«Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 3. Круговорот души в природе». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж


Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

3. Круговорот души в природе


Сравнение с круговоротом воды в природе уместно для того, чтобы объяснить движение души во вселенной. Души, воплощаясь в разнообразных телах и трансформируясь, путешествуют по миру материи. Поэтому можно говорить о «круговороте души в природе». Но прежде всего необходимо понять, что такое душа, так как во многих духовных традициях она описана весьма смутно.

Бытие и сознание в поиске счастья

В энциклопедии ведического мировоззрения Бхагавад-гите, во второй главе, подробно раскрывается учение о душе. Стих 2.20 провозглашает «Душа не рождается и не умирает. Ее бытие не имеет ни начала, ни конца. Она — нерожденная, неизменная, вечно юная и наидревнейшая. Смерть физического тела не затрагивает ее»[1]. В этом и многих других стихах Гиты указаны два таких фундаментальных свойства души, как сат — вечное бытие, и чит — сознание. Рассмотрим их более подробно.

Понятие «cат» (вечность) крайне важно для понимания того, что душа не имеет отношения к миру материи. Объекты мира материи нельзя назвать вечными. Они постоянно трансформируется в различные состояния. Так, сгорая на костре, тело превращается в пепел. Выдающийся духовный учитель Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж объясняет: «В мире, где все состоит из атомов, нет ничего вечного, поскольку атомам свойственно распадаться. Распадаются даже цивилизации, поскольку они — часть мира атомов». Однако душа описывается в Ведах как частица бессмертного сознания, чит, способного существовать вечно и независимо от материи.

Чит значит «сознание». Сознание обнаруживает себя в способностях проявлять волю, мыслить и чувствовать. Одно из фундаментальных свойств сознания — способность к самосознанию. Компьютер, искусственный интеллект, может выполнять множество функций, но не обладает индивидуальным личностным сознанием.

В конечном итоге главная функция сознания — стремление к счастью, блаженству (анандам). Поэтому все живые существа, от примитивных до высокоразвитых, стремятся к обретению счастья разными способами, в зависимости от уровня их сознания. Без реализации потенциала обретения счастья сознание не может быть полноценным. Однако счастье материального мира незначительно и преходяще. Согласно древнему священному тексту «Брахма-самхите», только Абсолют, являясь Источником каждой души, обладает во всей полноте тремя характеристиками: сат, чит, анандам — вечностью, сознанием и блаженством[2]. Отсюда возникает необходимость в йоге — обретении связи с Источником. Эту тему мы затронем в конце главы.

Душа в телах растений, животных и человека

Некоторые примитивные религии допускают наличие души лишь у человека, предполагая, что животные и растения ею не обладают. Но это далеко не так.

Например, в теле человека пребывают миллиарды душ в форме паразитов, вирусов, бифидобактерий и других микроорганизмов. Для них наш организм подобен целой вселенной. В человеческом теле, как в мироздании в целом, происходит конкуренция между разрушительной и созидательной энергией. Позитивная кишечная микрофлора работает на благо, тогда как негативная порождает патогенные явления. Поэтому здоровье человека напрямую зависит от того, какие микроорганизмы он культивирует. Основа иммунитета человека — не только здоровое физическое состояние организма, но и психическое. Поэтому для поддержания здоровья необходимо чистое мышление и укрепление личности через медитации, оздоровительные практики, сбалансированное питание и благочестивую духовную деятельность.

В мире материи одни живые существа являются пищей для других. Поэтому, когда мы обретаем духовное сознание, мы трансформируем множество живых существ внутри нас, ускоряя их прогресс в череде перевоплощений.

Возникает логический вопрос: «Чем отличаются души микроорганизмов и клеток в теле человека от главной души, которая управляет телом?». На санскрите такая душа называется дехи. Это душа, которая в процессе эволюции достигла права обрести отдельное индивидуальное тело. Человеческое тело — самое ценное и редко достижимое, ибо является трамплином в мир высшего сознания.

Три вещи, благоприятные для будущих рождений

Итак, главенствующая душа в теле является повелителем целой «вселенной», которая отпущена ей на определенное время существования. В процессе этого времени душа продолжает свою эволюцию. Из всех ее действий есть три вещи, которые благоприятно влияют на будущее рождение:

1. Духовное сознание, которое вечно, так как относится к бессмертной душе.

2. Благочестивые поступки, совершаемые бескорыстно ради высшего долга и направленные на удовлетворение высшего вселенского Начала. Остальные действия приносят временные позитивные кармические плоды, которые рано или поздно будут исчерпаны.

3. Благочестивое богосознающее потомство, которое продолжит благие дела своих предков.

Остальные действия, такие как мирское благочестие, благотворительность, научные знания, будут преданы забвению в следующих воплощениях, но могут пробуждаться и косвенно оказывать влияние на уровне склонностей и дарований.

Три пути души

Теперь вернемся к изначальной теме — круговороту души. «Круговорот» означает «цикличное движение». Между рождением и смертью на физическом плане души путешествуют по вселенной в соответствии с кармой, причем движение определяется разновидностями их материалистичных желаний и привязанностей. Греховные души отправляются в нижние миры и страдают из-за последствий своих дурных наклонностей. Праведные души могут подниматься в высшие миры и продолжать духовное развитие под руководством вселенских мудрецов и божеств. Редкие души, которые достигли просветления, освобождаются из мира материи и возвращаются в мир чистого сознания. Иногда некоторые из них по собственной воле остаются в материальном мире, чтобы спасать и посвящать падшие души. Но такие души не считаются обусловленными, поскольку исполняют высший долг, не делая различий между миром материи и духа, осознавая свою вечную природу.

Воплощение души на Земле.
Взрыв любви

В ведических писаниях говорится, что на Земле те, кто стремятся к высшим мирам мира материи, совершают определенные жертвоприношения, чтобы достичь той или иной райской планеты, и в конечном счете попадают туда. Когда плоды их жертвоприношений иссякают, они с дождем возвращаются на землю и принимают форму зерна; это зерно, съеденное мужчиной, превращается в семя, которое попадает в чрево женщины, и тогда душа снова получает тело человека. Так бесконечно живые существа с целительной влагой проникают в почву и затем рождаются в мире людей. Недаром говорится, что вода дарует жизнь.

Воплотившиеся в теле человека души, которые скапливаются в семени отца, называют сперматозоидами. Говорят, что Вселенная появилась в процессе большого взрыва. Но зарождение жизни — это также взрыв экстаза и любви. В марафоне сперматозоидов лишь один обретает возможность к дальнейшему развитию. Когда он соединяется с яйцеклеткой, развивается зародыш и проявляется его индивидуальность.

Память о прошлых воплощениях души перед рождением

Древние Веды четко описывают временные циклы развития зародыша и его ощущения перед рождением. Сказано, что особо удачливые души, которые обладают запасом духовного знания, могут помнить свои сто последних жизней и просить Всевышнего даровать им возможность духовной практики в текущем воплощении. Большинство менее опытных душ лишено такой памяти. Появившись на свет, живое существо проходит, как космонавт, через барокамеру и появляется в «открытом космосе», встречая новую жизнь оглушительным криком, слезами и страданиями. Затем под любовной опекой родителей воплощенная в теле душа учится управлять своими органами чувств. В отличие от диких животных, которые, родившись, зачастую очень скоро могут вести независимую жизнь, человеку требуется долгое время, чтобы обрести навыки и знания для поддержания жизни. Так происходит процесс взросления.

Прожигание жизни vs освобождение от низшей природы

Если живое существо с рождения лишено духовных качеств и доступа к духовному знанию, то можно с определенностью сказать, что в большей степени для него жизнь — это прожигание времени. Как ни печально это звучит, но именно так проходит бессмысленная праздная жизнь, которая заканчивается утратой разума и немощью тела. Тогда как осознающие себя душой личности могут не только пребывать в чистом сознании в процессе жизни, но и, с помощью духовного опыта, регулировать процесс выхода из тела. Поэтому завершение их пребывания в мире материи неправильно называть смертью, а скорее освобождением от низшей природы. В соответствии с уровнем духовного сознания и целью медитации они достигают того плана бытия, к которому стремятся во время жизни и практики. Позже мы рассмотрим разные пути и технологии таких духовых практик и разберем плюсы и минусы. А также обсудим оптимальные духовные практики для современной эпохи.

Анатомия греха

В различных ведических произведениях с разными подробностями описаны странствия душ в материальной вселенной, а также наказания, которые ждут их за греховную деятельность. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что все злонамеренные действия, которые мы совершаем, порождают различные негативные реакции. А благочестивые действия порождают позитивные реакции. Поэтому наша будущая судьба в мире материи зависит от наших греховных и благочестивых дел.

Поскольку слов «грех» имеет размытый религиозный контекст, то нужно рассмотреть его природу. У души есть свобода воли. Эта свобода проявлена в трех видах: благоприятные, неблагоприятные, а также самое важное — духовные действия, не связанные с бренным миром. В Бхагавад-гите эти действия именуются, соответственно, карма, викарма и акарма[3].

Материальная идея в форме желания проявляется в искаженном сознании обусловленного существа. Затем идея переходит в желание. Желание развивается, подобно растению, и постепенно дает побеги и плоды. Так действие из тонкого плана переходит в грубый.

Например, у человека есть желание обладать объектом, но нет материальной возможности. Он начинает лелеять в уме желание обладать им. В какой-то момент это желание превосходит здравый смысл и человек похищает объект. Затем, рано или поздно, в соответствии с кармой, человеку приходит время заплатить за похищение. Так порою с хорошими людьми происходят плохие вещи. Ибо природа желаний и действий неразрывно контролируется законом кармы (причинно-следственной связи), сформулированной Ньютоном, но лишь частично понятым большинством. Третий закон Ньютона гласит: «действие всегда порождает равное противодействие». И этот принцип верен не только для физического мира, но и для мира сознания.

Принцип сохранения энергии как доказательство бессмертия души

Еще один известный закон физики — это принцип сохранения энергии. Энергия ниоткуда не берется и не исчезает. Главное доказательство существования души — это сама жизнь в многообразии проявлений. Мертвое тело лишено энергии жизни и поэтому распадается. В соответствии с логикой этого закона энергия существует вечно, но принимает разнообразные формы, вечно продолжая движение.

Отсюда следует позитивный вывод, что потенциально как души мы наделены способностью бессмертия. И лишь материалистичное сознание и отождествление себя с материальной оболочкой заставляют думать, что мы рождаемся и умираем. Бхагавад-гита свидетельствует, что мы существовали в прошлом и будем существовать в будущем[4].

Перспектива вечной жизни не может не радовать, ведь смерть физического тела отнимает все мирские накопления, приводит нас к беспамятству и забвению прошлых жизней. Представьте, что каждый раз, засыпая и просыпаясь, мы бы не помнили, кто мы, откуда пришли и зачем живем. Однако, в сущности, это и происходит из жизни в жизнь. Таковы ужасные последствия физической смерти, которые мы должны победить, пробудив в себе осознание вечной духовной природы.

Утрата душой знания о своей изначальной природе

Уже несколько раз в этой главе мы говорили о круговороте воды, связывая его с круговоротом души, как образе трансформации в различных состояниях. Изначально вода обладает такими качествами, как прозрачность и жидкость. Но стоит ее остудить, и она теряет собственную изначальную природу, обретая природу льда. А если подогреть воду, то она становится паром и может переноситься на дальние расстояния. Таким образом, сравнивая душу и воду в изначальном состоянии, мы можем сказать, что по своей сущности душа вечная, сознающая и способная к безграничному блаженству, но под воздействием материи она временно утрачивает свою изначальную природу, обретая качества окружающей среды.

Бхагавад-гита о разных степенях познания души

Кришна в Бхагавад-гите так говорит о душе: «Некоторые созерцают душу как нечто поразительное, другие говорят о ней как о чем-то удивительном, кто-то слушает о ней как о чуде, но есть и такие, которые, даже услышав о душе, не могут постичь ее»[5].

Поскольку этот текст предназначен для людей, которые хотят глубоко разобраться в вопросах своего существования, можно справедливо полагать, что читатели — это первые три типа людей, которым ведическое знание принесет удовлетворение и внутреннее ощущение истины. Те же, кто не верят в существование души, автоматически отрицают собственное существование, не до конца осознавая этот факт.

Вера — основа бытия человека

Существование или отсутствие души — это вопрос веры. Не следует думать, что вера — состояние умов религиозных фанатиков. Без веры в себя человек не может преодолеть трудности, без веры в общество не может стать гражданином, без веры в Бога не может развивать свое духовное начало. Вера — глубокий аспект сознания, который развивается вместе с ним и неразрывно с ним связан. Даже ученые-материалисты, выдвигая свои гипотезы, начинают со слов «предположим…», то есть заменяют «давайте поверим» на «давайте предположим». Но суть одна. Без способности предполагать или верить не может существовать ни научная, ни религиозная картина мира. Однажды Сальвадора Дали спросили: «Ваши картины столь необычны, в них столь много фантазии, а вы верите в Бога?» Сальвадор Дали засмущался и ответил: «Конечно же, я верю в Бога, но, если честно, у меня нет веры». Он имел в виду, что он предполагает существование высшего Начала, но глубины веры, которая позволяет ощутить близость к Господу, у него нет.

Не стоит путать веру и фантазию. С помощью фантазии кто-то может вообразить себе множество картин духовного бытия, но это будет далеко от истины. Сама же истина нисходит свыше и является в форме откровения, одной из форм которого является вера.

Необходимость милости свыше

Однажды наш духовный учитель, Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж, давал религиозную лекцию в индийском университете. В то время он был молодым монахом, но был очень образован философски и духовно. Поэтому его лекция восхитила не только студентов, но и преподавателей. Они впервые увидели, что перед ними не только образованный человек (какими были и они), но и человек, обладающий мистическим опытом и глубокой верой. Не удержавшись от комплимента, они выказали свое почтение лектору и восхищение тем, как зрело он объяснял надмирные истины. В ответ на их благодарность Шридхар Махарадж сказал: «Если мои слова тронули вас, то почему вам прямо сейчас не стать на путь духовной практики?» На что интеллигенты ответили: «Свамиджи, вы правы, но, чтобы стать на путь духовного познания, недостаточно обладать развитым умом, нужна милость Всевышнего. Нужен „зеленый свет“ свыше, иначе любой человек мог бы постичь Бога, читая книги». Шридхар Махарадж был впечатлен их искренностью и признанием того, что основа духовного прогресса — высшая личность. Эти слова дали ему глубокое подтверждение того, что духовная практика — это не интеллектуальное познание, а связь с божественным потоком.

Истинная сущность йоги.
Настройка и канал

Именно это слово, «взаимосвязь», на санскрите называется йогой. К сожалению, для большинства западных людей йога — лишь дисциплина, позволяющая достичь физического и психического здоровья. Но подлинное значение йоги — обретение связи с Божественным.

Если рассмотреть в качестве примера мобильный телефон, то можно увидеть, что нужны две вещи: 1) правильная настройка; 2) подключение к правильному каналу связи. Эти два аспекта в духовной практике — внутренний настрой через медитацию и связь с подлинным божественным каналом — важны для духовного прогресса. Мы всегда подключаем интернет через провайдеров, у которых мощный канал связи, благодаря которому они могут широко раздавать эту связь. Это верно и в отношении духовного учителя. Учитель — тот, у кого есть канал связи, и кто способен проводить его через сердца «абонентов», учеников.

Безусловно, способность воспринимать этот поток индивидуальна. Если рассмотреть фигуру Христа, то мы увидим, что он вещал многим, но сокровенные знания передавал лишь апостолам. Каждый из них воспринял откровения Иисуса в силу своих индивидуальных способностей. Более того, Христос был предан Иудой, и Петр трижды отрекся от него, но потом раскаялся. Как на войне, в духовной жизни не все личности действуют без ошибок. Этот путь крайне непрост и не примитивен. Он, как и физическое здоровье, требует постоянного наблюдения и поддержания.

Три важных принципа духовного пути

Поэтому на духовном пути есть три важных принципа. 1. Научиться избегать всего того, что мешает нашему духовному прогрессу: алкоголь, наркотики, праздное времяпрепровождение, чрезмерные наслаждения, переедание, тяжелый труд ради мирских наслаждений. 2. Принимать все благоприятное. Духовное общение, совершение благочестивых действий, изучение священных писаний, практика медитации и молитвы, умеренный здоровый образ жизни, регулируемые чувственные наслаждения, а также жизнь ради духовного прогресса и удовлетворения Абсолюта. 3. Самый важный аспект: предание себя Всевышнему. Наивно предполагать, что всеведущий Господь не в курсе того, что происходит в нашем мире и нашем сердце. Когда Веды описывают душу, они сравнивают ее и всепроникающего Господа в сердце, высшую душу, с двумя птицами, сидящими на ветке рядом друг с другом. Одна более юная птица клюет плоды, а другая позволяет птенцу наслаждаться[6]. Увы, далеко не все плоды являются сладкими. Ведь часть их отравлены эгоизмом наших желаний. Поэтому иногда в сердце мы слышим укоряющий невидимый голос совести. Но, к сожалению, в силу гордыни не придаем ему особого значения.

Итак, чтобы духовно прогрессировать, нужно отбросить предрассудки и с верой предаться Всевышнему, полностью вручив себя под Его опеку и защиту. Практически процесс предания происходит тогда, когда человек в духовном общении обретает веру в истину, Всевышнего и начинает искать духовного учителя. Более подробно об этом мы поговорим в следующих главах.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



1 На джа̄йате мрийате ва̄ када̄чин, на̄йам̇ бхӯтва̄ бхавита̄ ва̄ на бхӯйах̣ / аджо нитйах̣ ш́а̄ш́вато ’йам̇ пура̄н̣о, на ханйате ханйама̄не ш́арӣре.

2  Ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣ сач-чид-а̄нанда-виграхах̣ / ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣амнам — «Кришна, известный как Говинда — Всевышний, абсолютная истина. Он вечен и полон блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он сам — начало всего сущего и причина всех причин» («Брахма-самхита», 5.1).

3 Карман̣о хй апи боддхавйам̇, боддхавйам̇ ча викарман̣ах̣ / акарман̣аш́ ча бодхавйам̇, гахана̄ карман̣о гатих̣ — «Крайне нелегко постичь природу деятельности. Для этого необходимо понять, что есть благочестивое действие (карма), греховное действие (викарма) и бездействие (акарма)» (Бхагавад-гита, 4.17).

4 На тв эва̄хам̇ джа̄ту на̄сам̇, на твам̇ неме джана̄дхипа̄х̣ / на чаива на бхавиш̣йа̄мах̣, сарве вайам атах̣ парам — [Господь Кришна говорит Арджуне:] «Не было такого времени, когда не существовали Я, ты и все эти цари. И в будущем никто из нас не перестанет существовать» (Бхагавад-гита, 2.12).

5  А̄ш́чарйават паш́йати каш́чид энам, а̄ш́чарйавад вадати татхаива ча̄нйах̣ / а̄ш́чарйавач чаинам анйах̣ ш́р̣н̣оти, ш́рутва̄пй энам̇ веда на чаива каш́чит (Бхагавад-гита, 2.29).

6 В упанишадах говорится: два̄ супарн̣а̄ сайуджа̄ сакха̄йах̣ — «Две птицы [дживатма и Параматма] сидят на ветвях одного дерева [материального тела]» («Мундака-упанишад», 3.1.1); сама̄не вр̣кш̣е пуруш̣о нимагно, ’нӣш́айа̄ ш́очати мухйама̄нах̣ / джуш̣т̣ам̇ йада̄ паш́йатй анйам ӣш́ам, асйа махима̄нам ити вӣта-ш́оках̣ — «Хотя обе птицы [дживатма и Параматма] сидят на ветвях одного и того же древа [материального тела], одна из них пребывает в постоянной тоске и тревоге, ибо пытается насладиться его плодами. Но если по той или иной причине страждущая душа обратит взор на своего друга, Всевышнего, и осознает Его величие, она тут же освободится от всех тревог и беспокойств» («Мундака-упанишад», 3.1.2 и «Шветашватара-упанишад», 4.7). В Бхагавад-гите подтверждается: упадраш̣т̣а̄нуманта̄ ча, бхарта̄ бхокта̄ махеш́варах̣ / парама̄тмети ча̄пй укто, дехе ’смин пуруш̣ах̣ парах̣ — «В теле также пребывает верховная личность, которая наблюдает за живым существом и дозволяет ему действовать. Это всемогущий Господь — опора и хранитель души, — известный как Параматма, высшая душа» (13.23).




←  «Сокровищница хранителя преданности». Кешавананда Прабху. 15 августа 2015 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· Печать книги Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа «Любящий поиск заблудшего слуги»  →
Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

3. Круговорот души в природе


Сравнение с круговоротом воды в природе уместно для того, чтобы объяснить движение души во вселенной. Души, воплощаясь в разнообразных телах и трансформируясь, путешествуют по миру материи. Поэтому можно говорить о «круговороте души в природе». Но прежде всего необходимо понять, что такое душа, так как во многих духовных традициях она описана весьма смутно.

Бытие и сознание в поиске счастья

В энциклопедии ведического мировоззрения Бхагавад-гите, во второй главе, подробно раскрывается учение о душе. Стих 2.20 провозглашает «Душа не рождается и не умирает. Ее бытие не имеет ни начала, ни конца. Она — нерожденная, неизменная, вечно юная и наидревнейшая. Смерть физического тела не затрагивает ее»[1]. В этом и многих других стихах Гиты указаны два таких фундаментальных свойства души, как сат — вечное бытие, и чит — сознание. Рассмотрим их более подробно.

Понятие «cат» (вечность) крайне важно для понимания того, что душа не имеет отношения к миру материи. Объекты мира материи нельзя назвать вечными. Они постоянно трансформируется в различные состояния. Так, сгорая на костре, тело превращается в пепел. Выдающийся духовный учитель Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж объясняет: «В мире, где все состоит из атомов, нет ничего вечного, поскольку атомам свойственно распадаться. Распадаются даже цивилизации, поскольку они — часть мира атомов». Однако душа описывается в Ведах как частица бессмертного сознания, чит, способного существовать вечно и независимо от материи.

Чит значит «сознание». Сознание обнаруживает себя в способностях проявлять волю, мыслить и чувствовать. Одно из фундаментальных свойств сознания — способность к самосознанию. Компьютер, искусственный интеллект, может выполнять множество функций, но не обладает индивидуальным личностным сознанием.

В конечном итоге главная функция сознания — стремление к счастью, блаженству (анандам). Поэтому все живые существа, от примитивных до высокоразвитых, стремятся к обретению счастья разными способами, в зависимости от уровня их сознания. Без реализации потенциала обретения счастья сознание не может быть полноценным. Однако счастье материального мира незначительно и преходяще. Согласно древнему священному тексту «Брахма-самхите», только Абсолют, являясь Источником каждой души, обладает во всей полноте тремя характеристиками: сат, чит, анандам — вечностью, сознанием и блаженством[2]. Отсюда возникает необходимость в йоге — обретении связи с Источником. Эту тему мы затронем в конце главы.

Душа в телах растений, животных и человека

Некоторые примитивные религии допускают наличие души лишь у человека, предполагая, что животные и растения ею не обладают. Но это далеко не так.

Например, в теле человека пребывают миллиарды душ в форме паразитов, вирусов, бифидобактерий и других микроорганизмов. Для них наш организм подобен целой вселенной. В человеческом теле, как в мироздании в целом, происходит конкуренция между разрушительной и созидательной энергией. Позитивная кишечная микрофлора работает на благо, тогда как негативная порождает патогенные явления. Поэтому здоровье человека напрямую зависит от того, какие микроорганизмы он культивирует. Основа иммунитета человека — не только здоровое физическое состояние организма, но и психическое. Поэтому для поддержания здоровья необходимо чистое мышление и укрепление личности через медитации, оздоровительные практики, сбалансированное питание и благочестивую духовную деятельность.

В мире материи одни живые существа являются пищей для других. Поэтому, когда мы обретаем духовное сознание, мы трансформируем множество живых существ внутри нас, ускоряя их прогресс в череде перевоплощений.

Возникает логический вопрос: «Чем отличаются души микроорганизмов и клеток в теле человека от главной души, которая управляет телом?». На санскрите такая душа называется дехи. Это душа, которая в процессе эволюции достигла права обрести отдельное индивидуальное тело. Человеческое тело — самое ценное и редко достижимое, ибо является трамплином в мир высшего сознания.

Три вещи, благоприятные для будущих рождений

Итак, главенствующая душа в теле является повелителем целой «вселенной», которая отпущена ей на определенное время существования. В процессе этого времени душа продолжает свою эволюцию. Из всех ее действий есть три вещи, которые благоприятно влияют на будущее рождение:

1. Духовное сознание, которое вечно, так как относится к бессмертной душе.

2. Благочестивые поступки, совершаемые бескорыстно ради высшего долга и направленные на удовлетворение высшего вселенского Начала. Остальные действия приносят временные позитивные кармические плоды, которые рано или поздно будут исчерпаны.

3. Благочестивое богосознающее потомство, которое продолжит благие дела своих предков.

Остальные действия, такие как мирское благочестие, благотворительность, научные знания, будут преданы забвению в следующих воплощениях, но могут пробуждаться и косвенно оказывать влияние на уровне склонностей и дарований.

Три пути души

Теперь вернемся к изначальной теме — круговороту души. «Круговорот» означает «цикличное движение». Между рождением и смертью на физическом плане души путешествуют по вселенной в соответствии с кармой, причем движение определяется разновидностями их материалистичных желаний и привязанностей. Греховные души отправляются в нижние миры и страдают из-за последствий своих дурных наклонностей. Праведные души могут подниматься в высшие миры и продолжать духовное развитие под руководством вселенских мудрецов и божеств. Редкие души, которые достигли просветления, освобождаются из мира материи и возвращаются в мир чистого сознания. Иногда некоторые из них по собственной воле остаются в материальном мире, чтобы спасать и посвящать падшие души. Но такие души не считаются обусловленными, поскольку исполняют высший долг, не делая различий между миром материи и духа, осознавая свою вечную природу.

Воплощение души на Земле.
Взрыв любви

В ведических писаниях говорится, что на Земле те, кто стремятся к высшим мирам мира материи, совершают определенные жертвоприношения, чтобы достичь той или иной райской планеты, и в конечном счете попадают туда. Когда плоды их жертвоприношений иссякают, они с дождем возвращаются на землю и принимают форму зерна; это зерно, съеденное мужчиной, превращается в семя, которое попадает в чрево женщины, и тогда душа снова получает тело человека. Так бесконечно живые существа с целительной влагой проникают в почву и затем рождаются в мире людей. Недаром говорится, что вода дарует жизнь.

Воплотившиеся в теле человека души, которые скапливаются в семени отца, называют сперматозоидами. Говорят, что Вселенная появилась в процессе большого взрыва. Но зарождение жизни — это также взрыв экстаза и любви. В марафоне сперматозоидов лишь один обретает возможность к дальнейшему развитию. Когда он соединяется с яйцеклеткой, развивается зародыш и проявляется его индивидуальность.

Память о прошлых воплощениях души перед рождением

Древние Веды четко описывают временные циклы развития зародыша и его ощущения перед рождением. Сказано, что особо удачливые души, которые обладают запасом духовного знания, могут помнить свои сто последних жизней и просить Всевышнего даровать им возможность духовной практики в текущем воплощении. Большинство менее опытных душ лишено такой памяти. Появившись на свет, живое существо проходит, как космонавт, через барокамеру и появляется в «открытом космосе», встречая новую жизнь оглушительным криком, слезами и страданиями. Затем под любовной опекой родителей воплощенная в теле душа учится управлять своими органами чувств. В отличие от диких животных, которые, родившись, зачастую очень скоро могут вести независимую жизнь, человеку требуется долгое время, чтобы обрести навыки и знания для поддержания жизни. Так происходит процесс взросления.

Прожигание жизни vs освобождение от низшей природы

Если живое существо с рождения лишено духовных качеств и доступа к духовному знанию, то можно с определенностью сказать, что в большей степени для него жизнь — это прожигание времени. Как ни печально это звучит, но именно так проходит бессмысленная праздная жизнь, которая заканчивается утратой разума и немощью тела. Тогда как осознающие себя душой личности могут не только пребывать в чистом сознании в процессе жизни, но и, с помощью духовного опыта, регулировать процесс выхода из тела. Поэтому завершение их пребывания в мире материи неправильно называть смертью, а скорее освобождением от низшей природы. В соответствии с уровнем духовного сознания и целью медитации они достигают того плана бытия, к которому стремятся во время жизни и практики. Позже мы рассмотрим разные пути и технологии таких духовых практик и разберем плюсы и минусы. А также обсудим оптимальные духовные практики для современной эпохи.

Анатомия греха

В различных ведических произведениях с разными подробностями описаны странствия душ в материальной вселенной, а также наказания, которые ждут их за греховную деятельность. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что все злонамеренные действия, которые мы совершаем, порождают различные негативные реакции. А благочестивые действия порождают позитивные реакции. Поэтому наша будущая судьба в мире материи зависит от наших греховных и благочестивых дел.

Поскольку слов «грех» имеет размытый религиозный контекст, то нужно рассмотреть его природу. У души есть свобода воли. Эта свобода проявлена в трех видах: благоприятные, неблагоприятные, а также самое важное — духовные действия, не связанные с бренным миром. В Бхагавад-гите эти действия именуются, соответственно, карма, викарма и акарма[3].

Материальная идея в форме желания проявляется в искаженном сознании обусловленного существа. Затем идея переходит в желание. Желание развивается, подобно растению, и постепенно дает побеги и плоды. Так действие из тонкого плана переходит в грубый.

Например, у человека есть желание обладать объектом, но нет материальной возможности. Он начинает лелеять в уме желание обладать им. В какой-то момент это желание превосходит здравый смысл и человек похищает объект. Затем, рано или поздно, в соответствии с кармой, человеку приходит время заплатить за похищение. Так порою с хорошими людьми происходят плохие вещи. Ибо природа желаний и действий неразрывно контролируется законом кармы (причинно-следственной связи), сформулированной Ньютоном, но лишь частично понятым большинством. Третий закон Ньютона гласит: «действие всегда порождает равное противодействие». И этот принцип верен не только для физического мира, но и для мира сознания.

Принцип сохранения энергии как доказательство бессмертия души

Еще один известный закон физики — это принцип сохранения энергии. Энергия ниоткуда не берется и не исчезает. Главное доказательство существования души — это сама жизнь в многообразии проявлений. Мертвое тело лишено энергии жизни и поэтому распадается. В соответствии с логикой этого закона энергия существует вечно, но принимает разнообразные формы, вечно продолжая движение.

Отсюда следует позитивный вывод, что потенциально как души мы наделены способностью бессмертия. И лишь материалистичное сознание и отождествление себя с материальной оболочкой заставляют думать, что мы рождаемся и умираем. Бхагавад-гита свидетельствует, что мы существовали в прошлом и будем существовать в будущем[4].

Перспектива вечной жизни не может не радовать, ведь смерть физического тела отнимает все мирские накопления, приводит нас к беспамятству и забвению прошлых жизней. Представьте, что каждый раз, засыпая и просыпаясь, мы бы не помнили, кто мы, откуда пришли и зачем живем. Однако, в сущности, это и происходит из жизни в жизнь. Таковы ужасные последствия физической смерти, которые мы должны победить, пробудив в себе осознание вечной духовной природы.

Утрата душой знания о своей изначальной природе

Уже несколько раз в этой главе мы говорили о круговороте воды, связывая его с круговоротом души, как образе трансформации в различных состояниях. Изначально вода обладает такими качествами, как прозрачность и жидкость. Но стоит ее остудить, и она теряет собственную изначальную природу, обретая природу льда. А если подогреть воду, то она становится паром и может переноситься на дальние расстояния. Таким образом, сравнивая душу и воду в изначальном состоянии, мы можем сказать, что по своей сущности душа вечная, сознающая и способная к безграничному блаженству, но под воздействием материи она временно утрачивает свою изначальную природу, обретая качества окружающей среды.

Бхагавад-гита о разных степенях познания души

Кришна в Бхагавад-гите так говорит о душе: «Некоторые созерцают душу как нечто поразительное, другие говорят о ней как о чем-то удивительном, кто-то слушает о ней как о чуде, но есть и такие, которые, даже услышав о душе, не могут постичь ее»[5].

Поскольку этот текст предназначен для людей, которые хотят глубоко разобраться в вопросах своего существования, можно справедливо полагать, что читатели — это первые три типа людей, которым ведическое знание принесет удовлетворение и внутреннее ощущение истины. Те же, кто не верят в существование души, автоматически отрицают собственное существование, не до конца осознавая этот факт.

Вера — основа бытия человека

Существование или отсутствие души — это вопрос веры. Не следует думать, что вера — состояние умов религиозных фанатиков. Без веры в себя человек не может преодолеть трудности, без веры в общество не может стать гражданином, без веры в Бога не может развивать свое духовное начало. Вера — глубокий аспект сознания, который развивается вместе с ним и неразрывно с ним связан. Даже ученые-материалисты, выдвигая свои гипотезы, начинают со слов «предположим…», то есть заменяют «давайте поверим» на «давайте предположим». Но суть одна. Без способности предполагать или верить не может существовать ни научная, ни религиозная картина мира. Однажды Сальвадора Дали спросили: «Ваши картины столь необычны, в них столь много фантазии, а вы верите в Бога?» Сальвадор Дали засмущался и ответил: «Конечно же, я верю в Бога, но, если честно, у меня нет веры». Он имел в виду, что он предполагает существование высшего Начала, но глубины веры, которая позволяет ощутить близость к Господу, у него нет.

Не стоит путать веру и фантазию. С помощью фантазии кто-то может вообразить себе множество картин духовного бытия, но это будет далеко от истины. Сама же истина нисходит свыше и является в форме откровения, одной из форм которого является вера.

Необходимость милости свыше

Однажды наш духовный учитель, Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж, давал религиозную лекцию в индийском университете. В то время он был молодым монахом, но был очень образован философски и духовно. Поэтому его лекция восхитила не только студентов, но и преподавателей. Они впервые увидели, что перед ними не только образованный человек (какими были и они), но и человек, обладающий мистическим опытом и глубокой верой. Не удержавшись от комплимента, они выказали свое почтение лектору и восхищение тем, как зрело он объяснял надмирные истины. В ответ на их благодарность Шридхар Махарадж сказал: «Если мои слова тронули вас, то почему вам прямо сейчас не стать на путь духовной практики?» На что интеллигенты ответили: «Свамиджи, вы правы, но, чтобы стать на путь духовного познания, недостаточно обладать развитым умом, нужна милость Всевышнего. Нужен „зеленый свет“ свыше, иначе любой человек мог бы постичь Бога, читая книги». Шридхар Махарадж был впечатлен их искренностью и признанием того, что основа духовного прогресса — высшая личность. Эти слова дали ему глубокое подтверждение того, что духовная практика — это не интеллектуальное познание, а связь с божественным потоком.

Истинная сущность йоги.
Настройка и канал

Именно это слово, «взаимосвязь», на санскрите называется йогой. К сожалению, для большинства западных людей йога — лишь дисциплина, позволяющая достичь физического и психического здоровья. Но подлинное значение йоги — обретение связи с Божественным.

Если рассмотреть в качестве примера мобильный телефон, то можно увидеть, что нужны две вещи: 1) правильная настройка; 2) подключение к правильному каналу связи. Эти два аспекта в духовной практике — внутренний настрой через медитацию и связь с подлинным божественным каналом — важны для духовного прогресса. Мы всегда подключаем интернет через провайдеров, у которых мощный канал связи, благодаря которому они могут широко раздавать эту связь. Это верно и в отношении духовного учителя. Учитель — тот, у кого есть канал связи, и кто способен проводить его через сердца «абонентов», учеников.

Безусловно, способность воспринимать этот поток индивидуальна. Если рассмотреть фигуру Христа, то мы увидим, что он вещал многим, но сокровенные знания передавал лишь апостолам. Каждый из них воспринял откровения Иисуса в силу своих индивидуальных способностей. Более того, Христос был предан Иудой, и Петр трижды отрекся от него, но потом раскаялся. Как на войне, в духовной жизни не все личности действуют без ошибок. Этот путь крайне непрост и не примитивен. Он, как и физическое здоровье, требует постоянного наблюдения и поддержания.

Три важных принципа духовного пути

Поэтому на духовном пути есть три важных принципа. 1. Научиться избегать всего того, что мешает нашему духовному прогрессу: алкоголь, наркотики, праздное времяпрепровождение, чрезмерные наслаждения, переедание, тяжелый труд ради мирских наслаждений. 2. Принимать все благоприятное. Духовное общение, совершение благочестивых действий, изучение священных писаний, практика медитации и молитвы, умеренный здоровый образ жизни, регулируемые чувственные наслаждения, а также жизнь ради духовного прогресса и удовлетворения Абсолюта. 3. Самый важный аспект: предание себя Всевышнему. Наивно предполагать, что всеведущий Господь не в курсе того, что происходит в нашем мире и нашем сердце. Когда Веды описывают душу, они сравнивают ее и всепроникающего Господа в сердце, высшую душу, с двумя птицами, сидящими на ветке рядом друг с другом. Одна более юная птица клюет плоды, а другая позволяет птенцу наслаждаться[6]. Увы, далеко не все плоды являются сладкими. Ведь часть их отравлены эгоизмом наших желаний. Поэтому иногда в сердце мы слышим укоряющий невидимый голос совести. Но, к сожалению, в силу гордыни не придаем ему особого значения.

Итак, чтобы духовно прогрессировать, нужно отбросить предрассудки и с верой предаться Всевышнему, полностью вручив себя под Его опеку и защиту. Практически процесс предания происходит тогда, когда человек в духовном общении обретает веру в истину, Всевышнего и начинает искать духовного учителя. Более подробно об этом мы поговорим в следующих главах.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



[1] На джа̄йате мрийате ва̄ када̄чин, на̄йам̇ бхӯтва̄ бхавита̄ ва̄ на бхӯйах̣ / аджо нитйах̣ ш́а̄ш́вато ’йам̇ пура̄н̣о, на ханйате ханйама̄не ш́арӣре.

[2] Ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣ сач-чид-а̄нанда-виграхах̣ / ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣амнам — «Кришна, известный как Говинда — Всевышний, абсолютная истина. Он вечен и полон блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он сам — начало всего сущего и причина всех причин» («Брахма-самхита», 5.1).

[3] Карман̣о хй апи боддхавйам̇, боддхавйам̇ ча викарман̣ах̣ / акарман̣аш́ ча бодхавйам̇, гахана̄ карман̣о гатих̣ — «Крайне нелегко постичь природу деятельности. Для этого необходимо понять, что есть благочестивое действие (карма), греховное действие (викарма) и бездействие (акарма)» (Бхагавад-гита, 4.17).

[4] На тв эва̄хам̇ джа̄ту на̄сам̇, на твам̇ неме джана̄дхипа̄х̣ / на чаива на бхавиш̣йа̄мах̣, сарве вайам атах̣ парам — [Господь Кришна говорит Арджуне:] «Не было такого времени, когда не существовали Я, ты и все эти цари. И в будущем никто из нас не перестанет существовать» (Бхагавад-гита, 2.12).

[5] А̄ш́чарйават паш́йати каш́чид энам, а̄ш́чарйавад вадати татхаива ча̄нйах̣ / а̄ш́чарйавач чаинам анйах̣ ш́р̣н̣оти, ш́рутва̄пй энам̇ веда на чаива каш́чит (Бхагавад-гита, 2.29).

[6] В упанишадах говорится: два̄ супарн̣а̄ сайуджа̄ сакха̄йах̣ — «Две птицы [дживатма и Параматма] сидят на ветвях одного дерева [материального тела]» («Мундака-упанишад», 3.1.1); сама̄не вр̣кш̣е пуруш̣о нимагно, ’нӣш́айа̄ ш́очати мухйама̄нах̣ / джуш̣т̣ам̇ йада̄ паш́йатй анйам ӣш́ам, асйа махима̄нам ити вӣта-ш́оках̣ — «Хотя обе птицы [дживатма и Параматма] сидят на ветвях одного и того же древа [материального тела], одна из них пребывает в постоянной тоске и тревоге, ибо пытается насладиться его плодами. Но если по той или иной причине страждущая душа обратит взор на своего друга, Всевышнего, и осознает Его величие, она тут же освободится от всех тревог и беспокойств» («Мундака-упанишад», 3.1.2 и «Шветашватара-упанишад», 4.7). В Бхагавад-гите подтверждается: упадраш̣т̣а̄нуманта̄ ча, бхарта̄ бхокта̄ махеш́варах̣ / парама̄тмети ча̄пй укто, дехе ’смин пуруш̣ах̣ парах̣ — «В теле также пребывает верховная личность, которая наблюдает за живым существом и дозволяет ему действовать. Это всемогущий Господь — опора и хранитель души, — известный как Параматма, высшая душа» (13.23).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования