«Мгновения прекрасной реальности» (часть 4)Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия



Краткое содержание лекции

 

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Мгновения прекрасной реальности
(часть 4)

(1982 год. Навадвипа Дхама, Индия)

 

#00:00:50#

Ученик: Махарадж, какова процедура поклонения говардхан-шиле? Через киртан, через воспевание? Хочу попросить ваше благословение.

#00:01:07#

Шрила Шридхар Махарадж: Говардхан-шила. Махапрабху дал эту шилу Рагхунатху Дасу Госвами. Эта шила — шалаграм-шила — почиталась среди браминов. Вайшнавы же поклонялись говардхан-шиле. Есть еще гандаки-шила. Гандаки-шилы находят в реке [Кали-]Гандаки [в Непале], где и пребывает Господь Нараяна в разных местах. Шалаграм-шиле поклоняются как Господу Нараяне[1]. Сам Кришна объяснил в «Бхагаватам», и в других местах мы также находим — Он говорит: «Я пребываю в Говардхане». Говардхан и Кришна нераздельно связаны, поэтому «любой, кто поклоняется Говардхану, — говорит Кришна, — поклоняется Мне».

#00:02:54#

Так объяснял Махапрабху, и Он дал эту шилу Дасу Госвами. Поэтому гаудия-вайшнавы стали покланяться говардхан-шиле. Это поклонение ведет к обретению доступа в рага-маргу, обитель божественной любви. Поклонение нараяна-шиле, гандаки-шиле, Шалаграму — это виддхи-марга. Для виддхи-марги характерен очень строгий метод поклонения Нараяне, на путях же раги это поклонение более либерально. Это вопрос сердца, а не формальности. Тот, кто желает обрести положение в земле божественности, тот покланяется говардхан-шиле. Это более полезно, плодотворно для тех людей, кто желает этого.

Харе Кришна! Харе Кришна!

#00:04:26#

Поклонение говардхан-шиле помогает обретению доступа в землю божественной любви. Это не бренность, основанная на законе в соответствии с предписаниями шастр, со строгим следованием правилам и предписаниям поклонения. Махапрабху желал, чтобы мы избегали этого пути. Наша вера иная. Тот мир, к которому мы стремимся, пребывает выше виддхи. Поклонение говардхан-шиле более полезно для нас и приводит нас к служению во Вриндаване, обители божественной любви. Это дикша, поклонение говардхан-шиле.

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:06:12#

Ученик: Махарадж, я прошу ваших благословений поклоняться говардхан-шиле.

Ученик-санньяси (Парват Махарадж?): Он хочет поклоняться Говардхану.

#00:06:30#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, да. Вы получили мантрам от Свами Махараджа?

Ученик: Да.

#00:06:37#

Шрила Шридхар Махарадж: Первое, второе посвящение?

Ученик: Да.

#00:06:39#

Шрила Шридхар Махарадж: Конечно, вы можете начать поклоняться говардхан-шиле.

Ученик: Спасибо большое, Махарадж!

Преданный-индус: Когда Гуру Махарадж приехал сюда, в это место, он также привез с собой говардхан-шилу из Вриндавана.

#00:07:16#

Ученик-санньяси (Парват Махарадж?): Махарадж, перед тем, как вы дали мне санньясу, я предлагал воду и листья туласи говардхан-шиле. Я был очень удивлен, когда вы назвали меня Парват, и я думал, что обрел благословение от говардхан-шилы. Вы сказали, что санньяси не должны поклоняться шиле.

#00:07:57#

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, они тоже могут поклоняться. Они могут, да, но для санньяси поклонение и служение Говардхану — это их проповедь. Для целей проповеди и существует санньяса-ашрам.

Харе Кришна! Гаура Хари! Гаура Хари!

#00:08:36#

Ученик: Махарадж, не могли бы вы дать мне детальные наставления о поклонении говардхан-шиле?

Ученик-санньяси (Парват Махарадж?): Он хочет получить подробные наставления.

#00:08:54#

Шрила Шридхар Махарадж: Махапрабху описал порядок поклонения в целом. Это простое поклонение. Пищу, которую мы едим обычно, мы сначала предлагаем Господу. Можно предложить пушпу — цветок, туласи, а затем — тарелку с едой, бхогой. Можно поклоняться так же, как виграхе Кришны, можно предлагать все это. Но минимум, необходимый для поклонения, — это вода и листья туласи. Очень легко это сделать.

#00:10:14#

Ученик: Махарадж, а если я буду предлагать что-то сверх того, то я буду должен делать это каждый день? Вы сказали: листья туласи, воду. А если я буду предлагать что-то еще, это нужно делать каждый день?

#00:10:29#

Шрила Шридхар Махарадж: Это зависит от обстоятельств, ваших обстоятельств.

#00:10:53#

Госвами Махарадж: Он из Южной Африки, где живет Юдхаманью. Юдхаманью работает с ними.

Шрила Шридхар Махарадж: Да, из Южной Африки. Он американец?

Госвами Махарадж: Нет, он канадец. Нет, американец все-таки.

#00:11:19#

Шрила Шридхар Махарадж: Он останется здесь после Гаура-пурнимы?

Ученик: Какое-то время он пробудет здесь.

Госвами Махарадж: Да, он останется.

Шрила Шридхар Махарадж: Он хочет поехать в Майяпур или быть только здесь?

Ученик: Юдхаманью [Прабху] вдохновил меня находиться здесь.

Шрила Шридхар Махарадж: Воля ваша. Хорошо.

Харе Кришна! Харе Кришна! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:12:06#

Аранья Махарадж уехал в Калькутту? Один?

Ученик: Говинда Махарадж поехал тоже.

Шрила Шридхар Махарадж: Он встретит там Сарвабхауму [Прабху] и сделает все необходимое.

[Далее следует разговор Шрилы Шридхара Махараджа с индийским преданным на бенгали.]

Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

#00:13:30#

Упадев Прабху: Махарадж, какую роль играет Господь Нрисимхадев в служении в преданности?

Шрила Шридхар Махарадж: Кто он?

Госвами Махарадж: Упадев [Прабху].

Шрила Шридхар Махарадж: Упадев. Откуда он?

Госвами Махарадж: Он тоже из Южной Африки, но он американец.

Шрила Шридхар Махарадж: А что он спрашивает?

Госвами Махарадж: Вопрос о том, какую роль играет Господь Нрисимхадев в служении в преданности.

#00:14:02#

Шрила Шридхар Махарадж: Особую роль. Он устраняет препятствия, которые возникают на пути преданных, когда они двигаются к божественной реальности. Вигана означает препятствия, которые возникают на пути нашего прогресса по направлению к божественному миру. Господь Нрисимха заботится об этом и устраняет эти препятствия на пути.

#00:14:52#

Таковы особые отношения преданных с Господом Нрисимхой, чтобы нежелательные явления могли быть устранены, и путь был очищен Его милостью. Так было в случае с Прахладой Махараджем. Он был в очень опасном положении, в очень неблагоприятной ситуации.

#00:15:48#

Когда преданные служат Господу Нрисимхадеву, поклоняются Ему, то путь может быть очищен Его милостью, очищен от препятствий и затруднений.

#00:16:09#

Ученик: Махарадж, вы сказали, что Махапрабху поклонялся говардхан-шиле. Почему же мы видим, что в гаудия-вайшнавских храмах есть шалаграм-шилы и им поклоняются там?

Шрила Шридхар Махарадж: Что он спрашивает?..

Сагар Махарадж (поясняет).

#00:16:30#

Шрила Шридхар Махарадж: Так же, как священный шнур не есть что-то необходимое [но помогающее в духовном продвижении], так же и поклонение Шалаграму помогает преданному на его пути вперед. За этим положением вещей стоят позитивная и негативная сторона. Позитивная такова: никто не должен думать, что поклонение Кришне ниже поклонения Нараяне. Он занимает более высокое положение, чем мир Вайкунтхи. То есть, если мы хотим отправиться туда [к Кришне, на Голоку Вриндавана], мы должны пройти через мир Вайкунтхи. Таков процесс, в противном случае человек может стать сахаджией.

#00:17:49#

Потомственные брамины, чей брахманизм основан на плоти и крови, на телесной связи, думают, что Кришна исходит из Нараяны, что Нараяна — изначальная форма Бога, источник всех иных концепций Бога. Рамануджачарья так же [считает], но Кришна — Сваям Бхагаван, поэтому и возникло такое поклонение у гаудия-вайшнавов, чтобы явить истину о том, что путь в высший мир лежит через мир Вайкунтхи. Чтобы кастовые брамины не думали, что вайшнавы поклоняются Кришне — пастуху, что это что-то более низкое.

#00:19:01#

Это было необходимо, чтобы спасти потомственных браминов от их оскорблений. И так же, чтобы показать самим преданным, что на своем пути в мир Голоки они должны быть очень осторожными, поскольку эта реальность очень возвышенна и путь туда лежит через мир Вайкунтхи. За пределами Вайкунтхи существуют промежуточные ступени. Необходимо было устранить в обществе заблуждения относительно вайшнавов и вайшнавизма, показать людям истинное положение вайшнавов. Вайшнав ниже брамина? У него нет права поклоняться Шалаграму? У них просто нет понимания того, кто такой вайшнав. Необходимо было устранить это заблуждение, чтобы показать, какое положение занимают вайшнавы, а какое — так называемое общество браминов. Такой была идея нашего Гуру Махараджа, Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. И мы следуем по его стопам, мы идем его путем.

Гаура Харибол!

Это ясно для вас?

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

#00:21:39#

Ученик: Я слышал, что человек освобождается от оскорблений, поклоняясь шалаграм-шиле.

#00:21:45#

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, это не так. Освобождается от оскорблений… Но в поклонении шалаграму мы должны быть более внимательны к нашему процессу поклонения. Более внимательны… Шалаграм не обладает такой всепрощающей природой. Это очень строгий Господин, которому я буду служить очень тщательно. И это поклонение, это служение вдохновляет меня быть более внимательным в моем служении. Но без любви мы можем быть только обескуражены ненужным страхом. Любовь — это самое главное, самое ценное. Без нее столь строгое следование правилам и предписаниям, этикету будет в большей или меньшей степени безвкусным и тщетным, напрасным.

#00:23:16#

мӯркхо вадати виш̣н̣а̄йа, дхӣро вадати виш̣н̣аве…[2]

…[неразборчиво] паритйаджйа…

…бха̄ва-гра̄хӣ джана̄рданах̣

[реплика ученика]

Шрила Шридхар Махарадж:

…убхайос ту самам̇ пун̣йам̇, бха̄ва-гра̄хӣ джана̄рданах̣

сарва-дхарма̄н паритйаджйа…[3]

#00:23:47#

Бхава человека, настроение — это нечто более ценное, чем внешняя формальная сторона. Необразованный человек может сказать: «Виш̣н̣айа намах̣», что грамматически неправильно. А ученый человек скажет: «Виш̣н̣аве намах̣», и это грамматически верно. Но Господь примет излияние сердца, а не внешнее словесное обрамление.

#00:24:45#

Ученик: Это раса-бхас — поклоняться говардхан-шиле и Гаура-Нитаю вместе?

#00:24:57#

Шрила Шридхар Махарадж: Гаура-Нитай и говардхан-шила — это не раса-бхас. Но если Радхарани присутствует там, тогда расы сталкиваются. Возникает противоречие. Должно быть разделение — какая-то занавеска или экран между Ними. Гаура-Нитай… Если рядом с говардхан-шилой присутствует Радхарани, тогда Их должно что-то отделять.

Харе Кришна!

#00:25:47#

Ученик: Махарадж, вчера вы сказали, что после Радха-кунды Говардхан занимает самое важное положение в кришна-лиле, но мы мало знаем о нем.

#00:25:59#

Шрила Шридхар Махарадж: Обычно говорится, что Говардхан — любимое место стана Чандравали. [Санскрит.] Нам говорят, что ее окружение пребывает там. Их деревни рядом. Радха-Говинда также пребывают на Говардхане. [Санскрит.] Во Вриндаване присутствует общая мадхурья-раса, внутри [которой] есть деления. Существует особая группа Радхарани, об этом говорит Рупа Госвами.

#00:27:13#

В одной статье, написанной моим Гуру Махараджем, он говорит о том, что есть различия. Радха-кунда занимает высочайшее положение. Там, в водах Радха-кунды, происходит самая интенсивная лила. Но все это очень, очень возвышенно...

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Шрила Шридхар Махарадж (спрашивая о ком-то): Как его зовут?

Ученик: Парамананда.

#00:28:01#

Шрила Шридхар Махарадж: Парамананда…

Кришна! Кришна!

#00:28:20#

Солнце очень жаркое. Может быть, перейдем на ту сторону?

[Все встают и переходят на новое место.]

#00:29:20#

Шрила Шридхар Махарадж: Нитай-Гаура Харибол!

Харе Кришна! Харе Кришна!

Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада ки джай!

Бхактиведанта Свами Махарадж ки джай!

Бхакта-вринда ки джай!

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!..

[непереведенные реплики Госвами Махараджа]

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура!..

[непереведенные реплики на бенгали]

[молчание]

#00:32:12#

Харе Кришна! Харе Кришна!

Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Шрила Шридхар Махарадж: У вас есть вопросы?

#00:32:43#

Слушатель: Почему Махапрабху даровал высочайшую концепцию любви к Кришне самым низким людям, людям Кали-юги?

#00:32:57#

Шрила Шридхар Махарадж: О чем он спрашивает?

Другой слушатель: Он спрашивает: «Почему Махапрабху захотел дать высочайшую любовь к Богу самым низким людям этой Кали-юги?»

#00:33:08#

Шрила Шридхар Махарадж: Это сама природа Чайтанья-аватара. Почему гопи занимают низкое положение отверженных в обществе (гопа)?

#00:33:33#

Что означает эта самая высочайшая концепция великодушия? Какой должна быть природа этого великодушия? Это должно быть нечто, что дается самым нуждающимся. И поскольку Он [Господь Шри Чайтанья] приходит с самой вершины, Он не может дать что-то обычное. Он должен дать что-то очень ценное, и Его внимание должно быть направлено на самых бедных — это естественно. Как вы думаете?

#00:34:23#

Слушатель: Да, это правда, Махарадж.

#00:34:24#

Шрила Шридхар Махарадж: Высочайшее великодушие, милосердие должно быть обращено к самым низким и нуждающимся. Помогая им, Он расплачивается с ними Своей собственной монетой. Его великодушие — это Его монета. Вы понимаете?

#00:34:44#

Слушатель: Да.

#00:34:47#

Шрила Шридхар Махарадж: Он не может раздать им что-либо, не имеющее цены, то, что лежит под ногами. Но Он должен дать им, самым бедным людям, то, что Он считает подлинным богатством. Великолепие из драгоценных камней. Даст ли Он им гальку, камешки? Что будет естественно?

Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:35:41#

Поэтому все мы пытаемся упасть к стопам этого великого Мессии — Шри Гаурангадева. Мы спрашиваем, как человек может жить в этом мире без столь великодушного друга? Это невозможно.

#00:36:16#

(йади) гаура на̄ хаита, табе ки хаита, кемане дхарита̄м де’…[4]

Харе Кришна! Харе Кришна.

#00:36:41#

Слушательница: Махарадж, Шрила Свами Махарадж говорит, что если мы повторяем имена Панча-таттвы, то избавляемся от оскорблений против Святого Имени.

#00:36:53#

Шрила Шридхар Махарадж: Что она говорит?

Другой слушатель: Она говорит: «Свами Махарадж Шрила Прабхупада пишет, что если мы воспеваем Панча-таттва мантру, мы можем освободиться от нама-апарадхи. Как это так?»

#00:37:10#

Шрила Шридхар Махарадж: Панча-таттва столь великодушна. Панча-таттва помогает падшим душам возвыситься над их положением. Только достойный может обрести доступ во Вриндаван, в кришна-лилу. Недостойному нет входа туда. Но Кришна сам низошел сюда, чтобы очистить оскорбителей и даровать им доступ во Вриндаван.

#00:37:52#

Воспевай имена Панча-таттвы, памятуй об Их лилах. Заняв лучшее положение, мы сможем очиститься и подготовиться к участию в лиле Вриндавана.

#00:38:38#

Во Вриндаване лила двояка. В Голока Вриндаване царит мадхура-раса. Здесь в Своем собственном кругу Они наслаждаются играми божественной любви. Существует иное измерение, где Кришна сам вкушает, переживает настроение Радхарани, Свои собственные качества, Свою собственную сладость со Своими спутниками. И нам говорят, что это также существует там.

#00:38:54#

Мы должны осознать это постепенно, следуя рекомендованным процессам.

Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:39:05#

Шрила Шридхар Махарадж (спрашивает преданных о задавшей вопрос): Кто она? Как ее зовут?

Ученик: Ее зовут Бхакта Прия [Деви Даси].

Шрила Шридхар Махарадж: Откуда она приехала?

Ученик: Она приехала из Сан-Хосе с нами. Она помогает нам там.

Шрила Шридхар Махарадж: Приехала с мужем или одна?

Ученик: Она вдова.

#00:39:30#

Шрила Шридхар Махарадж: Она ученица Свами Махараджа?

Ученик: Да.

Шрила Шридхар Махарадж: Она приняла два посвящения от него?

Ученик: Да.

Шрила Шридхар Махарадж: А приехала с кем?

Ученик: Со мной, с Брахмой и с бхактой Джефом. Мы все приехали вместе.

#00:39:53#

Шрила Шридхар Махарадж: А женщина из Японии уехала? Куда? Во Вриндаван или в Японию?

Ученик: Вернулась в Японию.

Шрила Шридхар Махарадж: А другая женщина? Она здесь?

Ученик: Она здесь, да.

#00:40:09#

Шрила Шридхар Махарадж: Я не могу видеть — я слеп. Поэтому вынужден спрашивать одно и то же много раз. Поэтому простите меня за это. Вынужден снова и снова спрашивать. И это не есть хорошо. Это невежливо, но что я могу поделать? Поэтому, пожалуйста, простите мне мой недостаток.

#00:40:52#

Ученик: Махарадж, вы сказали, что все мы стремимся к этому.

Шрила Шридхар Махарадж: Конечно. По милости Господа. Махапрабху сказал: «Санатана, Кришна дарует тебе милость через Меня». Это не может быть собственностью ни одного из нас. Это нечто свободное. Мы можем быть использованы как каналы, как инструменты. Господь совершает Свою собственную лилу. Но развитие лилы совершается по-разному. Насколько мы способны сделать себя «пустыми», «опустошить» себя, настолько нам легче будет узреть Его лилу. Это устранит наше эго.

#00:41:59#

ӣш́варах̣ сарва-бхӯта̄на̄м̇
хр̣д-деш́е ’рджуна тиш̣т̣хати
бхра̄майан сарва-бхӯта̄ни
йантра̄рӯд̣ха̄ни ма̄йайа̄[5]

#00:42:24#

Повсюду проявляется Его лила. Наше же бытие сейчас таково, что мы живем на грубой поверхности реальности. Татастха. Сварупа-шакти, затем — татастха-шакти, затем — эта материальная сторона бытия[6]. Но все существование пронизано потоком Его лилы. Самая сладостная, самая прекрасная волна.

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

#00:43:29#

Ученик: Махарадж, каков смысл высшей энергии Господа, внутренней, самой близкой энергии Господа?

#00:43:46#

Шрила Шридхар Махарадж: Мы обращаем взоры в ту сторону. Иногда мы говорим «высшая», иногда — «близкая». Мы пытаемся обрести некое направление, используя эти слова, согласно нашему умонастроению и способностям. Но то, что мы имеем в виду под этими словами, зависит от обстоятельств, от контекста и от того, с чем мы имеем дело. Мы занимаем положение татастха[7], а высшее, внутреннее означает более высокое, иногда — более глубокое, по-разному. Веды всегда направляют нас в эту сторону. Это [сварупа-шакти] неизвестное и непознаваемое. У нас может быть только самое общее, самое отдаленное представление об этом. Адхокшаджа, апракрита[8]. Трансцендентное. Мы можем пытаться понять это по-своему.

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:45:51#

Слушатель: Махарадж, когда Кришна или Махапрабху нисходят в этот мир, что происходит в мире Голоки?

Шрила Шридхар Махарадж: Там так же.

Слушатель: Так же?

#00:45:59#

Шрила Шридхар Махарадж: Это значит, есть две стороны. Безграничное таково. Безграничное минус Безграничное — это Безграничное. Безграничное плюс Безграничное — это Безграничное. Безграничное умножить на Безграничное — также Безграничное. И разделить — также Безграничное.

#00:00:57#

Как, скажем, ноль. Ноль плюс ноль равняется нулю. Ноль минус ноль — это ноль. Ноль умножить на ноль — это ноль. Разделить — также ноль. Подумайте над этим.

#00:46:49#

ом̇ пӯрн̣ам адах̣ пӯрн̣ам идам̇
пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате
пӯрн̣асйа пӯрн̣ам а̄да̄йа
пӯрн̣ам эва̄ваш́ишйате[9]

#00:47:00#

В «Ишопанишад» говорится: «Основание этого бытия — это, возможно, то, что мы не способны постичь, но это есть, это так». Природа Безграничного такова.

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Сколько времени?

Слушатель: 9:05.

#00:47:56#

Шрила Шридхар Махарадж: Мы должны проявить уважение к Хари Чарану Прабху. [Смеется.]

Гаура Хари! Нитай-Гаура Хари!

#00:48:04#

[Читают Премадхвани. Шрила Шридхар Махарадж прославляет вайшнавов, Нитьянанду Прабху и Гаурангу Махапрабху.]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнили: Враджа Кумар Дас
Винод Бандху Дас, Гунали Деви Даси, Динанатх Дас
Редакторы: Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас



1  Шалаграм — одно из имен Господа Нараяны (Господа Вишну), обязанное своим происхождением деревне в Непале, где Господь известен по имени Шалаграман.

2  Мӯркхо вадати виш̣н̣а̄йа, дхӣро вадати виш̣н̣аве / убхайос ту самам̇ пун̣йам̇, бха̄ва-гра̄хӣ джана̄рданах̣ — «Принося поклоны Господу Вишну, необразованный произносит „виш̣н̣айа намах̣“ [что является грамматически неверным], в то время как образованный произносит „виш̣н̣аве намах̣“. Однако и тот, и другой обретают равное благо, потому что Господь Шри Джанардана всегда видит стремление живого существа — Он принимает лишь его преданность и награждает согласно силе этой преданности [Господь не судит о человеке по его глупости или интеллекту]» («Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 11.108).

3  Сарва-дхарма̄н паритйаджйа ма̄м экам̇ ш́аран̣ам враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» (Бхагавад-гита, 18.66).

4  Стих, который произнес Васудев Гхош: (йади) гаура на̄ хаита, табе ки хаита, кемане дхарита̄м де’ / према-раса-сӣма̄ ра̄дха̄ра махима̄, джагате джа̄на̄та ке? — ««Кто бы мог явить эту святую, божественную истину, если бы Шри Гауранга лично не явился на этой планете? Кто бы рассказал, кто бы сообщил нам о том, что высочайшей служанкой является Радхарани? Но пришел Гауранга и ясно показал нам, что высочайшая концепция служения — быть занятым в служении высочайшей отрицательной энергии Абсолюта».

5  «Арджуна! Всевышний пребывает в сердцах всех живых существ. По Его воле они перемещаются по кругу в механизме материального мира, сотворенном Его энергией иллюзии, майей» (Бхагавад-гита, 18.61).

6  Сварупа-шакти — внутренняя, высшая, духовная энергия Господа Кришны, поддерживающая Его игры и дарующая блаженство. Татастха-шакти или джива-шакти — промежуточная энергия Господа, представляющая собой сознание. К этой энергии относятся все дживы (души), отделенные частицы сознания. Материальная сторона бытия — это внешняя, низшая энергия Господа, которая называется майя-шакти. Она поддерживает материальный мир и вводит в заблуждение те души, которые не желают поклоняться и служить Господу, из зависти к Нему стремясь добиться своего собственного, «независимого» счастья. Настойчивые попытки достичь подобной цели возможны лишь в иллюзии.

7  Мы (души, частицы сознания) занимаем промежуточное положение на границе двух миров — духовного (сварупа-шакти) и материального (майя-шакти). Этим промежуточным положением объясняется наша возможность попасть как под влияние высшей, так и под влияние низшей энергии Господа, наша свобода выбора.

8  Адхокшаджа — план духовного бытия, пребывающий за пределами познания и восприятия мирских чувств; трансцендентный. Также адхокшаджа — эпитет, применяемый в отношении Всевышнего, чтобы подчеркнуть Его надмирное положение. Апракрита — санскритский термин, также означающий «нематериальный», «трансцендентный». Мир апракрита лежит вне влияния материальной природы, за пределами ума и чувственного восприятия. Это чистое, духовное измерение божественного сознания, пребывающего в блаженстве.

9  «Личность Бога всесовершенна, и так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из полного целого, также обладает полнотой. И, как полное целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то что из Него исходит такое множество законченных частей» («Шри Ишопанишад», обращение).




←  Отчет издательства ШЧСМ за 2020 год ·• Архив новостей •· «Познай себя». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 8 января 1984 года. Навадвипа Дхама, Индия | “Know Thyself.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 8 January 1984. Navadwip Dham, India →

Краткое содержание лекции

 

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Мгновения прекрасной реальности
(часть 4)

(1982 год. Навадвипа Дхама, Индия)

 

#00:00:50#

Ученик: Махарадж, какова процедура поклонения говардхан-шиле? Через киртан, через воспевание? Хочу попросить ваше благословение.

#00:01:07#

Шрила Шридхар Махарадж: Говардхан-шила. Махапрабху дал эту шилу Рагхунатху Дасу Госвами. Эта шила — шалаграм-шила — почиталась среди браминов. Вайшнавы же поклонялись говардхан-шиле. Есть еще гандаки-шила. Гандаки-шилы находят в реке [Кали-]Гандаки [в Непале], где и пребывает Господь Нараяна в разных местах. Шалаграм-шиле поклоняются как Господу Нараяне[1]. Сам Кришна объяснил в «Бхагаватам», и в других местах мы также находим — Он говорит: «Я пребываю в Говардхане». Говардхан и Кришна нераздельно связаны, поэтому «любой, кто поклоняется Говардхану, — говорит Кришна, — поклоняется Мне».

#00:02:54#

Так объяснял Махапрабху, и Он дал эту шилу Дасу Госвами. Поэтому гаудия-вайшнавы стали покланяться говардхан-шиле. Это поклонение ведет к обретению доступа в рага-маргу, обитель божественной любви. Поклонение нараяна-шиле, гандаки-шиле, Шалаграму — это виддхи-марга. Для виддхи-марги характерен очень строгий метод поклонения Нараяне, на путях же раги это поклонение более либерально. Это вопрос сердца, а не формальности. Тот, кто желает обрести положение в земле божественности, тот покланяется говардхан-шиле. Это более полезно, плодотворно для тех людей, кто желает этого.

Харе Кришна! Харе Кришна!

#00:04:26#

Поклонение говардхан-шиле помогает обретению доступа в землю божественной любви. Это не бренность, основанная на законе в соответствии с предписаниями шастр, со строгим следованием правилам и предписаниям поклонения. Махапрабху желал, чтобы мы избегали этого пути. Наша вера иная. Тот мир, к которому мы стремимся, пребывает выше виддхи. Поклонение говардхан-шиле более полезно для нас и приводит нас к служению во Вриндаване, обители божественной любви. Это дикша, поклонение говардхан-шиле.

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:06:12#

Ученик: Махарадж, я прошу ваших благословений поклоняться говардхан-шиле.

Ученик-санньяси (Парват Махарадж?): Он хочет поклоняться Говардхану.

#00:06:30#

Шрила Шридхар Махарадж: Да, да. Вы получили мантрам от Свами Махараджа?

Ученик: Да.

#00:06:37#

Шрила Шридхар Махарадж: Первое, второе посвящение?

Ученик: Да.

#00:06:39#

Шрила Шридхар Махарадж: Конечно, вы можете начать поклоняться говардхан-шиле.

Ученик: Спасибо большое, Махарадж!

Преданный-индус: Когда Гуру Махарадж приехал сюда, в это место, он также привез с собой говардхан-шилу из Вриндавана.

#00:07:16#

Ученик-санньяси (Парват Махарадж?): Махарадж, перед тем, как вы дали мне санньясу, я предлагал воду и листья туласи говардхан-шиле. Я был очень удивлен, когда вы назвали меня Парват, и я думал, что обрел благословение от говардхан-шилы. Вы сказали, что санньяси не должны поклоняться шиле.

#00:07:57#

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, они тоже могут поклоняться. Они могут, да, но для санньяси поклонение и служение Говардхану — это их проповедь. Для целей проповеди и существует санньяса-ашрам.

Харе Кришна! Гаура Хари! Гаура Хари!

#00:08:36#

Ученик: Махарадж, не могли бы вы дать мне детальные наставления о поклонении говардхан-шиле?

Ученик-санньяси (Парват Махарадж?): Он хочет получить подробные наставления.

#00:08:54#

Шрила Шридхар Махарадж: Махапрабху описал порядок поклонения в целом. Это простое поклонение. Пищу, которую мы едим обычно, мы сначала предлагаем Господу. Можно предложить пушпу — цветок, туласи, а затем — тарелку с едой, бхогой. Можно поклоняться так же, как виграхе Кришны, можно предлагать все это. Но минимум, необходимый для поклонения, — это вода и листья туласи. Очень легко это сделать.

#00:10:14#

Ученик: Махарадж, а если я буду предлагать что-то сверх того, то я буду должен делать это каждый день? Вы сказали: листья туласи, воду. А если я буду предлагать что-то еще, это нужно делать каждый день?

#00:10:29#

Шрила Шридхар Махарадж: Это зависит от обстоятельств, ваших обстоятельств.

#00:10:53#

Госвами Махарадж: Он из Южной Африки, где живет Юдхаманью. Юдхаманью работает с ними.

Шрила Шридхар Махарадж: Да, из Южной Африки. Он американец?

Госвами Махарадж: Нет, он канадец. Нет, американец все-таки.

#00:11:19#

Шрила Шридхар Махарадж: Он останется здесь после Гаура-пурнимы?

Ученик: Какое-то время он пробудет здесь.

Госвами Махарадж: Да, он останется.

Шрила Шридхар Махарадж: Он хочет поехать в Майяпур или быть только здесь?

Ученик: Юдхаманью [Прабху] вдохновил меня находиться здесь.

Шрила Шридхар Махарадж: Воля ваша. Хорошо.

Харе Кришна! Харе Кришна! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:12:06#

Аранья Махарадж уехал в Калькутту? Один?

Ученик: Говинда Махарадж поехал тоже.

Шрила Шридхар Махарадж: Он встретит там Сарвабхауму [Прабху] и сделает все необходимое.

[Далее следует разговор Шрилы Шридхара Махараджа с индийским преданным на бенгали.]

Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

#00:13:30#

Упадев Прабху: Махарадж, какую роль играет Господь Нрисимхадев в служении в преданности?

Шрила Шридхар Махарадж: Кто он?

Госвами Махарадж: Упадев [Прабху].

Шрила Шридхар Махарадж: Упадев. Откуда он?

Госвами Махарадж: Он тоже из Южной Африки, но он американец.

Шрила Шридхар Махарадж: А что он спрашивает?

Госвами Махарадж: Вопрос о том, какую роль играет Господь Нрисимхадев в служении в преданности.

#00:14:02#

Шрила Шридхар Махарадж: Особую роль. Он устраняет препятствия, которые возникают на пути преданных, когда они двигаются к божественной реальности. Вигана означает препятствия, которые возникают на пути нашего прогресса по направлению к божественному миру. Господь Нрисимха заботится об этом и устраняет эти препятствия на пути.

#00:14:52#

Таковы особые отношения преданных с Господом Нрисимхой, чтобы нежелательные явления могли быть устранены, и путь был очищен Его милостью. Так было в случае с Прахладой Махараджем. Он был в очень опасном положении, в очень неблагоприятной ситуации.

#00:15:48#

Когда преданные служат Господу Нрисимхадеву, поклоняются Ему, то путь может быть очищен Его милостью, очищен от препятствий и затруднений.

#00:16:09#

Ученик: Махарадж, вы сказали, что Махапрабху поклонялся говардхан-шиле. Почему же мы видим, что в гаудия-вайшнавских храмах есть шалаграм-шилы и им поклоняются там?

Шрила Шридхар Махарадж: Что он спрашивает?..

Сагар Махарадж (поясняет).

#00:16:30#

Шрила Шридхар Махарадж: Так же, как священный шнур не есть что-то необходимое [но помогающее в духовном продвижении], так же и поклонение Шалаграму помогает преданному на его пути вперед. За этим положением вещей стоят позитивная и негативная сторона. Позитивная такова: никто не должен думать, что поклонение Кришне ниже поклонения Нараяне. Он занимает более высокое положение, чем мир Вайкунтхи. То есть, если мы хотим отправиться туда [к Кришне, на Голоку Вриндавана], мы должны пройти через мир Вайкунтхи. Таков процесс, в противном случае человек может стать сахаджией.

#00:17:49#

Потомственные брамины, чей брахманизм основан на плоти и крови, на телесной связи, думают, что Кришна исходит из Нараяны, что Нараяна — изначальная форма Бога, источник всех иных концепций Бога. Рамануджачарья так же [считает], но Кришна — Сваям Бхагаван, поэтому и возникло такое поклонение у гаудия-вайшнавов, чтобы явить истину о том, что путь в высший мир лежит через мир Вайкунтхи. Чтобы кастовые брамины не думали, что вайшнавы поклоняются Кришне — пастуху, что это что-то более низкое.

#00:19:01#

Это было необходимо, чтобы спасти потомственных браминов от их оскорблений. И так же, чтобы показать самим преданным, что на своем пути в мир Голоки они должны быть очень осторожными, поскольку эта реальность очень возвышенна и путь туда лежит через мир Вайкунтхи. За пределами Вайкунтхи существуют промежуточные ступени. Необходимо было устранить в обществе заблуждения относительно вайшнавов и вайшнавизма, показать людям истинное положение вайшнавов. Вайшнав ниже брамина? У него нет права поклоняться Шалаграму? У них просто нет понимания того, кто такой вайшнав. Необходимо было устранить это заблуждение, чтобы показать, какое положение занимают вайшнавы, а какое — так называемое общество браминов. Такой была идея нашего Гуру Махараджа, Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. И мы следуем по его стопам, мы идем его путем.

Гаура Харибол!

Это ясно для вас?

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

#00:21:39#

Ученик: Я слышал, что человек освобождается от оскорблений, поклоняясь шалаграм-шиле.

#00:21:45#

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, это не так. Освобождается от оскорблений… Но в поклонении шалаграму мы должны быть более внимательны к нашему процессу поклонения. Более внимательны… Шалаграм не обладает такой всепрощающей природой. Это очень строгий Господин, которому я буду служить очень тщательно. И это поклонение, это служение вдохновляет меня быть более внимательным в моем служении. Но без любви мы можем быть только обескуражены ненужным страхом. Любовь — это самое главное, самое ценное. Без нее столь строгое следование правилам и предписаниям, этикету будет в большей или меньшей степени безвкусным и тщетным, напрасным.

#00:23:16#

мӯркхо вадати виш̣н̣а̄йа, дхӣро вадати виш̣н̣аве…[2]

…[неразборчиво] паритйаджйа…

…бха̄ва-гра̄хӣ джана̄рданах̣

[реплика ученика]

Шрила Шридхар Махарадж:

…убхайос ту самам̇ пун̣йам̇, бха̄ва-гра̄хӣ джана̄рданах̣

сарва-дхарма̄н паритйаджйа…[3]

#00:23:47#

Бхава человека, настроение — это нечто более ценное, чем внешняя формальная сторона. Необразованный человек может сказать: «Виш̣н̣айа намах̣», что грамматически неправильно. А ученый человек скажет: «Виш̣н̣аве намах̣», и это грамматически верно. Но Господь примет излияние сердца, а не внешнее словесное обрамление.

#00:24:45#

Ученик: Это раса-бхас — поклоняться говардхан-шиле и Гаура-Нитаю вместе?

#00:24:57#

Шрила Шридхар Махарадж: Гаура-Нитай и говардхан-шила — это не раса-бхас. Но если Радхарани присутствует там, тогда расы сталкиваются. Возникает противоречие. Должно быть разделение — какая-то занавеска или экран между Ними. Гаура-Нитай… Если рядом с говардхан-шилой присутствует Радхарани, тогда Их должно что-то отделять.

Харе Кришна!

#00:25:47#

Ученик: Махарадж, вчера вы сказали, что после Радха-кунды Говардхан занимает самое важное положение в кришна-лиле, но мы мало знаем о нем.

#00:25:59#

Шрила Шридхар Махарадж: Обычно говорится, что Говардхан — любимое место стана Чандравали. [Санскрит.] Нам говорят, что ее окружение пребывает там. Их деревни рядом. Радха-Говинда также пребывают на Говардхане. [Санскрит.] Во Вриндаване присутствует общая мадхурья-раса, внутри [которой] есть деления. Существует особая группа Радхарани, об этом говорит Рупа Госвами.

#00:27:13#

В одной статье, написанной моим Гуру Махараджем, он говорит о том, что есть различия. Радха-кунда занимает высочайшее положение. Там, в водах Радха-кунды, происходит самая интенсивная лила. Но все это очень, очень возвышенно...

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Шрила Шридхар Махарадж (спрашивая о ком-то): Как его зовут?

Ученик: Парамананда.

#00:28:01#

Шрила Шридхар Махарадж: Парамананда…

Кришна! Кришна!

#00:28:20#

Солнце очень жаркое. Может быть, перейдем на ту сторону?

[Все встают и переходят на новое место.]

#00:29:20#

Шрила Шридхар Махарадж: Нитай-Гаура Харибол!

Харе Кришна! Харе Кришна!

Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада ки джай!

Бхактиведанта Свами Махарадж ки джай!

Бхакта-вринда ки джай!

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!..

[непереведенные реплики Госвами Махараджа]

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура!..

[непереведенные реплики на бенгали]

[молчание]

#00:32:12#

Харе Кришна! Харе Кришна!

Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Хари! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Шрила Шридхар Махарадж: У вас есть вопросы?

#00:32:43#

Слушатель: Почему Махапрабху даровал высочайшую концепцию любви к Кришне самым низким людям, людям Кали-юги?

#00:32:57#

Шрила Шридхар Махарадж: О чем он спрашивает?

Другой слушатель: Он спрашивает: «Почему Махапрабху захотел дать высочайшую любовь к Богу самым низким людям этой Кали-юги?»

#00:33:08#

Шрила Шридхар Махарадж: Это сама природа Чайтанья-аватара. Почему гопи занимают низкое положение отверженных в обществе (гопа)?

#00:33:33#

Что означает эта самая высочайшая концепция великодушия? Какой должна быть природа этого великодушия? Это должно быть нечто, что дается самым нуждающимся. И поскольку Он [Господь Шри Чайтанья] приходит с самой вершины, Он не может дать что-то обычное. Он должен дать что-то очень ценное, и Его внимание должно быть направлено на самых бедных — это естественно. Как вы думаете?

#00:34:23#

Слушатель: Да, это правда, Махарадж.

#00:34:24#

Шрила Шридхар Махарадж: Высочайшее великодушие, милосердие должно быть обращено к самым низким и нуждающимся. Помогая им, Он расплачивается с ними Своей собственной монетой. Его великодушие — это Его монета. Вы понимаете?

#00:34:44#

Слушатель: Да.

#00:34:47#

Шрила Шридхар Махарадж: Он не может раздать им что-либо, не имеющее цены, то, что лежит под ногами. Но Он должен дать им, самым бедным людям, то, что Он считает подлинным богатством. Великолепие из драгоценных камней. Даст ли Он им гальку, камешки? Что будет естественно?

Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:35:41#

Поэтому все мы пытаемся упасть к стопам этого великого Мессии — Шри Гаурангадева. Мы спрашиваем, как человек может жить в этом мире без столь великодушного друга? Это невозможно.

#00:36:16#

(йади) гаура на̄ хаита, табе ки хаита, кемане дхарита̄м де’…[4]

Харе Кришна! Харе Кришна.

#00:36:41#

Слушательница: Махарадж, Шрила Свами Махарадж говорит, что если мы повторяем имена Панча-таттвы, то избавляемся от оскорблений против Святого Имени.

#00:36:53#

Шрила Шридхар Махарадж: Что она говорит?

Другой слушатель: Она говорит: «Свами Махарадж Шрила Прабхупада пишет, что если мы воспеваем Панча-таттва мантру, мы можем освободиться от нама-апарадхи. Как это так?»

#00:37:10#

Шрила Шридхар Махарадж: Панча-таттва столь великодушна. Панча-таттва помогает падшим душам возвыситься над их положением. Только достойный может обрести доступ во Вриндаван, в кришна-лилу. Недостойному нет входа туда. Но Кришна сам низошел сюда, чтобы очистить оскорбителей и даровать им доступ во Вриндаван.

#00:37:52#

Воспевай имена Панча-таттвы, памятуй об Их лилах. Заняв лучшее положение, мы сможем очиститься и подготовиться к участию в лиле Вриндавана.

#00:38:38#

Во Вриндаване лила двояка. В Голока Вриндаване царит мадхура-раса. Здесь в Своем собственном кругу Они наслаждаются играми божественной любви. Существует иное измерение, где Кришна сам вкушает, переживает настроение Радхарани, Свои собственные качества, Свою собственную сладость со Своими спутниками. И нам говорят, что это также существует там.

#00:38:54#

Мы должны осознать это постепенно, следуя рекомендованным процессам.

Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:39:05#

Шрила Шридхар Махарадж (спрашивает преданных о задавшей вопрос): Кто она? Как ее зовут?

Ученик: Ее зовут Бхакта Прия [Деви Даси].

Шрила Шридхар Махарадж: Откуда она приехала?

Ученик: Она приехала из Сан-Хосе с нами. Она помогает нам там.

Шрила Шридхар Махарадж: Приехала с мужем или одна?

Ученик: Она вдова.

#00:39:30#

Шрила Шридхар Махарадж: Она ученица Свами Махараджа?

Ученик: Да.

Шрила Шридхар Махарадж: Она приняла два посвящения от него?

Ученик: Да.

Шрила Шридхар Махарадж: А приехала с кем?

Ученик: Со мной, с Брахмой и с бхактой Джефом. Мы все приехали вместе.

#00:39:53#

Шрила Шридхар Махарадж: А женщина из Японии уехала? Куда? Во Вриндаван или в Японию?

Ученик: Вернулась в Японию.

Шрила Шридхар Махарадж: А другая женщина? Она здесь?

Ученик: Она здесь, да.

#00:40:09#

Шрила Шридхар Махарадж: Я не могу видеть — я слеп. Поэтому вынужден спрашивать одно и то же много раз. Поэтому простите меня за это. Вынужден снова и снова спрашивать. И это не есть хорошо. Это невежливо, но что я могу поделать? Поэтому, пожалуйста, простите мне мой недостаток.

#00:40:52#

Ученик: Махарадж, вы сказали, что все мы стремимся к этому.

Шрила Шридхар Махарадж: Конечно. По милости Господа. Махапрабху сказал: «Санатана, Кришна дарует тебе милость через Меня». Это не может быть собственностью ни одного из нас. Это нечто свободное. Мы можем быть использованы как каналы, как инструменты. Господь совершает Свою собственную лилу. Но развитие лилы совершается по-разному. Насколько мы способны сделать себя «пустыми», «опустошить» себя, настолько нам легче будет узреть Его лилу. Это устранит наше эго.

#00:41:59#

ӣш́варах̣ сарва-бхӯта̄на̄м̇
хр̣д-деш́е ’рджуна тиш̣т̣хати
бхра̄майан сарва-бхӯта̄ни
йантра̄рӯд̣ха̄ни ма̄йайа̄[5]

#00:42:24#

Повсюду проявляется Его лила. Наше же бытие сейчас таково, что мы живем на грубой поверхности реальности. Татастха. Сварупа-шакти, затем — татастха-шакти, затем — эта материальная сторона бытия[6]. Но все существование пронизано потоком Его лилы. Самая сладостная, самая прекрасная волна.

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

#00:43:29#

Ученик: Махарадж, каков смысл высшей энергии Господа, внутренней, самой близкой энергии Господа?

#00:43:46#

Шрила Шридхар Махарадж: Мы обращаем взоры в ту сторону. Иногда мы говорим «высшая», иногда — «близкая». Мы пытаемся обрести некое направление, используя эти слова, согласно нашему умонастроению и способностям. Но то, что мы имеем в виду под этими словами, зависит от обстоятельств, от контекста и от того, с чем мы имеем дело. Мы занимаем положение татастха[7], а высшее, внутреннее означает более высокое, иногда — более глубокое, по-разному. Веды всегда направляют нас в эту сторону. Это [сварупа-шакти] неизвестное и непознаваемое. У нас может быть только самое общее, самое отдаленное представление об этом. Адхокшаджа, апракрита[8]. Трансцендентное. Мы можем пытаться понять это по-своему.

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол!

#00:45:51#

Слушатель: Махарадж, когда Кришна или Махапрабху нисходят в этот мир, что происходит в мире Голоки?

Шрила Шридхар Махарадж: Там так же.

Слушатель: Так же?

#00:45:59#

Шрила Шридхар Махарадж: Это значит, есть две стороны. Безграничное таково. Безграничное минус Безграничное — это Безграничное. Безграничное плюс Безграничное — это Безграничное. Безграничное умножить на Безграничное — также Безграничное. И разделить — также Безграничное.

#00:00:57#

Как, скажем, ноль. Ноль плюс ноль равняется нулю. Ноль минус ноль — это ноль. Ноль умножить на ноль — это ноль. Разделить — также ноль. Подумайте над этим.

#00:46:49#

ом̇ пӯрн̣ам адах̣ пӯрн̣ам идам̇
пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате
пӯрн̣асйа пӯрн̣ам а̄да̄йа
пӯрн̣ам эва̄ваш́ишйате[9]

#00:47:00#

В «Ишопанишад» говорится: «Основание этого бытия — это, возможно, то, что мы не способны постичь, но это есть, это так». Природа Безграничного такова.

Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Сколько времени?

Слушатель: 9:05.

#00:47:56#

Шрила Шридхар Махарадж: Мы должны проявить уважение к Хари Чарану Прабху. [Смеется.]

Гаура Хари! Нитай-Гаура Хари!

#00:48:04#

[Читают Премадхвани. Шрила Шридхар Махарадж прославляет вайшнавов, Нитьянанду Прабху и Гаурангу Махапрабху.]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнили: Враджа Кумар Дас
Винод Бандху Дас, Гунали Деви Даси, Динанатх Дас
Редакторы: Сарасвати Деви Даси, Традиш Дас



[1] Шалаграм — одно из имен Господа Нараяны (Господа Вишну), обязанное своим происхождением деревне в Непале, где Господь известен по имени Шалаграман.

[2] Мӯркхо вадати виш̣н̣а̄йа, дхӣро вадати виш̣н̣аве / убхайос ту самам̇ пун̣йам̇, бха̄ва-гра̄хӣ джана̄рданах̣ — «Принося поклоны Господу Вишну, необразованный произносит „виш̣н̣айа намах̣“ [что является грамматически неверным], в то время как образованный произносит „виш̣н̣аве намах̣“. Однако и тот, и другой обретают равное благо, потому что Господь Шри Джанардана всегда видит стремление живого существа — Он принимает лишь его преданность и награждает согласно силе этой преданности [Господь не судит о человеке по его глупости или интеллекту]» («Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 11.108).

[3] Сарва-дхарма̄н паритйаджйа ма̄м экам̇ ш́аран̣ам враджа / ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» (Бхагавад-гита, 18.66).

[4] Стих, который произнес Васудев Гхош: (йади) гаура на̄ хаита, табе ки хаита, кемане дхарита̄м де’ / према-раса-сӣма̄ ра̄дха̄ра махима̄, джагате джа̄на̄та ке? — ««Кто бы мог явить эту святую, божественную истину, если бы Шри Гауранга лично не явился на этой планете? Кто бы рассказал, кто бы сообщил нам о том, что высочайшей служанкой является Радхарани? Но пришел Гауранга и ясно показал нам, что высочайшая концепция служения — быть занятым в служении высочайшей отрицательной энергии Абсолюта».

[5] «Арджуна! Всевышний пребывает в сердцах всех живых существ. По Его воле они перемещаются по кругу в механизме материального мира, сотворенном Его энергией иллюзии, майей» (Бхагавад-гита, 18.61).

[6] Сварупа-шакти — внутренняя, высшая, духовная энергия Господа Кришны, поддерживающая Его игры и дарующая блаженство. Татастха-шакти или джива-шакти — промежуточная энергия Господа, представляющая собой сознание. К этой энергии относятся все дживы (души), отделенные частицы сознания. Материальная сторона бытия — это внешняя, низшая энергия Господа, которая называется майя-шакти. Она поддерживает материальный мир и вводит в заблуждение те души, которые не желают поклоняться и служить Господу, из зависти к Нему стремясь добиться своего собственного, «независимого» счастья. Настойчивые попытки достичь подобной цели возможны лишь в иллюзии.

[7] Мы (души, частицы сознания) занимаем промежуточное положение на границе двух миров — духовного (сварупа-шакти) и материального (майя-шакти). Этим промежуточным положением объясняется наша возможность попасть как под влияние высшей, так и под влияние низшей энергии Господа, наша свобода выбора.

[8] Адхокшаджа — план духовного бытия, пребывающий за пределами познания и восприятия мирских чувств; трансцендентный. Также адхокшаджа — эпитет, применяемый в отношении Всевышнего, чтобы подчеркнуть Его надмирное положение. Апракрита — санскритский термин, также означающий «нематериальный», «трансцендентный». Мир апракрита лежит вне влияния материальной природы, за пределами ума и чувственного восприятия. Это чистое, духовное измерение божественного сознания, пребывающего в блаженстве.

[9] «Личность Бога всесовершенна, и так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из полного целого, также обладает полнотой. И, как полное целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то что из Него исходит такое множество законченных частей» («Шри Ишопанишад», обращение).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования