«Безграничное великодушие Шри Нитьянанды Прабху». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия | “The Magnanimous Nature of Sri Nityananda Prabhu.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 1980s. Navadwipa Dhama, India


Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Безграничное великодушие Шри Нитьянанды Прабху

 

Шри Нитьянанда Прабху — воплощение Баладевы Враджа-мандалы. Нароттам Дас Тхакур говорил: балара̄ма хаила нита̄и — «Баларама — это Нитай». Санатана Госвами также говорил о Нитьянанде Прабху, как о воплощении Баладевы Вриндавана, однако некоторые люди в гаудия-cампрадае заявляют, что Нитьянанда Прабху — воплощение Шримати Радхарани. Гаудия Матх опровергает это утверждение и таких людей никогда не признает как истинных последователей гаудия-вайшнавов и Махапрабху.

Нитьянанда Прабху явился в округе Вирбхум, на западе Катвы, в северо-западной части Экачакры, где в лесу когда-то скрывались братья Пандавы. Также поблизости находится дерево, рядом с которым Бакаракшаса был убит Бхимасеном. В Экачакре близ Гарбхаваши и во многих других местах мы можем найти следы игр Нитьянанды Прабху. Сын Нитьянанды Прабху основал храм поблизости и установил там Шримурти. Но около двухсот лет назад в этой местности прошел сильный ураган и множество древних строений было разрушено. Потом появился один состоятельный землевладелец, последователь гаудия-сампрадаи, который восстановил поклонение, установленное в Вирачандрапуре. Однако с течением времени все снова пришло в упадок.

Отдай своего сына

Матушку Нитьянанды Прабху звали Падмавати, а отца — Хадай Пандит. Их семья носила титул Оджха, который сейчас уже не используется. Когда Нитьянанде Прабху было примерно двенадцать лет, пришел санньяси преклонного возраста и обратился к Хадаю Пандиту с просьбой: «Отдай мне своего сына». Этот санньяси просил отдать не просто их дитя, а столь очаровательного и любимого сына, как Нитьянанда Прабху. Как же жить, если придется проститься с таким сыном? Но что было делать? Санньяси пришел и умолял отдать ребенка, и ему нельзя было отказать. Они не могли игнорировать просьбу садху. Им пришлось отдать ему своего единственного сына. Утверждают, что этим садху был не кто иной, как Шри Мадхавендра Пури, Гуру Ишвары Пури, Адвайты Ачарьи и Пундарика Видьянидхи. Так этот санньяси забрал Нитьянанду Прабху из родного дома, когда тому было всего двенадцать лет, и с тех пор они скитались вместе по всей Индии и посетили все святые места.

Сам Махапрабху не посетил так много святых мест. Он путешествовал по Южной Индии, а на севере Индии Он побывал лишь во Вриндаване и Праяге. Махапрабху не был ни в Двараке, ни в Бадринараяне, тогда как Нитьянанда Прабху посетил все святые места, которые только есть в Индии. После ухода Мадхавендры Пури Он продолжил Свое священное паломничество. В то время Махапрабху вернулся из Гайи и начал санкиртана-лилу в Навадвипе.

В поисках друг друга

Нитьянанда Прабху странствовал повсюду и в конце концов пришел во Вриндаван. Он находился в постоянном поиске, поскольку пребывал в настроении Баладевы, который ощущал непреодолимую необходимость быть рядом с Кришной. Нитьянанда начал тщательно искать нечто важное во Вриндаване, но так и не смог найти. И тогда Его посетило вдохновение: «Где мне искать Кришну? — Он сейчас в Навадвипе. Поэтому Мне нужно туда». С таким устремлением в сердце Он пришел в Навадвипа-дхаму, где Махапрабху уже начал Свое движение санкиртаны.

Однажды ночью Махапрабху приснилось, что в город на колеснице, которую украшал флаг с изображением пальмы, приехал незнакомец и спросил: «Где дом Нимая Пандита? Где дом Нимая Пандита?» Ему показали: «Дом Нимая Пандита здесь». Проснувшись, Махапрабху обратился к Своим спутникам (Шривасу и остальным): «Этой ночью в Навадвипу явилась великая Личность. Попытайтесь найти Ее». Они сделали все, что смогли, обыскали каждый уголок, но так никого и не нашли. Они сообщили Махапрабху: «Мы пытались изо всех сил, но не нашли ни благородного, ни святого, ни богатого человека, пришедшего вчера ночью». Тогда Махапрабху сказал им: «Пойдемте искать вместе». Он отправился прямиком в южную часть Навадвипы в дом Нанданы Ачарьи и там нашел статного и сильного юношу небесной красоты, сидевшего на веранде. Стало ясно, что это и есть тот, о ком говорил Шри Гаурангадев. На Нем были алые одеяния, тогда как окружавшие Его были облачены в белое. Когда произнесли шлоку из «Шримад-Бхагаватам», на теле Нитьянанды проявились признаки божественных переживаний. Ощутив внутреннюю связь с Нитьянандой Прабху, все поняли, что именно Его искали. Его движения не походили на движения обычных людей, Он излучал невиданную, божественную энергию, которая чувствовалась в каждой клетке Его тела.

Махапрабху вовлек Харидаса Тхакура и Нитьянанду Прабху в проповедь и дал им наказ: «Ступайте от двери к двери, просите каждого оставить прежнюю жизнь и воспевать Святое Имя Кришны. Кого бы вы ни встретили, просите его принять Святое Имя и оставить все иные занятия».

Уловки тантриков

В те времена Навадвипа была наводнена тантриками, которые поклонялись Шакти Деви и Майе Деви. Тантрики говорили: «Майя, материальная иллюзия, приносит нам беспокойства, поэтому нам следует принять прибежище у ее стоп. Если мы сможем удовлетворить ее, снискать ее благосклонность, то она отпустит нас, откроет дверь, и, освободившись, мы станем Шивой. По своей природе, по своему рождению джива — это Шива, а Шива — господин Майи. Сейчас мы в рабстве у Майи, и поэтому полностью сбиты с толку. Когда богиня иллюзии будет удовлетворена нами, она снимет свои чары, распахнет перед нами дверь в высший мир. Там много освобожденных душ, мы присоединимся к ним. Они все наслаждаются положением Шивы, господина Майи. Она не может заставить их совершать то, что она хочет, и служит им как своим повелителям. Майя служит освобожденным душам, как Шиве, но делает это с позиции материальной энергии. Не контролируя ее, они служат друг другу, так как все они — Шива. Па̄ш́а баддхо бхавет джӣва па̄ш́а мукта сада̄ш́ива. Когда джива пребывает в рабстве Майи, она является падшей душой, а когда она превосходит Майю, материальную иллюзию, то навсегда становится Шивой. Такая джива может перемещаться, куда пожелает, и Майя ничего не может с ней поделать, она будет оказывать душе служение — это и будет освобождением. Нам следует служить Майе Деви, и для этого существуют определенные тантрические практики, благодаря которым ее можно удовлетворить». Тантрики всегда поступали своенравно, они пили вино и ели мясо. Они предлагали все это божествам Майи, Шакти и Кали. Они также неограниченно наслаждались обществом женщин. Они думали, что их связь с женщинами поможет им освободиться от увлеченности ими. Таким образом, то, что мы считаем губительным: вино, мясо и женщины, они одобряют и ставят в основу своей тантрической практики.

«Наш метод состоит в том, чтобы научиться правильно обращаться с теми вещами, которые искушают нас, — так мы сможем избавиться от их чар. Они существуют, чтобы очаровывать и привлекать нас, но есть некая практика, которая поможет нам управлять ими. Так мы станем господами этих отравляющих явлений».

Позитивная альтернатива

В то время в Навадвипе было полно таких тантриков. Махапрабху Шри Гауранга начал Свою проповедь, пытаясь убедить каждого оставить все остальное и начать воспевать имена Кришны, Нараяны. Он говорил: «Вы не только освободитесь от влияния Майи, но и обретете позитивную жизнь на Вайкунтхе и Вриндаване. Это высочайшее достижение, а то, что приходит в результате поклонения Шакти, всегда имеет последствия, которых вы не в силах будете избежать». Эти истины упоминаются в шастрах, но не столь часто. Если вы будете более внимательны, то увидите, что относительность этого негативного, материального мира совершенно не гарантирует безопасности. Только вступив в позитивный мир, вы окажетесь в безопасности. Освобождение как избавление от враждебного влияния — это не высшее достижение, необходимо практически занять себя в линии служения Господу, которое лишено материальной скверны. Нужно не просто избавиться от эгоизма, а понять, что в центре всего находится Господь, и начать Ему служить. Там позитивный духовный мир исполнен счастья, и достичь его можно лишь через служение. Здесь мы потребители, эксплуататоры, но все это следует оставить ради освобождения от последствий обусловленной жизни (кармы). Нам нельзя ждать, бездействуя, — это небезопасно.

Уровень спонтанного служения

Следует всегда помнить, что недостаточно лишь избавиться от негативного. Существует позитивный мир, предназначенный для возвышенного образа жизни, в который можно вступить только через служение. Служение превыше всего. Пожертвовать своим интересом, но не ради части, а ради целого, абсолютного блага — это столь возвышенно. Ничто не может сравниться с этим. Это не может быть результатом рационального расчета, это рождается спонтанно. Достичь такого уровня спонтанного любовного служения можно лишь заплатив высочайшую цену, отбросив прежние увлечения и привычки, включая следование более низким практикам поклонения, искупления грехов и прочего.

«Умереть, чтобы жить». В человеческой жизни должно произойти радикальное преображение. Умри ради такой жизни, которая в абсолютной степени достойна этого. Путь этот открыт лишь для человека. В других формах жизни невозможно воспринять даже отблеск этого лучезарного пути, это доступно ограниченному числу людей в сотворенном мире. Сколько душ обретают тела людей? Ничтожно малое количество по сравнению с другими видами живых существ. Лишь для них открывается эта дверь в высший мир, и поэтому мы должны изо всех сил попытаться достичь этой позитивной стороны бытия. Эта сторона — Кришна. Он привлекает всех и вся. Он несравненно прекрасен, Он — высшая Реальность. В Нем присутствует все сущее. Он неописуемо очарователен. Мы ощутим полноту жизни, только если приблизимся к такому Господу, приняв Его Святое Имя. В этот век Кали нам рекомендуют воспевать Имя Господа в обществе святых. Только так мы сможем совершенствоваться в этом.

Джагай и Мадхай

Нитьянанда Прабху был неиссякаемым источником энергии, и Харидас Тхакур не всегда поспевал за Ним. Это создавало некоторые сложности в исполнении наставления Махапрабху, но что делать? Однажды к ним пришла группа бандитов (гундов), настроенных агрессивно: «Оставьте нас в покое! Мы совершенно не набожные, а вы навязываете нам свою проповедь. Откуда у вас право на это? Почему вы беспокоите нас? Как и большинство людей, мы придерживаемся своих убеждений, а вы нагло упрекаете нас в недостатке религиозности. Вы пришли к нам с новой религиозной идеей. Почему мы должны принять ее? Да вы глупцы! Если вы снова явитесь, мы проучим вас». Несмотря на угрозы, Махапрабху велел продолжить проповедь.

Так они встретили братьев, Джагая и Мадхая. Джагай и Мадхай по происхождению были брахманами, но совершенно не интересовались религией. Они имели покровителя в мусульманском правительстве, промышляли разбоем, не достойным представителей брахманического сословия. Они брали все, что считали для себя нужным. За ними водилась дурная слава, их называли Джагадананда и Мадхавананда.

Мы не должны применять силу

Однажды они встретили Нитьянанду и Харидаса: «О! Вы мошенники, мы слышали о вас. Вы убеждаете принять новую религию. Не бывать этому! Если мы встретим вас снова, то поколотим так, что вы будете плакать». Так или иначе, эти братья сделали такое предостережение. Нитьянанда Прабху каждый день отчитывался в успехах Своей проповеди и, рассказывая об этом случае, бросил вызов Махапрабху. Он сказал: «Мы еле спаслись сегодня от двух братьев-бандитов, которые держат в страхе всю Навадвипа-дхаму. Но если Ты сможешь освободить их, тогда Я буду убежден, что Ты пришел сюда, чтобы исполнить желаемое. Они самые большие злодеи, которых только можно найти во всей округе, и поэтому должны быть Тобою обращены. Если Ты сможешь сделать это, то мы сможем доказать, что Ты обладаешь реальной силой, и Ты сможешь реализовать задуманное». Махапрабху заключил: «Если такова воля Кришны, то нет ничего невозможного». Снова отправившись проповедовать, они встретили тех же злодеев. Харидас Тхакур отступил, а Нитьянанда Прабху остался смело стоять на месте. Мадхай схватил глиняный кувшин, лежавший на обочине дороги, и бросил им в голову Нитьянанды. Кувшин рассек Ему лоб, но Нитьянанда продолжал стоять. Кто-то побежал к Гаурангадеву и рассказал о том, что Нитьянанду Прабху поранили бандиты. Махапрабху пришел в ярость и поспешил туда: «Кто посмел ранить Нитьянанду Прабху? Выходи или Я уничтожу этот город!» Тогда вмешался Нитьянанда: «Нет! Нет! О Мой Господь, обуздай гнев. В этом воплощении Мы не должны применять силу. Помни об этом».

Обращение в веру

«Однажды некто заступился за нас: „Нет! Нет! Они же монахи. Они не зажиточные люди или чиновники, а лишь санньяси в алых одеждах. Нельзя убивать или бить их“, и оттолкнул Джагая и Мадхая». Нитьянанда Прабху снова воззвал к Махапрабху: «Тебе не следует так поступать. В этот век, в этой ситуации, Мы ни в коем случае не должны использовать силу. Никогда!» В это время Мадхай захотел ударить Нитьянанду Прабху, но Джагай встал на его пути. Махапрабху обернулся: «Джагай, ты защитил Моего Нитьянанду». Махапрабху обнял его, а Джагай упал к Его стопам и начал рыдать, произнося: «Харе Кришна». Сознание Джагая пережило трансформацию. Затем Мадхай сказал: «Мы оба величайшие грешники, но теперь Джагай изменился». С этого момента началось и его обращение.

Рекомендация Нитьянанды

Нитьянанда Прабху сказал, что в такой ситуации нельзя допустить, чтобы один из братьев обрел спасение, а другой нет, поэтому Мадхай также должен быть спасен. Тогда Махапрабху сказал: «Сам Нитьянанда просит за тебя, поэтому, Мадхай, Я также дарую тебе освобождение». Затем Махапрабху обнял его. Мадхай тоже припал к стопам Господа, начал плакать и повторять имена Кришны. Так произошло обращение этих двух величайших демонов в человеческом обличии. Через некоторое время об этом говорил весь город: «Кто такой Нимай Пандит? Мы знали Его как ученого, но, несомненно, Он обладает некой сверхъестественной силой. Эти две демонических личности, при виде которых люди всегда разбегались по домам и крепко закрывали двери, обращены Нимаем Пандитом в одно мгновение. Он обладает нечеловеческой силой». С того дня за Нимаем Пандитом закрепилась слава не простого ученого, а наделенного сверхъестественными способностями. Нитьянанда Прабху также прославился. Когда Ему до крови рассекли лоб, Он показал необычайную выдержку, терпение, а вступившись за Своих обидчиков, Он проявил великое сострадание. После этого случая все признали Его божественное, возвышенное положение. Ему были чужды настроения эксплуатации и наслаждения, Он всего Себя посвятил Кришне.

Совершенный слуга

Санатана Госвами писал в своем комментарии: «В раса-лиле Кришны Кришна наслаждается всеми гопи, однако у Баларамы также есть Своя отдельная раса-лила». В «Шримад-Бхагаватам» и других Пуранах упоминается о том, что у Кришны есть раса-лила и у Баладевы также есть Его раса-лила. Санатана Госвами дает объяснение этому. Эта тема очень возвышенна и сокровенна, ее очень трудно понять. Баладева лишь внешне проводит Свою раса-лилу, тогда как в сердце Он призывает Кришну принять участие в этой лиле, но Сам не наслаждается гопи. Он всегда в стороне, Он лишь играет Свою роль и управляет раса-лилой Кришны с гопи. Он небеспристрастный исполнитель этой роли. Все Его естество преисполнено настроения служения.

Объединенные в служении

Во Вриндаван-мандале те, кто находится в ватсалья- и сакхья-расах, состоят в браках и имеют детей, но в этом нет духа наслаждения. Это союз мужчин и женщин, но не ради наслаждения, как это происходит здесь, в материальном мире. Обе стороны встречаются и объединяются для служения. В этом нет и толики наслаждения, иначе им не было бы позволено войти в эту божественную обитель, их бы изгнали в мир эксплуатации. Когда преданные проходят врата освобождения и входят в мир Вайкунтхи, их склонность использовать что-то в собственных интересах исчезает навсегда и безвозвратно. Внешне они играют некие роли, но внутренне пребывают всецело в настроении служения. Это может показаться чем-то немыслимым, но это правда. И не только люди, но также птицы и звери, которые всегда стремятся наслаждаться, в духовном мире пребывают всецело в настроении служения. Такое полное преображение должно произойти в сердце, уме и теле человека прежде, чем он направит все свои усилия на достижение божественной обители Господа. Гегель сказал: «Умереть, чтобы жить». Если вы действительно стремитесь жить на духовном плане бытия, то должны будете полностью умереть такими, какими вы ощущаете себя в этой плотской мирской жизни. Это нечто совершенно противоположное, исполненное чистоты. И это может быть изучено. Не стоит думать, что это ненаучно, — подлинная наука лежит в основе этого. Таков процесс смерти ради жизни. И в этом есть любовь, жертва во имя объекта любви доказывает подлинность самой любви. В противном случае это лишь имитация, лицемерие, заговор против собственного блага.

Последний дар

Совершенно очевидно, что, если у нас есть вера в эту божественную концепцию, мы придем к «Шримад-Бхагаватам», последнему дару ведических священных писаний этому миру, дару Вьясадевы. «Шримад-Бхагаватам» — это величайшая книга из всех, пр̣тхивӣте йата катха̄ дхарма-на̄ме чале. Объясняя шлоку «дхармах̣ проджджхита-каитаво» (ШБ, 1.1.2) наш Гуру, Сарасвати Тхакур, утверждал, что все, что было сказано о религии до этого, ошибочно, ложно и не обладает должной чистотой. До этого чистая религия не была выражена в словах. Это мир эгоистов, а в мире духовном все ради центра. Это не просто бескорыстие, а самопожертвование, великодушие и самозабвение. Именно так нам следует начать свой путь и идти вперед.

Мольба у дверей

Шри Нитьянанда Прабху приходил в дома людей и взывал: «Придите к Гауранге. Он тот, кто может легко даровать вам прибежище в духовной обители». На берегу Ганги он пел эти имена Гауранги: бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га лаха гаура̄н̇гера на̄ма йе джана гаура̄н̇га бхадже сеи хайа а̄ма̄р пра̄н̣а — «О люди, придите и примите прибежище божественных стоп Гауранги, отдайте Ему все и припадите к Его стопам, отдайте Ему все и припадите к Его стопам. Примите Его имя, памятуйте о Нем и всецело отдайте себя в Его распоряжение. Он — Моя жизнь и душа. Я считаю Его Своей жизнью, душой, всем и вся». Катаясь в пыли у дверей домов, Нитьянанда взывал: «Вы должны сделать это». Он молил их, рыдая: «Примите Гаурангу, вы не представляете, какое великое благо вы обретете». Так Он катался в пыли у дверей людей и обращался к ним с этой просьбой. Он шел к обычным людям, умоляя их принять прибежище лотосоподобных стоп Гауранги. Таков Нитьянанда Прабху. Он пришел дать Махапрабху даже Джагаю и Мадхаю и молил у каждой двери принять Гаурангадева. Вы даже не представляете, какая перспектива может открыться перед вами, насколько эта перспектива возвышенна и прекрасна!

Милость Нитьянанды

Нитьянанда Прабху — это наша надежда. Он столь великодушен, столь щедр, столь милостив, что мы с легкостью можем привлечь Его внимание и обрести Его благосклонность. Гаурангадев не может проигнорировать Его рекомендацию. А получив милость Гауранги, мы обретем бесценное сокровище радха-кришна-лилы. Тот, кто обрел милость Нитьянанды Прабху, с легкостью обретает милость Махапрабху, а обретя Махапрабху, он получит Радха-Кришну, Вриндаван и все остальное.




English

Srila Bhakti Rakshak Sridhar Dev-Goswami Maharaj 

The Magnanimous Nature of Sri Nityananda Prabhu

 

Sri Nityananda Prabhu is supposed to be the incarnation of Baladeva in Vraja-mandala. Narottama Dasa Thakura says, Balarām haila Nitāi. Sanatana Goswami also mentions Nityananda Prabhu as the incarnation of Baladeva in Vrindavan, but some persons within the Gaudiya Sampradaya preach that Nityananda Prabhu is the incarnation of Radharani. So, a vehement protest is given from the side of the Gaudiya Math and we cannot recognize them as the true followers of Gaudiya Vaisnava faith and Mahaprabhu.

Nityananda Prabhu took His birth in the district of Virbhum on the Western side of Katwa, north west of Ekachakra, where the Pandavas in disguise lived for sometime. Nearby is also shown a tree where the Bakarakshasa was killed by Bhimasena. In Ekachakra near Garbhavasa and many other places, we can trace the pastimes of Nityananda Prabhu. Nityananda Prabhu’s son established a temple nearby, and Srimurtis were installed by Him. About two hundred years ago there was a great storm in that area and many ancient arrangements were devastated. A big Zamindar and devotee of the Gaudiya Sampradaya came and restored the puja, the worshipping arrangements at Virachandra-pura. All were desolated at that time.

Give Your Son

Nityananda Prabhu’s mother’s name was Padma-vati, and His father’s name was Hadai Pandita. Ojha was their title although now we do not find any such title. When Nityananda Prabhu was about 12 years old one sannyasi came and begged Hadai Pandita for his son, “I want your son.” The sannyasi came and begged for the child, only one son, and a son like Nityananda Prabhu who was very charming. It was almost impossible to live bidding goodbye to such a son, but what to do? A sannyasi has come and asked for him and begging they could not avoid; they could not avoid the sannyasi. They had to give their only son to him. We are told, that sannyasi was no other than Sri Madhavendra Puri, the Guru of Iswara Puri, Advaita Acharya, and Pundarika Vidyanidhi. That sannyasi came and took Nityananda Prabhu away from his house when he was only 12 years old; and Nityananda Prabhu wandered with him through the whole of India, visiting all the holy places.

Mahaprabhu did not visit so many holy places. He generally travelled through the south of India, not northern India entirely, only Vrindavan and Prayag. Dvaraka and Badrinarayana were excluded by Mahaprabhu, but Nityananda Prabhu visited all the holy places that exist in India. After Madhavendra Puri disappeared, he was wandering in the holy places. In the meantime Mahaprabhu coming back from Gaya began his sankirtana-lila in Navadwipa.

Searching For Each Other

Nityananda Prabhu was wandering here and there and lastly he went to Vrindavan. He was searching for something because of His inner identification with that of Baladeva. When Krishna came he was feeling some tendency of attraction towards him. In the last period, he began searching in Vrindavan very scrutinizingly but did not find that. Then he got some inspiration, “Where to find Krishna?” “He’s now in Nabadwipa.” “I shall go there,” with this inspiration in his heart he came to Navadwipa Dhama.

Mahaprabhu had already begun His sankirtana movement, and He had a dream at night that someone came in a chariot and at the peak of the chariot there was a palm tree; and He is searching, “Where is Nimai Pandit’s house? Where is Nimai Pandit’s house?” Someone then said, “Here is Nimai Pandit’s house.” Mahaprabhu then told to the devotees. “A great personage has come here to Nabadwipa Dhama last night. You (Srivasa and others) try to find out that great person.” The followers tried their best, they searched in every nook and corner but could not find Nityananda Prabhu. They reported to Mahaprabhu, “We tried our best but could not trace any noble person, any saint, or any big man.” Then Mahaprabhu told, “Let us try with the followers.” He then went straight to the southern side of Nandana Acharya’s Bhavan. Mahaprabhu went directly to a particular house which is known as Nandana Acharya’s house, and there they found a new gentleman, stout and strong, and godly in appearance, sitting on the veranda of that house. The devotees of Mahaprabhu could then understand him to be the man of whom Sri Gaurangadeva was telling about. He was sitting there in red robes, all others were white dressed. Someone then chanted some Bhagavata sloka, and so many spiritual symptoms gradually appeared in His body. They could then understand what a great man he is for he was filled with divine love. He was the agreed personage and gradually coming in intimate connection with Him they could understand that He was Sri Nityananda Prabhu. Outwardly His movements were not like a scholarly person, or an ordinary man; He was surcharged with a high type of energy and divinity coming forth from His complexion.

Mahaprabhu gradually began preaching. Haridasa Thakura and Nityananda Prabhu were both given orders. “Go from door to door and request them to leave everything aside and take the name of Krishna. Whomever You may meet going from door to door, approach and ask them to take the name of Krishna leaving aside everything else.”

The Tantric’s Trick

At that time Nabadwipa Dhama was mostly filled with tantrics, that is the worship of Shakti Devi and Maya Devi. The tantrics say, “This Maya is disturbing us, so we must take shelter under her feet. When she will be propitiated and satisfied then she will loosen, open the door and we will get out and become Shiva. By nature, by birth, jiva means Shiva, Shiva means the master of Maya. We are now in the clutches of Maya, misunderstanding. When the goddess of misunderstanding is satisfied with us, she will then withdraw and we shall find a door out. We shall go to the other side. There are so many liberated souls there and we shall join them. They are all enjoying the position of Shiva, the master of Maya. Maya cannot force them to do anything and everything as she wills rather she serves her masters. Maya serves Shiva, the liberated souls. Maya serves them though in the relativity of Maya but they cannot control so they render some service to the liberated souls and they are known as Shiva. Pāśa baddho bhavet jīva pāśa mukta sadāśiva. When within bondage he is jiva, a fallen soul, when he is outside the bondage of this Maya, this misunderstanding, then he’s always Shiva. He can then move here and there at his sweet will and Maya cannot force him, rather she will come to serve him, and that is liberation. We shall then serve Maya Devi and the tantric process involes something, in this way she will be satisfied.” They use many things, they may drink wine and eat meats. They offer them to the deities Maya, Shakti and Kali. They also enjoy the women in different moods. They think that the application of mixing with ladies is such, that they will get liberation from the charm of the ladies. In this way in their process, they approve of the wine, the meat and the ladies it seems to be very harmful to us but these are the underlying principles of the tantric upasana.

“In our method, our process of approaching these things which we feel temptation for, we shall get liberation from them. They come to attract us towards them but by a particular process we shall handle them. We shall be masters of those poisonous thing.”

Positive Alternative

At that time Nabadwipa was filled with such tantrics. Mahaprabhu Sri Gauranga began his preaching, attempting to convince everyone to give up everything and take to chanting the name of Krishna, Narayana. He then said, “Not only will you be out of Maya but you will attain positive life in Vaikuntha in Vrindavan. That is higher attainment, and what is to be attained by worshipping the shakti in the method they are following, that is reactionary and sometime again they will have to evolve.” This is mentioned in the shastra, but not very extensively. If you are very particular then you will have to see that the relativity of this negative world is not safe. You must enter the positive world then you will be safe. That is not only mere liberation, emancipation from the opposite forces, but practical participation in the serving line, which is very pure. Not to be non-selfish, but one must be God-centred. God-serviced. The positive world is there and that is full of pervasive happiness, and that we can attain only through service. Here we are an enjoying unit, an exploiting unit, but it must be given up to get out of the reactionary tendency of life. But we must not wait on the fence, for that is not a safe position.

Automatic Stage

Then again, that is not saying much because withdrawal from the negative side is not enough. There is a positive world and that is meant for a real high form of life, and that can be attained through service. Service is great, to sacrifice one’s own interest, not for any part but for the whole, the absolute good, that is great. Nothing can be compared to that. It is not calculative but automatic. To reach the automatic stage of service with love is high pay: so give up all these habits and these former engagements with a lower standard of worshipping, penance and all these things. “Die to Live.” A radical change must be welcomed in life. Life is worth living, life is worth living and it is only open to the human section. In other species it is impossible to get a glimpse of such high light and to begin that way of life, for there are only a very few human beings in the creation. What are the number of human bodies, very small compared to the whole of creation, and that is the door to heaven so you must try to have a positive life. He is Krishna. He is all attractive. He is beautiful, He is the highest reality, He is all accommodating and most charming. Our life will receive it’s fulfilment if we can approach that Lord, especially by taking His holy name. In this age of Kali a special sanction has been given to us that by taking the holy name with sat-sanga, with the real saints, then we can make progress, enter and approach that high line of preaching.

Jagai and Madhai

Nityananda Prabhu was a dynamo of energy and Haridasa Thakura could not follow, a little trouble to carry out the order of Mahaprabhu, what to do? One day there were so many gunda type persons, they came with an attacking spirit, “You are disturbing us, we are not religious and you have come to preach religion to us: what right have you got? Why do you come to disturb us? As a big society we are following a particular creed, and you are so bold as to blame us for not being religious men. You have come with a new idea of religion and we are to accept that, you fools! If again you come here you will be taught a good lesson.” In this way they were threatened, but Mahaprabhu still says you must go. Then one day they met Jagai and Madhai. Jagai and Madhai were from brahmana birth but they did not have any care for religion. They were also entrusted with some administration in the Muslim Government. They had some connection with the Government and they themselves were gundas, also brahmanas by birth. They used to take anything and everything, they were a notorious pair of gundas, Jagadananda and Madhavananda.

We Are Not To Use Force

Then one day they met him. “Oh! You rogues we have heard of you, you have come to create a new religion here—Never! If we find you again on the street you will receive a licking and will have to weep.” Anyhow, they were given such warning. Nityananda Prabhu had to report every day what progress they had made in their preaching campaign and he almost challenged Mahaprabhu. He said, “Our life was saved today from the worst pair in the whole of Navadwipa Dhama, but if You can deliver them, then I shall think that You have really come to render some service. They are the greatest rogues ever found in this area and must be converted. If You can do that then we shall say that You have got some power with some objective, and You will be able to do something.” Mahaprabhu felt, “If it is Krishna’s will then everything will be possible.” They again went out preaching and they met those two gundas, Haridasa Thakura coming back and Nityananda Prabhu stood courageously. There was an earthen pot caste away after use on the side of the way. It was taken and thrown on the head of Nityananda Prabhu and His forehead was cut, blood oozing, Nityananda Prabhu standing. Some person came to Gaurangadeva saying that Nityananda Prabhu was wounded by the rogues.

Mahaprabhu very enraged and excited came there. There was blood oozing, “Who has caused this wound on the body of Nityananda Prabhu? I shall finish the whole town, come forward.” Mahaprabhu was besides Himself. Then Nityananda Prabhu came, “No! No! Don’t be excited My Lord. In this incarnation We are not to use any force. Remember it.”

Mental Transformation

In the meantime there approached another and told, “No, no! They are red-clad mendicants what fame is there is striking them. They are not wholly established rich men or party men, only red-clad sannyasis, there is no credit by killing them or beating them,” and they took Jagai and Madhai away. Nityananda Prabhu then appealed to Mahaprabhu. “What to do, this is not proper. In this age, in this time, at this juncture what have We come to do, use force? Never.” In the meantime Madhai came to hit Nityananda Prabhu but Jagai saved him by just opposing him and Mahaprabhu turned around suddenly, “You Jagai, you have protected my Nityanada.” Mahaprabhu then embraced him and Jagai fell at His feet and began to cry, “Hare Krishna.” Mental transformation came in Jagai. Then Madhai who was standing said, “For this deed we two are such great sinners yet Jagai’s condition is now such.” In that very atmosphere his transformation also began.

Nityananda’s Recommendation

Then Nityananda Prabhu come to recognize that in the same place with similar persons, one will gain and the other will fail and so He thought Madhai must also be saved. Then Mahaprabhu said, “Nityananda Prabhu Himself is pleading for you, and so you Madhai, you should also be absolved.” Mahaprabhu then embraced him, he also fell, began to weep, and take the holy name Krishna and there was wholesale conversion of these two great demons. There was within minutes an uproar in the town. “Who is this Nimai Pandita? A scholar, so far we can understand but he is endowed with supernatural power. These two great demons, whoever they came across, or whoever would see them would enter their homes and close their doors, such demoniac persons they were, and they were converted by Nimai Pandita within one hour, what miraculous power.” So in this way Nimai Pandit got some footing there. Nimai Pandit is not an ordinary man, He is not merely a scholar but He is endowed with some supernatural power, original power. Nityananda Prabhu was famous from that time. Although He was hit on the forehead and blood oozed still He had so much of an extraordinary, patient, forbearing and affectionate heart, that He recommended that gunda who had caused Him mischief. Nityananda Prabhu’s position was very safe and very high, a divine position from that time. Nityananda Prabhu has neither an exploiting nor enjoying mood, He is wholesale given to Krishna.

Perfect Servant

Sanatana Goswami has given this in his commentary: In the rasa-lila of Krishna, Krishna was enjoying all the gopies, at that time Balarama also had his separate rasa-lila. It is also mentioned in Bhagavatam and other Puranas, that Krishna had His rasa-lila and that Baladeva also had His rasa-lila but Sanatana Goswami has given the meaning. That is very fine, very subtle and very difficult to understand. Baladeva continued rasa externally, but in His heart He was making Krishna to participate in that rasa. He was not the party to enjoy the gopies. He is aloof, He is aside, He is only performing, managing the rasa-lila with the gopies and Krishna. He is not only indifferent but with so much serving tendency and wholesale serving attitude.

United In Service

In Vrindavan-mandala in vatsalya-rasa and sakhya-rasa, they also have marriages, they have their sons, but not in any enjoying mood. There is union of men and women but not in an enjoying mood, or then they will have to be left here in the material world. Both parties meet and are united in a serving mood, that is particularly another type of mood, never an enjoying mood, or then they are not to be allowed to enter that domain.

They will be thrown here in the land of exploitation. When they go through the door of emancipation, liberation and enter Vaikuntha, from there also the exploiting tendency is eliminated, what avoidance! They are outwardly participating but internally in a serving mood. It may be impossible to think, but it is such, not only the human form but also the birds and beasts, they are also apparently mixing in an enjoying mood, but really their mood is of service attitude. Such a wholesale transformation has to be effected in one’s heart, mind and body, before wholly attempting to enter into that domain. So Hegel said, “Die to live.” If you really want to live in that plane then you will have to die wholesale as you think you are in this life as flesh blood and bones. It is of opposite type, the purity is there, it can be measured; it is not non-scientific but it is really scientific. It is the process of die to live! And love is there, the dying tendency for the object of love, that is love proper, otherwise imitation, it is hypocracy, it is conspiracy to one’s own attainment.

The Last Gift

The pure thing is that if we have got faith for such divine conception of life then we should come to Bhagavatam, the last gift in the shastric world of Vedic literatures. Vyasadeva’s last gift in the world of Vedic literatures is Bhagavatam. The Bhagavatam is so high, so high, pṛthivīte yata kathā dharma-nāme chole. Our Guru Maharaja’s translation of ‘dharmaḥ projjhito-kaitavo’ explains that of all the words and tales that are running in this world in the name of religion, Srimad-Bhagavatam says that all is false, all is false, all is tampered with and not pure, not pure! The pure type of religion is not yet spoken. It is there, all self-centered, the current is towards the centre, not only selflessness but self-sacrificing, self-forgiving, self forgetfulness, in that way we are to start, we are to start, we are to go.”

Rolling at the Door

Sri Nityananda Prabhu came and appealed, “Come to Gauranga, He is the depot, He is the dynamo to send you there very easily. He sang these names of Gauranga on the banks of the Ganges. Bhaja gaurāṅga, kaha gaurāṅga, laha gaurāṅgera nāma ye jana gaurāṅga bhaje sei haya āmāra prāṇa; all you people come and take refuge under the divine feet of Gauranga, give up everything and come fall at the feet of Gauranga, give up everything and come fall at the feet of Gauranga. Take His name, remember Him and throw yourself wholly at His disposal. He is My own life, I consider Him to be My life, My soul, My everything.” Nityananda Prabhu saying this began to roll at the door of the householder, “Householders! You must do this.” He is rolling and crying, “Accept Gauranga, you don’t know what great benefit you will receive by doing this.” He is rolling in the dust at the door of the householders with such an appeal. He came to the ordinary masses to give them shelter at the lotus feet of Gauranga, that is Nityananda Prabhu. He came to give Mahaprabhu even to Jagai and Madhai and He appealed to all from door to door to accept Gaurangadeva. You do not know what will be your prospect in life, the highest prospect in life!

Nityananda’s Mercy

Nityananda Prabhu is our only hope, He is so benevolent, so generous, so gracious, that very easily we can draw His attention and we can get His recommendation. Gaurangadeva will not be able to disregard His recommendation, and when we have got the grace of Gauranga then the Radha-Krishna-lila is within our fists. Nityananda Prabhu’s grace means to get Mahaprabhu’s grace within our clutches and to get Mahaprabhu, means to get Radha-Govinda, Vrindavan, and then everything is within our fists.






←  Новости из Ярославля. Январь 2020 года ·• Архив новостей •· «Вараха-двадаши. Явление Господа Варахи». Бхагаван Прабху Брахмачари. 16 февраля 2019 года. Москва, Кисельный →
Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж 

Безграничное великодушие Шри Нитьянанды Прабху

 

Шри Нитьянанда Прабху — воплощение Баладевы Враджа-мандалы. Нароттам Дас Тхакур говорил: балара̄ма хаила нита̄и — «Баларама — это Нитай». Санатана Госвами также говорил о Нитьянанде Прабху, как о воплощении Баладевы Вриндавана, однако некоторые люди в гаудия-cампрадае заявляют, что Нитьянанда Прабху — воплощение Шримати Радхарани. Гаудия Матх опровергает это утверждение и таких людей никогда не признает как истинных последователей гаудия-вайшнавов и Махапрабху.

Нитьянанда Прабху явился в округе Вирбхум, на западе Катвы, в северо-западной части Экачакры, где в лесу когда-то скрывались братья Пандавы. Также поблизости находится дерево, рядом с которым Бакаракшаса был убит Бхимасеном. В Экачакре близ Гарбхаваши и во многих других местах мы можем найти следы игр Нитьянанды Прабху. Сын Нитьянанды Прабху основал храм поблизости и установил там Шримурти. Но около двухсот лет назад в этой местности прошел сильный ураган и множество древних строений было разрушено. Потом появился один состоятельный землевладелец, последователь гаудия-сампрадаи, который восстановил поклонение, установленное в Вирачандрапуре. Однако с течением времени все снова пришло в упадок.

Отдай своего сына

Матушку Нитьянанды Прабху звали Падмавати, а отца — Хадай Пандит. Их семья носила титул Оджха, который сейчас уже не используется. Когда Нитьянанде Прабху было примерно двенадцать лет, пришел санньяси преклонного возраста и обратился к Хадаю Пандиту с просьбой: «Отдай мне своего сына». Этот санньяси просил отдать не просто их дитя, а столь очаровательного и любимого сына, как Нитьянанда Прабху. Как же жить, если придется проститься с таким сыном? Но что было делать? Санньяси пришел и умолял отдать ребенка, и ему нельзя было отказать. Они не могли игнорировать просьбу садху. Им пришлось отдать ему своего единственного сына. Утверждают, что этим садху был не кто иной, как Шри Мадхавендра Пури, Гуру Ишвары Пури, Адвайты Ачарьи и Пундарика Видьянидхи. Так этот санньяси забрал Нитьянанду Прабху из родного дома, когда тому было всего двенадцать лет, и с тех пор они скитались вместе по всей Индии и посетили все святые места.

Сам Махапрабху не посетил так много святых мест. Он путешествовал по Южной Индии, а на севере Индии Он побывал лишь во Вриндаване и Праяге. Махапрабху не был ни в Двараке, ни в Бадринараяне, тогда как Нитьянанда Прабху посетил все святые места, которые только есть в Индии. После ухода Мадхавендры Пури Он продолжил Свое священное паломничество. В то время Махапрабху вернулся из Гайи и начал санкиртана-лилу в Навадвипе.

В поисках друг друга

Нитьянанда Прабху странствовал повсюду и в конце концов пришел во Вриндаван. Он находился в постоянном поиске, поскольку пребывал в настроении Баладевы, который ощущал непреодолимую необходимость быть рядом с Кришной. Нитьянанда начал тщательно искать нечто важное во Вриндаване, но так и не смог найти. И тогда Его посетило вдохновение: «Где мне искать Кришну? — Он сейчас в Навадвипе. Поэтому Мне нужно туда». С таким устремлением в сердце Он пришел в Навадвипа-дхаму, где Махапрабху уже начал Свое движение санкиртаны.

Однажды ночью Махапрабху приснилось, что в город на колеснице, которую украшал флаг с изображением пальмы, приехал незнакомец и спросил: «Где дом Нимая Пандита? Где дом Нимая Пандита?» Ему показали: «Дом Нимая Пандита здесь». Проснувшись, Махапрабху обратился к Своим спутникам (Шривасу и остальным): «Этой ночью в Навадвипу явилась великая Личность. Попытайтесь найти Ее». Они сделали все, что смогли, обыскали каждый уголок, но так никого и не нашли. Они сообщили Махапрабху: «Мы пытались изо всех сил, но не нашли ни благородного, ни святого, ни богатого человека, пришедшего вчера ночью». Тогда Махапрабху сказал им: «Пойдемте искать вместе». Он отправился прямиком в южную часть Навадвипы в дом Нанданы Ачарьи и там нашел статного и сильного юношу небесной красоты, сидевшего на веранде. Стало ясно, что это и есть тот, о ком говорил Шри Гаурангадев. На Нем были алые одеяния, тогда как окружавшие Его были облачены в белое. Когда произнесли шлоку из «Шримад-Бхагаватам», на теле Нитьянанды проявились признаки божественных переживаний. Ощутив внутреннюю связь с Нитьянандой Прабху, все поняли, что именно Его искали. Его движения не походили на движения обычных людей, Он излучал невиданную, божественную энергию, которая чувствовалась в каждой клетке Его тела.

Махапрабху вовлек Харидаса Тхакура и Нитьянанду Прабху в проповедь и дал им наказ: «Ступайте от двери к двери, просите каждого оставить прежнюю жизнь и воспевать Святое Имя Кришны. Кого бы вы ни встретили, просите его принять Святое Имя и оставить все иные занятия».

Уловки тантриков

В те времена Навадвипа была наводнена тантриками, которые поклонялись Шакти Деви и Майе Деви. Тантрики говорили: «Майя, материальная иллюзия, приносит нам беспокойства, поэтому нам следует принять прибежище у ее стоп. Если мы сможем удовлетворить ее, снискать ее благосклонность, то она отпустит нас, откроет дверь, и, освободившись, мы станем Шивой. По своей природе, по своему рождению джива — это Шива, а Шива — господин Майи. Сейчас мы в рабстве у Майи, и поэтому полностью сбиты с толку. Когда богиня иллюзии будет удовлетворена нами, она снимет свои чары, распахнет перед нами дверь в высший мир. Там много освобожденных душ, мы присоединимся к ним. Они все наслаждаются положением Шивы, господина Майи. Она не может заставить их совершать то, что она хочет, и служит им как своим повелителям. Майя служит освобожденным душам, как Шиве, но делает это с позиции материальной энергии. Не контролируя ее, они служат друг другу, так как все они — Шива. Па̄ш́а баддхо бхавет джӣва па̄ш́а мукта сада̄ш́ива. Когда джива пребывает в рабстве Майи, она является падшей душой, а когда она превосходит Майю, материальную иллюзию, то навсегда становится Шивой. Такая джива может перемещаться, куда пожелает, и Майя ничего не может с ней поделать, она будет оказывать душе служение — это и будет освобождением. Нам следует служить Майе Деви, и для этого существуют определенные тантрические практики, благодаря которым ее можно удовлетворить». Тантрики всегда поступали своенравно, они пили вино и ели мясо. Они предлагали все это божествам Майи, Шакти и Кали. Они также неограниченно наслаждались обществом женщин. Они думали, что их связь с женщинами поможет им освободиться от увлеченности ими. Таким образом, то, что мы считаем губительным: вино, мясо и женщины, они одобряют и ставят в основу своей тантрической практики.

«Наш метод состоит в том, чтобы научиться правильно обращаться с теми вещами, которые искушают нас, — так мы сможем избавиться от их чар. Они существуют, чтобы очаровывать и привлекать нас, но есть некая практика, которая поможет нам управлять ими. Так мы станем господами этих отравляющих явлений».

Позитивная альтернатива

В то время в Навадвипе было полно таких тантриков. Махапрабху Шри Гауранга начал Свою проповедь, пытаясь убедить каждого оставить все остальное и начать воспевать имена Кришны, Нараяны. Он говорил: «Вы не только освободитесь от влияния Майи, но и обретете позитивную жизнь на Вайкунтхе и Вриндаване. Это высочайшее достижение, а то, что приходит в результате поклонения Шакти, всегда имеет последствия, которых вы не в силах будете избежать». Эти истины упоминаются в шастрах, но не столь часто. Если вы будете более внимательны, то увидите, что относительность этого негативного, материального мира совершенно не гарантирует безопасности. Только вступив в позитивный мир, вы окажетесь в безопасности. Освобождение как избавление от враждебного влияния — это не высшее достижение, необходимо практически занять себя в линии служения Господу, которое лишено материальной скверны. Нужно не просто избавиться от эгоизма, а понять, что в центре всего находится Господь, и начать Ему служить. Там позитивный духовный мир исполнен счастья, и достичь его можно лишь через служение. Здесь мы потребители, эксплуататоры, но все это следует оставить ради освобождения от последствий обусловленной жизни (кармы). Нам нельзя ждать, бездействуя, — это небезопасно.

Уровень спонтанного служения

Следует всегда помнить, что недостаточно лишь избавиться от негативного. Существует позитивный мир, предназначенный для возвышенного образа жизни, в который можно вступить только через служение. Служение превыше всего. Пожертвовать своим интересом, но не ради части, а ради целого, абсолютного блага — это столь возвышенно. Ничто не может сравниться с этим. Это не может быть результатом рационального расчета, это рождается спонтанно. Достичь такого уровня спонтанного любовного служения можно лишь заплатив высочайшую цену, отбросив прежние увлечения и привычки, включая следование более низким практикам поклонения, искупления грехов и прочего.

«Умереть, чтобы жить». В человеческой жизни должно произойти радикальное преображение. Умри ради такой жизни, которая в абсолютной степени достойна этого. Путь этот открыт лишь для человека. В других формах жизни невозможно воспринять даже отблеск этого лучезарного пути, это доступно ограниченному числу людей в сотворенном мире. Сколько душ обретают тела людей? Ничтожно малое количество по сравнению с другими видами живых существ. Лишь для них открывается эта дверь в высший мир, и поэтому мы должны изо всех сил попытаться достичь этой позитивной стороны бытия. Эта сторона — Кришна. Он привлекает всех и вся. Он несравненно прекрасен, Он — высшая Реальность. В Нем присутствует все сущее. Он неописуемо очарователен. Мы ощутим полноту жизни, только если приблизимся к такому Господу, приняв Его Святое Имя. В этот век Кали нам рекомендуют воспевать Имя Господа в обществе святых. Только так мы сможем совершенствоваться в этом.

Джагай и Мадхай

Нитьянанда Прабху был неиссякаемым источником энергии, и Харидас Тхакур не всегда поспевал за Ним. Это создавало некоторые сложности в исполнении наставления Махапрабху, но что делать? Однажды к ним пришла группа бандитов (гундов), настроенных агрессивно: «Оставьте нас в покое! Мы совершенно не набожные, а вы навязываете нам свою проповедь. Откуда у вас право на это? Почему вы беспокоите нас? Как и большинство людей, мы придерживаемся своих убеждений, а вы нагло упрекаете нас в недостатке религиозности. Вы пришли к нам с новой религиозной идеей. Почему мы должны принять ее? Да вы глупцы! Если вы снова явитесь, мы проучим вас». Несмотря на угрозы, Махапрабху велел продолжить проповедь.

Так они встретили братьев, Джагая и Мадхая. Джагай и Мадхай по происхождению были брахманами, но совершенно не интересовались религией. Они имели покровителя в мусульманском правительстве, промышляли разбоем, не достойным представителей брахманического сословия. Они брали все, что считали для себя нужным. За ними водилась дурная слава, их называли Джагадананда и Мадхавананда.

Мы не должны применять силу

Однажды они встретили Нитьянанду и Харидаса: «О! Вы мошенники, мы слышали о вас. Вы убеждаете принять новую религию. Не бывать этому! Если мы встретим вас снова, то поколотим так, что вы будете плакать». Так или иначе, эти братья сделали такое предостережение. Нитьянанда Прабху каждый день отчитывался в успехах Своей проповеди и, рассказывая об этом случае, бросил вызов Махапрабху. Он сказал: «Мы еле спаслись сегодня от двух братьев-бандитов, которые держат в страхе всю Навадвипа-дхаму. Но если Ты сможешь освободить их, тогда Я буду убежден, что Ты пришел сюда, чтобы исполнить желаемое. Они самые большие злодеи, которых только можно найти во всей округе, и поэтому должны быть Тобою обращены. Если Ты сможешь сделать это, то мы сможем доказать, что Ты обладаешь реальной силой, и Ты сможешь реализовать задуманное». Махапрабху заключил: «Если такова воля Кришны, то нет ничего невозможного». Снова отправившись проповедовать, они встретили тех же злодеев. Харидас Тхакур отступил, а Нитьянанда Прабху остался смело стоять на месте. Мадхай схватил глиняный кувшин, лежавший на обочине дороги, и бросил им в голову Нитьянанды. Кувшин рассек Ему лоб, но Нитьянанда продолжал стоять. Кто-то побежал к Гаурангадеву и рассказал о том, что Нитьянанду Прабху поранили бандиты. Махапрабху пришел в ярость и поспешил туда: «Кто посмел ранить Нитьянанду Прабху? Выходи или Я уничтожу этот город!» Тогда вмешался Нитьянанда: «Нет! Нет! О Мой Господь, обуздай гнев. В этом воплощении Мы не должны применять силу. Помни об этом».

Обращение в веру

«Однажды некто заступился за нас: „Нет! Нет! Они же монахи. Они не зажиточные люди или чиновники, а лишь санньяси в алых одеждах. Нельзя убивать или бить их“, и оттолкнул Джагая и Мадхая». Нитьянанда Прабху снова воззвал к Махапрабху: «Тебе не следует так поступать. В этот век, в этой ситуации, Мы ни в коем случае не должны использовать силу. Никогда!» В это время Мадхай захотел ударить Нитьянанду Прабху, но Джагай встал на его пути. Махапрабху обернулся: «Джагай, ты защитил Моего Нитьянанду». Махапрабху обнял его, а Джагай упал к Его стопам и начал рыдать, произнося: «Харе Кришна». Сознание Джагая пережило трансформацию. Затем Мадхай сказал: «Мы оба величайшие грешники, но теперь Джагай изменился». С этого момента началось и его обращение.

Рекомендация Нитьянанды

Нитьянанда Прабху сказал, что в такой ситуации нельзя допустить, чтобы один из братьев обрел спасение, а другой нет, поэтому Мадхай также должен быть спасен. Тогда Махапрабху сказал: «Сам Нитьянанда просит за тебя, поэтому, Мадхай, Я также дарую тебе освобождение». Затем Махапрабху обнял его. Мадхай тоже припал к стопам Господа, начал плакать и повторять имена Кришны. Так произошло обращение этих двух величайших демонов в человеческом обличии. Через некоторое время об этом говорил весь город: «Кто такой Нимай Пандит? Мы знали Его как ученого, но, несомненно, Он обладает некой сверхъестественной силой. Эти две демонических личности, при виде которых люди всегда разбегались по домам и крепко закрывали двери, обращены Нимаем Пандитом в одно мгновение. Он обладает нечеловеческой силой». С того дня за Нимаем Пандитом закрепилась слава не простого ученого, а наделенного сверхъестественными способностями. Нитьянанда Прабху также прославился. Когда Ему до крови рассекли лоб, Он показал необычайную выдержку, терпение, а вступившись за Своих обидчиков, Он проявил великое сострадание. После этого случая все признали Его божественное, возвышенное положение. Ему были чужды настроения эксплуатации и наслаждения, Он всего Себя посвятил Кришне.

Совершенный слуга

Санатана Госвами писал в своем комментарии: «В раса-лиле Кришны Кришна наслаждается всеми гопи, однако у Баларамы также есть Своя отдельная раса-лила». В «Шримад-Бхагаватам» и других Пуранах упоминается о том, что у Кришны есть раса-лила и у Баладевы также есть Его раса-лила. Санатана Госвами дает объяснение этому. Эта тема очень возвышенна и сокровенна, ее очень трудно понять. Баладева лишь внешне проводит Свою раса-лилу, тогда как в сердце Он призывает Кришну принять участие в этой лиле, но Сам не наслаждается гопи. Он всегда в стороне, Он лишь играет Свою роль и управляет раса-лилой Кришны с гопи. Он небеспристрастный исполнитель этой роли. Все Его естество преисполнено настроения служения.

Объединенные в служении

Во Вриндаван-мандале те, кто находится в ватсалья- и сакхья-расах, состоят в браках и имеют детей, но в этом нет духа наслаждения. Это союз мужчин и женщин, но не ради наслаждения, как это происходит здесь, в материальном мире. Обе стороны встречаются и объединяются для служения. В этом нет и толики наслаждения, иначе им не было бы позволено войти в эту божественную обитель, их бы изгнали в мир эксплуатации. Когда преданные проходят врата освобождения и входят в мир Вайкунтхи, их склонность использовать что-то в собственных интересах исчезает навсегда и безвозвратно. Внешне они играют некие роли, но внутренне пребывают всецело в настроении служения. Это может показаться чем-то немыслимым, но это правда. И не только люди, но также птицы и звери, которые всегда стремятся наслаждаться, в духовном мире пребывают всецело в настроении служения. Такое полное преображение должно произойти в сердце, уме и теле человека прежде, чем он направит все свои усилия на достижение божественной обители Господа. Гегель сказал: «Умереть, чтобы жить». Если вы действительно стремитесь жить на духовном плане бытия, то должны будете полностью умереть такими, какими вы ощущаете себя в этой плотской мирской жизни. Это нечто совершенно противоположное, исполненное чистоты. И это может быть изучено. Не стоит думать, что это ненаучно, — подлинная наука лежит в основе этого. Таков процесс смерти ради жизни. И в этом есть любовь, жертва во имя объекта любви доказывает подлинность самой любви. В противном случае это лишь имитация, лицемерие, заговор против собственного блага.

Последний дар

Совершенно очевидно, что, если у нас есть вера в эту божественную концепцию, мы придем к «Шримад-Бхагаватам», последнему дару ведических священных писаний этому миру, дару Вьясадевы. «Шримад-Бхагаватам» — это величайшая книга из всех, пр̣тхивӣте йата катха̄ дхарма-на̄ме чале. Объясняя шлоку «дхармах̣ проджджхита-каитаво» (ШБ, 1.1.2) наш Гуру, Сарасвати Тхакур, утверждал, что все, что было сказано о религии до этого, ошибочно, ложно и не обладает должной чистотой. До этого чистая религия не была выражена в словах. Это мир эгоистов, а в мире духовном все ради центра. Это не просто бескорыстие, а самопожертвование, великодушие и самозабвение. Именно так нам следует начать свой путь и идти вперед.

Мольба у дверей

Шри Нитьянанда Прабху приходил в дома людей и взывал: «Придите к Гауранге. Он тот, кто может легко даровать вам прибежище в духовной обители». На берегу Ганги он пел эти имена Гауранги: бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га лаха гаура̄н̇гера на̄ма йе джана гаура̄н̇га бхадже сеи хайа а̄ма̄р пра̄н̣а — «О люди, придите и примите прибежище божественных стоп Гауранги, отдайте Ему все и припадите к Его стопам, отдайте Ему все и припадите к Его стопам. Примите Его имя, памятуйте о Нем и всецело отдайте себя в Его распоряжение. Он — Моя жизнь и душа. Я считаю Его Своей жизнью, душой, всем и вся». Катаясь в пыли у дверей домов, Нитьянанда взывал: «Вы должны сделать это». Он молил их, рыдая: «Примите Гаурангу, вы не представляете, какое великое благо вы обретете». Так Он катался в пыли у дверей людей и обращался к ним с этой просьбой. Он шел к обычным людям, умоляя их принять прибежище лотосоподобных стоп Гауранги. Таков Нитьянанда Прабху. Он пришел дать Махапрабху даже Джагаю и Мадхаю и молил у каждой двери принять Гаурангадева. Вы даже не представляете, какая перспектива может открыться перед вами, насколько эта перспектива возвышенна и прекрасна!

Милость Нитьянанды

Нитьянанда Прабху — это наша надежда. Он столь великодушен, столь щедр, столь милостив, что мы с легкостью можем привлечь Его внимание и обрести Его благосклонность. Гаурангадев не может проигнорировать Его рекомендацию. А получив милость Гауранги, мы обретем бесценное сокровище радха-кришна-лилы. Тот, кто обрел милость Нитьянанды Прабху, с легкостью обретает милость Махапрабху, а обретя Махапрабху, он получит Радха-Кришну, Вриндаван и все остальное.




English

Srila Bhakti Rakshak Sridhar Dev-Goswami Maharaj 

The Magnanimous Nature of Sri Nityananda Prabhu

 

Sri Nityananda Prabhu is supposed to be the incarnation of Baladeva in Vraja-mandala. Narottama Dasa Thakura says, Balarām haila Nitāi. Sanatana Goswami also mentions Nityananda Prabhu as the incarnation of Baladeva in Vrindavan, but some persons within the Gaudiya Sampradaya preach that Nityananda Prabhu is the incarnation of Radharani. So, a vehement protest is given from the side of the Gaudiya Math and we cannot recognize them as the true followers of Gaudiya Vaisnava faith and Mahaprabhu.

Nityananda Prabhu took His birth in the district of Virbhum on the Western side of Katwa, north west of Ekachakra, where the Pandavas in disguise lived for sometime. Nearby is also shown a tree where the Bakarakshasa was killed by Bhimasena. In Ekachakra near Garbhavasa and many other places, we can trace the pastimes of Nityananda Prabhu. Nityananda Prabhu’s son established a temple nearby, and Srimurtis were installed by Him. About two hundred years ago there was a great storm in that area and many ancient arrangements were devastated. A big Zamindar and devotee of the Gaudiya Sampradaya came and restored the puja, the worshipping arrangements at Virachandra-pura. All were desolated at that time.

Give Your Son

Nityananda Prabhu’s mother’s name was Padma-vati, and His father’s name was Hadai Pandita. Ojha was their title although now we do not find any such title. When Nityananda Prabhu was about 12 years old one sannyasi came and begged Hadai Pandita for his son, “I want your son.” The sannyasi came and begged for the child, only one son, and a son like Nityananda Prabhu who was very charming. It was almost impossible to live bidding goodbye to such a son, but what to do? A sannyasi has come and asked for him and begging they could not avoid; they could not avoid the sannyasi. They had to give their only son to him. We are told, that sannyasi was no other than Sri Madhavendra Puri, the Guru of Iswara Puri, Advaita Acharya, and Pundarika Vidyanidhi. That sannyasi came and took Nityananda Prabhu away from his house when he was only 12 years old; and Nityananda Prabhu wandered with him through the whole of India, visiting all the holy places.

Mahaprabhu did not visit so many holy places. He generally travelled through the south of India, not northern India entirely, only Vrindavan and Prayag. Dvaraka and Badrinarayana were excluded by Mahaprabhu, but Nityananda Prabhu visited all the holy places that exist in India. After Madhavendra Puri disappeared, he was wandering in the holy places. In the meantime Mahaprabhu coming back from Gaya began his sankirtana-lila in Navadwipa.

Searching For Each Other

Nityananda Prabhu was wandering here and there and lastly he went to Vrindavan. He was searching for something because of His inner identification with that of Baladeva. When Krishna came he was feeling some tendency of attraction towards him. In the last period, he began searching in Vrindavan very scrutinizingly but did not find that. Then he got some inspiration, “Where to find Krishna?” “He’s now in Nabadwipa.” “I shall go there,” with this inspiration in his heart he came to Navadwipa Dhama.

Mahaprabhu had already begun His sankirtana movement, and He had a dream at night that someone came in a chariot and at the peak of the chariot there was a palm tree; and He is searching, “Where is Nimai Pandit’s house? Where is Nimai Pandit’s house?” Someone then said, “Here is Nimai Pandit’s house.” Mahaprabhu then told to the devotees. “A great personage has come here to Nabadwipa Dhama last night. You (Srivasa and others) try to find out that great person.” The followers tried their best, they searched in every nook and corner but could not find Nityananda Prabhu. They reported to Mahaprabhu, “We tried our best but could not trace any noble person, any saint, or any big man.” Then Mahaprabhu told, “Let us try with the followers.” He then went straight to the southern side of Nandana Acharya’s Bhavan. Mahaprabhu went directly to a particular house which is known as Nandana Acharya’s house, and there they found a new gentleman, stout and strong, and godly in appearance, sitting on the veranda of that house. The devotees of Mahaprabhu could then understand him to be the man of whom Sri Gaurangadeva was telling about. He was sitting there in red robes, all others were white dressed. Someone then chanted some Bhagavata sloka, and so many spiritual symptoms gradually appeared in His body. They could then understand what a great man he is for he was filled with divine love. He was the agreed personage and gradually coming in intimate connection with Him they could understand that He was Sri Nityananda Prabhu. Outwardly His movements were not like a scholarly person, or an ordinary man; He was surcharged with a high type of energy and divinity coming forth from His complexion.

Mahaprabhu gradually began preaching. Haridasa Thakura and Nityananda Prabhu were both given orders. “Go from door to door and request them to leave everything aside and take the name of Krishna. Whomever You may meet going from door to door, approach and ask them to take the name of Krishna leaving aside everything else.”

The Tantric’s Trick

At that time Nabadwipa Dhama was mostly filled with tantrics, that is the worship of Shakti Devi and Maya Devi. The tantrics say, “This Maya is disturbing us, so we must take shelter under her feet. When she will be propitiated and satisfied then she will loosen, open the door and we will get out and become Shiva. By nature, by birth, jiva means Shiva, Shiva means the master of Maya. We are now in the clutches of Maya, misunderstanding. When the goddess of misunderstanding is satisfied with us, she will then withdraw and we shall find a door out. We shall go to the other side. There are so many liberated souls there and we shall join them. They are all enjoying the position of Shiva, the master of Maya. Maya cannot force them to do anything and everything as she wills rather she serves her masters. Maya serves Shiva, the liberated souls. Maya serves them though in the relativity of Maya but they cannot control so they render some service to the liberated souls and they are known as Shiva. Pāśa baddho bhavet jīva pāśa mukta sadāśiva. When within bondage he is jiva, a fallen soul, when he is outside the bondage of this Maya, this misunderstanding, then he’s always Shiva. He can then move here and there at his sweet will and Maya cannot force him, rather she will come to serve him, and that is liberation. We shall then serve Maya Devi and the tantric process involes something, in this way she will be satisfied.” They use many things, they may drink wine and eat meats. They offer them to the deities Maya, Shakti and Kali. They also enjoy the women in different moods. They think that the application of mixing with ladies is such, that they will get liberation from the charm of the ladies. In this way in their process, they approve of the wine, the meat and the ladies it seems to be very harmful to us but these are the underlying principles of the tantric upasana.

“In our method, our process of approaching these things which we feel temptation for, we shall get liberation from them. They come to attract us towards them but by a particular process we shall handle them. We shall be masters of those poisonous thing.”

Positive Alternative

At that time Nabadwipa was filled with such tantrics. Mahaprabhu Sri Gauranga began his preaching, attempting to convince everyone to give up everything and take to chanting the name of Krishna, Narayana. He then said, “Not only will you be out of Maya but you will attain positive life in Vaikuntha in Vrindavan. That is higher attainment, and what is to be attained by worshipping the shakti in the method they are following, that is reactionary and sometime again they will have to evolve.” This is mentioned in the shastra, but not very extensively. If you are very particular then you will have to see that the relativity of this negative world is not safe. You must enter the positive world then you will be safe. That is not only mere liberation, emancipation from the opposite forces, but practical participation in the serving line, which is very pure. Not to be non-selfish, but one must be God-centred. God-serviced. The positive world is there and that is full of pervasive happiness, and that we can attain only through service. Here we are an enjoying unit, an exploiting unit, but it must be given up to get out of the reactionary tendency of life. But we must not wait on the fence, for that is not a safe position.

Automatic Stage

Then again, that is not saying much because withdrawal from the negative side is not enough. There is a positive world and that is meant for a real high form of life, and that can be attained through service. Service is great, to sacrifice one’s own interest, not for any part but for the whole, the absolute good, that is great. Nothing can be compared to that. It is not calculative but automatic. To reach the automatic stage of service with love is high pay: so give up all these habits and these former engagements with a lower standard of worshipping, penance and all these things. “Die to Live.” A radical change must be welcomed in life. Life is worth living, life is worth living and it is only open to the human section. In other species it is impossible to get a glimpse of such high light and to begin that way of life, for there are only a very few human beings in the creation. What are the number of human bodies, very small compared to the whole of creation, and that is the door to heaven so you must try to have a positive life. He is Krishna. He is all attractive. He is beautiful, He is the highest reality, He is all accommodating and most charming. Our life will receive it’s fulfilment if we can approach that Lord, especially by taking His holy name. In this age of Kali a special sanction has been given to us that by taking the holy name with sat-sanga, with the real saints, then we can make progress, enter and approach that high line of preaching.

Jagai and Madhai

Nityananda Prabhu was a dynamo of energy and Haridasa Thakura could not follow, a little trouble to carry out the order of Mahaprabhu, what to do? One day there were so many gunda type persons, they came with an attacking spirit, “You are disturbing us, we are not religious and you have come to preach religion to us: what right have you got? Why do you come to disturb us? As a big society we are following a particular creed, and you are so bold as to blame us for not being religious men. You have come with a new idea of religion and we are to accept that, you fools! If again you come here you will be taught a good lesson.” In this way they were threatened, but Mahaprabhu still says you must go. Then one day they met Jagai and Madhai. Jagai and Madhai were from brahmana birth but they did not have any care for religion. They were also entrusted with some administration in the Muslim Government. They had some connection with the Government and they themselves were gundas, also brahmanas by birth. They used to take anything and everything, they were a notorious pair of gundas, Jagadananda and Madhavananda.

We Are Not To Use Force

Then one day they met him. “Oh! You rogues we have heard of you, you have come to create a new religion here—Never! If we find you again on the street you will receive a licking and will have to weep.” Anyhow, they were given such warning. Nityananda Prabhu had to report every day what progress they had made in their preaching campaign and he almost challenged Mahaprabhu. He said, “Our life was saved today from the worst pair in the whole of Navadwipa Dhama, but if You can deliver them, then I shall think that You have really come to render some service. They are the greatest rogues ever found in this area and must be converted. If You can do that then we shall say that You have got some power with some objective, and You will be able to do something.” Mahaprabhu felt, “If it is Krishna’s will then everything will be possible.” They again went out preaching and they met those two gundas, Haridasa Thakura coming back and Nityananda Prabhu stood courageously. There was an earthen pot caste away after use on the side of the way. It was taken and thrown on the head of Nityananda Prabhu and His forehead was cut, blood oozing, Nityananda Prabhu standing. Some person came to Gaurangadeva saying that Nityananda Prabhu was wounded by the rogues.

Mahaprabhu very enraged and excited came there. There was blood oozing, “Who has caused this wound on the body of Nityananda Prabhu? I shall finish the whole town, come forward.” Mahaprabhu was besides Himself. Then Nityananda Prabhu came, “No! No! Don’t be excited My Lord. In this incarnation We are not to use any force. Remember it.”

Mental Transformation

In the meantime there approached another and told, “No, no! They are red-clad mendicants what fame is there is striking them. They are not wholly established rich men or party men, only red-clad sannyasis, there is no credit by killing them or beating them,” and they took Jagai and Madhai away. Nityananda Prabhu then appealed to Mahaprabhu. “What to do, this is not proper. In this age, in this time, at this juncture what have We come to do, use force? Never.” In the meantime Madhai came to hit Nityananda Prabhu but Jagai saved him by just opposing him and Mahaprabhu turned around suddenly, “You Jagai, you have protected my Nityanada.” Mahaprabhu then embraced him and Jagai fell at His feet and began to cry, “Hare Krishna.” Mental transformation came in Jagai. Then Madhai who was standing said, “For this deed we two are such great sinners yet Jagai’s condition is now such.” In that very atmosphere his transformation also began.

Nityananda’s Recommendation

Then Nityananda Prabhu come to recognize that in the same place with similar persons, one will gain and the other will fail and so He thought Madhai must also be saved. Then Mahaprabhu said, “Nityananda Prabhu Himself is pleading for you, and so you Madhai, you should also be absolved.” Mahaprabhu then embraced him, he also fell, began to weep, and take the holy name Krishna and there was wholesale conversion of these two great demons. There was within minutes an uproar in the town. “Who is this Nimai Pandita? A scholar, so far we can understand but he is endowed with supernatural power. These two great demons, whoever they came across, or whoever would see them would enter their homes and close their doors, such demoniac persons they were, and they were converted by Nimai Pandita within one hour, what miraculous power.” So in this way Nimai Pandit got some footing there. Nimai Pandit is not an ordinary man, He is not merely a scholar but He is endowed with some supernatural power, original power. Nityananda Prabhu was famous from that time. Although He was hit on the forehead and blood oozed still He had so much of an extraordinary, patient, forbearing and affectionate heart, that He recommended that gunda who had caused Him mischief. Nityananda Prabhu’s position was very safe and very high, a divine position from that time. Nityananda Prabhu has neither an exploiting nor enjoying mood, He is wholesale given to Krishna.

Perfect Servant

Sanatana Goswami has given this in his commentary: In the rasa-lila of Krishna, Krishna was enjoying all the gopies, at that time Balarama also had his separate rasa-lila. It is also mentioned in Bhagavatam and other Puranas, that Krishna had His rasa-lila and that Baladeva also had His rasa-lila but Sanatana Goswami has given the meaning. That is very fine, very subtle and very difficult to understand. Baladeva continued rasa externally, but in His heart He was making Krishna to participate in that rasa. He was not the party to enjoy the gopies. He is aloof, He is aside, He is only performing, managing the rasa-lila with the gopies and Krishna. He is not only indifferent but with so much serving tendency and wholesale serving attitude.

United In Service

In Vrindavan-mandala in vatsalya-rasa and sakhya-rasa, they also have marriages, they have their sons, but not in any enjoying mood. There is union of men and women but not in an enjoying mood, or then they will have to be left here in the material world. Both parties meet and are united in a serving mood, that is particularly another type of mood, never an enjoying mood, or then they are not to be allowed to enter that domain.

They will be thrown here in the land of exploitation. When they go through the door of emancipation, liberation and enter Vaikuntha, from there also the exploiting tendency is eliminated, what avoidance! They are outwardly participating but internally in a serving mood. It may be impossible to think, but it is such, not only the human form but also the birds and beasts, they are also apparently mixing in an enjoying mood, but really their mood is of service attitude. Such a wholesale transformation has to be effected in one’s heart, mind and body, before wholly attempting to enter into that domain. So Hegel said, “Die to live.” If you really want to live in that plane then you will have to die wholesale as you think you are in this life as flesh blood and bones. It is of opposite type, the purity is there, it can be measured; it is not non-scientific but it is really scientific. It is the process of die to live! And love is there, the dying tendency for the object of love, that is love proper, otherwise imitation, it is hypocracy, it is conspiracy to one’s own attainment.

The Last Gift

The pure thing is that if we have got faith for such divine conception of life then we should come to Bhagavatam, the last gift in the shastric world of Vedic literatures. Vyasadeva’s last gift in the world of Vedic literatures is Bhagavatam. The Bhagavatam is so high, so high, pṛthivīte yata kathā dharma-nāme chole. Our Guru Maharaja’s translation of ‘dharmaḥ projjhito-kaitavo’ explains that of all the words and tales that are running in this world in the name of religion, Srimad-Bhagavatam says that all is false, all is false, all is tampered with and not pure, not pure! The pure type of religion is not yet spoken. It is there, all self-centered, the current is towards the centre, not only selflessness but self-sacrificing, self-forgiving, self forgetfulness, in that way we are to start, we are to start, we are to go.”

Rolling at the Door

Sri Nityananda Prabhu came and appealed, “Come to Gauranga, He is the depot, He is the dynamo to send you there very easily. He sang these names of Gauranga on the banks of the Ganges. Bhaja gaurāṅga, kaha gaurāṅga, laha gaurāṅgera nāma ye jana gaurāṅga bhaje sei haya āmāra prāṇa; all you people come and take refuge under the divine feet of Gauranga, give up everything and come fall at the feet of Gauranga, give up everything and come fall at the feet of Gauranga. Take His name, remember Him and throw yourself wholly at His disposal. He is My own life, I consider Him to be My life, My soul, My everything.” Nityananda Prabhu saying this began to roll at the door of the householder, “Householders! You must do this.” He is rolling and crying, “Accept Gauranga, you don’t know what great benefit you will receive by doing this.” He is rolling in the dust at the door of the householders with such an appeal. He came to the ordinary masses to give them shelter at the lotus feet of Gauranga, that is Nityananda Prabhu. He came to give Mahaprabhu even to Jagai and Madhai and He appealed to all from door to door to accept Gaurangadeva. You do not know what will be your prospect in life, the highest prospect in life!

Nityananda’s Mercy

Nityananda Prabhu is our only hope, He is so benevolent, so generous, so gracious, that very easily we can draw His attention and we can get His recommendation. Gaurangadeva will not be able to disregard His recommendation, and when we have got the grace of Gauranga then the Radha-Krishna-lila is within our fists. Nityananda Prabhu’s grace means to get Mahaprabhu’s grace within our clutches and to get Mahaprabhu, means to get Radha-Govinda, Vrindavan, and then everything is within our fists.



Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования