Шри Гаури Дас Пандит

    субало йах прийа-шрештхах са гауридаса-пандитах I

    Во Врадже Гаури Дас Пандит был Субалой - одним из двенадцати пастушков-гопалов. Кроме того, Гаури Дас Пандит - один из самых дорогих приближенных Нитьянанды Прабху. (Гаура-ганоддеша-дипика, 128).
    Гаури Дасу Пандиту выпало особое счастье: его тело, ум и душа были всецело преданны Нитьянанде Прабху (Чайтанья Бхагавата, 3.5.730).

    Храм Гаури Даса в Амбике
    Первоначальным местом жительства Гаури Даса было селение  Шалиграм, расположенное недалеко от Мурагачхи, всего в нескольких километрах севернее Майяпура. Впоследствии он переехал в Амбика Калну в округе Бурдван, где ныне располагается его знаменитый Шрипат. Имя его отца было Камсари Мишра, а мать звали Камала Деви. Камсари Мишра принадлежал к Ватса-готре, их родовое имя было Гхошал. Гаури Дас был четвертым из шести его сыновей; имена троих его старших братьев были Дамодар, Джаганнатх и Сурья Дас, причем Сурья Дас, обладавший титулом "саркхел", отдал двух своих дочерей, Васудху и Джахнаву, в жены Нитьянанде Прабху. Два младших брата Гаури Даса Пандита носили имена Кришна Дас Саркхел и Нрисингха Чайтанья.

    Пандит Сурья Дас Саркхел был известен своим исключительным великодушием. Именно он дал согласие на переезд своего младшего брата, Гаури Даса, из Шалиграма в Амбику (Бхакти-ратнакара, 7.330-1).

    Гаури Дас, так же как и его ученик Хридай Чайтанья, не оставили после себя потомков; их дело продолжила череда их последователей - получивших посвящение учеников. Несмотря на утверждение "Гаудийя-вайшнава-абхидханы", сообщающей о наличии у Гаури Даса Пандита и его жены Бималы Деви двоих сыновей, Баларама и Рагхунатха, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур не придавал значения этой родственной связи, и в своей "Анубхашье" писал: "Имя ученика Гаури Даса Пандита было Хридай Чайтанья Дас, чьим учеником, в свою очередь, был Гопираман, сын дочери Гаури Даса Пандита - Аннапурны Деви. Потомкам этого Гопирамана и принадлежит ныне право владения Амбика Шрипатом" (Анубхашья к "Чайтанья-чаритамрите", 1.11. 26).

    В ныне существующем храме в Амбике находятся божества Гаури Даса, Радха-Кришны, Гаура-Нитьянанды, Джаганнатха, Баларамы и Сита-Рамы. При входе на территорию храма посетители видят большой тамаринд, под которым, согласно преданию, встречались Махапрабху и Гаури Дас. Другие реликвии, которые хранятся в храме, - весло, которым пользовался Сам Махапрабху, и "Бхагавад-гита", переписанная рукой Господа.

    Сообщается, что в один из дней Гауранга, переправившись через Гангу из Шантипура, прибыл в Амбику. Известны слова, сказанные Им Гаури Дасу Пандиту: "Побывав в Шантипуре, я прошел оттуда в селение Харинади и взял там лодку, чтобы приехать сюда. Я захватил с собой одно из весел, - вот, пожалуйста, прими его. Используй его, спасая падшие души из океана мирских страданий". С этими словами Господь заключил Гаури Даса в объятия ("Бхакти-ратнакара", 7.333-6).
    Счастливые души, посещающие божества в храме в Амбике, и поныне могут видеть "Гиту" и весло, переданные Гаури Дасу Господом ("Бхакти-ратнакара", 7.341).

    Известно, что Нитьянанда Прабху не желал проводить различий между достойными и недостойными, и, словно бы опьяненный, одарял Кришна-премой любого. Один из его самых дорогих приближенных, Гаури Дас Пандит, тоже проявлял великую силу в проповеди. Обладатель великой духовной силы, Гаури Дас был способен даровать, привлечь Кришна-прему к каждому. Посвятив все свое достояние и способности Нитьянанде Прабху, он вверил Чайтанье и Нитьянанде свою жизнь и душу (Чайтанья-чаритамрита, 1.11.26-7).

    В Амбике же расположены дом и храм Сурья Даса Саркхела; они находятся немного западнее Шрипата Гаури Даса Пандита. Здесь же, еще чуть западнее, расположен ашрам Бхагавана Даса Бабаджи.
 

    Махапрабху посещает Калну
    До наших дней дошла удивительнейшая история, повествующая о пребывании Махапрабху и Гаури Даса Пандита в Амбика Калне. История эта рассказывает о том, как, однажды, пожелав увидеть Гаури Даса, Махапрабху на лодке переправился через Гангу, а затем сел под тамариндовым деревом во дворе его дома. Когда Гаури Дас обратился к Махапрабху с просьбой навсегда остаться вместе с ним в Амбике, то Махапрабху, желая исполнить желание Своего преданного, открыл ему, что Его образ, также как и образ Нитьянанды Прабху, в скрытом виде заключены в стоявшем неподалеку дереве ним. Гаури Дас увидел в сказанном скрытое указание вырезать из того дерева алтарные изображения Гаура-Нитая и, кроме того, отмечено, что Нитьянанда лично присутствовал, когда вырезались эти изображения.

    В то время, как Махапрабху и Нитьянанда Прабху собирались покинуть указанную местность, и Гаури Дас делал все, что мог, чтобы удержать Их у себя, Махапрабху успокаивал его, говоря: "Нитьянанда и я лично присутствуем в этих изображениях, и ты сам сможешь выбрать, кому из нас уйти: нам, или нашим изображениям". Вполне естественно, Гаури Дас предпочел, чтобы с ним остались Сами Гаура-Нитай, заявив, что изображения могут уйти. Именно это и произошло, подтвердив истинность слов "Чайтанья-чаритамриты":

нама виграха сварупа, эи тина эка-рупа
тине бхеда нахи тина чидананда-рупа

    "Имя, алтарное изображение и изначальный образ Господа в действительности не тройственны, а едины. Между ними не следует проводить различий, поскольку они не материальны - они духовны" (Чайтанья-чаритамрита, 2.17.131).

    Впоследствии, покоренные любовью к Ним Гаури Даса Пандита, алтарные Божества в прямом смысле слова вкушали все, что тот Им предлагал.

    Самадхи Гаури Даса во Вриндаване указывает нам то место, в котором он завершил свой земной путь. Согласно "Бхакти-ратнакаре", в один из дней, придя во Враджу, Джахнава Деви посетила усыпальницу своего дяди, и при виде самадхи Гаури Даса Пандита из глаз ее хлынули потоки слез, так что не в ее власти было остановить их (Бхакти-ратнакара, 11.259).

    Гаури Дас Пандит Госвами покинул этот мир в месяц Шраван, и время его ухода приходится на шукла-двадаши - двенадцатый день прибывающей луны.