«Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 17. Распознание истины». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж


Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.



Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

17. Распознание истины

 

Рассматривать мир
с точки зрения пользы для души

Бхактивинод Тхакур — великий вайшнавский святой, мистик и наставник, написал книгу «Распознание истины». Суть ее такова: душа вечна — сат, чит — исполнена сознания, ананда — пребывает в поиске вечного блаженства. Если научиться рассматривать этот мир с точки зрения пользы для души, то мы сможем легко продвигаться по духовному пути. Наоборот, если мы будем принимать ложные и временные объекты за наши вечные цели, то нас ждет фиаско. Например, животрепещущая тема — деньги. Материалистам деньги нужны, чтобы получать наслаждения и окружать себя комфортом. Но для того, кто встал на путь самоосознания, деньги приобретают другой смысл. Преданному деньги нужны для саморазвития. Мы не сможем исчезнуть из современного мира, где финансы решают многие задачи. Но, правильно расставив приоритеты, обнаружим, что деньги не находятся на первом месте.

Без духовного знания
человек очарован поверхностными вещами

Нужно понять, что мы живем в мире рекламы, где нам постоянно пытаются что-то продать. Реклама тонко воздействует на психику. В каких-то случаях она должна включить внутренние инстинкты голода, влечения к противоположному полу, чувства собственного достоинства и т. д. Реклама задевает наши внутренние струны. Например, сигареты «Мальборо» представлял ковбой: красивый, сильный мужчина на коне с лассо, а не прокуренный, кашляющий кровью, больной человек. В этом мире с помощью красочной упаковки можно продать даже яд. Поэтому все хотят захватить внимание потребителя, предлагая ему разные идеи от самолюбования до патриотизма. Но, только вооружившись знанием священных писаний, изучая философию вечного бытия, концепции души и Бога, человек по-настоящему сможет разобраться в том, что хорошо и что плохо. Это объясняется в Бхагавад-гите, в главах про божественные и демонические натуры и три состояния материальной природы.

Подлинный и внешний долг

Правильная мотивация, коррекция себя, следование наставнику и священным писаниям — это не что иное, как исполнение нашего предназначения. Помимо нашего внутреннего долга служения Господу, есть и внешний долг — обязанности перед страной, семьей, обществом. Такая деятельность принесет благо, если мы будем осознавать, что это также часть нашего духовного долга. Но чем глубже мы будем погружаться в духовное сознание, тем больше внешний долг будет терять свое значение. Федеральный закон выше муниципального. А вселенский закон занимает высочайшее положение. Поэтому тот, кто следует вселенскому закону, автоматически исполняет все виды долга. В основе такого мышления — отказ от собственнического эгоистического бытия, которое является преломлением света души в физическом «кристалле» тела. Бхагавад-гита и святые призывают нас отказаться от частного собственнического интереса и принять принцип служения Абсолюту, в благе которого заключается наше благо.

Эго препятствует достижению гармонии

Важным фактором распознавания истины выступает наше эго. Говоря «я наслаждающийся, все ради меня», мы противопоставляем свое эго принципам абсолютной гармонии. В небесном оркестре у каждого из нас маленькая партия, но музыка будет рождаться только тогда, когда каждый будет играть под руководством Дирижера. В басне Крылова «Квартет» звери хотели стать музыкантами, и каждый думал, что его партия самая важная. Устроив какофонию, они стали пытаться исправить ситуацию, пересаживаясь с места на место. Но отсутствие дирижера, нот и понимания того, что музыка — это гармоничное действие, где каждая партия должна занимать свое место, не позволило им стать великими музыкантами. Проецируя мораль этой басни в духовную плоскость, можно заключить: только тот, кто осознает божественный замысел и желает занять в нем гармоничное положение, достоин обрести духовное видение.

На что обращено наше внимание?

Огромные корпорации, такие как «Google» и «Facebook» зарабатывают миллиарды на нашем внимании, стараясь максимально удерживать его в социальных сетях, в интернете. Привлекая внимание к себе, они создают огромные финансовые империи. Поэтому наше внимание бесценно. Для медиа-холдингов наша концентрация на них — это миллиарды прибыли. Но для духовных людей правильно сфокусированное внимание — это шаг к вечности и бессмертию.

Нужно делать выбор: тратить свое внимание ради заработка других или посвятить его обретению истинного блага, поиска себя и Бога. Опять же, никто не мешает нам использовать средства коммуникации для духовного развития и превратить их в мощный инструмент распространения духовных идей. Но мы должны с большой осторожностью относиться к потоку информации, приходящему из внешнего мира, в то время, когда мир борется за наше внимание.

Инстинкты и идеалы.
Герои и обыватели

В современном западном мире было немало так называемых мудрецов, которые пытались представить обществу новую модель бытия. Например, Фрейд полагал, что миром управляют инстинкты, такие как сексуальное влечение, страхи, комплексы и так далее. Безусловно, инстинкты играют важную роль в жизни. Самосохранение, стремление к продолжению рода, потребность в еде и сне — основа матрицы выживания, а для примитивно мыслящих людей их удовлетворение становится главным фактором благополучия. Но, тем не менее, настоящие герои способны превзойти инстинкты и пожертвовать собой ради любви или поиска истины.

Западная психология по-прежнему продолжает ориентироваться на низшую природу. Существует множество представлений, основанных на эгоистическом и потребительском отношении к окружающему миру. Отсюда появляются такие слоганы, как: «после нас хоть потоп», «живи здесь и сейчас», «научись любить себя», «кто был никем, тот станет всем». Все эти социальные лозунги не более чем попытка задеть нас за живое и занять служением этой идее. Но подлинное удовлетворение не обрести таким путем. Каждый человек по своей природе хочет проявлять лучшие качества, выйти из-под контроля инстинктов в измерение идеалов.

Для чего нужны чувства?

В этой связи Шридхар Махарадж выдвигает такую концепцию: «Свобода от чувств или свобода для чувств?» Западная цивилизация боготворит свободу, но, получая желаемое, человек нередко пытается злоупотребить ей. Прилежный ребенок, дождавшись, когда его строгие родители уйдут в гости, может начать самые буйные игры. Такова «свобода для чувств», где порочные страсти — причина деградации. Гуру Махарадж объяснял: подлинная свобода — значит возвыситься над низменным началом и применить свои чувства для их подлинного предназначения — поиска божественной любви.

Это главный вопрос «Шримад-Бхагаватам», где царь Парикшит обращается к святому Шукадеву с вопросом: «Кажется, что чувства сбивают нас с пути духовного возвышения. Неужели в этом их единственный смысл?» Но мудрец убеждает его, что на самом деле чувства предназначены для переживания божественной любви. Необходимо очистить их в практике самоосознания. И тогда пробуждающиеся духовные чувства сослужат душе великую службу, награждая ее высочайшей любовью к Кришне.

Измени сознание —
и окружающий мир изменится

Таким образом, проблема не в мире, а в нас. Гуру Махарадж говорил: «Окружающий мир — наш друг. Нет необходимости обвинять окружающих и искать в них несовершенства». Мир вокруг нас сотворен нашими помыслами и поступками. Когда мы изменим сознание, мир изменится. Трудности позволяют сконцентрироваться при их преодолении.

В фильме «Жизнь Пи» мальчик оказался в лодке с тигром посреди океана. Его жизненные обстоятельства казались невыносимыми. Чтобы не быть съеденным, вначале он кормил тигра, а потом добывал пищу для себя. В некотором смысле наше путешествие по морю жизни — это путь в лодке с тигром. И подобное положение дел нам во благо.

Как доказывает опыт автора, многие мечтают о духовной жизни. Но как только решаются материальные проблемы, которые побуждали их двигаться вперед, они становятся жертвами конформизма, впадают в самообман и перестают духовно развиваться.

Две стратегии духовной жизни

Для большинства людей духовная жизнь — это постепенный заход в воду, где каждый шаг подтвержден внутренней уверенностью. Но некоторые могут рисковать и прыгать в воду сразу. Успех такого начинания зависит от уровня духовного общения и реализации души. Как утверждают знатоки писаний, если в этой жизни человек практикует бхакти, то связь с ней присутствовала в прошлых жизнях и сохранится в будущих.

Бескорыстное служение Господу
как высший долг

Итак, мы обязаны стремиться к познанию истины как внутри самих себя, так и вовне. Для этого лучшими друзьями станут Гуру, садху, шастры. Изучая жизнь святых, мы увидим, что так же, как и мы, они проходили через трудности, сомнения, но преодолевали все с помощью веры и милости свыше. Не стоит ожидать легких побед на пути праведника. Неверно также считать, что нам все должны, поскольку мы решили стать хорошими. В «Махабхарате» сказано, что долг никому не должен, но все должны долгу. Наш высший долг — служение Господу. Когда мы начнем совершать его чистосердечно, без ожидания наград, глубокое внутреннее удовлетворение посетит нас и подтвердит правильность пути.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)




←  «Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 16. Душа, ее покровы и уровни сознания». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж ·• Архив новостей •· «Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 18. Практическое руководство к действию». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
 →

Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.



Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

17. Распознание истины

 

Рассматривать мир
с точки зрения пользы для души

Бхактивинод Тхакур — великий вайшнавский святой, мистик и наставник, написал книгу «Распознание истины». Суть ее такова: душа вечна — сат, чит — исполнена сознания, ананда — пребывает в поиске вечного блаженства. Если научиться рассматривать этот мир с точки зрения пользы для души, то мы сможем легко продвигаться по духовному пути. Наоборот, если мы будем принимать ложные и временные объекты за наши вечные цели, то нас ждет фиаско. Например, животрепещущая тема — деньги. Материалистам деньги нужны, чтобы получать наслаждения и окружать себя комфортом. Но для того, кто встал на путь самоосознания, деньги приобретают другой смысл. Преданному деньги нужны для саморазвития. Мы не сможем исчезнуть из современного мира, где финансы решают многие задачи. Но, правильно расставив приоритеты, обнаружим, что деньги не находятся на первом месте.

Без духовного знания
человек очарован поверхностными вещами

Нужно понять, что мы живем в мире рекламы, где нам постоянно пытаются что-то продать. Реклама тонко воздействует на психику. В каких-то случаях она должна включить внутренние инстинкты голода, влечения к противоположному полу, чувства собственного достоинства и т. д. Реклама задевает наши внутренние струны. Например, сигареты «Мальборо» представлял ковбой: красивый, сильный мужчина на коне с лассо, а не прокуренный, кашляющий кровью, больной человек. В этом мире с помощью красочной упаковки можно продать даже яд. Поэтому все хотят захватить внимание потребителя, предлагая ему разные идеи от самолюбования до патриотизма. Но, только вооружившись знанием священных писаний, изучая философию вечного бытия, концепции души и Бога, человек по-настоящему сможет разобраться в том, что хорошо и что плохо. Это объясняется в Бхагавад-гите, в главах про божественные и демонические натуры и три состояния материальной природы.

Подлинный и внешний долг

Правильная мотивация, коррекция себя, следование наставнику и священным писаниям — это не что иное, как исполнение нашего предназначения. Помимо нашего внутреннего долга служения Господу, есть и внешний долг — обязанности перед страной, семьей, обществом. Такая деятельность принесет благо, если мы будем осознавать, что это также часть нашего духовного долга. Но чем глубже мы будем погружаться в духовное сознание, тем больше внешний долг будет терять свое значение. Федеральный закон выше муниципального. А вселенский закон занимает высочайшее положение. Поэтому тот, кто следует вселенскому закону, автоматически исполняет все виды долга. В основе такого мышления — отказ от собственнического эгоистического бытия, которое является преломлением света души в физическом «кристалле» тела. Бхагавад-гита и святые призывают нас отказаться от частного собственнического интереса и принять принцип служения Абсолюту, в благе которого заключается наше благо.

Эго препятствует достижению гармонии

Важным фактором распознавания истины выступает наше эго. Говоря «я наслаждающийся, все ради меня», мы противопоставляем свое эго принципам абсолютной гармонии. В небесном оркестре у каждого из нас маленькая партия, но музыка будет рождаться только тогда, когда каждый будет играть под руководством Дирижера. В басне Крылова «Квартет» звери хотели стать музыкантами, и каждый думал, что его партия самая важная. Устроив какофонию, они стали пытаться исправить ситуацию, пересаживаясь с места на место. Но отсутствие дирижера, нот и понимания того, что музыка — это гармоничное действие, где каждая партия должна занимать свое место, не позволило им стать великими музыкантами. Проецируя мораль этой басни в духовную плоскость, можно заключить: только тот, кто осознает божественный замысел и желает занять в нем гармоничное положение, достоин обрести духовное видение.

На что обращено наше внимание?

Огромные корпорации, такие как «Google» и «Facebook» зарабатывают миллиарды на нашем внимании, стараясь максимально удерживать его в социальных сетях, в интернете. Привлекая внимание к себе, они создают огромные финансовые империи. Поэтому наше внимание бесценно. Для медиа-холдингов наша концентрация на них — это миллиарды прибыли. Но для духовных людей правильно сфокусированное внимание — это шаг к вечности и бессмертию.

Нужно делать выбор: тратить свое внимание ради заработка других или посвятить его обретению истинного блага, поиска себя и Бога. Опять же, никто не мешает нам использовать средства коммуникации для духовного развития и превратить их в мощный инструмент распространения духовных идей. Но мы должны с большой осторожностью относиться к потоку информации, приходящему из внешнего мира, в то время, когда мир борется за наше внимание.

Инстинкты и идеалы.
Герои и обыватели

В современном западном мире было немало так называемых мудрецов, которые пытались представить обществу новую модель бытия. Например, Фрейд полагал, что миром управляют инстинкты, такие как сексуальное влечение, страхи, комплексы и так далее. Безусловно, инстинкты играют важную роль в жизни. Самосохранение, стремление к продолжению рода, потребность в еде и сне — основа матрицы выживания, а для примитивно мыслящих людей их удовлетворение становится главным фактором благополучия. Но, тем не менее, настоящие герои способны превзойти инстинкты и пожертвовать собой ради любви или поиска истины.

Западная психология по-прежнему продолжает ориентироваться на низшую природу. Существует множество представлений, основанных на эгоистическом и потребительском отношении к окружающему миру. Отсюда появляются такие слоганы, как: «после нас хоть потоп», «живи здесь и сейчас», «научись любить себя», «кто был никем, тот станет всем». Все эти социальные лозунги не более чем попытка задеть нас за живое и занять служением этой идее. Но подлинное удовлетворение не обрести таким путем. Каждый человек по своей природе хочет проявлять лучшие качества, выйти из-под контроля инстинктов в измерение идеалов.

Для чего нужны чувства?

В этой связи Шридхар Махарадж выдвигает такую концепцию: «Свобода от чувств или свобода для чувств?» Западная цивилизация боготворит свободу, но, получая желаемое, человек нередко пытается злоупотребить ей. Прилежный ребенок, дождавшись, когда его строгие родители уйдут в гости, может начать самые буйные игры. Такова «свобода для чувств», где порочные страсти — причина деградации. Гуру Махарадж объяснял: подлинная свобода — значит возвыситься над низменным началом и применить свои чувства для их подлинного предназначения — поиска божественной любви.

Это главный вопрос «Шримад-Бхагаватам», где царь Парикшит обращается к святому Шукадеву с вопросом: «Кажется, что чувства сбивают нас с пути духовного возвышения. Неужели в этом их единственный смысл?» Но мудрец убеждает его, что на самом деле чувства предназначены для переживания божественной любви. Необходимо очистить их в практике самоосознания. И тогда пробуждающиеся духовные чувства сослужат душе великую службу, награждая ее высочайшей любовью к Кришне.

Измени сознание —
и окружающий мир изменится

Таким образом, проблема не в мире, а в нас. Гуру Махарадж говорил: «Окружающий мир — наш друг. Нет необходимости обвинять окружающих и искать в них несовершенства». Мир вокруг нас сотворен нашими помыслами и поступками. Когда мы изменим сознание, мир изменится. Трудности позволяют сконцентрироваться при их преодолении.

В фильме «Жизнь Пи» мальчик оказался в лодке с тигром посреди океана. Его жизненные обстоятельства казались невыносимыми. Чтобы не быть съеденным, вначале он кормил тигра, а потом добывал пищу для себя. В некотором смысле наше путешествие по морю жизни — это путь в лодке с тигром. И подобное положение дел нам во благо.

Как доказывает опыт автора, многие мечтают о духовной жизни. Но как только решаются материальные проблемы, которые побуждали их двигаться вперед, они становятся жертвами конформизма, впадают в самообман и перестают духовно развиваться.

Две стратегии духовной жизни

Для большинства людей духовная жизнь — это постепенный заход в воду, где каждый шаг подтвержден внутренней уверенностью. Но некоторые могут рисковать и прыгать в воду сразу. Успех такого начинания зависит от уровня духовного общения и реализации души. Как утверждают знатоки писаний, если в этой жизни человек практикует бхакти, то связь с ней присутствовала в прошлых жизнях и сохранится в будущих.

Бескорыстное служение Господу
как высший долг

Итак, мы обязаны стремиться к познанию истины как внутри самих себя, так и вовне. Для этого лучшими друзьями станут Гуру, садху, шастры. Изучая жизнь святых, мы увидим, что так же, как и мы, они проходили через трудности, сомнения, но преодолевали все с помощью веры и милости свыше. Не стоит ожидать легких побед на пути праведника. Неверно также считать, что нам все должны, поскольку мы решили стать хорошими. В «Махабхарате» сказано, что долг никому не должен, но все должны долгу. Наш высший долг — служение Господу. Когда мы начнем совершать его чистосердечно, без ожидания наград, глубокое внутреннее удовлетворение посетит нас и подтвердит правильность пути.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования