«Постижение духовного знания» (часть 2). Шрипад Б. П. Сиддханти Махарадж. 17 мая 2005 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 10.55M)

Russian

Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж

Постижение духовного знания
(часть 2)

(17 мая 2005 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Неотъемлемой частью этой подготовки, о которой мы говорим, является обретение, укрепление веры. У нас должна быть твердая вера в духовного учителя, в это духовное знание и в этот процесс — процесс слушания духовного учителя, через который мы можем соприкоснуться со знанием. Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, говорил, что ограниченное живое существо никогда не способно познать безграничное, бесконечное, однако бесконечное способно раскрыться или явить себя ограниченному.

#00:01:24#

Итак, мы начали нашу сегодняшнюю лекцию с того, что сказали, что Махапрабху, когда присутствовал на этой Земле (порядка пятисот лет назад), странствовал и встречал людей различных направлений, и в том числе Он встречал так называемых философов-майявади. Эти ученые, философы-майявади того времени, утверждали примерно то же самое, что и современные ученые, то есть что в мире по сути нет многообразия, что все можно свести к единой первопричине, к единой основе, к одному.

#00:02:34#

Эта тенденция прослеживается в современной науке, в современном мышлении, точно так же она прослеживалась и около пятисот лет назад в этой индуистской духовной или религиозной культуре, то есть эта склонность редуцировать, уменьшить все, свести все к одному. Махапрабху иногда встречался с ведущими представителями этой линии, как можно сказать, с «величайшими из современных ученых». Он встречался с величайшими из майявади-философов того времени и вел с ними беседы, устраивал дискуссии.

#00:03:47#

Он начинал им говорить о сознании Кришны и убеждал их в верности, в подлинности сознания Кришны, поскольку не зря Его называют «Махапрабху» — «великий Прабху», «великий учитель», то есть Он мог убедить любого, показать любому человеку превосходство сознания Кришны. Однако для нас крайне сложно, крайне проблематично пытаться устраивать дискуссии и пытаться обратить на свою сторону великих ученых, поскольку мы, по сути дела, неофиты — только-только начинаем.

#00:04:53#

Однако на уровне здравого смысла это вполне доступно нашему пониманию. Как мы уже говорили, в этом мире есть океаны, есть горы, есть равнины, есть поля, есть растения, есть животные — этот мир исполнен многообразия. Почему же тогда мы пытаемся думать, что Абсолютная Истина лишена многообразия, или, иначе говоря, что все должно быть в основе своей одинаковым, абсолютно единым? Здравый смысл противоречит подобному утверждению.

#00:05:56#

Однако в этом мире ныне принято думать, что этот процесс приведет нас к цели, — этот процесс редуцирования или сведения всего к одной основе в конечном счете будет способен показать нам Бога или Первооснову, Абсолют. Как мы уже говорили сегодня, мы не в состоянии постичь природу звезд, находящихся на расстоянии, скажем, четыре миллиона световых лет от нас. На самом деле мы толком не способны постичь даже природу ближайшей к нам звезды — Солнца. Так что же мы тогда можем говорить о Кришне, об Абсолюте, о Всевышнем, который, разумеется, находится не то чтобы за миллионы — Он находится на невероятном огромном удалении от нас.

#00:07:19#

Поэтому мы никогда не можем сказать, что этот мир можно свести лишь к одному началу, к некому безличному Единому, поскольку даже в Библии, например, сказано, что человек сотворен по образу и подобию Божьему. Мы знаем, что весь мир сотворен Кришной. Мы должны признать (на первых этапах пусть это будет лишь через веру), что этот мир исполнен безграничного многообразия. Это подтверждается нашими чувствами, это также подтверждается Ведами, и это же подтверждается нашим духовным учителем.

#00:08:25#

Пусть мы сами не способны проследить до конца эту цепочку, указать на Первоэлемент, Первопричину, однако в любом случае мы можем по крайней мере сказать, что эти ученые или философы-майявади, следуя таким путем, никогда не сумеют показать нам, где находится Бог, каков Он. Они хотят, чтобы мы верили во множество самых разных утверждений, но они не способны дать нам внушающего доверия доказательство, поэтому если у нас есть здравый смысл, если мы наделены разумом, то нам следует принять тот естественный факт, что все энергии этого мира произошли из единого Первоисточника, что есть Кришна — Первопричина всего.

#00:09:55#

К примеру, мы все знаем такой феномен, как электричество. Мы знаем, как оно способно освещать, или обогревать, или иногда охлаждать — производить столько много полезных для нас действий, но мы знаем, что электричество не существует само по себе. Если оно есть, значит есть и электростанция где-то в городе, оно не появляется само. Поэтому разумный человек поймет, что должен быть первоисточник, причина не только у электричества, но и у всего.

#00:10:42#

ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах сач-чид-а̄нанда-виграхах
ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам[1]

Точно так же должна быть причина (или первопричина) у океанов, у деревьев, у растений, у людей — у всего, что мы видим в этом мире. Как сказано в писаниях, должна быть изначальная Первопричина всех причин. В этом мире все пронизано причинами и следствиями, весь этот мир состоит из причин и следствий. У каждого явления есть причина. Если машина заводится, это происходит не само по себе, а потому что туда сел человек и повернул ключ в замке зажигания и так далее. Каждое явление имеет свою причину.

#00:11:55#

Итак, вполне разумно, что мы верим, что есть причина у всего, весь мир исполнен причин, и поэтому должна быть изначальная Причина всего, изначальная Первопричина. Изначальная Причина означает То, из чего изошло все: и горы, и океан, и леса.

#00:12:39#

Махапрабху вел подобного рода обсуждения, подобного рода беседы с различными философами в то время, когда Он был на Земле, около пятисот лет назад. В целом мы можем сказать, что и ныне на Земле продолжаются подобные беседы. Также нужно понимать, что по-настоящему понять все эти вещи мы сможем только если должным образом обратимся к сознанию Кришны, то есть обратимся смиренным образом, в духе смирения, в духе понимания, что мы не должны ничего платить или что-то отдавать за то, чтобы обрести это знание. Единственное, что необходимо, — чтобы мы по-настоящему хотели, чтобы у нас было подлинное, настоящее желание обрести это знание.

#00:14:19#

Именно таким образом ведическое знание нисходит: оно нисходит из сердца учителя в сердце смиренного и покорного ученика. Оно никогда не может быть явлено путем изучения, путем каких-либо манипуляций с телескопами или другими инструментами, поскольку это знание может лишь низойти свыше и быть явлено.

#00:14:46#

Я думаю, наше время ограничено. Сейчас, если у кого-то есть вопросы, то, пожалуйста, можно задавать, если же нет — то мы можем немного попеть и закончить программу. Этот центр был открыт для того, чтобы люди могли приходить сюда и практиковать сознание Кришны. Практика сознания Кришны подразумевает, что мы готовим себя, готовим свои сердца для того, чтобы высшее знание могло явить себя, могло проявиться в них.

#00:16:06#

Сам Кришна говорит в Бхагавад-гите, что Он обитает в сердце каждого, и поэтому Он способен разрушить тьму невежества в сердце каждого светочем знания. Поэтому это знание несомненно придет, у нас должна быть твердая вера, что это знание несомненно будет явлено нам, если у нас есть искреннее желание обрести его.

#00:17:06#

Мы также очень удачливы, что наш Гурудев открыл здесь этот столь замечательный центр. Мы зачастую можем забывать об этом, но, к примеру, только сегодня к нам в гости — сюда, в этот храм, — приходила семья индусов, которые только приехали из Индии, и глава семьи сказал: «Сколь удивительное это место: на берегу моря, такое умиротворенное, удаленное от города. Это самое удачное место для того, чтобы быть здесь наедине с Богом».

#00:17:58#

Разумеется, мы вынуждены признать это: да, действительно, это удивительное место, и Кришна явился сюда, проявил Себя в этой удивительной атмосфере, наиболее благоприятной, способствующей тому, чтобы духовное знание проявилось в сердцах искренних ищущих.

(перейти к первой части)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Говинда-Кришна — Высший Владыка всех миров, Сама Абсолютная Истина. Он вечен и полон блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он начало всего сущего и причина всех причин» («Брахма-самхита», 5.1).

 



←  Духовная программа в йога-центре Vedalife. Киев, Украина. 9 декабря 2012 года ·• Архив новостей •· «Возможность невозможной любви». Шрила Б. С. Госвами Махарадж | “Possibility of Impossible Love.” Srila B. S. Goswami Maharaj  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 11.1 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж

Постижение духовного знания
(часть 2)

(17 мая 2005 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Неотъемлемой частью этой подготовки, о которой мы говорим, является обретение, укрепление веры. У нас должна быть твердая вера в духовного учителя, в это духовное знание и в этот процесс — процесс слушания духовного учителя, через который мы можем соприкоснуться со знанием. Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, говорил, что ограниченное живое существо никогда не способно познать безграничное, бесконечное, однако бесконечное способно раскрыться или явить себя ограниченному.

#00:01:24#

Итак, мы начали нашу сегодняшнюю лекцию с того, что сказали, что Махапрабху, когда присутствовал на этой Земле (порядка пятисот лет назад), странствовал и встречал людей различных направлений, и в том числе Он встречал так называемых философов-майявади. Эти ученые, философы-майявади того времени, утверждали примерно то же самое, что и современные ученые, то есть что в мире по сути нет многообразия, что все можно свести к единой первопричине, к единой основе, к одному.

#00:02:34#

Эта тенденция прослеживается в современной науке, в современном мышлении, точно так же она прослеживалась и около пятисот лет назад в этой индуистской духовной или религиозной культуре, то есть эта склонность редуцировать, уменьшить все, свести все к одному. Махапрабху иногда встречался с ведущими представителями этой линии, как можно сказать, с «величайшими из современных ученых». Он встречался с величайшими из майявади-философов того времени и вел с ними беседы, устраивал дискуссии.

#00:03:47#

Он начинал им говорить о сознании Кришны и убеждал их в верности, в подлинности сознания Кришны, поскольку не зря Его называют «Махапрабху» — «великий Прабху», «великий учитель», то есть Он мог убедить любого, показать любому человеку превосходство сознания Кришны. Однако для нас крайне сложно, крайне проблематично пытаться устраивать дискуссии и пытаться обратить на свою сторону великих ученых, поскольку мы, по сути дела, неофиты — только-только начинаем.

#00:04:53#

Однако на уровне здравого смысла это вполне доступно нашему пониманию. Как мы уже говорили, в этом мире есть океаны, есть горы, есть равнины, есть поля, есть растения, есть животные — этот мир исполнен многообразия. Почему же тогда мы пытаемся думать, что Абсолютная Истина лишена многообразия, или, иначе говоря, что все должно быть в основе своей одинаковым, абсолютно единым? Здравый смысл противоречит подобному утверждению.

#00:05:56#

Однако в этом мире ныне принято думать, что этот процесс приведет нас к цели, — этот процесс редуцирования или сведения всего к одной основе в конечном счете будет способен показать нам Бога или Первооснову, Абсолют. Как мы уже говорили сегодня, мы не в состоянии постичь природу звезд, находящихся на расстоянии, скажем, четыре миллиона световых лет от нас. На самом деле мы толком не способны постичь даже природу ближайшей к нам звезды — Солнца. Так что же мы тогда можем говорить о Кришне, об Абсолюте, о Всевышнем, который, разумеется, находится не то чтобы за миллионы — Он находится на невероятном огромном удалении от нас.

#00:07:19#

Поэтому мы никогда не можем сказать, что этот мир можно свести лишь к одному началу, к некому безличному Единому, поскольку даже в Библии, например, сказано, что человек сотворен по образу и подобию Божьему. Мы знаем, что весь мир сотворен Кришной. Мы должны признать (на первых этапах пусть это будет лишь через веру), что этот мир исполнен безграничного многообразия. Это подтверждается нашими чувствами, это также подтверждается Ведами, и это же подтверждается нашим духовным учителем.

#00:08:25#

Пусть мы сами не способны проследить до конца эту цепочку, указать на Первоэлемент, Первопричину, однако в любом случае мы можем по крайней мере сказать, что эти ученые или философы-майявади, следуя таким путем, никогда не сумеют показать нам, где находится Бог, каков Он. Они хотят, чтобы мы верили во множество самых разных утверждений, но они не способны дать нам внушающего доверия доказательство, поэтому если у нас есть здравый смысл, если мы наделены разумом, то нам следует принять тот естественный факт, что все энергии этого мира произошли из единого Первоисточника, что есть Кришна — Первопричина всего.

#00:09:55#

К примеру, мы все знаем такой феномен, как электричество. Мы знаем, как оно способно освещать, или обогревать, или иногда охлаждать — производить столько много полезных для нас действий, но мы знаем, что электричество не существует само по себе. Если оно есть, значит есть и электростанция где-то в городе, оно не появляется само. Поэтому разумный человек поймет, что должен быть первоисточник, причина не только у электричества, но и у всего.

#00:10:42#

ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах сач-чид-а̄нанда-виграхах
ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам[1]

Точно так же должна быть причина (или первопричина) у океанов, у деревьев, у растений, у людей — у всего, что мы видим в этом мире. Как сказано в писаниях, должна быть изначальная Первопричина всех причин. В этом мире все пронизано причинами и следствиями, весь этот мир состоит из причин и следствий. У каждого явления есть причина. Если машина заводится, это происходит не само по себе, а потому что туда сел человек и повернул ключ в замке зажигания и так далее. Каждое явление имеет свою причину.

#00:11:55#

Итак, вполне разумно, что мы верим, что есть причина у всего, весь мир исполнен причин, и поэтому должна быть изначальная Причина всего, изначальная Первопричина. Изначальная Причина означает То, из чего изошло все: и горы, и океан, и леса.

#00:12:39#

Махапрабху вел подобного рода обсуждения, подобного рода беседы с различными философами в то время, когда Он был на Земле, около пятисот лет назад. В целом мы можем сказать, что и ныне на Земле продолжаются подобные беседы. Также нужно понимать, что по-настоящему понять все эти вещи мы сможем только если должным образом обратимся к сознанию Кришны, то есть обратимся смиренным образом, в духе смирения, в духе понимания, что мы не должны ничего платить или что-то отдавать за то, чтобы обрести это знание. Единственное, что необходимо, — чтобы мы по-настоящему хотели, чтобы у нас было подлинное, настоящее желание обрести это знание.

#00:14:19#

Именно таким образом ведическое знание нисходит: оно нисходит из сердца учителя в сердце смиренного и покорного ученика. Оно никогда не может быть явлено путем изучения, путем каких-либо манипуляций с телескопами или другими инструментами, поскольку это знание может лишь низойти свыше и быть явлено.

#00:14:46#

Я думаю, наше время ограничено. Сейчас, если у кого-то есть вопросы, то, пожалуйста, можно задавать, если же нет — то мы можем немного попеть и закончить программу. Этот центр был открыт для того, чтобы люди могли приходить сюда и практиковать сознание Кришны. Практика сознания Кришны подразумевает, что мы готовим себя, готовим свои сердца для того, чтобы высшее знание могло явить себя, могло проявиться в них.

#00:16:06#

Сам Кришна говорит в Бхагавад-гите, что Он обитает в сердце каждого, и поэтому Он способен разрушить тьму невежества в сердце каждого светочем знания. Поэтому это знание несомненно придет, у нас должна быть твердая вера, что это знание несомненно будет явлено нам, если у нас есть искреннее желание обрести его.

#00:17:06#

Мы также очень удачливы, что наш Гурудев открыл здесь этот столь замечательный центр. Мы зачастую можем забывать об этом, но, к примеру, только сегодня к нам в гости — сюда, в этот храм, — приходила семья индусов, которые только приехали из Индии, и глава семьи сказал: «Сколь удивительное это место: на берегу моря, такое умиротворенное, удаленное от города. Это самое удачное место для того, чтобы быть здесь наедине с Богом».

#00:17:58#

Разумеется, мы вынуждены признать это: да, действительно, это удивительное место, и Кришна явился сюда, проявил Себя в этой удивительной атмосфере, наиболее благоприятной, способствующей тому, чтобы духовное знание проявилось в сердцах искренних ищущих.

(перейти к первой части)

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 


[1] «Говинда-Кришна — Высший Владыка всех миров, Сама Абсолютная Истина. Он вечен и полон блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он начало всего сущего и причина всех причин» («Брахма-самхита», 5.1).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования