Шрила Бхактивинод Тхакур о джива-таттве

Объяснение джива-таттвыШрилы Б.Р.Шридхара Махараджа
Джива и майя -- объяснения Шрилы Бхактивиноды Тхакура
Другие объяснения Шрилы Бхактивиноды Тхакура
Другие объяснения Шрилы Шридхара Махараджа

Шрила Бхактивинод Тхакур
 

Татастха-шакти  -- пограничная энергия Всевышнего Господа. Шрила Бхактивинод Тхакур в своей книге "Джайва-дхарма" объясняет природу татастха-шакти: "Часть земной поверхности, которая находится между кромкой воды и сушей, называется тата (берег). Так как по берегу проходит граница между двумя стихиями, тата соприкасается с обеими. Подобно этому, божественная энергия — татастха-шакти — непостижимым образом соединяет в себе две противоположные по сути категории — материю и дух. Поэтому, положение дживы не в точности такое, как у  вечных обитателей духовного царства, никогда и ни при каких обстоятельствах не соприкасающихся с материей. Однако , в тоже время , джива не принадлежит и материальному миру, созданному из безжизненных тел. Не относясь ни к материи, ни к духу, индивидуальная душа составляет совершенно отдельную категорию".

"Находясь между духовной и материальной природой, живое существо, порожденное татастха-шакти — пограничной энергией Всевышнего Господа, навечно едино и одновременно отделено от Него. Забыв о Кришне, живое существо давным-давно пало жертвой влечения к внешней иллюзорной энергии Господа. Поработив душу, майя заставляет ее влачить жалкое мирское существование и переносить бесчисленные материальные страдания".

Два состояния души
"Итак, индивидуальная душа, джива, существует в двух состояниях: 1) мукта-даша, освобождённое состояние и 2) самсара-баддха-даша, обусловленное состояние дживы, заключённой в тюрьму материального мира. Те дживы, чистые преданные Господа Кришны, которые никогда не были связаны майей, энергией иллюзии, или те, кто милостью Кришны обрели освобождение из мира материи, известны как мукта-дживы, а их освобождённое состояние называется мукта-даша. С другой стороны дживы, которые пытаются избежать служения Всеблагому Господу Кришне, стремительно падают в разверзнутую пасть майи, грозной повелительницы материального бытия. Такие дживы, находящиеся с незапамятных времён в темнице материального мира, известны как баддха-дживы, и их рабское существование называется самсара-баддха-даша".

Освобожденные души
"Мукта-дживы абсолютно духовны (чин-майа), пребывают в своей вечной духовной форме (чит-сварупам), и в служении Кришне заключена сама их жизнь. Такие дживы не живут в материальном мире. Их дом – чистые духовные миры, известные как Голока, Вайкунтха, Вриндавана и так далее. Никто и никогда не сможет сосчитать количество таких освобождённых душ. Точно также, неизмеримо количество обусловленных душ".

Обусловленные души
"Кришна-вимукхата,  грех  отчуждения от Кришны – в этом заключён состав преступления, когда-то совершённого баддха-дживой. В наказание за это преступление, подобная тени Кришны, энергия материальной иллюзии, известная как чайа-шакти, или майа, связывает дживу верёвкой, состоящей из трёх прочных нитей, трёх гун, функциональных качеств материальной природы – саттва-гуна (добродетель), раджа-гуна (страсть) и тама-гуна (невежество). Под влиянием трёх гун, обусловленная душа испытывает на себе разнообразные состояния мирского бытия. Это разнообразие практически бесконечно, и в высшей степени удивительно".



    Подробнее смотрите книгу Шрилы Бхактивинода Тхакура "Джайва-дхарма"