Иногда мы можем попасть под влияние ложных представлений о ненужности изучения книг, посвященных преданности, полагая: "Анализировать, узнавать – это не входит в бхакти. В этом нет необходимости. Это знание, гьяна, противоположно преданности". С подобными мыслями мы воспеваем святое имя, и, увидев какие-то объяснения философии школы преданности, стараемся избегать их. Но такое настроение не всегда является наилучшим, поскольку слушание из надлежащего источника дает нам род знания, которое служит импульсом для продвижения в садхане.
В "Шри Чайтанья-чаритамрите" Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами говорит: сиддханта балийа, мы должны обсуждать сиддханту (совершенные заключения преданности). Санатана Госвами – ачарья сиддханты.
Кто-то может сказать: "Какая необходимость в знании сиддханты об истине? Я буду воспевать Имя, а занятия, на которых объясняют "Шримад-Бхагаватам" и "Шри Чайтанья-чаритамриту" посещать не стану. Все это знание есть: джнане прайасам удапасйа – "следует полностью оставить ненужные усилия обрести знание путем обсуждения истин эмпирической философии". ("Шримад-Бхагаватам", 10.14.3)
Но гьяна, о которой идет речь в данном стихе, не содержит тот вид знания, что дарует нам истинное понимание, кто есть преданный, и кто такой Господь. Это "знание" кажется внешне подобным гьяне, но если оно приходит из надлежащего источника, оно другого типа, имеет иную сущность.
Предостережение по поводу гьяны дается в связи с возможностью какого угодно сорта интерпретации богооткровенных писаний кем угодно. Мы не должны пытаться узнать все и вся: где-то говорят что-то, и мы тут же бежим туда с намерением что-нибудь выучить. Но когда через подлинного представителя духовного мира, который выше нас, дается какое-то откровение, мы должны с жадностью стремиться слушать это. Познанное таким образом укрепит наше положение и поможет нам продвигаться, идти вперед в садхане.
Мы не должны отвергать как "знание" эту сиддханту": кто такой Кришна, и почему Он Свайам Бхагаван, кто такой Нараяна, где находятся двадцать четыре слоя неведения, Где Вайкунтха, Голока, кто такой Баладева, что представляют собой различные расы. Если я говорю: "О нет, это все гьяна – отбросьте ее и воспевайте имя", это будет глупостью. Такое следует рассматривать как лень, или нерадивость. Мы должны призывать то знание, которое увеличит глубину нашей веры. Подобные обсуждения нужно приветствовать. Сам Господь говорит:
"Мои чистые преданные мыслями пребывают во Мне, их жизни полностью посвящены служению Мне, и они испытывают великое удовлетворение и блаженство, постоянно просвещая друг друга и беседуя обо Мне".
Таким образом, разнообразные беседы о Нем в обществе садху, не являются "знанием", которое следует отвергнуть – напротив, это должно быть спонтанно и естественным образом поощряемо. Это называется ишта-гоштхи: гоштхи значит "союз", а иштха – "желанное общество". Мы должны беседовать о Нем в таком обществе. Это необходимая составляющая преданности.