированы его уходом, на прощание с ним в Москву приехали Шрила Хришикеш Махарадж и Шрипад Виджай Раман Прабху.

Майтрея Риши Прабху

Майтрея Риши Прабху в советское время был строителем, строил город Сочи, был шахтером в Кузбассе, а также был профессиональным водителем. Заинтересовавшись сознанием Кришны, он стал приходить в местный храм и совершать посильное служение. Позже он познакомился с последователями Шрилы Говинды Махараджа, и в 2005 году получил у него посвящение в Харинам и имя Майтрея Риши Прабху. Он был очень скромным и потому держался в тени, но всегда в гуще служения: он участвовал в организации и проведении духовных программ и фестивалей как в Донецке, так и в других городах нашей миссии на Украине, в России и Абхазии, а также возил на машине всех наших санньяси и других проповедников. В последние годы Майтрея Риши Прабху жил в зоне боевых действий у себя в станице Ясеневатая и заботился о своей больной супруге, а похоронив ее, не захотел переезжать в безопасное место и бесстрашно жил в своем полуразрушенном доме, до самого последнего дня поклоняясь Господу и служа преданным.

О Майтрее Риши Прабху мы уже недавно писали, когда собирали пожертвования на его лечение. К сожалению, было уже поздно. Большая часть собранных средств была потрачена на его похороны, а другая — на приготовление бхоги для божеств в наших храмах и центрах в честь памятования о Майтрее Риши Прабху. Его день памяти как раз сегодня, 24 февраля.

Балаванта Прабху

Балаванта Прабху был у всех на виду и на слуху — столь многие преданные нашей международной миссии во всем мире знают и любят его. Вместе с супругой Субхадой Диди они создали и все эти годы поддерживали томский храм, который они ласково называли «Домик Гирираджа», а также всех местных преданных.

Балаванта Прабху профессионально занимался астрологией, и многие люди обращались к нему за подсказкой для решения той или иной жизненной дилеммы, и он мягко направлял их на духовный путь. Многие также начинали свое утро с просмотра «Астрологической зарядки» Балаванты Прабху, которая заряжала их позитивом на весь день, при этом даже не подозревая, сколько времени у него уходило ежедневно на подготовку и производство контента.

Балаванта Прабху тоже был очень скромным в жизни, но очень ярким в творчестве. Он любил эксперименты, и поэтому часто радовал своего зрителя новым артхаусным кино, в котором актерами были преданные, а Шрила Авадхут Махарадж часто выступал соавтором-сценаристом и актером. В творческом портфолио Балаванты Прабху также несколько театральных спектаклей для преданных и музыкальных роликов, как правило поздравительных.

В своем кино Балаванта Прабху сам всегда играл главную роль — чаще всего это сильный духом герой, герой нашего времени, спасающий мир от опасности, порой ценой собственной жизни. Его жизненный путь и идеал — это путь героя. Вместе с Субхадой Диди они прошли этот путь до конца.

17 февраля отмечался Бхишмаштами — день ухода деда Бхишмы, героя «Махабхараты». Пронзаемый болью, лежа на ложе из воткнутых в него стрел, дед Бхишма использовал благословение, полученное от отца и небожителей: умереть, когда сам пожелает. Он ждал 48 дней, пока солнце пойдет по северному пути[2], чтобы уйти из этого мира. Балаванта Прабху ушел в ночь с 17 на 18 февраля. Его день памяти — 28 февраля — будет отмечаться в наших храмах и центрах.

Воспоминания

Сейчас многие делятся своими воспоминаниями об ушедших преданных, Расананда Прабху собирает их, и в ближайшее время мы их опубликуем.


О Балараме Прабху

Бхагаван Прабху Брахмачари:

Первый раз с Баларамом и его сестрой я встретился в лахтинском храме. Мы сразу подружились, им было лет 10–12, и они всегда хотели чем-нибудь помочь. Это было зимой — снега было навалом, и втроем мы тачками вывозили его на берег залива. Было очень весело, мы бегали с этими тачками наперегонки, постоянно падали, переворачивались, и так каждый день они мне помогали. Потом лет через десять мы встречаемся на Кисельном — мы вспомнили, как это было в Лахте… Здесь он помогал всем, со всеми дружил, всегда был на позитиве. Иногда мы с ним гуляли, общались на разные темы. Мне он никогда не жаловался, я не был для него типа наставником — мы были друзьями.

Баларам Прабху ки джай!

Расешвари Диди:

К сожалению, я не много общалась с Баларамом. Но что я видела — это было прекрасно. Баларам — необыкновенная личность. Настолько искренняя и открытая душа. Он всегда улыбался, был добр и тактичен. Никогда не слышала, чтобы он кого-то критиковал или оценивал. Это такая редкость в наше время. Вспоминая его, приходит вдохновение. Очень рада, что знала его; жаль, что так мало.

Жаль, что мы начинаем ценить, когда теряем.

Савитри Диди:

Посвящается брату Балараму.

Я не так давно в миссии, но все мои духовные братья и сестры мне очень важны и дороги. Хотелось бы начать с того, что, сколько я себя помню, Баларам всегда в служении, он всегда в храме, всегда с преданными, очень глубокий в вере, очень добрый, очень искренний и настоящий. Когда я получила посвящение, мы шли с ним и Аруни до метро, меня откровенно «перло», я скакала, прыгала и веселилась, а он очень серьезно и очень мягко дал мне наставления, чтобы я обязательно не забыла прочитать свои круги. На всех фестивалях, всех праздниках он всегда был, не помню ни одного, на которых я была, чтобы его не было. Добрый, искренний, открытый, честный и скромный. Всегда с улыбкой, всегда на позитиве.

Осенью, когда он поехал в Абхазию, была очень за него рада. Помню, он мне сказал, не переживай, что не получается, время придет — и ты поедешь, я этой поездки долго ждал. Я не хочу писать о грусти, о боли разлуки с близкими, потому что в любом случае это очень больно и тяжело. Но я хочу верить в то, что его забрал Господь, ведь без Его воли и травинка не шелохнется. Наша жизнь не заканчивается смертью, и я искренне желаю его душе удачи на пути гармонии к стопам Гурудева!

Джай Баларам Прабху ки джай!

Тарун Кришна Прабху:

Не скажу, что мы были с Баларамом близкими друзьями, но много раз виделись. Каждая встреча, вспоминаю сейчас, оставляла у меня какое-то воспоминание тепла. Вообще, редкие люди оставляют у меня такое благостное, теплое впечатление. Обычно мы шутили, но редко обсуждали какие-то серьезные вопросы. Можно сказать, мы не обсуждали священные писания, сиддханту, говорили о каких-то простых вещах. В основном это были шутки. Тем не менее я помню это ощущение общения с человеком, который умеет не причинять беспокойство. Это очень важное качество души. Человек, который прост. Который прост искренне, а не потому, что пытается таким казаться. В общении с Баларамом всегда чувствуешь тепло, уют и никакого беспокойства. Нет ощущения, что тебя кто-то поранит, ощущения, что тебе что-то скажет не то, из-за чего тебе будет как-то неуютно и неудобно. Это действительно редкий дар. Я очень благодарен Господу за то, что позволил мне соприкоснуться с такой душой.

Я помню, за несколько дней до ухода Баларам пришел на Кисельный. Мы встретились, обнялись и, как обычно, обменялись шутками. Я немножко позволил себе высказать: «Что-то ты редко заходишь, что-то ай-яй-яй, что-то я тебя вижу только на фотографии у Бхагавана Прабху на аватарке». Да, кстати, в телеграмме на аватарке Бхагавана Прабху улыбающийся Баларам вместе с Багаваном. И в этот раз Баларамыч как-то серьезно отнесся к такому высказыванию и сказал: «Да-да, я понял, я понял, нужно чаще приходить в храм». Мне даже показалось — как-то непривычно, нетипично для него.

Еще раз благодарю Господа за то, что позволил мне соприкоснуться с этой возвышенной душой. И пускай Баларам продолжает свой путь.


О Майтрее Риши Прабху

Шрила Махавир Махарадж:

Могу сказать, что мы с Майтреей Риши много путешествовали, пытаясь служить Авадхуту Махараджу, который нам поручал сопровождать учеников Гуру Махараджа и Говинды Махараджа, которые приезжали с проповедью в наши страны. Свое служение Майтрея выполнял всегда добросовестно и старался радовать преданных своим служением, своим отношением. Он всегда относился к другим с уважением и с любовью, на что он был очень способен. Практиковал искренне духовную жизнь и вдохновлял всех, кто был рядом, на более ответственное, серьезное отношение к практике духовной жизни.

Я надеюсь, что Майтрея Риши в этой жизни получил достаточно много милости вайшнавов и нашего ачарьи, Авадхута Махараджа. И семя бхакти, подаренное Майтрее Гурудевом, Говиндой Махараджем, даст свои всходы непременно. В следующей жизни он непременно продолжит свой духовный путь. И, возможно, мы когда-нибудь еще встретимся.

Сакши Гопал Прабху:

Мы были очень дружны с Майтреей Риши Прабху с 2004 по 2014 года, пока я не уехал в Киев от войны. Мы вместе посещали все фестивали, активно участвовали в организации различных мероприятий миссии в Донецке и других городах Украины. Он был надежным товарищем и серьезным преданным с большой верой в Говинду Махараджа. Можно точно сказать, мы были на одной волне, и нам вместе всегда было интересно и вдохновляюще.

Шрила Хришикеш Махарадж:

Дорогие преданные, друзья! С прискорбием сообщаем, что 14-го февраля в больнице в Донецкой области наш дорогой Майтрея Риши Прабху оставил этот мир.

Это был замечательный бхакта! Настоящий! Очень скромный, но всегда был задействован в божественной севе, непосредственно связанной с проповедью.

Он был водителем и возил практически всех Махараджей и других проповедников по всему бывшему СССР.

Также он принимал активное участие в организации проповеднических программ в Донецке и других городах.

24-го февраля мы будем проводить фестивали в честь его ухода.


О Балаванте Прабху

Субхада Диди:

«Мы знаем, как ты жил. Посмотрим, как ты будешь умирать».

И жизнь, и смерть Балы была чудесной, осознанной, яркой…

Мы не знаем, когда заканчивается наш срок пребывания в этом теле, как долго наши близкие будут рядом с нами. Перед лицом смерти отметается все ненужное, все лишние обиды, упреки, злость, претензии — все это теряет смысл перед лицом смерти. И остается только благодарность за то, что близкий человек был рядом и мы вместе прошли определенный путь в Вечности, в этом бесконечном круговороте рождения и смерти.

Мы прожили вместе 19 лет. В 2005 году Бала получил посвящение от Шрилы Гурудева через Госвами Махараджа в Лахте. Госвами Махарадж дал ему имя Балаванта и пошутил тогда: «Чтобы жить с Субхадой, тебе нужно быть очень сильным». Таковым Бала и являлся. Но его сила была не в наборе мускул и настойчивых амбициях. Его сила была в терпении жизненных обстоятельств и в смирении перед вайшнавами. Он верил, что все происходит по воле всеблагого лучезарного Господа. Его сила была в доверии и приятии, он не осуждал никого, рядом с ним все становилось гармоничным. У него не было врагов, все любили его.

Еще в сентябре 2023 года Бала был здоров и весел, как обычно. Он не любил болеть. Но вот и к нему пришла боль, и он обратился в больницу, а в конце октября ему поставили диагноз: рак четвертой степени, не операбельный, предложили химия-терапию. Бала отказался, но и умирать он не собирался. Полный оптимизма, он решил выздоравливать с помощью протоколов альтернативной медицины. Он применял фактически все, что советовали разные источники по альтернативной медицине, вдохновлялся рассказами людей, которые смогли исцелиться с его диагнозом. Частью этого метода была смена климата, и мы уехали в Таиланд на океан, где солнце, целебный морской воздух и климат пышет здоровьем.

Бала передал все свои дела и заботы по храму Экадаши и Динанатху и в конце ноября мы уехали с ним на остров Пханган по совету Махараджа. Мы расположились в уютном местечке, с веранды был слышен звук прибоя и ветерок приносил морской бриз. Еще пять дней мы ходили на море и дышали райским воздухом и были полны надежды на исцеление. Но в декабре с ним случился кризис и фактически два месяца был период полного тотального очищения, он прошел через сильнейшую боль. Тогда, еще в середине декабря, он сказал мне: «Ты не отпускаешь меня…»

Да, я не отпускала его, я хотела, чтобы он жил!

Временами ему становилось лучше, он улыбался и даже пел вайшнавские песни. В этот период к нему приезжал сам Авадхут Махарадж, а также его друг Макханчор Прабху, его дочь Анамика с семьей и Калинди с семьей — наши томские друзья. Все общество преданных, кто знал его, присылали слова поддержки и заботы.

Каждое утро я ставила ему запись чтения джапы маха-мантры Шридхара Махараджа, и за эти два месяца мы послушали «Чайтанья-чаритамриту» три раза и посмотрели эпос «Сита и Рама», почти 270 серий.

Итак, в конце января его состояние обострилось и последние две недели своей жизни он фактически ничего не ел, только немного пил. Я не могла принять и поверить, что он умирает, изо всех сил я старалась облегчить его состояние, но он уже ничего не хотел. За эти две недели февраля он фактически растаял, его глаза ввалились глубоко в глазницы, но они продолжали видеть. Примерно за неделю до смерти он стал говорить, что время от времени не слышит, но слух его тоже сохранялся до самого последнего мгновения. И он даже мог дойти до веранды и до туалета до самого последнего дня.

15 февраля мое собственное состояние стало критичным, я не могла смотреть на него без слез, и я пошла поплакать на море, я старалась не плакать при нем. В полном отчаянье я обратилась к Господу с молитвой: «Господь, это становится невыносимым, дай мне знак, что дальше, один только день, покажи мне! Если Ты решил забрать Балу, я не держу его больше, я отпускаю его — забирай! А если его земной путь не закончен, то поставь его на ноги, пусть он выздоравливает».

17 февраля утром Бала сказал мне: «Сегодня последнее утро. Не уходи никуда сегодня».



1  В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8.248) сказано: ‘дух̣кха-мадхйе кона дух̣кха хайа гурутара?’ / ‘кр̣ш̣н̣а-бхакта-вираха вина̄ дук̣кха на̄хи декхи пара’ — «На вопрос Шри Чайтаньи Махапрабху о том, что является самым мучительным из всех страданий, Рамананда Рай ответил: „Я не знаю более невыносимой муки, чем разлука с преданными Кришны“».

2  В Бхагавад-гите (8.24) сказано: агнир джйотир ахах̣ ш́уклах̣, ш̣ан̣-ма̄са̄ уттара̄йан̣ам / татра прайа̄та̄ гаччханти, брахма брахма-видо джана̄х̣ — «Те, кто познал Брахман, достигают Его, оставляя тело в дневное время, во время владычества божеств огня и света, в продолжение двухнедельной фазы прибывающей луны, в то время, когда солнце в течение шести месяцев двигается по северной орбите».



Майтрея Риши Прабху
Баларам Прабху
Балаванта Прабху


←  «Прославление Шрилы Нароттама Даса Тхакура». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Поток вдохновения» ·• Архив новостей •· «Майя Деви получает посвящение в воспевание имени Кришны». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 14 июня 2013 года. Чиангмай, Таиланд  →

Russian

Разлука с вайшнавами

В беседе со Шри Чайтаньей Махапрабху Рамананда Рай говорит, что самой нестерпимой болью он считает разлуку с вайшнавами[1]. На нашем уровне духовного восприятия это его утверждение неочевидно, но отдаленно мы можем почувствовать, когда это касается разлуки с теми преданными, которые были особо дороги нашему сердцу.

В феврале ушло сразу трое преданных: Баларам Прабху — 7 февраля, Майтрея Риши Прабху — 14 февраля, и Балаванта Прабху — 18 февраля.

Баларам Прабху

Баларам Прабху родился в семье преданных и воспитывался в сознании Кришны с самого детства, подавая большие надежды. От мамы Лакшми Рани он унаследовал свою необыкновенную доброту, а тетя Анурадха Диди и дядя Вриндаван Прабху патронировали его и давали ценные духовные наставления. Он совершил очень много служения в нашем московском храме на Кисельном, не гнушаясь даже самой «грязной» работы. Всегда был скромен и простодушен и питал дружеские чувства ко всем преданным. Этим летом на вайшнавском фестивале в Абхазии он получил брахманическое посвящение, еще больше укрепившись на пути служения. Когда он ушел в результате трагического стечения обстоятельств, ему было всего 27 лет. Все преданные были шокированы его уходом, на прощание с ним в Москву приехали Шрила Хришикеш Махарадж и Шрипад Виджай Раман Прабху.

Майтрея Риши Прабху

Майтрея Риши Прабху в советское время был строителем, строил город Сочи, был шахтером в Кузбассе, а также был профессиональным водителем. Заинтересовавшись сознанием Кришны, он стал приходить в местный храм и совершать посильное служение. Позже он познакомился с последователями Шрилы Говинды Махараджа, и в 2005 году получил у него посвящение в Харинам и имя Майтрея Риши Прабху. Он был очень скромным и потому держался в тени, но всегда в гуще служения: он участвовал в организации и проведении духовных программ и фестивалей как в Донецке, так и в других городах нашей миссии на Украине, в России и Абхазии, а также возил на машине всех наших санньяси и других проповедников. В последние годы Майтрея Риши Прабху жил в зоне боевых действий у себя в станице Ясеневатая и заботился о своей больной супруге, а похоронив ее, не захотел переезжать в безопасное место и бесстрашно жил в своем полуразрушенном доме, до самого последнего дня поклоняясь Господу и служа преданным.

О Майтрее Риши Прабху мы уже недавно писали, когда собирали пожертвования на его лечение. К сожалению, было уже поздно. Большая часть собранных средств была потрачена на его похороны, а другая — на приготовление бхоги для божеств в наших храмах и центрах в честь памятования о Майтрее Риши Прабху. Его день памяти как раз сегодня, 24 февраля.

Балаванта Прабху

Балаванта Прабху был у всех на виду и на слуху — столь многие преданные нашей международной миссии во всем мире знают и любят его. Вместе с супругой Субхадой Диди они создали и все эти годы поддерживали томский храм, который они ласково называли «Домик Гирираджа», а также всех местных преданных.

Балаванта Прабху профессионально занимался астрологией, и многие люди обращались к нему за подсказкой для решения той или иной жизненной дилеммы, и он мягко направлял их на духовный путь. Многие также начинали свое утро с просмотра «Астрологической зарядки» Балаванты Прабху, которая заряжала их позитивом на весь день, при этом даже не подозревая, сколько времени у него уходило ежедневно на подготовку и производство контента.

Балаванта Прабху тоже был очень скромным в жизни, но очень ярким в творчестве. Он любил эксперименты, и поэтому часто радовал своего зрителя новым артхаусным кино, в котором актерами были преданные, а Шрила Авадхут Махарадж часто выступал соавтором-сценаристом и актером. В творческом портфолио Балаванты Прабху также несколько театральных спектаклей для преданных и музыкальных роликов, как правило поздравительных.

В своем кино Балаванта Прабху сам всегда играл главную роль — чаще всего это сильный духом герой, герой нашего времени, спасающий мир от опасности, порой ценой собственной жизни. Его жизненный путь и идеал — это путь героя. Вместе с Субхадой Диди они прошли этот путь до конца.

17 февраля отмечался Бхишмаштами — день ухода деда Бхишмы, героя «Махабхараты». Пронзаемый болью, лежа на ложе из воткнутых в него стрел, дед Бхишма использовал благословение, полученное от отца и небожителей: умереть, когда сам пожелает. Он ждал 48 дней, пока солнце пойдет по северному пути[2], чтобы уйти из этого мира. Балаванта Прабху ушел в ночь с 17 на 18 февраля. Его день памяти — 28 февраля — будет отмечаться в наших храмах и центрах.

Воспоминания

Сейчас многие делятся своими воспоминаниями об ушедших преданных, Расананда Прабху собирает их, и в ближайшее время мы их опубликуем.


О Балараме Прабху

Бхагаван Прабху Брахмачари:

Первый раз с Баларамом и его сестрой я встретился в лахтинском храме. Мы сразу подружились, им было лет 10–12, и они всегда хотели чем-нибудь помочь. Это было зимой — снега было навалом, и втроем мы тачками вывозили его на берег залива. Было очень весело, мы бегали с этими тачками наперегонки, постоянно падали, переворачивались, и так каждый день они мне помогали. Потом лет через десять мы встречаемся на Кисельном — мы вспомнили, как это было в Лахте… Здесь он помогал всем, со всеми дружил, всегда был на позитиве. Иногда мы с ним гуляли, общались на разные темы. Мне он никогда не жаловался, я не был для него типа наставником — мы были друзьями.

Баларам Прабху ки джай!

Расешвари Диди:

К сожалению, я не много общалась с Баларамом. Но что я видела — это было прекрасно. Баларам — необыкновенная личность. Настолько искренняя и открытая душа. Он всегда улыбался, был добр и тактичен. Никогда не слышала, чтобы он кого-то критиковал или оценивал. Это такая редкость в наше время. Вспоминая его, приходит вдохновение. Очень рада, что знала его; жаль, что так мало.

Жаль, что мы начинаем ценить, когда теряем.

Савитри Диди:

Посвящается брату Балараму.

Я не так давно в миссии, но все мои духовные братья и сестры мне очень важны и дороги. Хотелось бы начать с того, что, сколько я себя помню, Баларам всегда в служении, он всегда в храме, всегда с преданными, очень глубокий в вере, очень добрый, очень искренний и настоящий. Когда я получила посвящение, мы шли с ним и Аруни до метро, меня откровенно «перло», я скакала, прыгала и веселилась, а он очень серьезно и очень мягко дал мне наставления, чтобы я обязательно не забыла прочитать свои круги. На всех фестивалях, всех праздниках он всегда был, не помню ни одного, на которых я была, чтобы его не было. Добрый, искренний, открытый, честный и скромный. Всегда с улыбкой, всегда на позитиве.

Осенью, когда он поехал в Абхазию, была очень за него рада. Помню, он мне сказал, не переживай, что не получается, время придет — и ты поедешь, я этой поездки долго ждал. Я не хочу писать о грусти, о боли разлуки с близкими, потому что в любом случае это очень больно и тяжело. Но я хочу верить в то, что его забрал Господь, ведь без Его воли и травинка не шелохнется. Наша жизнь не заканчивается смертью, и я искренне желаю его душе удачи на пути гармонии к стопам Гурудева!

Джай Баларам Прабху ки джай!

Тарун Кришна Прабху:

Не скажу, что мы были с Баларамом близкими друзьями, но много раз виделись. Каждая встреча, вспоминаю сейчас, оставляла у меня какое-то воспоминание тепла. Вообще, редкие люди оставляют у меня такое благостное, теплое впечатление. Обычно мы шутили, но редко обсуждали какие-то серьезные вопросы. Можно сказать, мы не обсуждали священные писания, сиддханту, говорили о каких-то простых вещах. В основном это были шутки. Тем не менее я помню это ощущение общения с человеком, который умеет не причинять беспокойство. Это очень важное качество души. Человек, который прост. Который прост искренне, а не потому, что пытается таким казаться. В общении с Баларамом всегда чувствуешь тепло, уют и никакого беспокойства. Нет ощущения, что тебя кто-то поранит, ощущения, что тебе что-то скажет не то, из-за чего тебе будет как-то неуютно и неудобно. Это действительно редкий дар. Я очень благодарен Господу за то, что позволил мне соприкоснуться с такой душой.

Я помню, за несколько дней до ухода Баларам пришел на Кисельный. Мы встретились, обнялись и, как обычно, обменялись шутками. Я немножко позволил себе высказать: «Что-то ты редко заходишь, что-то ай-яй-яй, что-то я тебя вижу только на фотографии у Бхагавана Прабху на аватарке». Да, кстати, в телеграмме на аватарке Бхагавана Прабху улыбающийся Баларам вместе с Багаваном. И в этот раз Баларамыч как-то серьезно отнесся к такому высказыванию и сказал: «Да-да, я понял, я понял, нужно чаще приходить в храм». Мне даже показалось — как-то непривычно, нетипично для него.

Еще раз благодарю Господа за то, что позволил мне соприкоснуться с этой возвышенной душой. И пускай Баларам продолжает свой путь.


О Майтрее Риши Прабху

Шрила Махавир Махарадж:

Могу сказать, что мы с Майтреей Риши много путешествовали, пытаясь служить Авадхуту Махараджу, который нам поручал сопровождать учеников Гуру Махараджа и Говинды Махараджа, которые приезжали с проповедью в наши страны. Свое служение Майтрея выполнял всегда добросовестно и старался радовать преданных своим служением, своим отношением. Он всегда относился к другим с уважением и с любовью, на что он был очень способен. Практиковал искренне духовную жизнь и вдохновлял всех, кто был рядом, на более ответственное, серьезное отношение к практике духовной жизни.

Я надеюсь, что Майтрея Риши в этой жизни получил достаточно много милости вайшнавов и нашего ачарьи, Авадхута Махараджа. И семя бхакти, подаренное Майтрее Гурудевом, Говиндой Махараджем, даст свои всходы непременно. В следующей жизни он непременно продолжит свой духовный путь. И, возможно, мы когда-нибудь еще встретимся.

Сакши Гопал Прабху:

Мы были очень дружны с Майтреей Риши Прабху с 2004 по 2014 года, пока я не уехал в Киев от войны. Мы вместе посещали все фестивали, активно участвовали в организации различных мероприятий миссии в Донецке и других городах Украины. Он был надежным товарищем и серьезным преданным с большой верой в Говинду Махараджа. Можно точно сказать, мы были на одной волне, и нам вместе всегда было интересно и вдохновляюще.

Шрила Хришикеш Махарадж:

Дорогие преданные, друзья! С прискорбием сообщаем, что 14-го февраля в больнице в Донецкой области наш дорогой Майтрея Риши Прабху оставил этот мир.

Это был замечательный бхакта! Настоящий! Очень скромный, но всегда был задействован в божественной севе, непосредственно связанной с проповедью.

Он был водителем и возил практически всех Махараджей и других проповедников по всему бывшему СССР.

Также он принимал активное участие в организации проповеднических программ в Донецке и других городах.

24-го февраля мы будем проводить фестивали в честь его ухода.


О Балаванте Прабху

Субхада Диди:

«Мы знаем, как ты жил. Посмотрим, как ты будешь умирать».

И жизнь, и смерть Балы была чудесной, осознанной, яркой…

Мы не знаем, когда заканчивается наш срок пребывания в этом теле, как долго наши близкие будут рядом с нами. Перед лицом смерти отметается все ненужное, все лишние обиды, упреки, злость, претензии — все это теряет смысл перед лицом смерти. И остается только благодарность за то, что близкий человек был рядом и мы вместе прошли определенный путь в Вечности, в этом бесконечном круговороте рождения и смерти.

Мы прожили вместе 19 лет. В 2005 году Бала получил посвящение от Шрилы Гурудева через Госвами Махараджа в Лахте. Госвами Махарадж дал ему имя Балаванта и пошутил тогда: «Чтобы жить с Субхадой, тебе нужно быть очень сильным». Таковым Бала и являлся. Но его сила была не в наборе мускул и настойчивых амбициях. Его сила была в терпении жизненных обстоятельств и в смирении перед вайшнавами. Он верил, что все происходит по воле всеблагого лучезарного Господа. Его сила была в доверии и приятии, он не осуждал никого, рядом с ним все становилось гармоничным. У него не было врагов, все любили его.

Еще в сентябре 2023 года Бала был здоров и весел, как обычно. Он не любил болеть. Но вот и к нему пришла боль, и он обратился в больницу, а в конце октября ему поставили диагноз: рак четвертой степени, не операбельный, предложили химия-терапию. Бала отказался, но и умирать он не собирался. Полный оптимизма, он решил выздоравливать с помощью протоколов альтернативной медицины. Он применял фактически все, что советовали разные источники по альтернативной медицине, вдохновлялся рассказами людей, которые смогли исцелиться с его диагнозом. Частью этого метода была смена климата, и мы уехали в Таиланд на океан, где солнце, целебный морской воздух и климат пышет здоровьем.

Бала передал все свои дела и заботы по храму Экадаши и Динанатху и в конце ноября мы уехали с ним на остров Пханган по совету Махараджа. Мы расположились в уютном местечке, с веранды был слышен звук прибоя и ветерок приносил морской бриз. Еще пять дней мы ходили на море и дышали райским воздухом и были полны надежды на исцеление. Но в декабре с ним случился кризис и фактически два месяца был период полного тотального очищения, он прошел через сильнейшую боль. Тогда, еще в середине декабря, он сказал мне: «Ты не отпускаешь меня…»

Да, я не отпускала его, я хотела, чтобы он жил!

Временами ему становилось лучше, он улыбался и даже пел вайшнавские песни. В этот период к нему приезжал сам Авадхут Махарадж, а также его друг Макханчор Прабху, его дочь Анамика с семьей и Калинди с семьей — наши томские друзья. Все общество преданных, кто знал его, присылали слова поддержки и заботы.

Каждое утро я ставила ему запись чтения джапы маха-мантры Шридхара Махараджа, и за эти два месяца мы послушали «Чайтанья-чаритамриту» три раза и посмотрели эпос «Сита и Рама», почти 270 серий.

Итак, в конце января его состояние обострилось и последние две недели своей жизни он фактически ничего не ел, только немного пил. Я не могла принять и поверить, что он умирает, изо всех сил я старалась облегчить его состояние, но он уже ничего не хотел. За эти две недели февраля он фактически растаял, его глаза ввалились глубоко в глазницы, но они продолжали видеть. Примерно за неделю до смерти он стал говорить, что время от времени не слышит, но слух его тоже сохранялся до самого последнего мгновения. И он даже мог дойти до веранды и до туалета до самого последнего дня.

15 февраля мое собственное состояние стало критичным, я не могла смотреть на него без слез, и я пошла поплакать на море, я старалась не плакать при нем. В полном отчаянье я обратилась к Господу с молитвой: «Господь, это становится невыносимым, дай мне знак, что дальше, один только день, покажи мне! Если Ты решил забрать Балу, я не держу его больше, я отпускаю его — забирай! А если его земной путь не закончен, то поставь его на ноги, пусть он выздоравливает».

17 февраля утром Бала сказал мне: «Сегодня последнее утро. Не уходи никуда сегодня».



[1] В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8.248) сказано: ‘дух̣кха-мадхйе кона дух̣кха хайа гурутара?’ / ‘кр̣ш̣н̣а-бхакта-вираха вина̄ дук̣кха на̄хи декхи пара’ — «На вопрос Шри Чайтаньи Махапрабху о том, что является самым мучительным из всех страданий, Рамананда Рай ответил: „Я не знаю более невыносимой муки, чем разлука с преданными Кришны“».

[2] В Бхагавад-гите (8.24) сказано: агнир джйотир ахах̣ ш́уклах̣, ш̣ан̣-ма̄са̄ уттара̄йан̣ам / татра прайа̄та̄ гаччханти, брахма брахма-видо джана̄х̣ — «Те, кто познал Брахман, достигают Его, оставляя тело в дневное время, во время владычества божеств огня и света, в продолжение двухнедельной фазы прибывающей луны, в то время, когда солнце в течение шести месяцев двигается по северной орбите».



Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования