«Зрелая форма преданности Господу — служение Гуру и вайшнавам». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 12 мая 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Зрелая форма преданности Господу —
служение Гуру и вайшнавам

(12 мая 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Однажды Прабхупада сказал мне, что есть служение и что есть карма. Чтобы произвести на меня должное впечатление, он сказал мне: «Если садху дал указание: „Принеси цветок“, а потом сказал: „Принеси воды“, и ты заявляешь: „Возьмите цветок, ведь вы уже дали это указание“, то ты навязываешь свою волю ему. То указание было дано первым, затем было дано другое указание: „Принеси мне воды“. Если ты заявляешь: „Но ведь вы дали указание принести цветок. Пожалуйста, примите его“. Если вы навязываете ему его прошлые желания — то будет карма». Он свободен: он сказал что-то, выразил желание, но затем он отверг это желание, отказался от него. Следовать прошлому будет кармой. Всегда в настроении ожидания последнего указания, нового указания.

#00:01:31#

На поле битвы генерал приказывает армии: «Идите в эту сторону». Затем он смотрит в подзорную трубу, видит, что обстоятельства изменились, и говорит: «Нет-нет! Идите в ту сторону». Неужели солдаты скажут ему: «Но ведь вы дали указание двигаться в том направлении!» Это немыслимо. Гурудев, или садху, всегда свободен. Его указание следует воспринимать так: я не должен быть привержен тому, что он сказал в прошлом. Это живое явление и независимое.

#00:02:12#

Шульц попросил нашего Гуру Махараджа: «Я хотел бы получить план действий хотя бы на неделю вперед», на что Гуру Махарадж ответил: «Я получил это указание пять минут тому назад. Как я могу составить для вас список заранее, на неделю?»

#00:02:30#

Таким образом, мы имеем дело не с мертвым явлением. Конечно, для начинающих это затруднительно. Например, мальчика учат писать буквы азбуки. Это определенная стадия — азбука. Ему говорят: «Пиши: а, б, в». Но затем ему постепенно открывают что-то новое и новое. Ему говорят: «Пиши диктант», и на этой стадии переписывание букв алфавита не будет эффективным, является неуместным.

#00:03:15#

Когда человек соприкасается с живым явлением, то он будет всегда пребывать в духе ожидания. Он будет ждать последнего указания. Последнее указание поступает, и мы следуем ему. Быть бдительным.

Кто [пришел]?

Преданный: Бадри Нараян Дас.

Шрила Шридхар Махарадж: Бадри Нараян…

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:03:53#

Самый известный сиддха-бабаджи во Вриндаване… У меня был шанс несколько дней прожить во Вриндаване, я хотел увидеть этого джентльмена. Он был самым уважаемым сиддха-бабаджи во Вриндаване. Но Прабхупада сказал, что он — каништха-адхикари. Это было напечатано в «Гаудие». После того, как он совершил враджа-мандала-парикраму, он заметил: «Этот Рамакришна Дас Бабаджи есть каништха-адхикари. Он копирует то, что было дано в качестве практик. Копирует практики садху, учеников. Он идет в стереотипном направлении [буквально]. Он призывает [святое] имя, совершает мадхукари, просит подаяние, он постится, и он читает „Бхагаватам“ — формальное явление, то, что было рекомендовано для начинающих. Он лишен связи с живым явлением. Это лишь начальная стадия обучения».

#00:05:21#

В армии и полиции есть подготовительный период, когда солдат и полицейских обучают каким-то элементарным действиям — говорят: «Делай это, делай то». И этот человек занят такого рода обучением. Это каништха-адхикари. Ему неизвестен дух, он лишен связи с живым явлением. Он находится на подготовительном этапе, когда он вновь и вновь повторяет определенный набор действий. Каништха-адхикар.

#00:05:58#

Так или иначе, я захотел увидеть его, и на протяжении двух или трех дней я наблюдал его. Он знал, что я член Гаудия Матха. Но я молчал, они ничего тоже мне не говорили: мы были скорее их врагами. Я пытался из-за всех сил понять его, увидеть, что он за человек.

#00:06:28#

Я увидел, что столь многие ученики почитают его. Их было два, три, четыре человека, они сидят вокруг него. То был день Нрисимха-чатурдаши, они читали «Бхагаватам»: он читал «Бхагаватам», они слушали, и временами он отпускал какие-то реплики. Я наблюдал. Я продолжал наблюдать, обозревать его деятельность, его поступки. Я смотрел и иногда мысленно обращал взор на Гуру Махараджа: этот человек таков, а Гуру Махарадж таков. По прошествии двух или трех дней я пришел к заключению, к следующей оценке: этот человек изо всех сил пытается возвыситься до определенного уровня. Но Гуру Махарадж низошел с того [духовного] уровня сюда, и он принес с собой живую программу. К такому заключению я пришел.

#00:07:43#

Он пытается изо всех сил возвыситься из этого измерения до того измерения, но наш Гуру Махарадж низошел из того измерения с определенным планом, определенным указанием: «Сделай то-то и то», с некими позитивными реалиями он низошел сюда, чтобы дать их людям. Он не принадлежит этому миру, он низошел из другого мира с определенным указанием.

#00:08:14#

А этот человек пытается изо всех сил, находясь на своем месте, следуя рекомендациям писаний, в которых написано о Рупе, Санатане и о других. Соответственно этому, у него есть некоторое представление о природе этих вещей и природе этой практики, и он пытается совершать эту практику теоретически: это рекомендуется, и я стремлюсь практиковать, совершать эту практику. Я получил желанный результат, пришел к заключению относительно этого человека. Я подумал: это каништха-адхикар, поэтому-то Гуру Махарадж и сказал «каништха-адхикар».

#00:09:05#

Трудиться под руководством Гурудева, или садху, который уже член того измерения, — эта деятельность принесет желанный и живой результат. Не теоретическое «нечто», но практическое, в высшей степени благотворное. Различие состоит в этом: практическая необходимость.

#00:09:32#

Иногда нам дают указание делать какие-то простые, заурядные вещи: рубить лес [буквально], подметать, чистить — какие-то практические действия, и практических действий от нас ожидают. Но это реальный бой, не стрельба холостыми патронами. Там — не подлинный, не реальный бой, но подготовительная стадия, тренировочный лагерь — не настоящая война. Лишь подготовительный период, тренировочный лагерь — не война.

#00:10:22#

Солдаты во время войны действуют не только в качестве солдат, но они и готовят, убирают, рубят лес и так далее, и это обладает подлинной ценностью. Когда мы следуем руководству подлинного ачарьи, то, что бы мы ни делали, это принесет огромное благо: когда мы готовим пищу или пасем коров, и так далее и тому подобное. Это возможно. Поскольку он [ачарья] совершает бхаджан, быть задействованным в его деятельности означает получить высшую награду. Мне отплатят его монетой, не грубыми реалиями. Заплатят мне не рисом и не пшеницей, но «золотом», «золотыми монетами», если я служу, совершаю служение Гурудеву.

#00:11:26#

Конечно, положение Гурудева — это самый важный фактор. Гуру должен быть реальным. Он не должен быть имитирующим Гуру. Если речь идет о подлинном садху, о подлинном Гуру, тогда убирать за ним его испражнения — это действие принесет бо́льшую награду, нежели поклонение божеству, поскольку это действие обладает практической связью, тогда как поклонение божеству есть стадия катиштха-адхикара. Каништха-адхикар — это нечто вроде репетиции в подготовке к выступлению. Мы должны понять эти вещи.

#00:12:16#

Ишвара Пури и Мадхавендра Пури. Ишвара Пури своими собственными руками убирал за ним испражнения и так далее.

#00:12:27#

свахасте карена мала-мӯтра̄ди ма̄рджана

Ишвара Пури делал это, но он стоит выше этой арчана-кханды — поклонения божеству. Он прошел эту стадию.

#00:12:46#

арча̄йа̄м эва харайе пӯджа̄м̇ йах̣ш́раддхайехате
на тад-бхактеш
̣у ча̄нйеш̣у са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣[1]

На первый взгляд, поверхностно: гирлянды, цветы, предложение бхоги, чандана. Я не собираюсь принижать ценность этого явления. Оно необходимо, но служение Гуру и вайшнавам практическим образом обладает большей ценностью, нежели вышеупомянутое явление. Мадхьяма-адхикари будет стремиться к этому: к служению Гуру и вайшнавам.

Харе Кришна!

#00:13:28#

свахасте карена мала-мӯтра̄ди ма̄рджана

И этот Ишвара Пури является Гуру Махапрабху. Махапрабху принял мантру от Ишвары Пури. А практика Ишвары Пури была подобная: когда его Гуру — Мадхавендра Пури — уходил из этого мира, в то время Ишвара Пури своими руками служил ему так[им образом]. И это служение прославляется как ни что другое преданными.

Харе Кришна! Харе Кришна!

#00:14:06#

Приближаться к духовному явлению на низшем уровне и быть связанным с подлинным служением — следует различать две эти реалии. Мы должны это знать.

Харе Кришна! Харе Кришна! Харе Кришна! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:14:29#

Преданный [Господу] слон Гаджа-радж… Произошла продолжительная битва между слоном и одним… как это животное называется по-английски?

Преданный: Крокодил.

#00:14:45#

Шрила Шридхар Махарадж: …крокодилом (или в другие кальпы он сражался с черепахой). Так или иначе, произошла битва. И по прошествии долгого времени, в течение которого они дрались, слон был изможден, потому что битва происходила в воде. Вода — это естественная среда обитания крокодила. Слон пытался выбраться на сушу, а крокодил затаскивал его обратно в воду. Так они долгое время сражались. Слон стал терять силы и взмолился Господу: «Пожалуйста, защити меня, спаси меня!» И Кришна явился и вызволил этого преданного-слона, спас его от крокодила.

#00:16:02#

Мы должны понять, кто этот слон. В своей прошлой жизни он был царем и жил в Южной Индии, в Андхрадеше. Когда этот царь совершал поклонение своему божеству, в это время ему сообщили о прибытии маха-риши Агастьи. Царь подумал: «Я занят служением, я поклоняюсь моему божеству. Я не должен оставлять это занятие и идти встречать гостя Агастью. Агастья — преданный и йог высшего типа. Если он не удовлетворен, тогда он может причинить большое зло моему царству». Сознательно царь сделал вид, что не услышал. Таким образом — стабдха, стабдхӣбхӯта — как будто бы он не слышит, якобы он не слышит. Он сделал вид, что не услышал. Закончил свое поклонение, затем вышел и отдал распоряжение о должном приеме гостя.

#00:17:33#

Поскольку он находился в то время в этом умонастроении — стабдхӣбхӯта, — он делал вид, имитируя это определенное телесное состояние, когда человек не воспринимает реалии окружающего внешнего мира (стабдхӣбхӯта), когда он не воспринимает внешний мир. Таково обычное умонастроение или состояние слона. За это преступление в следующем рождении он был вынужден стать слоном. Однако он был преданным. Говорится, что ему пришлось стать слоном в следующем рождении, поскольку он сыграл роль слона в то время, когда от него требовалось, чтобы он оставил арчану и отправился принять преданного. Он должен был оставить арчану — поклонение божеству — и принять преданного должным образом. Божество — в кукле, и божество так же — в сердце преданного. И это присутствие (в сердце преданного) — более высокая концепция.

#00:19:06#

Живя в Калькутте, я приходил в Гаудия Матх. Однажды я спросил некоего брахмачари, задал ему вопрос о шри мурти Махапрабху: «Это дару-мурти (сделанное из дерева) или мана-майи?» И брахмачари очень эмоционально ответил мне: «Это сакшат Махапрабху — это сам Махапрабху. Не следует считать Его сделанным из дерева или глины, или чего-то подобного. Это сам Махапрабху». Тогда я спросил: «Если сам Махапрабху присутствует здесь, тогда почему нет того, кто лучший среди вас, вашего Гурудева, здесь, рядом с Махапрабху? Почему он находится на втором этаже, в другой комнате, а этот „сам Махапрабху“ оставлен здесь, на улице? Какова причина?» И этот брахмачари опешил, услышав подобный каверзный вопрос, и попытался объяснить мне. Он сказал: «Махапрабху так же находится там — в сердце Гурудева присутствует Махапрабху. Здесь присутствует Махапрабху, и там, в сердце Гурудева, Махапрабху живет. Гурудев находится рядом с Махапрабху. Но Махапрабху в сердце Гурудева превосходит Махапрабху здесь». Я получил определенное понимание: «Да, может быть так». Я промолчал. Таким образом.

#00:21:04#

тома̄ра хр̣дойе сада̄ говинда-виш́ра̄ма
говинда кохена мама ваиш̣н̣ава пара̄н̣а[2]

арча̄йа̄м эва харайе пӯджа̄м̇ йах̣ш́раддхайехате…

Начинающий, новичок, бхакта начального уровня, будет оказывать большее почтение божеству, нежели вайшнаву. Не в такой степени, поскольку он думает, что вайшнав — человек: «Возможно, у него есть некоторая преданность, но эта преданность есть и у меня так же. Я тоже поклоняюсь божеству».

#00:21:42#

арча̄йа̄м эва харайе пӯджа̄м̇ йах̣ш́раддхайехате,
на тад-бхактеш
̣у…

Но у этого преданного начального уровня отсутствует подлинная вера в преданных, са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣, он в большей степени связан с материальным аспектом реальности.

#00:22:01#

ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у,
ба̄лиш
́еш̣у двиш̣атсу ча
према-маитрӣ-кр
̣попекш̣а̄,
йах
̣ кароти са мадхйамах̣[3]

Но преданный более высокого типа (преданный среднего уровня) будет дружить с другими преданными (ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у, према-маитрӣ); к обычным людям, к широким массам будет проявлять доброту, разговаривая с ними о Господе; а тех, кто враждебен, станет избегать, будет равнодушен к ним, безразличен.

#00:22:49#

Нас в первую очередь интересуют преданные, поскольку живое присутствие Господа — в них. Это присутствие в божестве не столь явное, не столь отчетливое, но здесь, в сердце преданного, это присутствие более ценно. Когда мы сумеем оценить это по достоинству, то мы становимся преданными среднего уровня. Четана: большее приближение к Господу, когда мы находим Господа в сфере сознания. Вайкунтха.

Рамануджа говорил:

#00:23:27#

[шлока]

Пять проявлений Господа описаны Рамануджей: Его параферналии, Его аватары (Матсья, Курма, нисходящие в этот мир), Его присутствие в сердце каждого живого существа, и арчан — низшее проявление Господа в материальном мире. И начиная с этого уровня, из материи Господь приводит живое существо в высшую сферу сознания — область вишуддха-саттвы.

Кришна! Кришна! Кришна!

#00:24:22#

Был задан вопрос: почему Рупа и Санатана [осуществляли и] бхаджан, и арчан? Существуют различия между бхаджаном и арчаном. Рупа и Санатана также установили божества, однако они не являются преданными начального уровня: арча̄йа̄м эва харайе. Они имели дело с реалиями высшего порядка, тем не менее установили божества: Говинда, Мадан-Мохан, Гопинатх. Этот вопрос был задан.

#00:24:56#

Ответ следующий: они совершали бхаджан. Поклоняясь божествам, они совершали бхаджан, не арчан. Мы должны понять различие между бхаджаном и арчаном. Арчан — низшего типа, бхаджан — прямое служение, сакшат. Они не видят в арче, в божестве, символ Махапрабху или символ Кришны, но речь идет о прямом контакте в их случае: отсутствие барьера между ними и объектом поклонения. Они пребывают в этом измерении — во Вриндаване, — живут в нем.

#00:25:43#

Мадан Мохан говорит: «Санатана, Я не могу есть, не в силах есть то, что ты подносишь Мне — без соли. Нужна соль». — «О, Ты пришел только для того, чтобы накормить меня соленой пищей. Хорошо! Как скажешь, пусть будет соль!» — «Нет-нет, Санатана! Я все равно не могу есть. Нужно добавить немножко гхи». — «Тогда в таком случае почему Ты пришел к нищему? Ты мог бы есть в другом месте. Зачем Ты пришел ко мне, чтобы беспокоить меня? Где я возьму гхи и все остальное?» Таким образом их взаимодействие происходит.

Харе Кришна!

#00:26:37#

Шрила Шридхар Махарадж: Кто [пришел]?

Преданный: Бадринараян Дас.

Шрила Шридхар Махарадж: Бадринараян Дас… Который час?

Преданный: Двадцать две минуты десятого.

Шрила Шридхар Махарадж: Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Хари!..

Преданный: Махарадж, вопрос о том, почему они установили арчану, хотя уже совершали бхаджан?

#00:27:13#

Шрила Шридхар Махарадж: Они сделали это по указанию Махапрабху, задачи [духовного характера] были возложены Махапрабху на Санатану Госвами. Шри мурти, пуджа-пракаш, шастра, тиртха-уддхара, садачара-правартана — четыре явления, четыре задачи. Их осуществление было возложено Махапрабху на Санатану Госвами[4].

Харе Кришна!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «Преданный, который с верой поклоняется божеству в храме, но не знает, как правильно вести себя с другими преданными или обычными людьми, называется пракрита-бхактой (материалистичным преданным) и находится на самом низшем духовном уровне» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.47; стих цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.74)).

2  «В твоем сердце всегда пребывает Господь Говинда. Сам Шри Говинда говорит: „Мои преданные — Моя жизнь и душа!“» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Вайшнава-вигьяпти», 5).

3  «Преданный промежуточной, или второй, категории проявляет любовь к верховной личности Бога, дружеские чувства ко всем преданным, сострадание к начинающим преданным и невежественным людям и сторонится тех, кто ненавидит служение в преданности» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.46; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.73).

4  Шри Чайтанья Махапрабху дал следующие указания Шриле Санатане Госвами, согласно «Шри Чайтанья-чаритамрите»: бхакта-бхакти-кр̣ш̣н̣апрема-таттвера нидха̄ра / вайш̣н̣авера кр̣т̣йа, а̄ра ваиш̣н̣ава-а̄ча̄ра // кр̣ш̣н̣а-бхакти, кр̣ш̣н̣апрема-сева̄-правартана / лупта-тӣртха-уддха̄ра, а̄ра вайра̄гйа-ш́икш̣ан̣а — «Тебе предназначено утвердить главные принципы, которым должны следовать преданные, описать законы служения из преданности и любви к Богу, обязанности вайшнавов и их качества. Тебе также необходимо будет описать путь служения в преданности Кришне, основать центры, из которых будет распространяться любовь к Кришне, разыскать забытые святые места и научить людей отречению от мира» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.79,80).




←  «Гуру — посланник мира служения». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 11 ноября 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Земля — стартовая площадка в духовный мир». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 2 августа 2023 года. Гупта Говардхан  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Зрелая форма преданности Господу —
служение Гуру и вайшнавам

(12 мая 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Однажды Прабхупада сказал мне, что есть служение и что есть карма. Чтобы произвести на меня должное впечатление, он сказал мне: «Если садху дал указание: „Принеси цветок“, а потом сказал: „Принеси воды“, и ты заявляешь: „Возьмите цветок, ведь вы уже дали это указание“, то ты навязываешь свою волю ему. То указание было дано первым, затем было дано другое указание: „Принеси мне воды“. Если ты заявляешь: „Но ведь вы дали указание принести цветок. Пожалуйста, примите его“. Если вы навязываете ему его прошлые желания — то будет карма». Он свободен: он сказал что-то, выразил желание, но затем он отверг это желание, отказался от него. Следовать прошлому будет кармой. Всегда в настроении ожидания последнего указания, нового указания.

#00:01:31#

На поле битвы генерал приказывает армии: «Идите в эту сторону». Затем он смотрит в подзорную трубу, видит, что обстоятельства изменились, и говорит: «Нет-нет! Идите в ту сторону». Неужели солдаты скажут ему: «Но ведь вы дали указание двигаться в том направлении!» Это немыслимо. Гурудев, или садху, всегда свободен. Его указание следует воспринимать так: я не должен быть привержен тому, что он сказал в прошлом. Это живое явление и независимое.

#00:02:12#

Шульц попросил нашего Гуру Махараджа: «Я хотел бы получить план действий хотя бы на неделю вперед», на что Гуру Махарадж ответил: «Я получил это указание пять минут тому назад. Как я могу составить для вас список заранее, на неделю?»

#00:02:30#

Таким образом, мы имеем дело не с мертвым явлением. Конечно, для начинающих это затруднительно. Например, мальчика учат писать буквы азбуки. Это определенная стадия — азбука. Ему говорят: «Пиши: а, б, в». Но затем ему постепенно открывают что-то новое и новое. Ему говорят: «Пиши диктант», и на этой стадии переписывание букв алфавита не будет эффективным, является неуместным.

#00:03:15#

Когда человек соприкасается с живым явлением, то он будет всегда пребывать в духе ожидания. Он будет ждать последнего указания. Последнее указание поступает, и мы следуем ему. Быть бдительным.

Кто [пришел]?

Преданный: Бадри Нараян Дас.

Шрила Шридхар Махарадж: Бадри Нараян…

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:03:53#

Самый известный сиддха-бабаджи во Вриндаване… У меня был шанс несколько дней прожить во Вриндаване, я хотел увидеть этого джентльмена. Он был самым уважаемым сиддха-бабаджи во Вриндаване. Но Прабхупада сказал, что он — каништха-адхикари. Это было напечатано в «Гаудие». После того, как он совершил враджа-мандала-парикраму, он заметил: «Этот Рамакришна Дас Бабаджи есть каништха-адхикари. Он копирует то, что было дано в качестве практик. Копирует практики садху, учеников. Он идет в стереотипном направлении [буквально]. Он призывает [святое] имя, совершает мадхукари, просит подаяние, он постится, и он читает „Бхагаватам“ — формальное явление, то, что было рекомендовано для начинающих. Он лишен связи с живым явлением. Это лишь начальная стадия обучения».

#00:05:21#

В армии и полиции есть подготовительный период, когда солдат и полицейских обучают каким-то элементарным действиям — говорят: «Делай это, делай то». И этот человек занят такого рода обучением. Это каништха-адхикари. Ему неизвестен дух, он лишен связи с живым явлением. Он находится на подготовительном этапе, когда он вновь и вновь повторяет определенный набор действий. Каништха-адхикар.

#00:05:58#

Так или иначе, я захотел увидеть его, и на протяжении двух или трех дней я наблюдал его. Он знал, что я член Гаудия Матха. Но я молчал, они ничего тоже мне не говорили: мы были скорее их врагами. Я пытался из-за всех сил понять его, увидеть, что он за человек.

#00:06:28#

Я увидел, что столь многие ученики почитают его. Их было два, три, четыре человека, они сидят вокруг него. То был день Нрисимха-чатурдаши, они читали «Бхагаватам»: он читал «Бхагаватам», они слушали, и временами он отпускал какие-то реплики. Я наблюдал. Я продолжал наблюдать, обозревать его деятельность, его поступки. Я смотрел и иногда мысленно обращал взор на Гуру Махараджа: этот человек таков, а Гуру Махарадж таков. По прошествии двух или трех дней я пришел к заключению, к следующей оценке: этот человек изо всех сил пытается возвыситься до определенного уровня. Но Гуру Махарадж низошел с того [духовного] уровня сюда, и он принес с собой живую программу. К такому заключению я пришел.

#00:07:43#

Он пытается изо всех сил возвыситься из этого измерения до того измерения, но наш Гуру Махарадж низошел из того измерения с определенным планом, определенным указанием: «Сделай то-то и то», с некими позитивными реалиями он низошел сюда, чтобы дать их людям. Он не принадлежит этому миру, он низошел из другого мира с определенным указанием.

#00:08:14#

А этот человек пытается изо всех сил, находясь на своем месте, следуя рекомендациям писаний, в которых написано о Рупе, Санатане и о других. Соответственно этому, у него есть некоторое представление о природе этих вещей и природе этой практики, и он пытается совершать эту практику теоретически: это рекомендуется, и я стремлюсь практиковать, совершать эту практику. Я получил желанный результат, пришел к заключению относительно этого человека. Я подумал: это каништха-адхикар, поэтому-то Гуру Махарадж и сказал «каништха-адхикар».

#00:09:05#

Трудиться под руководством Гурудева, или садху, который уже член того измерения, — эта деятельность принесет желанный и живой результат. Не теоретическое «нечто», но практическое, в высшей степени благотворное. Различие состоит в этом: практическая необходимость.

#00:09:32#

Иногда нам дают указание делать какие-то простые, заурядные вещи: рубить лес [буквально], подметать, чистить — какие-то практические действия, и практических действий от нас ожидают. Но это реальный бой, не стрельба холостыми патронами. Там — не подлинный, не реальный бой, но подготовительная стадия, тренировочный лагерь — не настоящая война. Лишь подготовительный период, тренировочный лагерь — не война.

#00:10:22#

Солдаты во время войны действуют не только в качестве солдат, но они и готовят, убирают, рубят лес и так далее, и это обладает подлинной ценностью. Когда мы следуем руководству подлинного ачарьи, то, что бы мы ни делали, это принесет огромное благо: когда мы готовим пищу или пасем коров, и так далее и тому подобное. Это возможно. Поскольку он [ачарья] совершает бхаджан, быть задействованным в его деятельности означает получить высшую награду. Мне отплатят его монетой, не грубыми реалиями. Заплатят мне не рисом и не пшеницей, но «золотом», «золотыми монетами», если я служу, совершаю служение Гурудеву.

#00:11:26#

Конечно, положение Гурудева — это самый важный фактор. Гуру должен быть реальным. Он не должен быть имитирующим Гуру. Если речь идет о подлинном садху, о подлинном Гуру, тогда убирать за ним его испражнения — это действие принесет бо́льшую награду, нежели поклонение божеству, поскольку это действие обладает практической связью, тогда как поклонение божеству есть стадия катиштха-адхикара. Каништха-адхикар — это нечто вроде репетиции в подготовке к выступлению. Мы должны понять эти вещи.

#00:12:16#

Ишвара Пури и Мадхавендра Пури. Ишвара Пури своими собственными руками убирал за ним испражнения и так далее.

#00:12:27#

свахасте карена мала-мӯтра̄ди ма̄рджана

Ишвара Пури делал это, но он стоит выше этой арчана-кханды — поклонения божеству. Он прошел эту стадию.

#00:12:46#

арча̄йа̄м эва харайе пӯджа̄м̇ йах̣ш́раддхайехате
на тад-бхактеш
̣у ча̄нйеш̣у са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣[1]

На первый взгляд, поверхностно: гирлянды, цветы, предложение бхоги, чандана. Я не собираюсь принижать ценность этого явления. Оно необходимо, но служение Гуру и вайшнавам практическим образом обладает большей ценностью, нежели вышеупомянутое явление. Мадхьяма-адхикари будет стремиться к этому: к служению Гуру и вайшнавам.

Харе Кришна!

#00:13:28#

свахасте карена мала-мӯтра̄ди ма̄рджана

И этот Ишвара Пури является Гуру Махапрабху. Махапрабху принял мантру от Ишвары Пури. А практика Ишвары Пури была подобная: когда его Гуру — Мадхавендра Пури — уходил из этого мира, в то время Ишвара Пури своими руками служил ему так[им образом]. И это служение прославляется как ни что другое преданными.

Харе Кришна! Харе Кришна!

#00:14:06#

Приближаться к духовному явлению на низшем уровне и быть связанным с подлинным служением — следует различать две эти реалии. Мы должны это знать.

Харе Кришна! Харе Кришна! Харе Кришна! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:14:29#

Преданный [Господу] слон Гаджа-радж… Произошла продолжительная битва между слоном и одним… как это животное называется по-английски?

Преданный: Крокодил.

#00:14:45#

Шрила Шридхар Махарадж: …крокодилом (или в другие кальпы он сражался с черепахой). Так или иначе, произошла битва. И по прошествии долгого времени, в течение которого они дрались, слон был изможден, потому что битва происходила в воде. Вода — это естественная среда обитания крокодила. Слон пытался выбраться на сушу, а крокодил затаскивал его обратно в воду. Так они долгое время сражались. Слон стал терять силы и взмолился Господу: «Пожалуйста, защити меня, спаси меня!» И Кришна явился и вызволил этого преданного-слона, спас его от крокодила.

#00:16:02#

Мы должны понять, кто этот слон. В своей прошлой жизни он был царем и жил в Южной Индии, в Андхрадеше. Когда этот царь совершал поклонение своему божеству, в это время ему сообщили о прибытии маха-риши Агастьи. Царь подумал: «Я занят служением, я поклоняюсь моему божеству. Я не должен оставлять это занятие и идти встречать гостя Агастью. Агастья — преданный и йог высшего типа. Если он не удовлетворен, тогда он может причинить большое зло моему царству». Сознательно царь сделал вид, что не услышал. Таким образом — стабдха, стабдхӣбхӯта — как будто бы он не слышит, якобы он не слышит. Он сделал вид, что не услышал. Закончил свое поклонение, затем вышел и отдал распоряжение о должном приеме гостя.

#00:17:33#

Поскольку он находился в то время в этом умонастроении — стабдхӣбхӯта, — он делал вид, имитируя это определенное телесное состояние, когда человек не воспринимает реалии окружающего внешнего мира (стабдхӣбхӯта), когда он не воспринимает внешний мир. Таково обычное умонастроение или состояние слона. За это преступление в следующем рождении он был вынужден стать слоном. Однако он был преданным. Говорится, что ему пришлось стать слоном в следующем рождении, поскольку он сыграл роль слона в то время, когда от него требовалось, чтобы он оставил арчану и отправился принять преданного. Он должен был оставить арчану — поклонение божеству — и принять преданного должным образом. Божество — в кукле, и божество так же — в сердце преданного. И это присутствие (в сердце преданного) — более высокая концепция.

#00:19:06#

Живя в Калькутте, я приходил в Гаудия Матх. Однажды я спросил некоего брахмачари, задал ему вопрос о шри мурти Махапрабху: «Это дару-мурти (сделанное из дерева) или мана-майи?» И брахмачари очень эмоционально ответил мне: «Это сакшат Махапрабху — это сам Махапрабху. Не следует считать Его сделанным из дерева или глины, или чего-то подобного. Это сам Махапрабху». Тогда я спросил: «Если сам Махапрабху присутствует здесь, тогда почему нет того, кто лучший среди вас, вашего Гурудева, здесь, рядом с Махапрабху? Почему он находится на втором этаже, в другой комнате, а этот „сам Махапрабху“ оставлен здесь, на улице? Какова причина?» И этот брахмачари опешил, услышав подобный каверзный вопрос, и попытался объяснить мне. Он сказал: «Махапрабху так же находится там — в сердце Гурудева присутствует Махапрабху. Здесь присутствует Махапрабху, и там, в сердце Гурудева, Махапрабху живет. Гурудев находится рядом с Махапрабху. Но Махапрабху в сердце Гурудева превосходит Махапрабху здесь». Я получил определенное понимание: «Да, может быть так». Я промолчал. Таким образом.

#00:21:04#

тома̄ра хр̣дойе сада̄ говинда-виш́ра̄ма
говинда кохена мама ваиш̣н̣ава пара̄н̣а[2]

арча̄йа̄м эва харайе пӯджа̄м̇ йах̣ш́раддхайехате…

Начинающий, новичок, бхакта начального уровня, будет оказывать большее почтение божеству, нежели вайшнаву. Не в такой степени, поскольку он думает, что вайшнав — человек: «Возможно, у него есть некоторая преданность, но эта преданность есть и у меня так же. Я тоже поклоняюсь божеству».

#00:21:42#

арча̄йа̄м эва харайе пӯджа̄м̇ йах̣ш́раддхайехате,
на тад-бхактеш
̣у…

Но у этого преданного начального уровня отсутствует подлинная вера в преданных, са бхактах̣ пра̄кр̣тах̣ смр̣тах̣, он в большей степени связан с материальным аспектом реальности.

#00:22:01#

ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у,
ба̄лиш
́еш̣у двиш̣атсу ча
према-маитрӣ-кр
̣попекш̣а̄,
йах
̣ кароти са мадхйамах̣[3]

Но преданный более высокого типа (преданный среднего уровня) будет дружить с другими преданными (ӣш́варе тад-адхӣнеш̣у, према-маитрӣ); к обычным людям, к широким массам будет проявлять доброту, разговаривая с ними о Господе; а тех, кто враждебен, станет избегать, будет равнодушен к ним, безразличен.

#00:22:49#

Нас в первую очередь интересуют преданные, поскольку живое присутствие Господа — в них. Это присутствие в божестве не столь явное, не столь отчетливое, но здесь, в сердце преданного, это присутствие более ценно. Когда мы сумеем оценить это по достоинству, то мы становимся преданными среднего уровня. Четана: большее приближение к Господу, когда мы находим Господа в сфере сознания. Вайкунтха.

Рамануджа говорил:

#00:23:27#

[шлока]

Пять проявлений Господа описаны Рамануджей: Его параферналии, Его аватары (Матсья, Курма, нисходящие в этот мир), Его присутствие в сердце каждого живого существа, и арчан — низшее проявление Господа в материальном мире. И начиная с этого уровня, из материи Господь приводит живое существо в высшую сферу сознания — область вишуддха-саттвы.

Кришна! Кришна! Кришна!

#00:24:22#

Был задан вопрос: почему Рупа и Санатана [осуществляли и] бхаджан, и арчан? Существуют различия между бхаджаном и арчаном. Рупа и Санатана также установили божества, однако они не являются преданными начального уровня: арча̄йа̄м эва харайе. Они имели дело с реалиями высшего порядка, тем не менее установили божества: Говинда, Мадан-Мохан, Гопинатх. Этот вопрос был задан.

#00:24:56#

Ответ следующий: они совершали бхаджан. Поклоняясь божествам, они совершали бхаджан, не арчан. Мы должны понять различие между бхаджаном и арчаном. Арчан — низшего типа, бхаджан — прямое служение, сакшат. Они не видят в арче, в божестве, символ Махапрабху или символ Кришны, но речь идет о прямом контакте в их случае: отсутствие барьера между ними и объектом поклонения. Они пребывают в этом измерении — во Вриндаване, — живут в нем.

#00:25:43#

Мадан Мохан говорит: «Санатана, Я не могу есть, не в силах есть то, что ты подносишь Мне — без соли. Нужна соль». — «О, Ты пришел только для того, чтобы накормить меня соленой пищей. Хорошо! Как скажешь, пусть будет соль!» — «Нет-нет, Санатана! Я все равно не могу есть. Нужно добавить немножко гхи». — «Тогда в таком случае почему Ты пришел к нищему? Ты мог бы есть в другом месте. Зачем Ты пришел ко мне, чтобы беспокоить меня? Где я возьму гхи и все остальное?» Таким образом их взаимодействие происходит.

Харе Кришна!

#00:26:37#

Шрила Шридхар Махарадж: Кто [пришел]?

Преданный: Бадринараян Дас.

Шрила Шридхар Махарадж: Бадринараян Дас… Который час?

Преданный: Двадцать две минуты десятого.

Шрила Шридхар Махарадж: Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Хари!..

Преданный: Махарадж, вопрос о том, почему они установили арчану, хотя уже совершали бхаджан?

#00:27:13#

Шрила Шридхар Махарадж: Они сделали это по указанию Махапрабху, задачи [духовного характера] были возложены Махапрабху на Санатану Госвами. Шри мурти, пуджа-пракаш, шастра, тиртха-уддхара, садачара-правартана — четыре явления, четыре задачи. Их осуществление было возложено Махапрабху на Санатану Госвами[4].

Харе Кришна!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Преданный, который с верой поклоняется божеству в храме, но не знает, как правильно вести себя с другими преданными или обычными людьми, называется пракрита-бхактой (материалистичным преданным) и находится на самом низшем духовном уровне» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.47; стих цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.74)).

[2] «В твоем сердце всегда пребывает Господь Говинда. Сам Шри Говинда говорит: „Мои преданные — Моя жизнь и душа!“» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Вайшнава-вигьяпти», 5).

[3] «Преданный промежуточной, или второй, категории проявляет любовь к верховной личности Бога, дружеские чувства ко всем преданным, сострадание к начинающим преданным и невежественным людям и сторонится тех, кто ненавидит служение в преданности» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.46; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.73).

[4] Шри Чайтанья Махапрабху дал следующие указания Шриле Санатане Госвами, согласно «Шри Чайтанья-чаритамрите»: бхакта-бхакти-кр̣ш̣н̣апрема-таттвера нидха̄ра / вайш̣н̣авера кр̣т̣йа, а̄ра ваиш̣н̣ава-а̄ча̄ра // кр̣ш̣н̣а-бхакти, кр̣ш̣н̣апрема-сева̄-правартана / лупта-тӣртха-уддха̄ра, а̄ра вайра̄гйа-ш́икш̣ан̣а — «Тебе предназначено утвердить главные принципы, которым должны следовать преданные, описать законы служения из преданности и любви к Богу, обязанности вайшнавов и их качества. Тебе также необходимо будет описать путь служения в преданности Кришне, основать центры, из которых будет распространяться любовь к Кришне, разыскать забытые святые места и научить людей отречению от мира» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.79,80).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования