Говардхан-лила

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

    Индра приказал ветру, тучам и дождю пойти и опустошить всю область Гoкулы Вриндаваны. «Жители Вриндавана отвергли меня, перестали мне поклоняться, а вместо этого поклоняются той горе, холму Говардхане. Я не могу потерпеть такого оскорбления! Отправляйтесь и сметите их».
По приказу разгневанного Индры, владыки всех тонких стихий, хлынул ливень. Гром, град и сильнейший дождь одновременно обрушились на всю Враджа-мандалу.

    Все обитатели Вриндавана крайне опечалились. Горе, скорбь и уныние охватили животных и их защитников — гопал. Так у беспомощных — женщин, детей и животных Вриндавана — не осталось иного выбора, кроме как принять прибежище в Кришне. Все они взмолились Ему о помощи. Они рыдали: «О Кришна! Что нам теперь делать? Повинуясь Тебе, мы прекратили жертвоприношения Индре, а теперь он, такой мстительный, обрушился на нас со страшной силой! Как нам выжить? Спаси нас, пожалуйста!» Все они обратились к Кришне за защитой. Когда Кришна это увидел, Ему стало их очень жалко. Полный милосердия к ним, Он слегка улыбнулся, подумав: «Они все пришли ко Мне за защитой».
    Тогда, только одной рукой, Кришна поднял гору Гoвардхану. Для Него это было совсем легко: лишь одной рукой Он оторвал холм от земли и поднял его, как ребенок берет мячик.
    И держа ту великую гору, Кришна защищал всех обитателей Гокулы. Мужчины, женщины и дети Вриндавана, пригнав коров и принеся все свое добро, нашли себе убежище под холмом Говардханой.
Все пастушье сообщество получило пристанище под тем холмом. Так, подняв холм Гoвардхану, Кришна защитил обитателей Вриндавана и сокрушил гордыню самого царя небес Индры.

    И вот, в этом стихе Нанда Махараджа молит: «Да будет этот Владыка коров нами доволен! Кто Индра в сравнении с Кришной? Кришна господин Индры. И тем не менее, Он явился как господин коров: Верховная Абсолютная Истина стала простым коровьим пастухом. Внешне Он обычный пастушок. Но да будет этот Пастушок, в Коем сокрыта власть над всей вселенной, нами доволен! Мы хотим поклоняться этому Господу, ставшему скромным царем коров».

    Из этого стиха «Шримад-Бхагаватам» можно понять значение Господней игры у Гoвардханы. Здесь также говорится, что когда враджаваси поклонялись Ему и совершали жертвоприношение, чтобы Его удовлетворить, они видели холм Говардхану как Верховное Существо, Которое протягивало руки, брало подношения и кормило Себя.
    Тогда Кришна показал: «Видите! Вы думали, что холм Гoвардхана — просто груда камней. Но он живой, он — Верховная Божественная Личность». В то время Кришна явил Себя как холм Гoвардхана и показал, что это тоже распространение Его «Я». Согласно авторитетным представлениям нашей традиции, Радха-кунда — это распространение «Я» Шримати Радхарани, а Гoвардхана — распространения «Я» Кришны. Поэтому мы поклоняемся камню с холма Гoвардханы, частице Гиридхари, как Самому Кришне. Из этого можно понять, что частица Бесконечного также бесконечна. И тем не менее, наше обычное видение столь ничтожно, что хотя Гoвардхана-шила — часть Бесконечного, а потому тоже обладает Его природой, для нашего материального зрения это просто камень.

    Эта игра показывает, что то, что кажется обычным камнем, может обладать безграничными возможностями. Теория относительности Эйнштейна в самых общих чертах гласит, что любой объект, который мы видим, есть он сам плюс нечто большее. Собственным научным путем он объясняет, что истинная сущность любой вещи включает в себя ее возможности, ее перспективы — она не что-то застывшее.
    Реальность не ограничивается тем, что видят и воспринимают наши чувства. Наше восприятие чего-либо, наше суждение о нем, обычно узко, в то время как его перспективы, нам неизвестные, могут быть безграничны. Все обладает безграничными возможностями.. Мы даже не знаем, какие безграничные возможности могут быть у песчинки! Нам неведомо, что может быть дано простому листочку! Он может казаться ничем не примечательным, но нести в себе бесценные лекарственные свойства.
    Часть Бесконечного также обладает Его природой. Говардхана-шила представляет Кришну как владыку и хранителя коров. Гoвардхана хранит в себе эту мягкую и нежную идею Прекрасного Бога. Мы молимся о Его милости, доброте, о том, чтобы Он бросил на нас Свой милосердный взгляд.



    (из книги  "Божественный поиск потерявшихся слуг")