«Некоторые положения карма-йоги в Гите». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 14 апреля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Некоторые положения карма-йоги в Гите

(14 апреля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Преданный: В Бхагавад-гите Кришна говорит, что вначале Он открыл эту [духовную] науку богу солнца. А разве Он не наставил в этой науке первым Брахму? Разве Брахма не был первым?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет. Вайвасвата — сын Брахмы. Вайвасвата — значит Сурья.

#00:00:26#

имам̇ вивасвате йогам̇,
проктава̄н ахам авйайам
вивасва̄н манаве пра̄ха…[1]

Вайвасвата Ману. Сын Вивасвана был Ману. Первый Ману, который написал «Ману-самхиту», [дал людям] дхарму варнашрамы.

#00:00:53#

имам̇ вивасвате йогам̇
проктава̄н ахам авйайам
вивасва̄н манаве пра̄ха
манур икш
̣ва̄каве ’бравӣт

…са ка̄ленеха махата̄,
його наш
̣т̣ах̣ парантапа[2]

[Господь Кришна сказал:] «С течением времени это [духовное] знание пришло в упадок (или исчезло), и Я вновь повторяю (или открываю) это знание тебе».

Преданный: А первое сотворенное существо, которое обрело от Кришны трансцендентное знание, — то был Брахма?

#00:01:29#

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

…тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе…[3]

Как вдохновение Он [Господь Кришна] открыл, явил все Брахме. А с Вайвасватой Он разговаривал в одном из Своих образов. Вы можете посмотреть тику (комментарий) [к Бхагавад-гите]: там сказано, в каком именно образе Он разговаривал с Вивасваном. Я не помню.

#00:02:06#

имам̇ вивасвате йогам̇
проктава̄н ахам…

имам̇ вивасвате йогам̇
проктава̄н ахам авйайам…

Преданный: Комментарий Баладева Видьябхушана?

Шрила Шридхар Махарадж: Я не могу сказать точно. Самая подробная тика (комментарий) [к Бхагавад-гите] — Вишванатха Чакраварти[4].

#00:02:29#

…вивасва̄н манаве пра̄ха
манур икш
̣ва̄каве ’бравӣт

…са ка̄ленеха махата̄,
його наш
̣т̣ах̣ парантапа

Это карма-йога: делай, действуй, но не будь привязан к результату, к следствию. Выполняй, делай те или иные вещи в качестве своего долга.

#00:02:53#

карман̣й эва̄дхика̄рас те
ма̄ пхалеш
̣у када̄чана
ма̄ карма-пхала-хетур бхӯр
ма̄ те сан̇го ’ств акарман
̣и[5]

[Господь Кришна говорит:] «Действуй в качестве долга, никогда не отвергай долг и не заботься о последствиях, поскольку результаты, следствия [твоей деятельности] принадлежат Мне. Ты — часть [Целого], а следствия зависят не от маленькой частицы, выполняющей долг, но от Целого, от всего мироздания, поэтому они принадлежат Мне. Результаты Мои, а долг — твой, частичный долг, ты должен совершать его. Желать, думать, что скромное выполнение долга породит результат, — это заблуждение, поскольку результат есть совокупность усилий многих частей. Поэтому результат предоставь Мне. Карман̣й эва̄дхика̄рас те ма̄ пхалеш̣у када̄чана. Результат всегда Мой».

#00:04:08#

бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇,
сарва-лока-махеш
́варам
сухр
̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇…[6]

«Я, — говорит Он, — карма-пхалам̇ ш́рӣ кр̣ш̣н̣а̄йа самарпитам̇ асту».

#00:04:20#

йат карош̣и йад аш́на̄си,
йадж джухош
̣и дада̄си йат
йат тапасйаси каунтейа,
тат куруш
̣ва мад арпан̣ам[7]

Делай, действуй, а результаты предоставь Безграничному, и тогда ты не будешь затронут [нежелательными последствиями твоей деятельности].

[Конец части С и начало части D]

#00:04:41#

Страдание вызвано ожиданием в отношении долга, следует оставить ожидания. Но в то же время не отказывайся от выполнения долга, своей части [того, что тебе суждено выполнить]. Ты должен выполнять долг — это карма-йога. Делай все в качестве долга, не стремись к каким бы то ни было результатам этого. Результаты придут, старайся быть удовлетворенным этим — это карма-йога.

#00:05:22#

…тайос ту карма-саннйа̄са̄т,
карма-його виш
́иш̣йате

саннйа̄сах̣ карма-йогаш́ ча,
них
̣ш́рейаса-кара̄в убхау
тайос ту карма-саннйа̄са̄т,
карма-його виш
́иш̣йате[8]

Если ты оставишь выполнение внешнего долга, то ты окажешься в проигравших — во многих отношениях.

#00:05:40#

…ш́арӣра-йа̄тра̄пи ча те
на прасиддхйед акарман
̣ах̣[9]

[Господь Кришна говорит:] «Твоей жизни будет угрожать опасность, если ты полностью исключишь карму из своей программы. Не исключай карму. Это не означает, что ты будешь вовлечен в викарму. Делай то, что в целом предписано в шастрах, поступай соответствующим образом и никогда не стремись к результатам. Результаты, плоды предоставь Мне».

#00:06:21#

ахам̇ хи сарва-йаджн̃а̄на̄м̇
бхокта̄ ча прабхур эва ча…[10]

Предоставь их [последствия твоих действий] Безграничному.

Харе Кришна!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Имам̇ вивасвате йогам̇, проктава̄н ахам авйайам / вивасва̄н манаве пра̄ха, манур икш̣ва̄каве ’бравӣт — [Господь Кришна сказал:] «На заре творения Я открыл науку йоги, существующую вечно, богу солнца Вивасвану. Он передал ее своему сыну Ману (одному из прародителей человечества), а тот передал ее своему сыну Икшваку (первому царю и основателю Солнечной династии на Земле)» (Бхагавад-гита, 4.1).

2  Эвам̇ парампара̄-пра̄птам, имам̇ ра̄джарш̣айо видух̣ / са ка̄ленеха махата̄, його наш̣т̣ах̣ парантапа — [Господь Кришна сказал:] «О победитель врагов! Великие раджа-риши (праведные цари) познали эту йогу, открытую им через духовную преемственность учителей. Но по прошествии времени это знание было утрачено (Бхагавад-гита, 4.2).

3  См. «Шримад-Бхагаватам», 1.1.1.

4  Комментарий к Бхагавад-гите Шрилы Баладева Видьябхушана называется «Гита-бхушана», а комментарий Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура — «Сарартха-варшини-тика».

5  «Следует выполнять свой долг бескорыстно, без желания личной выгоды. Ты не должен действовать, желая насладиться плодами своего труда. Но знание о том, что плоды деятельности не принадлежат тебе, не дает тебе права пренебрегать своими обязанностями» (Бхагавад-гита, 2.47).

6  Бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам / сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇, джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати — [Господь Кришна говорит:] «Знай, что Я — цель всех жертвоприношений и аскез, Я — владыка всех миров. Более того, Я друг и благожелатель каждого, и тот, кто постиг это, обретает подлинное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29).

7  Господь Кришна сказал Арджуне: «Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ни отдавал и, какую бы тапасью ни совершал, делай это, о сын Кунти, как подношение Мне» (Бхагавад-гита, 9.27).

8  «Как путь отречения от деятельности, так и путь бескорыстных деяний благоприятны, однако бескорыстная деятельность выше» (Бхагавад-гита, 5.2).

9  Нийатам̇ куру карма твам̇, карма джйа̄йо хй акарман̣ах̣ / ш́арӣра-йа̄тра̄пи ча те, на прасиддхйед акарман̣ах̣ — «Исполняй предписанный тебе долг, ибо это лучше бездействия. Ведь без труда невозможно даже поддерживать свое физическое тело» (Бхагавад-гита, 3.8).

10  Ахам̇ хи сарва-йаджн̃а̄на̄м̇, бхокта̄ ча прабхур эва ча / на ту ма̄м абхиджа̄нанти, таттвена̄таш́ чйаванти те — «Я единственный владыка всех жертвоприношений, и Я один наслаждаюсь их плодами. Те, кто не сознает этой истины обо Мне, неизбежно падают в пучину рождений и смертей» (Бхагавад-гита, 9.24).




←  Харинама в Санкт-Петербурге. 16 июля 2023 года ·• Архив новостей •· «Учение о карме, викарме и акарме в Бхагавад-гите и „Шримад-Бхагаватам“». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 18 июля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Некоторые положения карма-йоги в Гите

(14 апреля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Преданный: В Бхагавад-гите Кришна говорит, что вначале Он открыл эту [духовную] науку богу солнца. А разве Он не наставил в этой науке первым Брахму? Разве Брахма не был первым?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет. Вайвасвата — сын Брахмы. Вайвасвата — значит Сурья.

#00:00:26#

имам̇ вивасвате йогам̇,
проктава̄н ахам авйайам
вивасва̄н манаве пра̄ха…[1]

Вайвасвата Ману. Сын Вивасвана был Ману. Первый Ману, который написал «Ману-самхиту», [дал людям] дхарму варнашрамы.

#00:00:53#

имам̇ вивасвате йогам̇
проктава̄н ахам авйайам
вивасва̄н манаве пра̄ха
манур икш
̣ва̄каве ’бравӣт

…са ка̄ленеха махата̄,
його наш
̣т̣ах̣ парантапа[2]

[Господь Кришна сказал:] «С течением времени это [духовное] знание пришло в упадок (или исчезло), и Я вновь повторяю (или открываю) это знание тебе».

Преданный: А первое сотворенное существо, которое обрело от Кришны трансцендентное знание, — то был Брахма?

#00:01:29#

Шрила Шридхар Махарадж: Да.

…тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе…[3]

Как вдохновение Он [Господь Кришна] открыл, явил все Брахме. А с Вайвасватой Он разговаривал в одном из Своих образов. Вы можете посмотреть тику (комментарий) [к Бхагавад-гите]: там сказано, в каком именно образе Он разговаривал с Вивасваном. Я не помню.

#00:02:06#

имам̇ вивасвате йогам̇
проктава̄н ахам…

имам̇ вивасвате йогам̇
проктава̄н ахам авйайам…

Преданный: Комментарий Баладева Видьябхушана?

Шрила Шридхар Махарадж: Я не могу сказать точно. Самая подробная тика (комментарий) [к Бхагавад-гите] — Вишванатха Чакраварти[4].

#00:02:29#

…вивасва̄н манаве пра̄ха
манур икш
̣ва̄каве ’бравӣт

…са ка̄ленеха махата̄,
його наш
̣т̣ах̣ парантапа

Это карма-йога: делай, действуй, но не будь привязан к результату, к следствию. Выполняй, делай те или иные вещи в качестве своего долга.

#00:02:53#

карман̣й эва̄дхика̄рас те
ма̄ пхалеш
̣у када̄чана
ма̄ карма-пхала-хетур бхӯр
ма̄ те сан̇го ’ств акарман
̣и[5]

[Господь Кришна говорит:] «Действуй в качестве долга, никогда не отвергай долг и не заботься о последствиях, поскольку результаты, следствия [твоей деятельности] принадлежат Мне. Ты — часть [Целого], а следствия зависят не от маленькой частицы, выполняющей долг, но от Целого, от всего мироздания, поэтому они принадлежат Мне. Результаты Мои, а долг — твой, частичный долг, ты должен совершать его. Желать, думать, что скромное выполнение долга породит результат, — это заблуждение, поскольку результат есть совокупность усилий многих частей. Поэтому результат предоставь Мне. Карман̣й эва̄дхика̄рас те ма̄ пхалеш̣у када̄чана. Результат всегда Мой».

#00:04:08#

бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇,
сарва-лока-махеш
́варам
сухр
̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇…[6]

«Я, — говорит Он, — карма-пхалам̇ ш́рӣ кр̣ш̣н̣а̄йа самарпитам̇ асту».

#00:04:20#

йат карош̣и йад аш́на̄си,
йадж джухош
̣и дада̄си йат
йат тапасйаси каунтейа,
тат куруш
̣ва мад арпан̣ам[7]

Делай, действуй, а результаты предоставь Безграничному, и тогда ты не будешь затронут [нежелательными последствиями твоей деятельности].

[Конец части С и начало части D]

#00:04:41#

Страдание вызвано ожиданием в отношении долга, следует оставить ожидания. Но в то же время не отказывайся от выполнения долга, своей части [того, что тебе суждено выполнить]. Ты должен выполнять долг — это карма-йога. Делай все в качестве долга, не стремись к каким бы то ни было результатам этого. Результаты придут, старайся быть удовлетворенным этим — это карма-йога.

#00:05:22#

…тайос ту карма-саннйа̄са̄т,
карма-його виш
́иш̣йате

саннйа̄сах̣ карма-йогаш́ ча,
них
̣ш́рейаса-кара̄в убхау
тайос ту карма-саннйа̄са̄т,
карма-його виш
́иш̣йате[8]

Если ты оставишь выполнение внешнего долга, то ты окажешься в проигравших — во многих отношениях.

#00:05:40#

…ш́арӣра-йа̄тра̄пи ча те
на прасиддхйед акарман
̣ах̣[9]

[Господь Кришна говорит:] «Твоей жизни будет угрожать опасность, если ты полностью исключишь карму из своей программы. Не исключай карму. Это не означает, что ты будешь вовлечен в викарму. Делай то, что в целом предписано в шастрах, поступай соответствующим образом и никогда не стремись к результатам. Результаты, плоды предоставь Мне».

#00:06:21#

ахам̇ хи сарва-йаджн̃а̄на̄м̇
бхокта̄ ча прабхур эва ча…[10]

Предоставь их [последствия твоих действий] Безграничному.

Харе Кришна!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Имам̇ вивасвате йогам̇, проктава̄н ахам авйайам / вивасва̄н манаве пра̄ха, манур икш̣ва̄каве ’бравӣт — [Господь Кришна сказал:] «На заре творения Я открыл науку йоги, существующую вечно, богу солнца Вивасвану. Он передал ее своему сыну Ману (одному из прародителей человечества), а тот передал ее своему сыну Икшваку (первому царю и основателю Солнечной династии на Земле)» (Бхагавад-гита, 4.1).

[2] Эвам̇ парампара̄-пра̄птам, имам̇ ра̄джарш̣айо видух̣ / са ка̄ленеха махата̄, його наш̣т̣ах̣ парантапа — [Господь Кришна сказал:] «О победитель врагов! Великие раджа-риши (праведные цари) познали эту йогу, открытую им через духовную преемственность учителей. Но по прошествии времени это знание было утрачено (Бхагавад-гита, 4.2).

[3] См. «Шримад-Бхагаватам», 1.1.1.

[4] Комментарий к Бхагавад-гите Шрилы Баладева Видьябхушана называется «Гита-бхушана», а комментарий Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура — «Сарартха-варшини-тика».

[5] «Следует выполнять свой долг бескорыстно, без желания личной выгоды. Ты не должен действовать, желая насладиться плодами своего труда. Но знание о том, что плоды деятельности не принадлежат тебе, не дает тебе права пренебрегать своими обязанностями» (Бхагавад-гита, 2.47).

[6] Бхокта̄рам̇ йаджн̃а-тапаса̄м̇, сарва-лока-махеш́варам / сухр̣дам̇ сарва-бхӯта̄на̄м̇, джн̃а̄тва̄ ма̄м̇ ш́а̄нтим р̣ччхати — [Господь Кришна говорит:] «Знай, что Я — цель всех жертвоприношений и аскез, Я — владыка всех миров. Более того, Я друг и благожелатель каждого, и тот, кто постиг это, обретает подлинное умиротворение» (Бхагавад-гита, 5.29).

[7] Господь Кришна сказал Арджуне: «Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ни отдавал и, какую бы тапасью ни совершал, делай это, о сын Кунти, как подношение Мне» (Бхагавад-гита, 9.27).

[8] «Как путь отречения от деятельности, так и путь бескорыстных деяний благоприятны, однако бескорыстная деятельность выше» (Бхагавад-гита, 5.2).

[9] Нийатам̇ куру карма твам̇, карма джйа̄йо хй акарман̣ах̣ / ш́арӣра-йа̄тра̄пи ча те, на прасиддхйед акарман̣ах̣ — «Исполняй предписанный тебе долг, ибо это лучше бездействия. Ведь без труда невозможно даже поддерживать свое физическое тело» (Бхагавад-гита, 3.8).

[10] Ахам̇ хи сарва-йаджн̃а̄на̄м̇, бхокта̄ ча прабхур эва ча / на ту ма̄м абхиджа̄нанти, таттвена̄таш́ чйаванти те — «Я единственный владыка всех жертвоприношений, и Я один наслаждаюсь их плодами. Те, кто не сознает этой истины обо Мне, неизбежно падают в пучину рождений и смертей» (Бхагавад-гита, 9.24).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования