Философия Шрилы Б.Р.Шридхара Махараджа

Три уровня бытия -> материальный мир -> мир отречения 

    Выслушайте, пожалуйста, мои объяснения внимательно. Я постараюсь изложить предмет научным образом,в целом,незавсимо от всех религиозных концепций.
     Прежде всего, вы должны понять,что существуют три сферы бытия : сфера мирского
наслаждения, сфера отречения и сфера преданности.

1. Мир наслаждения (эксплуатации)

    Миром наслаждения является то место, где мы, в большей или меньшей степени, находимся в настоящий момент. Здесь наслаждение подразумевает эксплуатацию, без которой существование в данной сфере невозможно.
ахастани сахастанам
ападани чатушпадам
   лагхуни татра махатам
дживо дживасйа дживанам
 ( "Шримад-Бхагаватам",13.47)

    "Имеющие руки живут теми,кто не имеет рук. Четвероногие животные питаются травой,растениями и прочим; а те, кто больше, живут теми, кто меньше". Все наполнено жизнью,включая траву, деревья и другие растения - но даже они не могут поддерживать свое существование не эксплуатируя других.
     Таков мир эксплуатации, и как гласит третий закон Ньютона, на каждое действие имеется равное и обратно направленное противодействие. Используя других, живое существо само оказывается в долгу, и, чтобы рассчитаться с этим долгом, ему приходится опускаться вниз. Таким образом, действующий в мире эксплуатации закон действия и противодействия, заставляет множество джив (душ) подниматься и опускася, подниматься и опускаться бесконечное число раз.
    Общество стремится эксплуатировать в наивысшей степени : повсюду прилагаются усилия жить за счет других. Без этого существование в данной сфере невозможно, потому что это мир рабства.
 
 

2. Мир отречения

    Буддисты, джайны, последователи Шанкары и великое множество других, хотят выбраться из круговорота эксплуатации, пытаясь обрести жизнь, где нет ни действия, ни противодействия. С помощью отрешенности они стремятся избежать последствий закона эксплуатации, и приходят, таким образом, к концепции самадхи , к концепции того,что подобно сну без сновидений - полному отстранению от объектов мира и пребыванию в сфере субъективного. Не позволяя своим чувствам действовать на низшем уровне, они всегда держатся области субъективного - и это подобно сну без сновидений.

3. Мир Преданности

    Вайшнавы - те, кто служит Верховной Личности Бога-знают, что существует иной, отличный от этого мир, - мир преданности. Преданность прямо противоположна эксплуатации. В сфере материального бытия каждая частица желает использовать окружающих, но в мире преданности любой хочет служить окружающим ; но не только им - истинный ключ к жизни этой сферы - служение Центру. Мы существуем в органическом целом,следовательно, каждый должен быть верен органическому Центру. В "Шримад-Бхагаватам" это объясняется аналогией со служением корню дерева :
йатха тарор мула-нишечанена
 трипйанти тат скандха-бхуджопашакхах
 пранопахарач ча йатхендрийанам
 татхоива сарварханам ачйутеджйа
                                                       ( "Шримад-Бхагаватам",4.31.14 )

    Мы находим подтверждение этому и в другой ведической литературе :"Попытайся найти Одно, знанием которого постигается все".

йасмин  джнате сарввам идам виджнатам бхавати
     йасмин прапте сарввам идам праптам бхавати
      тад виджиджнасасва тадева брахма
                                                       ( "Мундака-упанишад", 1.3 )

    Подлинным местом существования является то, где всякая частица посвящает себя целому, представленному Центром, так же как в здоровом  теле  каждый атом служит на благо всего организма. Если атом работает на самого себя, он занят эксплуатацией в крайней степени, и его старания ради личных интересов,как очевидно, низменны. Каждая часть тела и каждый атом должны трудиться  на благо  всего организма.
   Существует Центр, который объединяет такую деятельность.



    (Из книги Шрилы Б.Р.Шридхара Махараджа "Домашний уют")

    Дальше...