«Вера и верность. О проповеди и практике сознания Кришны». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 4 апреля 2018 года. Киев, Украина




Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Вера и верность.
О проповеди и практике сознания Кришны

(4 апреля 2018 года. Киев, Украина. Беседа в Vedalife Loft)


#00:00:30#

Мадхусудан Махарадж: Мы очень рады и вдохновлены слышать о том, как здесь все хорошо происходит, слышать от Вишакхи [Диди] и других, которые здесь были, потому что это вдохновляет. В 2014-м году Украина была первой западной страной, куда я вырвался из Индии. И когда бы я ни приезжал в Индию, там я чувствую себя как дома. Хотя это странное место, безумное место, но там я чувствую себя дома. И когда мы ехали из аэропорта, я чувствовал некие ухабы и пробоины на дороге, и это напомнило мне Индию — у Индии есть характер и у Украины есть такое. Вы ведь не хотите, чтобы все совершенно было.

#00:02:24#

Ачьюта Ананда Прабху: Я спросил Махараджа [про] какие-то фундаментальные основы: что такое духовная практика с точки зрения нашей традиции?

Мадхусудан Махарадж: Самая важная основа, как говорил Гурудев, — это связь с преданными. И вот почему здесь находится ваш «Ведалайф-лофт». Как мы знаем, лофт — это некое пространство, которое находится сверху здания. Но поскольку в духовной жизни все прямо противоположно жизни материальной, наш «Ведалайф» существует здесь в подвале. И это свидетельство тому, что наш «Ведалайф-лофт» — пространство духовное. Собственно, для этого лофт здесь и существует, чтобы делиться посланием Махапрабху, вдохновлять искренних искателей. А если кто-то не ищет, тогда мы должны постараться пробудить в нем тенденцию к поиску. Если у кого-то нет веры в святое имя, то мы должны стараться пробудить в нем эту веру.

#00:04:37#

Итак, основа основ духовной практики — это связь с преданными.

Вриндаван Чандра Прабху: А как же сделать это?

Мадхусудан Махарадж: Это уже следующий вопрос. Связь с группой, с каким-то обществом оказывает на нас большое влияние. Духовная связь оказывает на нас духовное влияние, связь со спортом оказывает спортивное.

#00:05:50#

Итак, связь с преданными предоставляет нам возможность для [появления] духовных тем, для обсуждения, для бесед, чтобы мы могли собираться и говорить о Господе, о вечном, об истине. Потому что, если говорить о чем-то другом, это просто приглашать смерть. И если мы способны найти какую-то связь [с духовным], то мы должны потом стараться и поддерживать ее. Обретя связь с преданными и услышав о том, что такое высочайшая цель, мы понимаем это сердцем, понимаем это разумом, что это так, что это надо. Мы должны потратить все свои силы, всю свою жизнь на то, чтобы укрепить веру в это и добраться до нее.

#00:07:10#

[Предлагают гирлянду Мадхусудану Махараджу.]

Преданный: Джай Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж!

Преданные: Джай!

#00:07:31#

Мадхусудан Махарадж: Как всегда, гирлянда — для нашего Гурудева. Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай! Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай! Это [подношение] для них! Такая прекрасная гирлянда. В независимости от того, роза импортированная или нет, она настоящая, кто бы ее ни сделал. А кто ее сделал? Ее сделал Кришна. На «Вилла Говинде» в Италии тоже предложили гирлянду с маленькой розочкой, которая у них в саду выросла, а здесь роза большая. И почему я упомянул о том, что «Вилла Говинда» итальянская? Потому что есть еще одна «Вилла Говинда» в Сочи. Итальянцы счастливы, что есть еще одно место с таким названием, и они говорят: «О, они позаимствовали имя у нас, мы рады этому!» И я нахожу «Виллу Говинду» в Сочи очень похожей на «Виллу Говинду» в Италии по самой своей природе. Такие же прекрасные преданные, такое же [подобное] расположение территориальное — где-то недалеко от города в деревенской местности, но город рядом. Все очень похоже. А, может быть, Шрила Авадхут Махарадж выбрал это имя? И как есть города-близнецы, это ашрамы-близнецы, они очень похожи. Возможно, Авадхут Махарадж что-то знал, что-то держал в уме по этому поводу.

#00:10:30#

Итак, основы духовной практики — это связь с преданными и концентрация на том, куда нам нужно двигаться. Иногда Гурудев описывал это как канал в одну сторону. Иногда он говорил, что это похоже на зонтик: как зонтик защищает нас от дождя, так и это. Помимо этих двух вышеупомянутых вещей, являющихся основами, — связи с преданными и концентрации на цели, существуют такое явление, как воспевание святого имени. И благодаря связи с преданными, этому каналу или зонтику, какую бы аналогию мы ни применили, естественным образом проявятся и другие вещи, такие как воспевание святого имени, служение преданным, почитание прасада.

#00:12:21#

Еще одна из основ — это искренность, если мы искренни в нашем поиске. Также мы можем вспомнить терпение, смирение и оказание почтения другим. Такова формула успешного воспевания [святого имени Господа], как подчеркивал Гурудев. Каждый день мы должны тренировать терпение, смирение и выражать почтение другим. Также [необходимо] стараться не видеть вины в других людях, даже если они виноваты. Но ведь вы знаете уже все эти вещи, не так ли? Не то чтобы за четыре года что-то поменялось, какая-то формула поменялась или подходы поменялись, все остается по-прежнему. Вы об этом знаете, мы продолжаем это практиковать.

#00:14:54#

Так или иначе, Гурудев просил нас говорить об этом, обсуждать это, потому что это основа. Основа здания может разрушиться. Если вы знаете основы, [у вас] все может получиться лучше. Другой пример, который использовал Гурудев, — это спутник, ракета, которую мы посылаем в космос. Так или иначе, у этой ракеты должна быть какая-то стартовая площадка, манипулятор, куда она будет приземляться, потому что она может приземлиться на воду, может приземлиться на землю. Чтобы она не разбилась, она должна иметь хорошую устойчивую площадку, выступ.

#00:16:47#

Шрила Прабхупада буквально пытается достучаться до наших голов, как будто молотком стучит по головам из всех своих книг, своих посланий. Каковы фундаментальные основы? Никаких азартных игр, никакого приема одурманивающих веществ, никакого незаконного секса, никакого мясоедения, чтение шестнадцати кругов [маха-мантры на четках] каждый день. Шрила Прабхупада во всех книгах об этом говорит. Это одни из тех основ, которые помогают зданию держаться крепко и не разрушаться, или как стартовая площадка для ракеты.

#00:17:51#

По моему смиренному или не очень мнению, наш Гурудев дал еще кое-какие основы, которыми он пытается до нас достучаться. И эти основы — это терпение, смирение, выражение почтения всем. И еще одна очень важная вещь, которую Гурудев буквально подчеркивает, которая очень важна, — это концентрация на нашей цели, куда мы движемся, на послании наших учителей, нашей гуру-варги. Не концентрация на своих каких-то материальных целях: [на] муже, жене, а именно на этом. В начале, конечно, это одно, но по ходу, если мы углубимся в послания того, что нам дают, то, что нам пытаются сказать Рупа Госвами, Сарасвати Тхакур, Бхактивинод Тхакур, Гурудев, Нитьянанда Прабху, мы поймем, попытаемся осознать всю подлинную ценность и глубину этого.

#00:20:18#

Еще один важный момент — это ограниченность. Мы ограничены по времени, мы ограничены в ресурсах, мы ограничены во многом. Так зачем же тратить и так уже наши ограниченные возможности на какие-то другие низменные цели, кроме как на эту основную духовную цель? Так Гурудев подчеркивал важность терпения, смирения, выражения почтения всем и концентрации на посланиях наших Гуру. И что такое концентрация на посланиях учителей? Это вера в это послание, это вера до конца своих дней и укрепление веры в это.

#00:21:43#

Сегодня мы были в госпитале. Пребывание там напомнило нам о том, насколько мы временны здесь [в материальном мире] и [насколько временны] наши внешние тела. Мы даже видели пример этому, аналогию: в больнице умирают люди, а на улицу выйдешь — там люди курят. И вчера в аэропорту кто-то показал мне смешной знак: в одну сторону молитвенная комната, а в другую сторону — курительная.

#00:22:57#

Так или иначе, мы должны определиться, в какую сторону нам двигаться, и, определившись, двигаться с надеждой в позитивную сторону как можно дольше. Но важнее этого вера в Гурудева. Конечно, мы не пытаемся сделать какой-то упор: туда молитвенная, а туда курильня. Каждому отдельно взятому человеку нужно задуматься, в какую сторону идти. «Но важнее этого, — говорил Гурудев, — это вера». Мы стараемся не замечать плохие вещи в людях. В конце концов, сам Гурудев не отрицал людей с материалистичными вредными привычками, он принимал всех.

#00:24:35#

Но поскольку мы были в больнице, это было хорошим напоминанием о том, что да, мы очень скоро покинем эти тела. В «Шикшаштаке» Махапрабху писал, который начинается с [стиха] «чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇»[1], [там] есть такой пример: ты бежишь по лесу, но если в лесу пожар, ты далеко не убежишь, пожар все равно тебя настигнет, и ты сгоришь, деваться некуда. Итак, этот пожар в лесу сравнивается с материальным миром. И Махапрабху говорит, что благодаря воспеванию святого имени мы можем спастись, мы можем вырваться из этой западни рождений и смертей. Далее в Бхагавад-гите Кришна говорит, что даже незначительное продвижение на духовном пути полностью устраняет страх смерти. Смерти боятся все — насекомые, животные, звери, птицы, люди, но мы имеем возможность, продвигаясь по духовному пути, избавиться от этого страха. Мы можем быть в лесу, и пожар может нас настигать, но бояться мы уже не будем.

#00:27:39#

Итак, первые два эффекта от воспевания святого имени. Первый эффект — очищение зеркала ума. И действительно, [воспевание святого имени —] это самый быстрый способ очистить ум, очищается ум очень быстро. И второй — это некое освобождение от страха смерти. Мы все знаем, что нам придется рано или поздно оставить тело. Так вот, второй эффект — мы уже не боимся этого.

#00:28:25#

Итак, давайте в здравом уме, в здоровом теле, со здоровым духом будем собираться вместе и помнить о том, что говорил нам Гурудев, его послания, нам нужна эта связь. Сегодня нам напомнили о рождении и смерти, и нам постоянно приходят знаки о рождении и смерти. Я вижу, у тебя как минимум один вопрос есть.

#00:29:39#

Вриндаван Чандра Прабху: Как же зажечь в людях искру интереса к святому имени?

Мадхусудан Махарадж: Рассказать им о том, что в лесу может быть пожар. Так пару лет назад в Навадвипе мы пригласили Шрилу Госвами Махараджа провести лекцию на тему, очень схожую с этим вопросом: как заинтересовать людей в сознании Кришны? Госвами Махарадж тогда очень хорошо сказал: «Если бы был только один подход, чтобы буквально каждый мог этому подходу следовать, то было бы слишком просто и все уже стали бы преданными. Но мы все разные, индивидуальные, поэтому и подходы разные. Нет какого-то одного ответа на твой вопрос». Даже если мы вспомним свою прошлую жизнь, давайте вспомним, в чем мы видели смысл в ней, в этой прошлой жизни? У каждого этот смысл был свой. Так и здесь, когда мы пытаемся кого-то заинтересовать в сознании Кришны, мы должны подстраиваться под его личную природу.

#00:32:36#

Мы знаем, что были три сверхличности, такие как Шрила Прабхупада, Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж, и то, что они пытались сделать: они распространяли сукрити, благую удачу. Гурудев подчеркивал, что необходима благая удача. Человеку можно многое объяснить, многое рассказать и показать, но если человек неудачлив, он не заинтересуется [духовным]. Поэтому удача очень важна. Также Гуру Махарадж подчеркивал в своих книгах это качество сукрити как некую основу для этого. Без сукрити человеку сложно будет. Сукрити — это та удача, которая помогает человеку интересоваться [духовным] и впитывать знания [об этом].

#00:34:14#

Одним из «оружий» Шрилы Прабхупады, мощным оружием, был прасад, раздача прасада. И это оружие было настолько мощным, что некие завистники мира сего даже пытались убедить Прабхупаду в том, что он что-то подмешивал в прасад, что он оказывал такой эффект. Было очень много глупых обвинений, когда сознание Кришны распространялось в западном мире, в том, что в прасад что-то подкладывают. Но в каком-то смысле это правда. Там действительно что-то «подкладывают». Но подкладывают туда любовь и преданность Кришне, для того чтобы это было не только внешне полезно и вкусно, но и оказывало позитивное влияние на дживу, на душу.

#00:36:00#

Я помню, когда я был молод, мы сидели у Гуру Махараджа, и кто-то его спросил: «А что, действительно, прасад имеет какое-то духовное свойство? Ведь он внешне ничем не отличается от обычной пищи?» И Гуру Махарадж сказал очень четко: «Прасадам — это исключительно духовное явление». Но также, он говорил, существует градация прасада. И все составляющие прасада, такие как собирание пожертвований, осуществление покупки, приготовление, предложение, потом почтение его, — это все оказывает большое влияние на качество непосредственно прасада.

#00:37:40#

Как-то раз Гуру Махарадж рассказывал историю о том, как [сам] Гуру Махарадж с другим Махараджем, Джаджаваром Махараджем, который был его духовным братом и очень дорогим и близким другом, как-то раз они почитали прасад и беседовали на тему важности этого прасада. И контекст беседы был такой. Джаджавар Махарадж говорит: «Итак, если прасад — это нечто живое, то что же эта лепешка чапати не перескочит из одной тарелки в другую?» И Гуру Махарадж ответил: «Да, если она захочет, то она перепрыгнет». И далее он продолжил: «И вот в этом моменте у меня с Джаджаваром Махараджем возникли разногласия». Разногласия были со всей нежностью и заботой, а прасад — это действительно серьезное и важное явление, которое мы должны почитать. Мы должны распространять прасад, потому что, даже если человек не понимает и не чувствует этой его духовной ценности, он все равно обретает некое сукрити от почтения оного.

#00:40:30#

Поэтому отвечаю на твой вопрос, как заинтересовать людей: можно играть на том, что человеку интересно. Если кому-то интересно покушать, то можно зазывать покушать, говоря, что здесь бесплатно раздают много вкусной еды, много самос и прочего. Таким образом это предоставит им возможность услышать о Кришне, о Махапрабху, что, возможно, подтолкнет их к чему-то дальнейшему.

#00:41:28#

Сарасвати Тхакур всегда был счастлив, видя имя Кришны в разных газетах, в разных заметках, даже если в каком-то плохом смысле. «Они все равно, — он говорил, — читают Его имя, они видят Его, Кришну». Разумеется, Сарасвати Тхакур не видел ничего плохого в этих статьях о Кришне, но само по себе присутствие имени Кришны в статьях и то, что человек его увидел и прочитал, могло оказать некий позитивный эффект в будущем. Очень важна искренность, потому что подходы разные. Если мы спросим каждого отдельно взятого человека, что их привлекло в сознании Кришны, ответы будут разные, но мы в объяснении того, чем мы тут занимаемся, и нашей традиции должны быть искренни и простосердечны. Да, это может оказать эффект.

#00:43:45#

Итак, я тут кое-что читал. Я вообще люблю читать то, что говорили или писали наши учителя, Гурудев и Гуру Махарадж. Наверно, я сейчас прочитаю. Возможно, это тебя вдохновит. Я прочитаю тебе отрывок из книги «Истина откровения». Кто является лучшим распространителем сознания Кришны? Конечно, же это сам Махапрабху. Нет, возможно, это были Нитьянанда и Вирачандра, но все-таки лучше Господа вряд ли с этим кто-то справится.

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Преданные: Джай!

#00:45:12#

Мадхусудан Махарадж: Итак, я прочитаю отрывок, он небольшой, не переживай, но, возможно, он тебя вдохновит, и начинается он так. «Шри Чайтанья Махапрабху, сам Господь, который показал лилы Радхи и Кришны, подобные бриллианту». Как будто у вас в карме есть какой-то алмаз, и вы хотите человека этим алмазом привлечь, достать из кармы и сказать: «Посмотри, какой!» Подобно этой аналогии, здесь Гурудев говорит: «Махапрабху показал игры Радхи и Кришны, как этот алмаз. Во время Своего явления в образе Кришны Господь наслаждался лично Своей мадхурья-лилой. Он не распространял мадхурья-лилу в это время душам. Что такое мадхурья-лила? Это самые сладостные сокровенные игры, и ими наслаждается сам Господь, а Махапрабху их показывал. Но во время Своей аударья-лилы, как Шри Чайтанья Махапрабху, Господь активно распространяет Свою же мадхурья-лилу повсюду. И поэтому аударья-лила Шри Чайтаньи Махапрабху ценится преданными выше, чем кришна-лила [мадхурья-лила]».

#00:48:29#

Далее в коротком абзаце может быть ответ на твой вопрос, как заставить людей захотеть [принять святое имя]. «Шримад-Бхагаватам» описывает, как Шри Чайтанья Махапрабху распространяет Себя и Свой дар кришна-премы так же, как Он предоставляет душам вход в Его мадхурья-лилу. И кто-то из вас может знать эти строчки из «Шримад-Бхагаватам»:

#00:48:48#

кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇,
са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам
йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир,
йаджанти хи су-медхасах̣[2]

В этих строчках есть такое слово су-медхасах̣, что означает «удачливый». Также здесь приводится перевод этой шлоки. Я уверен, вы читали эту строчку, может быть, она вам знакома, потому что она также приведена в «Золотом вулкане божественной любви». Такие прекрасные строчки, и сейчас перевод этих строчек. «Шримад-Бхагаватам» много-много времени назад предрек, что так будет. Это одиннадцатая песнь «Шримад-Бхагаватам». Итак, перевод: «Кришна примет форму Господа Гауранги, чтобы распространить божественную любовь и божественную форму посредством Его божественного имени. Он будет распространять все посредством санкиртаны. Ягья означает „жертвоприношение“, маха-ягья означает „великое жертвоприношение“. Великое жертвоприношение совместного воспевания святого имени Господа. Он будет кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇. Он будет всегда воспевать святое имя Кришны, и Его форма будет иметь золотое сияние. Далее са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир: вместе с Его спутниками — Нитьянандой Прабху, Адвайта Ачарьей, Гададхаром Пандитом, Шривасом Тхакуром и другими — Он будет танцевать, воспевать и задействовать всех в жертвоприношении харинам-санкиртаны. Далее йаджанти хи су-медхасах̣: все удачливые души будут практиковать процедуру, которую Он распространяет, и почувствуют кришна-прему в своих сердцах». Таков был перевод этих строчек. Возможно, это поможет ответить на твой вопрос.

#00:53:04#

Также мы не можем не заметить, что важное влияние оказывает чистота презентации: то, как мы говорим, чистота в сердце. Чистота очень важна. Мы читаем наши книги, написанные величайшими чистейшими душами, такими как Бхактивинод Тхакур, Сарасвати Тхакур, Шрила Гурудев, Шрила Гуру Махарадж, Шрила Прабхупада. Чистые послания, написанные этими чистыми душами, так или иначе возымеют необходимый эффект. Сейчас другое время, отличное от того, когда я пришел, я пришел [в миссию] в 80-х. Когда мы приехали в Индию, мы пришли, только побрились, надели дхоти и были таковы. Но спустя какие-то две-три недели мы были в холодной Англии и распространяли журнал «Назад к Богу». И что мы могли об этом сказать? Что мы знали? Но мы делали это с какой-то верой, поскольку мы сами читали и понимали, что это оказывает эффект, мы распространяли это знание.

#00:56:20#

Сейчас другое время, другая эпоха, цифровая — эпоха интернета, и, так или иначе, каждый из вас может распространять святое имя, проповедуя там. Не так, как мы тогда в холодной Англии на улице раздавали книги. Сейчас можно иначе делать, но так или иначе задействовать себя можно, и это может каждый. И опять же мы можем пытаться, мы должны быть искренни в этих своих попытках и должны надеяться, что кто-то возьмет и оценит то, что мы попытаемся им дать.

#00:57:24#

Для большинства людей, возможно, уже слишком поздно, как, например, для тех, кто умирает в хосписах. Им поздно уже менять свой ум, менять свой менталитет, менять свои привычки и вообще меняться. Я почему говорю о хосписе? Потому что я сегодня был в хосписе, проведал Гаятри [Диди] и подумал, какая же она удачливая душа, она полностью умиротворена там. Она лежит там, понимая, что скоро может оставить тело, но при этом она очень спокойна, она сконцентрирована на духовной практике. Она возглавляла бхаджан утром, она пела ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа прабху нитйа̄нанда. У нее есть вера, у нее есть концентрация на цели, и она готова к другой главе в сознании Кришны. Она идет к этому.

#00:59:28#

Но если мы пойдем стучать в другие двери палат этого хосписа? Что такое хоспис? Хоспис — это место, где находятся люди, которые скоро уйдут из этого мира. Так вот, им будет поздно проповедовать. Мы можем идти и стучать в палаты, говорить, но им уже поздно меняться, для них уже слишком поздно.

#01:00:13#

Поэтому сейчас самое время для нас двигаться в правильном направлении, держать паруса по ветру, так сказать, потому что иначе может быть слишком поздно. Ведь, например, представьте себе, вы плывете на спасательной шлюпке в Тихом океане: «Эй, привет! Мы должны подбирать людей, мы должны спасать их».

#01:02:19#

Я только вернулся из Непала. Во время своего путешествия по Непалу я встретил там почтенного старца преклонного возраста, лет восьмидесяти, который, будучи непальцем в здоровом теле (потому что там холмы, он по ним всем там бегает с таким непальским бэкграундом), этот непалец просто не понимал Бхагавад-гиту, как я ни пытался ему проповедовать — и так, и эдак, этот человек просто не велся на этот алмаз. И я отказался и просто угостил его прасадом [Господа] Джаганнатха, потому что кто знает, какой эффект почтение прасада может принести в будущем [этому человеку].

#01:03:16#

Мы, конечно же, должны пытаться проповедовать, делиться тем, что мы знаем, делиться своей искренностью с людьми, но, как сказал Госвами Махарадж, одного конкретного подхода нет, все разные. Если ты найдешь один общий подход, ты обязательно нам расскажи о нем. В свободное время давайте воспевать святое имя, представлять его.

Ачьюта Ананда Прабху: Вопросы есть еще какие-то?

#01:03:51#

Преданная: Можно вопрос? Можно на русском?

Ачьюта Ананда Прабху: Можно.

Преданная: Занимаясь таким служением, которое связано с внешней храмовой деятельностью, как помнить ради чего это [деятельность предназначена] и не уходить просто в деятельность?

#01:05:06#

Мадхусудан Махарадж: Я не знаю твоих точных обстоятельств, но чем бы ты ни занималась, будь ты просто домохозяйкой, просто сидишь дома или работаешь где-то в правительстве, кем бы ты ни была, если ты ведешь какой-то бизнес, ты должна держать это в голове. Для чего это? Для Гурудева. И [необходимо помнить] что Гурудев наставляет тебя делать это. Бывали случаи, когда студенты хотели прийти и жить в ашраме у Гурудева, и Гурудев отказал им: «Подожди, закончи университет, ты должен получить образование». Так и вы: нужно стараться делать свое внешнее дело, памятуя о том, что это ради Гурудева, что он этого хочет, чтобы ты этим занималась.

#01:07:10#

Где-то в писаниях, не помню где и не помню конкретных имен, но есть прекрасная история о том, что был некий мудрец, который захотел увидеть настоящего подлинного преданного. И он пришел к одному человеку, который сказал: «Сейчас я покажу тебе его». И этот человек был обычный фермер. И тогда этот мудрец подумал: «А что же это за преданный такой? Он ведь просто работает в поле. Я даже не слышу, что он святое имя воспевает».

[окончание рассказа без перевода]

Переводчик: Ачьюта Ананда Дас
Транскрипцию выполнила: Ранга Деви Даси
Корректор: Вишнуприя Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-кайрава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам̇ / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Святое имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре святого имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, которое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам святого имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1).

2  «В Кали-югу разумные живые существа заняты повторением святого имени Бога и поклоняются воплощению Господа, постоянно воспевающего имя Кришны. Хотя Его кожа не темного цвета, а золотистого, Он сам Кришна, который приходит в сопровождении Своих спутников, слуг, приближенных друзей и обладает оружием» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.32).





←  «Научиться разбираться в прекрасном». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 1 января 2024 года. Чиангмай, Таиланд ·• Архив новостей •· «Как найти настоящего духовного наставника?» Шрила Б. А. Махавир Махарадж. 18 января 2019 года. Киев, Украина  →

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Вера и верность.
О проповеди и практике сознания Кришны

(4 апреля 2018 года. Киев, Украина. Беседа в Vedalife Loft)


#00:00:30#

Мадхусудан Махарадж: Мы очень рады и вдохновлены слышать о том, как здесь все хорошо происходит, слышать от Вишакхи [Диди] и других, которые здесь были, потому что это вдохновляет. В 2014-м году Украина была первой западной страной, куда я вырвался из Индии. И когда бы я ни приезжал в Индию, там я чувствую себя как дома. Хотя это странное место, безумное место, но там я чувствую себя дома. И когда мы ехали из аэропорта, я чувствовал некие ухабы и пробоины на дороге, и это напомнило мне Индию — у Индии есть характер и у Украины есть такое. Вы ведь не хотите, чтобы все совершенно было.

#00:02:24#

Ачьюта Ананда Прабху: Я спросил Махараджа [про] какие-то фундаментальные основы: что такое духовная практика с точки зрения нашей традиции?

Мадхусудан Махарадж: Самая важная основа, как говорил Гурудев, — это связь с преданными. И вот почему здесь находится ваш «Ведалайф-лофт». Как мы знаем, лофт — это некое пространство, которое находится сверху здания. Но поскольку в духовной жизни все прямо противоположно жизни материальной, наш «Ведалайф» существует здесь в подвале. И это свидетельство тому, что наш «Ведалайф-лофт» — пространство духовное. Собственно, для этого лофт здесь и существует, чтобы делиться посланием Махапрабху, вдохновлять искренних искателей. А если кто-то не ищет, тогда мы должны постараться пробудить в нем тенденцию к поиску. Если у кого-то нет веры в святое имя, то мы должны стараться пробудить в нем эту веру.

#00:04:37#

Итак, основа основ духовной практики — это связь с преданными.

Вриндаван Чандра Прабху: А как же сделать это?

Мадхусудан Махарадж: Это уже следующий вопрос. Связь с группой, с каким-то обществом оказывает на нас большое влияние. Духовная связь оказывает на нас духовное влияние, связь со спортом оказывает спортивное.

#00:05:50#

Итак, связь с преданными предоставляет нам возможность для [появления] духовных тем, для обсуждения, для бесед, чтобы мы могли собираться и говорить о Господе, о вечном, об истине. Потому что, если говорить о чем-то другом, это просто приглашать смерть. И если мы способны найти какую-то связь [с духовным], то мы должны потом стараться и поддерживать ее. Обретя связь с преданными и услышав о том, что такое высочайшая цель, мы понимаем это сердцем, понимаем это разумом, что это так, что это надо. Мы должны потратить все свои силы, всю свою жизнь на то, чтобы укрепить веру в это и добраться до нее.

#00:07:10#

[Предлагают гирлянду Мадхусудану Махараджу.]

Преданный: Джай Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж!

Преданные: Джай!

#00:07:31#

Мадхусудан Махарадж: Как всегда, гирлянда — для нашего Гурудева. Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай! Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай! Это [подношение] для них! Такая прекрасная гирлянда. В независимости от того, роза импортированная или нет, она настоящая, кто бы ее ни сделал. А кто ее сделал? Ее сделал Кришна. На «Вилла Говинде» в Италии тоже предложили гирлянду с маленькой розочкой, которая у них в саду выросла, а здесь роза большая. И почему я упомянул о том, что «Вилла Говинда» итальянская? Потому что есть еще одна «Вилла Говинда» в Сочи. Итальянцы счастливы, что есть еще одно место с таким названием, и они говорят: «О, они позаимствовали имя у нас, мы рады этому!» И я нахожу «Виллу Говинду» в Сочи очень похожей на «Виллу Говинду» в Италии по самой своей природе. Такие же прекрасные преданные, такое же [подобное] расположение территориальное — где-то недалеко от города в деревенской местности, но город рядом. Все очень похоже. А, может быть, Шрила Авадхут Махарадж выбрал это имя? И как есть города-близнецы, это ашрамы-близнецы, они очень похожи. Возможно, Авадхут Махарадж что-то знал, что-то держал в уме по этому поводу.

#00:10:30#

Итак, основы духовной практики — это связь с преданными и концентрация на том, куда нам нужно двигаться. Иногда Гурудев описывал это как канал в одну сторону. Иногда он говорил, что это похоже на зонтик: как зонтик защищает нас от дождя, так и это. Помимо этих двух вышеупомянутых вещей, являющихся основами, — связи с преданными и концентрации на цели, существуют такое явление, как воспевание святого имени. И благодаря связи с преданными, этому каналу или зонтику, какую бы аналогию мы ни применили, естественным образом проявятся и другие вещи, такие как воспевание святого имени, служение преданным, почитание прасада.

#00:12:21#

Еще одна из основ — это искренность, если мы искренни в нашем поиске. Также мы можем вспомнить терпение, смирение и оказание почтения другим. Такова формула успешного воспевания [святого имени Господа], как подчеркивал Гурудев. Каждый день мы должны тренировать терпение, смирение и выражать почтение другим. Также [необходимо] стараться не видеть вины в других людях, даже если они виноваты. Но ведь вы знаете уже все эти вещи, не так ли? Не то чтобы за четыре года что-то поменялось, какая-то формула поменялась или подходы поменялись, все остается по-прежнему. Вы об этом знаете, мы продолжаем это практиковать.

#00:14:54#

Так или иначе, Гурудев просил нас говорить об этом, обсуждать это, потому что это основа. Основа здания может разрушиться. Если вы знаете основы, [у вас] все может получиться лучше. Другой пример, который использовал Гурудев, — это спутник, ракета, которую мы посылаем в космос. Так или иначе, у этой ракеты должна быть какая-то стартовая площадка, манипулятор, куда она будет приземляться, потому что она может приземлиться на воду, может приземлиться на землю. Чтобы она не разбилась, она должна иметь хорошую устойчивую площадку, выступ.

#00:16:47#

Шрила Прабхупада буквально пытается достучаться до наших голов, как будто молотком стучит по головам из всех своих книг, своих посланий. Каковы фундаментальные основы? Никаких азартных игр, никакого приема одурманивающих веществ, никакого незаконного секса, никакого мясоедения, чтение шестнадцати кругов [маха-мантры на четках] каждый день. Шрила Прабхупада во всех книгах об этом говорит. Это одни из тех основ, которые помогают зданию держаться крепко и не разрушаться, или как стартовая площадка для ракеты.

#00:17:51#

По моему смиренному или не очень мнению, наш Гурудев дал еще кое-какие основы, которыми он пытается до нас достучаться. И эти основы — это терпение, смирение, выражение почтения всем. И еще одна очень важная вещь, которую Гурудев буквально подчеркивает, которая очень важна, — это концентрация на нашей цели, куда мы движемся, на послании наших учителей, нашей гуру-варги. Не концентрация на своих каких-то материальных целях: [на] муже, жене, а именно на этом. В начале, конечно, это одно, но по ходу, если мы углубимся в послания того, что нам дают, то, что нам пытаются сказать Рупа Госвами, Сарасвати Тхакур, Бхактивинод Тхакур, Гурудев, Нитьянанда Прабху, мы поймем, попытаемся осознать всю подлинную ценность и глубину этого.

#00:20:18#

Еще один важный момент — это ограниченность. Мы ограничены по времени, мы ограничены в ресурсах, мы ограничены во многом. Так зачем же тратить и так уже наши ограниченные возможности на какие-то другие низменные цели, кроме как на эту основную духовную цель? Так Гурудев подчеркивал важность терпения, смирения, выражения почтения всем и концентрации на посланиях наших Гуру. И что такое концентрация на посланиях учителей? Это вера в это послание, это вера до конца своих дней и укрепление веры в это.

#00:21:43#

Сегодня мы были в госпитале. Пребывание там напомнило нам о том, насколько мы временны здесь [в материальном мире] и [насколько временны] наши внешние тела. Мы даже видели пример этому, аналогию: в больнице умирают люди, а на улицу выйдешь — там люди курят. И вчера в аэропорту кто-то показал мне смешной знак: в одну сторону молитвенная комната, а в другую сторону — курительная.

#00:22:57#

Так или иначе, мы должны определиться, в какую сторону нам двигаться, и, определившись, двигаться с надеждой в позитивную сторону как можно дольше. Но важнее этого вера в Гурудева. Конечно, мы не пытаемся сделать какой-то упор: туда молитвенная, а туда курильня. Каждому отдельно взятому человеку нужно задуматься, в какую сторону идти. «Но важнее этого, — говорил Гурудев, — это вера». Мы стараемся не замечать плохие вещи в людях. В конце концов, сам Гурудев не отрицал людей с материалистичными вредными привычками, он принимал всех.

#00:24:35#

Но поскольку мы были в больнице, это было хорошим напоминанием о том, что да, мы очень скоро покинем эти тела. В «Шикшаштаке» Махапрабху писал, который начинается с [стиха] «чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇»[1], [там] есть такой пример: ты бежишь по лесу, но если в лесу пожар, ты далеко не убежишь, пожар все равно тебя настигнет, и ты сгоришь, деваться некуда. Итак, этот пожар в лесу сравнивается с материальным миром. И Махапрабху говорит, что благодаря воспеванию святого имени мы можем спастись, мы можем вырваться из этой западни рождений и смертей. Далее в Бхагавад-гите Кришна говорит, что даже незначительное продвижение на духовном пути полностью устраняет страх смерти. Смерти боятся все — насекомые, животные, звери, птицы, люди, но мы имеем возможность, продвигаясь по духовному пути, избавиться от этого страха. Мы можем быть в лесу, и пожар может нас настигать, но бояться мы уже не будем.

#00:27:39#

Итак, первые два эффекта от воспевания святого имени. Первый эффект — очищение зеркала ума. И действительно, [воспевание святого имени —] это самый быстрый способ очистить ум, очищается ум очень быстро. И второй — это некое освобождение от страха смерти. Мы все знаем, что нам придется рано или поздно оставить тело. Так вот, второй эффект — мы уже не боимся этого.

#00:28:25#

Итак, давайте в здравом уме, в здоровом теле, со здоровым духом будем собираться вместе и помнить о том, что говорил нам Гурудев, его послания, нам нужна эта связь. Сегодня нам напомнили о рождении и смерти, и нам постоянно приходят знаки о рождении и смерти. Я вижу, у тебя как минимум один вопрос есть.

#00:29:39#

Вриндаван Чандра Прабху: Как же зажечь в людях искру интереса к святому имени?

Мадхусудан Махарадж: Рассказать им о том, что в лесу может быть пожар. Так пару лет назад в Навадвипе мы пригласили Шрилу Госвами Махараджа провести лекцию на тему, очень схожую с этим вопросом: как заинтересовать людей в сознании Кришны? Госвами Махарадж тогда очень хорошо сказал: «Если бы был только один подход, чтобы буквально каждый мог этому подходу следовать, то было бы слишком просто и все уже стали бы преданными. Но мы все разные, индивидуальные, поэтому и подходы разные. Нет какого-то одного ответа на твой вопрос». Даже если мы вспомним свою прошлую жизнь, давайте вспомним, в чем мы видели смысл в ней, в этой прошлой жизни? У каждого этот смысл был свой. Так и здесь, когда мы пытаемся кого-то заинтересовать в сознании Кришны, мы должны подстраиваться под его личную природу.

#00:32:36#

Мы знаем, что были три сверхличности, такие как Шрила Прабхупада, Шрила Гурудев и Шрила Гуру Махарадж, и то, что они пытались сделать: они распространяли сукрити, благую удачу. Гурудев подчеркивал, что необходима благая удача. Человеку можно многое объяснить, многое рассказать и показать, но если человек неудачлив, он не заинтересуется [духовным]. Поэтому удача очень важна. Также Гуру Махарадж подчеркивал в своих книгах это качество сукрити как некую основу для этого. Без сукрити человеку сложно будет. Сукрити — это та удача, которая помогает человеку интересоваться [духовным] и впитывать знания [об этом].

#00:34:14#

Одним из «оружий» Шрилы Прабхупады, мощным оружием, был прасад, раздача прасада. И это оружие было настолько мощным, что некие завистники мира сего даже пытались убедить Прабхупаду в том, что он что-то подмешивал в прасад, что он оказывал такой эффект. Было очень много глупых обвинений, когда сознание Кришны распространялось в западном мире, в том, что в прасад что-то подкладывают. Но в каком-то смысле это правда. Там действительно что-то «подкладывают». Но подкладывают туда любовь и преданность Кришне, для того чтобы это было не только внешне полезно и вкусно, но и оказывало позитивное влияние на дживу, на душу.

#00:36:00#

Я помню, когда я был молод, мы сидели у Гуру Махараджа, и кто-то его спросил: «А что, действительно, прасад имеет какое-то духовное свойство? Ведь он внешне ничем не отличается от обычной пищи?» И Гуру Махарадж сказал очень четко: «Прасадам — это исключительно духовное явление». Но также, он говорил, существует градация прасада. И все составляющие прасада, такие как собирание пожертвований, осуществление покупки, приготовление, предложение, потом почтение его, — это все оказывает большое влияние на качество непосредственно прасада.

#00:37:40#

Как-то раз Гуру Махарадж рассказывал историю о том, как [сам] Гуру Махарадж с другим Махараджем, Джаджаваром Махараджем, который был его духовным братом и очень дорогим и близким другом, как-то раз они почитали прасад и беседовали на тему важности этого прасада. И контекст беседы был такой. Джаджавар Махарадж говорит: «Итак, если прасад — это нечто живое, то что же эта лепешка чапати не перескочит из одной тарелки в другую?» И Гуру Махарадж ответил: «Да, если она захочет, то она перепрыгнет». И далее он продолжил: «И вот в этом моменте у меня с Джаджаваром Махараджем возникли разногласия». Разногласия были со всей нежностью и заботой, а прасад — это действительно серьезное и важное явление, которое мы должны почитать. Мы должны распространять прасад, потому что, даже если человек не понимает и не чувствует этой его духовной ценности, он все равно обретает некое сукрити от почтения оного.

#00:40:30#

Поэтому отвечаю на твой вопрос, как заинтересовать людей: можно играть на том, что человеку интересно. Если кому-то интересно покушать, то можно зазывать покушать, говоря, что здесь бесплатно раздают много вкусной еды, много самос и прочего. Таким образом это предоставит им возможность услышать о Кришне, о Махапрабху, что, возможно, подтолкнет их к чему-то дальнейшему.

#00:41:28#

Сарасвати Тхакур всегда был счастлив, видя имя Кришны в разных газетах, в разных заметках, даже если в каком-то плохом смысле. «Они все равно, — он говорил, — читают Его имя, они видят Его, Кришну». Разумеется, Сарасвати Тхакур не видел ничего плохого в этих статьях о Кришне, но само по себе присутствие имени Кришны в статьях и то, что человек его увидел и прочитал, могло оказать некий позитивный эффект в будущем. Очень важна искренность, потому что подходы разные. Если мы спросим каждого отдельно взятого человека, что их привлекло в сознании Кришны, ответы будут разные, но мы в объяснении того, чем мы тут занимаемся, и нашей традиции должны быть искренни и простосердечны. Да, это может оказать эффект.

#00:43:45#

Итак, я тут кое-что читал. Я вообще люблю читать то, что говорили или писали наши учителя, Гурудев и Гуру Махарадж. Наверно, я сейчас прочитаю. Возможно, это тебя вдохновит. Я прочитаю тебе отрывок из книги «Истина откровения». Кто является лучшим распространителем сознания Кришны? Конечно, же это сам Махапрабху. Нет, возможно, это были Нитьянанда и Вирачандра, но все-таки лучше Господа вряд ли с этим кто-то справится.

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Преданные: Джай!

#00:45:12#

Мадхусудан Махарадж: Итак, я прочитаю отрывок, он небольшой, не переживай, но, возможно, он тебя вдохновит, и начинается он так. «Шри Чайтанья Махапрабху, сам Господь, который показал лилы Радхи и Кришны, подобные бриллианту». Как будто у вас в карме есть какой-то алмаз, и вы хотите человека этим алмазом привлечь, достать из кармы и сказать: «Посмотри, какой!» Подобно этой аналогии, здесь Гурудев говорит: «Махапрабху показал игры Радхи и Кришны, как этот алмаз. Во время Своего явления в образе Кришны Господь наслаждался лично Своей мадхурья-лилой. Он не распространял мадхурья-лилу в это время душам. Что такое мадхурья-лила? Это самые сладостные сокровенные игры, и ими наслаждается сам Господь, а Махапрабху их показывал. Но во время Своей аударья-лилы, как Шри Чайтанья Махапрабху, Господь активно распространяет Свою же мадхурья-лилу повсюду. И поэтому аударья-лила Шри Чайтаньи Махапрабху ценится преданными выше, чем кришна-лила [мадхурья-лила]».

#00:48:29#

Далее в коротком абзаце может быть ответ на твой вопрос, как заставить людей захотеть [принять святое имя]. «Шримад-Бхагаватам» описывает, как Шри Чайтанья Махапрабху распространяет Себя и Свой дар кришна-премы так же, как Он предоставляет душам вход в Его мадхурья-лилу. И кто-то из вас может знать эти строчки из «Шримад-Бхагаватам»:

#00:48:48#

кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇,
са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам
йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир,
йаджанти хи су-медхасах̣[2]

В этих строчках есть такое слово су-медхасах̣, что означает «удачливый». Также здесь приводится перевод этой шлоки. Я уверен, вы читали эту строчку, может быть, она вам знакома, потому что она также приведена в «Золотом вулкане божественной любви». Такие прекрасные строчки, и сейчас перевод этих строчек. «Шримад-Бхагаватам» много-много времени назад предрек, что так будет. Это одиннадцатая песнь «Шримад-Бхагаватам». Итак, перевод: «Кришна примет форму Господа Гауранги, чтобы распространить божественную любовь и божественную форму посредством Его божественного имени. Он будет распространять все посредством санкиртаны. Ягья означает „жертвоприношение“, маха-ягья означает „великое жертвоприношение“. Великое жертвоприношение совместного воспевания святого имени Господа. Он будет кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇. Он будет всегда воспевать святое имя Кришны, и Его форма будет иметь золотое сияние. Далее са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир: вместе с Его спутниками — Нитьянандой Прабху, Адвайта Ачарьей, Гададхаром Пандитом, Шривасом Тхакуром и другими — Он будет танцевать, воспевать и задействовать всех в жертвоприношении харинам-санкиртаны. Далее йаджанти хи су-медхасах̣: все удачливые души будут практиковать процедуру, которую Он распространяет, и почувствуют кришна-прему в своих сердцах». Таков был перевод этих строчек. Возможно, это поможет ответить на твой вопрос.

#00:53:04#

Также мы не можем не заметить, что важное влияние оказывает чистота презентации: то, как мы говорим, чистота в сердце. Чистота очень важна. Мы читаем наши книги, написанные величайшими чистейшими душами, такими как Бхактивинод Тхакур, Сарасвати Тхакур, Шрила Гурудев, Шрила Гуру Махарадж, Шрила Прабхупада. Чистые послания, написанные этими чистыми душами, так или иначе возымеют необходимый эффект. Сейчас другое время, отличное от того, когда я пришел, я пришел [в миссию] в 80-х. Когда мы приехали в Индию, мы пришли, только побрились, надели дхоти и были таковы. Но спустя какие-то две-три недели мы были в холодной Англии и распространяли журнал «Назад к Богу». И что мы могли об этом сказать? Что мы знали? Но мы делали это с какой-то верой, поскольку мы сами читали и понимали, что это оказывает эффект, мы распространяли это знание.

#00:56:20#

Сейчас другое время, другая эпоха, цифровая — эпоха интернета, и, так или иначе, каждый из вас может распространять святое имя, проповедуя там. Не так, как мы тогда в холодной Англии на улице раздавали книги. Сейчас можно иначе делать, но так или иначе задействовать себя можно, и это может каждый. И опять же мы можем пытаться, мы должны быть искренни в этих своих попытках и должны надеяться, что кто-то возьмет и оценит то, что мы попытаемся им дать.

#00:57:24#

Для большинства людей, возможно, уже слишком поздно, как, например, для тех, кто умирает в хосписах. Им поздно уже менять свой ум, менять свой менталитет, менять свои привычки и вообще меняться. Я почему говорю о хосписе? Потому что я сегодня был в хосписе, проведал Гаятри [Диди] и подумал, какая же она удачливая душа, она полностью умиротворена там. Она лежит там, понимая, что скоро может оставить тело, но при этом она очень спокойна, она сконцентрирована на духовной практике. Она возглавляла бхаджан утром, она пела ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа прабху нитйа̄нанда. У нее есть вера, у нее есть концентрация на цели, и она готова к другой главе в сознании Кришны. Она идет к этому.

#00:59:28#

Но если мы пойдем стучать в другие двери палат этого хосписа? Что такое хоспис? Хоспис — это место, где находятся люди, которые скоро уйдут из этого мира. Так вот, им будет поздно проповедовать. Мы можем идти и стучать в палаты, говорить, но им уже поздно меняться, для них уже слишком поздно.

#01:00:13#

Поэтому сейчас самое время для нас двигаться в правильном направлении, держать паруса по ветру, так сказать, потому что иначе может быть слишком поздно. Ведь, например, представьте себе, вы плывете на спасательной шлюпке в Тихом океане: «Эй, привет! Мы должны подбирать людей, мы должны спасать их».

#01:02:19#

Я только вернулся из Непала. Во время своего путешествия по Непалу я встретил там почтенного старца преклонного возраста, лет восьмидесяти, который, будучи непальцем в здоровом теле (потому что там холмы, он по ним всем там бегает с таким непальским бэкграундом), этот непалец просто не понимал Бхагавад-гиту, как я ни пытался ему проповедовать — и так, и эдак, этот человек просто не велся на этот алмаз. И я отказался и просто угостил его прасадом [Господа] Джаганнатха, потому что кто знает, какой эффект почтение прасада может принести в будущем [этому человеку].

#01:03:16#

Мы, конечно же, должны пытаться проповедовать, делиться тем, что мы знаем, делиться своей искренностью с людьми, но, как сказал Госвами Махарадж, одного конкретного подхода нет, все разные. Если ты найдешь один общий подход, ты обязательно нам расскажи о нем. В свободное время давайте воспевать святое имя, представлять его.

Ачьюта Ананда Прабху: Вопросы есть еще какие-то?

#01:03:51#

Преданная: Можно вопрос? Можно на русском?

Ачьюта Ананда Прабху: Можно.

Преданная: Занимаясь таким служением, которое связано с внешней храмовой деятельностью, как помнить ради чего это [деятельность предназначена] и не уходить просто в деятельность?

#01:05:06#

Мадхусудан Махарадж: Я не знаю твоих точных обстоятельств, но чем бы ты ни занималась, будь ты просто домохозяйкой, просто сидишь дома или работаешь где-то в правительстве, кем бы ты ни была, если ты ведешь какой-то бизнес, ты должна держать это в голове. Для чего это? Для Гурудева. И [необходимо помнить] что Гурудев наставляет тебя делать это. Бывали случаи, когда студенты хотели прийти и жить в ашраме у Гурудева, и Гурудев отказал им: «Подожди, закончи университет, ты должен получить образование». Так и вы: нужно стараться делать свое внешнее дело, памятуя о том, что это ради Гурудева, что он этого хочет, чтобы ты этим занималась.

#01:07:10#

Где-то в писаниях, не помню где и не помню конкретных имен, но есть прекрасная история о том, что был некий мудрец, который захотел увидеть настоящего подлинного преданного. И он пришел к одному человеку, который сказал: «Сейчас я покажу тебе его». И этот человек был обычный фермер. И тогда этот мудрец подумал: «А что же это за преданный такой? Он ведь просто работает в поле. Я даже не слышу, что он святое имя воспевает».

[окончание рассказа без перевода]

Переводчик: Ачьюта Ананда Дас
Транскрипцию выполнила: Ранга Деви Даси
Корректор: Вишнуприя Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] Чето-дарпан̣а-ма̄рджанам̇ бхава-маха̄-да̄ва̄гни-нирва̄пан̣ам̇, ш́рейах̣-кайрава-чандрика̄-витаран̣ам̇ видйа̄-вадхӯ-джӣванам̇ / а̄нанда̄мбудхи-вардханам̇ прати-падам̇ пӯрн̣а̄мр̣та̄сва̄данам̇, сарва̄тма-снапанам̇ парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-сан̇кӣртанам — «Святое имя Кришны очищает сердца и гасит лесной пожар мук рождения и смерти. Как в прохладных лунных лучах расцветает ночной лотос, так в нектаре святого имени расцветает сердце. И тогда душа просыпается и видит, какое сокровище ей уготовано — жизнь в любви с Кришной. Упиваясь этим нектаром, душа тонет в волнах океана блаженства, не знающего границ. Каждое чаяние сердца, которое только можно вообразить, находит отклик и обретает чистоту. И сердце сдается на милость всепобеждающим благодатным волнам святого имени Кришны» («Шри Шикшаштакам», 1).

[2] «В Кали-югу разумные живые существа заняты повторением святого имени Бога и поклоняются воплощению Господа, постоянно воспевающего имя Кришны. Хотя Его кожа не темного цвета, а золотистого, Он сам Кришна, который приходит в сопровождении Своих спутников, слуг, приближенных друзей и обладает оружием» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.32).



Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования