«Полноценный прасад и полноценное служение». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 2 марта 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия | “Full Prasadam and Full Service.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 2 March 1981. Navadwip Dham, India


Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Полноценный прасад и полноценное служение

Шрила Гуру Махарадж объясняет,
как и почему анукальпу почитают в дни Шри Экадаши.

Из лекции 2 марта 1981 года.

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/polnotsennyy-prasad-i-polnotsennoe-sluzhenie.html

 

Шрила Шридхар Махарадж: Примите немного анукальпы?

Ученик: Сегодня же Экадаши.

Шрила Шридхар Махарадж: И вы не принимаете анукальпу в дни Экадаши?

Ученик: Я стараюсь поститься.

Шрила Шридхар Махарадж: Вы поститесь весь день и не принимаете анукальпу? Хорошо.

Ученик: Я думал, что раз я санньясин, я должен практиковать отречение.

Шрила Шридхар Махарадж: О! Потому что вы санньясин!

Ученик: Но вы же всегда нам говорите: «Остерегайтесь отречения». Вы считаете, это правильно?

Шрила Шридхар Махарадж: Вы слышали такое выражение: «Между Сциллой и Харибдой»? В Средиземном море недалеко от Италии есть невидимая скала, которая называется Сцилла, а возле нее — водоворот Харибда. Когда судно идет между ними, капитану нужно быть очень осознанным: если судно окажется слишком близко к Сцилле, корабль разобьется о скалу, а если слишком близко к Харибде — его поглотит морская пучина.

Это как бхога и тьяга, маятник мирского счастья. Когда маятник качается в одну сторону, человек наслаждается материальными благами, это — бхога. А с другой стороны маятника находится отречение, тьяга. И наслаждение, и отречение — это крайности, и они очень опасны, но отречение опаснее наслаждения. Отречение — это более серьезный враг для преданного Господу Кришне, хотя наслаждение также является его врагом.

Ученик: А как мне узнать, насколько строго я должен к себе относиться?

Шрила Шридхар Махарадж: Вы должны отдавать максимальное количество своей энергии Кришне и делать все, что способствует этому. Служение Кришне более значимо, чем соблюдение поста, и в первую очередь вы должны заботиться о том, чтобы вы могли служить Кришне.

Однажды в день Джанмаштами Прабхупаде нужно было поехать в Матхуру; возможно, он хотел провести там месяц Пурушоттам. И Прабхупада попросил Мадхава Махараджа (тогда он был еще Хайягрива Брахмачари) поехать в Матхуру на день раньше, чтобы найти подходящее место, где Прабхупада мог бы остановиться. И вот, когда Хайягрива Брахмачари стал собираться в дорогу, Прабхупада сказал своему повару: «Свари ему рис на день Джанмаштами. Его ждет очень утомительное путешествие, и он потратит много энергии, а ему нужно сделать важное дело — найти для меня дом. Поэтому приготовь для него рис». Таков был приказ Прабхупады. Эти слова сильно озадачили и повара, и Хайягриву. В результате Хайягрива взял с собой немного тапиоки, подорожника и творога.

Ученик: И риса?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, рис он не взял.

Ученик: Ну да, рис он не мог взять.

Шрила Шридхар Махарадж: Если бы профессор Саньял оказался в такой ситуации, он бы взял рис. Он настолько следовал всем наставлениям Прабхупады, что он сказал бы: «О, Прабхупада сказал мне взять рис, поэтому я должен взять рис». Он так мыслил. Но Хайягрива мыслил иначе: «Нет-нет, в рисе нет никакой необходимости. Я достаточно выносливый, и я смогу справиться с поручением. Если Прабхупада хочет, чтобы я не постился на Экадаши, я приму немного анукальпы». И он взял анукальпу ради киртана.

Однажды в день Экадаши один преданный приехал сюда на поезде из Вриндавана. Он приехал поздно вечером, совершил омовение в Ганге и принял участие в киртане и других наших практиках. Потом я спросил его, не хочет ли он принять немного анукальпы. И он ответил: «Обычно я соблюдаю пост на Экадаши, но если вы этого хотите, конечно, я должен принять анукальпу. Для меня ваша воля более значима, чем пост». Такого было его решение.

Ученик: Да. И я тоже так считаю, поскольку я всегда стремлюсь получить ваше благословение.

Шрила Шридхар Махарадж: Харе Кришна.

Ученик: Если вы хотите, чтобы я принял прасад, я приму прасад.

Шрила Шридхар Махарадж: Мой Гуру Махарадж всегда говорил: «Хорошо ешьте и хорошо служите Господу. Кришна вас ни в чем не ограничивает. Принимайте полноценный прасад и полностью отдавайте себя служению. Берите все, что вам необходимо, но делайте это не для себя, а для Кришны. Вы принадлежите Кришне. Поэтому если вы ослабнете, вы не сможете хорошо служить Господу. Тогда и вы многое потеряете, и я многое потеряю. Мои преданные должны хорошо есть и хорошо работать». Таков был его принцип. Однажды Наполеон тоже сказал что-то подобное: «Один сытый солдат стоит десяти полуголодных».

Прослушать: https://harekrishna.ru/2014/10/16780-cel-vaishnavskoi-sannyasy-sluzhenie-krishne#main




English

Śrīla Bhakti Rakṣak Śrīdhar Dev-Goswāmī Mahārāj 

Full Prasadam and Full Service

Śrīla Guru Mahārāj explains
how and why anukalpa is honoured on Śrī Ekādaśī.

Spoken 2 March 1981.

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/full-prasadam-and-full-service/

 

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: You’ll accept some anukalpa here?

Student: Well, today is Ekādaśī.

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: You will not accept any anukalpa on Ekādaśī?

Student: I’ve been trying to fast.

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: You will fast the whole day and not take any anukalpa? All right.

Student: I was thinking that because I am a sannyāsī I should try to be a little renounced.

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: Oh. Because you are a sannyāsī.

Student: But you are always saying, “Beware of renunciation.” So, do you think this is good?

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: “Between Scylla and Charybdis.” Do you know this expression? Near Italy in the Mediterranean, there is hidden rock named Scylla near a whirlpool named Charybdis. When a ship goes between them, if it is too near Scylla, it will strike against the rock and be ruined, and if it is too near Charybdis, it will come under the course of the whirlpool and go down.

So, this is like bhoga and tyāg. On one side is bhoga—exploitation, selfish enjoyment—and on the other side is renunciation. Both renunciation and exploitation are dangerous, but renunciation is more dangerous than exploitation. It is a more powerful enemy to devotion to Kṛṣṇa than the weak, though chief enemy of exploitation.

Student: So how can I know how strict I should be with myself?

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: You should devote the maximum amount of your energy to Kṛṣṇa, and you should accept whatever is favourable to that. The service of Kṛṣṇa is more important that fasting, and you should do whatever is helpful for that.

Once on Janmāṣṭamī day, Prabhupād had to go to Mathurā, perhaps to observe the month of Puruṣottam or something, and he selected Mādhav Mahārāj to go one day earlier and hire a suitable house. He was Hayagrīva Brahmachārī at that time, and when he was to go, Prabhupād asked his own cook, “Feed him rice on Janmāṣṭamī day. He will have a tedious journey and his energy will be wasted, but he has to do the important duty to fixing that house there. So, prepare rice for him.” That was his order, but Hayagrīva hesitated, and his cook also hesitated. Anyhow, sagu [tapioca], plantain, and curd—he took on all these things together on Janmāṣṭamī day.

Student: And rice also?

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: Not rice.

Student: He didn’t take. He wouldn’t take.

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: If Professor Sānnyāl was in such a position, he must have taken rice. He was so much adherent—extremely submissive—to Prabhupād’s order. He would have said, “Oh, Prabhupād has asked me to take rice. Then I must take rice.” That was his contention, his line of thought. But Hayagrīva hesitated, “No, no. It is not necessary. I am strong enough, and I shall do the duty. If Prabhupād wants me to eat something on this fasting day, then let me have some anukalpa.” And he went on. So, for the purpose of kīrtan, he took something.

There was a devotee who came here by train from Vṛndāvan on the day of Ekādaśī, and when he reached here in the evening, he went to take bath in the Ganges and then participated in the kīrtan, dancing, and circumambulation, all these things. Then, I asked him whether he would take any anukalpa. He replied, “Generally, I don’t, but if you like, then of course I must take anukalpa. Your will is greater than fasting.” That was his decision.

Student: Yes. That is my decision also because I always want your mercy.

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: Hare Kṛṣṇa.

Student: If you desire that I take some prasād, I’ll do that.

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: My Guru Mahārāj’s maxim was: “Take good food and do good service.” He said, “Kṛṣṇa is not a liquidated party. Take full prasādam and do full service, maximum service. Whatever is necessary, you take it, and for the cause of Kṛṣṇa, you are to take, not for your own cause. You are Kṛṣṇa’s. So, if you grow weak, that will hamper your service. Then you will be the loser, and I will also be the loser. My soldiers will be well fed and well working.” That was his principle. Napoleon also said, “One fully fed soldier is equal to ten half fed soldiers.”

Listen: https://harekrishna.ru/2014/10/16780-cel-vaishnavskoi-sannyasy-sluzhenie-krishne#main




←  «Наставления Гурудева касательно следования Экадаши». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 7 июля 2014 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Что нужно делать в день Экадаши». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 17 июня 2001 года. Лахта, Санкт-Петербург  →
Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Полноценный прасад и полноценное служение

Шрила Гуру Махарадж объясняет,
как и почему анукальпу почитают в дни Шри Экадаши.

Из лекции 2 марта 1981 года.

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/polnotsennyy-prasad-i-polnotsennoe-sluzhenie.html

 

Шрила Шридхар Махарадж: Примите немного анукальпы?

Ученик: Сегодня же Экадаши.

Шрила Шридхар Махарадж: И вы не принимаете анукальпу в дни Экадаши?

Ученик: Я стараюсь поститься.

Шрила Шридхар Махарадж: Вы поститесь весь день и не принимаете анукальпу? Хорошо.

Ученик: Я думал, что раз я санньясин, я должен практиковать отречение.

Шрила Шридхар Махарадж: О! Потому что вы санньясин!

Ученик: Но вы же всегда нам говорите: «Остерегайтесь отречения». Вы считаете, это правильно?

Шрила Шридхар Махарадж: Вы слышали такое выражение: «Между Сциллой и Харибдой»? В Средиземном море недалеко от Италии есть невидимая скала, которая называется Сцилла, а возле нее — водоворот Харибда. Когда судно идет между ними, капитану нужно быть очень осознанным: если судно окажется слишком близко к Сцилле, корабль разобьется о скалу, а если слишком близко к Харибде — его поглотит морская пучина.

Это как бхога и тьяга, маятник мирского счастья. Когда маятник качается в одну сторону, человек наслаждается материальными благами, это — бхога. А с другой стороны маятника находится отречение, тьяга. И наслаждение, и отречение — это крайности, и они очень опасны, но отречение опаснее наслаждения. Отречение — это более серьезный враг для преданного Господу Кришне, хотя наслаждение также является его врагом.

Ученик: А как мне узнать, насколько строго я должен к себе относиться?

Шрила Шридхар Махарадж: Вы должны отдавать максимальное количество своей энергии Кришне и делать все, что способствует этому. Служение Кришне более значимо, чем соблюдение поста, и в первую очередь вы должны заботиться о том, чтобы вы могли служить Кришне.

Однажды в день Джанмаштами Прабхупаде нужно было поехать в Матхуру; возможно, он хотел провести там месяц Пурушоттам. И Прабхупада попросил Мадхава Махараджа (тогда он был еще Хайягрива Брахмачари) поехать в Матхуру на день раньше, чтобы найти подходящее место, где Прабхупада мог бы остановиться. И вот, когда Хайягрива Брахмачари стал собираться в дорогу, Прабхупада сказал своему повару: «Свари ему рис на день Джанмаштами. Его ждет очень утомительное путешествие, и он потратит много энергии, а ему нужно сделать важное дело — найти для меня дом. Поэтому приготовь для него рис». Таков был приказ Прабхупады. Эти слова сильно озадачили и повара, и Хайягриву. В результате Хайягрива взял с собой немного тапиоки, подорожника и творога.

Ученик: И риса?

Шрила Шридхар Махарадж: Нет, рис он не взял.

Ученик: Ну да, рис он не мог взять.

Шрила Шридхар Махарадж: Если бы профессор Саньял оказался в такой ситуации, он бы взял рис. Он настолько следовал всем наставлениям Прабхупады, что он сказал бы: «О, Прабхупада сказал мне взять рис, поэтому я должен взять рис». Он так мыслил. Но Хайягрива мыслил иначе: «Нет-нет, в рисе нет никакой необходимости. Я достаточно выносливый, и я смогу справиться с поручением. Если Прабхупада хочет, чтобы я не постился на Экадаши, я приму немного анукальпы». И он взял анукальпу ради киртана.

Однажды в день Экадаши один преданный приехал сюда на поезде из Вриндавана. Он приехал поздно вечером, совершил омовение в Ганге и принял участие в киртане и других наших практиках. Потом я спросил его, не хочет ли он принять немного анукальпы. И он ответил: «Обычно я соблюдаю пост на Экадаши, но если вы этого хотите, конечно, я должен принять анукальпу. Для меня ваша воля более значима, чем пост». Такого было его решение.

Ученик: Да. И я тоже так считаю, поскольку я всегда стремлюсь получить ваше благословение.

Шрила Шридхар Махарадж: Харе Кришна.

Ученик: Если вы хотите, чтобы я принял прасад, я приму прасад.

Шрила Шридхар Махарадж: Мой Гуру Махарадж всегда говорил: «Хорошо ешьте и хорошо служите Господу. Кришна вас ни в чем не ограничивает. Принимайте полноценный прасад и полностью отдавайте себя служению. Берите все, что вам необходимо, но делайте это не для себя, а для Кришны. Вы принадлежите Кришне. Поэтому если вы ослабнете, вы не сможете хорошо служить Господу. Тогда и вы многое потеряете, и я многое потеряю. Мои преданные должны хорошо есть и хорошо работать». Таков был его принцип. Однажды Наполеон тоже сказал что-то подобное: «Один сытый солдат стоит десяти полуголодных».

Прослушать: https://harekrishna.ru/2014/10/16780-cel-vaishnavskoi-sannyasy-sluzhenie-krishne#main




English

Śrīla Bhakti Rakṣak Śrīdhar Dev-Goswāmī Mahārāj 

Full Prasadam and Full Service

Śrīla Guru Mahārāj explains
how and why anukalpa is honoured on Śrī Ekādaśī.

Spoken 2 March 1981.

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/full-prasadam-and-full-service/

 

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: You’ll accept some anukalpa here?

Student: Well, today is Ekādaśī.

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: You will not accept any anukalpa on Ekādaśī?

Student: I’ve been trying to fast.

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: You will fast the whole day and not take any anukalpa? All right.

Student: I was thinking that because I am a sannyāsī I should try to be a little renounced.

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: Oh. Because you are a sannyāsī.

Student: But you are always saying, “Beware of renunciation.” So, do you think this is good?

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: “Between Scylla and Charybdis.” Do you know this expression? Near Italy in the Mediterranean, there is hidden rock named Scylla near a whirlpool named Charybdis. When a ship goes between them, if it is too near Scylla, it will strike against the rock and be ruined, and if it is too near Charybdis, it will come under the course of the whirlpool and go down.

So, this is like bhoga and tyāg. On one side is bhoga—exploitation, selfish enjoyment—and on the other side is renunciation. Both renunciation and exploitation are dangerous, but renunciation is more dangerous than exploitation. It is a more powerful enemy to devotion to Kṛṣṇa than the weak, though chief enemy of exploitation.

Student: So how can I know how strict I should be with myself?

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: You should devote the maximum amount of your energy to Kṛṣṇa, and you should accept whatever is favourable to that. The service of Kṛṣṇa is more important that fasting, and you should do whatever is helpful for that.

Once on Janmāṣṭamī day, Prabhupād had to go to Mathurā, perhaps to observe the month of Puruṣottam or something, and he selected Mādhav Mahārāj to go one day earlier and hire a suitable house. He was Hayagrīva Brahmachārī at that time, and when he was to go, Prabhupād asked his own cook, “Feed him rice on Janmāṣṭamī day. He will have a tedious journey and his energy will be wasted, but he has to do the important duty to fixing that house there. So, prepare rice for him.” That was his order, but Hayagrīva hesitated, and his cook also hesitated. Anyhow, sagu [tapioca], plantain, and curd—he took on all these things together on Janmāṣṭamī day.

Student: And rice also?

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: Not rice.

Student: He didn’t take. He wouldn’t take.

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: If Professor Sānnyāl was in such a position, he must have taken rice. He was so much adherent—extremely submissive—to Prabhupād’s order. He would have said, “Oh, Prabhupād has asked me to take rice. Then I must take rice.” That was his contention, his line of thought. But Hayagrīva hesitated, “No, no. It is not necessary. I am strong enough, and I shall do the duty. If Prabhupād wants me to eat something on this fasting day, then let me have some anukalpa.” And he went on. So, for the purpose of kīrtan, he took something.

There was a devotee who came here by train from Vṛndāvan on the day of Ekādaśī, and when he reached here in the evening, he went to take bath in the Ganges and then participated in the kīrtan, dancing, and circumambulation, all these things. Then, I asked him whether he would take any anukalpa. He replied, “Generally, I don’t, but if you like, then of course I must take anukalpa. Your will is greater than fasting.” That was his decision.

Student: Yes. That is my decision also because I always want your mercy.

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: Hare Kṛṣṇa.

Student: If you desire that I take some prasād, I’ll do that.

Śrīla Śrīdhar Mahārāj: My Guru Mahārāj’s maxim was: “Take good food and do good service.” He said, “Kṛṣṇa is not a liquidated party. Take full prasādam and do full service, maximum service. Whatever is necessary, you take it, and for the cause of Kṛṣṇa, you are to take, not for your own cause. You are Kṛṣṇa’s. So, if you grow weak, that will hamper your service. Then you will be the loser, and I will also be the loser. My soldiers will be well fed and well working.” That was his principle. Napoleon also said, “One fully fed soldier is equal to ten half fed soldiers.”

Listen: https://harekrishna.ru/2014/10/16780-cel-vaishnavskoi-sannyasy-sluzhenie-krishne#main


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования