«Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 17 ноября 2010 года | “Srila Gaura Kishor Das Babaji Maharaj.” Srila B. N. Acharya Maharaj. 17 November 2010


Russian

Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж

Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж

(17 ноября 2010 года)

https://www.scsmathinternational.com/ru/guidance/2010/101117-GauraKishorDasBabajiMaharaj.php


Сегодня Уттхана Экадаши и день ухода Шрилы Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа.

Бабаджи Махарадж пришел из Вриндавана после того, как получил вдохновение от Радхи-Кришны: «Что ты здесь делаешь на Радха-кунде? Иди в Навадвипу. Сейчас Моя лила не во Вриндаване, а в Навадвипе. Приходи сюда». Несмотря на преклонный возраст, он пришел из Вриндавана в Навадвипу. Все смотрели на него как на безумца — он был незрячим, одет в лохмотья и так далее. В него бросались камнями, а Бабаджи Махарадж говорил: «Гопал, что Ты делаешь?! Я пожалуюсь Твоей маме Яшоде и папе Нанде Махараджу». Он это говорил, а люди бросались в него камнями и плевали, это было чересчур...

Однажды он отправился из Чампахати в Годрумадвипу, Свананда-сукхада-кунджу (дом Шрилы Бхактивинода Тхакура). Бабаджи Махарадж был слеп и с трудом передвигался, и, вдобавок к этому, в тот день была амавасья (темное новолуние). В те дни в Навадвипе не было электричества (в доме Бхактивинода Тхакура до сих пор сохранились его вещи: керосиновая лампа, керосиновый вентилятор и так далее), так что, когда Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж пришел в Годрумадвипу и стал звать Бхактивинода Тхакура, тот сильно удивился:

— Махарадж, вы пришли сюда в такую темную ночь?! Как вы дошли сюда?!

— Мне кто-то помог, — объяснил Бабаджи Махарадж.

— Кто? Здесь никого нет, вы пришли один!

— Правда? Да нет же, кто-то взял меня за руку и привел сюда. Он только что был здесь...

— Кто? Здесь никого нет...

Вот так-то.


Бабаджи Махарадж достал кусок ткани у крематория (гхата), постирал его, завязал на нем узлы и повторял святое имя на этой самодельной веревке вместо четок. Он ел рис, но не готовил его: он замачивал рис в воде и ел через три-четыре дня, когда он немного размокал. Это все, что он ел, больше ничего.


Однажды он сидел на берегу Ганги в дупле большого пальмового дерева и повторял святое имя, как какие-то хулиганы, проходя мимо, услышали, что он разговаривал с кем-то. Голос был женским, и они подумали, что к нему ночью приходит женщина, и решили подкараулить ее днем, чтобы посмотреть, кто это. Они просидели в засаде два дня, но так никого и не увидели, хотя по-прежнему слышали, как Бабаджи Махарадж разговаривал с какой-то женщиной. В итоге они ворвались к нему, но увидели, что там никого не было... Когда же они вышли и начали отходить от дерева, до них опять стал доноситься женский голос. Они так и не поняли, с кем разговаривал Бабаджи Махарадж и о чем. Так что можете себе представить: сама Шримати Радхика приходила к нему. Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж был Ее свапаршадой, близким спутником.


Когда Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа не стало (сегодня как раз тот день, когда это произошло), в тот день произошла целая история.

Все смарта-бабаджи, госвами Навадвипы хотели забрать тело Бабаджи Махараджа себе и устроили целую сцену. Когда Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур услышал, что произошло, он сразу же отправился туда со своим учеником Кунджой Бабой. Когда он пришел, он увидел, что толпа людей дралась за тело Бабаджи Махараджа. Полиция уже была на месте, но и они не могли решить, кто должен забрать тело: все заявляли, что Бабаджи Махарадж их Гуру.

Тогда Прабхупада сказал: «Они называют себя учениками Бабаджи Махараджа, но на самом деле никто из них не является его учеником! При Бабаджи Махарадже всем было все равно, а теперь они говорят: „Он — мой Гуру“. Лгуны! Они носят одежду садху, но никто из них не является садху. Я всю жизнь был наистика-брахмачари (искренним, строгим брахмачари), при мне никто не может соврать. Здесь собралось много бабаджи, но все они занимаются стри-сангой, общаются с женщинами. Пусть те, кто ни разу не общался с женщиной за последние шесть месяцев, поднимут руки». Кто-то сразу ушел. Прабхупада продолжил: «Пусть те, кто не общался с женщиной последние три месяца, поднимут руку». — Часть ушла. — «Один месяц». — Еще часть ушла. — «Кто не занимался стри-сангой последние три дня?» (Есть восемь видов стри-санги, это могут быть даже мысли о женщине.)

Так все и ушли. Присутствующий при этом полицейский спросил Прабхупаду: «Как бы вы узнали, правда это или нет, если бы кто-то сказал, что не имел никакой стри-санги?» Прабхупада ответил: «Я же сказал, что я наистика-брахмачари: никто не может солгать при мне».

В итоге Прабхупада забрал тело Бабаджи Махараджа и сделал его самадхи...


До этого однажды Бхактивинод Тхакур отправил Прабхупаду (в то время его звали Бимала Прасад) получить посвящение у Бабаджи Махараджа.

Бимала Прасад тогда не сильно разбирался: он знал, что его отец — великая личность, государственный служащий высокого чина. Когда он пришел к Бабаджи Махараджу, Бабаджи Махарадж сказал ему: «Иди отсюда! Вон!» Прабхупада удивился: «К Гуру приходят получить посвящение, а он говорит: „Вон!“ Что это такое?» Он вернулся к отцу и сказал, что Бабаджи Махарадж прогнал его. Бхактивинод Тхакур сказал: «Иди еще раз».

На этот раз Бабаджи Махарадж сказал ему:

— Ты опять пришел, но ведь твой отец — великая личность, великий вайшнав, почему ты не примешь посвящение у него?

— Отец послал меня к вам, — ответил Прабхупада.

— Нет, ступай к своему отцу.

Прабхупада вернулся к Бхактивиноду Тхакуру:

— Отец, я вернулся.

— Почему? Ты не получил посвящение?

— Нет, он сказал мне получить посвящение у вас.

— Нет, нет, завтра иди к нему снова.

На следующий день Прабхупада вернулся к Бабаджи Махараджу. Бабаджи Махарадж спросил его: «Затем ты пришел?»

На следующий день опять: «Ты зачем пришел? Мне нужно спросить Гору Хари». (Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж всегда говорил: «Гора Хари».) Еще на следующий день он сказал: «Да, я спросил, но не получил ответа». Прабхупада пришел снова, со всем смирением. Бабаджи Махарадж проверял своего преданного: насколько он терпелив, насколько он предан? В итоге он дал посвящение Прабхупаде Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру.


Сегодня день ухода этого Бабаджи Махараджа.

যে আনিল প্রেমধন করুণা প্রচুর
হেন প্রভু কোথা গেলা আচার্য্য ঠাকুর

дже а̄нило према-дхана корун̣а̄ прачура
хено прабху котха̄ гела̄ а̄ча̄рйа-т̣ха̄кура

«Куда же подевался Адвайта Ачарья, Господь, столь милостиво принесший в этот мир сокровище божественной любви?» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Вираха-гити», 1).

Сегодня очень хороший день. Махапрабху спросил у Рамананды Рая:

দুঃখ-মধ্যে কোন্ দুঃখ হয় গুরুতব ?
কৃষ্ণভক্ত-বিরহ বিনা দুঃখ নাহি দেখি পর

‘дух̣кха-мадхйе кона дух̣кха хайа гурутара?’
‘кр̣ш̣н̣а-бхакта-вираха вина̄ дух̣кха на̄хи декхи пара’

«Какой день для нас самый грустный? Какой день самый печальный?» — «Бхакта-вираха, разлука с преданным — вот что для нас самое печальное» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.248).

Папа умирает, мама умирает... но кто у брахмачари мама? Папа и мама брахмачари — Господь Кришна. Мы говорим: «Кр̣ш̣н̣а ма̄та̄, кр̣ш̣н̣а пита», и в то же время слышим: «У этого брахмачари умер отец, умерла мать». Что это за новости? У брахмачари есть мать, есть отец? Единственный отец, единственная мать брахмачари — это Кришна. Кр̣ш̣н̣а ма̄та̄ кр̣ш̣н̣а пита кр̣ш̣н̣а дхана пра̄н̣а — «Кришна — ваш родитель, Кришна — ваш отец, Кришна — ваша мать», а все ваши остальные «папа», «мама» — это все неправда. Это не мои слова; это говорится в писаниях.

Гурудев часто предупреждал меня: «Будь всегда осторожен».

Перед верандой Гурудева стоит колодец и насос Шрилы Шридхара Махараджа, и однажды Гурудев увидел, как, проходя там, я чуть не поскользнулся и не упал. Гурудев сказал мне тогда: «Будь осторожен! Ты — брахмачари, а жизнь брахмачари очень „скользкая“. Ты можешь упасть в любой момент». Гурудев всегда приводил примеры.

Еще один из его примеров — про железо и магнит. Если все время водиться с девушками, все время с ними разговаривать, разговаривать, разговаривать, то, точно как между железом и магнитом, притяжение неизбежно. Или еще один пример. Если где-то горит огонь и лежит солома, то солома притянет к себе огонь. Даже если огонь здесь, а солома лежит далеко от огня, все равно не успеете оглянуться, как огонь будет тут как тут. Понимаете? Будьте осторожны.

মায়ারে করিয়া জয় ছাড়ান না যায়
সাধুর-গুরুর কৃপা বিনা না দেখি উপায়

ма̄йа̄ре карийа̄ джайа ча̄д̣а̄на на йа̄йа
са̄дху-гурура кр̣па бина на̄ декхи упа̄йа

«Иллюзию невозможно одолеть при помощи майи (занимаясь майей). Получить спасение можно только по милости Гуру и вайшнавов».

Джай Шрила Гуру Махарадж ки джай!



English

Srila Bhakti Nirmal Acharya Maharaj

Srila Gaura Kishor Das Babaji Maharaj

(17 November 2010)

https://www.scsmathinternational.com/guidance/2010/SAchM-101117-GauraKishorDasBabajiMaharajDisapDay.php

 

Today is Utthana Ekadasi: Srila Gaura Kisor Das Babaji Maharaj’s disappearance day.

Babaji Maharaj came to Nabadwip from Vrindavan. He got inspiration from Radha Krsna, "Why are you staying here at Radha Kunda? You must come to Nabadwip. My lila is not in Vrindavan, now My lila is going on in Nabadwip, so you must come here." Even though he was old at that time, he came.

Everybody saw him as pagal, crazy—he could not see anything, did not wear good clothes, he did not care for anything. Some boys threw stones at him, and he would say, "Gopal, what are You doing? I will complain to Your Mom, Yasoda, and Your Dad, Nanda Maharaj!" He would say like this, but people threw stones and spat at him... It was too much. Nobody recognised him at that time.

One time he went from Champahati to Godrumdwip, Svananda Sukhada Kunja, Bhakti Vinod Thakur’s place. He was blind and could not walk, and it was amavasya, a dark moon day—it was pitch dark outside. (There was no electricity in Nabadwip at that time. You can see at Srila Bhakti Vinod Thakur’s place, his things are still kept there—his kerosene lamp, kerosene powered fan, etc.) So, Gaura Kisor Das Babaji Maharaj came there and called out to Bhakti Vinod Thakur. Bhakti Vinod Thakur came out and was surprised, “Maharaj, you came on such a dark night! How did you come here?!”

“Oh, somebody helped me.”

“Who? Nobody is here, you are alone!”

“Oh, am I? No, somebody took my hand and brought me here. He was here just now...”

 

Babaji Maharaj took some dead body’s cloth at a burning ghat, washed it, made knots and chanted on that. He would get some rice, but he did not cook it: he soaked it in some water and ate it three-four days later, when it got softer. That was his only food...

Once he was sitting inside a big palm tree’s hollow on the bank of the Ganges, chanting, and when some naughty people walked past, they heard that he was talking with somebody: it was a lady’s voice. They thought that some lady came to him at night, and they decided to watch the place in the day time to see who the lady was when she would come. They had kept guard there for two days but did not see anybody, although they could still hear Babaji Maharaj talking with a lady. In the end, they broke in and saw nobody was there. As they went away, they could again hear the lady’s voice, but they did not know who was talking and what they were talking about. Then you understand: Srimati Radhika came there, Gaura Kisor Das Babaji Maharaj was Her svaparsad, close associate.

 

When Gaura Kisor Das Babaji expired—today is the day when it happened—there was a big story on that day. All smarta babajis, goswamis of Nabadwip wanted to take the body of Babaji Maharaj, and they started fighting. When Prabhupad Bhakti Siddhanta Saraswati Thakur heard what had happened, he came there with Kunja Babu, his disciple. He saw that many people were fighting over the body and the police were already there, but they could not decide who should take the body. Everybody claimed it was their Guru. Prabhupad said,

“They are saying they are disciples of Babaji Maharaj, but actually none of them is his disciple! When he was alive, no one cared, and now everybody is saying, ‘He is my Guru.’ They are all liars! They are dressed as sadhus, but none of them are sadhus. I am a naistik brahmachari (a life-long strict celibate), no one can tell a lie in front of me. There are many babajis, but they are all doing stri-sanga (have ladies’ association). Let those who have not associated with a girl for the past six months raise their hands.”

Some of them left.

“Let those who have not associated with a lady for the past three months raise their hands.”

Some left.

“One month.”

More left.

“Who has not done stri-sanga for the last three days?” (There are eight types of stri-sanga, it can be also thinking of a woman, etc.)

Then all of them went away. A policeman who was there asked Prabhupad, “How would you know it if they had said they had not done any stri-sanga?”

“I said I was a naistik brahmachari—none can tell a lie in front of me.”

Prabhupad took the body of Babaji Maharaj and made his samadhi...

 

Bhakti Vinod Thakur sent Prabhupad (his previous name was Bimala Prasad) to take initiation from Babaji Maharaj. At that time Bimala Prasad did not know so much—he knew his father was a big personality, a district magistrate. When he came to see Babaji Maharaj, Babaji Maharaj said to him, “Get out! I want you to get out!” Prabhupad was surprised, “A boy comes for initiation and Gurudev says, ‘Get out!’ What is this?” He came back to his father and said that Babaji Maharaj had told him to get out.

Bhakti Vinod Thakur told him to go there again, and when he came again, this time Babaji Maharaj said to him, “You have come again, but your father is a very big personality, a great Vaisnav. Why do you not take initiation from your father?”

“My father has sent me to you.”

“No, go to your father.”

He went back to Bhakti Vinod Thakur, “Father, I have come back.”

“Why? Have you not taken initiation?”

“No, he told me to take initiation from my father.”

“No, no, go again tomorrow.”

He again went to Babaji Maharaj the next day. Babaji Maharaj asked, “Why have you come?”

The next day again, “Why have you come? I must ask Gora Hari.” (He always said, “Gora Hari.”) Then another day Prabhupad came, “Maharaj, have you asked?” Gaura Kishor Das Babaji Maharaj said, “Yes, I asked, but I did not get an answer.”

The next day Prabhupad came again, very humbly. Babaji Maharaj was testing his devotee: How tolerant is he? How much surrender does he have? He tested him in this way, and then finally gave initiation to Prabhupad Bhakti Siddhanta Saraswati Thakur.

 

So, today is the disappearance day of this Babaji Maharaj. “Ki rupe paibe seva muni durachara: how will I, a fool, get service?” And another thing is,

যে আনিল প্রেমধন করুণা প্রচুর
হেন প্রভু কোথা গেলা আচার্য্য ঠাকুর

je ānilo prema-dhana koruṇā prachura
heno prabhu kothā gelā āchārya-ṭhākura

“Where has Advaita Acharya, the Lord who mercifully brought the wealth of divine love to this world, gone?” (Viraha-giti, 1, by Srila Narottam Das Thakur).

Today is a very good, nice day. Mahaprabhu asked Ramananda Ray,

দুঃখ-মধ্যে কোন্ দুঃখ হয় গুরুতব ?
কৃষ্ণভক্ত-বিরহ বিনা দুঃখ নাহি দেখি পর

‘duḥkha-madhye kona duḥkha haya gurutara?’
‘kṛṣṇa-bhakta-viraha vinā duḥkha nāhi dekhi para’

“What is our saddest day? What is a sorrowful day?”—“It is bhakta-viraha, separation from a devotee” (Sri Chaitanya-charitamrta, Madhya-lila, 8.248).

Your mother dies, your father dies... but who is a brahmachari’s mother? A brahmachari’s father and mother is Lord Krishna. “Kṛṣṇa mātā, kṛṣṇa pita”—we are saying this, but at the same time we hear such things as, “Oh, that brahmachari’s father died, his mother died.” What news is that? Does a brahmachari have a father, a mother? A brahmachari’s only father and mother is Krishna. “Kṛṣṇa mātā kṛṣṇa pita kṛṣṇa dhana prāṇa”: Krishna is your parent, Krishna is your father, Krishna is your mother. Your other ‘mother/father’ are false. (These are not my words—it is said in the scriptures.)

Gurudev often told me, “Always be careful.”

In front of Gurudev’s veranda there is Srila Sridhar Maharaj’s well and pump, and one-time Gurudev saw me walking there and almost slipping. Gurudev said, “Be careful! You are a brahmachari, and the brahmachari life is very slippery! Any time you can fall down.” Gurudev always gave examples.

Another example Gurudev gave was about iron and magnet. If you are always together with a girl, always talking, talking, talking, it is like iron and magnet—attraction is inevitable. Also, if there is a fire and some dry straw, the fire will be attracted to the straw—the fire is here and the straw is there, they are far from each other, but before you know it you will see the fire has already gone there. Do you understand? Be careful.

মায়ারে করিয়া জয় ছাড়ান না যায়
সাধুর-গুরুর কৃপা বিনা না দেখি উপায়

māyāre kariyā jaya cāḍāna na yāya
sādhu-gurura kṛpa bina nā dekhi upāya

“It is not possible to conquer maya by illusory environment (by engaging in maya), but it is only possible to get relief by the mercy of Guru, Vaisnav.”

Jay Srila Guru Maharaj ki jay!




←  “Srila Gaura Kisor Das Babaji Maharaj’s disappearance, 1982.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 27 November 1982. Nabadwip Dham, India ·• Архив новостей •· Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж | Srila Gaura Kisora Das Babaji Maharaj  →

Russian

Шрила Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж

Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж

(17 ноября 2010 года)

https://www.scsmathinternational.com/ru/guidance/2010/101117-GauraKishorDasBabajiMaharaj.php


Сегодня Уттхана Экадаши и день ухода Шрилы Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа.

Бабаджи Махарадж пришел из Вриндавана после того, как получил вдохновение от Радхи-Кришны: «Что ты здесь делаешь на Радха-кунде? Иди в Навадвипу. Сейчас Моя лила не во Вриндаване, а в Навадвипе. Приходи сюда». Несмотря на преклонный возраст, он пришел из Вриндавана в Навадвипу. Все смотрели на него как на безумца — он был незрячим, одет в лохмотья и так далее. В него бросались камнями, а Бабаджи Махарадж говорил: «Гопал, что Ты делаешь?! Я пожалуюсь Твоей маме Яшоде и папе Нанде Махараджу». Он это говорил, а люди бросались в него камнями и плевали, это было чересчур...

Однажды он отправился из Чампахати в Годрумадвипу, Свананда-сукхада-кунджу (дом Шрилы Бхактивинода Тхакура). Бабаджи Махарадж был слеп и с трудом передвигался, и, вдобавок к этому, в тот день была амавасья (темное новолуние). В те дни в Навадвипе не было электричества (в доме Бхактивинода Тхакура до сих пор сохранились его вещи: керосиновая лампа, керосиновый вентилятор и так далее), так что, когда Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж пришел в Годрумадвипу и стал звать Бхактивинода Тхакура, тот сильно удивился:

— Махарадж, вы пришли сюда в такую темную ночь?! Как вы дошли сюда?!

— Мне кто-то помог, — объяснил Бабаджи Махарадж.

— Кто? Здесь никого нет, вы пришли один!

— Правда? Да нет же, кто-то взял меня за руку и привел сюда. Он только что был здесь...

— Кто? Здесь никого нет...

Вот так-то.


Бабаджи Махарадж достал кусок ткани у крематория (гхата), постирал его, завязал на нем узлы и повторял святое имя на этой самодельной веревке вместо четок. Он ел рис, но не готовил его: он замачивал рис в воде и ел через три-четыре дня, когда он немного размокал. Это все, что он ел, больше ничего.


Однажды он сидел на берегу Ганги в дупле большого пальмового дерева и повторял святое имя, как какие-то хулиганы, проходя мимо, услышали, что он разговаривал с кем-то. Голос был женским, и они подумали, что к нему ночью приходит женщина, и решили подкараулить ее днем, чтобы посмотреть, кто это. Они просидели в засаде два дня, но так никого и не увидели, хотя по-прежнему слышали, как Бабаджи Махарадж разговаривал с какой-то женщиной. В итоге они ворвались к нему, но увидели, что там никого не было... Когда же они вышли и начали отходить от дерева, до них опять стал доноситься женский голос. Они так и не поняли, с кем разговаривал Бабаджи Махарадж и о чем. Так что можете себе представить: сама Шримати Радхика приходила к нему. Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж был Ее свапаршадой, близким спутником.


Когда Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа не стало (сегодня как раз тот день, когда это произошло), в тот день произошла целая история.

Все смарта-бабаджи, госвами Навадвипы хотели забрать тело Бабаджи Махараджа себе и устроили целую сцену. Когда Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур услышал, что произошло, он сразу же отправился туда со своим учеником Кунджой Бабой. Когда он пришел, он увидел, что толпа людей дралась за тело Бабаджи Махараджа. Полиция уже была на месте, но и они не могли решить, кто должен забрать тело: все заявляли, что Бабаджи Махарадж их Гуру.

Тогда Прабхупада сказал: «Они называют себя учениками Бабаджи Махараджа, но на самом деле никто из них не является его учеником! При Бабаджи Махарадже всем было все равно, а теперь они говорят: „Он — мой Гуру“. Лгуны! Они носят одежду садху, но никто из них не является садху. Я всю жизнь был наистика-брахмачари (искренним, строгим брахмачари), при мне никто не может соврать. Здесь собралось много бабаджи, но все они занимаются стри-сангой, общаются с женщинами. Пусть те, кто ни разу не общался с женщиной за последние шесть месяцев, поднимут руки». Кто-то сразу ушел. Прабхупада продолжил: «Пусть те, кто не общался с женщиной последние три месяца, поднимут руку». — Часть ушла. — «Один месяц». — Еще часть ушла. — «Кто не занимался стри-сангой последние три дня?» (Есть восемь видов стри-санги, это могут быть даже мысли о женщине.)

Так все и ушли. Присутствующий при этом полицейский спросил Прабхупаду: «Как бы вы узнали, правда это или нет, если бы кто-то сказал, что не имел никакой стри-санги?» Прабхупада ответил: «Я же сказал, что я наистика-брахмачари: никто не может солгать при мне».

В итоге Прабхупада забрал тело Бабаджи Махараджа и сделал его самадхи...


До этого однажды Бхактивинод Тхакур отправил Прабхупаду (в то время его звали Бимала Прасад) получить посвящение у Бабаджи Махараджа.

Бимала Прасад тогда не сильно разбирался: он знал, что его отец — великая личность, государственный служащий высокого чина. Когда он пришел к Бабаджи Махараджу, Бабаджи Махарадж сказал ему: «Иди отсюда! Вон!» Прабхупада удивился: «К Гуру приходят получить посвящение, а он говорит: „Вон!“ Что это такое?» Он вернулся к отцу и сказал, что Бабаджи Махарадж прогнал его. Бхактивинод Тхакур сказал: «Иди еще раз».

На этот раз Бабаджи Махарадж сказал ему:

— Ты опять пришел, но ведь твой отец — великая личность, великий вайшнав, почему ты не примешь посвящение у него?

— Отец послал меня к вам, — ответил Прабхупада.

— Нет, ступай к своему отцу.

Прабхупада вернулся к Бхактивиноду Тхакуру:

— Отец, я вернулся.

— Почему? Ты не получил посвящение?

— Нет, он сказал мне получить посвящение у вас.

— Нет, нет, завтра иди к нему снова.

На следующий день Прабхупада вернулся к Бабаджи Махараджу. Бабаджи Махарадж спросил его: «Затем ты пришел?»

На следующий день опять: «Ты зачем пришел? Мне нужно спросить Гору Хари». (Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж всегда говорил: «Гора Хари».) Еще на следующий день он сказал: «Да, я спросил, но не получил ответа». Прабхупада пришел снова, со всем смирением. Бабаджи Махарадж проверял своего преданного: насколько он терпелив, насколько он предан? В итоге он дал посвящение Прабхупаде Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру.


Сегодня день ухода этого Бабаджи Махараджа.

যে আনিল প্রেমধন করুণা প্রচুর
হেন প্রভু কোথা গেলা আচার্য্য ঠাকুর

дже а̄нило према-дхана корун̣а̄ прачура
хено прабху котха̄ гела̄ а̄ча̄рйа-т̣ха̄кура

«Куда же подевался Адвайта Ачарья, Господь, столь милостиво принесший в этот мир сокровище божественной любви?» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Вираха-гити», 1).

Сегодня очень хороший день. Махапрабху спросил у Рамананды Рая:

দুঃখ-মধ্যে কোন্ দুঃখ হয় গুরুতব ?
কৃষ্ণভক্ত-বিরহ বিনা দুঃখ নাহি দেখি পর

‘дух̣кха-мадхйе кона дух̣кха хайа гурутара?’
‘кр̣ш̣н̣а-бхакта-вираха вина̄ дух̣кха на̄хи декхи пара’

«Какой день для нас самый грустный? Какой день самый печальный?» — «Бхакта-вираха, разлука с преданным — вот что для нас самое печальное» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.248).

Папа умирает, мама умирает... но кто у брахмачари мама? Папа и мама брахмачари — Господь Кришна. Мы говорим: «Кр̣ш̣н̣а ма̄та̄, кр̣ш̣н̣а пита», и в то же время слышим: «У этого брахмачари умер отец, умерла мать». Что это за новости? У брахмачари есть мать, есть отец? Единственный отец, единственная мать брахмачари — это Кришна. Кр̣ш̣н̣а ма̄та̄ кр̣ш̣н̣а пита кр̣ш̣н̣а дхана пра̄н̣а — «Кришна — ваш родитель, Кришна — ваш отец, Кришна — ваша мать», а все ваши остальные «папа», «мама» — это все неправда. Это не мои слова; это говорится в писаниях.

Гурудев часто предупреждал меня: «Будь всегда осторожен».

Перед верандой Гурудева стоит колодец и насос Шрилы Шридхара Махараджа, и однажды Гурудев увидел, как, проходя там, я чуть не поскользнулся и не упал. Гурудев сказал мне тогда: «Будь осторожен! Ты — брахмачари, а жизнь брахмачари очень „скользкая“. Ты можешь упасть в любой момент». Гурудев всегда приводил примеры.

Еще один из его примеров — про железо и магнит. Если все время водиться с девушками, все время с ними разговаривать, разговаривать, разговаривать, то, точно как между железом и магнитом, притяжение неизбежно. Или еще один пример. Если где-то горит огонь и лежит солома, то солома притянет к себе огонь. Даже если огонь здесь, а солома лежит далеко от огня, все равно не успеете оглянуться, как огонь будет тут как тут. Понимаете? Будьте осторожны.

মায়ারে করিয়া জয় ছাড়ান না যায়
সাধুর-গুরুর কৃপা বিনা না দেখি উপায়

ма̄йа̄ре карийа̄ джайа ча̄д̣а̄на на йа̄йа
са̄дху-гурура кр̣па бина на̄ декхи упа̄йа

«Иллюзию невозможно одолеть при помощи майи (занимаясь майей). Получить спасение можно только по милости Гуру и вайшнавов».

Джай Шрила Гуру Махарадж ки джай!



English

Srila Bhakti Nirmal Acharya Maharaj

Srila Gaura Kishor Das Babaji Maharaj

(17 November 2010)

https://www.scsmathinternational.com/guidance/2010/SAchM-101117-GauraKishorDasBabajiMaharajDisapDay.php

 

Today is Utthana Ekadasi: Srila Gaura Kisor Das Babaji Maharaj’s disappearance day.

Babaji Maharaj came to Nabadwip from Vrindavan. He got inspiration from Radha Krsna, "Why are you staying here at Radha Kunda? You must come to Nabadwip. My lila is not in Vrindavan, now My lila is going on in Nabadwip, so you must come here." Even though he was old at that time, he came.

Everybody saw him as pagal, crazy—he could not see anything, did not wear good clothes, he did not care for anything. Some boys threw stones at him, and he would say, "Gopal, what are You doing? I will complain to Your Mom, Yasoda, and Your Dad, Nanda Maharaj!" He would say like this, but people threw stones and spat at him... It was too much. Nobody recognised him at that time.

One time he went from Champahati to Godrumdwip, Svananda Sukhada Kunja, Bhakti Vinod Thakur’s place. He was blind and could not walk, and it was amavasya, a dark moon day—it was pitch dark outside. (There was no electricity in Nabadwip at that time. You can see at Srila Bhakti Vinod Thakur’s place, his things are still kept there—his kerosene lamp, kerosene powered fan, etc.) So, Gaura Kisor Das Babaji Maharaj came there and called out to Bhakti Vinod Thakur. Bhakti Vinod Thakur came out and was surprised, “Maharaj, you came on such a dark night! How did you come here?!”

“Oh, somebody helped me.”

“Who? Nobody is here, you are alone!”

“Oh, am I? No, somebody took my hand and brought me here. He was here just now...”

 

Babaji Maharaj took some dead body’s cloth at a burning ghat, washed it, made knots and chanted on that. He would get some rice, but he did not cook it: he soaked it in some water and ate it three-four days later, when it got softer. That was his only food...

Once he was sitting inside a big palm tree’s hollow on the bank of the Ganges, chanting, and when some naughty people walked past, they heard that he was talking with somebody: it was a lady’s voice. They thought that some lady came to him at night, and they decided to watch the place in the day time to see who the lady was when she would come. They had kept guard there for two days but did not see anybody, although they could still hear Babaji Maharaj talking with a lady. In the end, they broke in and saw nobody was there. As they went away, they could again hear the lady’s voice, but they did not know who was talking and what they were talking about. Then you understand: Srimati Radhika came there, Gaura Kisor Das Babaji Maharaj was Her svaparsad, close associate.

 

When Gaura Kisor Das Babaji expired—today is the day when it happened—there was a big story on that day. All smarta babajis, goswamis of Nabadwip wanted to take the body of Babaji Maharaj, and they started fighting. When Prabhupad Bhakti Siddhanta Saraswati Thakur heard what had happened, he came there with Kunja Babu, his disciple. He saw that many people were fighting over the body and the police were already there, but they could not decide who should take the body. Everybody claimed it was their Guru. Prabhupad said,

“They are saying they are disciples of Babaji Maharaj, but actually none of them is his disciple! When he was alive, no one cared, and now everybody is saying, ‘He is my Guru.’ They are all liars! They are dressed as sadhus, but none of them are sadhus. I am a naistik brahmachari (a life-long strict celibate), no one can tell a lie in front of me. There are many babajis, but they are all doing stri-sanga (have ladies’ association). Let those who have not associated with a girl for the past six months raise their hands.”

Some of them left.

“Let those who have not associated with a lady for the past three months raise their hands.”

Some left.

“One month.”

More left.

“Who has not done stri-sanga for the last three days?” (There are eight types of stri-sanga, it can be also thinking of a woman, etc.)

Then all of them went away. A policeman who was there asked Prabhupad, “How would you know it if they had said they had not done any stri-sanga?”

“I said I was a naistik brahmachari—none can tell a lie in front of me.”

Prabhupad took the body of Babaji Maharaj and made his samadhi...

 

Bhakti Vinod Thakur sent Prabhupad (his previous name was Bimala Prasad) to take initiation from Babaji Maharaj. At that time Bimala Prasad did not know so much—he knew his father was a big personality, a district magistrate. When he came to see Babaji Maharaj, Babaji Maharaj said to him, “Get out! I want you to get out!” Prabhupad was surprised, “A boy comes for initiation and Gurudev says, ‘Get out!’ What is this?” He came back to his father and said that Babaji Maharaj had told him to get out.

Bhakti Vinod Thakur told him to go there again, and when he came again, this time Babaji Maharaj said to him, “You have come again, but your father is a very big personality, a great Vaisnav. Why do you not take initiation from your father?”

“My father has sent me to you.”

“No, go to your father.”

He went back to Bhakti Vinod Thakur, “Father, I have come back.”

“Why? Have you not taken initiation?”

“No, he told me to take initiation from my father.”

“No, no, go again tomorrow.”

He again went to Babaji Maharaj the next day. Babaji Maharaj asked, “Why have you come?”

The next day again, “Why have you come? I must ask Gora Hari.” (He always said, “Gora Hari.”) Then another day Prabhupad came, “Maharaj, have you asked?” Gaura Kishor Das Babaji Maharaj said, “Yes, I asked, but I did not get an answer.”

The next day Prabhupad came again, very humbly. Babaji Maharaj was testing his devotee: How tolerant is he? How much surrender does he have? He tested him in this way, and then finally gave initiation to Prabhupad Bhakti Siddhanta Saraswati Thakur.

 

So, today is the disappearance day of this Babaji Maharaj. “Ki rupe paibe seva muni durachara: how will I, a fool, get service?” And another thing is,

যে আনিল প্রেমধন করুণা প্রচুর
হেন প্রভু কোথা গেলা আচার্য্য ঠাকুর

je ānilo prema-dhana koruṇā prachura
heno prabhu kothā gelā āchārya-ṭhākura

“Where has Advaita Acharya, the Lord who mercifully brought the wealth of divine love to this world, gone?” (Viraha-giti, 1, by Srila Narottam Das Thakur).

Today is a very good, nice day. Mahaprabhu asked Ramananda Ray,

দুঃখ-মধ্যে কোন্ দুঃখ হয় গুরুতব ?
কৃষ্ণভক্ত-বিরহ বিনা দুঃখ নাহি দেখি পর

‘duḥkha-madhye kona duḥkha haya gurutara?’
‘kṛṣṇa-bhakta-viraha vinā duḥkha nāhi dekhi para’

“What is our saddest day? What is a sorrowful day?”—“It is bhakta-viraha, separation from a devotee” (Sri Chaitanya-charitamrta, Madhya-lila, 8.248).

Your mother dies, your father dies... but who is a brahmachari’s mother? A brahmachari’s father and mother is Lord Krishna. “Kṛṣṇa mātā, kṛṣṇa pita”—we are saying this, but at the same time we hear such things as, “Oh, that brahmachari’s father died, his mother died.” What news is that? Does a brahmachari have a father, a mother? A brahmachari’s only father and mother is Krishna. “Kṛṣṇa mātā kṛṣṇa pita kṛṣṇa dhana prāṇa”: Krishna is your parent, Krishna is your father, Krishna is your mother. Your other ‘mother/father’ are false. (These are not my words—it is said in the scriptures.)

Gurudev often told me, “Always be careful.”

In front of Gurudev’s veranda there is Srila Sridhar Maharaj’s well and pump, and one-time Gurudev saw me walking there and almost slipping. Gurudev said, “Be careful! You are a brahmachari, and the brahmachari life is very slippery! Any time you can fall down.” Gurudev always gave examples.

Another example Gurudev gave was about iron and magnet. If you are always together with a girl, always talking, talking, talking, it is like iron and magnet—attraction is inevitable. Also, if there is a fire and some dry straw, the fire will be attracted to the straw—the fire is here and the straw is there, they are far from each other, but before you know it you will see the fire has already gone there. Do you understand? Be careful.

মায়ারে করিয়া জয় ছাড়ান না যায়
সাধুর-গুরুর কৃপা বিনা না দেখি উপায়

māyāre kariyā jaya cāḍāna na yāya
sādhu-gurura kṛpa bina nā dekhi upāya

“It is not possible to conquer maya by illusory environment (by engaging in maya), but it is only possible to get relief by the mercy of Guru, Vaisnav.”

Jay Srila Guru Maharaj ki jay!


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования