Философия Шрилы Б.Р.Шридхара
Махараджа
Выслушайте, пожалуйста,
мои объяснения внимательно. Я постараюсь изложить предмет научным образом,в
целом,незавсимо от всех религиозных концепций.
Прежде всего, вы должны
понять,что существуют три сферы бытия : сфера мирского
наслаждения, сфера отречения и сфера преданности.
1. Мир наслаждения (эксплуатации)
Миром наслаждения является то
место, где мы, в большей или меньшей степени, находимся в настоящий момент.
Здесь наслаждение подразумевает эксплуатацию, без которой существование
в данной сфере невозможно.
ахастани сахастанам
ападани чатушпадам
лагхуни татра махатам
дживо дживасйа дживанам
( "Шримад-Бхагаватам",13.47)
"Имеющие руки живут теми,кто
не имеет рук. Четвероногие животные питаются травой,растениями и прочим;
а те, кто больше, живут теми, кто меньше". Все наполнено жизнью,включая
траву, деревья и другие растения - но даже они не могут поддерживать свое
существование не эксплуатируя других.
Таков мир эксплуатации,
и как гласит третий закон Ньютона, на каждое действие имеется равное и
обратно направленное противодействие. Используя других, живое существо
само оказывается в долгу, и, чтобы рассчитаться с этим долгом, ему приходится
опускаться вниз. Таким образом, действующий в мире эксплуатации закон действия
и противодействия, заставляет множество джив (душ) подниматься и
опускася, подниматься и опускаться бесконечное число раз.
Общество стремится эксплуатировать
в наивысшей степени : повсюду прилагаются усилия жить за счет других. Без
этого существование в данной сфере невозможно, потому что это мир рабства.
2. Мир отречения
Буддисты, джайны, последователи
Шанкары и великое множество других, хотят выбраться из круговорота эксплуатации,
пытаясь обрести жизнь, где нет ни действия, ни противодействия. С помощью
отрешенности они стремятся избежать последствий закона эксплуатации, и
приходят, таким образом, к концепции самадхи , к концепции того,что
подобно сну без сновидений - полному отстранению от объектов мира и пребыванию
в сфере субъективного. Не позволяя своим чувствам действовать на низшем
уровне, они всегда держатся области субъективного - и это подобно сну без
сновидений.
3. Мир Преданности
Вайшнавы - те, кто служит Верховной
Личности Бога-знают, что существует иной, отличный от этого мир, - мир
преданности. Преданность прямо противоположна эксплуатации. В сфере материального
бытия каждая частица желает использовать окружающих, но в мире преданности
любой хочет служить окружающим ; но не только им - истинный ключ к жизни
этой сферы - служение Центру. Мы существуем в органическом целом,следовательно,
каждый должен быть верен органическому Центру. В "Шримад-Бхагаватам" это
объясняется аналогией со служением корню дерева :
йатха тарор мула-нишечанена
трипйанти тат скандха-бхуджопашакхах
пранопахарач ча йатхендрийанам
татхоива сарварханам ачйутеджйа
( "Шримад-Бхагаватам",4.31.14 )
Мы находим подтверждение этому
и в другой ведической литературе :"Попытайся найти Одно, знанием которого
постигается все".
йасмин джнате сарввам идам виджнатам
бхавати
йасмин прапте сарввам
идам праптам бхавати
тад виджиджнасасва
тадева брахма
( "Мундака-упанишад", 1.3 )
Подлинным местом существования
является то, где всякая частица посвящает себя целому, представленному
Центром, так же как в здоровом теле каждый атом служит на благо
всего организма. Если атом работает на самого себя, он занят эксплуатацией
в крайней степени, и его старания ради личных интересов,как очевидно, низменны.
Каждая часть тела и каждый атом должны трудиться на благо всего
организма.
Существует Центр, который объединяет
такую деятельность.
(Из книги Шрилы Б.Р.Шридхара
Махараджа "Домашний уют")
Дальше...