Имя может подействовать, даже если кто-то не сознает его подлинного значения. Это называется намабхаса — тень Имени. Она может дать освобождение. Но истинного преданного освобождение не интересует. Он хочет войти в царство божественного сознания.
Вайкунтха-нама
Звук и его действие зависят от нашего умонастроения
и качества, с которым мы воспеваем, поскольку Истинная Вайкунтха-нама бесконечна.
В
том мире Божественное Имя едино с Именуемым. Когда звуковой аспект
тождествен изначальному, это называется Вайкунтха-намой. В этом
мире имя человека может совершенно не соответствовать его облику. Но на
Вайкунтхе, в бесконечном мире, Имя и его Носитель — одно и то же.
Тем не менее, чтобы получить опыт Вайкунтха-намы,
нужно избегать как нама-апарадхи,
оскорблений Святого Имени, так и намабхасы, его тени. Посредством
намабхасы
мы освобождаемся от рабства мира, а через нама-апарадху запутываемся
в мире майи. Но явить истинное Имя, сверхъестественное по природе,
обычный физический звук не может.
Чистое Имя произносит сердце
Говорится, что единожды произнесенное Имя Кришны
способно уничтожить больше невежества и грехов, чем у человека может быть.
Но каково качество такого Имени? Мы можем бесконечно повторять физическое
имя Кришны, не получая плода даже одного истинного Имени. Между обычным
звуком имени, внешним майическим именем и Именем чистым — огромная разница.
Чистое Имя едино с Кришной и нисходит
на наш уровень лишь по Его благодати. Мы не можем его произнести, просто
двигая языком и губами. Чистое Имя Кришны произносят не губы — его произносит
сердце. А в конце концов оно превосходит сердце и достигает земли Кришны.
Когда Имя Кришны нисходит, оно сначала проникает в сердце, а оттуда приводит
в движение губы и язык. Так произносят Святое Имя Кришны, Кришна-наму.
Божественный звук должен низойти
Когда Кришна в форме звука низводит трансцендентный
мир в сердце, а из сердца, овладевая каждым нервом, достигает уст и начинает
там танцевать, — это Кришна-нама. Почин исходит от трансцендентного
мира. Источник того звука — не на физическом уровне. Нужно, чтобы духовный
звук низошел в этот мир; он может низойти, но мы не можем свободно подняться
в духовное царство. Он — сверхсубъект, мы же по отношению к Нему объекты.
Мы не можем покуситься на Его независимость. Лишь с помощью отрицательной
силы предания мы можем побудить Высшее Положительное низойти на наш уровень.
Итак, Святое Имя — не порождение наших чувств. Его
можно осознать, только когда мы обращаемся к Нему, исполненные величайшего
духа служения. Тогда, быть может, Кришна, привлеченный нашим желанием служить,
низойдет по Своей благодати. Тогда Он будет воздействовать Своей силой,
порождать трансцендентный звук и танцевать внутри материального плана.
Таково Святое Имя, Вайкунтха-нама, подлинное Имя Кришны. Мы не можем
произнести его своими губами. Звук, порожденный нашим телом или умом —
не Кришна. Кришна независим от любого звука, который мы можем произнести,
и тем не менее, поскольку Он повелевает всем, Он может явиться повсюду,
— в любом образе, на любом уровне, в любом звуке. Это подтверждается в
«Бхагавад-гите» (4.6).
Как Кришна действует в материальном мире
Кришна говорит: «Когда Я, посредством Своей внутренней силы, прихожу
сюда, то устраняю влияние внешней силы и являюсь везде и всюду». Он отбрасывает
материальную волну, в точности как летящий в небе самолет преодолевает
влияние атмосферы и ветра. Устраняя воздействие материальных волн, Он является
в этот мир благодаря Собственной силе. Господь говорит: «У Меня есть Личная
сила, и посредством нее Я удаляю грубую материальную энергию. Так Я живу
и действую в этим мире». Законы материальной природы к Нему неприложимы.
Он обладает особой Личной силой и с ее помощью преодолевает законы материальной
природы и приходит сюда. Посредством Личной силы, Он делает все, что захочет.
Куда бы Он ни пришел, законы материальной природы удаляются, освобождая
для Него путь. Так Он, в форме Святого Имени, может явиться в царстве звука.
(Из книги "Божественный Поиск потерянных слуг")