Чистое Имя Кришны

Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж
Все статьи серии "Святые Имена Бога"



    Имя может подействовать, даже если кто-то не сознает его подлинного значения. Это называется намабхаса — тень Имени. Она может дать освобождение. Но истинного преданного освобождение не интересует. Он хочет войти в царство божественного сознания.

    Вайкунтха-нама
    Звук и его действие зависят от нашего умонастроения и качества, с которым мы воспеваем, поскольку Истинная Вайкунтха-нама бесконечна. В том мире Божественное Имя едино с Именуемым. Когда звуковой аспект тождествен изначальному, это называется Вайкунтха-намой. В этом мире имя человека может совершенно не соответствовать его облику. Но на Вайкунтхе, в бесконечном мире, Имя и его Носитель — одно и то же.
    Тем не менее, чтобы получить опыт Вайкунтха-намы, нужно избегать как нама-апарадхи, оскорблений Святого Имени, так и намабхасы, его тени. Посредством намабхасы мы освобождаемся от рабства мира, а через нама-апарадху запутываемся в мире майи. Но явить истинное Имя, сверхъестественное по природе, обычный физический звук не может.
 

    Чистое Имя произносит сердце
    Говорится, что единожды произнесенное Имя Кришны способно уничтожить больше невежества и грехов, чем у человека может быть. Но каково качество такого Имени? Мы можем бесконечно повторять физическое имя Кришны, не получая плода даже одного истинного Имени. Между обычным звуком имени, внешним майическим именем и Именем чистым — огромная разница. Чистое Имя едино с Кришной и нисходит на наш уровень лишь по Его благодати. Мы не можем его произнести, просто двигая языком и губами. Чистое Имя Кришны произносят не губы — его произносит сердце. А в конце концов оно превосходит сердце и достигает земли Кришны. Когда Имя Кришны нисходит, оно сначала проникает в сердце, а оттуда приводит в движение губы и язык. Так произносят Святое Имя Кришны, Кришна-наму.
 

    Божественный звук должен низойти
    Когда Кришна в форме звука низводит трансцендентный мир в сердце, а из сердца, овладевая каждым нервом, достигает уст и начинает там танцевать, — это Кришна-нама. Почин исходит от трансцендентного мира. Источник того звука — не на физическом уровне. Нужно, чтобы духовный звук низошел в этот мир; он может низойти, но мы не можем свободно подняться в духовное царство. Он — сверхсубъект, мы же по отношению к Нему объекты. Мы не можем покуситься на Его независимость. Лишь с помощью отрицательной силы предания мы можем побудить Высшее Положительное низойти на наш уровень.
    Итак, Святое Имя — не порождение наших чувств. Его можно осознать, только когда мы обращаемся к Нему, исполненные величайшего духа служения. Тогда, быть может, Кришна, привлеченный нашим желанием служить, низойдет по Своей благодати. Тогда Он будет воздействовать Своей силой, порождать трансцендентный звук и танцевать внутри материального плана. Таково Святое Имя, Вайкунтха-нама, подлинное Имя Кришны. Мы не можем произнести его своими губами. Звук, порожденный нашим телом или умом — не Кришна. Кришна независим от любого звука, который мы можем произнести, и тем не менее, поскольку Он повелевает всем, Он может явиться повсюду, — в любом образе, на любом уровне, в любом звуке. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (4.6).

    Как Кришна действует в материальном мире
Кришна говорит: «Когда Я, посредством Своей внутренней силы, прихожу сюда, то устраняю влияние внешней силы и являюсь везде и всюду». Он отбрасывает материальную волну, в точности как летящий в небе самолет преодолевает влияние атмосферы и ветра. Устраняя воздействие материальных волн, Он является в этот мир благодаря Собственной силе. Господь говорит: «У Меня есть Личная сила, и посредством нее Я удаляю грубую материальную энергию. Так Я живу и действую в этим мире». Законы материальной природы к Нему неприложимы. Он обладает особой Личной силой и с ее помощью преодолевает законы материальной природы и приходит сюда. Посредством Личной силы, Он делает все, что захочет. Куда бы Он ни пришел, законы материальной природы удаляются, освобождая для Него путь. Так Он, в форме Святого Имени, может явиться в царстве звука.

    (Из книги "Божественный Поиск потерянных слуг")