«Как относиться к разлуке с Гуру?» Бхакти Судхир Госвами. Звуковой журнал “Beauty Over Power”, выпуск 20



Russian

Бхакти Судхир Госвами 

Как относиться к разлуке с Гуру?

Госвами Махарадж рассматривает разлуку с Гурудевом
и то, как к этому правильно относиться,
проводя параллели с кришна-лилой.

 

Я уже упоминал однажды этот афоризм на английском языке, который можно перевести следующим образом: «В разлуке любовь сильнее». Разлука побуждает к тому, чтобы мы отнеслись к пониманию личности Шрилы Гурудева с большой серьезностью, постарались глубже постичь его.

Шрила Гуру Махарадж в «Шри Гуру и его милость» и в других местах предостерегает нас против ностальгических представлений о Гуру.

Мы как-то с Виджаем Раманом Прабху рассматривали фотографии с первых приездов Гурудева в Россию. На этих фотографиях было видно, что в прежние годы он выглядел иначе, он был более стройным, затем в последующие годы он изменился. Хотя внешние изменения могут быть очень значительны, наша преданность направлена не на какой-либо из этих обликов.

Шрила Гуру Махарадж говорит, что в соответствии со своим внутренним пробуждением ученик способен видеть Гуру. Это вопрос внутренней сосредоточенности, преданности и развития. Разлука на самом деле не является чем-то меньшим в сравнении с непосредственным общением. В действительности она может дать даже больше.

Здесь можно провести параллель. Вспомним тот момент, когда Кришна покидает Вриндаван. С точки зрения Нанды и Яшоды, всех гопов, гопи, коров, всех обитателей Вриндавана, Вриндаван без Кришны — это что-то немыслимое. В некоторых местах приводятся такие описания: когда Кришна покинул их, они были настолько поражены этим событием, что просто прекратили что-либо делать. Они перестали убираться, перестали заботиться о чем-либо, перестали пасти коров, перестали готовить для себя. Повсюду образовались паутины, все приобрело заброшенный вид. Есть подобные описания.

Вриндаван приобрел вид заброшенного города. Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит, что они выжили единственно благодаря тому, что жители окрестных ближайших деревень приходили к ним и заботились о них, кормили, давали им все необходимое.

«Зачем делать что бы то ни было, ведь без Тебя все лишилось вкуса и смысла».

[Последняя строка 102 стиха из «Вилапа-кусуманджали» Шрилы Рагхунатха Даса Госвами.]

[Господь Кришна сказал о Своих преданных: «Я дарую божественное вдохновение, благодаря которому они могут обрести близкие отношения со Мной» (Бхагавад-гита, 10.10).]

Шрила Гуру Махарадж, комментируя этот стих Бхагавад-гиты, говорит, что когда разлука преданного с Кришной достигает определенной глубины, Кришна не выдерживает и является перед ним.

Зная, как страдают обитатели Вриндавана без Него, Кришна, для того чтобы облегчить их страдания, направил к ним посланника Уддхаву. (Одно из значений имени Уддхава — «Тот, кто радует всех».) Зная, что к ним едет Уддхава, они решили: «Нам следует хотя бы навести здесь порядок. Недопустимо, чтобы Уддхава увидел подобное запустение».

Когда туда прибыл Уддхава, перед ним предстала идеальная картина всеобщего счастья. Коровы, вымя которых полно молока, рядом с ними телята, все заботятся о них. Идеальная картина. Они устроили для него шоу. Он увидел, как совершается их киртан. Они ставили молоко, чтобы сделать из него масло. Звон их колокольчиков издавал такой звук, что они памятовали при этом о Кришне. Звук был столь удивителен, и он заполнял собой все окружающее пространство.

[«О Кришна, нектар Твоих слов и повествования о Твоих играх дают жизнь нам, тем, кто всегда страдает в этом материальном мире. Этот нектар распространяется по всему миру великими душами и устраняет все последствия грехов. Это очень благоприятно и исполнено духовного могущества. Те, кто раздает это послание Всевышнего, несомненно, даруют великое облегчение человеческому обществу и являются самыми великодушными» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9).]

Как же враджа-гопи поддерживают себя в разлуке с Кришной? В этом стихе сказано, что они разговаривали о Кришне, рассказывали друг другу о Кришне, о том, как Он выглядит, как Он ведет Себя, как Он подшучивает над ними, какие необычные замысловатые слова Он иногда использует. И это памятование привело к тому, что они не просто помнили о Нем, но к тому, что Он на самом деле присутствовал там. Ведь в действительности Кришна никогда не покидал Вриндаван. Это только внешнее, только шоу, только кажется, что Кришна уехал оттуда. Те преданные лишь дубли, как в концепции параллельных вселенных. То есть в одном случае Кришна остался с ними, но в другом параллельном случае все выглядит так, как будто Он покинул их.

Когда Шрила Рупа Госвами отправился на встречу с Махапрабху, он двигался пешком на протяжении долгого времени и на своем пути однажды остановился в деревне под названием Сатьябхама-пур. Поскольку Махапрабху дал ему наставления писать книги, то по дороге он размышлял о них, делал различные пометки для своих будущих книг.

Ночью в Сатьябхама-пуре он увидел сон. В этом сне к нему явилась сама Сатьябхама — царица Двараки. Она сказала: «Напиши две книги. Я знаю, ты собираешься все описать в одном произведении, однако лучше раздели его на две части. Игры Кришны во Вриндаване опиши в одной книге, а игры Двараки [сама Сатьябхама принадлежит именно к Двараке] опиши в отдельном произведении».

Рупа Госвами запомнил этот случай, подумав: «Да, действительно, я собирался написать одну книгу, но теперь во сне ко мне явилась Сатьябхама и попросила написать две». Однако он отложил этот вопрос. В дальнейшем же, когда он встретился с Махапрабху, Махапрабху попросил его процитировать различные стихи из пьес, которые он в будущем напишет. Через некоторое время Махапрабху отозвал его в сторону и сказал: «Рупа, Я хочу, чтобы ты написал не одну книгу, а две». Рупа Госвами подумал: «Значит, теперь и Махапрабху просит о том же самом, о чем раньше просила Сатьябхама».

Махапрабху заявил Рупе Госвами: «Не забирай Кришну из Вриндавана, потому что Он никогда не покидает Вриндаван».

Этим двум книгам были даны следующие названия: одной — «Видагдха-Мадхава», описывающая игры Господа во Вриндаване, а второй — «Лалита-Мадхава». В этих книгах Рупа Госвами привел очень важную и очень откровенную шлоку о том, что Кришна никогда не покидает Вриндаван, Кришна даже на один шаг не уходит из Вриндавана. Так может только казаться.

Благодаря могуществу йога-майи много чего может казаться! Кришна иногда может играть в прятки со Своими преданными, но Кришна лично заявил, что никогда не покидает Вриндаван. И когда Он «покидал» Вриндаван, Он пообещал: «Я скоро вернусь».

Вишванатх Чакраварти Тхакур, анализируя, какие именно слова произнес Кришна, как именно Он это сказал, делает вывод, что в этих словах заложен смысл, что Он не пробудет вне Вриндавана более двух ночей. И даже это только кажется, это то, чего нет.

Смысл в том, что Кришна живет в сердцах Своих преданных, в особенности в сердце Шримати Радхарани.

В «Сарасват-арати» приводятся слова о том, что нет более возвышенного проявления Кришны, чем в храме сердца Шримати Радхарани.

[«Мой самый сокровенный образ покоится в храме драгоценного сердца Шримати Радхарани» (Шрила Шридхар Махарадж. «Шри Сарасват-арати», 9).]

В «Гарга-самхите» описана встреча обитателей Двараки и Вриндавана. Вечером того дня Кришна сказал Рукмини, одной из цариц Двараки, о том, что Радхарани вечером на ночь всегда пьет молоко.

Позже тем вечером, когда Рукмини массировала стопы Кришны, она увидела, что Его стопы все в волдырях. Она была в шоке: «Что случилось?» Кришна ответил: «Молоко, что ты дала Радхарани, оказалось слишком горячим, а Мои лотосоподобные стопы всегда в Ее сердце. Волдыри от ожогов».

Также в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 13.137) приводятся слова Шримати Радхарани. Обычно утверждается, что ум и сердце человека — это по сути одно и то же, но Она говорит: «Мое сердце и Вриндаван — это одно и то же. Нет никакой разницы между Моим сердцем и Вриндаваном».

Они являют пример, как справляться с разлукой. Как именно они справляются с разлукой? Они погружаются в настолько глубокое, напряженное памятование, что сам Кришна является перед ними.

Ученик также может установить подобные отношения с Гуру. Мы увидим, что памятование о нем — о том, что он говорил, как он вел себя, о его манерах, его словах, даже о, казалось бы, таких внешних аспектах, как его внешность в различные периоды его жизни, — подобное памятование позволит нам на самом деле соприкасаться с ним. Его присутствие для нас станет чем-то ощутимым, осязаемым.

Шрила Прабхупада написал в одном месте, вероятно, во вступлении к «Шримад-Бхагаватам»: «Духовный учитель вечно живет в своих наставлениях, а его последователи живут вместе с ним».




←  «Глубина мышления Гурудева». Бхакти Судхир Госвами. Звуковой журнал “Beauty Over Power”, выпуск 19 ·• Архив новостей •· Фильм памяти Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа  →

Russian

Бхакти Судхир Госвами 

Как относиться к разлуке с Гуру?

Госвами Махарадж рассматривает разлуку с Гурудевом
и то, как к этому правильно относиться,
проводя параллели с кришна-лилой.

 

Я уже упоминал однажды этот афоризм на английском языке, который можно перевести следующим образом: «В разлуке любовь сильнее». Разлука побуждает к тому, чтобы мы отнеслись к пониманию личности Шрилы Гурудева с большой серьезностью, постарались глубже постичь его.

Шрила Гуру Махарадж в «Шри Гуру и его милость» и в других местах предостерегает нас против ностальгических представлений о Гуру.

Мы как-то с Виджаем Раманом Прабху рассматривали фотографии с первых приездов Гурудева в Россию. На этих фотографиях было видно, что в прежние годы он выглядел иначе, он был более стройным, затем в последующие годы он изменился. Хотя внешние изменения могут быть очень значительны, наша преданность направлена не на какой-либо из этих обликов.

Шрила Гуру Махарадж говорит, что в соответствии со своим внутренним пробуждением ученик способен видеть Гуру. Это вопрос внутренней сосредоточенности, преданности и развития. Разлука на самом деле не является чем-то меньшим в сравнении с непосредственным общением. В действительности она может дать даже больше.

Здесь можно провести параллель. Вспомним тот момент, когда Кришна покидает Вриндаван. С точки зрения Нанды и Яшоды, всех гопов, гопи, коров, всех обитателей Вриндавана, Вриндаван без Кришны — это что-то немыслимое. В некоторых местах приводятся такие описания: когда Кришна покинул их, они были настолько поражены этим событием, что просто прекратили что-либо делать. Они перестали убираться, перестали заботиться о чем-либо, перестали пасти коров, перестали готовить для себя. Повсюду образовались паутины, все приобрело заброшенный вид. Есть подобные описания.

Вриндаван приобрел вид заброшенного города. Вишванатх Чакраварти Тхакур говорит, что они выжили единственно благодаря тому, что жители окрестных ближайших деревень приходили к ним и заботились о них, кормили, давали им все необходимое.

«Зачем делать что бы то ни было, ведь без Тебя все лишилось вкуса и смысла».

[Последняя строка 102 стиха из «Вилапа-кусуманджали» Шрилы Рагхунатха Даса Госвами.]

[Господь Кришна сказал о Своих преданных: «Я дарую божественное вдохновение, благодаря которому они могут обрести близкие отношения со Мной» (Бхагавад-гита, 10.10).]

Шрила Гуру Махарадж, комментируя этот стих Бхагавад-гиты, говорит, что когда разлука преданного с Кришной достигает определенной глубины, Кришна не выдерживает и является перед ним.

Зная, как страдают обитатели Вриндавана без Него, Кришна, для того чтобы облегчить их страдания, направил к ним посланника Уддхаву. (Одно из значений имени Уддхава — «Тот, кто радует всех».) Зная, что к ним едет Уддхава, они решили: «Нам следует хотя бы навести здесь порядок. Недопустимо, чтобы Уддхава увидел подобное запустение».

Когда туда прибыл Уддхава, перед ним предстала идеальная картина всеобщего счастья. Коровы, вымя которых полно молока, рядом с ними телята, все заботятся о них. Идеальная картина. Они устроили для него шоу. Он увидел, как совершается их киртан. Они ставили молоко, чтобы сделать из него масло. Звон их колокольчиков издавал такой звук, что они памятовали при этом о Кришне. Звук был столь удивителен, и он заполнял собой все окружающее пространство.

[«О Кришна, нектар Твоих слов и повествования о Твоих играх дают жизнь нам, тем, кто всегда страдает в этом материальном мире. Этот нектар распространяется по всему миру великими душами и устраняет все последствия грехов. Это очень благоприятно и исполнено духовного могущества. Те, кто раздает это послание Всевышнего, несомненно, даруют великое облегчение человеческому обществу и являются самыми великодушными» («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9).]

Как же враджа-гопи поддерживают себя в разлуке с Кришной? В этом стихе сказано, что они разговаривали о Кришне, рассказывали друг другу о Кришне, о том, как Он выглядит, как Он ведет Себя, как Он подшучивает над ними, какие необычные замысловатые слова Он иногда использует. И это памятование привело к тому, что они не просто помнили о Нем, но к тому, что Он на самом деле присутствовал там. Ведь в действительности Кришна никогда не покидал Вриндаван. Это только внешнее, только шоу, только кажется, что Кришна уехал оттуда. Те преданные лишь дубли, как в концепции параллельных вселенных. То есть в одном случае Кришна остался с ними, но в другом параллельном случае все выглядит так, как будто Он покинул их.

Когда Шрила Рупа Госвами отправился на встречу с Махапрабху, он двигался пешком на протяжении долгого времени и на своем пути однажды остановился в деревне под названием Сатьябхама-пур. Поскольку Махапрабху дал ему наставления писать книги, то по дороге он размышлял о них, делал различные пометки для своих будущих книг.

Ночью в Сатьябхама-пуре он увидел сон. В этом сне к нему явилась сама Сатьябхама — царица Двараки. Она сказала: «Напиши две книги. Я знаю, ты собираешься все описать в одном произведении, однако лучше раздели его на две части. Игры Кришны во Вриндаване опиши в одной книге, а игры Двараки [сама Сатьябхама принадлежит именно к Двараке] опиши в отдельном произведении».

Рупа Госвами запомнил этот случай, подумав: «Да, действительно, я собирался написать одну книгу, но теперь во сне ко мне явилась Сатьябхама и попросила написать две». Однако он отложил этот вопрос. В дальнейшем же, когда он встретился с Махапрабху, Махапрабху попросил его процитировать различные стихи из пьес, которые он в будущем напишет. Через некоторое время Махапрабху отозвал его в сторону и сказал: «Рупа, Я хочу, чтобы ты написал не одну книгу, а две». Рупа Госвами подумал: «Значит, теперь и Махапрабху просит о том же самом, о чем раньше просила Сатьябхама».

Махапрабху заявил Рупе Госвами: «Не забирай Кришну из Вриндавана, потому что Он никогда не покидает Вриндаван».

Этим двум книгам были даны следующие названия: одной — «Видагдха-Мадхава», описывающая игры Господа во Вриндаване, а второй — «Лалита-Мадхава». В этих книгах Рупа Госвами привел очень важную и очень откровенную шлоку о том, что Кришна никогда не покидает Вриндаван, Кришна даже на один шаг не уходит из Вриндавана. Так может только казаться.

Благодаря могуществу йога-майи много чего может казаться! Кришна иногда может играть в прятки со Своими преданными, но Кришна лично заявил, что никогда не покидает Вриндаван. И когда Он «покидал» Вриндаван, Он пообещал: «Я скоро вернусь».

Вишванатх Чакраварти Тхакур, анализируя, какие именно слова произнес Кришна, как именно Он это сказал, делает вывод, что в этих словах заложен смысл, что Он не пробудет вне Вриндавана более двух ночей. И даже это только кажется, это то, чего нет.

Смысл в том, что Кришна живет в сердцах Своих преданных, в особенности в сердце Шримати Радхарани.

В «Сарасват-арати» приводятся слова о том, что нет более возвышенного проявления Кришны, чем в храме сердца Шримати Радхарани.

[«Мой самый сокровенный образ покоится в храме драгоценного сердца Шримати Радхарани» (Шрила Шридхар Махарадж. «Шри Сарасват-арати», 9).]

В «Гарга-самхите» описана встреча обитателей Двараки и Вриндавана. Вечером того дня Кришна сказал Рукмини, одной из цариц Двараки, о том, что Радхарани вечером на ночь всегда пьет молоко.

Позже тем вечером, когда Рукмини массировала стопы Кришны, она увидела, что Его стопы все в волдырях. Она была в шоке: «Что случилось?» Кришна ответил: «Молоко, что ты дала Радхарани, оказалось слишком горячим, а Мои лотосоподобные стопы всегда в Ее сердце. Волдыри от ожогов».

Также в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 13.137) приводятся слова Шримати Радхарани. Обычно утверждается, что ум и сердце человека — это по сути одно и то же, но Она говорит: «Мое сердце и Вриндаван — это одно и то же. Нет никакой разницы между Моим сердцем и Вриндаваном».

Они являют пример, как справляться с разлукой. Как именно они справляются с разлукой? Они погружаются в настолько глубокое, напряженное памятование, что сам Кришна является перед ними.

Ученик также может установить подобные отношения с Гуру. Мы увидим, что памятование о нем — о том, что он говорил, как он вел себя, о его манерах, его словах, даже о, казалось бы, таких внешних аспектах, как его внешность в различные периоды его жизни, — подобное памятование позволит нам на самом деле соприкасаться с ним. Его присутствие для нас станет чем-то ощутимым, осязаемым.

Шрила Прабхупада написал в одном месте, вероятно, во вступлении к «Шримад-Бхагаватам»: «Духовный учитель вечно живет в своих наставлениях, а его последователи живут вместе с ним».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования