Природа духовного мира

Из хари-катхи Шрилы Б.Р.Шридхара Махараджа

    Кришна-лила – не субъект истории. В истории события случаются: однажды они происходят и никогда не могут повториться вновь. Это вечный поток, в котором произошедшее в прошлом никогда не воспроизводится. Существует выражение: "история повторяется". Но в данном случае подразумевается похожесть события, а не оно само; история повторяется в характере случившегося, но прошлое никогда не возвращается. Прошлое уходит навеки. Но в Кришна-лиле, мире вечности, все не так.

    Одна и та же реальность может присутствовать там всегда, в каждое мгновение. Поэтому, это называется нитья-лила, "вечные игры" – они превосходят ограничения, юрисдикцию истории. В истории прошлое мертво. Но игры Господа вечны, нитья, они существуют беспрерывно. Каждая лила проходит вечно; Он может явить Себя в Своих вечных образах одновременно. Поэтому, все события в Его прошлом, настоящем и будущем происходят параллельно. Когда Он вступает на арену Камсы, различные группы присутствующих при этом видят Его по-разному. То, что одними воспринимается определенным образом, другие видят иначе, согласно их собственной природе. Даже слепой может узреть Его, если на то будет Его воля. Если Он желает явить Себя кому-то, и слепой способен ясно увидеть Его, потому что для этого не нужны плотские глаза. Он может открыть Себя любому лишь посредством Своей воли.

    Так было в случае с Дхритараштрой в Куру-сабхе. Дхритараштра сказал: "Мой Господь, сделай меня на некоторое время зрячим, дабы я мог увидеть Твой дивный образ, Который другие созерцают и восхваляют. Ты можешь все – так убери же ненадолго мою слепоту".
    "Не нужно устранять твою слепоту, Дхритараштра! Я скажу: "Узри Меня!", и будет так". И по Его велению Дхритараштра увидел! Его веление, Его воля – это все. Единственно Его воля есть все, причина всего сущего.

    Куру хотели увидеть Драупади нагой, но Он услышал ее мольбу и не позволил ее раздеть. И ее одежда стала нескончаемой, словно бесконечность. Одежды прибавлялось ровно столько, сколько они ее срывали. Такова воля, вичара, которая есть все.  Изначальная Причина обладает такой великой силой столь высокого свойства. Мы привыкли думать: "Это хорошо, это плохо", и: "Это возможно, это невозможно". Для нас в порядке вещей. Мыслить подобными категориями.  Но к Нему они неприменимы. При попытке охватить даже самую незначительную часть Его царства, весь наш опыт окажется несостоятельным.



    (из книги "Сердце и Сияние")