Шаранагати

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж объясняет важность самопредания Богу

    Если кто-то не способен или лишен возможности выполнять различные виды служения Кришне, то в будущем он достигнет всего, если у него есть одно: шаранагати. Шаранагати даст ему все.
    Шаранагати — самое существенное в мире преданности, сама его основа. Весь мир преданности зиждется на шаранагати. Не обладая шаранагати, нельзя по-настоящему войти в мир служения.
    Шаранагати — сама жизнь и сущность преданности и потому должно присутствовать во всех видах служения. Без шаранагати служение будет лишено жизни, и будет не более чем подделкой, а не преданностью в истинном смысле этого слова. Первое условие — шаранагати. Прахлада Махарадж говорит: манйе тад этад акхилам нигамасйа сатйам, сватмарпанам свасухридас парамасйа пумсах, — "вся суть учения Вед заключена в сватмарпанам, в том, чтобы отдать и всецело посвятить себя Господу".

    Отдать себя — суть всей деятельности в преданном служении. Об этом также пишет Шри Шридхар Свамипад в комментарии к стиху о девяти основных видах преданного служения (шраванам киртанам вишнох смаранам и т.д.). Слушание, прославление и прочие занятия преданного уже должны быть посвящены Господу, — только тогда они будут признаны преданностью, бхакти. Иначе все окажется поддельным. Если я слушаю, чтобы достичь какой-то мирской цели, это уже не бхакти. Если я совершаю киртан или рассказываю Хари-катху, стремясь заработать деньги, — это не бхакти. "Все, что я делаю, все это для Него", — сначала нужно подписать такой договор, и тогда все сделанное на его основе будет признано бхакти. Это — основа бхакти. Без шаранагати наши труды будут либо эксплуатацией (кармой), либо отрешением (гьяной), либо созерцанием (йогой) — всем, чем угодно, только не бхакти. "Плоды моих трудов всегда принадлежат Господу. Я — Его раб, нитья-дас".

    Своекорыстие отделило нас от Кришны. В Нем Одном заключены интересы всех и каждого. Только тогда наше служение будет бхакти. Иначе все окажется потерянным. Чтобы преданность была живой, в ней должно присутствовать шаранагати, иначе слушание и прославление превратятся в мертвую формальность. Шаранагати означает исключительную связь и отождествление своих интересов с интересами Кришны. А поскольку мы сами не видим Кришну, мы служим гуру и вайшнаву, которые Ему дороги. Чем больше мы забудем о себе и предадимся Богу, тем большее благо получим. Тогда откроются особые черты шанта-, дасья-, сакхья-, ватсалья- или мадхура-расы, внутри которых тоже есть свои разновидности. Так преданный найдет свое место. Если же шаранагати нет, все виды служения станут мертвой формальностью — всем чем угодно, только не бхакти, и будут принадлежать либо миру эксплуатации, либо миру отрешения, ибо в мире преданности все посвящено Господу.

    По Своей сладостной воле Господь иногда уделяет внимание самым убогим, пренебрегая более достойными. И мы не вправе покушаться на Его независимость: "Почему, о Господь, Ты явил милость не мне, а кому-то другому?" Мы не можем требовать, чтобы Он действовал по закону: это не шаранагати, не предание себя Богу. Обращаясь к Нему с таким вопросом, мы отходим от шаранагати, и не можем надеяться на то, что нас зачислят даже в первый класс.



    (из книги "Проповеди Хранителя Преданности")