«Нароттам Дас Тхакур, Локанатх Дас Госвами и Вишванатх Чакраварти Тхакур». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Вриндаван Дхама, Индия




Russian

Песни, которые мы поем — большинство песен, — принадлежат перу Нароттама Тхакура и Бхактивинода Тхакура. Есть и другие песни… мы знаем, что Гуру Махарадж писал песни, и есть песни, написанные другими вайшнавами, например Говиндой Дасом…

Опять же, мы находимся рядом с самадхи Вишванатха Чакраварти Тхакура — мы поем его «Гурваштакам», но большинство наших песен написано Нароттамом и Бхактивинодом Тхакуром.

Мы знаем, что Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж был крайне непредсказуем в своих речах — в любой момент он мог сделать самое неожиданное утверждение. Однажды некий человек пришел к нему с просьбой о кришна-преме, божественной любви. Он сказал:

— Бабаджи Махарадж, я хочу обрести кришна-прему.

На что Бабаджи Махарадж спросил:

— У тебя есть пять рупий?

— Что?

— За пять рупий ты можешь купить кришна-прему.

Это утверждение звучит неким антитезисом тому, как сознание Кришны описывают преданные. Мы выступаем против торговли духовной субстанцией, так почему же парамахамса Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж делает подобное абсурдное заявление? «За пять рупий можно купить кришна-прему»? Бабаджи Махарадж имел в виду, что на базаре можно было купить две книги — «Према-бхакти-чандрику», а название другой я позабыл (альтернативный вариант — «Према-бхакти-чандрику» и «Прартхану» [обе написаны Шрилой Нароттамом Дасом Тхакуром]). Если у тебя есть две эти книги, у тебя есть все, что необходимо, чтобы обрести кришна-прему. В этих двух небольших книгах есть все. Шрила Гуру Махарадж объясняет: преимущественно песни Нароттама полны чувства. Опять же, что Гуру Махарадж имеет в виду под «чувством»? Мы выступаем против сентиментализма, но он говорит о другом. Он имеет в виду, что песни Нароттама — выражение высочайших божественных сантиментов, духовных эмоций. Поэтому эти песни предназначены для высочайшего круга освобожденных душ. Для тех, кто глубоко погружен в духовные реалии.

Мы, занимая низшее положение, пытаемся дать должную оценку высшим реалиям. Это последовательная линия мысли, которая красной нитью пронизывает все сознание Кришны: подлинную преданность можно распознать по тому, насколько человек счастлив, насколько высокую оценку он дает и какую любовь питает к самому «нижайшему» или «незначительному» аспекту этого явления [сознания Кришны].

Но Нароттам Тхакур очень милостив и также написал песни другой категории — предназначенные для неосвобожденных душ. С тем, чтобы благодаря этим песням они могли постепенно прогрессировать из своего нынешнего положения в направлении царства игр божественной любви Шри Шри Радхи-Кришны и Их спутников. В качестве примера можно привести пару строк из песни, относящейся к такой категории:

          хари хари! бипхоле джанама гойа̄ину
мануш̣йа-джанама па̄ийа̄, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а на̄ бхаджийа̄,
               джа̄нийа̄ ш́унийа̄ биш̣а кха̄ину

[«Господь Хари, я напрасно прожил жизнь! Обретя человеческое рождение, но не поклоняясь Радхе и Кришне, я сознательно пил яд» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Ишта-деве вигьяпти», 1).]

Прекрасно, в двух строках, сказано: «Теперь, когда я родился человеком». Опять же, посмотрите, насколько емко в его песнях представлены очень глубокие истины.

«Падма-пурана» содержит пространные описания того, как живое существо (душа, джива) постепенно эволюционирует, переходя из одной формы жизни в другую, пока не достигает человеческой формы жизни. Нароттам же говорит: мануш̣йа-джанама па̄ийа̄ — «Теперь, когда я родился человеком». Для чего предназначена человеческая форма жизни? «Веданта[-сутра]» говорит: атха̄то брахма джиджн̃а̄са̄. Для духовного поиска. И что я делаю? Каков высочайший духовный поиск? Гуру Махарадж отвечает: кришна-анусандхан. Подразумевается, что мы — духовные живые существа, это азы духовной культуры. Понимание того, что ты — живое существо, наделенное сознанием, и в настоящее время ты заключен в тело и окружен обстоятельствами или реалиями, порожденными кармой. Ману говорит, что мы «облачены в свою карму». Тело — кармическая «одежда» души. Это понятно. «Но что я делаю? — спрашивает он [Шрила Нароттам Дас Тхакур]. — Я не вовлечен в духовный поиск, не говоря уже о духовном поиске высочайшего типа — о культивировании сознания игр Радхи-Кришны: ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а на̄ бхаджийа̄. Я обрел этот шанс культивировать сознание Кришны, но я им не воспользовался: джа̄нийа̄ ш́унийа̄ биш̣а кха̄ину — „родившись человеком, я сознательно пил яд“». Сознательно. И мы все это знаем. Особенно любой, кто пользуется интернетом, знает, что такое «сознательно пить яд». Правильно? Но такова вся жизнь в материальном мире. Где-то глубоко внутри нас есть некое начало, которое знает, что то, чем мы занимаемся, не питает нашу душу. Это не есть духовный поиск, даже на самом элементарном его уровне, не говоря уже о высотах такого поиска. Почему я об этом говорю? Потому что все эти истины заключены всего в двух строках. Веды, Пураны, «Ману-смрити» — все, что мы хотим знать, он [Шрила Нароттам Дас Тхакур] облек в форму двух строк, которые можно петь и танцевать под звук этого пения.




←  «День ухода Нароттама Даса Тхакура». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж и Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 11 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· Парикрама. День третий. 2 ноября 2023 года. Говардхан, Индия  →


Russian

Песни, которые мы поем — большинство песен, — принадлежат перу Нароттама Тхакура и Бхактивинода Тхакура. Есть и другие песни… мы знаем, что Гуру Махарадж писал песни, и есть песни, написанные другими вайшнавами, например Говиндой Дасом…

Опять же, мы находимся рядом с самадхи Вишванатха Чакраварти Тхакура — мы поем его «Гурваштакам», но большинство наших песен написано Нароттамом и Бхактивинодом Тхакуром.

Мы знаем, что Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж был крайне непредсказуем в своих речах — в любой момент он мог сделать самое неожиданное утверждение. Однажды некий человек пришел к нему с просьбой о кришна-преме, божественной любви. Он сказал:

— Бабаджи Махарадж, я хочу обрести кришна-прему.

На что Бабаджи Махарадж спросил:

— У тебя есть пять рупий?

— Что?

— За пять рупий ты можешь купить кришна-прему.

Это утверждение звучит неким антитезисом тому, как сознание Кришны описывают преданные. Мы выступаем против торговли духовной субстанцией, так почему же парамахамса Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж делает подобное абсурдное заявление? «За пять рупий можно купить кришна-прему»? Бабаджи Махарадж имел в виду, что на базаре можно было купить две книги — «Према-бхакти-чандрику», а название другой я позабыл (альтернативный вариант — «Према-бхакти-чандрику» и «Прартхану» [обе написаны Шрилой Нароттамом Дасом Тхакуром]). Если у тебя есть две эти книги, у тебя есть все, что необходимо, чтобы обрести кришна-прему. В этих двух небольших книгах есть все. Шрила Гуру Махарадж объясняет: преимущественно песни Нароттама полны чувства. Опять же, что Гуру Махарадж имеет в виду под «чувством»? Мы выступаем против сентиментализма, но он говорит о другом. Он имеет в виду, что песни Нароттама — выражение высочайших божественных сантиментов, духовных эмоций. Поэтому эти песни предназначены для высочайшего круга освобожденных душ. Для тех, кто глубоко погружен в духовные реалии.

Мы, занимая низшее положение, пытаемся дать должную оценку высшим реалиям. Это последовательная линия мысли, которая красной нитью пронизывает все сознание Кришны: подлинную преданность можно распознать по тому, насколько человек счастлив, насколько высокую оценку он дает и какую любовь питает к самому «нижайшему» или «незначительному» аспекту этого явления [сознания Кришны].

Но Нароттам Тхакур очень милостив и также написал песни другой категории — предназначенные для неосвобожденных душ. С тем, чтобы благодаря этим песням они могли постепенно прогрессировать из своего нынешнего положения в направлении царства игр божественной любви Шри Шри Радхи-Кришны и Их спутников. В качестве примера можно привести пару строк из песни, относящейся к такой категории:

          хари хари! бипхоле джанама гойа̄ину
мануш̣йа-джанама па̄ийа̄, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а на̄ бхаджийа̄,
               джа̄нийа̄ ш́унийа̄ биш̣а кха̄ину

[«Господь Хари, я напрасно прожил жизнь! Обретя человеческое рождение, но не поклоняясь Радхе и Кришне, я сознательно пил яд» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Ишта-деве вигьяпти», 1).]

Прекрасно, в двух строках, сказано: «Теперь, когда я родился человеком». Опять же, посмотрите, насколько емко в его песнях представлены очень глубокие истины.

«Падма-пурана» содержит пространные описания того, как живое существо (душа, джива) постепенно эволюционирует, переходя из одной формы жизни в другую, пока не достигает человеческой формы жизни. Нароттам же говорит: мануш̣йа-джанама па̄ийа̄ — «Теперь, когда я родился человеком». Для чего предназначена человеческая форма жизни? «Веданта[-сутра]» говорит: атха̄то брахма джиджн̃а̄са̄. Для духовного поиска. И что я делаю? Каков высочайший духовный поиск? Гуру Махарадж отвечает: кришна-анусандхан. Подразумевается, что мы — духовные живые существа, это азы духовной культуры. Понимание того, что ты — живое существо, наделенное сознанием, и в настоящее время ты заключен в тело и окружен обстоятельствами или реалиями, порожденными кармой. Ману говорит, что мы «облачены в свою карму». Тело — кармическая «одежда» души. Это понятно. «Но что я делаю? — спрашивает он [Шрила Нароттам Дас Тхакур]. — Я не вовлечен в духовный поиск, не говоря уже о духовном поиске высочайшего типа — о культивировании сознания игр Радхи-Кришны: ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а на̄ бхаджийа̄. Я обрел этот шанс культивировать сознание Кришны, но я им не воспользовался: джа̄нийа̄ ш́унийа̄ биш̣а кха̄ину — „родившись человеком, я сознательно пил яд“». Сознательно. И мы все это знаем. Особенно любой, кто пользуется интернетом, знает, что такое «сознательно пить яд». Правильно? Но такова вся жизнь в материальном мире. Где-то глубоко внутри нас есть некое начало, которое знает, что то, чем мы занимаемся, не питает нашу душу. Это не есть духовный поиск, даже на самом элементарном его уровне, не говоря уже о высотах такого поиска. Почему я об этом говорю? Потому что все эти истины заключены всего в двух строках. Веды, Пураны, «Ману-смрити» — все, что мы хотим знать, он [Шрила Нароттам Дас Тхакур] облек в форму двух строк, которые можно петь и танцевать под звук этого пения.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования