Первое оскорбление: порочить святых
"В первом оскорблении повинен тот, кто порочит
преданных, несущих миру весть о величии и благородстве Всевышнего Господа,
Кришны.
Святое имя недовольно, когда мы поносим и бесчестим Его посланцев. Истинно
святы только преданные Кришны, ибо они стремятся к вечной жизни. Тех же,
кто ради преходящих благ почитает богов, нельзя считать святыми. Ими можно
пренебречь, поскольку они не преданные. Святой — это вайшнав, преданный
Господа. Остальных, например тех, кто почитает богов, нельзя считать святыми.
Мы их сторонимся. Святой — это тот, кому в жизни не нужно ничего, кроме
возможности с любовью служить Всевышнему Господу. Только посланцев Вечной
Истины, Абсолютного Блага, следует считать святыми. Таких святых нельзя
порочить.
Второе оскорбление: поклонение богам
Второе оскорбление касается нашего отношения
к богам: Шиве, Шакти, богу солнца и прочим. Их не следует считать равными
Вишну (Кришне) или более великими, чем Он. Они подвластны Ему, они все
ниже Его. Всевышний Господь, Кришна дал им различные поручения, и они исполняют
их, послушные Его воле. Они никогда не были и не будут равными Кришне или
более великими, чем Он.
Третье оскорбление: Гуру:
равный Богу
Третье оскорбление наносит тот, кто считает
гуру
обычным человеком. Конечно, у него можно обнаружить много человеческих
черт, однако известно, что в облике гуру к нам приходит Сам Господь,
чтобы утолить нашу жажду истины, и здесь все зависит от того, насколько
искренне мы стремимся к Богу. Гуру нужно воспринимать как представителя
Господа. В общем и целом нам наказано не думать о гуру как о простом
смертном: если мы искренни в своем стремлении достичь Абсолюта, Он Сам
придет, чтобы нас спасти. Бог всеведущ, и в облике Своего посланца, Своего
представителя Он приходит, принимает нас и поднимает в более высокую сферу
бытия. Священные книги наказывают, советуют нам видеть в гуру представителя
Абсолюта, ибо дать нам Кришну может
только Он Сам, и никто другой.
В нашем гурудеве мы должны ощущать присутствие
Бога. Должны видеть: это Бог пришел, чтобы дать нам Себя. Обычно мы видим
в теле духовного наставника признаки смертного существа, но нужно это преодолеть.
Вода в Ганге кажется грязной, но эта грязная вода очистит нас своим прикосновением.
Наши материальные чувства воспринимают Божество сделанным из дерева, камня
или глины, но скверна в наших глазах. Божество — это Кришна, и порой Он
ходит и разговаривает с преданными высшего уровня. Не нужно думать, что
Божество сделано из какого-то материала. Когда мы стоим перед Божеством,
мы не должны думать, что мы видим Его, это Он нас видит. Он принадлежит
к субъективному миру, я же Его объект.
Он милостиво взирает на нас, чтобы нас очистить.
Таким должно быть наше видение. Кришну убил охотник, и безбожники скажут,
что это заурядный случай, но это не так. Раван похитил Ситу. Все это внешнее,
иллюзорное. Истина выше, в трансцендентном мире. Поэтому сведущие трансценденталисты
и шастры советуют: старайтесь увидеть, что гурудев выше всего
смертного. Кришна говорит:
ачарйам мам виджанийан
наваманйета кархичит
на мартйа-буддхйасуйета
сарва-девамайo гурун
«Ачарья — это Я Сам. Не думай, что гуру —
обычный человек. Я Сам со всем, что от Меня исходит, пребываю в сердце
гурудева
на благо ученика».
Четвертое оскорбление: Порочить Священные Писания
Четвертое оскорбление — шастра-нинда;
его наносит тот, кто порочит шастры, Священные Писания. Конечно,
это относится только к тем книгам, которые славят величие и благородство
Кришны,
а не к другим. Не следует пренебрежительно отзываться о тех Писаниях, которые
рассказывают о Боге и Его преданных и наставляют нас о том, что есть вечное
благо.
Пятое оскорбление -- Святое имя: Бог в звуке
Пятое оскорбление заключается в том, чтобы
толковать святое имя Кришны с помощью словарей и грамматик, находить разные
значения слов в имени. Звук его трансцендентен. Словари, грамматики, любые
другие книги, содержащие мирское знание, не могут ограничить святое имя
или дать ему определение. За материальным звуком имени скрывается трансцендентный
звук (Шабда-Брахма). Само имя — это Верховная Личность, Воплотившаяся
в нем по собственной воле. Он неотделим от Своего имени и в полной мере
представлен в этом Своем звуковом образе.
Вайкунтха-шабда, трансцендентный звук, отличен
от мирских звуков, сходящих с языка и губ. Все гомеопатические пилюли на
вид одинаковы, но самое важное — это заключенная в них сила. Нечто подобное
происходит и с именем. Обычный звук имени и звук, произносимый чистым преданным,
исходят из разных сфер. Разница в заключенной в них силе. Святое имя нисходит
из духовного мира и проявляется, танцуя на языке. Трансцендентный звук
имени неотделим от Того, Кого имя представляет.
Шестое оскорбление наносит тот, кто думает, что удивительные свойства святого имени не более чем плод воображения.
Седьмое оскорбление: Грешить и повторять имя
губительно
Седьмое оскорбление заключается в том, чтобы
грешить, полагаясь на святое имя. В Писаниях сказано, что одного имени
достаточно, чтобы смыть все грехи, какие только можно совершить, однако,
если мы пустимся во все тяжкие, будем грешить и при этом думать, что единожды
произнесенное имя очистит нас от греха, это будет оскорблением имени, а
не подлинным именем. Имя нельзя поставить себе в услужение: оно выше всякой
майи.
Истинное имя тогда нам не явится. Не следует думать: «Я могу делать все
что угодно, имя меня очистит». В Писаниях сказано, что такой образ мыслей
губителен.
Восьмое оскорбление -- Харе Кришна: высшее очищение
Восьмое оскорбление наносит тот, кто думает,
что воспевание святого имени — один из видов благочестивой деятельности,
что оно подобно подвижничеству, паломничеству в святые места, раздаче милостыни,
служению отечеству и т.д. Кто столь пренебрежительно думает о святом имени,
тот наносит ему оскорбление, поскольку святое имя абсолютно, а прочие практики
односторонни, относительны. Они ведут к мирскому преуспеянию, тогда как
имя ведет нас к Самому Господу. Поэтому никакой другой метод очищения не
сравнится с повторением святого имени Кришны. Оно превосходит все и оставляет
все прочее далеко позади себя.
Девятое оскорбление: Запрещено для неверующих
В девятом оскорблении повинен тот, кто дает
имя недостойным, не верящим в него. Настаивая, чтобы они повторяли святое
имя, такой человек навлекает на себя тяжелые последствия. Кроме того, не
будучи вдохновленными свыше, мы не должны набирать учеников и посвящать
их в таинство Хари-намы. Зарабатывая на имени, торгуя им, мы его оскорбляем.
Если мы будем давать имя кому попало, двигаемые жаждой стать гуру, это
тоже будет оскорблением. Кто без позволения свыше, ради славы и громкого
имени, ради достижения каких-то мирских целей, стремится стать гуру, тот
совершает великое оскорбление.
Десятое оскорбление: Назад к Богу
Десятое оскорбление наносит тот, кто чрезмерно
к чему-либо пристрастен или слишком привязан к телу и материальным благам.
Когда якорь опущен, сколько не греби, лодка будет только поворачиваться
на месте. Но стоит поднять якорь и она пойдет вперед. Так и нам нельзя
якорить себя к чему бы то ни было. Нужно быть открытыми и искренними. Имя
совершит у нас в уме определенные преобразования, и мы должны быть достаточно
открытыми и непредубежденными, чтобы пойти в указанном им направлении.
Если мы будем всеми силами препятствовать этим преобразованиям и держаться
за свою нынешнюю жизнь, то нанесем имени оскорбление: пригласим Его, а
потом будем Им пренебрегать.
Не нужно думать, что имя это нечто чужеродное: оно наш друг. И мы должны
чувствовать себя с Ним свободно и непринужденно. Святое имя Кришны всеблагое,
всепрекрасное и всечарующее, и, постигнув Его, мы найдем самое большое
утешение и самого лучшего друга. Повторяя святое имя, мы достигнем заветнейшей
цели жизни и окажемся у Бога, дома, а не на чужбине.
К имени нужно относиться по-дружески, с теплотой
и любовью. Имя — единственное, что достойно нашей любви. Оно наш друг,
а не враг, не противник. И оно приведет нас домой, а не на чужбину. Там
наш сладостный дом, а имя — наш сладостный покровитель. Помня об этом,
мы будем неустанно повторять святое имя Кришны.
Таковы 10 оскорблений, которых следует избегать при повторении Харе
Кришна маха-мантры:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе