«Комментарии к песне „Гуру-парампара“. Выдающиеся учителя рупануга-сампрадаи». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 6 ноября 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Комментарии к песне «Гуру-парампара».
Выдающиеся учителя рупануга-сампрадаи

(6 ноября 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

В нашей «Гуру-парампаре» мы находим:

маха̄прабху ш́рӣ-чаитанйа, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а нахе анйа,
                     рӯпа̄нуга джонера джӣвана
виш́вамбхара прийан̇кара, ш́рӣ сварӯпа-да̄модара,
                    ш́рӣ госва̄мӣ рӯпа-сана̄тана
[1]

рӯпаприйа маха̄джана, джӣва-рагхуна̄тха хон,
               та̄̐ра прийа кави кр̣ш̣н̣ада̄са
кр̣ш̣н̣ада̄са-прийабара, нароттама…
[2]

Он (?) очень любил «Чайтанья-чаритамриту».

кр̣ш̣н̣ада̄са кавира̄джа расика бхаката-маджха
           дженхо кайа чаитанйа-чарита…
           …ш́уните галайе ш́ила̄…
[3]

#00:00:45#

Поток чистой преданности движется зигзагообразно. Здесь, в «Гуру-парампаре» Гуру Махараджа, связующее звено таково: шикша. Вначале — Чайтаньядев, который есть не кто иной, как объединение Радхи и Говинды, сам Источник, сам фонтан всех высших устремлений, из которого Сварупа Дамодар, который является вторым проявлением Шри Чайтаньядева[4], рассматривается как Лалита Сакхи в прошлой лиле Кришны[5]: ш́рӣ сварӯпа-да̄модара, ш́рӣ госва̄мӣ рӯпа-сана̄тана. Рупа и Санатана оба получили прямой совет, наставление от самого Махапрабху: в Бенаресе — Санатана, а в другом месте — Рупа Госвами, они обрели удачу слушать непосредственно Махапрабху, слова из Его уст. Поэтому — Сварупа Дамодар, Рупа и Санатана. Хотя они и не являются [непосредственно] учениками [Махапрабху], но Сварупа занимает первостепенное положение, затем — Рупа и Санатана.

#00:02:09#

рӯпаприйа маха̄джана, джӣва-рагхуна̄тха…

Джива Госвами был прямым учеником Рупы Госвами, и он — один из шести Госвами [Вриндавана][6]. Рагхунатх [Дас Госвами], который от Сварупы, мы видим… Сварупа Дамодар принял учение непосредственно от Махапрабху. Рагхунатх отправился во Вриндаван. Рупа и Санатана имели прямую связь [с Господом Чайтаньей], Рагхунатх пытался изо всех сил установить связь с Махапрабху, но Махапрабху всегда давал ему связь через Сварупу Дамодара. Но Рупа и Санатана [также] обрели непосредственную связь с Махапрабху, они занимают ранг Сварупы Дамодара, а Рагхунатх покорен им, младший по отношению к ним.

#00:03:15#

Джива Госвами оказывал защиту, защищал все наставления высочайшего порядка[7], цитируя различные писания, ради того, чтобы широкие массы могли принять эти истины в целом. Таким образом, Джива, Рагхунатх — оба происходят от Рупы, один дает рага-маргу, другой советует виддхи[8].

#00:03:53#

Кавираджа Госвами мы не можем отвергнуть. То, что он дал в «Чайтанья-чаритамрите», «Говинда-лиламрите» и во многих других поэмах [неоценимо], его реализация в высшей степени могущественна, сладостна и очень великодушна. Кавирадж Госвами имел прямую связь с Рагхунатхом: джӣва-рагхуна̄тха.

#00:04:25#

Та̄̐ра прийа кави кр̣ш̣н̣ада̄са: Кави Кришнадас был прямым учеником Рагхунатха Даса. Затем мы доходим до Нароттама. Они могли видеть, распознавать высочайшее проявление служения в сфере божественной любви. Нароттам Тхакур описал и дал высокую оценку Кавираджу Госвами. Кавирадж Госвами до Нароттама обрел это явление, затем явился Нароттам. Хотя Нароттам не был современником Кришнадаса Кавираджа, но получил от него все.

#00:05:13#

(Джӣва-рагхуна̄тха хон, та̄̐ра прийа) кр̣ш̣н̣ада̄са-прийабара, нароттама сева̄пара: верные последователи Махапрабху видят, что Нароттам следовал Кавираджу Госвами. От Кавираджа это явление было передано Нароттаму. Джа̄̐ра пада виш́вана̄тха-а̄ш́а: затем после Нароттама (в следующем поколении) присутствует пробел[9], и затем — Вишванатх Чакраварти Тхакур.

#00:06:01#

Вишванатх Чакраварти принадлежит к линии Нароттама, но через одного или двух наставников, однако эти наставники не являются слишком значительными, примечательными. Иногда объем воды реки, когда она течет с горы, не всегда один и тот же; в некоторых местах она становится скудной, а в других местах, мы видим, что она полноводная. Нечто в этом роде. Это явление [духовное знание] спускается с высот, и где-то оно очень [буквально] тонкое, а где-то оно грандиозное. Нечто в этом роде.

#00:06:50#

Нароттам. Затем это явление демонстрируется Вишванатхом Чакраварти. Оно являет себя вновь в великих масштабах. Он написал тику (комментарий) к «Бхагаватам», Бхагавад-гите, а суть «Брихад-бхагаватамритам» представил в «Лагху-бхагаватамритам», затем [комментарий к] «Бхакти-расамрита-синдху», киран-кона(?)[10]. Через него Махапрабху дал многое. Мы видим, что Махапрабху передал через него это явление в широких масштабах, чтобы оно могло одарить благом следующие поколения.

#00:07:45#

Мы должны направлять наше внимание на самые важные места. Ганга течет, но определенные боковые русла не обладают особым значением, имеют значение те места, где стоят большие города на берегах реки. Нечто в этом роде. Мы видим, что некоторые места являются особыми «складами», где все преданные могут [духовно] «питаться», и следует уделять внимание подобным местам.

#00:08:21#

Вишванатх Чакраварти. Затем — Баладев [Видьябхушан]. Кто такой Баладев? Его духовная линия отдельная, он испытывал большую любовь, симпатию или влечение к философии Мадхвы, но, соприкоснувшись с Вишванатхом Чакраварти, Баладев был обращен в гаудия-вайшнавизм — в большей степени он был гаудией, нежели последователем Мадхвы. По милости Говиндаджи[11] он обрел удачу подготовить «Гаудия-веданту», гаудия-бхашью для нас — трактовку Веданты школы гаудия, каким образом Веданта связана с гаудия-вайшнавами. Ему был брошен вызов в Джайпуре, а именно было сказано, что гаудия-сампрадая не имеет комментария к Веданте, которая универсально принята всеми школами теизма, и гаудия-вайшнавы не могут быть признаны в качестве последователей Вед и Веданты.

#00:09:43#

Этот вызов был принят Баладевом Видьябхушаном под руководством Вишванатха Чакраварти, который был тогда слишком стар, чтобы отправиться в то собрание, где обсуждалась Веданта. Баладев был послан, и он решил эту проблему. У него было семь дней, и он горячо молился Говинде о том, чтобы тот наделил его силами составить комментарии к Веданте. За короткое время он написал этот комментарий, представил его собранию вайшнавов тех дней, и этот комментарий был принят. Таким образом, гаудия-сампрадая была представлена в комментарии к Веданте Баладевом — столь важное служение он выполнил для сампрадаи, настолько [значительное], что люди, которые являются мыслителями, пекущимися о благе всей гаудия-сампрадаи, не могут вычеркнуть Баладева из списка своих предшественников. Баладев был принят, он был включен в список шикша-гуру наряду с Джаганнатхом Дасом: баладева джаганна̄тх[12].

#00:11:04#

Джаганнатх [Дас Бабаджи Махарадж] также принадлежит к этой линии, и от него происходит Гауракишор [Дас] Бабаджи, через одного бабаджи-ученика Джаганнатха. Бхагават Дас Бабаджи был учеником Джаганнатха (в округе Мансингх он жил и оставил мир), [он] пришел к Джаганнатху Дасу Бабаджи, получил от него вешу[13]. Он был известен как Бхагават Дас. Гауракишор Госвами, непосредственный инициирующий учитель Прабхупады [Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура], получил вешу от этого Бхагавата Даса.

#00:11:47#

Бхактивинод Тхакур, поскольку он был неудовлетворен современными ему так называемыми последователями Махапрабху, которые в большинстве своем были сахаджиями, установил связь с этим Джаганнатхом Дасом Бабаджи, пра-гуру Гауракишора Даса Бабаджи, и получил свою вешу от него. Он считал Джаганнатха Даса Бабаджи своим Гуру.

[Обрыв записи]

#00:12:29#

Согласно нашему Гуру Махараджу [Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру], принятие Гуру тем [учеником], кого мы рассматриваем не как садхана-сиддху, но как нитья-сиддху[14], носит формальный характер: он уже находится в своем положении [духовного] совершенства, и он способен понять, определить, каким будет уместный канал получения нами знания, требуемого для того, чтобы достичь желанной цели в этой линии.

#00:13:03#

баладева джаганна̄тх,
та̄̐ра прийа ш́рӣ-бхактивинода…

От него мы приходим к Бхактивиноду [Тхакуру], а затем — Гауракишор [Дас] Бабаджи Махарадж. Бхактивинод Тхакур «происходит» от Джаганнатха [Даса Бабаджи] непосредственно, а Гауракишор Бабаджи Махарадж был учеником Бхагавата [Даса Бабаджи], так был связан с Джаганнатхом Бабаджи Махараджем. Гауракишор Бабаджи Махарадж имел обыкновение слушать объяснение «Бхагаватам» из уст Бхактивинода Тхакура в Годрумадвипе, Сварупа-гандже, где находится бхаджана-стхали Бхактивинода Тхакура. Там есть маленькая постройка, в которой Гауракишор Бабаджи Махарадж имел обыкновение сидеть, когда Бхактивинод Тхакур объяснял «Бхагаватам». Главным образом он приходил к нему, чтобы слушать «Бхагаватам». Таким образом, бхагавата-гуру Гауракишора Бабаджи был до известной степени Бхактивинод Тхакур.

#00:14:02#

От Джаганнатха [Даса Бабаджи] «явился» Бхактивинод Тхакур, затем Гауракишор Бабаджи Махарадж, затем наш Гуру Махарадж, Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада, который привел в гармонию все это [духовное знание] и представил систематическую линию мысли [буквально], собрав суть из всех возможных источников, полезную для нашей будущей жизни, в высшей степени благотворную. Такова линия преемственности [духовных учителей].

#00:14:50#

Нароттам Тхакур — лучезарная звезда в этой линии. Практически весь Манипур, многие другие места[15], и он был автором множества песен. Песни Бхактивинода Тхакура носят научный характер и призваны нам помочь, песни Нароттама Тхакура в большей степени сентиментальные, исполнены [духовного] чувства, тогда как песни Бхактивинода Тхакура носят более систематический характер, для того чтобы мы могли понять [суть знания]. Чувства мы находим в интенсивной степени в поэзии, песнях Нароттама Тхакура, но систематическое изложение неких истин присутствует в песнях Бхактивинода Тхакура.

#00:15:49#

В целом нароттама-паривара, мы принадлежим к семье Нароттама. И теперь мы можем сказать, где-то изменяя это утверждение, что мы принадлежим к семье Бхактивинода Тхакура. Я написал поэму, сейчас я не в силах вспомнить оригинал на санскрите… Шука и Вьяса. Вьясадев был грихастхой, а Шукадев — брахмачари. Вьясадев был учителем Шукадева, учителем «Бхагаватам». Бхактивинод Тхакур был также грихастхой и учителем Прабхупады, который был подобен Шукадеву — брахмачари на протяжении всей своей жизни. Я сравнил Прабхупаду с Шукадевом, а Бхактивинода Тхакура с Вьясадевом — владыкой, знатоком всех писаний, необходимых, данных нам ради нашего блага, и Прабхупада дал эти писания образованной публике своего времени, подобно тому, как это в свою эпоху сделал Шукадев.

#00:17:13#

Прабхупада, наш Гуру Махарадж, играл роль Шукадева, а-кумара-брахмачари. Он дал это явление публике, он дал писания, полученные от Бхактивинода, подобно тому как Шукадев дал миру писания, полученные им от его отца, Вьясадева. Таково наше видение гуру-парампары и Нароттама Тхакура.

Гаура Харибол!

Преданные: Харибол!

Шрила Шридхар Махарадж: Нитай-Гаура Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «Махапрабху Шри Чайтанья неотличен от Шри Шри Радхи и Кришны, и Он сама жизнь тех вайшнавов, которые следуют пути Шри Рупы Госвами. Шри Сварупа Дамодар Госвами, Рупа Госвами и Санатана Госвами приносили великое счастье Вишвамбхаре (Шри Чайтанье)» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада. «Шри Гуру-парампара», 6).

2 Рӯпаприйа маха̄джана, джӣва-рагхуна̄тха хон, та̄̐ра прийа кави кр̣ш̣н̣ада̄са / кр̣ш̣н̣ада̄са-прийабара, нароттама сева̄пара, джа̄̐ра пада виш́вана̄тха-а̄ш́а — «Рупе Госвами были очень дороги великие души Джива Госвами и Рагхунатх Дас Госвами. Джива Госвами был учеником Рупы Госвами. Рагхунатх Дас Госвами, ученик ученика Адвайты Ачарьи, Джадунанданы Ачарьи, был принят Рупой и Санатаной как духовный брат. Любимым учеником Рагхунатха Даса Госвами был Кришнадас Кавирадж Госвами. Кришнадас Кавирадж был близким другом Локанатха Госвами. Они вместе жили во Вриндаване, обсуждая темы, связанные с Кришной. У Локанатха Госвами, ученика Гададхара Пандита, был только один ученик по имени Нароттам Дас. Нароттам Дас всегда был занят в служении своему Гуру, а также его близким друзьям. Так он стал очень дорог Кришнадасу Кавираджу Госвами. Служить стопам Нароттама Даса Тхакура было единственным желанием Вишванатха Чакраварти Тхакура, который был четвертым ачарьей в ученической преемственности от Нароттама Даса» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада. «Шри Гуру-парампара», 7).

3 Кр̣ш̣н̣ада̄са кавира̄джа расика бхаката-маджха, дженхо кайа чаитанйа-чарита / гаура-говинда-лӣла̄ ш́уните галайе ш́ила̄, та̄ха̄те на хаила мора чите — «Среди многих преданных Шрила Кришнадас Кавирадж чрезвычайно искусен во вкушении необычайного нектара возвышенной любви к Богу. Когда камни слышат его „Чайтанья-чаритамриту“ и „Говинда-лиламриту“, они начинают плавиться от экстаза. Несмотря на эти удивительные увиденные мною чудеса, я не ценю это в своем сердце» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Шри Прартхана», 3.3).

4  Кр̣ш̣н̣а-раса-таттва-ветта̄, деха-према-рӯпа / са̄кш̣а̄т маха̄прабхура двитӣйа сварӯпа — «Шри Сварупа Дамодар был олицетворением экстатической любви и в совершенстве познал трансцендентную сладость взаимоотношений с Кришной. Он был прямым представителем Шри Чайтаньи Махапрабху, Его вторым воплощением» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 10.111). Бхат̣т̣а̄ча̄рйа кахе, — эи сварӯпа-да̄модара / маха̄прабхура хайа ин̇ха двитӣйа калевара — «Шри Сарвабхаума Бхаттачарья ответил: „Это Сварупа Дамодар. Он, по сути, является продолжением тела Шри Чайтаньи Махапрабху“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 11.76).

5  Имеется в виду явление Господа Кришны на Земле в эпоху Двапара, более пяти тысяч лет назад. Тогда Лалита Сакхи была главной подругой и помощницей Шримати Радхарани, возлюбленной Шри Кришны.

6  Шесть Госвами Вриндавана — это Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Рагхунатх Бхатта Госвами, Шрила Рагхунатх Дас Госвами, Шрила Джива Госвами и Шрила Гопала Бхатта Госвами. См. поэму «Шри Шри Шад-Госвами-аштакам», в которой Шрила Шринивас Ачарья прославляет Госвами, описывая их положение.

7  Шрила Джива Госвами считается защитником рупануга-сампрадаи, поскольку он на высоком уровне был способен отстоять философские положения теистического учения Махапрабху, сиддханты. О положении Дживы Госвами можно прочитать в лекции Шрилы Шридхара Махараджа под названием «Джива Госвами и Сарасвати Тхакур — защитники Гаудия-сампрадаи», а также в двух частях (часть первая и часть вторая) лекции «Джива Госвами Прабху дал нам надежную защиту» Шрилы Говинды Махараджа.

8  Рага-марга — путь спонтанной преданности Богу по велению сердца, без строгого соблюдения правил и предписаний духовной жизни. Виддхи-марга — путь преданности Богу, строго регулируемый правилами и предписаниями; садхана-бхакти. В лекции «Два пути: виддхи-марга и рага-марга» Шрила Говинда Махарадж рассказывает об этих двух путях духовной практики.

9  Имеется в виду, что в следующем поколении после Нароттама Даса Тхакура в линии гаудия-вайшнавизма не было яркого духовного учителя, который бы привнес нечто значительное в духовное наследие традиции. Это не значит, что духовных учителей не было, и традиция прервалась, поскольку, как известно, у Нароттама Даса Тхакура было очень много учеников. Но никто из них не стал известен.

10  Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур составил более десятка комментариев к различным священным писаниям, среди которых: «Сарартха-даршини» — комментарий к «Шримад-Бхагаватам», «Сарартха-варшини» — комментарий к Бхагавад-гите, «Бхактисара-прадаршани» — комментарий к «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами.

11  Речь идет об особо почитаемом Божестве, которое находится в Джайпуре (штат Раджастхан).

12  Виш́вана̄тха-бхакта-са̄тх, баладева джаганна̄тх, та̄̐ра прийа ш́рӣ-бхактивинода / маха̄-бха̄гавата-бара, ш́рӣ-гауракиш́ора-бара, хари-бхаджанете джа̄̐ра мода — «Вишванатх Чакраварти Тхакур стал шикша-гуру [наставляющим духовным учителем] Баладева Видьябхушана, которому раскрыл знание „Шримад-Бхагаватам“. После Шри Баладева Видьябхушана самым выдающимся ачарьей стал Джаганнатх Дас Бабаджи, которого Шри Бхактивинод Тхакур принял своим шикша-гуру. Близким другом и спутником Бхактивинода Тхакура был знаменитый маха-бхагавата-вайшнав Шри Гауракишор Дас Бабаджи, черпающий единственную радость в хари-бхаджане» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада. «Шри Гуру-парампара», 8).

13  Одеяние бабаджи, отшельника.

14  Саддхана-сиддху — подвижник, достигший духовного совершенства в процессе регламентированной строгими правилами и предписаниями духовной практики. Нитья-сиддху — личность, которая уже пребывает в сфере духовного и нисходит в бренный мир ради блага обусловленных материальной иллюзией душ.

15  Имеется в виду, что люди этих мест были обращены Нароттамом Дасом Тхакуром в гаудия-вайшнавизм — прим. переводчика.




←  «Уход Шрилы Нароттама Даса Тхакура». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 4 ноября 2012 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· “Vrindavan, in front the Mahaprabhu Deity worshiped by Srila Narottam Das Thakur.” Srila B. S. Goswami Maharaj. October 24, 2013. Vrindavan Dham, India  →
Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Комментарии к песне «Гуру-парампара».
Выдающиеся учителя рупануга-сампрадаи

(6 ноября 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

В нашей «Гуру-парампаре» мы находим:

маха̄прабху ш́рӣ-чаитанйа, ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а нахе анйа,
                     рӯпа̄нуга джонера джӣвана
виш́вамбхара прийан̇кара, ш́рӣ сварӯпа-да̄модара,
                    ш́рӣ госва̄мӣ рӯпа-сана̄тана
[1]

рӯпаприйа маха̄джана, джӣва-рагхуна̄тха хон,
               та̄̐ра прийа кави кр̣ш̣н̣ада̄са
кр̣ш̣н̣ада̄са-прийабара, нароттама…
[2]

Он (?) очень любил «Чайтанья-чаритамриту».

кр̣ш̣н̣ада̄са кавира̄джа расика бхаката-маджха
           дженхо кайа чаитанйа-чарита…
           …ш́уните галайе ш́ила̄…
[3]

#00:00:45#

Поток чистой преданности движется зигзагообразно. Здесь, в «Гуру-парампаре» Гуру Махараджа, связующее звено таково: шикша. Вначале — Чайтаньядев, который есть не кто иной, как объединение Радхи и Говинды, сам Источник, сам фонтан всех высших устремлений, из которого Сварупа Дамодар, который является вторым проявлением Шри Чайтаньядева[4], рассматривается как Лалита Сакхи в прошлой лиле Кришны[5]: ш́рӣ сварӯпа-да̄модара, ш́рӣ госва̄мӣ рӯпа-сана̄тана. Рупа и Санатана оба получили прямой совет, наставление от самого Махапрабху: в Бенаресе — Санатана, а в другом месте — Рупа Госвами, они обрели удачу слушать непосредственно Махапрабху, слова из Его уст. Поэтому — Сварупа Дамодар, Рупа и Санатана. Хотя они и не являются [непосредственно] учениками [Махапрабху], но Сварупа занимает первостепенное положение, затем — Рупа и Санатана.

#00:02:09#

рӯпаприйа маха̄джана, джӣва-рагхуна̄тха…

Джива Госвами был прямым учеником Рупы Госвами, и он — один из шести Госвами [Вриндавана][6]. Рагхунатх [Дас Госвами], который от Сварупы, мы видим… Сварупа Дамодар принял учение непосредственно от Махапрабху. Рагхунатх отправился во Вриндаван. Рупа и Санатана имели прямую связь [с Господом Чайтаньей], Рагхунатх пытался изо всех сил установить связь с Махапрабху, но Махапрабху всегда давал ему связь через Сварупу Дамодара. Но Рупа и Санатана [также] обрели непосредственную связь с Махапрабху, они занимают ранг Сварупы Дамодара, а Рагхунатх покорен им, младший по отношению к ним.

#00:03:15#

Джива Госвами оказывал защиту, защищал все наставления высочайшего порядка[7], цитируя различные писания, ради того, чтобы широкие массы могли принять эти истины в целом. Таким образом, Джива, Рагхунатх — оба происходят от Рупы, один дает рага-маргу, другой советует виддхи[8].

#00:03:53#

Кавираджа Госвами мы не можем отвергнуть. То, что он дал в «Чайтанья-чаритамрите», «Говинда-лиламрите» и во многих других поэмах [неоценимо], его реализация в высшей степени могущественна, сладостна и очень великодушна. Кавирадж Госвами имел прямую связь с Рагхунатхом: джӣва-рагхуна̄тха.

#00:04:25#

Та̄̐ра прийа кави кр̣ш̣н̣ада̄са: Кави Кришнадас был прямым учеником Рагхунатха Даса. Затем мы доходим до Нароттама. Они могли видеть, распознавать высочайшее проявление служения в сфере божественной любви. Нароттам Тхакур описал и дал высокую оценку Кавираджу Госвами. Кавирадж Госвами до Нароттама обрел это явление, затем явился Нароттам. Хотя Нароттам не был современником Кришнадаса Кавираджа, но получил от него все.

#00:05:13#

(Джӣва-рагхуна̄тха хон, та̄̐ра прийа) кр̣ш̣н̣ада̄са-прийабара, нароттама сева̄пара: верные последователи Махапрабху видят, что Нароттам следовал Кавираджу Госвами. От Кавираджа это явление было передано Нароттаму. Джа̄̐ра пада виш́вана̄тха-а̄ш́а: затем после Нароттама (в следующем поколении) присутствует пробел[9], и затем — Вишванатх Чакраварти Тхакур.

#00:06:01#

Вишванатх Чакраварти принадлежит к линии Нароттама, но через одного или двух наставников, однако эти наставники не являются слишком значительными, примечательными. Иногда объем воды реки, когда она течет с горы, не всегда один и тот же; в некоторых местах она становится скудной, а в других местах, мы видим, что она полноводная. Нечто в этом роде. Это явление [духовное знание] спускается с высот, и где-то оно очень [буквально] тонкое, а где-то оно грандиозное. Нечто в этом роде.

#00:06:50#

Нароттам. Затем это явление демонстрируется Вишванатхом Чакраварти. Оно являет себя вновь в великих масштабах. Он написал тику (комментарий) к «Бхагаватам», Бхагавад-гите, а суть «Брихад-бхагаватамритам» представил в «Лагху-бхагаватамритам», затем [комментарий к] «Бхакти-расамрита-синдху», киран-кона(?)[10]. Через него Махапрабху дал многое. Мы видим, что Махапрабху передал через него это явление в широких масштабах, чтобы оно могло одарить благом следующие поколения.

#00:07:45#

Мы должны направлять наше внимание на самые важные места. Ганга течет, но определенные боковые русла не обладают особым значением, имеют значение те места, где стоят большие города на берегах реки. Нечто в этом роде. Мы видим, что некоторые места являются особыми «складами», где все преданные могут [духовно] «питаться», и следует уделять внимание подобным местам.

#00:08:21#

Вишванатх Чакраварти. Затем — Баладев [Видьябхушан]. Кто такой Баладев? Его духовная линия отдельная, он испытывал большую любовь, симпатию или влечение к философии Мадхвы, но, соприкоснувшись с Вишванатхом Чакраварти, Баладев был обращен в гаудия-вайшнавизм — в большей степени он был гаудией, нежели последователем Мадхвы. По милости Говиндаджи[11] он обрел удачу подготовить «Гаудия-веданту», гаудия-бхашью для нас — трактовку Веданты школы гаудия, каким образом Веданта связана с гаудия-вайшнавами. Ему был брошен вызов в Джайпуре, а именно было сказано, что гаудия-сампрадая не имеет комментария к Веданте, которая универсально принята всеми школами теизма, и гаудия-вайшнавы не могут быть признаны в качестве последователей Вед и Веданты.

#00:09:43#

Этот вызов был принят Баладевом Видьябхушаном под руководством Вишванатха Чакраварти, который был тогда слишком стар, чтобы отправиться в то собрание, где обсуждалась Веданта. Баладев был послан, и он решил эту проблему. У него было семь дней, и он горячо молился Говинде о том, чтобы тот наделил его силами составить комментарии к Веданте. За короткое время он написал этот комментарий, представил его собранию вайшнавов тех дней, и этот комментарий был принят. Таким образом, гаудия-сампрадая была представлена в комментарии к Веданте Баладевом — столь важное служение он выполнил для сампрадаи, настолько [значительное], что люди, которые являются мыслителями, пекущимися о благе всей гаудия-сампрадаи, не могут вычеркнуть Баладева из списка своих предшественников. Баладев был принят, он был включен в список шикша-гуру наряду с Джаганнатхом Дасом: баладева джаганна̄тх[12].

#00:11:04#

Джаганнатх [Дас Бабаджи Махарадж] также принадлежит к этой линии, и от него происходит Гауракишор [Дас] Бабаджи, через одного бабаджи-ученика Джаганнатха. Бхагават Дас Бабаджи был учеником Джаганнатха (в округе Мансингх он жил и оставил мир), [он] пришел к Джаганнатху Дасу Бабаджи, получил от него вешу[13]. Он был известен как Бхагават Дас. Гауракишор Госвами, непосредственный инициирующий учитель Прабхупады [Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура], получил вешу от этого Бхагавата Даса.

#00:11:47#

Бхактивинод Тхакур, поскольку он был неудовлетворен современными ему так называемыми последователями Махапрабху, которые в большинстве своем были сахаджиями, установил связь с этим Джаганнатхом Дасом Бабаджи, пра-гуру Гауракишора Даса Бабаджи, и получил свою вешу от него. Он считал Джаганнатха Даса Бабаджи своим Гуру.

[Обрыв записи]

#00:12:29#

Согласно нашему Гуру Махараджу [Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру], принятие Гуру тем [учеником], кого мы рассматриваем не как садхана-сиддху, но как нитья-сиддху[14], носит формальный характер: он уже находится в своем положении [духовного] совершенства, и он способен понять, определить, каким будет уместный канал получения нами знания, требуемого для того, чтобы достичь желанной цели в этой линии.

#00:13:03#

баладева джаганна̄тх,
та̄̐ра прийа ш́рӣ-бхактивинода…

От него мы приходим к Бхактивиноду [Тхакуру], а затем — Гауракишор [Дас] Бабаджи Махарадж. Бхактивинод Тхакур «происходит» от Джаганнатха [Даса Бабаджи] непосредственно, а Гауракишор Бабаджи Махарадж был учеником Бхагавата [Даса Бабаджи], так был связан с Джаганнатхом Бабаджи Махараджем. Гауракишор Бабаджи Махарадж имел обыкновение слушать объяснение «Бхагаватам» из уст Бхактивинода Тхакура в Годрумадвипе, Сварупа-гандже, где находится бхаджана-стхали Бхактивинода Тхакура. Там есть маленькая постройка, в которой Гауракишор Бабаджи Махарадж имел обыкновение сидеть, когда Бхактивинод Тхакур объяснял «Бхагаватам». Главным образом он приходил к нему, чтобы слушать «Бхагаватам». Таким образом, бхагавата-гуру Гауракишора Бабаджи был до известной степени Бхактивинод Тхакур.

#00:14:02#

От Джаганнатха [Даса Бабаджи] «явился» Бхактивинод Тхакур, затем Гауракишор Бабаджи Махарадж, затем наш Гуру Махарадж, Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада, который привел в гармонию все это [духовное знание] и представил систематическую линию мысли [буквально], собрав суть из всех возможных источников, полезную для нашей будущей жизни, в высшей степени благотворную. Такова линия преемственности [духовных учителей].

#00:14:50#

Нароттам Тхакур — лучезарная звезда в этой линии. Практически весь Манипур, многие другие места[15], и он был автором множества песен. Песни Бхактивинода Тхакура носят научный характер и призваны нам помочь, песни Нароттама Тхакура в большей степени сентиментальные, исполнены [духовного] чувства, тогда как песни Бхактивинода Тхакура носят более систематический характер, для того чтобы мы могли понять [суть знания]. Чувства мы находим в интенсивной степени в поэзии, песнях Нароттама Тхакура, но систематическое изложение неких истин присутствует в песнях Бхактивинода Тхакура.

#00:15:49#

В целом нароттама-паривара, мы принадлежим к семье Нароттама. И теперь мы можем сказать, где-то изменяя это утверждение, что мы принадлежим к семье Бхактивинода Тхакура. Я написал поэму, сейчас я не в силах вспомнить оригинал на санскрите… Шука и Вьяса. Вьясадев был грихастхой, а Шукадев — брахмачари. Вьясадев был учителем Шукадева, учителем «Бхагаватам». Бхактивинод Тхакур был также грихастхой и учителем Прабхупады, который был подобен Шукадеву — брахмачари на протяжении всей своей жизни. Я сравнил Прабхупаду с Шукадевом, а Бхактивинода Тхакура с Вьясадевом — владыкой, знатоком всех писаний, необходимых, данных нам ради нашего блага, и Прабхупада дал эти писания образованной публике своего времени, подобно тому, как это в свою эпоху сделал Шукадев.

#00:17:13#

Прабхупада, наш Гуру Махарадж, играл роль Шукадева, а-кумара-брахмачари. Он дал это явление публике, он дал писания, полученные от Бхактивинода, подобно тому как Шукадев дал миру писания, полученные им от его отца, Вьясадева. Таково наше видение гуру-парампары и Нароттама Тхакура.

Гаура Харибол!

Преданные: Харибол!

Шрила Шридхар Махарадж: Нитай-Гаура Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Махапрабху Шри Чайтанья неотличен от Шри Шри Радхи и Кришны, и Он сама жизнь тех вайшнавов, которые следуют пути Шри Рупы Госвами. Шри Сварупа Дамодар Госвами, Рупа Госвами и Санатана Госвами приносили великое счастье Вишвамбхаре (Шри Чайтанье)» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада. «Шри Гуру-парампара», 6).

[2] Рӯпаприйа маха̄джана, джӣва-рагхуна̄тха хон, та̄̐ра прийа кави кр̣ш̣н̣ада̄са / кр̣ш̣н̣ада̄са-прийабара, нароттама сева̄пара, джа̄̐ра пада виш́вана̄тха-а̄ш́а — «Рупе Госвами были очень дороги великие души Джива Госвами и Рагхунатх Дас Госвами. Джива Госвами был учеником Рупы Госвами. Рагхунатх Дас Госвами, ученик ученика Адвайты Ачарьи, Джадунанданы Ачарьи, был принят Рупой и Санатаной как духовный брат. Любимым учеником Рагхунатха Даса Госвами был Кришнадас Кавирадж Госвами. Кришнадас Кавирадж был близким другом Локанатха Госвами. Они вместе жили во Вриндаване, обсуждая темы, связанные с Кришной. У Локанатха Госвами, ученика Гададхара Пандита, был только один ученик по имени Нароттам Дас. Нароттам Дас всегда был занят в служении своему Гуру, а также его близким друзьям. Так он стал очень дорог Кришнадасу Кавираджу Госвами. Служить стопам Нароттама Даса Тхакура было единственным желанием Вишванатха Чакраварти Тхакура, который был четвертым ачарьей в ученической преемственности от Нароттама Даса» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада. «Шри Гуру-парампара», 7).

[3] Кр̣ш̣н̣ада̄са кавира̄джа расика бхаката-маджха, дженхо кайа чаитанйа-чарита / гаура-говинда-лӣла̄ ш́уните галайе ш́ила̄, та̄ха̄те на хаила мора чите — «Среди многих преданных Шрила Кришнадас Кавирадж чрезвычайно искусен во вкушении необычайного нектара возвышенной любви к Богу. Когда камни слышат его „Чайтанья-чаритамриту“ и „Говинда-лиламриту“, они начинают плавиться от экстаза. Несмотря на эти удивительные увиденные мною чудеса, я не ценю это в своем сердце» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Шри Прартхана», 3.3).

[4] Кр̣ш̣н̣а-раса-таттва-ветта̄, деха-према-рӯпа / са̄кш̣а̄т маха̄прабхура двитӣйа сварӯпа — «Шри Сварупа Дамодар был олицетворением экстатической любви и в совершенстве познал трансцендентную сладость взаимоотношений с Кришной. Он был прямым представителем Шри Чайтаньи Махапрабху, Его вторым воплощением» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 10.111). Бхат̣т̣а̄ча̄рйа кахе, — эи сварӯпа-да̄модара / маха̄прабхура хайа ин̇ха двитӣйа калевара — «Шри Сарвабхаума Бхаттачарья ответил: „Это Сварупа Дамодар. Он, по сути, является продолжением тела Шри Чайтаньи Махапрабху“» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 11.76).

[5] Имеется в виду явление Господа Кришны на Земле в эпоху Двапара, более пяти тысяч лет назад. Тогда Лалита Сакхи была главной подругой и помощницей Шримати Радхарани, возлюбленной Шри Кришны.

[6] Шесть Госвами Вриндавана — это Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Рагхунатх Бхатта Госвами, Шрила Рагхунатх Дас Госвами, Шрила Джива Госвами и Шрила Гопала Бхатта Госвами. См. поэму «Шри Шри Шад-Госвами-аштакам», в которой Шрила Шринивас Ачарья прославляет Госвами, описывая их положение.

[7] Шрила Джива Госвами считается защитником рупануга-сампрадаи, поскольку он на высоком уровне был способен отстоять философские положения теистического учения Махапрабху, сиддханты. О положении Дживы Госвами можно прочитать в лекции Шрилы Шридхара Махараджа под названием «Джива Госвами и Сарасвати Тхакур — защитники Гаудия-сампрадаи», а также в двух частях (часть первая и часть вторая) лекции «Джива Госвами Прабху дал нам надежную защиту» Шрилы Говинды Махараджа.

[8] Рага-марга — путь спонтанной преданности Богу по велению сердца, без строгого соблюдения правил и предписаний духовной жизни. Виддхи-марга — путь преданности Богу, строго регулируемый правилами и предписаниями; садхана-бхакти. В лекции «Два пути: виддхи-марга и рага-марга» Шрила Говинда Махарадж рассказывает об этих двух путях духовной практики.

[9] Имеется в виду, что в следующем поколении после Нароттама Даса Тхакура в линии гаудия-вайшнавизма не было яркого духовного учителя, который бы привнес нечто значительное в духовное наследие традиции. Это не значит, что духовных учителей не было, и традиция прервалась, поскольку, как известно, у Нароттама Даса Тхакура было очень много учеников. Но никто из них не стал известен.

[10] Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур составил более десятка комментариев к различным священным писаниям, среди которых: «Сарартха-даршини» — комментарий к «Шримад-Бхагаватам», «Сарартха-варшини» — комментарий к Бхагавад-гите, «Бхактисара-прадаршани» — комментарий к «Бхакти-расамрита-синдху» Шрилы Рупы Госвами.

[11] Речь идет об особо почитаемом Божестве, которое находится в Джайпуре (штат Раджастхан).

[12] Виш́вана̄тха-бхакта-са̄тх, баладева джаганна̄тх, та̄̐ра прийа ш́рӣ-бхактивинода / маха̄-бха̄гавата-бара, ш́рӣ-гауракиш́ора-бара, хари-бхаджанете джа̄̐ра мода — «Вишванатх Чакраварти Тхакур стал шикша-гуру [наставляющим духовным учителем] Баладева Видьябхушана, которому раскрыл знание „Шримад-Бхагаватам“. После Шри Баладева Видьябхушана самым выдающимся ачарьей стал Джаганнатх Дас Бабаджи, которого Шри Бхактивинод Тхакур принял своим шикша-гуру. Близким другом и спутником Бхактивинода Тхакура был знаменитый маха-бхагавата-вайшнав Шри Гауракишор Дас Бабаджи, черпающий единственную радость в хари-бхаджане» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада. «Шри Гуру-парампара», 8).

[13] Одеяние бабаджи, отшельника.

[14] Саддхана-сиддху — подвижник, достигший духовного совершенства в процессе регламентированной строгими правилами и предписаниями духовной практики. Нитья-сиддху — личность, которая уже пребывает в сфере духовного и нисходит в бренный мир ради блага обусловленных материальной иллюзией душ.

[15] Имеется в виду, что люди этих мест были обращены Нароттамом Дасом Тхакуром в гаудия-вайшнавизм — прим. переводчика.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования