Шрила Прабодхананда Сарасвати

Часть Первая

тунгавидйа врадже йасит
  сарва-шастра-вишарада
са прабодхананда-йатир
  гауродгана-сарасвати


 


    “Величайший знаток всех священных писаний, гопи Тунгавидья стала теперь санньяси Прабодханандой, каждое слово которого было посвящено прославлению Господа Гауранги (Гаура-ганоддеша-дипика, 163).

    Проживавший в Южной Индии брахман Венката Бхатта занимал исключительное положение среди прочих брахманов, отличаясь от них широтой своего знания священных писаний.
    “Некий вайшнав из Шри-сампрадайи, известный под именем Венкаты Бхатты, почтительно пригласил Господа к себе домой” (Чайтанья-чаритамрита, 2.9.82).
    Комментируя этот стих “Чайтанья-чаритамриты”, Шрила Бхактивинода Тхакур писал: “Венката Бхатта, Трималла Бхатта и Прабодхананда Сарасвати ранее были ачарьями Шри-сампрадайи, причем Гопал Бхатта Госвами приходился Венкате Бхатте сыном”.

    Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур так пояснял этот же самый стих: “Брахман из Шри-сампрадайи, Шри Венката Бхатта проживал в Шрирангаме. Этот населенный пункт расположен в области Тамил Наду, и поскольку обитатели данной местности не используют имена Венката и Тирумалаи (а именно так звали брата Венкаты), то, по всей видимости, они вовсе не были уроженцами этого края. Весьма вероятно, что их семья переехала в Шрирангам незадолго до прихода туда Махапрабху. Брахман Венката Бхатта принадлежал ветви Варагалаи Рамануджа-сампрадайи, и братом его был один из ачарьев данной школы - триданди-санньяси Прабодхананда. Сыном Венкаты Бхатты был Гопал Бхатта Госвами”.
Первоначально почитавшие Лакшми-Нарайяну, милостью Шри Чайтаньи Махапрабху эти три брата впоследствии обратились к поклонению Радхе и Кришне, и Кришна Дас Кавирадж Госвами описал их обращение в своей “Чайтанья-чаритамрите”.

    Учеником Шрилы Прабодхананды Сарасвати был его собственный племянник Гопал Бхатта, ставший, со временем, одним из шести Госвами.
 


бхактер виласамш чинуте прабодха-
  нандасйа шиўйо бхагават-прийасйа
гопала-бхатто рагхунатха-дасам
  сантоўайан рупа-санатанау са


 


    “Последователь Прабодхананды Гопала Бхатта, снискавший особенную любовь Господа, описал эти деяния преданных, стремясь удовлетворить Рагхунатху Даса, Рупу и Санатану Госвами (Хари-бхакти-виласа, 1.2).
Перу Шрилы Прабодхананды Сарасвати принадлежит множество произведений, в числе которых можно упомянуть “Вриндавана-шатаку”, “Навадвипа-шатаку”, “Радха-раса-судха-нидхи” и “Чайтанья-чандрамриту”, столь любимые расика-бхактами. Кроме того, Шрила Прабодхананда Сарасвати был автором “Сангита-мадхавы”, “Ашчарья-раса-прабандхи”, “Шрути-стути-вьякхьи”, “Гита-говинда-вьякхьяны”, “Кама-биджа-кама-гайятри-вьякхьяны” и ряда других работ.

    Прабодхананда и Пракашананда

    В пояснении к третьей главе Мадхья-кханды “Чайтанья Бхагаваты” Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада сделал следующее замечание: “Санньяси и наставник учения майявады, Пракашананда в ходе своих обсуждений Веды рассекал на части божественное тело Господа. Порой несведущие утверждают, что этот Пракашананда - никто иной, как Прабодхананда, живший на берегу реки Кавери младший брат Венкаты Бхатты. Подобная ложная вера нашла свое отражение и в сахаджийском произведении “Бхакта-мала”, и даже в исследованиях множества современных авторов” (Гаудийя-бхашья, Мадхья-кханда, 3.37).

    Замечания, высказанные здесь Сарасвати Тхакуром, полностью соответствуют истине. К примеру, Ашутош Деб сообщает в своем словаре о Прабодхананде как о “вайшнаве-философе, первоначальное имя которого было Пракашананда Сарасвати. Чайтанья Дева дал ему имя Прабодхананда”. Подобным же образом и Харидас Дас пишет в своей “Гаудия-вайшнава-абхидхане”: “Распространено мнение, что Прабодхананда - вайшнавское имя, пожалованное Пракашананде... Из последнего стиха “Радха-раса-судха-нидхи” со всей очевидностью следует, что некогда Прабодхананда был санньяси и сторонником учения майявады”.

    На это мы бы могли возразить, что слова, на которые ссылается здесь Харидас Дас, майавадарка-тапа-сантапта (“обжигаемый палящим солнцем имперсонализма”), нельзя считать однозначным подтверждением прошлой приверженности Прабодхананды имперсональному мировоззрению. Указанный стих вовсе не доказывает, что некогда Прабодхананда был майявади. Ввиду крайней противоположности преданности учению имперсонализма, Махапрабху и Его последователи в полную меру своих возможностей боролись с этим учением, и, вполне разделяя этот дух, Прабодхананда прославляет свойство Махапрабху быть спасителем самых падших, обращая наше внимание на то, сколь далеко простирается милость Господа. Спасение Господом Сарвабхаумы Бхаттачарьи и Пракашананды Сарасвати превзошло даже подвиг, явленный при освобождении таких грешников, как Джагай и Мадхай.



    Продолжение...

    Другие вайшнавские святые....