Во Врадже Гаури Дас Пандит был Субалой - одним из
двенадцати пастушков-гопалов. Кроме того, Гаури Дас Пандит - один
из самых дорогих приближенных Нитьянанды
Прабху. (Гаура-ганоддеша-дипика, 128).
Гаури Дасу Пандиту выпало особое счастье: его тело,
ум и душа были всецело преданны Нитьянанде Прабху (Чайтанья Бхагавата,
3.5.730).
Храм Гаури Даса в Амбике
Первоначальным местом жительства Гаури Даса
было селение Шалиграм, расположенное недалеко от Мурагачхи, всего
в нескольких километрах севернее Майяпура. Впоследствии он переехал в Амбика
Калну в округе Бурдван, где ныне располагается его знаменитый Шрипат. Имя
его отца было Камсари Мишра, а мать звали Камала Деви. Камсари Мишра принадлежал
к Ватса-готре, их родовое имя было Гхошал. Гаури Дас был четвертым из шести
его сыновей; имена троих его старших братьев были Дамодар, Джаганнатх и
Сурья Дас, причем Сурья Дас, обладавший титулом "саркхел", отдал двух своих
дочерей, Васудху и Джахнаву, в жены Нитьянанде Прабху. Два младших брата
Гаури Даса Пандита носили имена Кришна Дас Саркхел и Нрисингха Чайтанья.
Пандит Сурья Дас Саркхел был известен своим исключительным великодушием. Именно он дал согласие на переезд своего младшего брата, Гаури Даса, из Шалиграма в Амбику (Бхакти-ратнакара, 7.330-1).
Гаури Дас, так же как и его ученик Хридай Чайтанья, не оставили после себя потомков; их дело продолжила череда их последователей - получивших посвящение учеников. Несмотря на утверждение "Гаудийя-вайшнава-абхидханы", сообщающей о наличии у Гаури Даса Пандита и его жены Бималы Деви двоих сыновей, Баларама и Рагхунатха, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур не придавал значения этой родственной связи, и в своей "Анубхашье" писал: "Имя ученика Гаури Даса Пандита было Хридай Чайтанья Дас, чьим учеником, в свою очередь, был Гопираман, сын дочери Гаури Даса Пандита - Аннапурны Деви. Потомкам этого Гопирамана и принадлежит ныне право владения Амбика Шрипатом" (Анубхашья к "Чайтанья-чаритамрите", 1.11. 26).
В ныне существующем храме в Амбике находятся божества Гаури Даса, Радха-Кришны, Гаура-Нитьянанды, Джаганнатха, Баларамы и Сита-Рамы. При входе на территорию храма посетители видят большой тамаринд, под которым, согласно преданию, встречались Махапрабху и Гаури Дас. Другие реликвии, которые хранятся в храме, - весло, которым пользовался Сам Махапрабху, и "Бхагавад-гита", переписанная рукой Господа.
Сообщается, что в один из дней Гауранга, переправившись
через Гангу из Шантипура, прибыл в Амбику. Известны слова, сказанные Им
Гаури Дасу Пандиту: "Побывав в Шантипуре, я прошел оттуда в селение Харинади
и взял там лодку, чтобы приехать сюда. Я захватил с собой одно из весел,
- вот, пожалуйста, прими его. Используй его, спасая падшие души из океана
мирских страданий". С этими словами Господь заключил Гаури Даса в объятия
("Бхакти-ратнакара", 7.333-6).
Счастливые души, посещающие божества в храме в Амбике,
и поныне могут видеть "Гиту" и весло, переданные Гаури Дасу Господом ("Бхакти-ратнакара",
7.341).
Известно, что Нитьянанда Прабху не желал проводить различий между достойными и недостойными, и, словно бы опьяненный, одарял Кришна-премой любого. Один из его самых дорогих приближенных, Гаури Дас Пандит, тоже проявлял великую силу в проповеди. Обладатель великой духовной силы, Гаури Дас был способен даровать, привлечь Кришна-прему к каждому. Посвятив все свое достояние и способности Нитьянанде Прабху, он вверил Чайтанье и Нитьянанде свою жизнь и душу (Чайтанья-чаритамрита, 1.11.26-7).
В Амбике же расположены дом и храм Сурья Даса Саркхела;
они находятся немного западнее Шрипата Гаури Даса Пандита. Здесь же, еще
чуть западнее, расположен ашрам Бхагавана Даса Бабаджи.
Махапрабху посещает Калну
До наших дней дошла удивительнейшая история, повествующая
о пребывании Махапрабху и Гаури Даса Пандита в Амбика Калне. История эта
рассказывает о том, как, однажды, пожелав увидеть Гаури Даса, Махапрабху
на лодке переправился через Гангу, а затем сел под тамариндовым деревом
во дворе его дома. Когда Гаури Дас обратился к Махапрабху с просьбой навсегда
остаться вместе с ним в Амбике, то Махапрабху, желая исполнить желание
Своего преданного, открыл ему, что Его образ, также как и образ Нитьянанды
Прабху, в скрытом виде заключены в стоявшем неподалеку дереве ним. Гаури
Дас увидел в сказанном скрытое указание вырезать из того дерева алтарные
изображения Гаура-Нитая и, кроме того, отмечено, что Нитьянанда лично присутствовал,
когда вырезались эти изображения.
В то время, как Махапрабху и Нитьянанда Прабху собирались покинуть указанную местность, и Гаури Дас делал все, что мог, чтобы удержать Их у себя, Махапрабху успокаивал его, говоря: "Нитьянанда и я лично присутствуем в этих изображениях, и ты сам сможешь выбрать, кому из нас уйти: нам, или нашим изображениям". Вполне естественно, Гаури Дас предпочел, чтобы с ним остались Сами Гаура-Нитай, заявив, что изображения могут уйти. Именно это и произошло, подтвердив истинность слов "Чайтанья-чаритамриты":
нама виграха сварупа, эи тина эка-рупа
тине бхеда нахи тина чидананда-рупа
"Имя, алтарное изображение и изначальный образ Господа в действительности не тройственны, а едины. Между ними не следует проводить различий, поскольку они не материальны - они духовны" (Чайтанья-чаритамрита, 2.17.131).
Впоследствии, покоренные любовью к Ним Гаури Даса Пандита, алтарные Божества в прямом смысле слова вкушали все, что тот Им предлагал.
Самадхи Гаури Даса во Вриндаване указывает нам то место, в котором он завершил свой земной путь. Согласно "Бхакти-ратнакаре", в один из дней, придя во Враджу, Джахнава Деви посетила усыпальницу своего дяди, и при виде самадхи Гаури Даса Пандита из глаз ее хлынули потоки слез, так что не в ее власти было остановить их (Бхакти-ратнакара, 11.259).
Гаури Дас Пандит Госвами покинул этот мир в месяц Шраван, и время его ухода приходится на шукла-двадаши - двенадцатый день прибывающей луны.