Татастха-шакти -- пограничная энергия Всевышнего Господа. Шрила Бхактивинод Тхакур в своей книге "Джайва-дхарма" объясняет природу татастха-шакти: "Часть земной поверхности, которая находится между кромкой воды и сушей, называется тата (берег). Так как по берегу проходит граница между двумя стихиями, тата соприкасается с обеими. Подобно этому, божественная энергия — татастха-шакти — непостижимым образом соединяет в себе две противоположные по сути категории — материю и дух. Поэтому, положение дживы не в точности такое, как у вечных обитателей духовного царства, никогда и ни при каких обстоятельствах не соприкасающихся с материей. Однако , в тоже время , джива не принадлежит и материальному миру, созданному из безжизненных тел. Не относясь ни к материи, ни к духу, индивидуальная душа составляет совершенно отдельную категорию".
"Находясь между духовной и материальной природой, живое существо, порожденное татастха-шакти — пограничной энергией Всевышнего Господа, навечно едино и одновременно отделено от Него. Забыв о Кришне, живое существо давным-давно пало жертвой влечения к внешней иллюзорной энергии Господа. Поработив душу, майя заставляет ее влачить жалкое мирское существование и переносить бесчисленные материальные страдания".
Два состояния души
"Итак, индивидуальная душа, джива, существует в двух состояниях:
1) мукта-даша, освобождённое состояние и 2) самсара-баддха-даша,
обусловленное состояние дживы, заключённой в тюрьму материального
мира. Те дживы, чистые преданные Господа Кришны, которые никогда
не были связаны майей, энергией иллюзии, или те, кто милостью Кришны
обрели освобождение из мира материи, известны как мукта-дживы, а
их освобождённое состояние называется мукта-даша. С другой стороны
дживы,
которые пытаются избежать служения Всеблагому Господу Кришне,
стремительно падают в разверзнутую пасть майи, грозной повелительницы материального
бытия. Такие дживы, находящиеся с незапамятных времён в темнице
материального мира, известны как баддха-дживы,
и их рабское существование называется самсара-баддха-даша".
Освобожденные души
"Мукта-дживы абсолютно духовны (чин-майа), пребывают
в своей вечной духовной форме (чит-сварупам), и в служении Кришне
заключена сама их жизнь. Такие дживы не живут в материальном мире.
Их дом – чистые духовные миры, известные как Голока, Вайкунтха, Вриндавана
и так далее. Никто и никогда не сможет сосчитать количество таких освобождённых
душ. Точно также, неизмеримо количество обусловленных душ".
Обусловленные души
"Кришна-вимукхата, грех отчуждения от Кришны – в
этом заключён состав преступления, когда-то совершённого баддха-дживой.
В наказание за это преступление, подобная тени Кришны, энергия материальной
иллюзии, известная как чайа-шакти, или майа, связывает
дживу верёвкой, состоящей из трёх прочных нитей, трёх гун, функциональных
качеств материальной природы – саттва-гуна (добродетель),
раджа-гуна
(страсть) и тама-гуна (невежество). Под влиянием трёх гун, обусловленная
душа испытывает на себе разнообразные состояния мирского бытия. Это разнообразие
практически бесконечно, и в высшей степени удивительно".