О Шрипаде Бхакти Шаране Вайшнаве Махарадже. Шрила Б. А. Данди Махарадж. 2 января 2018 года. Лахта, Санкт-Петербург




Russian

Шрила Бхакти Ашрай Данди Махарадж

О Шрипаде Бхакти Шаране Вайшнаве Махарадже

(2 января 2018 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шрила Данди Махарадж: Хотелось бы, чтобы ученики Гурудева поделились своими воспоминаниями о Вайшнаве Махарадже, поскольку очень многие его помнят. Хотелось бы память о вайшнаве увековечить — о вайшнаве по имени Вайшнав Махарадж. Хотелось бы память о нем увековечить, написать, что-то опубликовать. Странички [в интернете], может быть даже какие-то журналы, книги о Вайшнаве Махарадже, чтобы сохранить о нем память для всех преданных нашего Матха. Вне всякого сомнения, Вайшнав Махарадж был и остается величайшей душой. Я не так много знаю о его биографии. Он был родом из Америки, из Калифорнии. Как он сам рассказывал, он вел в молодости весьма бурную жизнь, был рок-н-ролльщиком. Он освоил профессию — ездил на трейлере.

#00:01:33#

Ачьютананде Свами, ученику Прабхупады, когда он однажды был в Индии, некие священники в Пури сказали: «Хорошо, продолжай. Благодаря тому, что ты совершаешь такую хорошую карму в этой жизни, ты потом родишься на земле Индии и тогда по-настоящему займешься служением в преданности». Ачьютананда Махарадж сказал в ответ: «Неужели вы думаете, что сила святого имени не так велика, чтобы очистить человека от последствий его прошлой кармы?» И он процитировал:

#00:02:15#

брахма̄н̣д̣а-бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа[1]

«Дживы странствуют по всей вселенной. И когда джива встречает на своем пути духовного учителя, то по милости Гуру и Господа начинается ее служение в преданности и семя бхакти проникает в ее сердце». Они сказали: «Да, но эта практика служения в преданности очищает твою плохую карму, твою сотворенную карму. Но ту карму, которую ты уже совершил, тебе придется отработать. Потом ты родишься в Индии, а потом ты будешь совершать настоящее служение в преданности». Он сказал им: «Как вы думаете, что сильнее — оскверняющая сила греха или очищающая сила святого имени?» И тем нечего было возразить. Так он победил их.

#00:03:14#

Действительно, очищающая сила святого имени гораздо сильнее, чем кармическая обусловленность. Поэтому, независимо от того, в какой стране вайшнав родился, на каком языке он говорит, если он соприкоснулся с подлинным бхакти, с подлинным сознанием Кришны, с подлинным вайшнавом, с подлинным духовным учителем, то он может достичь высшего совершенства. И для этого ему нет необходимости совершать особые благочестивые действия и нет необходимости рождаться в более благоприятной атмосфере. Смысл этого в том, что нет ничего более благоприятного, чем общение с уттама-вайшнавом, с возвышенным вайшнавом. Нет ничего более благоприятного, чем посвящение от высшего духовного учителя, от чистого преданного, чистого вайшнава. Также подтверждается в «Бхагаватам», что те, кто предались стопам вайшнава, независимо от того, в какой стране они родились, даже если это земли далекие от земель, где следуют ведической культуре, но если они предались вайшнаву, они достигают высшего совершенства и занимают очень дорогое место в сердце самого Господа.

#00:04:32#

Когда мы говорим о Вайшнаве Махарадже, то мы не можем рассуждать о его американской природе. Это не так важно. Когда мы говорим о вайшнаве, нам не так важно, в каких землях он родился, на каком языке он говорил, какие одежды он носит — это не так важно в вайшнаве. Что мы можем сказать о Вайшнаве Махарадже, что действительно составляет его высшую славу — это то, что он входил в число самых близких преданных Шрилы Гурудева. У Гурудева было не так много таких близких людей, как Шрипад Вайшнав Махарадж. У Гурудева было много учеников. Он сам говорил: «Четки я раздаю многим, но кто мой настоящий ученик, это мы еще посмотрим». Но что касается его близкого круга, то таких преданных, как Вайшнав Махарадж, было несколько. Несколько близких людей, таких как Госвами Махарадж, Авадхут Махарадж, Вайшнав Махарадж, Бхакти Лалита, Юдхаманью Прабху. Это была очень особая группа учеников Гурудева, которую он очень любил, к которой он всегда относился с очень большим вниманием, которых он всегда был очень рад видеть. Можно было понять, что они очень сильно любят Гурудева, что они очень сильно удовлетворили его своим служением. Очень сильно.

#00:06:00#

Еще Вайшнав Махарадж был учеником Шрилы Прабхупады. Он, как только присоединился к ИСККОН, сразу стал очень активно действовать, служить вайшнавам. Он очень активно действовал, был одним из самых активных американских деятелей общества сознания Кришны. Он рассказывал о своей первой встрече с преданными. Он пришел с какого-то мероприятия… Это был рок-концерт. И после этого мероприятия он решил зайти к знакомым. Это было в Калифорнии. А те знакомые как раз привели его к преданным. Он попал на лекцию к преданным и там впервые увидел преданных. Он подошел к одному преданному, который был абсолютно бритый, с шикхой. И он спросил, несколько подначивая его: «Зачем ты бреешь голову?» И преданный ответил: «Когда ты приближаешься к Богу, все остальное остается позади». И Вайшнав Махарадж, услышав этот ответ, был очень впечатлен.

#00:07:35#

Потом он купил Бхагавад-гиту, изучил книги, присоединился к движению и стал очень известным вайшнавом в ИСККОН. Мало того, что он стал очень известным вайшнавом в ИСККОН, благодаря его качеству администратора… Человек он очень активный и его назначили [членом в] Джи-Би-Си [GBC — Governing Body Comission]. И он входил в этот орган, управляющий всей деятельностью ИСККОН. Сначала предполагалось, что Джи-Би-Си состоит всего из двенадцати человек, двенадцати санньяси. И у каждого санньяси был свой регион мира. Мир был поделен на двенадцать частей и каждый санньяси проповедовал в своем регионе, был фактически монополистом, единственным ачарьей в своем регионе. Потом произошли разные сложные события… Не будем говорить об этом.

#00:08:42#

И где-то уже в конце семидесятых годов, после ухода Прабхупады из этого мира, начались разговоры о том, что необходимо дополнить этот управляющий комитет новыми членами из числа семейных людей. И Шруташрава Прабху был одним из этих людей, которых назначили. Это говорит о его очень высокой квалификации. Очень многие люди в ИСККОН проголосовали за него (там все совершалось голосованием). Ему очень доверяли. Его опыту доверяли, его преданности очень сильно доверяли. Поэтому он был членом Джи-Би-Си.

#00:09:27#

Он руководил разными проектами в ИССКОН. И потом, как он сам рассказывает, начались такие дни, когда никто не знал, что делать. «Никто из нас не знал, что делать, куда направляться. И мои духовные братья стали ругаться друг с другом. Я тоже отвечал им тем же. И в итоге я почувствовал, что миссия моего духовного учителя распадается». «Мое сердце, — писал он, — наполнялось негативными чувствами к моим духовным братьям все больше и больше. Я чувствовал, что это очень неприятный момент, и я не хотел этого. Но я не знал, как от этого избавиться». И тогда он понял, что ему необходимо руководство. Он пришел к этому. Несмотря на то, что он старший преданный, что он лидер ИСККОН, он понял, что ему нужно руководство настоящего вайшнава. И он стал искать этого руководства. И в поисках этого руководства он посетил Шри Чайтанья Сарасват Матх.

#00:10:40#

Интересные очень воспоминания есть у него в журнале [«Вайшнава-тошани»]. Он говорит, что впервые, когда он приехал в Навадвипу, в наш Матх, он стоял с одним преданным и смотрел на наш Матх издалека. И этот преданный говорил ему: «Вот видишь — у них очень маленькая миссия, потому что они не проповедуют. И если ты посмотришь, на Гаура-пурниму [приходят] одни вдовы. Они почти не проповедуют, и у них в миссии одни вдовы». Но потом, он говорит, когда он пришел в Матх, он увидел, каким сознанием Кришны обладают эти вдовы. И он был поражен этим сознанием Кришны. Когда он пришел в наш Матх, тут же какие-то преданные подбежали… Кстати, тогда это было в традициях нашего Матха — когда кто-то приезжал в Матх, сразу же на него набрасывались люди. Кто-то взял его чемодан, кто-то предложил ему прасад, кто-то снял с него одежду и куда-то повесил.

[Шрила Данди Махарадж прославляет божества: «Джай Са-парикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!»]

#00:11:53#

Кто-то снял с него одежду, кто-то пригласил его в алтарную, на него надели гирлянду, предложили ему поклоны. Его очень вежливо попросили прочесть лекцию, дали шастру в руки. И Вайшнав Махарадж говорит: «Я понял, что атмосфера в этом Матхе очень духовная. И я сразу же почувствовал ту атмосферу, которая была при Прабхупаде». И потом он понял, что эта атмосфера была создана Гурудевом. И когда он увидел эту атмосферу, это желание служить вайшнавам, концентрацию именно на вайшнава-севе, он понял, чего ему недоставало. И тогда он стал чаще появляться в Матхе. Это было уже в последние годы пребывания Шридхара Махараджа в этом мире. Затем Шрила Шридхар Махарадж ушел.

#00:12:50#

Шруташрава Прабху принял посвящение у Шрилы Шридхара Махараджа и затем он сердцем и душой предался Гурудеву и стал служить ему. До последней капли крови он отдал себя Гурудеву. Особенность Вайшнава Махараджа и вообще всей его проповеди, всей его жизни была в том, что он подчеркивал именно вайшнава-севу. Из всех методов служения в преданности он больше всего подчеркивал вайшнава-севу. Это его больше всего интересовало, больше всего вдохновляло. Остальное он не очень сильно ценил. Но общение с вайшнавами, служение им — это была его главная проповедь всегда.

#00:13:40#

Он очень не любил разные внешние формальности, он всегда относился к ним очень пренебрежительно. И не любил людей, которые следуют внешним формальностям. Шруташрава Прабху отличался очень импульсивным характером и был этим очень известен. В то же самое время он был ближайшим слугой Гурудева. В Матхе к нему отношение было очень уважительное, все очень боялись его обидеть. Потому что он мог одним ударом отправить противника через забор. Я не помню, занимался он боксом или чем-то таким, но он был очень сильным человеком физически. Парамананда [Прабху] мне рассказывал, что каждый преданный, который приезжал в Навадвипу, получал два указания, выучивал две вещи. Первое: никогда не беспокоить Гурудева. А второе: никогда не ссориться со Шруташравой [Прабху]. Он был настолько яростным человеком, что с ним бесполезно было ссориться. Он выпроваживал всех, кто ему не нравился. Он не спорил особо, он просто выпроваживал.

#00:16:00#

Но Гурудев все прощал Шруташраве Прабху. Шруташрава Прабху был очень близким ему человеком. Если кто-то не понравился Шруташраве Прабху, Гурудев закрывал глаза на это. И все это знали. Так что многим преданным не повезло в этом смысле. В особенности, если кто-то непочтительно отзывался о его супруге или о его детях, то ему очень сильно доставалось. Один преданный перелетел через забор… Если вы знаете, в нашем Матхе каменный забор. И тот преданный перелетел через него от тычка Вайшнава Махараджа.

#00:16:43#

Вайшнав Махарадж всегда был лидером мальчишек, мальчишки очень любили его. Они ходили за ним гуськом — такая толпа детей преданных, всякой молодежи. И Вайшнав Махарадж их организовывал. Он создал для них такую специальную группу и учил их каратэ и еще каким-то приемам. Это была такая группа, которая в случае опасности должна была защищать Гурудева. Гурудев даже говорил Шруташраве Прабху: «Пожалуйста, не покидай меня, потому что кроме тебя я никому из своего окружения не доверяю». Не о всех, но о конкретных людях он сказал: «Кроме тебя я мало кому доверяю. Поэтому, пожалуйста, не покидай меня». Он говорил такие сокровенные вещи.

#00:17:34#

Вайшнав Махарадж был очень мужественным человеком. Очень мужественным и очень простым при этом. И несмотря на то, что он был очень простым человеком, предпочитал простые отношения, очень простое общение… Он не любил никакой помпезности, никакой лести. Он очень тонко чувствовал лесть. Невозможно было его как-то обмануть. Невозможно было его подкупить. Он был очень неподкупным, очень тонко всегда чувствовал людей. Он чувствовал ложь в человеке, чувствовал лицемерие. И он не стеснялся говорить об этом такому человеку в лицо. Причем прямым текстом всегда — обо всем, что ему не нравится, и обо всем, что ему нравится. При этом он был редчайшим в Матхе знатоком поэзии Гурудева и поэзии наших ачарьев. Он выучил бенгали и санскрит — так получилось. За два года. Он по какой-то причине, связанной с документами, попал в тюрьму. И, сидя в американской тюрьме, он за два года выучил бенгали и санскрит. Он говорил, что тюрьма была для него самой прекрасной школой. Он каждый день учил какие-то новые шлоки, каждый день повторял шлоки. Каждый день пел главы из Бхагавад-гиты. И, по-моему, «Чайтанья-чаритамриту» он пел, еще повторял какие-то шлоки. На самом деле он был редчайшим знатоком поэзии наших ачарьев.

#00:19:23#

Притху Прабху: Я слышал, что он знал всю «Чайтанья-чаритамриту» наизусть.

Шрила Данди Махарадж: Не удивлюсь, если так оно и было.

Притху Прабху: [неразборчиво].

#00:19:53#

Шрила Данди Махарадж: Он всегда подписывал статьи «Динадхама Шруташрава». Это была одна из его статей, которые мы публиковали в первом номере журнала… Рагалекха взяла эту статью… Она тогда ничего не знала, проверяла русский язык и написала: «Динадхама Шруташрава». И эта статья так и была опубликована. (Это была еще не окончательная публикация.) Т. е. там автор был [указан как] «падший Шруташрава». «Падший, негодный Шруташрава». Было очень много смеха.

#00:20:29#

Он издал «Чайтанья-чаритамриту» на бенгали. Он еще издавал журнал «Вайшнава-тошани». Шруташрава Прабху был очень известным человеком в Матхе, поэтому он обращался к разным Махараджам, санньяси, проповедникам, чтобы они писали статьи. И он собирал такой журнал — «Вайшнава-тошани». Там была обычно статья Шрилы Шридхара Махараджа, статья Гурудева и еще статьи наших проповедников. Очень был концептуальный журнал. Какое-то время он занимался его выпуском. Так что, несмотря на то что он в быту был таким простым человеком, не любил помпезности, не любил ничего искусственного, он был редчайшим знатоком вайшнавской философии, вайшнавской поэзии и вайшнавской культуры.

#00:21:19#

Я уже рассказывал, но все равно расскажу. Это такая лила была. Когда мы были тут, в Лахте, однажды приехал Шруташрава Прабху. А перед этим как раз вышел первый песенник. Мы начали петь песни. Пели песни Бхактивинода Тхакура. Начался веселый киртан, и Макханчор Прабху пел:

#00:21:54#

ка̐дийа̄ ка̐дийа̄ боле, а̄ми то’ адхама…[2]

И Шруташрава Прабху все это услышал. Он ничего не сказал, побледнел и молча вышел. Но все увидели, что он вышел, и все поняли, что что-то случилось не очень хорошее. Киртан прекратился. А Шруташрава Прабху поднялся к себе в комнату и стал поститься. В это время с ним был еще Акинчан Махарадж — они были большими друзьями. И Акинчан Махарадж вышел и сказал от себя: «Вы нанесли Шруташраве Прабху очень большую боль. Шруташрава Прабху лежал и говорил: «Какие идиоты! Вы только послушайте, что они поют! Ка̐дийа̄ ка̐дийа̄ боле — я самый падший“. А они прыгают и веселятся». И, поскольку он постился весь день, Акинчан Махарадж тоже стал поститься. И все погрузились в депрессию. А Макханчор Прабху пошел, со сложенными ладонями поклонился Шруташраве Прабху и попросил прощения. На что Шруташрава Прабху сказал: «Не имеют смысла все эти пустые слова. Я уеду и тебе станет легче». Но потом на самом деле они помирились.

#00:23:25#

Но он действительно очень остро реагировал на все эти вещи. Он очень не любил, когда что-то профанируется. Его это очень сильно раздражало, когда что-то профанируется, когда к чему-то относились легковесно, наплевательски. Это его очень сильно раздражало. И он мог все разнести в гневе, если он такое видел. И все это знали. Поэтому на самом деле все ходили по струночке. Все знали, что его очень легко разгневать. Он как Ашутош — его легко разгневать и легко умилостивить.

#00:24:13#

Что касается его простоты, я это много раз рассказывал, но все равно он каждый раз присутствует своей личностью при этом. Когда мы приехали с Акинчаном Махараджем в Москву… В то время в Москве храм на Кисельном был такой забегаловкой, в которой жили все кто угодно. Все, кому негде было жить, жили там. И как раз я приехал с Акинчаном Махараджем из Питера. Мы вышли из поезда. Нас, конечно, никто не встретил. Я не помню как, но, так или иначе, мы добрались до Кисельного, нашли Большой Кисельный переулок, подошли к этой двери [в Кисельном тупике]. И Акинчан Махарадж позвонил в дверь… И нет ответа вообще. Он еще раз позвонил в дверь — нет ответа. А был уже восьмой час утра. И он не знал, что делать. Я тоже не знал, что делать. У меня тогда не было никаких связей в Москве, никаких знакомых. Я был в Москве не впервые, но… У меня где-то там родственники какие-то — в Электростали. А куда ехать? Что делать? Я не знаю просто. Такая ситуация. Идей нет практически. Когда мы уезжали, [Авадхут] Махарадж нам сказал: «Ты перевозишь Акинчана Махараджа». И меня засунули в электричку. Добрая душа, Амрита [Кришна Прабху], сунул мне какую-то сумму денег в карман на лету, какую-то мелочь. И мы в Москве с этим оказались с Акинчаном Махараджем. Я причем из ИСККОН только пришел. Я думал: «Санньяси — надо же ему как-то служить. Надо, чтобы у него был пир. Надо, чтобы у него была куча слуг». И ничего нет.

#00:26:09#

В конце концов он позвонил [еще раз], открывается дверь и там такая заспанная рожа, Рупа: «Ой, Махарадж!» И убежал сразу же. Открыл дверь и убежал куда-то, чтобы не видеть Махараджа. Рупа. Я не знаю, что с ним сейчас. Ананда Рупа [Прабху] его звали. Такой маленький тогда был мальчик. И Акинчан Махарадж насупился, спокойно спустился по темной лестнице, открыл дверь, вошел в темную комнату, спросил, куда идти. Я все-таки Рупу выловил, спросил, куда подниматься. Мы поднялись на второй этаж тогда с Махараджем. И Акинчан Махарадж лег на постель, на которой было [застлано] белье уже третьей или шестой свежести. С кряхтеньем лег, очень долго ворочался. А на следующий день или через день должен был приехать Шруташрава Прабху. И Акинчан Махарадж сказал: «Шруташрава [Прабху] приезжает. Он совсем не такой терпеливый, как я, он тут все разнесет! Встретьте его, пожалуйста». В общем суть в том, что все проспали и Шруташраву никто не встретил. И опять девять утра, звонок в дверь, дверь открывается и на пороге стоит Шруташрава [Прабху] с чемоданом. Он взял такси и приехал.

#00:27:52#

Он пришел к Акинчану Махараджу. Акинчан Махарадж грустный такой сидит. Шруташрава [Прабху] говорит: «Махарадж, что ты такой грустный?» Акинчан Махарадж говорит: «Да что-то мне никто тут не готовит». Шруташрава сказал: «Да?» Он пошел на кухню, а там сидят преданные и что-то «трут», говорят о чем-то таком возвышенном. Никто ничего не делает. Никто не знает, что нужно делать для санньяси. Все думают: «Санньяси приехал, но ему и так хорошо. Живет себе и живет». Нет, ну они накупили ему всяких соков. И все. И никто ничего не делает. Шруташрава Прабху спустился и говорит: «Ну чего — жрать-то будем?» Я тоже не знал, что делать. Готовить было не из чего, продуктов не было. Это был 2004 год, кажется.

#00:28:57#

Тогда еще не было Сундара. И обед привозили из «Джаганната». В это время там что-то разладилось и обед не привозили. Точнее, привозили обед один раз в день и какие-то булочки. И вот они давали Акинчану Махараджу этот обед, а завтрака и ужина не было. Потом, кстати, Винод приехал и стал жарить картошку Акинчану Махараджу на ужин. Мы с ним вместе жарили картошку, с Винодом. Тогда Акинчан Махарадж ел с большим удовольствием картошку, которую Винод жарил. И он говорил: «Очень хорошо! Очень хорошо!» И Винод был вне себя от счастья, он жарил ему картошку. Потом я поднялся и спросил: «А что вы будете кушать, Шруташрава Прабху? Что бы вы хотели? Мы закажем в „Джаганнате“». Он сказал: «Дайте какого-нибудь дерьма…» Я принес ему какие-то круассаны, печенья. Довольно вкусные купили круассаны. Я дал Рупе деньги Амриты, которые он мне сунул. Рупа на них купил что-то. Рупа дал мне это печенье, я принес его Шруташраве [Прабху]. Он сказал: «Что это? Печенье? Ну как — ты попробовал?» Я сказал: «Ну, сначала нужно же вайшнаву предложить». Он сказал: «В нашей сампрадае мы сначала пробуем, перед тем как предлагаем. А вдруг это все отравлено?» Я взял печенье, попробовал, сказал: «Очень вкусно». Он сказал: «О’кей».

#00:30:43#

А потом была еще Автозаводская. Я помню, что тоже был шокирован Шруташравой [Прабху]. Он сел, открыл «Чайтанья-чаритамриту», тут же поставил чай, какие-то печеньки. Он ест, печеньками хрустит, пьет чай. Открывает и читает «Чайтанья-чаритамриту». А для меня, как для человека из ИСККОН, такое отношение к шастре было вообще [непозволительное]… Я смотрел на это и думал… Была как раз Гаура-пурнима, и он рассказывал о Гаура-пурниме. Он так вообще рассказывал, он так описывал Гаура-пурниму, он с таким чувством описывал Махапрабху, с такой любовью, с такой радостью он рассказывал обо всем этом. О Гурудеве, о преданных Махапрабху. Он рассказывал о Навадвипе. Это его очень сильно интересовало. Это его интересовало больше всего. Все остальное его не очень сильно трогало. Больше всего он рассказывал о Прабхупаде, о Шридхаре Махарадже, о Гурудеве.

#00:32:02#

И потом, когда Вайшнав Махарадж уже был очень болен… Он не вынес ухода Гурудева. И после ухода Гурудева Вайшнав Махарадж не считал, что ему есть зачем жить. И у него обнаружили очень серьезную болезнь. Рак, если я не ошибаюсь. Цирроз печени. Но он не стал его лечить. Ему просто незачем было жить. Он жил для Гурудева, только для Гурудева. Мы рассуждаем, что вайшнав не тело, что он проявляется в своих учениках. Но Шруташрава [Прабху] на этом не зацикливался. Он любил Гурудева как личность. И как учителя, как Гуру, и как личность.

#00:32:53#

Шрипад Виджай Раман Прабху: Его имя мирское было Чарли. А у нас была собака Чарли. Он говорил: «Приеду в Америку, заведу собаку и назову ее Виджай».

[Реплики Притху Прабху.]

Шрила Данди Махарадж: У него было шесть детей, да?

Притху Прабху: Восемь.

Шрила Данди Махарадж: Восемь детей. И все стали преданными.

Шрипад Виджай Раман Прабху: Ну, не все.

[Реплики Притху Прабху.]

#00:33:55#

Шрила Данди Махарадж: Ну очень многие. Семеро. Восемь детей он поддерживал. И при этом был очень активным проповедником, постоянно путешествовал. И как он поддерживал восемь детей — я не могу себе представить.

Шрипад Виджай Раман Прабху: Бедная семья была, но перебивалась. Они не стремились зарабатывать… [Неразборчиво.]

Шрила Данди Махарадж: Да, я тоже видел его детей. Удивительные дети! Прекрасные дети, прекрасная семья.

Шрипад Виджай Раман Прабху: [Неразборчиво.] …А о материальном он не заботился.

Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «Согласно своей карме, все живые существа блуждают по вселенной. Одни из них поднимаются до высших планетных систем, другие опускаются на низшие. Из многих миллионов блуждающих живых существ тот, кто очень удачлив, получает по милости Кришны возможность общаться с подлинным духовным учителем. По милости Кришны и духовного учителя он обретает семя служения в преданности» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

2  Ка̐дийа̄ ка̐дийа̄ боле, а̄ми то’ адхама / ш́икха̄йе ш́аран̣а̄гати корохе уттама — «Плача и рыдая, я обращаюсь к ним: „Я самый падший! Молю, научите меня самопреданию, научите меня чистой преданности!“» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Шаранагати, благоприятное посвящение», 7).




←  «Служение — это то, чем занят слуга». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 23 апреля 2008 года | Новомосковск ·• Архив новостей •· «Доказательства духовного мира». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 3 мая 2008 года | Смоленск  →

Russian

Шрила Бхакти Ашрай Данди Махарадж

О Шрипаде Бхакти Шаране Вайшнаве Махарадже

(2 января 2018 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шрила Данди Махарадж: Хотелось бы, чтобы ученики Гурудева поделились своими воспоминаниями о Вайшнаве Махарадже, поскольку очень многие его помнят. Хотелось бы память о вайшнаве увековечить — о вайшнаве по имени Вайшнав Махарадж. Хотелось бы память о нем увековечить, написать, что-то опубликовать. Странички [в интернете], может быть даже какие-то журналы, книги о Вайшнаве Махарадже, чтобы сохранить о нем память для всех преданных нашего Матха. Вне всякого сомнения, Вайшнав Махарадж был и остается величайшей душой. Я не так много знаю о его биографии. Он был родом из Америки, из Калифорнии. Как он сам рассказывал, он вел в молодости весьма бурную жизнь, был рок-н-ролльщиком. Он освоил профессию — ездил на трейлере.

#00:01:33#

Ачьютананде Свами, ученику Прабхупады, когда он однажды был в Индии, некие священники в Пури сказали: «Хорошо, продолжай. Благодаря тому, что ты совершаешь такую хорошую карму в этой жизни, ты потом родишься на земле Индии и тогда по-настоящему займешься служением в преданности». Ачьютананда Махарадж сказал в ответ: «Неужели вы думаете, что сила святого имени не так велика, чтобы очистить человека от последствий его прошлой кармы?» И он процитировал:

#00:02:15#

брахма̄н̣д̣а-бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа[1]

«Дживы странствуют по всей вселенной. И когда джива встречает на своем пути духовного учителя, то по милости Гуру и Господа начинается ее служение в преданности и семя бхакти проникает в ее сердце». Они сказали: «Да, но эта практика служения в преданности очищает твою плохую карму, твою сотворенную карму. Но ту карму, которую ты уже совершил, тебе придется отработать. Потом ты родишься в Индии, а потом ты будешь совершать настоящее служение в преданности». Он сказал им: «Как вы думаете, что сильнее — оскверняющая сила греха или очищающая сила святого имени?» И тем нечего было возразить. Так он победил их.

#00:03:14#

Действительно, очищающая сила святого имени гораздо сильнее, чем кармическая обусловленность. Поэтому, независимо от того, в какой стране вайшнав родился, на каком языке он говорит, если он соприкоснулся с подлинным бхакти, с подлинным сознанием Кришны, с подлинным вайшнавом, с подлинным духовным учителем, то он может достичь высшего совершенства. И для этого ему нет необходимости совершать особые благочестивые действия и нет необходимости рождаться в более благоприятной атмосфере. Смысл этого в том, что нет ничего более благоприятного, чем общение с уттама-вайшнавом, с возвышенным вайшнавом. Нет ничего более благоприятного, чем посвящение от высшего духовного учителя, от чистого преданного, чистого вайшнава. Также подтверждается в «Бхагаватам», что те, кто предались стопам вайшнава, независимо от того, в какой стране они родились, даже если это земли далекие от земель, где следуют ведической культуре, но если они предались вайшнаву, они достигают высшего совершенства и занимают очень дорогое место в сердце самого Господа.

#00:04:32#

Когда мы говорим о Вайшнаве Махарадже, то мы не можем рассуждать о его американской природе. Это не так важно. Когда мы говорим о вайшнаве, нам не так важно, в каких землях он родился, на каком языке он говорил, какие одежды он носит — это не так важно в вайшнаве. Что мы можем сказать о Вайшнаве Махарадже, что действительно составляет его высшую славу — это то, что он входил в число самых близких преданных Шрилы Гурудева. У Гурудева было не так много таких близких людей, как Шрипад Вайшнав Махарадж. У Гурудева было много учеников. Он сам говорил: «Четки я раздаю многим, но кто мой настоящий ученик, это мы еще посмотрим». Но что касается его близкого круга, то таких преданных, как Вайшнав Махарадж, было несколько. Несколько близких людей, таких как Госвами Махарадж, Авадхут Махарадж, Вайшнав Махарадж, Бхакти Лалита, Юдхаманью Прабху. Это была очень особая группа учеников Гурудева, которую он очень любил, к которой он всегда относился с очень большим вниманием, которых он всегда был очень рад видеть. Можно было понять, что они очень сильно любят Гурудева, что они очень сильно удовлетворили его своим служением. Очень сильно.

#00:06:00#

Еще Вайшнав Махарадж был учеником Шрилы Прабхупады. Он, как только присоединился к ИСККОН, сразу стал очень активно действовать, служить вайшнавам. Он очень активно действовал, был одним из самых активных американских деятелей общества сознания Кришны. Он рассказывал о своей первой встрече с преданными. Он пришел с какого-то мероприятия… Это был рок-концерт. И после этого мероприятия он решил зайти к знакомым. Это было в Калифорнии. А те знакомые как раз привели его к преданным. Он попал на лекцию к преданным и там впервые увидел преданных. Он подошел к одному преданному, который был абсолютно бритый, с шикхой. И он спросил, несколько подначивая его: «Зачем ты бреешь голову?» И преданный ответил: «Когда ты приближаешься к Богу, все остальное остается позади». И Вайшнав Махарадж, услышав этот ответ, был очень впечатлен.

#00:07:35#

Потом он купил Бхагавад-гиту, изучил книги, присоединился к движению и стал очень известным вайшнавом в ИСККОН. Мало того, что он стал очень известным вайшнавом в ИСККОН, благодаря его качеству администратора… Человек он очень активный и его назначили [членом в] Джи-Би-Си [GBC — Governing Body Comission]. И он входил в этот орган, управляющий всей деятельностью ИСККОН. Сначала предполагалось, что Джи-Би-Си состоит всего из двенадцати человек, двенадцати санньяси. И у каждого санньяси был свой регион мира. Мир был поделен на двенадцать частей и каждый санньяси проповедовал в своем регионе, был фактически монополистом, единственным ачарьей в своем регионе. Потом произошли разные сложные события… Не будем говорить об этом.

#00:08:42#

И где-то уже в конце семидесятых годов, после ухода Прабхупады из этого мира, начались разговоры о том, что необходимо дополнить этот управляющий комитет новыми членами из числа семейных людей. И Шруташрава Прабху был одним из этих людей, которых назначили. Это говорит о его очень высокой квалификации. Очень многие люди в ИСККОН проголосовали за него (там все совершалось голосованием). Ему очень доверяли. Его опыту доверяли, его преданности очень сильно доверяли. Поэтому он был членом Джи-Би-Си.

#00:09:27#

Он руководил разными проектами в ИССКОН. И потом, как он сам рассказывает, начались такие дни, когда никто не знал, что делать. «Никто из нас не знал, что делать, куда направляться. И мои духовные братья стали ругаться друг с другом. Я тоже отвечал им тем же. И в итоге я почувствовал, что миссия моего духовного учителя распадается». «Мое сердце, — писал он, — наполнялось негативными чувствами к моим духовным братьям все больше и больше. Я чувствовал, что это очень неприятный момент, и я не хотел этого. Но я не знал, как от этого избавиться». И тогда он понял, что ему необходимо руководство. Он пришел к этому. Несмотря на то, что он старший преданный, что он лидер ИСККОН, он понял, что ему нужно руководство настоящего вайшнава. И он стал искать этого руководства. И в поисках этого руководства он посетил Шри Чайтанья Сарасват Матх.

#00:10:40#

Интересные очень воспоминания есть у него в журнале [«Вайшнава-тошани»]. Он говорит, что впервые, когда он приехал в Навадвипу, в наш Матх, он стоял с одним преданным и смотрел на наш Матх издалека. И этот преданный говорил ему: «Вот видишь — у них очень маленькая миссия, потому что они не проповедуют. И если ты посмотришь, на Гаура-пурниму [приходят] одни вдовы. Они почти не проповедуют, и у них в миссии одни вдовы». Но потом, он говорит, когда он пришел в Матх, он увидел, каким сознанием Кришны обладают эти вдовы. И он был поражен этим сознанием Кришны. Когда он пришел в наш Матх, тут же какие-то преданные подбежали… Кстати, тогда это было в традициях нашего Матха — когда кто-то приезжал в Матх, сразу же на него набрасывались люди. Кто-то взял его чемодан, кто-то предложил ему прасад, кто-то снял с него одежду и куда-то повесил.

[Шрила Данди Махарадж прославляет божества: «Джай Са-парикара Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!»]

#00:11:53#

Кто-то снял с него одежду, кто-то пригласил его в алтарную, на него надели гирлянду, предложили ему поклоны. Его очень вежливо попросили прочесть лекцию, дали шастру в руки. И Вайшнав Махарадж говорит: «Я понял, что атмосфера в этом Матхе очень духовная. И я сразу же почувствовал ту атмосферу, которая была при Прабхупаде». И потом он понял, что эта атмосфера была создана Гурудевом. И когда он увидел эту атмосферу, это желание служить вайшнавам, концентрацию именно на вайшнава-севе, он понял, чего ему недоставало. И тогда он стал чаще появляться в Матхе. Это было уже в последние годы пребывания Шридхара Махараджа в этом мире. Затем Шрила Шридхар Махарадж ушел.

#00:12:50#

Шруташрава Прабху принял посвящение у Шрилы Шридхара Махараджа и затем он сердцем и душой предался Гурудеву и стал служить ему. До последней капли крови он отдал себя Гурудеву. Особенность Вайшнава Махараджа и вообще всей его проповеди, всей его жизни была в том, что он подчеркивал именно вайшнава-севу. Из всех методов служения в преданности он больше всего подчеркивал вайшнава-севу. Это его больше всего интересовало, больше всего вдохновляло. Остальное он не очень сильно ценил. Но общение с вайшнавами, служение им — это была его главная проповедь всегда.

#00:13:40#

Он очень не любил разные внешние формальности, он всегда относился к ним очень пренебрежительно. И не любил людей, которые следуют внешним формальностям. Шруташрава Прабху отличался очень импульсивным характером и был этим очень известен. В то же самое время он был ближайшим слугой Гурудева. В Матхе к нему отношение было очень уважительное, все очень боялись его обидеть. Потому что он мог одним ударом отправить противника через забор. Я не помню, занимался он боксом или чем-то таким, но он был очень сильным человеком физически. Парамананда [Прабху] мне рассказывал, что каждый преданный, который приезжал в Навадвипу, получал два указания, выучивал две вещи. Первое: никогда не беспокоить Гурудева. А второе: никогда не ссориться со Шруташравой [Прабху]. Он был настолько яростным человеком, что с ним бесполезно было ссориться. Он выпроваживал всех, кто ему не нравился. Он не спорил особо, он просто выпроваживал.

#00:16:00#

Но Гурудев все прощал Шруташраве Прабху. Шруташрава Прабху был очень близким ему человеком. Если кто-то не понравился Шруташраве Прабху, Гурудев закрывал глаза на это. И все это знали. Так что многим преданным не повезло в этом смысле. В особенности, если кто-то непочтительно отзывался о его супруге или о его детях, то ему очень сильно доставалось. Один преданный перелетел через забор… Если вы знаете, в нашем Матхе каменный забор. И тот преданный перелетел через него от тычка Вайшнава Махараджа.

#00:16:43#

Вайшнав Махарадж всегда был лидером мальчишек, мальчишки очень любили его. Они ходили за ним гуськом — такая толпа детей преданных, всякой молодежи. И Вайшнав Махарадж их организовывал. Он создал для них такую специальную группу и учил их каратэ и еще каким-то приемам. Это была такая группа, которая в случае опасности должна была защищать Гурудева. Гурудев даже говорил Шруташраве Прабху: «Пожалуйста, не покидай меня, потому что кроме тебя я никому из своего окружения не доверяю». Не о всех, но о конкретных людях он сказал: «Кроме тебя я мало кому доверяю. Поэтому, пожалуйста, не покидай меня». Он говорил такие сокровенные вещи.

#00:17:34#

Вайшнав Махарадж был очень мужественным человеком. Очень мужественным и очень простым при этом. И несмотря на то, что он был очень простым человеком, предпочитал простые отношения, очень простое общение… Он не любил никакой помпезности, никакой лести. Он очень тонко чувствовал лесть. Невозможно было его как-то обмануть. Невозможно было его подкупить. Он был очень неподкупным, очень тонко всегда чувствовал людей. Он чувствовал ложь в человеке, чувствовал лицемерие. И он не стеснялся говорить об этом такому человеку в лицо. Причем прямым текстом всегда — обо всем, что ему не нравится, и обо всем, что ему нравится. При этом он был редчайшим в Матхе знатоком поэзии Гурудева и поэзии наших ачарьев. Он выучил бенгали и санскрит — так получилось. За два года. Он по какой-то причине, связанной с документами, попал в тюрьму. И, сидя в американской тюрьме, он за два года выучил бенгали и санскрит. Он говорил, что тюрьма была для него самой прекрасной школой. Он каждый день учил какие-то новые шлоки, каждый день повторял шлоки. Каждый день пел главы из Бхагавад-гиты. И, по-моему, «Чайтанья-чаритамриту» он пел, еще повторял какие-то шлоки. На самом деле он был редчайшим знатоком поэзии наших ачарьев.

#00:19:23#

Притху Прабху: Я слышал, что он знал всю «Чайтанья-чаритамриту» наизусть.

Шрила Данди Махарадж: Не удивлюсь, если так оно и было.

Притху Прабху: [неразборчиво].

#00:19:53#

Шрила Данди Махарадж: Он всегда подписывал статьи «Динадхама Шруташрава». Это была одна из его статей, которые мы публиковали в первом номере журнала… Рагалекха взяла эту статью… Она тогда ничего не знала, проверяла русский язык и написала: «Динадхама Шруташрава». И эта статья так и была опубликована. (Это была еще не окончательная публикация.) Т. е. там автор был [указан как] «падший Шруташрава». «Падший, негодный Шруташрава». Было очень много смеха.

#00:20:29#

Он издал «Чайтанья-чаритамриту» на бенгали. Он еще издавал журнал «Вайшнава-тошани». Шруташрава Прабху был очень известным человеком в Матхе, поэтому он обращался к разным Махараджам, санньяси, проповедникам, чтобы они писали статьи. И он собирал такой журнал — «Вайшнава-тошани». Там была обычно статья Шрилы Шридхара Махараджа, статья Гурудева и еще статьи наших проповедников. Очень был концептуальный журнал. Какое-то время он занимался его выпуском. Так что, несмотря на то что он в быту был таким простым человеком, не любил помпезности, не любил ничего искусственного, он был редчайшим знатоком вайшнавской философии, вайшнавской поэзии и вайшнавской культуры.

#00:21:19#

Я уже рассказывал, но все равно расскажу. Это такая лила была. Когда мы были тут, в Лахте, однажды приехал Шруташрава Прабху. А перед этим как раз вышел первый песенник. Мы начали петь песни. Пели песни Бхактивинода Тхакура. Начался веселый киртан, и Макханчор Прабху пел:

#00:21:54#

ка̐дийа̄ ка̐дийа̄ боле, а̄ми то’ адхама…[2]

И Шруташрава Прабху все это услышал. Он ничего не сказал, побледнел и молча вышел. Но все увидели, что он вышел, и все поняли, что что-то случилось не очень хорошее. Киртан прекратился. А Шруташрава Прабху поднялся к себе в комнату и стал поститься. В это время с ним был еще Акинчан Махарадж — они были большими друзьями. И Акинчан Махарадж вышел и сказал от себя: «Вы нанесли Шруташраве Прабху очень большую боль. Шруташрава Прабху лежал и говорил: «Какие идиоты! Вы только послушайте, что они поют! Ка̐дийа̄ ка̐дийа̄ боле — я самый падший“. А они прыгают и веселятся». И, поскольку он постился весь день, Акинчан Махарадж тоже стал поститься. И все погрузились в депрессию. А Макханчор Прабху пошел, со сложенными ладонями поклонился Шруташраве Прабху и попросил прощения. На что Шруташрава Прабху сказал: «Не имеют смысла все эти пустые слова. Я уеду и тебе станет легче». Но потом на самом деле они помирились.

#00:23:25#

Но он действительно очень остро реагировал на все эти вещи. Он очень не любил, когда что-то профанируется. Его это очень сильно раздражало, когда что-то профанируется, когда к чему-то относились легковесно, наплевательски. Это его очень сильно раздражало. И он мог все разнести в гневе, если он такое видел. И все это знали. Поэтому на самом деле все ходили по струночке. Все знали, что его очень легко разгневать. Он как Ашутош — его легко разгневать и легко умилостивить.

#00:24:13#

Что касается его простоты, я это много раз рассказывал, но все равно он каждый раз присутствует своей личностью при этом. Когда мы приехали с Акинчаном Махараджем в Москву… В то время в Москве храм на Кисельном был такой забегаловкой, в которой жили все кто угодно. Все, кому негде было жить, жили там. И как раз я приехал с Акинчаном Махараджем из Питера. Мы вышли из поезда. Нас, конечно, никто не встретил. Я не помню как, но, так или иначе, мы добрались до Кисельного, нашли Большой Кисельный переулок, подошли к этой двери [в Кисельном тупике]. И Акинчан Махарадж позвонил в дверь… И нет ответа вообще. Он еще раз позвонил в дверь — нет ответа. А был уже восьмой час утра. И он не знал, что делать. Я тоже не знал, что делать. У меня тогда не было никаких связей в Москве, никаких знакомых. Я был в Москве не впервые, но… У меня где-то там родственники какие-то — в Электростали. А куда ехать? Что делать? Я не знаю просто. Такая ситуация. Идей нет практически. Когда мы уезжали, [Авадхут] Махарадж нам сказал: «Ты перевозишь Акинчана Махараджа». И меня засунули в электричку. Добрая душа, Амрита [Кришна Прабху], сунул мне какую-то сумму денег в карман на лету, какую-то мелочь. И мы в Москве с этим оказались с Акинчаном Махараджем. Я причем из ИСККОН только пришел. Я думал: «Санньяси — надо же ему как-то служить. Надо, чтобы у него был пир. Надо, чтобы у него была куча слуг». И ничего нет.

#00:26:09#

В конце концов он позвонил [еще раз], открывается дверь и там такая заспанная рожа, Рупа: «Ой, Махарадж!» И убежал сразу же. Открыл дверь и убежал куда-то, чтобы не видеть Махараджа. Рупа. Я не знаю, что с ним сейчас. Ананда Рупа [Прабху] его звали. Такой маленький тогда был мальчик. И Акинчан Махарадж насупился, спокойно спустился по темной лестнице, открыл дверь, вошел в темную комнату, спросил, куда идти. Я все-таки Рупу выловил, спросил, куда подниматься. Мы поднялись на второй этаж тогда с Махараджем. И Акинчан Махарадж лег на постель, на которой было [застлано] белье уже третьей или шестой свежести. С кряхтеньем лег, очень долго ворочался. А на следующий день или через день должен был приехать Шруташрава Прабху. И Акинчан Махарадж сказал: «Шруташрава [Прабху] приезжает. Он совсем не такой терпеливый, как я, он тут все разнесет! Встретьте его, пожалуйста». В общем суть в том, что все проспали и Шруташраву никто не встретил. И опять девять утра, звонок в дверь, дверь открывается и на пороге стоит Шруташрава [Прабху] с чемоданом. Он взял такси и приехал.

#00:27:52#

Он пришел к Акинчану Махараджу. Акинчан Махарадж грустный такой сидит. Шруташрава [Прабху] говорит: «Махарадж, что ты такой грустный?» Акинчан Махарадж говорит: «Да что-то мне никто тут не готовит». Шруташрава сказал: «Да?» Он пошел на кухню, а там сидят преданные и что-то «трут», говорят о чем-то таком возвышенном. Никто ничего не делает. Никто не знает, что нужно делать для санньяси. Все думают: «Санньяси приехал, но ему и так хорошо. Живет себе и живет». Нет, ну они накупили ему всяких соков. И все. И никто ничего не делает. Шруташрава Прабху спустился и говорит: «Ну чего — жрать-то будем?» Я тоже не знал, что делать. Готовить было не из чего, продуктов не было. Это был 2004 год, кажется.

#00:28:57#

Тогда еще не было Сундара. И обед привозили из «Джаганната». В это время там что-то разладилось и обед не привозили. Точнее, привозили обед один раз в день и какие-то булочки. И вот они давали Акинчану Махараджу этот обед, а завтрака и ужина не было. Потом, кстати, Винод приехал и стал жарить картошку Акинчану Махараджу на ужин. Мы с ним вместе жарили картошку, с Винодом. Тогда Акинчан Махарадж ел с большим удовольствием картошку, которую Винод жарил. И он говорил: «Очень хорошо! Очень хорошо!» И Винод был вне себя от счастья, он жарил ему картошку. Потом я поднялся и спросил: «А что вы будете кушать, Шруташрава Прабху? Что бы вы хотели? Мы закажем в „Джаганнате“». Он сказал: «Дайте какого-нибудь дерьма…» Я принес ему какие-то круассаны, печенья. Довольно вкусные купили круассаны. Я дал Рупе деньги Амриты, которые он мне сунул. Рупа на них купил что-то. Рупа дал мне это печенье, я принес его Шруташраве [Прабху]. Он сказал: «Что это? Печенье? Ну как — ты попробовал?» Я сказал: «Ну, сначала нужно же вайшнаву предложить». Он сказал: «В нашей сампрадае мы сначала пробуем, перед тем как предлагаем. А вдруг это все отравлено?» Я взял печенье, попробовал, сказал: «Очень вкусно». Он сказал: «О’кей».

#00:30:43#

А потом была еще Автозаводская. Я помню, что тоже был шокирован Шруташравой [Прабху]. Он сел, открыл «Чайтанья-чаритамриту», тут же поставил чай, какие-то печеньки. Он ест, печеньками хрустит, пьет чай. Открывает и читает «Чайтанья-чаритамриту». А для меня, как для человека из ИСККОН, такое отношение к шастре было вообще [непозволительное]… Я смотрел на это и думал… Была как раз Гаура-пурнима, и он рассказывал о Гаура-пурниме. Он так вообще рассказывал, он так описывал Гаура-пурниму, он с таким чувством описывал Махапрабху, с такой любовью, с такой радостью он рассказывал обо всем этом. О Гурудеве, о преданных Махапрабху. Он рассказывал о Навадвипе. Это его очень сильно интересовало. Это его интересовало больше всего. Все остальное его не очень сильно трогало. Больше всего он рассказывал о Прабхупаде, о Шридхаре Махарадже, о Гурудеве.

#00:32:02#

И потом, когда Вайшнав Махарадж уже был очень болен… Он не вынес ухода Гурудева. И после ухода Гурудева Вайшнав Махарадж не считал, что ему есть зачем жить. И у него обнаружили очень серьезную болезнь. Рак, если я не ошибаюсь. Цирроз печени. Но он не стал его лечить. Ему просто незачем было жить. Он жил для Гурудева, только для Гурудева. Мы рассуждаем, что вайшнав не тело, что он проявляется в своих учениках. Но Шруташрава [Прабху] на этом не зацикливался. Он любил Гурудева как личность. И как учителя, как Гуру, и как личность.

#00:32:53#

Шрипад Виджай Раман Прабху: Его имя мирское было Чарли. А у нас была собака Чарли. Он говорил: «Приеду в Америку, заведу собаку и назову ее Виджай».

[Реплики Притху Прабху.]

Шрила Данди Махарадж: У него было шесть детей, да?

Притху Прабху: Восемь.

Шрила Данди Махарадж: Восемь детей. И все стали преданными.

Шрипад Виджай Раман Прабху: Ну, не все.

[Реплики Притху Прабху.]

#00:33:55#

Шрила Данди Махарадж: Ну очень многие. Семеро. Восемь детей он поддерживал. И при этом был очень активным проповедником, постоянно путешествовал. И как он поддерживал восемь детей — я не могу себе представить.

Шрипад Виджай Раман Прабху: Бедная семья была, но перебивалась. Они не стремились зарабатывать… [Неразборчиво.]

Шрила Данди Махарадж: Да, я тоже видел его детей. Удивительные дети! Прекрасные дети, прекрасная семья.

Шрипад Виджай Раман Прабху: [Неразборчиво.] …А о материальном он не заботился.

Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Согласно своей карме, все живые существа блуждают по вселенной. Одни из них поднимаются до высших планетных систем, другие опускаются на низшие. Из многих миллионов блуждающих живых существ тот, кто очень удачлив, получает по милости Кришны возможность общаться с подлинным духовным учителем. По милости Кришны и духовного учителя он обретает семя служения в преданности» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.151).

[2] Ка̐дийа̄ ка̐дийа̄ боле, а̄ми то’ адхама / ш́икха̄йе ш́аран̣а̄гати корохе уттама — «Плача и рыдая, я обращаюсь к ним: „Я самый падший! Молю, научите меня самопреданию, научите меня чистой преданности!“» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Шаранагати, благоприятное посвящение», 7).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования