Индра приказал ветру, тучам и дождю пойти и опустошить
всю область Гoкулы Вриндаваны. «Жители Вриндавана отвергли меня, перестали
мне поклоняться, а вместо этого поклоняются той горе, холму Говардхане.
Я не могу потерпеть такого оскорбления! Отправляйтесь и сметите их».
По приказу разгневанного Индры, владыки всех тонких стихий, хлынул
ливень. Гром, град и сильнейший дождь одновременно обрушились на всю Враджа-мандалу.
Все обитатели Вриндавана крайне опечалились. Горе,
скорбь и уныние охватили животных и их защитников — гопал. Так у
беспомощных — женщин, детей и животных Вриндавана — не осталось иного выбора,
кроме как принять прибежище в Кришне.
Все они взмолились Ему о помощи. Они рыдали: «О Кришна! Что нам теперь
делать? Повинуясь Тебе, мы прекратили жертвоприношения Индре, а теперь
он, такой мстительный, обрушился на нас со страшной силой! Как нам выжить?
Спаси нас, пожалуйста!» Все они обратились к Кришне за защитой. Когда Кришна
это увидел, Ему стало их очень жалко. Полный милосердия к ним, Он слегка
улыбнулся, подумав: «Они все пришли ко Мне за защитой».
Тогда, только одной рукой, Кришна поднял гору Гoвардхану.
Для Него это было совсем легко: лишь одной рукой Он оторвал холм от земли
и поднял его, как ребенок берет мячик.
И держа ту великую гору, Кришна защищал всех обитателей
Гокулы. Мужчины, женщины и дети Вриндавана, пригнав коров и принеся все
свое добро, нашли себе убежище под холмом Говардханой.
Все пастушье сообщество получило пристанище под тем холмом. Так, подняв
холм Гoвардхану, Кришна защитил обитателей Вриндавана и сокрушил гордыню
самого царя небес Индры.
И вот, в этом стихе Нанда Махараджа молит: «Да будет этот Владыка коров нами доволен! Кто Индра в сравнении с Кришной? Кришна господин Индры. И тем не менее, Он явился как господин коров: Верховная Абсолютная Истина стала простым коровьим пастухом. Внешне Он обычный пастушок. Но да будет этот Пастушок, в Коем сокрыта власть над всей вселенной, нами доволен! Мы хотим поклоняться этому Господу, ставшему скромным царем коров».
Из этого стиха «Шримад-Бхагаватам» можно понять значение
Господней игры у Гoвардханы. Здесь также говорится, что когда враджаваси
поклонялись Ему и совершали жертвоприношение, чтобы Его удовлетворить,
они видели холм Говардхану как Верховное Существо, Которое протягивало
руки, брало подношения и кормило Себя.
Тогда Кришна показал: «Видите! Вы думали, что холм
Гoвардхана — просто груда камней. Но он живой, он — Верховная Божественная
Личность». В то время Кришна явил Себя как холм Гoвардхана и показал, что
это тоже распространение Его «Я». Согласно авторитетным представлениям
нашей традиции, Радха-кунда — это распространение «Я» Шримати Радхарани,
а Гoвардхана — распространения «Я» Кришны. Поэтому мы поклоняемся камню
с холма Гoвардханы, частице Гиридхари, как Самому Кришне. Из этого можно
понять, что частица Бесконечного также бесконечна. И тем не менее, наше
обычное видение столь ничтожно, что хотя Гoвардхана-шила — часть
Бесконечного, а потому тоже обладает Его природой, для нашего материального
зрения это просто камень.
Эта игра показывает, что то, что кажется обычным
камнем, может обладать безграничными возможностями. Теория относительности
Эйнштейна в самых общих чертах гласит, что любой объект, который мы видим,
есть он сам плюс нечто большее. Собственным научным путем он объясняет,
что истинная сущность любой вещи включает в себя ее возможности, ее перспективы
— она не что-то застывшее.
Реальность не ограничивается тем, что видят и воспринимают
наши чувства. Наше восприятие чего-либо, наше суждение о нем, обычно узко,
в то время как его перспективы, нам неизвестные, могут быть безграничны.
Все обладает безграничными возможностями.. Мы даже не знаем, какие безграничные
возможности могут быть у песчинки! Нам неведомо, что может быть дано простому
листочку! Он может казаться ничем не примечательным, но нести в себе бесценные
лекарственные свойства.
Часть Бесконечного также обладает Его природой.
Говардхана-шила представляет Кришну как владыку и хранителя коров. Гoвардхана
хранит в себе эту мягкую и нежную идею Прекрасного Бога. Мы молимся о Его
милости, доброте, о том, чтобы Он бросил на нас Свой милосердный взгляд.