«Чхира-дадхи-махотсава: фестиваль риса и йогурта, посвященный Господу Нитаю, в Шрипат Панихати». Джагамохини Деви Даси | “Chira-Dadhi-Mahotsava: Lord Nitai’s Flat Rice and Yoghurt Festival at Sripat Panihati.” Jagamohini Devi Dasi


Russian

Слава Шри Гуру и Шри Гауранге!

Джагамохини Деви Даси

Чхира-дадхи-махотсава:
Фестиваль риса и йогурта,
посвященный Господу Нитаю,
в Шрипат Панихати

http://scsmath.ru/docs/articles/PanihatiFestival_Jmohini0506/PanihatiFestival_Jmohin.html

 

джайа гаура-бхакта-ган̣а, — гаура йа̄н̇ра пра̄н̣а
саба бхакта мили’ море бхакти деха’ да̄на

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 11.8)

«Слава всем преданным Шри Чайтаньи Махапрабху, поскольку Господь является для них абсолютно всем. О преданные, пожалуйста, милостиво одарите меня преданным служением».

Безумный во имя Чайтаньячандры

В «Шри Бхакти Ракшака дивья-вани», в «Проповедях хранителя преданности», Его Божественная Милость Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж говорит, что когда Махапрабху, сразу же после принятия санньясы, пришел в Адвайта-бхаван, дом Шри Адвайты Ачарьи в Шантипуре, туда же пришел и Рагхунатх Дас Госвами, стремясь обрести прибежище у Его лотосоподобных стоп. Когда он увидел Господа своего сердца, Господа Гаурахари, он сразу же потерял голову от любви к Господу Кришне. Шрила Гуру Махарадж говорит, что Шрипад Рагхунатх Дас был сыном богатого землевладельца, но «его сердце полностью растаяло при виде красоты и необыкновенного обаяния Господа Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, при виде Его преданности и при ознакомлении с Его учением о преданности Господу Кришне». Махапрабху очень хорошо знал сердце Шрипада Рагхунатха Даса Госвами. Рагхунатх Дас не хотел покидать божественные лотосоподобные стопы Махапрабху, но Господь сказал ему: «Возвращайся домой, поумерь свой пыл и научись контролировать свои чувства. Храни божественную любовь к Господу Кришне в самых сокровенных уголках своего сердца и не проявляй ее на внешнем уровне. Не говори о ней всем. Очень скоро наступит время, когда Кришна станет направлять тебя. Он укажет тебе путь. Не позволяй себе никаких внешних проявлений, но храни эту любовь в своем сердце».

«стхира хан̃а̄ гхаре йа̄о, на̄ хао ва̄тула
краме краме па̄йа лока бхава-синдху-кӯла

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.237)

«Успокойся и иди домой — и не веди себя, как сумасшедший. Лишь постепенно ты достигнешь берега океана материального существования».

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит о том, как, внешне живя обычной жизнью, жизнью обыкновенного семейного человека, удовлетворяя тем самым своих родителей, Шри Рагхунатх Дас Госвами в сердце сохранял свое отречение. В своем сердце он постоянно ощущал щемящую боль разлуки со своим Господом. Через год он попытался убежать к Господу Шри Кришне Чайтанье Махапрабху, но уже вдали от дома он был пойман своим отцом и возвращен назад. Почти каждый день Рагхунатх Дас пытался убегать из дома, но его отец или люди его отца неизменно возвращали его назад. Его мама сказала отцу: «Наш сын сошел с ума. Пожалуйста, свяжи его веревками». На что отец ответил: «Наш сын, Рагхунатх, обладает богатством Господа Индры, царя райских планет, и его жена столь же прекрасна, как ангел. Но все это не может привязать его ум. Как же тогда обычные веревки смогут сделать это? Кто сможет удержать дома сходящего с ума по Чайтаньячандре человека?»

«Организуй праздник!»

На другой день Шри Рагхунатх Дас отправился обрести даршан Шримана Нитьянанды в деревне Панихати, Западная Бенгалия. Господь Нитьянанда восседал на огромном камне под деревом на берегу Ганги. От Господа исходило сияние, подобное сиянию сотен и тысяч восходящих солнц. И, подобно солнечным лучам, Его окружало огромное количество преданных. Видя божественное великолепие Господа Нитьянанды, Рагхунатх Дас сразу же переполнился духовными переживаниями. Из-за своего величайшего смирения он предложил свои дандават-пранамы с почтительного расстояния. Но слуга Нитьянанды Прабху увидел его и позвал к Господу. Он сказал: «Пришел Рагхунатх Дас, и он выражает Тебе почтение».

Услышав это, Господь Нитьянанда сказал: «Эй, воришка! Наконец-то ты пришел! Иди же, иди же сюда! Сейчас Я тебя накажу!» Господь звал его к Себе, но Рагхунатх Дас не приближался к Господу. Тогда Господь Сам схватил его и насильно поместил Свои лотосоподобные стопы на его голову. Господь Нитьянанда по Своей природе очень веселая личность. И Он океан сладостной милости. Он сказал Рагхунатху: «Ты подобен воришке. Вместо того чтобы подойти ко Мне поближе, ты продолжаешь стоять вдали. Поэтому, схватив тебя, Я тебя накажу».

Господь Нитьянанда сказал Рагхунатху: «Организуй праздник и накорми всех Моих преданных йогуртом и самым лучшим рисом». Услышав эти указания от Шри Доял Нитая, Рагхунатх Дас ощутил необыкновенное блаженство. Он немедленно отправил своих людей в деревню на покупку всевозможного рода продуктов. Они принесли очищенный (раздробленный) рис, йогурт, молоко, сладости, сахар, бананы и многое другое. Как только разнесся слух о том, что готовится большой праздник, сюда сразу же начало сходиться огромное количество брахманов и других уважаемых людей. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что людей пришло так много, что их невозможно было сосчитать. И толпа все возрастала.

Шри Рагхунатху Дасу продолжали приносить все больше и больше продуктов из соседних деревень, и он также купил несколько сотен больших круглых глиняных горшков. Один брахман в больших чанах начал готовить рис для удовлетворения Господа Нитьянанды. Половина риса была смешана с горячим молоком, и затем туда были добавлены йогурт, сахар и бананы. Другая половина была смешана со сгущенным молоком и туда были добавлены бананы особого сорта, называемые чанпа-кала. И затем туда также добавили сахар, гхи и камфору.

Нитьянанда Прабху восседал под большим баньяном на возвышающейся платформе. Наиболее значимые и приближенные спутники Господа, равно как и другие важные личности, сидели вокруг Господа на той же самой платформе. Сюда стало сходиться все большее количество ученых, священников и брахманов. Господь Нитьянанда приветствовал их всех и затем усаживал на возвышенной платформе рядом с Собой. К каждому подносили по два глиняных горшка. В одном был рис со сгущенным молоком, а в другом — с йогуртом.

Когда на возвышенности не оставалось более места, многие брахманы со своими двумя горшками риса отправились на берег Ганги. Другие же, кому не удалось найти места даже на берегу, вошли в чистые воды Ганги и начали есть свой рис там. Затем пришел Рагхава Пандит, который, увидев эту сцену, сразу же от необыкновенного восторга и удивления разразился очень громким, радостным смехом. Господь Нитьянанда немедленно усадил Рагхаву Пандита, поставив перед ним два горшка с рисом, а затем сказал: «Я принадлежу к обществу мальчиков-пастушков, и поэтому обычно со Мной ходит очень много таких людей. Я испытываю огромное удовольствие, когда мы можем есть вместе на подобном пикнике, усевшись на песчаном речном берегу».

Подобно цветку лотоса

Когда рис был поставлен перед каждым из присутствующих людей, Шриман Нитьянанда в медитации вызвал сюда Шри Чайтанью Махапрабху. Когда Махапрабху явился, Они вместе с Нитьянандой Прабху начали прогуливаться между группами вкушающих рис людей, глядя на то, как каждый человек наслаждался этим рисом с йогуртом и со сгущенным молоком. Господь Нитьянанда брал по одной маленькой щепотке из каждого горшка и в качестве шутки клал ее в рот Махапрабху. Шри Чайтанья Махапрабху, так же улыбаясь, брал в свою очередь кусочек пищи и отправлял его в рот Господа Нитьянанды, радостно смеясь при виде того, как Господь Нитьянанда поедал эту пищу. Все вайшнавы могли видеть то, что делал Господь Нитьянанда, но, поскольку они не видели Махапрабху, они не могли понять значения Его поступков. И только немногие, особо удачливые преданные, были в состоянии созерцать божественный облик Махапрабху.

Затем два Господа сели на место и начали вкушать предложенный Им рис. Глядя на то, как Господь Чайтанья рядом с Ним принимает предложенную Ему пищу, Господь Нитьянанда Прабху испытал огромное счастье и начал проявлять различные признаки экстатической любви. В «Шри Чайтанья Бхагавате» Шрила Вриндаван Дас Тхакур говорит, что он не в состоянии описать безграничную экстатическую любовь Господа Нитьянанды. Он постоянно произносил только одно Имя: «Шри Кришна Чайтанья!», и никакое другое Имя не исходило из Его уст даже во сне. Господь Нитай полностью предан Господу Чайтанье в Своей любви.

Господь Нитьянанда обратился ко всем собравшимся преданным: «Ешьте, воспевая Святое Имя Господа Хари». И в ту же самую минуту повсюду зазвучало Святое Имя Господа Хари, наполняя Собой всю вселенную. Когда все вайшнавы воспевали имена Господа и принимали прасадам, они думали о том, как Кришна и Баларама вкушали пищу со Своими друзьями на берегу Ямуны. «Подобно тому, как сердцевина цветка лотоса окружена своими листьями и лепестками, Кришна сидел в центре, окруженный группами Своих друзей, и все они выглядели необыкновенно красиво. Каждый из Его друзей стремился смотреть только на Кришну, думая, что Кришна тоже смотрит только на него. И так они в лесу наслаждались своим пикником» («Шримад-Бхагаватам», 10.13.8). Сокровенные преданные Господа, являвшиеся мальчиками-пастушками, на самом деле чувствовали, что берег Ганги теперь стал берегом Ямуны. Шри Рагхунатх Дас видел это, и он ощутил, как его сердце переполнилось сладостной и необыкновенно чарующей милостью Шри Шри Нитай-Чайтаньядева.

Люди стали привозить все большее и большее количество пищи. Шри Рагхунатх Дас покупал ее всю и затем предлагал Господу Нитьянанде и Его преданным. Другие предлагали в это время Господу гирлянды, сандаловую пасту и орех бетеля. Господь Нитьянанда Своими собственными руками раздавал оставшиеся подношения. Рагхунатх Дас, ощущая необыкновенное счастье, раздал остатки пищи своим спутникам, а затем принял немного сам.

Погруженный в экстатическую любовь

Немного отдохнув, Господь Нитай отправился к дому и храму Рагхавы Пандита и начал там киртан. Он вдохновил всех преданных на танец, а затем начал танцевать Сам. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что весь мир тогда был погружен в экстатическую любовь. Танец Нитьянанды Прабху невозможно сравнить ни с чем в этих трех мирах. Никто не может описать сладость этого танца. Только Господь Нитай мог видеть, что Сам Господь Гаурачандра пришел посмотреть на Его танец. Господь Нитьянанда танцевал с таким всепоглощающим воодушевлением, что земля сотрясалась под Его ногами, и громогласные крики исходили из Его лотосоподобных уст. Его движения были подобны вспышкам молнии, и в то же самое время они были очень плавны, нежны и исполнены необыкновенного очарования. На кого бы Он ни обращал Свой милостивый взгляд, эта личность немедленно переполнялась экстатической любовью к Богу.

Принято считать, что Шримати Радхарани лично готовит пищу в доме Рагхавы Пандита. Она получила от Дурвасы Муни благословение, согласно которому всё, что бы Она ни приготовила, будет слаще нектара. Такова отличительная особенность приготовляемой Ею пищи. После киртана Господь и все преданные с огромным удовольствием вкусили великолепный прасад. Все присутствовавшие преданные просили Рагхунатха Даса присоединиться к ним, но Рагхава Пандит сказал: «Он примет прасад чуть позже».

«Господь Гаурахари лично пришел сюда,
чтобы помочь тебе»

На следующее утро Нитьянанда Прабху сидел со Своими спутниками под тем же самым деревом на берегу Ганги. Рагхунатх Дас приблизился к Нему для того, чтобы выразить почтение Его лотосоподобным стопам. Через Рагхаву Пандита он обратился к Господу Нитьянанде со следующей смиренной просьбой:

«адхама, па̄мара муи хӣна джӣва̄дха̄ма!
мора ичча хайа — па̄н̃а̄ чаитанйа-чаран̣а»

«Я самый недостойный, греховный, падший и отверженный из людей. И все-таки я желаю обрести прибежище у Шри Чайтаньи Махапрабху».

Далее Рагхунатх Дас уподобил себя карлику, стремящемуся дотянуться до луны. Каждый раз, как он пытался убегать из дома, чтобы обрести прибежище у лотосоподобных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, его ловили и возвращали домой. Показывая нам истинный пример, Рагхунатх Дас молится Шриману Нитьянанде об обретении прибежища у Махапрабху.

Господь Нитай был очень удовлетворен смирением и искренними молитвами Рагхунатха. Он сказал преданным, что хотя Рагхунатх обладает такими колоссальными материальными возможностями, он абсолютно не придает им никакого значения. Господь попросил Рагхунатха подойти к Нему поближе, а затем поместил Свои божественные стопы на его голову. С необыкновенной любовью Он сказал: «Мой дорогой Рагхунатх Дас. Когда ты организовал этот праздник на берегу Ганги, Шри Чайтанья Махапрабху явился туда только для того, чтобы пролить на тебя Свою милость. По Своей милости Он вкусил этот рис с молоком. Затем, посмотрев, как танцевали преданные этой ночью, Он вкусил Свой ужин. Господь Гаурахари лично явился сюда для того, чтобы помочь тебе. Теперь будь уверен в том, что все препятствия к твоему освобождению полностью устранены».

Господь сказал ему, что очень скоро он обретет прибежище у Махапрабху и станет одним из наиболее доверенных Его слуг, совершая свое служение под руководством Шри Сварупы Дамодара. Господь Нитьянанда попросил всех преданных благословить Рагхунатха, и Рагхунатх Дас предложил свои дандават-пранамы их лотосоподобным стопам. После этого с величайшей преданностью и смирением Шри Рагхунатх Дас со следующими словами вручил Рагхаве Пандиту золотые монеты: «Я даю деньги для того, чтобы послужить лотосоподобным стопам всех великих преданных, слуг слуг слуг Господа Нитьянанды». Он также под большим секретом оставил сто золотых монет и около семи тол золота для Господа Нитьянанды.

Рагхунатх Дас отправился домой с сердцем, переполняемым преданностью. Осуществленное желание — сладость для души. Он был счастлив, а его ум удовлетворен, поскольку он знал, что ему удалось обрести милостивое благословение Нитьянанды Прабху, и что вскоре он обретет сокровище своего сердца под сенью лотосоподобных стоп своего Господа Гаурахари в Шридхам Пури.

Иногда даже легкое соприкосновение с искренним смирением истинного вайшнава может взбудоражить нам сердце.

Шрила Гуру Махарадж сказал, что Шрила Рагхунатх Дас Госвами считается нашим прайоджана-ачарьей, личностью, призванной направлять нас к высочайшей цели жизни: к радха-дасьям. Все вайшнавы выражают свое почтение и прославляют Шрилу Рагхунатха Даса Госвами, чьи необыкновенно возвышенные качества из-за их многочисленности здесь невозможно даже перечислить. Когда Махапрабху сказал Рагхунатху Дасу, что ничего нет сильнее милости Господа Кришны, и что эта милость освободила его из помойной ямы материального существования, Рагхунатх Дас Госвами подумал следующее:

рагхуна̄тха мане кахе, — ‘кр̣ш̣н̣а на̄хи джа̄ни
тава кр̣па̄ ка̄д̣ила а̄ма̄, — эи а̄ми ма̄ни’

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 6.194)

«На что Рагхунатх Дас ответил в своем уме: «Я не знаю, кто такой Кришна. Я только знаю одно: это Твоя милость, мой Господь, спасла меня от моей семейной жизни».

Сегодня мы вспоминаем об этом славном чхира-дадхи-махотсаве. До сих пор в Панихати сохранилось дерево, под которым сидел Господь Нитьянанда, на берегу Ганги. Этот праздник с великой радостью отмечается преданными Шри Шри Доял Нитая и Гаурахари. Отмечая этот праздник, мы вспоминаем о том, как в высшей степени великодушно Шриман Нитьянанда даровал Свою божественную милость Шриле Рагхунатху Дасу Госвами.

Нитай-Гаура Харибол!

Слава Его Божественной милости Шриле Говинде Махараджу!

Слава нашей божественной гуру-варге!

Слава искренним преданным Шри Гуру и Шри Гауранги!

итхе апара̄дха мора на̄ ла-ио, бхакта-ган̣а
тома̄-саба̄ра чаран̣а — мора эка̄нта ш́аран̣а

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.154)

«О преданные, пожалуйста, не принимайте мои оскорбления близко к сердцу. Ваши лотосоподобные стопы — моем единственное прибежище».

Мое почтение,
Дж. д.

 

 

English

All glories to Sri Guru and Sri Gauranga!

Jagamohini Devi Dasi

Chira-Dadhi-Mahotsava:
Lord Nitai’s Flat Rice and Yoghurt Festival
at Sripat Panihati

http://scsmath.com/docs/articles/PanihatiFestival_Jmohini0506/PanihatiFestival_Jmohin.html

 

jaya gaura-bhakta-gaṇa,—gaura yāṅra prāṇa
saba bhakta mili’ more bhakti deha’ dāna

(Sri Chaitanya-charitamrita, Antya-lila, 11.8)

“All glories to all the devotees of Sri Chaitanya Mahaprabhu, for the Lord is their life and soul. All of you, kindly bestow devotional service upon me.”

Madman of Chaitanyachandra

In Sri Bhakti Raksak Divya-vani: Sermons of the Guardian of Devotion, His Divine Grace Srila Bhakti Raksak Sridhar Dev-Goswami Maharaj explains that when Mahaprabhu went to Advaita-bhavan, Sri Advaita Acharyya’s home in Santipur, after taking sannyas, Raghunath Das Goswami came seeking His lotus feet. When he saw Lord Gaurahari—the Lord of his heart—he became mad with love of Krishna. Srila Guru Maharaj says that Sripad Raghunath Das was the son of a wealthy landowner but “his heart was completely melted by Mahaprabhu’s beauty and charming personality, His devotion and His teachings of devotion for Krishna.” Mahaprabhu Himself knew the heart of Sripad Raghunath Das Goswami. Raghunath Das would not leave the divine lotus feet of Mahaprabhu, but the Lord told him, “Go home. Don’t be over-enthusiastic; control yourself. Keep your divine love for Krishna within your heart, and don’t express it outwardly. Don’t advertise it. Very soon the time will come when Krishna will guide you. He will make a way for you. Don’t allow any external show but keep it within your heart.”

“sthira hañā ghare yāo, nā hao vātula
krame krame pāya loka bhava-sindhu-kūla

(Sri Chaitanya-charitamrita, Madhya-lila, 16.237)

“Compose yourself and go home—don’t be a madman. One reaches the shore of the material ocean gradually.”

Srila Krishnadas Kaviraj Goswami narrates how inwardly, Sri Raghunath Das was completely renounced, even in family life, but he kept his renunciation hidden and pleased his parents by acting like an ordinary business man. In his heart, he was always feeling the burning pain of separation from his Lord. After one year, he tried to run to the shelter of Sriman Mahaprabhu but his father caught him in a distant place and brought him back. Almost daily Raghunath Das would run away from home. His father, or his father’s men, would bring him back. His mother complained, “Our son has become mad. Just somehow keep him by binding him with ropes.” But his father said, “Our son, Raghunath, has opulence like Indra, the heavenly King, and his wife is as beautiful as an angel. Yet these things cannot tie his mind down. How then can mere ropes bind him? Who can keep home such a madman of Chaitanyachandra.”

“Make a Festival”

The next day Sri Raghunath Das went to receive the darshan of Sriman Nityananda in the village of Panihati in West Bengal. Lord Nityananda was sitting on a rock under a tree by the bank of the Ganges. The Lord appeared as effulgent as hundreds and thousands of rising suns. Many devotees sat, surrounding Him like rays of sunlight. Seeing the divine influence of Lord Nityananda, Raghunath Das was overcome with spiritual emotion. Due to his extreme humility, he offered his dandavat pranam from a distance. But the servant of Nityananda Prabhu saw him and called out to the Lord, “There is Raghunath Das, offering You obeisances.”

Hearing this, Lord Nitai said, “You are a thief. Now you have come to see Me. Come here, come here. Today, I shall punish you!” The Lord called to him, but Raghunath Das did not approach the Lord. The Lord forcibly caught him and placed His lotus feet upon Raghunath’s head. Nityananda Prabhu is by nature very playful. He is also an ocean of sweet mercy. He said to Raghunath, “You are just like a thief! Instead of coming near, you stay away at a distant place. Now that I have captured you, I shall punish you.”

Lord Nityananda said to Raghunath, “Make a festival and feed all my associates yogurt and chipped rice.” Hearing the instruction of Sri Dayal Nitai, Raghunath Das became very blissful. He immediately sent his own men to the village to purchase all kinds of eatables and bring them back. Raghunath brought chipped, or flat rice, yogurt, milk, sweetmeats, sugar, bananas and other delicious foods and placed them all around. As soon as they heard that there would be a festival, many brahmanas and other gentlemen began to arrive. Srila Krishnadas Kaviraj Goswami notes that there were innumerable people—so many that one was unable to count them. And the crowd continued to increase.

Sri Raghunath Das arranged to get more and more foodstuffs from neighbouring villages and he bought several hundred large, round earthen pots. In the larger pots a brahmana began soaking chipped rice for the satisfaction of Lord Nityananda. Some of the rice was mixed with yogurt and some was mixed with condensed milk. Then sugar, ghee, camphor and a special type of banana known as champa-kala were added.

Nityananda Prabhu sat on a raised platform under a large banyan tree. The most important and intimate associates of the Lord, as well as other important men, sat in a circle on the platform around the Lord. Many more learned scholars, brahmanas and priests arrived. Lord Nityananda honoured them all and made them sit with Him on the raised platform. Everyone was offered two earthen pots. In one was the flat rice with condensed milk and in the other was the flat rice with yoghurt.

When there was no more room on the platform, many of the brahmanas went to the bank of the Ganges with their two pots of flat rice. Others, who could not find a place even on the bank, went into the pure water of the Ganges and began eating from their pots of rice. Raghava Pandit arrived and began to laugh with great surprise and amusement at the scene before him. Lord Nityananda made Raghava Pandit sit down to eat from two pots and said, “I belong to a community of cowherd boys, and therefore I generally have many cowherd associates with Me. I am happy when we eat together in a picnic like this by the sandy bank of the river.”

Like the Whorl of a Lotus Flower

When the chipped rice had been brought to everyone, Sriman Nityananda, in meditation, brought Sri Chaitanya Mahaprabhu. When Mahaprabhu arrived, He and Nityananda Prabhu walked through all the groups of eaters and observed how everyone was enjoying the flat rice with yoghurt and condensed milk. From each and every pot, Lord Nityananda took one morsel of chipped rice and pushed it into the mouth of Mahaprabhu as a joke. Sri Chaitanya Mahaprabhu, also smiling, took a morsel of food, pushed it into the mouth of Nityananda and laughed as He made Him eat it. All the Vaisnavas stood to see the playful mood of Lord Nityananda, but because they were unable to see Mahaprabhu, they could not understand His actions. Only a few devotees who were very fortunate were able to see the divine form of Mahaprabhu.

The two Lords sat and honoured the flat rice. Seeing Lord Chaitanya Mahaprabhu beside Him eating, Nityananda Prabhu became very happy and exhibited varieties of ecstatic love. In Sri Chaitanya Bhagavat, Srila Vrindavan Das Thakur said that he is unable to describe the unlimited ecstatic love of Lord Nityananda. He is always chanting just one Name, “Sri Krishna Chaitanya,” no other Name escaped His lips even in dream. Lord Nitai is fully surrendered in His love for Lord Chaitanya.

To the crowd of devotees He ordered, “All of you eat, chanting the Holy Name of Hari.” Immediately the Holy Names “Hari, Hari” resounded, filling the entire universe. When all the Vaisnavas were chanting the Names of the Lord and taking prasadam, they were remembering how Krishna and Balaram ate with Their companions on the bank of the Yamuna. “Like the whorl of a lotus flower surrounded by its petals and leaves. Krishna sat in the centre, encircled by lines of His friends, who all looked very beautiful. Every one of them was trying to look forward toward Krishna, thinking that Krishna might look toward him. In this way they enjoyed their lunch in the forest.” (Srimad-Bhagavatam, 10.13.8). The confidential devotees of the Lord who were cowherd boys actually felt the bank of the Ganga to now be the bank of the Yamuna. Sri Raghunath Das observed all these activities and felt his heart overflow with the gracious and liberal mercy of Sri Sri Nitai-Chaitanyadev.

Still more and more food arrived. Sri Raghunath Das purchased it all and offered it to Nityananda Prabhu and the devotees. Others were offering garlands, sandalwood and betel nuts to the Lord. With His own hands Lord Nityananda distributed all the remnants. Raghunath Das, feeling great happiness, gave the remnants to his associates then took a little for himself.

Inundated in Ecstatic Love

After resting, Lord Nitai went to the home and temple of Sri Raghava Pandit and began kirttan. He inspired all the devotees to dance and then He Himself began dancing. Srila Krishna Das Kaviraj Goswami says that the entire world was inundated in ecstatic love. The dancing of Nityananda Prabhu cannot be compared to anything within these three worlds. No one can describe the sweetness of such dancing. Only Lord Nitai could see that Lord Gaurasundar Himself came to observe this dancing. Lord Nityananda danced with such ecstatic abandon that the earth reeled under His feet and roaring sounds like thunder came from His lotus mouth. His movements were like flashes of lightning, yet at the same time, they were graceful, charming and delicate. When His merciful glance fell on any person, he was instantaneously infused with divine love of Godhead.

It is said that Srimati Radharani Herself cooks in the house of Sri Raghava Pandit. She received the benediction from Durvasa Muni that whatever She cooked would be sweeter than nectar. That is the special feature of Her cooking. Following kirttan, the Lord and all the devotees ate the sumptuous prasadam with great satisfaction. All the devotees present requested Sri Raghunath Das to sit and take prasadam, but Raghava Pandit told them, “He will take later.”

“Lord Gaurahari came here Personally
to deliver you”

In the morning, Nityananda Prabhu sat with His associates under the same tree by the bank of the Ganges. Raghunath Das went there to worship His lotus feet. Through Raghava Pandit, he prayed:

“adhama, pāmara mui hīna jīvādhāma!
mora ichcha haya—pāñā chaitanya-charaṇa”

“I am the lowest of men, the most sinful, fallen and condemned. Nevertheless, I desire to attain the shelter of Sri Chaitanya Mahaprabhu.”

Raghunath Das continued by saying that he is like a dwarf who wants to catch the moon. Every time he has tried to run to catch Mahaprabhu’s lotus feet, he has been captured and returned to family life. Giving us his pure example, Raghunath Das prays to Sriman Nityananda for the shelter of Mahaprabhu.

Lord Nitai was very pleased by the humility and sincere prayers of Raghunath. He told the devotees that although Raghunath was situated in such opulent material happiness, he doesn’t care for it at all. The Lord called Raghunath Das near to Him and placed His divine feet upon His head. “My dear Raghunath Das,” He said with affection, “since you arranged the feast on the bank of the Ganges, Sri Chaitanya Mahaprabhu came here just to show you His mercy. By His mercy He ate the flat rice and milk. Then, after seeing the dancing of the devotees at night, He took His supper. Lord Gaurahari came here personally to deliver you. Now rest assured that all the impediments meant for your bondage are gone.”

The Lord told him that very soon he would attain the shelter of Mahaprabhu and become one of His most confidential servants under the charge of Sri Svarup Damodar. Lord Nityananda had Raghunath blessed by all the devotees and Raghunath Das offered his dandavat pranams to their lotus feet. Afterwards, with great devotion and humility, Sri Raghunath Das gave gold coins to Raghava Pandit saying, “I want to give money just to worship the lotus feet of all the great devotees, servants and subservants of Lord Nityananda.” He also secretly gave one hundred gold coins and about seven tolas of gold for Lord Nitai. Raghunath Das left for home with a heart full of devotion. Desire realised is a sweetness to the soul. His mind was peaceful and happy because he knew that he had received the merciful benediction of Nityananda Prabhu and soon he would find his heart’s treasure at the lotus feet of his Lord Gaurahari in Sridham Puri.

Sometimes a tiny glimpse of a Vaisnava’s sincere humility will cause one’s heart to break.

Srila Guru Maharaj said that Srila Raghunath Das Goswami is considered to be our Prayojanacharyya, the guide to show us the highest fulfilment of life: Radha-dasyam. All the Vaisnavas give honour and praise to Srila Raghunath Das Goswami whose qualities are too numerous to list here. When Mahaprabhu told Raghunath Das that the mercy of Krishna is stronger than anything and had delivered him from the ditch of materialistic life, Sri Raghunath Das Goswami prayed:

raghunātha mane kahe,—‘kṛṣṇa nāhi jāni
tava kṛpā kāḍila āmā,—ei āmi māni’

(Sri Chaitanya-charitamrita, Antya-lila, 6.194)

“Raghunath Das answered within his mind, ‘I do not know who Krishna is. I simply know that Your mercy, O my Lord, has saved me from my family life.’”

Today is the observance of that glorious Chira-dadhi Mahotsav. In present day Panihati, the tree under which Lord Nityananda sat is still present near the bank of the Ganges. This festival is observed with great joy by the devotees of Sri Sri Dayal Nitai and Gaurahari. By observing this festival we remember how the most magnanimous Sriman Nityananda distributed His divine mercy to Srila Raghunath Das Goswami.

Nitai Gaurahari bol!

All glories to His Divine Grace Srila Govinda Maharaj!

All glories to our divine Sri Guru-varga!

All glories to the sincere devotees of Sri Guru and Sri Gauranga!

ithe aparādha mora nā la-io, bhakta-gaṇa
tomā-sabāra caraṇa—mora ekānta śaraṇa

(Sri Chaitanya-charitamrita, Madhya-lila, 7.154)

“O devotees, please do not consider my offenses in this regard. Your lotus feet are my only shelter.”

Offering obeisances,
jd

 



←  «Фестиваль в Панихати». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 9 июня 2006 года. Дам Дам Парк, Колката, Индия ·• Архив новостей •· «Большой праздник Шрилы Рагхунатха Даса Госвами в Шрипат Панихати». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 21 июня 2013 года. Чиангмай, Таиланд  →

Russian

Слава Шри Гуру и Шри Гауранге!

Джагамохини Деви Даси

Чхира-дадхи-махотсава:
Фестиваль риса и йогурта,
посвященный Господу Нитаю,
в Шрипат Панихати

http://scsmath.ru/docs/articles/PanihatiFestival_Jmohini0506/PanihatiFestival_Jmohin.html

 

джайа гаура-бхакта-ган̣а, — гаура йа̄н̇ра пра̄н̣а
саба бхакта мили’ море бхакти деха’ да̄на

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 11.8)

«Слава всем преданным Шри Чайтаньи Махапрабху, поскольку Господь является для них абсолютно всем. О преданные, пожалуйста, милостиво одарите меня преданным служением».

Безумный во имя Чайтаньячандры

В «Шри Бхакти Ракшака дивья-вани», в «Проповедях хранителя преданности», Его Божественная Милость Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж говорит, что когда Махапрабху, сразу же после принятия санньясы, пришел в Адвайта-бхаван, дом Шри Адвайты Ачарьи в Шантипуре, туда же пришел и Рагхунатх Дас Госвами, стремясь обрести прибежище у Его лотосоподобных стоп. Когда он увидел Господа своего сердца, Господа Гаурахари, он сразу же потерял голову от любви к Господу Кришне. Шрила Гуру Махарадж говорит, что Шрипад Рагхунатх Дас был сыном богатого землевладельца, но «его сердце полностью растаяло при виде красоты и необыкновенного обаяния Господа Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху, при виде Его преданности и при ознакомлении с Его учением о преданности Господу Кришне». Махапрабху очень хорошо знал сердце Шрипада Рагхунатха Даса Госвами. Рагхунатх Дас не хотел покидать божественные лотосоподобные стопы Махапрабху, но Господь сказал ему: «Возвращайся домой, поумерь свой пыл и научись контролировать свои чувства. Храни божественную любовь к Господу Кришне в самых сокровенных уголках своего сердца и не проявляй ее на внешнем уровне. Не говори о ней всем. Очень скоро наступит время, когда Кришна станет направлять тебя. Он укажет тебе путь. Не позволяй себе никаких внешних проявлений, но храни эту любовь в своем сердце».

«стхира хан̃а̄ гхаре йа̄о, на̄ хао ва̄тула
краме краме па̄йа лока бхава-синдху-кӯла

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.237)

«Успокойся и иди домой — и не веди себя, как сумасшедший. Лишь постепенно ты достигнешь берега океана материального существования».

Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит о том, как, внешне живя обычной жизнью, жизнью обыкновенного семейного человека, удовлетворяя тем самым своих родителей, Шри Рагхунатх Дас Госвами в сердце сохранял свое отречение. В своем сердце он постоянно ощущал щемящую боль разлуки со своим Господом. Через год он попытался убежать к Господу Шри Кришне Чайтанье Махапрабху, но уже вдали от дома он был пойман своим отцом и возвращен назад. Почти каждый день Рагхунатх Дас пытался убегать из дома, но его отец или люди его отца неизменно возвращали его назад. Его мама сказала отцу: «Наш сын сошел с ума. Пожалуйста, свяжи его веревками». На что отец ответил: «Наш сын, Рагхунатх, обладает богатством Господа Индры, царя райских планет, и его жена столь же прекрасна, как ангел. Но все это не может привязать его ум. Как же тогда обычные веревки смогут сделать это? Кто сможет удержать дома сходящего с ума по Чайтаньячандре человека?»

«Организуй праздник!»

На другой день Шри Рагхунатх Дас отправился обрести даршан Шримана Нитьянанды в деревне Панихати, Западная Бенгалия. Господь Нитьянанда восседал на огромном камне под деревом на берегу Ганги. От Господа исходило сияние, подобное сиянию сотен и тысяч восходящих солнц. И, подобно солнечным лучам, Его окружало огромное количество преданных. Видя божественное великолепие Господа Нитьянанды, Рагхунатх Дас сразу же переполнился духовными переживаниями. Из-за своего величайшего смирения он предложил свои дандават-пранамы с почтительного расстояния. Но слуга Нитьянанды Прабху увидел его и позвал к Господу. Он сказал: «Пришел Рагхунатх Дас, и он выражает Тебе почтение».

Услышав это, Господь Нитьянанда сказал: «Эй, воришка! Наконец-то ты пришел! Иди же, иди же сюда! Сейчас Я тебя накажу!» Господь звал его к Себе, но Рагхунатх Дас не приближался к Господу. Тогда Господь Сам схватил его и насильно поместил Свои лотосоподобные стопы на его голову. Господь Нитьянанда по Своей природе очень веселая личность. И Он океан сладостной милости. Он сказал Рагхунатху: «Ты подобен воришке. Вместо того чтобы подойти ко Мне поближе, ты продолжаешь стоять вдали. Поэтому, схватив тебя, Я тебя накажу».

Господь Нитьянанда сказал Рагхунатху: «Организуй праздник и накорми всех Моих преданных йогуртом и самым лучшим рисом». Услышав эти указания от Шри Доял Нитая, Рагхунатх Дас ощутил необыкновенное блаженство. Он немедленно отправил своих людей в деревню на покупку всевозможного рода продуктов. Они принесли очищенный (раздробленный) рис, йогурт, молоко, сладости, сахар, бананы и многое другое. Как только разнесся слух о том, что готовится большой праздник, сюда сразу же начало сходиться огромное количество брахманов и других уважаемых людей. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что людей пришло так много, что их невозможно было сосчитать. И толпа все возрастала.

Шри Рагхунатху Дасу продолжали приносить все больше и больше продуктов из соседних деревень, и он также купил несколько сотен больших круглых глиняных горшков. Один брахман в больших чанах начал готовить рис для удовлетворения Господа Нитьянанды. Половина риса была смешана с горячим молоком, и затем туда были добавлены йогурт, сахар и бананы. Другая половина была смешана со сгущенным молоком и туда были добавлены бананы особого сорта, называемые чанпа-кала. И затем туда также добавили сахар, гхи и камфору.

Нитьянанда Прабху восседал под большим баньяном на возвышающейся платформе. Наиболее значимые и приближенные спутники Господа, равно как и другие важные личности, сидели вокруг Господа на той же самой платформе. Сюда стало сходиться все большее количество ученых, священников и брахманов. Господь Нитьянанда приветствовал их всех и затем усаживал на возвышенной платформе рядом с Собой. К каждому подносили по два глиняных горшка. В одном был рис со сгущенным молоком, а в другом — с йогуртом.

Когда на возвышенности не оставалось более места, многие брахманы со своими двумя горшками риса отправились на берег Ганги. Другие же, кому не удалось найти места даже на берегу, вошли в чистые воды Ганги и начали есть свой рис там. Затем пришел Рагхава Пандит, который, увидев эту сцену, сразу же от необыкновенного восторга и удивления разразился очень громким, радостным смехом. Господь Нитьянанда немедленно усадил Рагхаву Пандита, поставив перед ним два горшка с рисом, а затем сказал: «Я принадлежу к обществу мальчиков-пастушков, и поэтому обычно со Мной ходит очень много таких людей. Я испытываю огромное удовольствие, когда мы можем есть вместе на подобном пикнике, усевшись на песчаном речном берегу».

Подобно цветку лотоса

Когда рис был поставлен перед каждым из присутствующих людей, Шриман Нитьянанда в медитации вызвал сюда Шри Чайтанью Махапрабху. Когда Махапрабху явился, Они вместе с Нитьянандой Прабху начали прогуливаться между группами вкушающих рис людей, глядя на то, как каждый человек наслаждался этим рисом с йогуртом и со сгущенным молоком. Господь Нитьянанда брал по одной маленькой щепотке из каждого горшка и в качестве шутки клал ее в рот Махапрабху. Шри Чайтанья Махапрабху, так же улыбаясь, брал в свою очередь кусочек пищи и отправлял его в рот Господа Нитьянанды, радостно смеясь при виде того, как Господь Нитьянанда поедал эту пищу. Все вайшнавы могли видеть то, что делал Господь Нитьянанда, но, поскольку они не видели Махапрабху, они не могли понять значения Его поступков. И только немногие, особо удачливые преданные, были в состоянии созерцать божественный облик Махапрабху.

Затем два Господа сели на место и начали вкушать предложенный Им рис. Глядя на то, как Господь Чайтанья рядом с Ним принимает предложенную Ему пищу, Господь Нитьянанда Прабху испытал огромное счастье и начал проявлять различные признаки экстатической любви. В «Шри Чайтанья Бхагавате» Шрила Вриндаван Дас Тхакур говорит, что он не в состоянии описать безграничную экстатическую любовь Господа Нитьянанды. Он постоянно произносил только одно Имя: «Шри Кришна Чайтанья!», и никакое другое Имя не исходило из Его уст даже во сне. Господь Нитай полностью предан Господу Чайтанье в Своей любви.

Господь Нитьянанда обратился ко всем собравшимся преданным: «Ешьте, воспевая Святое Имя Господа Хари». И в ту же самую минуту повсюду зазвучало Святое Имя Господа Хари, наполняя Собой всю вселенную. Когда все вайшнавы воспевали имена Господа и принимали прасадам, они думали о том, как Кришна и Баларама вкушали пищу со Своими друзьями на берегу Ямуны. «Подобно тому, как сердцевина цветка лотоса окружена своими листьями и лепестками, Кришна сидел в центре, окруженный группами Своих друзей, и все они выглядели необыкновенно красиво. Каждый из Его друзей стремился смотреть только на Кришну, думая, что Кришна тоже смотрит только на него. И так они в лесу наслаждались своим пикником» («Шримад-Бхагаватам», 10.13.8). Сокровенные преданные Господа, являвшиеся мальчиками-пастушками, на самом деле чувствовали, что берег Ганги теперь стал берегом Ямуны. Шри Рагхунатх Дас видел это, и он ощутил, как его сердце переполнилось сладостной и необыкновенно чарующей милостью Шри Шри Нитай-Чайтаньядева.

Люди стали привозить все большее и большее количество пищи. Шри Рагхунатх Дас покупал ее всю и затем предлагал Господу Нитьянанде и Его преданным. Другие предлагали в это время Господу гирлянды, сандаловую пасту и орех бетеля. Господь Нитьянанда Своими собственными руками раздавал оставшиеся подношения. Рагхунатх Дас, ощущая необыкновенное счастье, раздал остатки пищи своим спутникам, а затем принял немного сам.

Погруженный в экстатическую любовь

Немного отдохнув, Господь Нитай отправился к дому и храму Рагхавы Пандита и начал там киртан. Он вдохновил всех преданных на танец, а затем начал танцевать Сам. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что весь мир тогда был погружен в экстатическую любовь. Танец Нитьянанды Прабху невозможно сравнить ни с чем в этих трех мирах. Никто не может описать сладость этого танца. Только Господь Нитай мог видеть, что Сам Господь Гаурачандра пришел посмотреть на Его танец. Господь Нитьянанда танцевал с таким всепоглощающим воодушевлением, что земля сотрясалась под Его ногами, и громогласные крики исходили из Его лотосоподобных уст. Его движения были подобны вспышкам молнии, и в то же самое время они были очень плавны, нежны и исполнены необыкновенного очарования. На кого бы Он ни обращал Свой милостивый взгляд, эта личность немедленно переполнялась экстатической любовью к Богу.

Принято считать, что Шримати Радхарани лично готовит пищу в доме Рагхавы Пандита. Она получила от Дурвасы Муни благословение, согласно которому всё, что бы Она ни приготовила, будет слаще нектара. Такова отличительная особенность приготовляемой Ею пищи. После киртана Господь и все преданные с огромным удовольствием вкусили великолепный прасад. Все присутствовавшие преданные просили Рагхунатха Даса присоединиться к ним, но Рагхава Пандит сказал: «Он примет прасад чуть позже».

«Господь Гаурахари лично пришел сюда,
чтобы помочь тебе»

На следующее утро Нитьянанда Прабху сидел со Своими спутниками под тем же самым деревом на берегу Ганги. Рагхунатх Дас приблизился к Нему для того, чтобы выразить почтение Его лотосоподобным стопам. Через Рагхаву Пандита он обратился к Господу Нитьянанде со следующей смиренной просьбой:

«адхама, па̄мара муи хӣна джӣва̄дха̄ма!
мора ичча хайа — па̄н̃а̄ чаитанйа-чаран̣а»

«Я самый недостойный, греховный, падший и отверженный из людей. И все-таки я желаю обрести прибежище у Шри Чайтаньи Махапрабху».

Далее Рагхунатх Дас уподобил себя карлику, стремящемуся дотянуться до луны. Каждый раз, как он пытался убегать из дома, чтобы обрести прибежище у лотосоподобных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху, его ловили и возвращали домой. Показывая нам истинный пример, Рагхунатх Дас молится Шриману Нитьянанде об обретении прибежища у Махапрабху.

Господь Нитай был очень удовлетворен смирением и искренними молитвами Рагхунатха. Он сказал преданным, что хотя Рагхунатх обладает такими колоссальными материальными возможностями, он абсолютно не придает им никакого значения. Господь попросил Рагхунатха подойти к Нему поближе, а затем поместил Свои божественные стопы на его голову. С необыкновенной любовью Он сказал: «Мой дорогой Рагхунатх Дас. Когда ты организовал этот праздник на берегу Ганги, Шри Чайтанья Махапрабху явился туда только для того, чтобы пролить на тебя Свою милость. По Своей милости Он вкусил этот рис с молоком. Затем, посмотрев, как танцевали преданные этой ночью, Он вкусил Свой ужин. Господь Гаурахари лично явился сюда для того, чтобы помочь тебе. Теперь будь уверен в том, что все препятствия к твоему освобождению полностью устранены».

Господь сказал ему, что очень скоро он обретет прибежище у Махапрабху и станет одним из наиболее доверенных Его слуг, совершая свое служение под руководством Шри Сварупы Дамодара. Господь Нитьянанда попросил всех преданных благословить Рагхунатха, и Рагхунатх Дас предложил свои дандават-пранамы их лотосоподобным стопам. После этого с величайшей преданностью и смирением Шри Рагхунатх Дас со следующими словами вручил Рагхаве Пандиту золотые монеты: «Я даю деньги для того, чтобы послужить лотосоподобным стопам всех великих преданных, слуг слуг слуг Господа Нитьянанды». Он также под большим секретом оставил сто золотых монет и около семи тол золота для Господа Нитьянанды.

Рагхунатх Дас отправился домой с сердцем, переполняемым преданностью. Осуществленное желание — сладость для души. Он был счастлив, а его ум удовлетворен, поскольку он знал, что ему удалось обрести милостивое благословение Нитьянанды Прабху, и что вскоре он обретет сокровище своего сердца под сенью лотосоподобных стоп своего Господа Гаурахари в Шридхам Пури.

Иногда даже легкое соприкосновение с искренним смирением истинного вайшнава может взбудоражить нам сердце.

Шрила Гуру Махарадж сказал, что Шрила Рагхунатх Дас Госвами считается нашим прайоджана-ачарьей, личностью, призванной направлять нас к высочайшей цели жизни: к радха-дасьям. Все вайшнавы выражают свое почтение и прославляют Шрилу Рагхунатха Даса Госвами, чьи необыкновенно возвышенные качества из-за их многочисленности здесь невозможно даже перечислить. Когда Махапрабху сказал Рагхунатху Дасу, что ничего нет сильнее милости Господа Кришны, и что эта милость освободила его из помойной ямы материального существования, Рагхунатх Дас Госвами подумал следующее:

рагхуна̄тха мане кахе, — ‘кр̣ш̣н̣а на̄хи джа̄ни
тава кр̣па̄ ка̄д̣ила а̄ма̄, — эи а̄ми ма̄ни’

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 6.194)

«На что Рагхунатх Дас ответил в своем уме: «Я не знаю, кто такой Кришна. Я только знаю одно: это Твоя милость, мой Господь, спасла меня от моей семейной жизни».

Сегодня мы вспоминаем об этом славном чхира-дадхи-махотсаве. До сих пор в Панихати сохранилось дерево, под которым сидел Господь Нитьянанда, на берегу Ганги. Этот праздник с великой радостью отмечается преданными Шри Шри Доял Нитая и Гаурахари. Отмечая этот праздник, мы вспоминаем о том, как в высшей степени великодушно Шриман Нитьянанда даровал Свою божественную милость Шриле Рагхунатху Дасу Госвами.

Нитай-Гаура Харибол!

Слава Его Божественной милости Шриле Говинде Махараджу!

Слава нашей божественной гуру-варге!

Слава искренним преданным Шри Гуру и Шри Гауранги!

итхе апара̄дха мора на̄ ла-ио, бхакта-ган̣а
тома̄-саба̄ра чаран̣а — мора эка̄нта ш́аран̣а

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.154)

«О преданные, пожалуйста, не принимайте мои оскорбления близко к сердцу. Ваши лотосоподобные стопы — моем единственное прибежище».

Мое почтение,
Дж. д.

 

 

English

All glories to Sri Guru and Sri Gauranga!

Jagamohini Devi Dasi

Chira-Dadhi-Mahotsava:
Lord Nitai’s Flat Rice and Yoghurt Festival
at Sripat Panihati

http://scsmath.com/docs/articles/PanihatiFestival_Jmohini0506/PanihatiFestival_Jmohin.html

 

jaya gaura-bhakta-gaṇa,—gaura yāṅra prāṇa
saba bhakta mili’ more bhakti deha’ dāna

(Sri Chaitanya-charitamrita, Antya-lila, 11.8)

“All glories to all the devotees of Sri Chaitanya Mahaprabhu, for the Lord is their life and soul. All of you, kindly bestow devotional service upon me.”

Madman of Chaitanyachandra

In Sri Bhakti Raksak Divya-vani: Sermons of the Guardian of Devotion, His Divine Grace Srila Bhakti Raksak Sridhar Dev-Goswami Maharaj explains that when Mahaprabhu went to Advaita-bhavan, Sri Advaita Acharyya’s home in Santipur, after taking sannyas, Raghunath Das Goswami came seeking His lotus feet. When he saw Lord Gaurahari—the Lord of his heart—he became mad with love of Krishna. Srila Guru Maharaj says that Sripad Raghunath Das was the son of a wealthy landowner but “his heart was completely melted by Mahaprabhu’s beauty and charming personality, His devotion and His teachings of devotion for Krishna.” Mahaprabhu Himself knew the heart of Sripad Raghunath Das Goswami. Raghunath Das would not leave the divine lotus feet of Mahaprabhu, but the Lord told him, “Go home. Don’t be over-enthusiastic; control yourself. Keep your divine love for Krishna within your heart, and don’t express it outwardly. Don’t advertise it. Very soon the time will come when Krishna will guide you. He will make a way for you. Don’t allow any external show but keep it within your heart.”

“sthira hañā ghare yāo, nā hao vātula
krame krame pāya loka bhava-sindhu-kūla

(Sri Chaitanya-charitamrita, Madhya-lila, 16.237)

“Compose yourself and go home—don’t be a madman. One reaches the shore of the material ocean gradually.”

Srila Krishnadas Kaviraj Goswami narrates how inwardly, Sri Raghunath Das was completely renounced, even in family life, but he kept his renunciation hidden and pleased his parents by acting like an ordinary business man. In his heart, he was always feeling the burning pain of separation from his Lord. After one year, he tried to run to the shelter of Sriman Mahaprabhu but his father caught him in a distant place and brought him back. Almost daily Raghunath Das would run away from home. His father, or his father’s men, would bring him back. His mother complained, “Our son has become mad. Just somehow keep him by binding him with ropes.” But his father said, “Our son, Raghunath, has opulence like Indra, the heavenly King, and his wife is as beautiful as an angel. Yet these things cannot tie his mind down. How then can mere ropes bind him? Who can keep home such a madman of Chaitanyachandra.”

“Make a Festival”

The next day Sri Raghunath Das went to receive the darshan of Sriman Nityananda in the village of Panihati in West Bengal. Lord Nityananda was sitting on a rock under a tree by the bank of the Ganges. The Lord appeared as effulgent as hundreds and thousands of rising suns. Many devotees sat, surrounding Him like rays of sunlight. Seeing the divine influence of Lord Nityananda, Raghunath Das was overcome with spiritual emotion. Due to his extreme humility, he offered his dandavat pranam from a distance. But the servant of Nityananda Prabhu saw him and called out to the Lord, “There is Raghunath Das, offering You obeisances.”

Hearing this, Lord Nitai said, “You are a thief. Now you have come to see Me. Come here, come here. Today, I shall punish you!” The Lord called to him, but Raghunath Das did not approach the Lord. The Lord forcibly caught him and placed His lotus feet upon Raghunath’s head. Nityananda Prabhu is by nature very playful. He is also an ocean of sweet mercy. He said to Raghunath, “You are just like a thief! Instead of coming near, you stay away at a distant place. Now that I have captured you, I shall punish you.”

Lord Nityananda said to Raghunath, “Make a festival and feed all my associates yogurt and chipped rice.” Hearing the instruction of Sri Dayal Nitai, Raghunath Das became very blissful. He immediately sent his own men to the village to purchase all kinds of eatables and bring them back. Raghunath brought chipped, or flat rice, yogurt, milk, sweetmeats, sugar, bananas and other delicious foods and placed them all around. As soon as they heard that there would be a festival, many brahmanas and other gentlemen began to arrive. Srila Krishnadas Kaviraj Goswami notes that there were innumerable people—so many that one was unable to count them. And the crowd continued to increase.

Sri Raghunath Das arranged to get more and more foodstuffs from neighbouring villages and he bought several hundred large, round earthen pots. In the larger pots a brahmana began soaking chipped rice for the satisfaction of Lord Nityananda. Some of the rice was mixed with yogurt and some was mixed with condensed milk. Then sugar, ghee, camphor and a special type of banana known as champa-kala were added.

Nityananda Prabhu sat on a raised platform under a large banyan tree. The most important and intimate associates of the Lord, as well as other important men, sat in a circle on the platform around the Lord. Many more learned scholars, brahmanas and priests arrived. Lord Nityananda honoured them all and made them sit with Him on the raised platform. Everyone was offered two earthen pots. In one was the flat rice with condensed milk and in the other was the flat rice with yoghurt.

When there was no more room on the platform, many of the brahmanas went to the bank of the Ganges with their two pots of flat rice. Others, who could not find a place even on the bank, went into the pure water of the Ganges and began eating from their pots of rice. Raghava Pandit arrived and began to laugh with great surprise and amusement at the scene before him. Lord Nityananda made Raghava Pandit sit down to eat from two pots and said, “I belong to a community of cowherd boys, and therefore I generally have many cowherd associates with Me. I am happy when we eat together in a picnic like this by the sandy bank of the river.”

Like the Whorl of a Lotus Flower

When the chipped rice had been brought to everyone, Sriman Nityananda, in meditation, brought Sri Chaitanya Mahaprabhu. When Mahaprabhu arrived, He and Nityananda Prabhu walked through all the groups of eaters and observed how everyone was enjoying the flat rice with yoghurt and condensed milk. From each and every pot, Lord Nityananda took one morsel of chipped rice and pushed it into the mouth of Mahaprabhu as a joke. Sri Chaitanya Mahaprabhu, also smiling, took a morsel of food, pushed it into the mouth of Nityananda and laughed as He made Him eat it. All the Vaisnavas stood to see the playful mood of Lord Nityananda, but because they were unable to see Mahaprabhu, they could not understand His actions. Only a few devotees who were very fortunate were able to see the divine form of Mahaprabhu.

The two Lords sat and honoured the flat rice. Seeing Lord Chaitanya Mahaprabhu beside Him eating, Nityananda Prabhu became very happy and exhibited varieties of ecstatic love. In Sri Chaitanya Bhagavat, Srila Vrindavan Das Thakur said that he is unable to describe the unlimited ecstatic love of Lord Nityananda. He is always chanting just one Name, “Sri Krishna Chaitanya,” no other Name escaped His lips even in dream. Lord Nitai is fully surrendered in His love for Lord Chaitanya.

To the crowd of devotees He ordered, “All of you eat, chanting the Holy Name of Hari.” Immediately the Holy Names “Hari, Hari” resounded, filling the entire universe. When all the Vaisnavas were chanting the Names of the Lord and taking prasadam, they were remembering how Krishna and Balaram ate with Their companions on the bank of the Yamuna. “Like the whorl of a lotus flower surrounded by its petals and leaves. Krishna sat in the centre, encircled by lines of His friends, who all looked very beautiful. Every one of them was trying to look forward toward Krishna, thinking that Krishna might look toward him. In this way they enjoyed their lunch in the forest.” (Srimad-Bhagavatam, 10.13.8). The confidential devotees of the Lord who were cowherd boys actually felt the bank of the Ganga to now be the bank of the Yamuna. Sri Raghunath Das observed all these activities and felt his heart overflow with the gracious and liberal mercy of Sri Sri Nitai-Chaitanyadev.

Still more and more food arrived. Sri Raghunath Das purchased it all and offered it to Nityananda Prabhu and the devotees. Others were offering garlands, sandalwood and betel nuts to the Lord. With His own hands Lord Nityananda distributed all the remnants. Raghunath Das, feeling great happiness, gave the remnants to his associates then took a little for himself.

Inundated in Ecstatic Love

After resting, Lord Nitai went to the home and temple of Sri Raghava Pandit and began kirttan. He inspired all the devotees to dance and then He Himself began dancing. Srila Krishna Das Kaviraj Goswami says that the entire world was inundated in ecstatic love. The dancing of Nityananda Prabhu cannot be compared to anything within these three worlds. No one can describe the sweetness of such dancing. Only Lord Nitai could see that Lord Gaurasundar Himself came to observe this dancing. Lord Nityananda danced with such ecstatic abandon that the earth reeled under His feet and roaring sounds like thunder came from His lotus mouth. His movements were like flashes of lightning, yet at the same time, they were graceful, charming and delicate. When His merciful glance fell on any person, he was instantaneously infused with divine love of Godhead.

It is said that Srimati Radharani Herself cooks in the house of Sri Raghava Pandit. She received the benediction from Durvasa Muni that whatever She cooked would be sweeter than nectar. That is the special feature of Her cooking. Following kirttan, the Lord and all the devotees ate the sumptuous prasadam with great satisfaction. All the devotees present requested Sri Raghunath Das to sit and take prasadam, but Raghava Pandit told them, “He will take later.”

“Lord Gaurahari came here Personally
to deliver you”

In the morning, Nityananda Prabhu sat with His associates under the same tree by the bank of the Ganges. Raghunath Das went there to worship His lotus feet. Through Raghava Pandit, he prayed:

“adhama, pāmara mui hīna jīvādhāma!
mora ichcha haya—pāñā chaitanya-charaṇa”

“I am the lowest of men, the most sinful, fallen and condemned. Nevertheless, I desire to attain the shelter of Sri Chaitanya Mahaprabhu.”

Raghunath Das continued by saying that he is like a dwarf who wants to catch the moon. Every time he has tried to run to catch Mahaprabhu’s lotus feet, he has been captured and returned to family life. Giving us his pure example, Raghunath Das prays to Sriman Nityananda for the shelter of Mahaprabhu.

Lord Nitai was very pleased by the humility and sincere prayers of Raghunath. He told the devotees that although Raghunath was situated in such opulent material happiness, he doesn’t care for it at all. The Lord called Raghunath Das near to Him and placed His divine feet upon His head. “My dear Raghunath Das,” He said with affection, “since you arranged the feast on the bank of the Ganges, Sri Chaitanya Mahaprabhu came here just to show you His mercy. By His mercy He ate the flat rice and milk. Then, after seeing the dancing of the devotees at night, He took His supper. Lord Gaurahari came here personally to deliver you. Now rest assured that all the impediments meant for your bondage are gone.”

The Lord told him that very soon he would attain the shelter of Mahaprabhu and become one of His most confidential servants under the charge of Sri Svarup Damodar. Lord Nityananda had Raghunath blessed by all the devotees and Raghunath Das offered his dandavat pranams to their lotus feet. Afterwards, with great devotion and humility, Sri Raghunath Das gave gold coins to Raghava Pandit saying, “I want to give money just to worship the lotus feet of all the great devotees, servants and subservants of Lord Nityananda.” He also secretly gave one hundred gold coins and about seven tolas of gold for Lord Nitai. Raghunath Das left for home with a heart full of devotion. Desire realised is a sweetness to the soul. His mind was peaceful and happy because he knew that he had received the merciful benediction of Nityananda Prabhu and soon he would find his heart’s treasure at the lotus feet of his Lord Gaurahari in Sridham Puri.

Sometimes a tiny glimpse of a Vaisnava’s sincere humility will cause one’s heart to break.

Srila Guru Maharaj said that Srila Raghunath Das Goswami is considered to be our Prayojanacharyya, the guide to show us the highest fulfilment of life: Radha-dasyam. All the Vaisnavas give honour and praise to Srila Raghunath Das Goswami whose qualities are too numerous to list here. When Mahaprabhu told Raghunath Das that the mercy of Krishna is stronger than anything and had delivered him from the ditch of materialistic life, Sri Raghunath Das Goswami prayed:

raghunātha mane kahe,—‘kṛṣṇa nāhi jāni
tava kṛpā kāḍila āmā,—ei āmi māni’

(Sri Chaitanya-charitamrita, Antya-lila, 6.194)

“Raghunath Das answered within his mind, ‘I do not know who Krishna is. I simply know that Your mercy, O my Lord, has saved me from my family life.’”

Today is the observance of that glorious Chira-dadhi Mahotsav. In present day Panihati, the tree under which Lord Nityananda sat is still present near the bank of the Ganges. This festival is observed with great joy by the devotees of Sri Sri Dayal Nitai and Gaurahari. By observing this festival we remember how the most magnanimous Sriman Nityananda distributed His divine mercy to Srila Raghunath Das Goswami.

Nitai Gaurahari bol!

All glories to His Divine Grace Srila Govinda Maharaj!

All glories to our divine Sri Guru-varga!

All glories to the sincere devotees of Sri Guru and Sri Gauranga!

ithe aparādha mora nā la-io, bhakta-gaṇa
tomā-sabāra caraṇa—mora ekānta śaraṇa

(Sri Chaitanya-charitamrita, Madhya-lila, 7.154)

“O devotees, please do not consider my offenses in this regard. Your lotus feet are my only shelter.”

Offering obeisances,
jd

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования