«Абсолютное видение». «Шримад-Бхагаватам» (11.19.27–45) | “Absolute Vision.” Srimad Bhagavatam (11.19.27–45)
Абсолютное видение
http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/absolyutnoe-videnie.html
Фрагмент «Шримад-Бхагаватам» (11.19.27–45),
в котором Господь Кришна отвечает на вопросы Уддхавы
о правильном восприятии реальности.
Вопрос: Что есть дхарма?
Ответ:
То, что порождает преданность Мне.
Вопрос: Что есть знание (гьяна)?
Ответ:
Восприятие присутствия Высшей Души.
Вопрос: Что есть отрешенность (вайрагья)?
Ответ:
Отсутствие интереса к объектам чувств.
Вопрос: Что есть уравновешенность (шама)?
Ответ:
Сосредоточенность на Мне (не просто покой ума).
Вопрос: Что есть дисциплина (дама)?
Ответ:
Контроль чувств (не контроль над другими).
Вопрос: Что есть терпение (титикша)?
Ответ: Терпеливое перенесение страданий (предписанных священными писаниями или причиняемых людьми, лишенными должного уважения к другим; не неразумные, своевольные усилия терпеть жару или холод).
Вопрос: Что есть устойчивость (дхрити)?
Ответ:
Контроль языка и гениталий (другие виды устойчивости бесполезны без него).
Вопрос: Что есть величайшая благотворительность (дана)?
Ответ:
Отказ от агрессии по отношению к другим (не просто раздача богатств).
Вопрос: Что есть аскеза (тапа)?
Ответ:
Отказ от наслаждения (ради совершения служения и соблюдения обетов; отнюдь не причинение боли телу).
Вопрос: Что есть доблесть (шаурья)?
Ответ:
Контроль характера (благоприобретенной природы) (не демонстрация силы ума или тела).
Вопрос: Что есть правдивость (сатья)?
Ответ:
Равное отношение ко всем (восприятие чужих страданий как собственных; не просто изложение фактов).
Вопрос: Что есть честность (рита)?
Ответ:
Способность говорить правду в приятной манере (не просто излагать факты, которые могут быть отталкивающими и являться не более чем критикой).
Вопрос: Что есть чистота (шауча)?
Ответ:
Отрешенность от мирских действий (не просто чистое тело).
Вопрос: Что есть отречение (тьяга)?
Ответ:
Полный отказ от обладания чем-либо (не просто отказ от наслаждения).
Вопрос: Что есть достойное поклонения богатство (ишта дхана)?
Ответ: Дхарма (не коровы, земля и т. д.).
Вопрос: Что есть жертва (ягья)?
Ответ:
Я есть жертва (служение Мне есть жертва, а не отказ от временных объектов).
Вопрос: Что есть награда (дакшина)?
Ответ:
Передача знания (духовной реализации; не денег, одежды и т. п.).
Вопрос: Что есть удача (бхага)?
Ответ:
Мое великолепие (не величие богов или иных созданий).
Вопрос: Что есть величайшее достижение (лабха)?
Ответ:
Преданность Мне (не дети, богатство и т. д.)
Вопрос: Что есть знание (видья)?
Ответ:
Устранение оболочек «я» (не грамматика, теория и т. д.).
Вопрос: Что есть скромность (хри)?
Ответ:
Отсутствие интереса к греховным деяниям (не просто робость).
Вопрос: Что есть красота (шри)?
Ответ:
Такие добродетели, как непредвзятость (не украшения, одежда и т. д.).
Вопрос: Что есть счастье (сукха)?
Ответ:
Отказ от печали и (мирского) счастья (не наслаждение объектами чувств).
Вопрос: Что есть страдание (духкха)?
Ответ:
Поиск счастья в наслаждении (не травмы, болезни и т. п.).
Вопрос: Кто мудр (пандита)?
Ответ:
Тот, кто понимает природу состояний рабства и свободы (не тот, кто объясняет священные писания).
Вопрос: Кто глуп (муркха)?
Ответ:
Тот, кто отождествляет себя с телом и умом.
Вопрос: Что есть путь (пантха)?
Ответ:
Путь ко Мне (не просто путь, которым легко путешествовать).
Вопрос: Что есть ложный путь (утпатха)?
Ответ:
Потворство уму (не просто преступление, грех и т. д.).
Вопрос: Что есть небеса (сварга)?
Ответ:
Преобладание блага (не обитель богов).
Вопрос: Что есть ад (нарака)?
Ответ:
Преобладание невежества (не просто место, изобилующее страданиями).
Вопрос: Кто есть друг (бандху)?
Ответ:
Шри Гуру, то есть Я (не братья, сестры и т. д.).
Вопрос: Что есть дом (гриха)?
Ответ:
Человеческое тело (не просто комфортное место).
Вопрос: Кто богат (адхья)?
Ответ:
Человек добродетельный (не тот, кто обладает богатством).
Вопрос: Кто беден (даридра)?
Ответ:
Тот, кто не удовлетворен (не просто тот, у кого ничего нет).
Вопрос: Кто достоин жалости (крипана)?
Ответ:
Тот, кто не способен контролировать чувства (не просто тот, кто беден).
Вопрос: Кто независим (ишвара)?
Ответ:
Тот, кто не привязан к объектам чувств (не царь или обладатель материальных предметов).
Вопрос: Кто зависим (анишвара)?
Ответ:
Тот, кто привязан к объектам чувств.
Вопрос: Что плохо (доша)?
Ответ: Склонность придавать значение категориям (мирским) «добра» и «зла».
Вопрос: Что хорошо (гуна)?
Ответ: Способность не придавать значения категориям (мирским) «хорошего» и «плохого».
English
Absolute Vision
http://www.gaudiyadarshan.com/posts/absolute-vision/
An excerpt from Śrīmad Bhāgavatam (11.19.27–45)
in which Lord Kṛṣṇa answers Uddhava’s questions
about seeing the world in the proper way.
Q: What is dharma?
A: That which produces devotion to Me.
Q: What is knowledge (jñān)?
A: Seeing the presence of the Supersoul.
Q: What is detachment (vairāgya)?
A: Disinterest in the sense objects.
Q: What is equanimity (śama)?
A: Being intent upon Me (not simply peace of mind).
Q: What is discipline (dama)?
A: Control of the senses (not control over others).
Q: What is tolerance (titikṣā)?
A: Enduring suffering (as prescribed by the scriptures or as inflicted by disrespectful persons; not a foolish self-induced attempt to endure heat or cold).
Q: What is steadiness (dhṛti)?
A: Mastery of the tongue and genitals (other types of steadiness are useless without this).
Q: What is the greatest charity (dāna)?
A: Giving up aggression towards others (not just giving wealth).
Q: What is austerity (tapa)?
A: Giving up enjoyment (for the sake of performing service and observing vows; not inflicting pain on the body).
Q: What is prowess (śaurya)?
A: Mastery of one’s acquired nature (not demonstrating strengths of the mind or body).
Q: What is truthfulness (satya)?
A: Seeing everything equally (seeing others’ suffering as one’s own; not simply speaking facts).
Q: What is honesty (ṛta)?
A: Speaking truth in a kind manner (not simply speaking facts, which can be distasteful and critical).
Q: What is cleanliness (śaucha)?
A: Detachment from worldly actions (not just a clean body).
Q: What is renunciation (tyāga)?
A: Completely giving up possessiveness (not simply giving up enjoyment).
Q: What is honourable wealth (iṣṭa dhana)?
A: Dharma (not cows, land, etc.).
Q: What is sacrifice (yajña)?
A: I am (serving Me is sacrifice, not giving up temporary objects).
Q: What is a reward (dakṣiṇa)?
A: Conveying knowledge (spiritual realisation; not money, cloth, etc.).
Q: What is fortune (bhaga)?
A: My opulence (not the majesty of the gods or others).
Q: What is the greatest gain (lābha)?
A: Devotion to Me (not children, wealth, etc.)
Q: What is learning (vidyā)?
A: Removing coverings over the self (not grammar, theory, etc.).
Q: What is modesty (hrī)?
A: Disinterest in sinful action (not simply shyness).
Q: What is beauty (śrī)?
A: Virtues such as impartiality (not ornaments, clothing, etc.)
Q: What is happiness (sukha)?
A: Overcoming sadness and (worldly) happiness (not enjoying objects of the senses).
Q: What is suffering (duḥkha)?
A: Seeking happiness in enjoyment (not being burned, diseased, etc.)
Q: Who is wise (paṇḍita)?
A: One who understands bondage and liberation (not one who explains scripture).
Q: Who is foolish (mūrkha)?
A: One who identifies oneself with the body and mind.
Q: What is the path (panthā)?
A: The way to Me (not simply a path that is easy to travel).
Q: What is the wrong path (utpatha)?
A: Indulging the mind (not simply crime, sin, etc.).
Q: What is heaven (svarga)?
A: The prevalence of goodness (not the abode of the gods).
Q: What is hell (naraka)?
A: The prevalence of ignorance (not just a place ridden with suffering).
Q: Who is a friend (bandhu)?
A: Śrī Guru, that is, I (not brothers, sisters, etc.).
Q: What is home (gṛha)?
A: The human body (not just a comfortable place).
Q: Who is wealthy (āḍhya)?
A: A person of virtue (not someone who possesses wealth).
Q: Who is poor (daridra)?
A: One who is unsatisfied (not simply someone who has nothing).
Q: Who is pitiable (kṛpaṇa)?
A: One who has no control over the senses (not simply someone who is poor).
Q: Who is independent (īśvara)?
A: One who is unattached to the sense objects (not a king or possessor of material things).
Q: Who is dependent (anīśvara)?
A: One who is attached to the sense objects.
Q: What is bad (doṣa)?
A: Seeing (worldly) good and bad.
Q: What is good (guṇa)?
A: Overlooking (worldly) good and bad.
Наверх