«Вселенская волна». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 5 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия | “The Universal Wave.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 5 January 1983. Navadwip Dham, India


Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Вселенская волна

(5 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/vselenskaya-volna.html

Шрила Гуру Махарадж рассказывает о том, как следует почитать прасадам
и жить ради удовлетворения Господа.

 

Преданный почитает прасадам, а другие люди едят, будучи рабами языка или желудка. Почитать прасадам — значит чувствовать: «О! Кришна принял это подношение, и мне столь повезло — я вкушаю Его прасадам!» «Почитать прасадам» не значит есть, поглощать или глотать. Главное здесь — чувствовать: «Насколько же мне повезло, что я получаю этот прасадам, который был принят Кришной!» Естественным образом этому чувству сопутствует физическая сторона.

Ум преданного концентрируется не на внешней, физической стороне, но на почитании того, что было принято Господом. Однако обычные люди принимают в расчет лишь физический вкус. В этом состоит различие между ними, и это различие возникает, о каком бы аспекте жизни в преданности ни шла речь: один человек думает об удовлетворении Кришны, другой — об удовлетворении своих чувств. В обоих случаях физическая деятельность одна и та же.

Преданный приходит посмотреть на Божества и думает: «Насколько же прекрасны Кришна, Радхарани и Махапрабху, и Они явились в таком качестве, чтобы благословить людей». Другой же человек приходит с неким низменным намерением: «О, здесь есть многочисленные украшения. Я проберусь сюда ночью и похищу золотую корону и другие предметы». Оба смотрят на Божество. Таким образом, о чем бы ни шла речь, внутренняя оценка, угол зрения — самое важное. Сама по себе физическая деятельность не представляет особой ценности. Что бы мы ни делали, оценка нашей деятельности будет зависеть от характера того измерения, в котором мы взаимодействуем с определенным явлением.

В Бхагавад-гите сказано:

ра̄га-двеш̣а-вимуктаис ту виш̣айа̄н индрийаиш́ чаран
а̄тма-ваш́йаир видхейа̄тма̄ праса̄дам адхигаччхати

(Шримад Бхагавад-гита, 2.64)

«Преданный принимает внешние реалии и устанавливает с ними связь, но не делает это под давлением чувств. Он не является жертвой влечения или отвращения». Это — негативная сторона, а позитивная сторона состоит в том, что все, что преданный делает, направлено на удовлетворение Кришны.

Как только мы избавимся от негативной стороны, мы перестанем придавать значение боли и удовольствию, взаимодействуя с внешними явлениями; эти явления не смогут привязать нас к материальному миру. В Гите эти вопросы рассмотрены детально; Гита говорит, что не следует осуждать какую бы то ни было физическую активность: значение имеет не активность как таковая, а дух, в котором она совершается.

Вы можете заниматься чем угодно, однако не следует быть рабами низших целей. Занимайтесь той или иной деятельностью в виде исполнения долга и не будьте рабами плодов этой деятельности. Не будьте рабами удовольствия и боли, возникающих в процессе выполнения долга, рабами карма-пхалы [результатов действий]. Если вы сумеете достичь подобного состояния, тогда, даже если вы разрушите всю вселенную, то не будет действием вовсе, и вы не будете нести ни малейшей ответственности за содеянное.

хатва̄пи са има̐л лока̄н на ханти на нибадхйате

(Шримад Бхагавад-гита, 18.17)

Тот, кто ни в малейшей степени не очарован потерями или приобретениями в рамках осуществляемой им деятельности, не убивает и не сталкивается с последствиями убийства. Иначе говоря, такой человек пребывает и действует в измерении универсальной, вселенской волны. Он является не более чем инструментом, поскольку у него нет эгоистических целей или намерений. Тот, кто трудится, будучи свободен от эгоистических тенденций, танцует в универсальной волне; мы также можем сказать, что вселенская волна заставляет танцевать человека, который является просто орудием этой волны. Таким образом, необходимо прежде всего отказаться от негативной стороны, а затем принять участие в жизни позитивной стороны — сознательно делать что-то с целью удовлетворить Кришну, — и то будет нечто в высшей степени похвальное.




English

Śrīla Bhakti Rakṣak Śrīdhar Dev-Goswāmī Mahārāj 

The Universal Wave

(5 January 1983. Navadwip Dham, India)

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/the-universal-wave/

Śrīla Guru Mahārāj describes how to honour prasādam
and live for the satisfaction of the Lord.

 

A devotee honours prasādam and other persons eat as slaves of the tongue or belly. To honour prasādam is to feel, “Oh! Kṛṣṇa has taken this, and I am so fortunate to taste His prasādam!” To honour prasādam is not to eat, to devour, or to swallow. The main thing is to feel, “How fortunate I am to receive this prasādam which has been taken by Kṛṣṇa.” Automatically, the physical side also goes on.

The devotee’s mind is concentrated not on the thing that appears physically but on honouring what has been taken by the Lord. Ordinary people, however, consider only the physical taste. This is the difference between them, and this difference arises in every aspect of devotional life: one person thinks of Kṛṣṇa’s satisfaction, and the other seeks the satisfaction of their own senses. The physical activity is one and the same in both cases.

A devotee comes to look at the Deities and thinks, “How beautiful are Kṛṣṇa, Rādhārāṇī, and Mahāprabhu, and They have come to grace the people in this way.” The other comes with some malpurpose, “Oh, so many ornaments are here. I will come at night and take the gold crown and other things.” Both persons are looking at the Deity. So, in everything, the internal estimation is the most valuable thing, the angle of vision. Mere physical activity does not have much value. In whatever we do, the plane of our approach is to be considered in the valuation of our activity.

In Bhagavad-gītā,

rāga-dveṣa-vimuktais tu viṣayān indriyaiś charan
ātma-vaśyair vidheyātmā prasādam adhigachchhati

(Śrīmad Bhagavad-gītā: 2.64)

“A devotee accepts and makes connection with external things but does not do so under the control of the senses. They are not prey to any affection or disaffection.” This is the negative side, and the positive side is that everything they do is meant for the satisfaction of Kṛṣṇa.

Once we get out of the negative side, we will not care for any pleasure or any pain when we approach everything outside of us; such things cannot tie us down in this material world. In Gītā, this has been dealt with in detail, and it is taught that no physical activity is to be blamed: how one approaches it is the valuable thing. Do anything and everything, but don’t be a slave to the minor purpose for which you are doing it. Simply attend to everything as duty that has come to you and do not be a slave to the consequences. Don’t be a slave to the pleasure and pain that your duty produces, to your karma-phal [the consequences of your actions]. If you can do that, then even if you demolish the whole universe, you do not do anything at all and are not responsible for have done anything.

hatvāpi sa imā̐l lokān na hanti na nibadhyate

(Śrīmad Bhagavad-gītā: 18.17)

One who has no charm for any loss or gain in one’s activity neither kills nor will have any reaction for having killed. In other words, one is standing and working in the plane of the universal wave. One is only an instrumental as one has no own selfish end or purpose. One who works without any selfish tendency dances in the universal wave, or we may say the universal wave makes one dance as one is simply an instrument of that wave. Thus, one is not responsible for any of the consequences of one’s activities. It is such. So, to withdraw from the negative side and then participate in the positive side—to do anything for the satisfaction of Kṛṣṇa consciously—will be most laudable.




←  «Мгновения прекрасной реальности» (часть 1). Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1982 год. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· Вьяса-пуджа Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. 1 января 2021 года. Сочи  →
Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Вселенская волна

(5 января 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/vselenskaya-volna.html

Шрила Гуру Махарадж рассказывает о том, как следует почитать прасадам
и жить ради удовлетворения Господа.

 

Преданный почитает прасадам, а другие люди едят, будучи рабами языка или желудка. Почитать прасадам — значит чувствовать: «О! Кришна принял это подношение, и мне столь повезло — я вкушаю Его прасадам!» «Почитать прасадам» не значит есть, поглощать или глотать. Главное здесь — чувствовать: «Насколько же мне повезло, что я получаю этот прасадам, который был принят Кришной!» Естественным образом этому чувству сопутствует физическая сторона.

Ум преданного концентрируется не на внешней, физической стороне, но на почитании того, что было принято Господом. Однако обычные люди принимают в расчет лишь физический вкус. В этом состоит различие между ними, и это различие возникает, о каком бы аспекте жизни в преданности ни шла речь: один человек думает об удовлетворении Кришны, другой — об удовлетворении своих чувств. В обоих случаях физическая деятельность одна и та же.

Преданный приходит посмотреть на Божества и думает: «Насколько же прекрасны Кришна, Радхарани и Махапрабху, и Они явились в таком качестве, чтобы благословить людей». Другой же человек приходит с неким низменным намерением: «О, здесь есть многочисленные украшения. Я проберусь сюда ночью и похищу золотую корону и другие предметы». Оба смотрят на Божество. Таким образом, о чем бы ни шла речь, внутренняя оценка, угол зрения — самое важное. Сама по себе физическая деятельность не представляет особой ценности. Что бы мы ни делали, оценка нашей деятельности будет зависеть от характера того измерения, в котором мы взаимодействуем с определенным явлением.

В Бхагавад-гите сказано:

ра̄га-двеш̣а-вимуктаис ту виш̣айа̄н индрийаиш́ чаран
а̄тма-ваш́йаир видхейа̄тма̄ праса̄дам адхигаччхати

(Шримад Бхагавад-гита, 2.64)

«Преданный принимает внешние реалии и устанавливает с ними связь, но не делает это под давлением чувств. Он не является жертвой влечения или отвращения». Это — негативная сторона, а позитивная сторона состоит в том, что все, что преданный делает, направлено на удовлетворение Кришны.

Как только мы избавимся от негативной стороны, мы перестанем придавать значение боли и удовольствию, взаимодействуя с внешними явлениями; эти явления не смогут привязать нас к материальному миру. В Гите эти вопросы рассмотрены детально; Гита говорит, что не следует осуждать какую бы то ни было физическую активность: значение имеет не активность как таковая, а дух, в котором она совершается.

Вы можете заниматься чем угодно, однако не следует быть рабами низших целей. Занимайтесь той или иной деятельностью в виде исполнения долга и не будьте рабами плодов этой деятельности. Не будьте рабами удовольствия и боли, возникающих в процессе выполнения долга, рабами карма-пхалы [результатов действий]. Если вы сумеете достичь подобного состояния, тогда, даже если вы разрушите всю вселенную, то не будет действием вовсе, и вы не будете нести ни малейшей ответственности за содеянное.

хатва̄пи са има̐л лока̄н на ханти на нибадхйате

(Шримад Бхагавад-гита, 18.17)

Тот, кто ни в малейшей степени не очарован потерями или приобретениями в рамках осуществляемой им деятельности, не убивает и не сталкивается с последствиями убийства. Иначе говоря, такой человек пребывает и действует в измерении универсальной, вселенской волны. Он является не более чем инструментом, поскольку у него нет эгоистических целей или намерений. Тот, кто трудится, будучи свободен от эгоистических тенденций, танцует в универсальной волне; мы также можем сказать, что вселенская волна заставляет танцевать человека, который является просто орудием этой волны. Таким образом, необходимо прежде всего отказаться от негативной стороны, а затем принять участие в жизни позитивной стороны — сознательно делать что-то с целью удовлетворить Кришну, — и то будет нечто в высшей степени похвальное.




English

Śrīla Bhakti Rakṣak Śrīdhar Dev-Goswāmī Mahārāj 

The Universal Wave

(5 January 1983. Navadwip Dham, India)

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/the-universal-wave/

Śrīla Guru Mahārāj describes how to honour prasādam
and live for the satisfaction of the Lord.

 

A devotee honours prasādam and other persons eat as slaves of the tongue or belly. To honour prasādam is to feel, “Oh! Kṛṣṇa has taken this, and I am so fortunate to taste His prasādam!” To honour prasādam is not to eat, to devour, or to swallow. The main thing is to feel, “How fortunate I am to receive this prasādam which has been taken by Kṛṣṇa.” Automatically, the physical side also goes on.

The devotee’s mind is concentrated not on the thing that appears physically but on honouring what has been taken by the Lord. Ordinary people, however, consider only the physical taste. This is the difference between them, and this difference arises in every aspect of devotional life: one person thinks of Kṛṣṇa’s satisfaction, and the other seeks the satisfaction of their own senses. The physical activity is one and the same in both cases.

A devotee comes to look at the Deities and thinks, “How beautiful are Kṛṣṇa, Rādhārāṇī, and Mahāprabhu, and They have come to grace the people in this way.” The other comes with some malpurpose, “Oh, so many ornaments are here. I will come at night and take the gold crown and other things.” Both persons are looking at the Deity. So, in everything, the internal estimation is the most valuable thing, the angle of vision. Mere physical activity does not have much value. In whatever we do, the plane of our approach is to be considered in the valuation of our activity.

In Bhagavad-gītā,

rāga-dveṣa-vimuktais tu viṣayān indriyaiś charan
ātma-vaśyair vidheyātmā prasādam adhigachchhati

(Śrīmad Bhagavad-gītā: 2.64)

“A devotee accepts and makes connection with external things but does not do so under the control of the senses. They are not prey to any affection or disaffection.” This is the negative side, and the positive side is that everything they do is meant for the satisfaction of Kṛṣṇa.

Once we get out of the negative side, we will not care for any pleasure or any pain when we approach everything outside of us; such things cannot tie us down in this material world. In Gītā, this has been dealt with in detail, and it is taught that no physical activity is to be blamed: how one approaches it is the valuable thing. Do anything and everything, but don’t be a slave to the minor purpose for which you are doing it. Simply attend to everything as duty that has come to you and do not be a slave to the consequences. Don’t be a slave to the pleasure and pain that your duty produces, to your karma-phal [the consequences of your actions]. If you can do that, then even if you demolish the whole universe, you do not do anything at all and are not responsible for have done anything.

hatvāpi sa imā̐l lokān na hanti na nibadhyate

(Śrīmad Bhagavad-gītā: 18.17)

One who has no charm for any loss or gain in one’s activity neither kills nor will have any reaction for having killed. In other words, one is standing and working in the plane of the universal wave. One is only an instrumental as one has no own selfish end or purpose. One who works without any selfish tendency dances in the universal wave, or we may say the universal wave makes one dance as one is simply an instrument of that wave. Thus, one is not responsible for any of the consequences of one’s activities. It is such. So, to withdraw from the negative side and then participate in the positive side—to do anything for the satisfaction of Kṛṣṇa consciously—will be most laudable.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования