«Комментарий на историю о падении Джая и Виджая с Вайкунтхи». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 5 марта 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия



скачать (формат MP3, 4.96M)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Комментарий на историю о падении
Джая и Виджая с Вайкунтхи

(5 марта 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Госвами Махарадж: В своей бхашье (комментарии) Прабхупада цитирует Парашару Муни, говорящего с Майтреей: «Не думай, что Джая и Виджая в каждом тысячелетии, в каждую эпоху, югу, падают с Вайкунтхи и становятся асурами, демонами». Мы не должны думать так. Мой вопрос таков: возможно ли для вайкунтха-баси (обитателей Вайкунтхи) упасть с Вайкунтхи в этот материальный, оскверненный мир? Это необычно, нетипично.

#00:01:05#

Шрила Шридхар Махарадж: Здесь в расчет следует принять два момента. Джай и Виджай — вайкунтха-дхари, стражники Вайкунтхи, хранители врат. Тот, кто стоит на вратах, стоит по ту сторону ворот, это еще не Вайкунтха в точном смысле слова. По ту сторону Вайкунтхи — Брахмалока или Шивалока. И падение из этого состояния возможно. Это один момент. Второй момент таков: те, у кого есть некое дело, как я сказал выше, две категории [живых существ]: представители одной категории — те, кто приходит в силу лилы, в рамках игры. В широчайшем смысле все пребывает в Вайкунтхе или Голоке. Но Голока подразумевает всеобъемлющую кришна-лилу, она объемлет все, все сущее, включая низменные реалии.

#00:02:26#

Скажем, убийство, низменное, отвратительное убийство. В драме, в спектакле убийство не носит столь низменный, отталкивающий характер. Как часть игры, как часть представления актеры разыгрывают убийцу и убитого, и во время спектакля зрители в аудитории испытывают глубокие чувства. В лиле Кришны все может присутствовать, быть объято кришна-лилой, быть включено в кришна-лилу. Но это явление отлично от явлений бренного мира. Вы понимаете?

Госвами Махарадж: Да.

#00:03:11#

Шрила Шридхар Махарадж: Все может сохранять свой динамичный характер там подобно тому, как говорит Рупа Госвами:

#00:03:20#

...ато хетор ахетош́ ча йӯнор ма̄на удан̃чати

ахер ива гатих̣ премн̣ах̣ свабха̄ва-кут̣ила̄ бхавет...[1]

Подобно тому, как змея ползет естественным образом зигзагообразно, извилисто, не по прямой (змея никогда не ползет по прямой, но всегда зигзагообразно), аналогично этому естественный поток премы, [божественной] любви, извилист. Ато хетор ахетош́ ча — с причиной или без причины. Ма̄на удан̃чати — временами существует причина, временами причины нет. Многочисленные чувства ревности или гнева возникают, прорастают [буквально] в возлюбленных. [Существует] необходимость сохранять динамичный характер Голоки, и поэтому никакие реалии не следует винить, принижать там, даже убийство не является убийством как таковым.

#00:04:47#

Если речь идет об изображении, о портрете, можно сделать фотографию убийцы, но убийство как таковое, реальное убийство в этом изображении отсутствует. Нечто подобное, аналогичным образом [существует] на Голоке: то, что показывается, то, что демонстрируется, то, что происходит там, — все это не есть низменно, все это исполнено вкуса и целостно, здоро́во, поскольку сам фундамент не есть фундамент эксплуатации, но фундамент жертвенности, преданности. Состязание, борьба, конкуренция присутствует там, но какого рода конкуренция? В рамках преданности, это лучшая, лучшая конкуренция, которая только может быть. Поэтому все присутствует там, но фундамент таков, что все хорошо и здо́рово [буквально]. Все целостно и здоро́во, поскольку фундаментальное измерение — это измерение жертвенности, не измерение эксплуатации, не измерение эгоизма. Ты понимаешь?

Госвами Махарадж: Да.

#00:06:07#

Шрила Шридхар Махарадж: Ты должен понять это — различие между землей эксплуатации и землей жертвенности. Нам рассказывали: один мусульманский джентльмен тайно подкидывал кошельки с деньгами во дворы бедных людей. В Хугли (это округ Калькутты) жил один мусульманин, он был очень щедрым человеком, склонным к благотворительности. Когда он слышал о том, что какой-то человек беден и в то же время этот бедный человек стесняется просить подаяние, милостыню, этот мусульманин (его звали Хаджи Мухаммад) по ночам подходил к заборам дворов этих бедных людей и перекидывал через забор кошельки с деньгами тайно, украдкой. Это своего рода воровски, тайно, но такого рода тайные уловки не достойны порицания, а достойны всяческой хвалы. Поэтому в измерении преданности воровство, ложь и все остальное — все это возвышенно, а на земле эксплуатации все плохо, все низменно.

#00:07:57#

Хорошие вещи также плохи на земле эксплуатации, дурны. Немецкий философ Кант говорит: никакое благо в этом мире не может быть совершенным благом. По его мнению, лишь добрая воля делает некую реалию благой. Только благая воля, но грубое проявление дурно. Но мы утверждаем, что в этом измерении (на земле эксплуатации) даже благая воля дурна — благая воля, доброе намерение. И какой стандарт благости, хорошего мы должны обрести? Этот стандарт извращен здесь, на земле эксплуатации.

#00:08:45#

Земля эксплуатации. Что бы я ни делал, все это принесет дурную реакцию в ответ, и иначе быть не может. Я подхожу к ложу пациента, я лечу его, даю ему лекарство, но лекарство получено из растений, из минералов, которые я убиваю. Я назначаю диету, но диета подразумевает убийство многочисленных джив в форме растений или чего-то другого, поэтому никакое действие не может быть абсолютно благим в измерении, на земле эксплуатации.

#00:09:32#

[санскрит]

Каждое действие рассматривается в качестве дурного, ложного и неблаготворного, плохого; любое движение здесь приносит дурной эффект.

#00:09:58#

[санскрит]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


[1] «Извилисты пути любви, как след змеи. Поэтому любящие порой гневаются друг на друга; иногда тому есть причина, а иногда — нет». Это цитата из «Уджвала-ниламани» Шрилы Рупы Госвами (Шрингара-бхеда-пракарана, 102). Приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8.111 и 14.163).

 



←  «О ведическом планетарии и виртуальной реальности». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 5 октября 2017 года. Киев, Украина ·• Архив новостей •· «Вечная природа, цикличный характер и одновременное сосуществование в лиле». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 14 мая 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 5.2 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Комментарий на историю о падении
Джая и Виджая с Вайкунтхи

(5 марта 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Госвами Махарадж: В своей бхашье (комментарии) Прабхупада цитирует Парашару Муни, говорящего с Майтреей: «Не думай, что Джая и Виджая в каждом тысячелетии, в каждую эпоху, югу, падают с Вайкунтхи и становятся асурами, демонами». Мы не должны думать так. Мой вопрос таков: возможно ли для вайкунтха-баси (обитателей Вайкунтхи) упасть с Вайкунтхи в этот материальный, оскверненный мир? Это необычно, нетипично.

#00:01:05#

Шрила Шридхар Махарадж: Здесь в расчет следует принять два момента. Джай и Виджай — вайкунтха-дхари, стражники Вайкунтхи, хранители врат. Тот, кто стоит на вратах, стоит по ту сторону ворот, это еще не Вайкунтха в точном смысле слова. По ту сторону Вайкунтхи — Брахмалока или Шивалока. И падение из этого состояния возможно. Это один момент. Второй момент таков: те, у кого есть некое дело, как я сказал выше, две категории [живых существ]: представители одной категории — те, кто приходит в силу лилы, в рамках игры. В широчайшем смысле все пребывает в Вайкунтхе или Голоке. Но Голока подразумевает всеобъемлющую кришна-лилу, она объемлет все, все сущее, включая низменные реалии.

#00:02:26#

Скажем, убийство, низменное, отвратительное убийство. В драме, в спектакле убийство не носит столь низменный, отталкивающий характер. Как часть игры, как часть представления актеры разыгрывают убийцу и убитого, и во время спектакля зрители в аудитории испытывают глубокие чувства. В лиле Кришны все может присутствовать, быть объято кришна-лилой, быть включено в кришна-лилу. Но это явление отлично от явлений бренного мира. Вы понимаете?

Госвами Махарадж: Да.

#00:03:11#

Шрила Шридхар Махарадж: Все может сохранять свой динамичный характер там подобно тому, как говорит Рупа Госвами:

#00:03:20#

...ато хетор ахетош́ ча йӯнор ма̄на удан̃чати

ахер ива гатих̣ премн̣ах̣ свабха̄ва-кут̣ила̄ бхавет...[1]

Подобно тому, как змея ползет естественным образом зигзагообразно, извилисто, не по прямой (змея никогда не ползет по прямой, но всегда зигзагообразно), аналогично этому естественный поток премы, [божественной] любви, извилист. Ато хетор ахетош́ ча — с причиной или без причины. Ма̄на удан̃чати — временами существует причина, временами причины нет. Многочисленные чувства ревности или гнева возникают, прорастают [буквально] в возлюбленных. [Существует] необходимость сохранять динамичный характер Голоки, и поэтому никакие реалии не следует винить, принижать там, даже убийство не является убийством как таковым.

#00:04:47#

Если речь идет об изображении, о портрете, можно сделать фотографию убийцы, но убийство как таковое, реальное убийство в этом изображении отсутствует. Нечто подобное, аналогичным образом [существует] на Голоке: то, что показывается, то, что демонстрируется, то, что происходит там, — все это не есть низменно, все это исполнено вкуса и целостно, здоро́во, поскольку сам фундамент не есть фундамент эксплуатации, но фундамент жертвенности, преданности. Состязание, борьба, конкуренция присутствует там, но какого рода конкуренция? В рамках преданности, это лучшая, лучшая конкуренция, которая только может быть. Поэтому все присутствует там, но фундамент таков, что все хорошо и здо́рово [буквально]. Все целостно и здоро́во, поскольку фундаментальное измерение — это измерение жертвенности, не измерение эксплуатации, не измерение эгоизма. Ты понимаешь?

Госвами Махарадж: Да.

#00:06:07#

Шрила Шридхар Махарадж: Ты должен понять это — различие между землей эксплуатации и землей жертвенности. Нам рассказывали: один мусульманский джентльмен тайно подкидывал кошельки с деньгами во дворы бедных людей. В Хугли (это округ Калькутты) жил один мусульманин, он был очень щедрым человеком, склонным к благотворительности. Когда он слышал о том, что какой-то человек беден и в то же время этот бедный человек стесняется просить подаяние, милостыню, этот мусульманин (его звали Хаджи Мухаммад) по ночам подходил к заборам дворов этих бедных людей и перекидывал через забор кошельки с деньгами тайно, украдкой. Это своего рода воровски, тайно, но такого рода тайные уловки не достойны порицания, а достойны всяческой хвалы. Поэтому в измерении преданности воровство, ложь и все остальное — все это возвышенно, а на земле эксплуатации все плохо, все низменно.

#00:07:57#

Хорошие вещи также плохи на земле эксплуатации, дурны. Немецкий философ Кант говорит: никакое благо в этом мире не может быть совершенным благом. По его мнению, лишь добрая воля делает некую реалию благой. Только благая воля, но грубое проявление дурно. Но мы утверждаем, что в этом измерении (на земле эксплуатации) даже благая воля дурна — благая воля, доброе намерение. И какой стандарт благости, хорошего мы должны обрести? Этот стандарт извращен здесь, на земле эксплуатации.

#00:08:45#

Земля эксплуатации. Что бы я ни делал, все это принесет дурную реакцию в ответ, и иначе быть не может. Я подхожу к ложу пациента, я лечу его, даю ему лекарство, но лекарство получено из растений, из минералов, которые я убиваю. Я назначаю диету, но диета подразумевает убийство многочисленных джив в форме растений или чего-то другого, поэтому никакое действие не может быть абсолютно благим в измерении, на земле эксплуатации.

#00:09:32#

[санскрит]

Каждое действие рассматривается в качестве дурного, ложного и неблаготворного, плохого; любое движение здесь приносит дурной эффект.

#00:09:58#

[санскрит]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас

 


[1] «Извилисты пути любви, как след змеи. Поэтому любящие порой гневаются друг на друга; иногда тому есть причина, а иногда — нет». Это цитата из «Уджвала-ниламани» Шрилы Рупы Госвами (Шрингара-бхеда-пракарана, 102). Приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8.111 и 14.163).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования