«Гуру других Гуру». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 14 декабря 1995 года. Навадвипа Дхама, Индия


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Гуру других Гуру

(Эта лекция была прочитана в Шри Чайтанья Сарасват Матхе 14 декабря 1995 года
по случаю дня ухода Ом Вишнупада Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура)

 

Наш Гуру Махарадж, Ом Вишнупад Шрила Шридхар Дев-Госвами Махарадж, был очень дорог Шриле Сарасвати Тхакуру, и благодаря ему учение Сарасвати Тхакура дошло до нас. Вы знаете его известную песню о Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Тхакуре: суджана̄рвуда-ра̄дхита-па̄да-йугам̇[1]. Гуру Махарадж написал ее, и с тех пор ее поют все последователи Сарасвати Тхакура. Но сам Гуру Махарадж сказал: «Прабхупада будет очень доволен, если вы прочитаете ему эту шлоку»:

никхила-бхувана-ма̄йа̄-чхинна-виччхинна-картрӣ
вибудха-бахула-мр̣гйа̄-мукти-моха̄нта-да̄трӣ
ш́итхилита-видхи-ра̄га̄ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ
виласату хр̣ди нитйам̇ бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ[2]

Это пранама-мантра Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. Гуру Махарадж написал много пранама-мантр, но сам он сказал: «Именно эта прекрасная и авторитетная пранама-мантра доставит наибольшее удовольствие Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру». Смысл этой мантры таков. Никхила-бхувана-ма̄йа̄-чхинна-виччхинна-картрӣ — мы страдаем от иллюзии и не способны найти выхода из нашего иллюзорного мира, но когда явился Сарасвати Тхакур, то по своей великой милости он развеял эту иллюзию просто самим своим присутствием на этой Земле. Так все обусловленные души освободились от влияния майи. Вибудха-бахула-мр̣гйа̄-мукти-моха̄нта-да̄трӣ. Мукти была единственной целью идущих по духовному пути. Но когда явился Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, он одарил их практикой сознания Кришны, и желание мукти навсегда покинуло их сердца.

Билвамангал Тхакур в «Кришна-карнамрите» также говорит об этом:

бхактис твайи стхиратара̄ бхагаван йади сйа̄д
даивена нах̣ пхалати дивйа-киш́ора-мӯртих̣
муктих̣ свайам̇ мукулита̄н̃джалих̣ севате ’сма̄н
дхарма̄ртха-ка̄ма-гатайах̣ самайа-пратӣкш̣а̄х̣[3]

Сама мукти подойдет со сложенными ладонями и спросит: «Чем я могу служить тебе?» Человек, развивающий в себе сознание Кришны, находится в подобном положении. Вы пришли сюда по милости Шрилы Гуру Махараджа, а в конечном итоге — Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура.

Желая удовлетворить Шримана Махапрабху, он организовал свою миссию и успешно проповедовал учение Махапрабху в этом падшем мире. Шесть Госвами, следуя за Махапрабху, развернули обширную проповедь, но, как это обычно происходит, после их ухода этот поток день ото дня все уменьшался, и в конце концов философия Махапрабху почти исчезла с лица Земли. Затем появились противоположные учения. Вследствие этого место чистой религии Махапрабху заняли сампрадаи подражателей, но преданность их [Шри Чайтанье Махапрабху] была притворной.

Перед пришествием Шрилы Бхактивинода Тхакура в Навадвипу пришел маха-пуруша. Поскольку религия Махапрабху была извращена сахаджиями и иллюзией, майей, он составил список неавторитетных сампрадай: аула, баула, карта-бхаджа, неда, дара-веша, сани, сакхи-бхеки, сахаджия, смарта, джата-госаи, ати-вади, чуда-дхари и гауранга-нагари.

Они подражали религии Махапрабху, но отклонялись от той практики сознания Кришны, которую установил сам Шри Чайтанья. Таким было положение дел, когда пришел Бхактивинод Тхакур. К этому времени люди уже забыли, кто такой Махапрабху и в чем состоит истинная религия для обусловленных душ. Особенно это проявилось в Бенгалии, но также и в других частях страны. Люди следовали каким-то внешним формам религиозности согласно требованиям своей культуры. Когда пришел Бхактивинод Тхакур, он увидел, что подлинный смысл учения Махапрабху скрыт покровом иллюзии. И тогда он спас чистое учение Шри Чайтаньи Махапрабху от этой иллюзии. Он сделал это посредством своей проповеди, своих книг, своих песен и самого примера своей жизни. Его очень почитали в обществе, и он использовал это положение в своем служении Махапрабху.

Он проповедовал очень широко, повсюду, и весьма многие маха-пуруши и сиддха-пуруши признали Бхактивинода Тхакура махаджаном, ниджа-джаном Махапрабху. Они считали Бхактивинода Тхакура личным спутником Шри Чайтаньи Махапрабху, иначе он не смог бы совершить этого чуда.

Величайшие святые — Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж, который широко почитался во Врадже и Навадвипа-дхаме как сиддха-маха-пуруша, Вамшидас Бабаджи Махарадж, Джаганнатх Дас Бабаджи, который в то время был очень известен во Вриндаван-дхаме, и многие госвами и другие святые — все они следовали за Бхактивинодом Тхакуром в его стремлении явить миру вечно совершенную религию Махапрабху.

Бхактивинод Тхакур проповедовал широко, но его огорчало то, что его проповедь не находит отклика во всем мире. Поэтому он молился Махапрабху: «Пришли ко мне одного из Своих спутников». Его молитва была очень успешной, и только по его милости к нам, в сампрадаю Шри Чайтаньи Махапрабху, пришел замечательный ачарья, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур.

Шрила Сарасвати Тхакур родился в Ориссе, в доме Бхактивинода Тхакура, который в то время управлял храмом Джаганнатхадева и также был главным судьей в Пури-дхаме. Когда Сарасвати Тхакур родился, его пуповина была обомотана вокруг его тела подобно брахманскому шнуру. Это было поразительно, и многие астрологи предсказали: «Он восстановит истинный брахманизм и явит себя миру как маха-пуруша». Конечно же, это произошло, когда Бхактивинод Тхакур переехал в Навадвипа-дхаму, а Прабхупада стал взрослым.

Однажды, когда Прабхупаде Сарасвати Тхакуру было только шесть месяцев, мимо их дома проходила процессия Ратха-ятры Господа Джаганнатха, и Джаганнатхадев три дня простоял напротив дома Бхактивинода Тхакура. Бхактивинод Тхакур взял ребенка на руки и подошел к джаганнатха-ратхе, чтобы показать мальчика Господу Джаганнатху, а также чтобы Господь благословил его прикосновением Своих лотосоподобных стоп. Сразу же после этого ратха тронулась с места. Мы слышали эту историю от вайшнавов. Кроме того, она есть в жизнеописании Прабхупады, сарасвати-джаяшри.

Если бы Прабхупада Сарасвати не пришел, никто так и не смог бы понять, какова подлинная религия Шри Чайтаньи Махапрабху. Сарасвати Тхакур с самого детства был очень преданным последователем Махапрабху, и он был очень строг в своих принципах. Он никогда не встречался ни с каким сахаджией. Когда ему было всего восемь лет, в дом Бхактивинода Тхакура пришел один известный бабаджи. К нему приходили все, потому что Бхактивинод был по природе очень приветлив и открыт.

Каждый день Прабхупада предлагал свои дандаваты Бхактивиноду Тхакуру и начинал свои занятия. А в тот день он увидел, что Бхактивинод Тхакур разговаривает с этим знаменитым бабаджи. Сарасвати Тхакур знал, что этот бабаджи — сахаджия, и поэтому предложил дандаваты Шриле Бхактивиноду издалека.

Тогда бабаджи спросил у Бхактивинода Тхакура: «Видно, что мальчик очень чист и просто сияет, но почему он предложил дандаваты издалека? Почему не подошел ближе?» Шрила Бхактивинод был очень прямым человеком, и он ответил: «Да, этот мальчик очень чист. Он дал обет, что никогда не будет общаться ни с одним бабаджи-сахаджией. А вы именно такой бабаджи. Он приходит ко мне каждый день, чтобы предложить свои дандаваты, но, поскольку рядом со мною вы, он не стал подходить близко. Он соблюдает свой обет». Таков был его характер с самого детства.

Рассказывают еще, что однажды Бхактивинод Тхакур принес два свежих манго, которые он сорвал со своего мангового дерева. Он отложил их, чтобы предложить Махапрабху, но Сарасвати Тхакур не знал об этом. Он увидел чудесный спелый манго, взял его и начал есть. Кажется, ему было тогда восемь лет. Бхактивинод Тхакур увидел это: «Ох, Бимал...» (До принятия санньясы его [Сарасвати Тхакура] звали Бимал Прасад, а титулом Сиддханта Сарасвати его наградили во время джьотиша-маха-мандалы в Бенаресе, так как он был превосходным астрологом.) Бхактивинод Тхакур спросил: «Послушай, Бимал, где другой манго?» — И Сарасвати Тхакур ответил: «Прабху, я нашел чудесный спелый манго и съел его». Бхактивинод Тхакур, сокрушаясь, промолвил: «Я приготовил это манго для Махапрабху, а ты съел его. Это нехорошо». Услышав это, Прабхупада Сарасвати Тхакур очень расстроился и в глубоком раскаянии пообещал: «Отныне и до самого конца своей жизни я больше не буду их есть. Я оскорбил Махапрабху и поэтому никогда не притронусь к спелому манго». Этот обет он соблюдал до самого последнего дня своей жизни в этом мире материи. Наш Гуру Махарадж готовил чатни для Прабхупады Сарасвати Тхакура из зеленых манго, но никогда — из спелых. Это очень незатейливый пример, но он позволяет понять, насколько он был строг к себе.

Затем, после того как он закончил свое образование, он путешествовал повсюду, много дискутировал и восстановил истинное учение Чайтаньи Махапрабху. Он изучил то, что наши ачарьи: Шри Рупа, Санатана, Джива Госвами, Рагхунатх Дас Госвами, Кришнадас Кавирадж Госвами, Нароттам Дас Тхакур, наша гуру-варга, дали этому материальному миру в своих трудах, и на основе этих книг он затем проповедовал с огромной силой. У него был очень решительный характер, он не терпел никакого притворства или компромиссов в учении Шри Чайтаньи Махапрабху. Он был по природе очень отрешенным и потому не стал продолжать свое академическое образование, а вместо этого изучил множество шастр, грантх, Веды, веданту, Упанишады — все.

Иногда он бывал в Бенаресе и здесь также изучил многие труды, стал великим и почитаемым пандитом, а также знаменитым астрологом. Много раз он представлял Шрилу Бхактивинода Тхакура. Когда Бхактивинод состарился, он не мог уже участвовать в разных встречах, и поэтому отправлял вместо себя Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура. Одна такая встреча состоялась в известном округе Балигаи.

Местная балигаи-сабха (ученое собрание) была очень знаменита. Тысяча пандитов пришли в эту сабху для дискуссии о том, кто выше — брахман или вайшнав. Они хотели провести исследование, чтобы выяснить, кто занимает высшее положение. Бхактивинод Тхакур велел Прабхупаде Сарасвати Тхакуру: «Ступай на эту встречу». Он отправился туда и три дня подряд читал лекцию о качествах брахманов.

В ведической культуре брахманы занимали очень высокое положение, и он доказал это. Но затем следующие три дня он описывал славу вайшнавизма. Выслушав это, все брахманы стали вайшнавами. Мало того, они захотели взять пыль с его стоп и воду, которой он омывал свои стопы. На этой встрече было приблизительно десять тысяч человек, и каждый из них желал взять пыль со стоп Сарасвати Тхакура, однако он не позволял им сделать это. И все же они взяли ее силой. Был страшный ажиотаж, толпа была такой огромной, что он едва не лишился жизни.

Затем несколько очень разумных, смелых мужчин принесли огромный кувшин воды и насильно окунули в нее стопы Сарасвати Тхакура. Затем они увели Сарасвати Тхакура подальше от этого места, в то время как воду раздавали всем желающим. Это исторический факт. Таким был его проповеднический стиль.

Он никому не завидовал. Все, чего он хотел, — это нести правду о религии. До него мы думали: мы брахманы, мы кшатрии, мы вайшьи, мы шудры, а еще мы — вайшнавы. Мы думали, что вайшнавы — это еще одна каста, но после Сарасвати Тхакура с этой идеей было покончено. Он привел много цитат из шастр: «Нет, все мы — дживы, и наша религия только одна. Так сказал Махапрабху, и это называется джайва-дхармой, вечной религией души». Следовательно, у нас нет касты. Вернее, у нас есть каста, но она подобна «касте» воды. Вода всегда бежит вниз, это религия воды или ее «каста». «Религия» [дхарма] огня — все сжигать на своем пути. Подобно этому, все дживы следуют одной и той же религии, и эта религия состоит в том, что им следует поклоняться Господу Кришне, они должны привлекаться кришна-бхакти и идти по этому пути. В этом их настоящая религия. Он привел множество цитат из шастр в подтверждение этого и обосновал истинную религию джив, вайшнава-дхарму. Мы — дживы, подобные бликам солнечного света, а Кришна подобен солнцу. Следовательно, наша религия в том, чтобы вернуться на Кришналоку. У нас нет иного дома или прибежища, наше единственное прибежище — Кришналока. Все шастры, и в первую очередь «Шримад-Бхагаватам», подтверждают это:

эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̇ пум̇сах̣
кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам…[4]

В Шримад Бхагавад-гите сам Кришна утверждает:

ахам̇ хи сарва-йаджн̃а̄на̄м̇
бхокта̄ ча прабхур эва ча…[5]

даиви хй эш̣а̄ гун̣амайӣ,
мама ма̄йа̄ дуратйайа̄
ма̄м̇ эва йе прападйанте,
ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те[6]

«Именно Я наделяю силой всех полубогов». Каждый, кто читает Шримад Бхагавад-гиту, поймет, что Верховная Личность Бога — Кришна. Точно так же и во всех восемнадцати Пуранах и повсюду мы найдем следующий совет:

на̄ма сан̇кӣртанам̇ йасйа
сарва-па̄па пран̣а̄ш́анам
пран̣а̄мо дух̣кха-ш́аманас
там̇ нама̄ми харим̇ парам[7]

Мы совершаем столько жертвоприношений полубогам и другим существам, но какой же мантрой мы заканчиваем? Мы произносим:

йада̄-сан̇га-крийа̄-карма
джаната ва̄пйа-джаната
пӯрн̣ам бхавату тат-сарвам̇
ш́рӣ-харер на̄ма-кӣртана̄т[8]

Шри харинам неотличен от самого Кришны. Он занимает высшее положение, поэтому мы должны поклоняться Кришне:

йатха̄ тарор мӯла-ниш̣ечанена,
тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣
пра̄н̣опаха̄ра̄ч ча йатхендрийа̄н̣а̄м̇,
татхаива сарва̄рхан̣ам ачйутеджйа̄[9]

Таким образом, он собрал много подобных положений из шастр и обосновал чистое учение Шри Чайтаньи Махапрабху: «Кришна — Верховная Личность Бога, и вы должны поклоняться Ему». И мы, дживы, обретаем эту возможность только по милости кришна-бхакты. Поэтому попытайтесь удовлетворить преданных, и Кришна будет милостив к вам. Вы получите Его милость, Его благословения, вы получите все.

Учение Махапрабху кратко изложено в одной шлоке Вишванатха Чакраварти Тхакура:

а̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а танайа тад дха̄ма вр̣нда̄ванам,
рамйа̄ ка̄чид упа̄сана̄ враджа-вадхӯ-варген̣а йа̄ калпита̄
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇ према̄ пум-артхо маха̄н,
ш́рӣ чаитанйа маха̄прабхур-матам-идам̇ татра̄даро нах̣ парах̣[10]

Вишванатх Чакраварти Тхакур объясняет здесь сущность религии Махапрабху: Кришна — Верховная Личность Бога, и, чтобы удовлетворить Его, мы должны следовать определенной преемственности, которую находим во Враджа-дхаме: враджа-вадхӯ-варген̣а йа̄ калпита̄. Ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇: высшее свидетельство — это «Шримад-Бхагаватам», в нем есть все. И према̄ пум-артхо маха̄н. Какова наша прапти, конечная цель всех джив? Это любовь к Кришне. Према, кришна-према — это цель жизни всех преданных. Таковы основные положения учения Махапрабху, которые Вишванатх Чакраварти Тхакур изложил в одном стихе. И Прабхупада Сарасвати Тхакур пришел, вынес все это на золотом блюде и раздал всему миру.

Итак, всем нам очень повезло. В каком смысле? Потому что у нас есть наш величайший парам-гуру, Сарасвати Тхакур, и благодаря ему Чайтанья Махапрабху сегодня известен во всем мире. Безусловно, это произошло по милости Нитьянанды Прабху и Махапрабху Прабху, но Их милость проявилась благодаря Сарасвати Тхакуру. У Сарасвати Тхакура было множество учеников по всей Индии. Он основал шестьдесят четыре проповеднических центра в разных индийских штатах и хотел открыть множество центров за пределами Индии, но, к сожалению, наш мир лежал во мраке, и он покинул этот материальный мир. Но он оставил после себя множество опытных учеников, и они также пытались проповедовать учение о сознании Кришны в той же традиции.

Необходимо многое рассказать о Сарасвати Тхакуре, не с одной, а с разных точек зрения, о его удивительном характере, но разве я могу рассказать это за один или два часа?

Одним словом, мы знаем, что сейчас многие ученики Сарасвати Тхакура пытаются проповедовать, но лично мы видели проповедь Шрилы Свами Махараджа Прабхупады. Во времена Сарасвати Тхакура он был грихастхой, но после того, как он принял санньясу, его единственным желанием была проповедь. Его Гуру, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, сказал ему: «Ты должен проповедовать в англоязычных странах», и он хранил это указание в своем сердце. Он всегда желал проповедовать чистое учение Махапрабху, его очень привлекала проповедь Шрилы Сарасвати Тхакура. В конце концов он посвятил себя исполнению воли своего духовного учителя и воодушевился: «Все стараются проповедовать, но я отправлюсь за пределы Индии. Я чувствую, что там мое место».

Сначала он отправился в Америку, и Прабхупада Сарасвати Тхакур, без сомнения, очень радовался этому, но он испытывал Свами Махараджа. Целый год он не давал ему никакого успеха и проверял: «Сколько он сможет выдержать?» Но когда Сарасвати Тхакур увидел, что он будет способен терпеть до самой смерти, он остался доволен и даровал ему всю свою силу. Благодаря этому многие удачливые души, тысячи и тысячи людей Запада, привлеклись религией Махапрабху. Я сам видел это, за двадцать месяцев я был на Западе пять раз. Я видел, как они привлечены религией Махапрабху. Но все эти семена [преданности Кришне] были посажены Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами Прабхупадой. Если бы он не пришел, у нас бы ничего не было. Но Прабхупада Сарасвати Тхакур пришел и проповедовал безупречно, очень решительно и очень широко. Благодаря его проповеди и благодаря его дорогому ученику, Шриле Свами Махараджу, по их милости, во всем мире сейчас известно истинное учение Шри Чайтаньи Махапрабху.

Вам известно, что наш Гуру Махарадж и Шрила Свами Махарадж были очень близкими друзьями, а также то, что Свами Махарадж считал нашего Гуру Махараджа своим шикша-гуру. Хотя у Свами Махараджа не было возможности часто видеться со Шрилой Сарасвати Тхакуром, он многое почерпнул из общения со Шрилой Гуру Махараджем. Он не только получал, но и отдавал. Когда Шрила Сарасвати Тхакур покинул мир, Шрила Свами Махарадж решил основать международную миссию. Таково было его намерение. Он поселил Гуру Махараджа в своем доме и предоставил ему две комнаты под своей лабораторией. Как раз в это время я присоединился к миссии. Свами Махарадж был грихастхой и владел фармацевтической фирмой, но его истинным желанием было проповедовать сознание Кришны. Поскольку он был грихастхой, он пользовался помощью санньяси, он очень любил Гуру Махараджа и считал его своим шикша-гуру, поэтому он пригласил его в свой дом.

Мы видели, что каждый день они беседуют, обсуждают [духовные вопросы], происходило много всего. Он был очень счастлив общаться с Гуру Махараджем, и Гуру Махарадж очень о нем заботился и был очень им доволен. Сегодня мы видим плоды этой дружбы. Некто обвинил меня в том, что я славлю Свами Махараджа ради собственной выгоды, но это глупость. Разве кто-нибудь может не славить его? Любой, кто усвоил хотя бы малую часть учения Махапрабху, должен прославлять Свами Махараджа, если, конечно, он искренний человек и настоящий преданный Кришны.

Какова природа преданного Кришны? Преданный всегда будет прославлять других преданных. Он никогда не исключит величайшего преданного из круга своего общения. Он просто не способен сделать это, вовсе не таким методом постигается учение Кришны, учение о преданности. Метод заключается в прославлении преданных. Почему мы читаем «Шримад-Бхагаватам»? Зачем читаем мы другие писания? В них прославляются возвышенные качества преданных, таких как Прахлада, Амбариша Махарадж, Дхрува Махарадж, Нава-йогендры, Нарада Госвами, многих других. Мы читаем о них, и каждая глава дает нам множество наставлений. Где бы пред нашим взором ни представали преданные, мы относимся к ним как к своему отцу или сыну, или близкому родственнику, то есть с огромным уважением. Разве мы можем отвергнуть их?

Итак, любая наша махатмья, наше чествование, восходит к Шриле Сарасвати Тхакуру, и, если посмотреть глубже, к Шриле Бхактивиноду Тхакуру. Мы пели песню «Ачарья вандана». В ней говорится:

ш́рӣ гаура̄н̇га-па̄риш̣ада т̣ха̄кура бхактивинода
             дӣнахӣна патитера бандху
кали-тамах̣ вина̄ш́ите а̄нилена аванӣте
            тома’ акалан̇ка пӯрн̣а инду

«Бхактивинод Тхакур настолько милостив к падшим душам, и только благодаря его молитвам Шрила Сарасвати Тхакур явился в этом материальном мире. Он — безгрешная луна, чей свет рассеивает тьму Кали-юги»[11]. Он хотел каждому подарить сознание Кришны, принести его в каждый дом, и поэтому у нас есть Шрила Сарасвати Тхакур, по его милости. Гуру Махарадж написал одну очень известную песню, «Прабхупада-падма Ставаках», где есть такие строки:

парахам̇са-варам̇-парама̄ртха-патим̇
патитодхаран̣е кр̣та-веш́а-йатим
йати-ра̄джа-ганаих̣-парисевйа-падам̇
пранама̄ми сада̄ прабхупа̄да-падам[12]

Во всем мире теперь поют эту превосходную поэтичную песню, славящую Шрилу Прабхупаду Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Тхакура, но иногда не упоминают о том, кто ее написал. Может быть, они не знают, кто написал ее, но это песня Шрилы Гуру Махараджа. Ее с удовольствием поют во всех храмах. Здесь говорится: кр̣пайа̄ хари-кӣртана-мӯрти-дхарам̇[13]. Хари-кӣртана-мӯрти: Шрила Сарасвати Госвами Тхакур — воплощение санкиртаны Чайтаньи Махапрабху. Гуру Махарадж назвал его бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ. Не сарасватӣ-ва̄н̣ӣ. Ва̄н̣ӣ — воплощение учения Шрилы Бхактисиддханты. Шрила Гуру Махарадж называл так Сарасвати Тхакура, который создал для нас столько проповеднических центров и принял тысячи учеников. Затем Сарасвати Тхакур подумал: «Теперь необходимо вести проповедь за пределами Индии».

Он отправил некоторых учеников, чтобы они проповедовали в западных странах, но они не достигли большого успеха. Это доставило Сарасвати Тхакуру огромную боль, он думал: «Кого же еще мне отправить?» Он испытал каждого, кроме Абхая Чарана Бхактиведанты — этот титул дал ему Гуру Махарадж. В то время он был грихастхой, [его имя было] Абхай Чаран Дас Адхикари Бхактиведанта. Гуру Махарадж наградил его этим титулом где-то около 1950 года. Я присутствовал на этой церемонии, о ней есть статья в журнале «Сарасвата Гаудия».

Прабхупада Сарасвати Тхакур уполномочил Шрилу Свами Махараджа. Он хотел уполномочить всех, но у них не было способностей. Если у кого-то «низкое напряжение», то что вы можете сделать? Необходимо знать емкость трансформатора. Каждый человек — это трансформатор, но некоторые на десять вольт, иные — на двадцать, а кто-то — на пятьдесят. Сколько же вы сможете сделать?

Без сомнения, у Свами Махараджа были выдающиеся способности, и он получил их от своего Гуру и Нитьянанды Прабху. Гуру Махарадж считал Прабхупаду Свами Махараджа шактьявеша-аватарой [Нитьянанды Прабху]. И он объяснил, почему: обычный человек не смог бы этого сделать, это невозможно. Невозможно, чтобы весь мир пел Харе Кришна маха-мантру, и это было бы заслугой обычного человека. В этом у меня нет ни малейшего сомнения. Гуру Махарадж очень почитал его. Возможно, он вел себя как ученик Свами Махараджа, но Свами Махарадж относился к нему как к своему Гуру. Когда бы Свами Махарадж ни приходил к нему, они поднимались наверх [на веранду Шрилы Шридхара Махараджа] и радостно беседовали друг с другом. Закончив очередное мировое турне, он приходил к Гуру Махараджу и давал ему отчет, прекрасный отчет о своей проповеди, и Гуру Махарадж был очень счастлив.

Все мы члены семьи Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура. Я также обрел милость Прабхупады Сарасвати Тхакура, в этом не может быть сомнений, ибо я обрел такого Гуру, как Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, а также своего шикша-гуру, Шрилу А. Ч. Бхактиведанту Свами Махараджа. Мы множество раз проповедовали вместе, Шрила Свами Махарадж и я, в Калькутте и многих других местах. У нас была не очень большая группа. В ней не было множества брахмачари или огромной группы киртана, только одна мриданга и две пары каратал, и так мы отправлялись проповедовать. Благодаря этому мы могли понять, насколько он предан проповеди. Если нам удавалось получить хоть немного денег, он печатал литературу, например, журнал «Назад к Богу». Было всего несколько выпусков, не так много, потому что у него не всегда были средства. Вышел первый номер «Назад к Богу», затем второй, третий, четвертый, он стал выходить регулярно, а впоследствии — не так регулярно. Журнал распространялся от двери к двери, и никто не покупал его. Но когда я присоединился к группе, Свами Махарадж был очень вдохновлен, он даровал мне свою милость, и я тоже был очень вдохновлен. Я думал: «Пусть я не знаю английского, но зато у меня есть газета на английском языке». И я ходил от двери к двери, показывая, что у меня тоже кое-что есть. И я гордился этим.

Мы обрели возможность увидеть настоящий вайшнавский характер. Мы находили его у Шрилы Гуру Махараджа, у Шрилы Свами Махараджа и других санньяси Прабхупады Сарасвати Тхакура. Они не шли ни на какие компромиссы с сахаджиями и майявади. Таков был их характер. Великий пандит или простой брахмачари — это не играло значения, каждый из них был непримиримым противником сахаджиев. Я также неоднократно попадал в опасные ситуации, поскольку я тоже был их противником, и иногда я проповедовал с большой силой. Из-за этого они пытались избить нас, но покровитель не потерпит, чтобы его детям был причинен вред. Если детям угрожает опасность, их попечитель не станет это терпеть. Наши покровители, Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур, Шрила Гуру Махарадж, Шрила Свами Махарадж и другие санньяси, не допустят, чтобы когда-либо нам причинили вред.



1  Суджана̄рвуда-ра̄дхита-па̄да-йугам̇, йуга-дхарма-дхурандхара-па̄тра-варам / варада̄бхайа-да̄йака-пӯджйа-падам̇, пран̣ама̄ми сада̄ прабхупа̄да-падам — «Его лотосоподобным стопам служит в преданности много возвышенных добродетельных душ. Он провозгласил религию этого века [шри харинама-санкиртану]. Он правящий монарх вишва-вайшнава-раджа-сабхи — вселенского общества чистых преданных, подлинных царей и вождей всего мира. Он исполнил самые сокровенные желания тех, кто рассеивает страх всех душ. Я припадаю к лотосоподобным стопам этой величайшей души, почитаемой всеми, — я вновь и вновь поклоняюсь сиянию, исходящему от лотосоподобных стоп моего господина» («Шри Шри Прабхупада-падма Ставаках», стих 1).

2  «Послание Шри Бхактисиддханты разрушает иллюзию целого мира, сводит на нет безумные поиски освобождения интеллектуалами, должным образом устанавливает предписания шастр и является обителью любовной привязанности для Господа Шри Радхи. Так пусть же это послание вечно играет в наших сердцах».

3  «О всеведущий Господь! Если бхакти к Тебе будет устойчивой, я беспрепятственно достигну этого благородного юного образа [Господа Шри Кришны]. Олицетворенное освобождение служит мне со сложенными ладонями, а цели дхарма, артха и кама терпеливо ждут, чтобы служить мне» («Кришна-карнамрита», 107).

4  Эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̇ пум̇сах̣, кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам / индра̄ри-вйа̄кулам̇ локам̇, мр̣д̣айанти йуге йуге — «Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна — изначальная Личность Бога. Они нисходят на разные планеты, когда там по вине атеистов возникают беспорядки. Господь нисходит, чтобы защитить верующих» («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28).

5  «Я единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и повелевает ими» (Шримад Бхагавад-гита, 9.24).

6  «Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти» (Бхагавад-гита, 7.14).

7  «Я в почтении склоняюсь перед Всевышним, Господом Хари, совместное воспевание имен которого уничтожает все последствия греховных действий, а почитание которого освобождает от всех мирских страданий» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.23).

8  «Когда мы проводим различные обряды, мероприятия и церемонии [огненные жертвоприношения, поклонения Божествам, ритуалы для усопших и т. д.], мы всегда заключаем повторение мантр киртаном [воспеванием Святого Имени]. Мы проводим эти религиозные церемонии для того, чтобы удовлетворить Всевышнего и богов, но во время их проведения мы осознанно или неосознанно совершаем очень много ошибок; более того, в Кали-югу, в этой пучине недостатков, невозможно сделать какое-либо подношение или провести какое-либо поклонение должным образом, поэтому для того, чтобы церемония прошла успешно, все несовершенства должны быть исправлены, что возможно только благодаря воспеванию Святого Имени (киртану). Поэтому мы всегда завершаем все церемонии повторением Святого Имени».

9  «Поливая водой корень дерева, мы питаем его ствол и ветви, а отправляя пищу в желудок, даем силу каждой части тела. Точно так же поклонением Господу Вишну можно удовлетворить всех и каждого» («Шримад-Бхагаватам», 4.31.14).

10  «Высшим объектом поклонения является Шри Кришна, сын Махараджи Нанды. Враджа Дхама — Его трансцендентная обитель, столь же почитаемая, как и сам Господь. Наилучший способ поклонения Кришне — тот, которым Ему поклоняются девушки-пастушки Враджи. „Шримад-Бхагаватам“ — высшее авторитетное свидетельство Истины, а кришна-према (чистая любовь к Богу) — высшая цель жизни».

11  Гопал Говинда Маханта. «Ачарья вандана», стих 20.

12  «Величайшая драгоценность среди парамахамс, владыка сокровища высшего совершенства жизни, шри кришна-премы, лишь ради спасения падших душ он принял облик нищего санньяси. Величайшие триданди-санньяси служат его лотосоподобным стопам. Я в почтительном смирении склоняюсь перед ним. Вновь и вновь я поклоняюсь сиянию, исходящему от святых стоп моего божественного учителя» (стих 10).

13  Кр̣пайа̄ хари-кӣртана-мӯрти-дхарам̇, дхаран̣ӣ-бхара-ха̄рака-гаура джанам / джанака̄дхика-ватсала-снигдха-падам̇, пран̣ама̄ми сада̄ прабхупа̄да-падам — «Одаривающий милостью все души, он — воплощение хари-киртана. Как спутник Шри Гауры, он избавляет мать Землю от бремени оскорблений, совершенных по отношению к ней. Он настолько милостив, что его любовь ко всем живым существам превосходит даже родительскую любовь. Я в почтительном смирении склоняюсь перед ним. Вновь и вновь я поклоняюсь сиянию, исходящему от святых стоп моего божественного учителя» (стих 8).




←  «Благословение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1990-е годы. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Передача и распространение дара Шрилы Сарасвати Тхакура». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 16 декабря 1989 года. Индия  →
Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж 

Гуру других Гуру

(Эта лекция была прочитана в Шри Чайтанья Сарасват Матхе 14 декабря 1995 года
по случаю дня ухода Ом Вишнупада Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура)

 

Наш Гуру Махарадж, Ом Вишнупад Шрила Шридхар Дев-Госвами Махарадж, был очень дорог Шриле Сарасвати Тхакуру, и благодаря ему учение Сарасвати Тхакура дошло до нас. Вы знаете его известную песню о Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Тхакуре: суджана̄рвуда-ра̄дхита-па̄да-йугам̇[1]. Гуру Махарадж написал ее, и с тех пор ее поют все последователи Сарасвати Тхакура. Но сам Гуру Махарадж сказал: «Прабхупада будет очень доволен, если вы прочитаете ему эту шлоку»:

никхила-бхувана-ма̄йа̄-чхинна-виччхинна-картрӣ
вибудха-бахула-мр̣гйа̄-мукти-моха̄нта-да̄трӣ
ш́итхилита-видхи-ра̄га̄ра̄дхйа-ра̄дхеш́а-дха̄нӣ
виласату хр̣ди нитйам̇ бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ[2]

Это пранама-мантра Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. Гуру Махарадж написал много пранама-мантр, но сам он сказал: «Именно эта прекрасная и авторитетная пранама-мантра доставит наибольшее удовольствие Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру». Смысл этой мантры таков. Никхила-бхувана-ма̄йа̄-чхинна-виччхинна-картрӣ — мы страдаем от иллюзии и не способны найти выхода из нашего иллюзорного мира, но когда явился Сарасвати Тхакур, то по своей великой милости он развеял эту иллюзию просто самим своим присутствием на этой Земле. Так все обусловленные души освободились от влияния майи. Вибудха-бахула-мр̣гйа̄-мукти-моха̄нта-да̄трӣ. Мукти была единственной целью идущих по духовному пути. Но когда явился Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, он одарил их практикой сознания Кришны, и желание мукти навсегда покинуло их сердца.

Билвамангал Тхакур в «Кришна-карнамрите» также говорит об этом:

бхактис твайи стхиратара̄ бхагаван йади сйа̄д
даивена нах̣ пхалати дивйа-киш́ора-мӯртих̣
муктих̣ свайам̇ мукулита̄н̃джалих̣ севате ’сма̄н
дхарма̄ртха-ка̄ма-гатайах̣ самайа-пратӣкш̣а̄х̣[3]

Сама мукти подойдет со сложенными ладонями и спросит: «Чем я могу служить тебе?» Человек, развивающий в себе сознание Кришны, находится в подобном положении. Вы пришли сюда по милости Шрилы Гуру Махараджа, а в конечном итоге — Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура.

Желая удовлетворить Шримана Махапрабху, он организовал свою миссию и успешно проповедовал учение Махапрабху в этом падшем мире. Шесть Госвами, следуя за Махапрабху, развернули обширную проповедь, но, как это обычно происходит, после их ухода этот поток день ото дня все уменьшался, и в конце концов философия Махапрабху почти исчезла с лица Земли. Затем появились противоположные учения. Вследствие этого место чистой религии Махапрабху заняли сампрадаи подражателей, но преданность их [Шри Чайтанье Махапрабху] была притворной.

Перед пришествием Шрилы Бхактивинода Тхакура в Навадвипу пришел маха-пуруша. Поскольку религия Махапрабху была извращена сахаджиями и иллюзией, майей, он составил список неавторитетных сампрадай: аула, баула, карта-бхаджа, неда, дара-веша, сани, сакхи-бхеки, сахаджия, смарта, джата-госаи, ати-вади, чуда-дхари и гауранга-нагари.

Они подражали религии Махапрабху, но отклонялись от той практики сознания Кришны, которую установил сам Шри Чайтанья. Таким было положение дел, когда пришел Бхактивинод Тхакур. К этому времени люди уже забыли, кто такой Махапрабху и в чем состоит истинная религия для обусловленных душ. Особенно это проявилось в Бенгалии, но также и в других частях страны. Люди следовали каким-то внешним формам религиозности согласно требованиям своей культуры. Когда пришел Бхактивинод Тхакур, он увидел, что подлинный смысл учения Махапрабху скрыт покровом иллюзии. И тогда он спас чистое учение Шри Чайтаньи Махапрабху от этой иллюзии. Он сделал это посредством своей проповеди, своих книг, своих песен и самого примера своей жизни. Его очень почитали в обществе, и он использовал это положение в своем служении Махапрабху.

Он проповедовал очень широко, повсюду, и весьма многие маха-пуруши и сиддха-пуруши признали Бхактивинода Тхакура махаджаном, ниджа-джаном Махапрабху. Они считали Бхактивинода Тхакура личным спутником Шри Чайтаньи Махапрабху, иначе он не смог бы совершить этого чуда.

Величайшие святые — Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж, который широко почитался во Врадже и Навадвипа-дхаме как сиддха-маха-пуруша, Вамшидас Бабаджи Махарадж, Джаганнатх Дас Бабаджи, который в то время был очень известен во Вриндаван-дхаме, и многие госвами и другие святые — все они следовали за Бхактивинодом Тхакуром в его стремлении явить миру вечно совершенную религию Махапрабху.

Бхактивинод Тхакур проповедовал широко, но его огорчало то, что его проповедь не находит отклика во всем мире. Поэтому он молился Махапрабху: «Пришли ко мне одного из Своих спутников». Его молитва была очень успешной, и только по его милости к нам, в сампрадаю Шри Чайтаньи Махапрабху, пришел замечательный ачарья, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур.

Шрила Сарасвати Тхакур родился в Ориссе, в доме Бхактивинода Тхакура, который в то время управлял храмом Джаганнатхадева и также был главным судьей в Пури-дхаме. Когда Сарасвати Тхакур родился, его пуповина была обомотана вокруг его тела подобно брахманскому шнуру. Это было поразительно, и многие астрологи предсказали: «Он восстановит истинный брахманизм и явит себя миру как маха-пуруша». Конечно же, это произошло, когда Бхактивинод Тхакур переехал в Навадвипа-дхаму, а Прабхупада стал взрослым.

Однажды, когда Прабхупаде Сарасвати Тхакуру было только шесть месяцев, мимо их дома проходила процессия Ратха-ятры Господа Джаганнатха, и Джаганнатхадев три дня простоял напротив дома Бхактивинода Тхакура. Бхактивинод Тхакур взял ребенка на руки и подошел к джаганнатха-ратхе, чтобы показать мальчика Господу Джаганнатху, а также чтобы Господь благословил его прикосновением Своих лотосоподобных стоп. Сразу же после этого ратха тронулась с места. Мы слышали эту историю от вайшнавов. Кроме того, она есть в жизнеописании Прабхупады, сарасвати-джаяшри.

Если бы Прабхупада Сарасвати не пришел, никто так и не смог бы понять, какова подлинная религия Шри Чайтаньи Махапрабху. Сарасвати Тхакур с самого детства был очень преданным последователем Махапрабху, и он был очень строг в своих принципах. Он никогда не встречался ни с каким сахаджией. Когда ему было всего восемь лет, в дом Бхактивинода Тхакура пришел один известный бабаджи. К нему приходили все, потому что Бхактивинод был по природе очень приветлив и открыт.

Каждый день Прабхупада предлагал свои дандаваты Бхактивиноду Тхакуру и начинал свои занятия. А в тот день он увидел, что Бхактивинод Тхакур разговаривает с этим знаменитым бабаджи. Сарасвати Тхакур знал, что этот бабаджи — сахаджия, и поэтому предложил дандаваты Шриле Бхактивиноду издалека.

Тогда бабаджи спросил у Бхактивинода Тхакура: «Видно, что мальчик очень чист и просто сияет, но почему он предложил дандаваты издалека? Почему не подошел ближе?» Шрила Бхактивинод был очень прямым человеком, и он ответил: «Да, этот мальчик очень чист. Он дал обет, что никогда не будет общаться ни с одним бабаджи-сахаджией. А вы именно такой бабаджи. Он приходит ко мне каждый день, чтобы предложить свои дандаваты, но, поскольку рядом со мною вы, он не стал подходить близко. Он соблюдает свой обет». Таков был его характер с самого детства.

Рассказывают еще, что однажды Бхактивинод Тхакур принес два свежих манго, которые он сорвал со своего мангового дерева. Он отложил их, чтобы предложить Махапрабху, но Сарасвати Тхакур не знал об этом. Он увидел чудесный спелый манго, взял его и начал есть. Кажется, ему было тогда восемь лет. Бхактивинод Тхакур увидел это: «Ох, Бимал...» (До принятия санньясы его [Сарасвати Тхакура] звали Бимал Прасад, а титулом Сиддханта Сарасвати его наградили во время джьотиша-маха-мандалы в Бенаресе, так как он был превосходным астрологом.) Бхактивинод Тхакур спросил: «Послушай, Бимал, где другой манго?» — И Сарасвати Тхакур ответил: «Прабху, я нашел чудесный спелый манго и съел его». Бхактивинод Тхакур, сокрушаясь, промолвил: «Я приготовил это манго для Махапрабху, а ты съел его. Это нехорошо». Услышав это, Прабхупада Сарасвати Тхакур очень расстроился и в глубоком раскаянии пообещал: «Отныне и до самого конца своей жизни я больше не буду их есть. Я оскорбил Махапрабху и поэтому никогда не притронусь к спелому манго». Этот обет он соблюдал до самого последнего дня своей жизни в этом мире материи. Наш Гуру Махарадж готовил чатни для Прабхупады Сарасвати Тхакура из зеленых манго, но никогда — из спелых. Это очень незатейливый пример, но он позволяет понять, насколько он был строг к себе.

Затем, после того как он закончил свое образование, он путешествовал повсюду, много дискутировал и восстановил истинное учение Чайтаньи Махапрабху. Он изучил то, что наши ачарьи: Шри Рупа, Санатана, Джива Госвами, Рагхунатх Дас Госвами, Кришнадас Кавирадж Госвами, Нароттам Дас Тхакур, наша гуру-варга, дали этому материальному миру в своих трудах, и на основе этих книг он затем проповедовал с огромной силой. У него был очень решительный характер, он не терпел никакого притворства или компромиссов в учении Шри Чайтаньи Махапрабху. Он был по природе очень отрешенным и потому не стал продолжать свое академическое образование, а вместо этого изучил множество шастр, грантх, Веды, веданту, Упанишады — все.

Иногда он бывал в Бенаресе и здесь также изучил многие труды, стал великим и почитаемым пандитом, а также знаменитым астрологом. Много раз он представлял Шрилу Бхактивинода Тхакура. Когда Бхактивинод состарился, он не мог уже участвовать в разных встречах, и поэтому отправлял вместо себя Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура. Одна такая встреча состоялась в известном округе Балигаи.

Местная балигаи-сабха (ученое собрание) была очень знаменита. Тысяча пандитов пришли в эту сабху для дискуссии о том, кто выше — брахман или вайшнав. Они хотели провести исследование, чтобы выяснить, кто занимает высшее положение. Бхактивинод Тхакур велел Прабхупаде Сарасвати Тхакуру: «Ступай на эту встречу». Он отправился туда и три дня подряд читал лекцию о качествах брахманов.

В ведической культуре брахманы занимали очень высокое положение, и он доказал это. Но затем следующие три дня он описывал славу вайшнавизма. Выслушав это, все брахманы стали вайшнавами. Мало того, они захотели взять пыль с его стоп и воду, которой он омывал свои стопы. На этой встрече было приблизительно десять тысяч человек, и каждый из них желал взять пыль со стоп Сарасвати Тхакура, однако он не позволял им сделать это. И все же они взяли ее силой. Был страшный ажиотаж, толпа была такой огромной, что он едва не лишился жизни.

Затем несколько очень разумных, смелых мужчин принесли огромный кувшин воды и насильно окунули в нее стопы Сарасвати Тхакура. Затем они увели Сарасвати Тхакура подальше от этого места, в то время как воду раздавали всем желающим. Это исторический факт. Таким был его проповеднический стиль.

Он никому не завидовал. Все, чего он хотел, — это нести правду о религии. До него мы думали: мы брахманы, мы кшатрии, мы вайшьи, мы шудры, а еще мы — вайшнавы. Мы думали, что вайшнавы — это еще одна каста, но после Сарасвати Тхакура с этой идеей было покончено. Он привел много цитат из шастр: «Нет, все мы — дживы, и наша религия только одна. Так сказал Махапрабху, и это называется джайва-дхармой, вечной религией души». Следовательно, у нас нет касты. Вернее, у нас есть каста, но она подобна «касте» воды. Вода всегда бежит вниз, это религия воды или ее «каста». «Религия» [дхарма] огня — все сжигать на своем пути. Подобно этому, все дживы следуют одной и той же религии, и эта религия состоит в том, что им следует поклоняться Господу Кришне, они должны привлекаться кришна-бхакти и идти по этому пути. В этом их настоящая религия. Он привел множество цитат из шастр в подтверждение этого и обосновал истинную религию джив, вайшнава-дхарму. Мы — дживы, подобные бликам солнечного света, а Кришна подобен солнцу. Следовательно, наша религия в том, чтобы вернуться на Кришналоку. У нас нет иного дома или прибежища, наше единственное прибежище — Кришналока. Все шастры, и в первую очередь «Шримад-Бхагаватам», подтверждают это:

эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̇ пум̇сах̣
кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам…[4]

В Шримад Бхагавад-гите сам Кришна утверждает:

ахам̇ хи сарва-йаджн̃а̄на̄м̇
бхокта̄ ча прабхур эва ча…[5]

даиви хй эш̣а̄ гун̣амайӣ,
мама ма̄йа̄ дуратйайа̄
ма̄м̇ эва йе прападйанте,
ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те[6]

«Именно Я наделяю силой всех полубогов». Каждый, кто читает Шримад Бхагавад-гиту, поймет, что Верховная Личность Бога — Кришна. Точно так же и во всех восемнадцати Пуранах и повсюду мы найдем следующий совет:

на̄ма сан̇кӣртанам̇ йасйа
сарва-па̄па пран̣а̄ш́анам
пран̣а̄мо дух̣кха-ш́аманас
там̇ нама̄ми харим̇ парам[7]

Мы совершаем столько жертвоприношений полубогам и другим существам, но какой же мантрой мы заканчиваем? Мы произносим:

йада̄-сан̇га-крийа̄-карма
джаната ва̄пйа-джаната
пӯрн̣ам бхавату тат-сарвам̇
ш́рӣ-харер на̄ма-кӣртана̄т[8]

Шри харинам неотличен от самого Кришны. Он занимает высшее положение, поэтому мы должны поклоняться Кришне:

йатха̄ тарор мӯла-ниш̣ечанена,
тр̣пйанти тат-скандха-бхуджопаш́а̄кха̄х̣
пра̄н̣опаха̄ра̄ч ча йатхендрийа̄н̣а̄м̇,
татхаива сарва̄рхан̣ам ачйутеджйа̄[9]

Таким образом, он собрал много подобных положений из шастр и обосновал чистое учение Шри Чайтаньи Махапрабху: «Кришна — Верховная Личность Бога, и вы должны поклоняться Ему». И мы, дживы, обретаем эту возможность только по милости кришна-бхакты. Поэтому попытайтесь удовлетворить преданных, и Кришна будет милостив к вам. Вы получите Его милость, Его благословения, вы получите все.

Учение Махапрабху кратко изложено в одной шлоке Вишванатха Чакраварти Тхакура:

а̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а танайа тад дха̄ма вр̣нда̄ванам,
рамйа̄ ка̄чид упа̄сана̄ враджа-вадхӯ-варген̣а йа̄ калпита̄
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇ према̄ пум-артхо маха̄н,
ш́рӣ чаитанйа маха̄прабхур-матам-идам̇ татра̄даро нах̣ парах̣[10]

Вишванатх Чакраварти Тхакур объясняет здесь сущность религии Махапрабху: Кришна — Верховная Личность Бога, и, чтобы удовлетворить Его, мы должны следовать определенной преемственности, которую находим во Враджа-дхаме: враджа-вадхӯ-варген̣а йа̄ калпита̄. Ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇: высшее свидетельство — это «Шримад-Бхагаватам», в нем есть все. И према̄ пум-артхо маха̄н. Какова наша прапти, конечная цель всех джив? Это любовь к Кришне. Према, кришна-према — это цель жизни всех преданных. Таковы основные положения учения Махапрабху, которые Вишванатх Чакраварти Тхакур изложил в одном стихе. И Прабхупада Сарасвати Тхакур пришел, вынес все это на золотом блюде и раздал всему миру.

Итак, всем нам очень повезло. В каком смысле? Потому что у нас есть наш величайший парам-гуру, Сарасвати Тхакур, и благодаря ему Чайтанья Махапрабху сегодня известен во всем мире. Безусловно, это произошло по милости Нитьянанды Прабху и Махапрабху Прабху, но Их милость проявилась благодаря Сарасвати Тхакуру. У Сарасвати Тхакура было множество учеников по всей Индии. Он основал шестьдесят четыре проповеднических центра в разных индийских штатах и хотел открыть множество центров за пределами Индии, но, к сожалению, наш мир лежал во мраке, и он покинул этот материальный мир. Но он оставил после себя множество опытных учеников, и они также пытались проповедовать учение о сознании Кришны в той же традиции.

Необходимо многое рассказать о Сарасвати Тхакуре, не с одной, а с разных точек зрения, о его удивительном характере, но разве я могу рассказать это за один или два часа?

Одним словом, мы знаем, что сейчас многие ученики Сарасвати Тхакура пытаются проповедовать, но лично мы видели проповедь Шрилы Свами Махараджа Прабхупады. Во времена Сарасвати Тхакура он был грихастхой, но после того, как он принял санньясу, его единственным желанием была проповедь. Его Гуру, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, сказал ему: «Ты должен проповедовать в англоязычных странах», и он хранил это указание в своем сердце. Он всегда желал проповедовать чистое учение Махапрабху, его очень привлекала проповедь Шрилы Сарасвати Тхакура. В конце концов он посвятил себя исполнению воли своего духовного учителя и воодушевился: «Все стараются проповедовать, но я отправлюсь за пределы Индии. Я чувствую, что там мое место».

Сначала он отправился в Америку, и Прабхупада Сарасвати Тхакур, без сомнения, очень радовался этому, но он испытывал Свами Махараджа. Целый год он не давал ему никакого успеха и проверял: «Сколько он сможет выдержать?» Но когда Сарасвати Тхакур увидел, что он будет способен терпеть до самой смерти, он остался доволен и даровал ему всю свою силу. Благодаря этому многие удачливые души, тысячи и тысячи людей Запада, привлеклись религией Махапрабху. Я сам видел это, за двадцать месяцев я был на Западе пять раз. Я видел, как они привлечены религией Махапрабху. Но все эти семена [преданности Кришне] были посажены Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами Прабхупадой. Если бы он не пришел, у нас бы ничего не было. Но Прабхупада Сарасвати Тхакур пришел и проповедовал безупречно, очень решительно и очень широко. Благодаря его проповеди и благодаря его дорогому ученику, Шриле Свами Махараджу, по их милости, во всем мире сейчас известно истинное учение Шри Чайтаньи Махапрабху.

Вам известно, что наш Гуру Махарадж и Шрила Свами Махарадж были очень близкими друзьями, а также то, что Свами Махарадж считал нашего Гуру Махараджа своим шикша-гуру. Хотя у Свами Махараджа не было возможности часто видеться со Шрилой Сарасвати Тхакуром, он многое почерпнул из общения со Шрилой Гуру Махараджем. Он не только получал, но и отдавал. Когда Шрила Сарасвати Тхакур покинул мир, Шрила Свами Махарадж решил основать международную миссию. Таково было его намерение. Он поселил Гуру Махараджа в своем доме и предоставил ему две комнаты под своей лабораторией. Как раз в это время я присоединился к миссии. Свами Махарадж был грихастхой и владел фармацевтической фирмой, но его истинным желанием было проповедовать сознание Кришны. Поскольку он был грихастхой, он пользовался помощью санньяси, он очень любил Гуру Махараджа и считал его своим шикша-гуру, поэтому он пригласил его в свой дом.

Мы видели, что каждый день они беседуют, обсуждают [духовные вопросы], происходило много всего. Он был очень счастлив общаться с Гуру Махараджем, и Гуру Махарадж очень о нем заботился и был очень им доволен. Сегодня мы видим плоды этой дружбы. Некто обвинил меня в том, что я славлю Свами Махараджа ради собственной выгоды, но это глупость. Разве кто-нибудь может не славить его? Любой, кто усвоил хотя бы малую часть учения Махапрабху, должен прославлять Свами Махараджа, если, конечно, он искренний человек и настоящий преданный Кришны.

Какова природа преданного Кришны? Преданный всегда будет прославлять других преданных. Он никогда не исключит величайшего преданного из круга своего общения. Он просто не способен сделать это, вовсе не таким методом постигается учение Кришны, учение о преданности. Метод заключается в прославлении преданных. Почему мы читаем «Шримад-Бхагаватам»? Зачем читаем мы другие писания? В них прославляются возвышенные качества преданных, таких как Прахлада, Амбариша Махарадж, Дхрува Махарадж, Нава-йогендры, Нарада Госвами, многих других. Мы читаем о них, и каждая глава дает нам множество наставлений. Где бы пред нашим взором ни представали преданные, мы относимся к ним как к своему отцу или сыну, или близкому родственнику, то есть с огромным уважением. Разве мы можем отвергнуть их?

Итак, любая наша махатмья, наше чествование, восходит к Шриле Сарасвати Тхакуру, и, если посмотреть глубже, к Шриле Бхактивиноду Тхакуру. Мы пели песню «Ачарья вандана». В ней говорится:

ш́рӣ гаура̄н̇га-па̄риш̣ада т̣ха̄кура бхактивинода
             дӣнахӣна патитера бандху
кали-тамах̣ вина̄ш́ите а̄нилена аванӣте
            тома’ акалан̇ка пӯрн̣а инду

«Бхактивинод Тхакур настолько милостив к падшим душам, и только благодаря его молитвам Шрила Сарасвати Тхакур явился в этом материальном мире. Он — безгрешная луна, чей свет рассеивает тьму Кали-юги»[11]. Он хотел каждому подарить сознание Кришны, принести его в каждый дом, и поэтому у нас есть Шрила Сарасвати Тхакур, по его милости. Гуру Махарадж написал одну очень известную песню, «Прабхупада-падма Ставаках», где есть такие строки:

парахам̇са-варам̇-парама̄ртха-патим̇
патитодхаран̣е кр̣та-веш́а-йатим
йати-ра̄джа-ганаих̣-парисевйа-падам̇
пранама̄ми сада̄ прабхупа̄да-падам[12]

Во всем мире теперь поют эту превосходную поэтичную песню, славящую Шрилу Прабхупаду Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Тхакура, но иногда не упоминают о том, кто ее написал. Может быть, они не знают, кто написал ее, но это песня Шрилы Гуру Махараджа. Ее с удовольствием поют во всех храмах. Здесь говорится: кр̣пайа̄ хари-кӣртана-мӯрти-дхарам̇[13]. Хари-кӣртана-мӯрти: Шрила Сарасвати Госвами Тхакур — воплощение санкиртаны Чайтаньи Махапрабху. Гуру Махарадж назвал его бхакти-сиддха̄нта-ва̄н̣ӣ. Не сарасватӣ-ва̄н̣ӣ. Ва̄н̣ӣ — воплощение учения Шрилы Бхактисиддханты. Шрила Гуру Махарадж называл так Сарасвати Тхакура, который создал для нас столько проповеднических центров и принял тысячи учеников. Затем Сарасвати Тхакур подумал: «Теперь необходимо вести проповедь за пределами Индии».

Он отправил некоторых учеников, чтобы они проповедовали в западных странах, но они не достигли большого успеха. Это доставило Сарасвати Тхакуру огромную боль, он думал: «Кого же еще мне отправить?» Он испытал каждого, кроме Абхая Чарана Бхактиведанты — этот титул дал ему Гуру Махарадж. В то время он был грихастхой, [его имя было] Абхай Чаран Дас Адхикари Бхактиведанта. Гуру Махарадж наградил его этим титулом где-то около 1950 года. Я присутствовал на этой церемонии, о ней есть статья в журнале «Сарасвата Гаудия».

Прабхупада Сарасвати Тхакур уполномочил Шрилу Свами Махараджа. Он хотел уполномочить всех, но у них не было способностей. Если у кого-то «низкое напряжение», то что вы можете сделать? Необходимо знать емкость трансформатора. Каждый человек — это трансформатор, но некоторые на десять вольт, иные — на двадцать, а кто-то — на пятьдесят. Сколько же вы сможете сделать?

Без сомнения, у Свами Махараджа были выдающиеся способности, и он получил их от своего Гуру и Нитьянанды Прабху. Гуру Махарадж считал Прабхупаду Свами Махараджа шактьявеша-аватарой [Нитьянанды Прабху]. И он объяснил, почему: обычный человек не смог бы этого сделать, это невозможно. Невозможно, чтобы весь мир пел Харе Кришна маха-мантру, и это было бы заслугой обычного человека. В этом у меня нет ни малейшего сомнения. Гуру Махарадж очень почитал его. Возможно, он вел себя как ученик Свами Махараджа, но Свами Махарадж относился к нему как к своему Гуру. Когда бы Свами Махарадж ни приходил к нему, они поднимались наверх [на веранду Шрилы Шридхара Махараджа] и радостно беседовали друг с другом. Закончив очередное мировое турне, он приходил к Гуру Махараджу и давал ему отчет, прекрасный отчет о своей проповеди, и Гуру Махарадж был очень счастлив.

Все мы члены семьи Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура. Я также обрел милость Прабхупады Сарасвати Тхакура, в этом не может быть сомнений, ибо я обрел такого Гуру, как Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, а также своего шикша-гуру, Шрилу А. Ч. Бхактиведанту Свами Махараджа. Мы множество раз проповедовали вместе, Шрила Свами Махарадж и я, в Калькутте и многих других местах. У нас была не очень большая группа. В ней не было множества брахмачари или огромной группы киртана, только одна мриданга и две пары каратал, и так мы отправлялись проповедовать. Благодаря этому мы могли понять, насколько он предан проповеди. Если нам удавалось получить хоть немного денег, он печатал литературу, например, журнал «Назад к Богу». Было всего несколько выпусков, не так много, потому что у него не всегда были средства. Вышел первый номер «Назад к Богу», затем второй, третий, четвертый, он стал выходить регулярно, а впоследствии — не так регулярно. Журнал распространялся от двери к двери, и никто не покупал его. Но когда я присоединился к группе, Свами Махарадж был очень вдохновлен, он даровал мне свою милость, и я тоже был очень вдохновлен. Я думал: «Пусть я не знаю английского, но зато у меня есть газета на английском языке». И я ходил от двери к двери, показывая, что у меня тоже кое-что есть. И я гордился этим.

Мы обрели возможность увидеть настоящий вайшнавский характер. Мы находили его у Шрилы Гуру Махараджа, у Шрилы Свами Махараджа и других санньяси Прабхупады Сарасвати Тхакура. Они не шли ни на какие компромиссы с сахаджиями и майявади. Таков был их характер. Великий пандит или простой брахмачари — это не играло значения, каждый из них был непримиримым противником сахаджиев. Я также неоднократно попадал в опасные ситуации, поскольку я тоже был их противником, и иногда я проповедовал с большой силой. Из-за этого они пытались избить нас, но покровитель не потерпит, чтобы его детям был причинен вред. Если детям угрожает опасность, их попечитель не станет это терпеть. Наши покровители, Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур, Шрила Гуру Махарадж, Шрила Свами Махарадж и другие санньяси, не допустят, чтобы когда-либо нам причинили вред.



[1] Суджана̄рвуда-ра̄дхита-па̄да-йугам̇, йуга-дхарма-дхурандхара-па̄тра-варам / варада̄бхайа-да̄йака-пӯджйа-падам̇, пран̣ама̄ми сада̄ прабхупа̄да-падам — «Его лотосоподобным стопам служит в преданности много возвышенных добродетельных душ. Он провозгласил религию этого века [шри харинама-санкиртану]. Он правящий монарх вишва-вайшнава-раджа-сабхи — вселенского общества чистых преданных, подлинных царей и вождей всего мира. Он исполнил самые сокровенные желания тех, кто рассеивает страх всех душ. Я припадаю к лотосоподобным стопам этой величайшей души, почитаемой всеми, — я вновь и вновь поклоняюсь сиянию, исходящему от лотосоподобных стоп моего господина» («Шри Шри Прабхупада-падма Ставаках», стих 1).

[2] «Послание Шри Бхактисиддханты разрушает иллюзию целого мира, сводит на нет безумные поиски освобождения интеллектуалами, должным образом устанавливает предписания шастр и является обителью любовной привязанности для Господа Шри Радхи. Так пусть же это послание вечно играет в наших сердцах».

[3] «О всеведущий Господь! Если бхакти к Тебе будет устойчивой, я беспрепятственно достигну этого благородного юного образа [Господа Шри Кришны]. Олицетворенное освобождение служит мне со сложенными ладонями, а цели дхарма, артха и кама терпеливо ждут, чтобы служить мне» («Кришна-карнамрита», 107).

[4] Эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̇ пум̇сах̣, кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам / индра̄ри-вйа̄кулам̇ локам̇, мр̣д̣айанти йуге йуге — «Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна — изначальная Личность Бога. Они нисходят на разные планеты, когда там по вине атеистов возникают беспорядки. Господь нисходит, чтобы защитить верующих» («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28).

[5] «Я единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и повелевает ими» (Шримад Бхагавад-гита, 9.24).

[6] «Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти» (Бхагавад-гита, 7.14).

[7] «Я в почтении склоняюсь перед Всевышним, Господом Хари, совместное воспевание имен которого уничтожает все последствия греховных действий, а почитание которого освобождает от всех мирских страданий» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.23).

[8] «Когда мы проводим различные обряды, мероприятия и церемонии [огненные жертвоприношения, поклонения Божествам, ритуалы для усопших и т. д.], мы всегда заключаем повторение мантр киртаном [воспеванием Святого Имени]. Мы проводим эти религиозные церемонии для того, чтобы удовлетворить Всевышнего и богов, но во время их проведения мы осознанно или неосознанно совершаем очень много ошибок; более того, в Кали-югу, в этой пучине недостатков, невозможно сделать какое-либо подношение или провести какое-либо поклонение должным образом, поэтому для того, чтобы церемония прошла успешно, все несовершенства должны быть исправлены, что возможно только благодаря воспеванию Святого Имени (киртану). Поэтому мы всегда завершаем все церемонии повторением Святого Имени».

[9] «Поливая водой корень дерева, мы питаем его ствол и ветви, а отправляя пищу в желудок, даем силу каждой части тела. Точно так же поклонением Господу Вишну можно удовлетворить всех и каждого» («Шримад-Бхагаватам», 4.31.14).

[10] «Высшим объектом поклонения является Шри Кришна, сын Махараджи Нанды. Враджа Дхама — Его трансцендентная обитель, столь же почитаемая, как и сам Господь. Наилучший способ поклонения Кришне — тот, которым Ему поклоняются девушки-пастушки Враджи. „Шримад-Бхагаватам“ — высшее авторитетное свидетельство Истины, а кришна-према (чистая любовь к Богу) — высшая цель жизни».

[11] Гопал Говинда Маханта. «Ачарья вандана», стих 20.

[12] «Величайшая драгоценность среди парамахамс, владыка сокровища высшего совершенства жизни, шри кришна-премы, лишь ради спасения падших душ он принял облик нищего санньяси. Величайшие триданди-санньяси служат его лотосоподобным стопам. Я в почтительном смирении склоняюсь перед ним. Вновь и вновь я поклоняюсь сиянию, исходящему от святых стоп моего божественного учителя» (стих 10).

[13] Кр̣пайа̄ хари-кӣртана-мӯрти-дхарам̇, дхаран̣ӣ-бхара-ха̄рака-гаура джанам / джанака̄дхика-ватсала-снигдха-падам̇, пран̣ама̄ми сада̄ прабхупа̄да-падам — «Одаривающий милостью все души, он — воплощение хари-киртана. Как спутник Шри Гауры, он избавляет мать Землю от бремени оскорблений, совершенных по отношению к ней. Он настолько милостив, что его любовь ко всем живым существам превосходит даже родительскую любовь. Я в почтительном смирении склоняюсь перед ним. Вновь и вновь я поклоняюсь сиянию, исходящему от святых стоп моего божественного учителя» (стих 8).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования