«Формула духовной жизни». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 16 сентября 2017 года. Томск. Шри Чайтанья Сарасват Сева Ашрам



скачать (формат MP3, 17.67M)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Формула духовной жизни

(16 сентября 2017 года. Томск, Шри Чайтанья Сарасват Сева Ашрам)

 

Мадхусудан Махарадж: …В нем [в стихе] Махапрабху говорит о том, что в святом имени содержится все. В нем все, что нам нужно, но, к сожалению, у нас нет вкуса к повторению Его[1].

#00:01:11#

Но Рупа Госвами в «Упадешамрите» дает нам некую надежду и поддержку, говоря о том, что если мы начнем повторять святое имя каждый день, наш язык постепенно начнет очищаться (в переносном смысле), и мы перестанем воспринимать святое имя как что-то горькое, невкусное, и нам начнет нравиться повторение святого имени, и оно станет для нас сладким[2].

#00:02:30#

И мы должны не просто повторять святое имя бездумно, механически, но внимательно. А внимательно — это значит, что мы должны всегда помнить о десяти оскорблениях и стараться не совершать их, а думать в обратном ключе, то есть стараться делать то, что противоположно этим оскорблениям. Это значит: не оскорблять внутри себя вайшнавов, Гуру, шастры и так далее, а стараться в как можно более уважительном настроении повторять мантру. Не просто не делать [не воспевать святое имя] и бояться — у нас нет такого [положения], что мы должны делать что-то из страха по отношению к Богу, но из любви, из любви и уважения.

#00:03:48#

Шрила Шридхар Махарадж в книгах, которые были опубликованы, [таких] как «Любящий поиск заблудшего слуги», также в некоторых книгах Гурудева есть очень много советов о том, как повторять святое имя, в каком настроении, как это делать. Также один из ключевых моментов здесь, как говорил Шрила Гурудев, является настроение служения. Без него повторять святое имя — это все равно, что стрелять из незаряженного ружья. В этом [повторении] нет этой силы служения. Поэтому надо «зарядить» святое имя, звук святого имени «зарядить» силой служения, и тогда такое повторение «выстрелит».

#00:05:29#

Поэтому, на самом деле, нам нужно стараться культивировать в себе такое настроение служения. Даже если мы заняты какими-либо своими ежедневными рутинными делами и обязанностями, нам нужно все время стараться вспоминать об этом — для чего мы все это делаем, кому мы служим, в чем наши приоритеты в жизни. [Необходимо] памятовать о преданных, о Гуру. И тогда мы будем находиться в состоянии такого сознания, в состоянии памятования.

Харе Кришна!

#00:06:16#

Вы же, наверное, время от времени повторяете «Шикшаштаку» во время [ежедневного чтения] ванданы? На самом деле, это может быть даже хорошо, если бы, например, одну неделю повторять ванданам, другую неделю, например, «Шикшаштаку» — это всего восемь стихов. И с переводом обязательно, чтобы понимать, о чем речь. Есть еще одна вещь, которую можно читать, — это «Упадешамрита», там всего одиннадцать стихов. И всегда обязательно сопоставлять санскрит с русским текстом, и понимать, о чем речь.

#00:08:42#

Есть еще одна вещь, к которой нам нужно периодически обращаться, — это «Брахма-самхита», начиная с двадцать девятого стиха, где [повторяются] эти строки — говиндам а̄ди-пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми. Потому что это и есть та концепция, которую Махапрабху, увидев, сразу же [провозгласил Своей; Он] был поражен и сказал: «Это же Моя концепция! Это же то, что Я хотел как раз явить миру». В таких коротких, но очень емких вещах… Нам нужно все время с ними знакомиться, снова и снова к ним обращаться, помнить о них, потому что в них содержится вся суть нашей концепции.

#00:09:42#

Также чатур-шлока Бхагавад-гиты — это четыре стиха в середине Бхагавад-гиты. Также стоит периодически о них вспоминать, обращаться к ним.

#00:10:17#

И, конечно, все наши книги — «Шри Чайтанья-чаритамрита», «Шри Прапанна-дживанамритам», Бхагавад-гита и так далее. Но я сейчас упомянул короткие вещи, которые есть в наших песенниках также, которые можно периодически повторять. То есть не все, конечно, сразу в один день, потому что это невозможно, но поочередно. Каждый день понемножку можно о них помнить и включать их в свою ежедневную программу.

#00:11:02#

Конечно, наша главная задача — это повторение святого имени и служение, но также нам нужно постоянно «настраивать свой приемник на нужную волну». И поэтому нам необходимо, обязательно необходимо всегда обращаться к учителям, к писаниям, к философии, чтобы всегда совершать все в верном состоянии сознания.

#00:11:59#

И если вы хотите самую короткую формулу духовной жизни… Как говорил Гурудев: «Если вы выучите хотя бы один стих и поместите его в свое сердце, то [этого будет достаточно;] в нем содержится вообще все, о чем пишут священные писания, вся суть [вайшнавской] концепции».

#00:12:28#

бхагавад-бхактитах̣ сарвам,
итй утср̣джйа видхер апи
каин̇карйам̇ кр̣ш̣н̣а-па̄даика̄-
ш́райатвам̇ ш́аран̣а̄гатих̣[3]

Это как раз тот самый стих. Кто-нибудь его знает? Это очень хороший совет от Гурудева. И этот стих был написан Шрилой Шридхаром Махараджем.

#00:13:30#

Вкратце суть этого стиха состоит в том, что благодаря служению и только благодаря служению… Если мы будем совершать все в настроении служения, то к нам придет все необходимое.

#00:14:06#

Таким образом, мы упомянули все те произведения, которые можно каждый день включать [в духовную программу], повторять, памятовать о них. Это «Шикшаштакам», «Упадешамрита», «Брахма-самхита». Основная программа, конечно же, остается — это более глобальные произведения, такие как «Шри Чайтанья-чаритамрита», Бхагавад-гита и так далее. Это [же] небольшие включения в наш день, чтобы о них все время помнить.

#00:15:18#

Я знаю, что вы каждое утро читаете «Чайтанья-чаритамриту», и сейчас вы остановились на той части, где Махапрабху дает наставления Санатане Госвами. Но сегодня мы уже немножко «попостимся» от «Чайтанья-чаритамриты», мы сегодня упомянули о этих песнях, и это было важно. Мы вернемся к «Чайтанья-чаритамрите» так скоро, как только сможем. Да, такое всегда остается чувство, что, если ты не прочитал с утра «Чайтанья-чаритамриту», ты как будто бы не «позавтракал» духовно. В Навадвипе, конечно, есть такое, что «Чайтанья-чаритамриту» читают все утро — стих за стихом, постоянно.

Харе Кришна! Есть ли вопросы? Да?

#00:16:40#

Субхада Диди: А где содержится этот стих Шридхара Махараджа, который Шрила Гурудев советовал выучить? Есть ли он в песенниках?

#00:17:13#

Мадхусудан Махарадж: Это в «Прапанна-дживанамритам», первая глава, тридцать пятый стих.

Налина Сундари Диди: [к залу] А как называется последняя книга Гурудева, которая была опубликована? «Истина откровения»? Или как-то так? Не помните, по-русски как называется? Не помню просто.

Преданный: Тридцать пять или сто тридцать пять?

Из зала: Тридцать пять, тридцать пять.

Налина Сундари Диди: [Стих] тридцать пять, а глава первая.

Мадхусудан Махарадж: Там две страницы объяснения этого стиха должны быть. Также он упомянут в книге «Revealed Truth».

бхагавад-бхактитах̣ сарвам
итй утср̣джйа видхер апи
каин̇карйам̇ кр̣ш̣н̣а-па̄даика̄-
ш́райатвам̇ ш́аран̣а̄гатих̣

Налина Сундари Диди: Я не помню, к сожалению, перевод.

[Махарадж показывает на планшете, Налина Сундари Диди читает.]

бхагавад-бхактитах̣ сарвам
итй утср̣джйа видхер апи
каин̇карйам̇ кр̣ш̣н̣а-па̄даика̄-
ш́райатвам̇ ш́аран̣а̄гатих̣

Мадхусудан Махарадж: Харе Кришна!

#00:19:01#

бхагавад-бхактитах̣ сарвам,
итй утср̣джйа видхер апи
каин̇карйам̇ кр̣ш̣н̣а-па̄даика̄-
ш́райатвам̇ ш́аран̣а̄гатих̣

Переводчица: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




1  Речь идет о втором стихе из «Шикшаштакам»: на̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис, татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣ / эта̄др̣ш́и тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи, дурдайвам ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах̣ — «Господь, Твое святое имя дарит благо всем и каждому. У Тебя бесчисленное множество имен, таких как Кришна и Говинда, в которых Ты являешь Себя. В Свои имена Ты вложил всю Свою трансцендентную силу. Для их воспевания не существует строгих правил. По Своей беспричинной милости Ты снизошел в этот мир в форме божественного звука, но, к моему великому несчастью, Твое святое имя не привлекает меня».

2  Сйа̄т кр̣ш̣н̣а-на̄ма-чарита̄ди-сита̄пй авидйа̄-, питтопатапта-расанасйа на рочика̄ ну / кинтв а̄дара̄д анудинам̇ кхалу саива джуш̣та̄, сва̄дви крама̄д бхавати тад-гада-мӯла-хантрӣ — «Святое имя, качества, игры и деяния Кришны трансцендентны и сладостны, словно леденцы. Хотя язык больного желтухой авидьи (невежества) не способен ощущать вкус сладкого, самое удивительное в том, что если каждый день внимательно повторять эти сладостные имена, к языку вернется естественная способность наслаждаться сладким, и со временем болезнь будет вырвана с корнем» (Шрила Рупа Госвами. «Шри Упадешамрита», 7).

3  «Направляемый верой в то, что служением Господу достигается полнота совершенства, более не служит ничему иному, даже предписаниям Вед; лотосоподобные стопы Шри Кришны всегда и всюду — его единственное прибежище. Это и есть шаранагати» («Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 1.35.).




←  «Не становитесь рабами обстоятельств». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 3 сентября 2023 года. Калифорния, США ·• Архив новостей •· Приглашаем вас на вайшнавский фестиваль 20–29 сентября 2023 года. Абхазия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 18.5 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж

Формула духовной жизни

(16 сентября 2017 года. Томск, Шри Чайтанья Сарасват Сева Ашрам)

 

Мадхусудан Махарадж: …В нем [в стихе] Махапрабху говорит о том, что в святом имени содержится все. В нем все, что нам нужно, но, к сожалению, у нас нет вкуса к повторению Его[1].

#00:01:11#

Но Рупа Госвами в «Упадешамрите» дает нам некую надежду и поддержку, говоря о том, что если мы начнем повторять святое имя каждый день, наш язык постепенно начнет очищаться (в переносном смысле), и мы перестанем воспринимать святое имя как что-то горькое, невкусное, и нам начнет нравиться повторение святого имени, и оно станет для нас сладким[2].

#00:02:30#

И мы должны не просто повторять святое имя бездумно, механически, но внимательно. А внимательно — это значит, что мы должны всегда помнить о десяти оскорблениях и стараться не совершать их, а думать в обратном ключе, то есть стараться делать то, что противоположно этим оскорблениям. Это значит: не оскорблять внутри себя вайшнавов, Гуру, шастры и так далее, а стараться в как можно более уважительном настроении повторять мантру. Не просто не делать [не воспевать святое имя] и бояться — у нас нет такого [положения], что мы должны делать что-то из страха по отношению к Богу, но из любви, из любви и уважения.

#00:03:48#

Шрила Шридхар Махарадж в книгах, которые были опубликованы, [таких] как «Любящий поиск заблудшего слуги», также в некоторых книгах Гурудева есть очень много советов о том, как повторять святое имя, в каком настроении, как это делать. Также один из ключевых моментов здесь, как говорил Шрила Гурудев, является настроение служения. Без него повторять святое имя — это все равно, что стрелять из незаряженного ружья. В этом [повторении] нет этой силы служения. Поэтому надо «зарядить» святое имя, звук святого имени «зарядить» силой служения, и тогда такое повторение «выстрелит».

#00:05:29#

Поэтому, на самом деле, нам нужно стараться культивировать в себе такое настроение служения. Даже если мы заняты какими-либо своими ежедневными рутинными делами и обязанностями, нам нужно все время стараться вспоминать об этом — для чего мы все это делаем, кому мы служим, в чем наши приоритеты в жизни. [Необходимо] памятовать о преданных, о Гуру. И тогда мы будем находиться в состоянии такого сознания, в состоянии памятования.

Харе Кришна!

#00:06:16#

Вы же, наверное, время от времени повторяете «Шикшаштаку» во время [ежедневного чтения] ванданы? На самом деле, это может быть даже хорошо, если бы, например, одну неделю повторять ванданам, другую неделю, например, «Шикшаштаку» — это всего восемь стихов. И с переводом обязательно, чтобы понимать, о чем речь. Есть еще одна вещь, которую можно читать, — это «Упадешамрита», там всего одиннадцать стихов. И всегда обязательно сопоставлять санскрит с русским текстом, и понимать, о чем речь.

#00:08:42#

Есть еще одна вещь, к которой нам нужно периодически обращаться, — это «Брахма-самхита», начиная с двадцать девятого стиха, где [повторяются] эти строки — говиндам а̄ди-пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми. Потому что это и есть та концепция, которую Махапрабху, увидев, сразу же [провозгласил Своей; Он] был поражен и сказал: «Это же Моя концепция! Это же то, что Я хотел как раз явить миру». В таких коротких, но очень емких вещах… Нам нужно все время с ними знакомиться, снова и снова к ним обращаться, помнить о них, потому что в них содержится вся суть нашей концепции.

#00:09:42#

Также чатур-шлока Бхагавад-гиты — это четыре стиха в середине Бхагавад-гиты. Также стоит периодически о них вспоминать, обращаться к ним.

#00:10:17#

И, конечно, все наши книги — «Шри Чайтанья-чаритамрита», «Шри Прапанна-дживанамритам», Бхагавад-гита и так далее. Но я сейчас упомянул короткие вещи, которые есть в наших песенниках также, которые можно периодически повторять. То есть не все, конечно, сразу в один день, потому что это невозможно, но поочередно. Каждый день понемножку можно о них помнить и включать их в свою ежедневную программу.

#00:11:02#

Конечно, наша главная задача — это повторение святого имени и служение, но также нам нужно постоянно «настраивать свой приемник на нужную волну». И поэтому нам необходимо, обязательно необходимо всегда обращаться к учителям, к писаниям, к философии, чтобы всегда совершать все в верном состоянии сознания.

#00:11:59#

И если вы хотите самую короткую формулу духовной жизни… Как говорил Гурудев: «Если вы выучите хотя бы один стих и поместите его в свое сердце, то [этого будет достаточно;] в нем содержится вообще все, о чем пишут священные писания, вся суть [вайшнавской] концепции».

#00:12:28#

бхагавад-бхактитах̣ сарвам,
итй утср̣джйа видхер апи
каин̇карйам̇ кр̣ш̣н̣а-па̄даика̄-
ш́райатвам̇ ш́аран̣а̄гатих̣[3]

Это как раз тот самый стих. Кто-нибудь его знает? Это очень хороший совет от Гурудева. И этот стих был написан Шрилой Шридхаром Махараджем.

#00:13:30#

Вкратце суть этого стиха состоит в том, что благодаря служению и только благодаря служению… Если мы будем совершать все в настроении служения, то к нам придет все необходимое.

#00:14:06#

Таким образом, мы упомянули все те произведения, которые можно каждый день включать [в духовную программу], повторять, памятовать о них. Это «Шикшаштакам», «Упадешамрита», «Брахма-самхита». Основная программа, конечно же, остается — это более глобальные произведения, такие как «Шри Чайтанья-чаритамрита», Бхагавад-гита и так далее. Это [же] небольшие включения в наш день, чтобы о них все время помнить.

#00:15:18#

Я знаю, что вы каждое утро читаете «Чайтанья-чаритамриту», и сейчас вы остановились на той части, где Махапрабху дает наставления Санатане Госвами. Но сегодня мы уже немножко «попостимся» от «Чайтанья-чаритамриты», мы сегодня упомянули о этих песнях, и это было важно. Мы вернемся к «Чайтанья-чаритамрите» так скоро, как только сможем. Да, такое всегда остается чувство, что, если ты не прочитал с утра «Чайтанья-чаритамриту», ты как будто бы не «позавтракал» духовно. В Навадвипе, конечно, есть такое, что «Чайтанья-чаритамриту» читают все утро — стих за стихом, постоянно.

Харе Кришна! Есть ли вопросы? Да?

#00:16:40#

Субхада Диди: А где содержится этот стих Шридхара Махараджа, который Шрила Гурудев советовал выучить? Есть ли он в песенниках?

#00:17:13#

Мадхусудан Махарадж: Это в «Прапанна-дживанамритам», первая глава, тридцать пятый стих.

Налина Сундари Диди: [к залу] А как называется последняя книга Гурудева, которая была опубликована? «Истина откровения»? Или как-то так? Не помните, по-русски как называется? Не помню просто.

Преданный: Тридцать пять или сто тридцать пять?

Из зала: Тридцать пять, тридцать пять.

Налина Сундари Диди: [Стих] тридцать пять, а глава первая.

Мадхусудан Махарадж: Там две страницы объяснения этого стиха должны быть. Также он упомянут в книге «Revealed Truth».

бхагавад-бхактитах̣ сарвам
итй утср̣джйа видхер апи
каин̇карйам̇ кр̣ш̣н̣а-па̄даика̄-
ш́райатвам̇ ш́аран̣а̄гатих̣

Налина Сундари Диди: Я не помню, к сожалению, перевод.

[Махарадж показывает на планшете, Налина Сундари Диди читает.]

бхагавад-бхактитах̣ сарвам
итй утср̣джйа видхер апи
каин̇карйам̇ кр̣ш̣н̣а-па̄даика̄-
ш́райатвам̇ ш́аран̣а̄гатих̣

Мадхусудан Махарадж: Харе Кришна!

#00:19:01#

бхагавад-бхактитах̣ сарвам,
итй утср̣джйа видхер апи
каин̇карйам̇ кр̣ш̣н̣а-па̄даика̄-
ш́райатвам̇ ш́аран̣а̄гатих̣

Переводчица: Налина Сундари Деви Даси
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас




[1] Речь идет о втором стихе из «Шикшаштакам»: на̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис, татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣ / эта̄др̣ш́и тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи, дурдайвам ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах̣ — «Господь, Твое святое имя дарит благо всем и каждому. У Тебя бесчисленное множество имен, таких как Кришна и Говинда, в которых Ты являешь Себя. В Свои имена Ты вложил всю Свою трансцендентную силу. Для их воспевания не существует строгих правил. По Своей беспричинной милости Ты снизошел в этот мир в форме божественного звука, но, к моему великому несчастью, Твое святое имя не привлекает меня».

[2] Сйа̄т кр̣ш̣н̣а-на̄ма-чарита̄ди-сита̄пй авидйа̄-, питтопатапта-расанасйа на рочика̄ ну / кинтв а̄дара̄д анудинам̇ кхалу саива джуш̣та̄, сва̄дви крама̄д бхавати тад-гада-мӯла-хантрӣ — «Святое имя, качества, игры и деяния Кришны трансцендентны и сладостны, словно леденцы. Хотя язык больного желтухой авидьи (невежества) не способен ощущать вкус сладкого, самое удивительное в том, что если каждый день внимательно повторять эти сладостные имена, к языку вернется естественная способность наслаждаться сладким, и со временем болезнь будет вырвана с корнем» (Шрила Рупа Госвами. «Шри Упадешамрита», 7).

[3] «Направляемый верой в то, что служением Господу достигается полнота совершенства, более не служит ничему иному, даже предписаниям Вед; лотосоподобные стопы Шри Кришны всегда и всюду — его единственное прибежище. Это и есть шаранагати» («Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 1.35.).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования