Слушатель: Махарадж, в Дургапури был один человек, который цитировал «Кали-сантаран-упанишад». Он цитировал оттуда один стих, в котором, я думаю Господь Брахма, утверждает, что в махамантре, «Харе Рама Харе Рама» идёт вначале, «Харе Кришна» следует за этим. Он спросил: «Как вы понимаете это в своей философии?».
Шрила Шридхар Махарадж: А что ты сказал ему?
Слушатель: Я сказал, что в «Ананда-самхите» и «Гаруда-пуране» и в других Пуранах, там где даётся «Харе Кришна» мантра, она даётся в той форме, как мы повторяем её. Брахма – это Харидас Тхакур, намачарья, поэтому мы следуем его примеру.
Шрила Шридхар Махарадж: В «Кали-сантаран-упанишад» так говорится, в других Пуранах – немножко иначе. Они говорят следующее, они говорят, что поскольку эта мантра имеет своим источником Упанишады, это ваидик, ведическая мантра. И обычные люди могут не иметь доступ к ведическим мантрам. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху изменил эту мантру с тем, чтобы эта ведическая мантра стала доступна для всех.
Есть люди в штате Уттар-прадеш, которые склонны к Махапрабху, они высказывают такое мнение. Но мы говорим: «Там, где упоминается «Харе Рама» в начале – это поверхностно». Мысль такова, что Рама-аватара в начале, Кришна-аватара – позже. Поэтому в начале они говорят «Харе Рама», затем «Харе Кришна». Но более глубокий смысл для нас таков, что когда два схожих начала соединены вместе, то речь идёт не об историческом прецеденте, но в расчёт принимается более высокая, развитая концепция. Кришна-нам выше, чем Рама-нам. Об этом говорится в Пуранах. Там сказано: «Три Имени Рамы равны одному Имени Кришны». Таким образом об этом говорят Пураны, Кришна-нам превосходит Рама-нам.
Когда две схожих вещи соединены вместе, то предпочтение отдаётся тому, что обладает превосходящими качествами. С другой стороны всё движется циклическим образом. Что вначале, что впоследствии трудно установить это в вечном цикле. Кришна вначале или Рама вначале. Это соображение также имеет место. Поэтому в Кришна-наме речь идёт о вечном цикле, о Безграничности.
Также есть ещё один секрет, тайна нашей Сампрадаи и она такова, что в маха-мантре, наше более глубокое значение не связано с Рама-лилой ни коим образом. Для нас Рам – это Радха Раман. Это Кришна-сознание Бога – не Рама-сознание.
Высшая концепция Махапрабху такова – Сваям Бхагаван Кришна во Вриндаване. Рам в махамантре – это не Рамачандра, предшествующая Кришне-аватаре, но Сваям Бхагаван, в Кришна-лиле, во Вриндаване. В маха-мантре не упоминается Рама-лила вовсе.
Вы понимаете?
Слушатель:Да, Махарадж.
Также ещё один момент обсуждался – то, что Гаутама Риши и его супруга [Хаутили]…
Шрила Шридхар Махарадж: То, что Махапрабху дал, внутренний смысл этого, риши не в силах понять это нечто. Говорится, что даже эти личности, обладающие высочайшей учёностью, не имеют доступа в тот мир. То, что риши дают в своём учении – это поверхностный теизм, поверхностная концепция божественного. Их учение – это некий фундамент теизма, в целом. Всего лишь основание. Существует развитие теизма. Риши - означает учёный, учёный-исследователь. Риши – означает доктор, который даёт некий новый взгляд в обществе. Его называют риши. Брахма-риши, дева-риши, раджа-риши. Существует множество категорий риши.
[ санксрит, что-то вроде: Атри –васиштха-чьявану шардван
Вариштанеми-шри-ангирача парашару гадхи суто тодамо
Двайпаяну Бхагаван нарада стья.]
Все они студенты и, в глубоком молчании, они слушают то, что исходит из уст этого юноши. Они поражены, ошеломлены. Когда Шукадев начал объяснять Бхагаватам, все они были поражены. Нечто новое пришло.
Что говорить о риши? То, что Сам Бог дал миру, сказал: «Это твой долг», даже это сводится на нет. Есть необходимость идти дальше, выше. То, что Сам Кришна дал человечеству под именем религии, существует градация – иди дальше, иди дальше, иди глубже. В теизме существует развитие. Во многих местах это упоминается.
[Санскрит. Могу расслышать примерно следующее: на на мано расодейа кано бхагано недйа дой бра хата ришайо бхи дева]
Даже высшие из риши – муни, они не способны принять любящее служение. Даже такие высокие авторитеты, так называемые авторитеты, не в силах постичь это. Это столь высокий уровень. То, что дал Махапрабху – Радха-Говинда-лила. То, что Он дал – это не может быть сравнимо ни с чем. Не только в этой брахманде, в истории этой солнечной системы и вселенной, но в истории миллиардов и миллиардов вселенных, творения и уничтожения. Нечто столь высокое. Такой теизм. То, что дал Махапрабху. [санскрит, что-то вроде: но бхуто, но хришати]
Один человек сказал, что Сати, Савитри, Сита, Дамаянти и столь многие другие, Драупади высшие идеалы женщины сияют подобно звёздам в истории пуран. Ведическая культура здесь, на протяжении веков. Они сияют лучезарным светом, но когда Радхарани появляется, то все они бледнеют перед Ней. Все идеалы, все они становятся тенью. Все они – тени, в большей или меньшей степени, когда есть Радхарани, в сердце которой живёт такая любовь к Кришне. Всё творение, включая множество шастр, пураны, риши, всё остальное, все остальные, но рядом с Её личностью всё бледнеет.
Доктор Динешен сказал следующее, он сказал: «Через двери Брахма-вайварта-пураны, характер, природа, качества Радхарани вошли в мир ведической литературы. И все иные идеалы высшего достижения женщины, женского целомудрия и верности, то, что Веды дают, все они сходят на нет. Махапрабху пришёл в мир, чтобы дать это. Махапрабху – Кришна и Радхарани воедино». Ничего подобного не было дано миру прежде, в циклическом развитии творения и уничтожения. Мир не видел прежде подобного, то, что дал Махапрабху. Это удачливая кали-юга, эпоха везения. Умереть чтобы жить.
Глубина также обладает степенью. Степень глубины. Преданность Радхарани Кришне, ничто не может сравниться с этим. Самоотдание, самопожертвование, предание себя. То, что знают учёные-преданные, нет никакого сравнения. И, соответственно, только спутники Кришны, сакхи (слуги), ватсалья (мать, отец) – все они являют высочайшую степень самопожертвования и предания себя.
И это можно найти только в Кришна-лиле, в Сваям-Бхагаван-Кришна-лиле. Высочайший преданный Уддхав. Сам Кришна говорит о нём, что Брахма, Шива, Санкаршан, Лакшми, и, Кришна говорит: «Я Сам не так, дорог, дороги мне, как ты Мой любимый, Мой Уддхава». Кришна говорит: «Я считаю его более любимым и люблю его больше Себя Самого». И этот Уддхава говорит, что он желает родиться растением, травинкой во Вриндаване, говорит: «С тем, чтобы у меня был шанс прикоснуться к пыли, со стоп гопи Враджа - девушек Вриндавана». Для нас невозможно постичь какую высочайшую степень преданности являют они.
И это невозможно отрицать. Я сказал это одному пандиту из Мадраса. И он ничего не смог возразить. Этот пандит знает Бхагаватам наизусть, весь Бхагаватам, ему не нужна книга. Весь Бхагаватам заключён в его памяти. Такого пандита я встретил в Мамбалам. И когда я высказал эту идею, он ничего не смог сказать. Такое великое множество судей, последователей, знатоков ничего не могли сказать.
Что говорить о них, если Сам Кришна говорит: «Уддхав - столь любимый Мной преданный». И этот Уддхав говорит подобное. Как измерить? Когда мы измеряем расстояние от Земли до звёзд, мы пользуемся световыми годами. Здесь также есть такая градация. Шива, Брахма, Санкаршан, Лакшми, Уддхав и обитатели Враджа – ещё выше.