«Шри Радхаштами». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Храм любви и нежности. Стихи 15–17 | “Sri Radhastami.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. Temple of Love and Affection, verses 15–17


Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Шри Радхаштами

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/shri-radkhashtami.html

В честь Шри Радхаштами мы публикуем стихи на Храме любви и нежности, —
стихи, прославляющие Шримати Радхарани.
Их сопровождает фрагмент книги «Амная-таттва»,
в котором Шрила Гурудев рассказывает об этих трех стихах.

 

Храм любви и нежности, стих 15

хла̄динӣра са̄ра ‘према’, према-са̄ра ‘бха̄ва’
бха̄вера парама-ка̄ш̣т̣ха̄, на̄ма — ‘маха̄-бха̄ва’

маха̄бха̄ва-сварӯпа̄ ш́рӣ-ра̄дха̄-т̣ха̄кура̄н̣ӣ
сарва-гун̣а-кхани кр̣ш̣н̣а-ка̄нта̄-ш́ироман̣и

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.68–69)

«Сущность хладини есть према, сущность премы есть бхава, а высочайшее проявление бхавы есть махабхава. Шри Радха Тхакурани есть олицетворение махабхавы. Она — сокровищница всех благих качеств и драгоценный венец всех возлюбленных Кришны».

 

Храм любви и нежности, стих 16

девӣ кр̣ш̣н̣а-майӣ прокта̄ ра̄дхика̄ пара-девата̄
сарва-лакш̣мӣ-майӣ сарва-ка̄нтих̣ саммохинӣ пара̄

(«Брихад-Гаутамия-тантра»)

«Шри Радхика известна как Деви, Кришна-майи, Пара-Девата, Сарва-Лакшми-майи, Сарва-канти, Саммохини и Пара».

 

Храм любви и нежности, стих 17

ра̄дха̄-бхаджане йади мати на̄хи бхела̄
кр̣ш̣н̣а-бхаджана тава ака̄ран̣е гела̄

(«Гитавали»: «Радхаштакам», 8.1)

«Если ты не желаешь служить Радхе, то твое служение Кришне тщетно».

 

Шрила Говинда Махарадж объясняет в своей «Амная-таттве»:

Игры Шри Шри Радхи-Кришны не являются обычными человеческими деяниями или неким взаимодействием, которое можно наблюдать в материальной среде. Эти игры зовутся лилой, они не имеют никакого отношения к материи; это трансцендентные игры Верховного Господа. Радхарани есть верховная энергия (сила) Кришны, Его пара-шакти, которая также известна как хладини-шакти. Хладини означает, что Она всегда радует Кришну, что все Ее деяния порождают великую радость и экстаз в сердце Шри Кришны. Таков смысл хладини-шакти. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами дал высочайшее объяснение этого явления:

хла̄динӣра са̄ра ‘према’, према-са̄ра ‘бха̄ва’
бха̄вера парама-ка̄ш̣т̣ха̄, на̄ма — ‘маха̄-бха̄ва’

маха̄бха̄ва-сварӯпа̄ ш́рӣ-ра̄дха̄-т̣ха̄кура̄н̣ӣ
сарва-гун̣а-кхани кр̣ш̣н̣а-ка̄нта̄-ш́ироман̣и

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.68–69)

«Сущность экстаза есть любовь; сущность любви — сердце; а зенит сердца зовется махабхавой. Личность махабхавы — это наша Царица, Шри Радха Тхакурани. Она есть сокровищница всего благого, драгоценность среди возлюбленных Кришны».

Все качества и достоинства, вся красота, любовь, очарование, экстаз; все богатство служения пребывает в руках Радхарани. Этими сокровищами Она удовлетворяет Кришну, и Кришна в абсолютной мере доволен Ею.

Имена Радхарани обладают особыми свойствами и красотой. Нам известна одна, в высшей степени прекрасная и сладостная шлока об именах Радхарани.

девӣ кр̣ш̣н̣а-майӣ прокта̄ ра̄дхика̄ пара-девата̄
сарва-лакш̣мӣ-майӣ сарва-ка̄нтих̣ саммохинӣ пара̄

(«Брихад-Гаутамия-тантра»)

Это санскритская шлока, а Кришнадас Кавирадж Госвами объяснил ее смысл на бенгали:

кр̣ш̣н̣а-майӣ — кр̣ш̣н̣а йа̄̐ра бхитаре ба̄хире
йа̄̐ха̄ йа̄̐ха̄ нетра пад̣е та̄̐ха̄ кр̣ш̣н̣а спхуре

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.85)

«Радхарани зовут Кришна-майи, поскольку Господь Кришна наполняет Ее существо, как внутреннее его измерение, так и „оболочку“, и поскольку Она везде видит Господа Кришну, куда бы Она ни обратила Свой взор».

Кавирадж Госвами также объяснил, что Ее зовут Радхика, поскольку Она удовлетворяет все чувства Кришны Своим поклонением — сарвендрийа дийа̄ каре кр̣ш̣н̣ера а̄ра̄дхана. Поскольку в мире трансцендентного служения все «управление» и все реалии находятся исключительно в Ее руках, то Она известна как Пара-Девата. Она — единственная владелица всего, предназначенного для служения Кришне, и потому известна как Сарва-Лакшми-майи. Поскольку Она способна очаровывать Кришну Своим настроением и божественной формой, Она известна как Саммохини. Но

‘девӣ’ кахи дйотама̄на̄, парама̄ сундарӣ
кимва̄, кр̣ш̣н̣а-пӯджа̄-крӣд̣а̄ра васати нагарӣ

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.84)

Здесь Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами чудесным образом открывает смысл санскритского слова «деви». Как правило, мы думаем, что слово «деви» относится к прекрасной «небесной» богине. Но Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет, что слово «деви» происходит от корня «див», что значит «играть» — див дха̄ту крӣд̣а̄йам̇.

Таким образом он объяснил, что деви означает «Та, в Которой осуществляется вся полнота игры, криды, Кришны». Поскольку Кришна удовлетворен полнотой Своего бытия в полноте образа (формы) Радхарани, поскольку Кришна в полной мере удовлетворен Своей игрой с Радхарани в мадхура-раса-лиле, то Ее зовут Деви. Никто не мог постичь этот смысл этого санскритского слова (деви), но Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами явил его.

Божественная игра Шри Шри Радхи-Кришны вечно происходит во Вриндаване Дхаме. Все во Вриндаване существует ради радости Кришны. Там Радхарани раздает Свою мощь всем и каждому, а затем Кришна наслаждается со всеми и с каждым и, при посредничестве Радхарани, вкушает божественную любовь. Бхактивинод Тхакур в одной из своих песен выразил эту идею очень простыми словами:

ра̄дха̄-бхаджане йади мати на̄хи бхела̄
кр̣ш̣н̣а-бхаджана тава ака̄ран̣е гела̄

(«Гитавали»: «Радхаштакам», 8.1)

Если ты не поклоняешься Кришне под руководством Радхарани, то ты обречен. Вместилище всего экстаза не даст тебе ни капли — ты ничего не почувствуешь. Ака̄ран̣е гела̄ — ты можешь поклоняться Кришне, но не обретешь ни малейшего блага, если ты не поклоняешься Кришне под руководством Радхарани.

Если кто-то поклоняется одному лишь Кришне, без Радхарани, то Кришна даст ему что-то — может быть, пять процентов. Но если ты служишь Кришне под руководством Радхарани, то ты обретешь все. Сам Господь Кришна открыто провозгласил:

на па̄райе ’хам̇ ниравадйа-сам̇йуджа̄м̇
сва-са̄дху-кр̣тйам̇ вибудха̄йуш̣а̄пи вах̣...

(«Шримад-Бхагаватам», 10.32.22)

«Я не в силах достойно отплатить за любовь и нежность, которые получаю от Радхарани».

Таким образом, когда Кришна видит, как преданные Его преданных служат Радхарани, Он щедро одаривает их Своей милостью — сполна.

Радхарани возглавляет всю сферу служения Кришне и раздает это служение. Все игры Кришны происходят благодаря Ее силе (мощи). Ее хладини-шакти есть источник всей радости Кришны, а Ее ипостась (аспект), Йога-майя, управляет всеми делами и реалиями трансцендентного мира.

Однажды, когда Шрила Гуру Махарадж объяснял эти истины, кто-то заметил ему: «В таком случае вы, на самом деле, — тантрики. Вы постоянно говорите: „Служите Кришне под руководством Радхарани“, поэтому вы следуете пракрити-ваде, вы поклонники энергии».

Шрила Гуру Махарадж отвечал: «Да. Мы тантрики. Но мы — вишуддха-тантрики. Мы чистые тантрики, „беспримесные“. „Под руководством Радхарани“ означает, что под руководством Ее мистической трансцендентной энергии мы служим Кришне. Наше служение адресовано Радхарани, не Кришне, и уже Сама Радхарани использует нашу энергию служения Ей в интересах Кришны. Поскольку Радхарани в полной мере насыщает Кришну, то наше служение актуально, и мы можем обрести главное, в чем нуждаемся, — возможность совершенным образом радовать Кришну».

 

 

Srila Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswami Maharaj

Sri Radhastami

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/sri-radhastami/

In honour of Sri Radhastami, we are presenting the verses
on the Temple of Love and Affection, which glorify Srimati Radharani.
A passage from the upcoming release Amnaya-Tattva accompanies them
in which Srila Gurudev speaks about these three verses.

 

Temple of Love and Affection, verse 15

hlādinīra sāra ‘prema’, prema-sāra ‘bhāva’
bhāvera parama-kāṣṭhā, nāma—‘mahā-bhāva’

mahābhāva-svarūpā śrī-rādhā-ṭhākurāṇī
sarva-guṇa-khani kṛṣṇa-kāntā-śiromaṇi

(Śrī Chaitanya-charitāmṛta: Ādi-līlā, 4.68–69)

“The essence of hladini is prem, the essence of prem is bhav, and the ultimate expression of bhav is mahabhav. Sri Radha Thakurani is the embodiment of mahabhav. She is the mine of all good qualities and the crest jewel of all the lovers of Krishna.”

 

Temple of Love and Affection, verse 16

devī kṛṣṇa-mayī proktā rādhikā para-devatā
sarva-lakṣmī-mayī sarva-kāntiḥ sammohinī parā

(Bṛhad-Gautamīya-tantra)

“Śrī Rādhikā is known as Devi, Kṛṣṇa-mayi, Para-Devata, Sarva-Laksmi-mayi, Sarva-Kanti, Sammohini and Para.”

 

Temple of Love and Affection, verse 17

rādhā-bhajane yadi mati nāhi bhelā
kṛṣṇa-bhajana tava akāraṇe gelā

(Gītāvalī: Rādhāṣṭakam, 8.1)

“If you do not desire to serve Rādhā, your service to Kṛṣṇa goes for nothing.”

 

Srila Govinda Maharaj explains in Amnaya-Tattva:

Sri Sri Radha-Krishna’s Pastimes are not ordinary human activity or ordinary interaction found within the material environment. They are called lila, they are not in any way materially connected; they are the transcendental, playful Pastimes of the Supreme Lord. Radharani is the super power of Krishna, His para-sakti, who is also known as His hladini-sakti. ‘Hladini’ means that She always gives joy to Krishna, that all of Her activities create so much joy and ecstasy in the heart of Sri Krishna. That is the meaning of hladini-sakti. Srila Krishna Das Kaviraj Goswami supremely explained,

hlādinīra sāra ‘prema’, prema-sāra ‘bhāva’
bhāvera parama-kāṣṭhā, nāma—‘mahā-bhāva’

mahābhāva-svarūpā śrī-rādhā-ṭhākurāṇī
sarva-guṇa-khani kṛṣṇa-kāntā-śiromaṇi

(Śrī Chaitanya-charitāmṛta: Ādi-līlā, 4.68–69)

“The essence of ecstasy is love; the essence of love is heart; and the acme of heart is called ‘mahabhav.’ The personality of mahabhav is our Queen, Sri Radha Thakurani. She is the mine of all good, the jewel of Krishna’s beloveds.”

All quality and qualifications, all beauty, love, charm, ecstasy, and everything; all the wealth of service, is in the hand of Radharani. With that She satisfies Krishna and Krishna is fully satisfied with Her.

Radharani’s Names have special quality and beauty. We know one very beautiful and very sweet sloka about Radharani’s Names.

devī kṛṣṇa-mayī proktā rādhikā para-devatā
sarva-lakṣmī-mayī sarva-kāntiḥ sammohinī parā

(Bṛhad-Gautamīya-tantra)

This is a Sanskrit sloka and Krishna Das Kaviraj Goswami has given an explanation of it in Bengali:

kṛṣṇa-mayī—kṛṣṇa yā̐ra bhitare bāhire
yā̐hā yā̐hā netra paḍe tā̐hā kṛṣṇa sphure

(Śrī Chaitanya-charitāmṛta: Ādi-līlā, 4.85)

“Radharani’s Name is Krishna-mayi because Her within and without are Lord Krishna and because She sees Lord Krishna wherever She casts Her glance.”

Kaviraj Goswami also explained that Her Name is Radhika because She satisfies all of Krishna’s senses with Her worship, sarvendriya diyā kare Kṛṣṇera ārādhana. Because all administration and everything within the transcendental service world is supremely in Her hand She is known as Para-Devata. Because She is the wholesale proprietor of everything for Krishna’s service She is known as Sarva-Lakshmi-mayi. And because She can enchant Krishna with Her mood and divine form She is Sammohini. But,

‘devī’ kahi dyotamānā, paramā sundarī
kimvā, kṛṣṇa-pūjā-krīḍāra vasati nagarī

(Śrī Chaitanya-charitāmṛta: Ādi-līlā, 4.84)

Here Srila Krishna Das Kaviraj Goswami miraculously revealed the meaning of the Sanskrit word ‘devi’. Normally we think the word ‘devi’ refers to a beautiful heavenly goddess. But Srila Kaviraj Goswami explained that ‘devi’ comes from the root ‘div’, which means ‘play’, div dhātu krīḍāyaṁ. So he explained that devi means, “She in whom there is the full play, krida, of Krishna.” Because Krishna is satisfied by the full existence of the full form of Radharani, because Krishna is fully satisfied with His play in madhura-rasa-lila with Radharani, She is called Devi. No one could conceive of this meaning of the Sanskrit word ‘devi’ but Srila Krishna Das Kaviraj Goswami revealed it.

The divine play of Sri Sri Radha-Krishna is eternally going on in Vrindavan Dham. Everything in Vrindavan exists to give joy to Krishna. There Radharani distributes Her power to everyone and then Krishna enjoys with everyone and Krishna tastes divine love through Radharani. Bhaktivinod Thakur very simply expressed this in his song.

rādhā-bhajane yadi mati nāhi bhelā
kṛṣṇa-bhajana tava akāraṇe gelā

(Gītāvalī: Rādhāṣṭakam, 8.1)

“If you do not worship Krishna under the guidance of Radharani everything you do will be lost. You will not get any ecstasy from the Emporium of all ecstasy—you will not taste anything. Akāraṇe gelā, you can worship Krishna, but no benefit will come to you if you do not worship Krishna under the guidance of Radharani.”

If someone worships Krishna alone without Radharani, Krishna gives them something, maybe He gives them five percent. But if you serve Krishna under Radharani’s guidance then you get everything. Lord Krishna Himself has openly confessed,

na pāraye ’haṁ niravadya-saṁyujāṁ
sva-sādhu-kṛtyaṁ vibudhāyuṣāpi vaḥ...

(Śrīmad-Bhāgavatam: 10.32.22)

“I cannot equally return the love and affection that I have received from Radharani.”

So, when Krishna sees His devotee’s devotees serving Radharani, He fully enriches them with His full mercy.

Radharani supremely manages and distributes all service to Krishna. All the Pastimes of Krishna happen through Her power. Her hladini-sakti is the source of all of Krishna’s pleasure and Her potency form of Yogamaya manages the whole environment of the transcendental world.

Once when Srila Guru Maharaj was explaining this point someone said to him, “Then you are actually tantrics. You are always saying, ‘Under the guidance of Radharani you are serving Krishna’ so you are following the conception of prakriti-vada, worship of energy.”

Srila Guru Maharaj replied, “Yes. We are tantrics. But we are visuddha-tantrics, pure unalloyed tantrics. ‘Under the guidance of Radharani,’ means that under the guidance of Her mystic transcendental energy we are serving Krishna. Our service directly goes to Radharani, not to Krishna, and Radharani arranges everything for the satisfaction of Krishna with our service energy. So our service is present as Radharani gives full nourishment to Krishna and in that way we complete the most important necessity of our existence—purely satisfying Krishna.”

 



←  «Шри Радхаштами». Манас Кришна Прабху. 5 сентября 2011 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Шри Радхаштами: поклонение с крайней осторожностью». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 5 сентября 2011 года. Вриндаван Дхама, Индия | “Sri Radhastami: Worship with Extreme Care.” Srila B. N. Acharya Maharaj. 17 November 2010. 5 September 2011. Vrindavan Dham, India  →

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Шри Радхаштами

http://www.gaudiyadarshan.ru/features/arkhiv/shri-radkhashtami.html

В честь Шри Радхаштами мы публикуем стихи на Храме любви и нежности, —
стихи, прославляющие Шримати Радхарани.
Их сопровождает фрагмент книги «Амная-таттва»,
в котором Шрила Гурудев рассказывает об этих трех стихах.

 

Храм любви и нежности, стих 15

хла̄динӣра са̄ра ‘према’, према-са̄ра ‘бха̄ва’
бха̄вера парама-ка̄ш̣т̣ха̄, на̄ма — ‘маха̄-бха̄ва’

маха̄бха̄ва-сварӯпа̄ ш́рӣ-ра̄дха̄-т̣ха̄кура̄н̣ӣ
сарва-гун̣а-кхани кр̣ш̣н̣а-ка̄нта̄-ш́ироман̣и

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.68–69)

«Сущность хладини есть према, сущность премы есть бхава, а высочайшее проявление бхавы есть махабхава. Шри Радха Тхакурани есть олицетворение махабхавы. Она — сокровищница всех благих качеств и драгоценный венец всех возлюбленных Кришны».

 

Храм любви и нежности, стих 16

девӣ кр̣ш̣н̣а-майӣ прокта̄ ра̄дхика̄ пара-девата̄
сарва-лакш̣мӣ-майӣ сарва-ка̄нтих̣ саммохинӣ пара̄

(«Брихад-Гаутамия-тантра»)

«Шри Радхика известна как Деви, Кришна-майи, Пара-Девата, Сарва-Лакшми-майи, Сарва-канти, Саммохини и Пара».

 

Храм любви и нежности, стих 17

ра̄дха̄-бхаджане йади мати на̄хи бхела̄
кр̣ш̣н̣а-бхаджана тава ака̄ран̣е гела̄

(«Гитавали»: «Радхаштакам», 8.1)

«Если ты не желаешь служить Радхе, то твое служение Кришне тщетно».

 

Шрила Говинда Махарадж объясняет в своей «Амная-таттве»:

Игры Шри Шри Радхи-Кришны не являются обычными человеческими деяниями или неким взаимодействием, которое можно наблюдать в материальной среде. Эти игры зовутся лилой, они не имеют никакого отношения к материи; это трансцендентные игры Верховного Господа. Радхарани есть верховная энергия (сила) Кришны, Его пара-шакти, которая также известна как хладини-шакти. Хладини означает, что Она всегда радует Кришну, что все Ее деяния порождают великую радость и экстаз в сердце Шри Кришны. Таков смысл хладини-шакти. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами дал высочайшее объяснение этого явления:

хла̄динӣра са̄ра ‘према’, према-са̄ра ‘бха̄ва’
бха̄вера парама-ка̄ш̣т̣ха̄, на̄ма — ‘маха̄-бха̄ва’

маха̄бха̄ва-сварӯпа̄ ш́рӣ-ра̄дха̄-т̣ха̄кура̄н̣ӣ
сарва-гун̣а-кхани кр̣ш̣н̣а-ка̄нта̄-ш́ироман̣и

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.68–69)

«Сущность экстаза есть любовь; сущность любви — сердце; а зенит сердца зовется махабхавой. Личность махабхавы — это наша Царица, Шри Радха Тхакурани. Она есть сокровищница всего благого, драгоценность среди возлюбленных Кришны».

Все качества и достоинства, вся красота, любовь, очарование, экстаз; все богатство служения пребывает в руках Радхарани. Этими сокровищами Она удовлетворяет Кришну, и Кришна в абсолютной мере доволен Ею.

Имена Радхарани обладают особыми свойствами и красотой. Нам известна одна, в высшей степени прекрасная и сладостная шлока об именах Радхарани.

девӣ кр̣ш̣н̣а-майӣ прокта̄ ра̄дхика̄ пара-девата̄
сарва-лакш̣мӣ-майӣ сарва-ка̄нтих̣ саммохинӣ пара̄

(«Брихад-Гаутамия-тантра»)

Это санскритская шлока, а Кришнадас Кавирадж Госвами объяснил ее смысл на бенгали:

кр̣ш̣н̣а-майӣ — кр̣ш̣н̣а йа̄̐ра бхитаре ба̄хире
йа̄̐ха̄ йа̄̐ха̄ нетра пад̣е та̄̐ха̄ кр̣ш̣н̣а спхуре

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.85)

«Радхарани зовут Кришна-майи, поскольку Господь Кришна наполняет Ее существо, как внутреннее его измерение, так и „оболочку“, и поскольку Она везде видит Господа Кришну, куда бы Она ни обратила Свой взор».

Кавирадж Госвами также объяснил, что Ее зовут Радхика, поскольку Она удовлетворяет все чувства Кришны Своим поклонением — сарвендрийа дийа̄ каре кр̣ш̣н̣ера а̄ра̄дхана. Поскольку в мире трансцендентного служения все «управление» и все реалии находятся исключительно в Ее руках, то Она известна как Пара-Девата. Она — единственная владелица всего, предназначенного для служения Кришне, и потому известна как Сарва-Лакшми-майи. Поскольку Она способна очаровывать Кришну Своим настроением и божественной формой, Она известна как Саммохини. Но

‘девӣ’ кахи дйотама̄на̄, парама̄ сундарӣ
кимва̄, кр̣ш̣н̣а-пӯджа̄-крӣд̣а̄ра васати нагарӣ

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 4.84)

Здесь Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами чудесным образом открывает смысл санскритского слова «деви». Как правило, мы думаем, что слово «деви» относится к прекрасной «небесной» богине. Но Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет, что слово «деви» происходит от корня «див», что значит «играть» — див дха̄ту крӣд̣а̄йам̇.

Таким образом он объяснил, что деви означает «Та, в Которой осуществляется вся полнота игры, криды, Кришны». Поскольку Кришна удовлетворен полнотой Своего бытия в полноте образа (формы) Радхарани, поскольку Кришна в полной мере удовлетворен Своей игрой с Радхарани в мадхура-раса-лиле, то Ее зовут Деви. Никто не мог постичь этот смысл этого санскритского слова (деви), но Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами явил его.

Божественная игра Шри Шри Радхи-Кришны вечно происходит во Вриндаване Дхаме. Все во Вриндаване существует ради радости Кришны. Там Радхарани раздает Свою мощь всем и каждому, а затем Кришна наслаждается со всеми и с каждым и, при посредничестве Радхарани, вкушает божественную любовь. Бхактивинод Тхакур в одной из своих песен выразил эту идею очень простыми словами:

ра̄дха̄-бхаджане йади мати на̄хи бхела̄
кр̣ш̣н̣а-бхаджана тава ака̄ран̣е гела̄

(«Гитавали»: «Радхаштакам», 8.1)

Если ты не поклоняешься Кришне под руководством Радхарани, то ты обречен. Вместилище всего экстаза не даст тебе ни капли — ты ничего не почувствуешь. Ака̄ран̣е гела̄ — ты можешь поклоняться Кришне, но не обретешь ни малейшего блага, если ты не поклоняешься Кришне под руководством Радхарани.

Если кто-то поклоняется одному лишь Кришне, без Радхарани, то Кришна даст ему что-то — может быть, пять процентов. Но если ты служишь Кришне под руководством Радхарани, то ты обретешь все. Сам Господь Кришна открыто провозгласил:

на па̄райе ’хам̇ ниравадйа-сам̇йуджа̄м̇
сва-са̄дху-кр̣тйам̇ вибудха̄йуш̣а̄пи вах̣...

(«Шримад-Бхагаватам», 10.32.22)

«Я не в силах достойно отплатить за любовь и нежность, которые получаю от Радхарани».

Таким образом, когда Кришна видит, как преданные Его преданных служат Радхарани, Он щедро одаривает их Своей милостью — сполна.

Радхарани возглавляет всю сферу служения Кришне и раздает это служение. Все игры Кришны происходят благодаря Ее силе (мощи). Ее хладини-шакти есть источник всей радости Кришны, а Ее ипостась (аспект), Йога-майя, управляет всеми делами и реалиями трансцендентного мира.

Однажды, когда Шрила Гуру Махарадж объяснял эти истины, кто-то заметил ему: «В таком случае вы, на самом деле, — тантрики. Вы постоянно говорите: „Служите Кришне под руководством Радхарани“, поэтому вы следуете пракрити-ваде, вы поклонники энергии».

Шрила Гуру Махарадж отвечал: «Да. Мы тантрики. Но мы — вишуддха-тантрики. Мы чистые тантрики, „беспримесные“. „Под руководством Радхарани“ означает, что под руководством Ее мистической трансцендентной энергии мы служим Кришне. Наше служение адресовано Радхарани, не Кришне, и уже Сама Радхарани использует нашу энергию служения Ей в интересах Кришны. Поскольку Радхарани в полной мере насыщает Кришну, то наше служение актуально, и мы можем обрести главное, в чем нуждаемся, — возможность совершенным образом радовать Кришну».

 

 

Srila Bhakti Sundar Govinda Dev-Goswami Maharaj

Sri Radhastami

http://www.gaudiyadarshan.com/posts/sri-radhastami/

In honour of Sri Radhastami, we are presenting the verses
on the Temple of Love and Affection, which glorify Srimati Radharani.
A passage from the upcoming release Amnaya-Tattva accompanies them
in which Srila Gurudev speaks about these three verses.

 

Temple of Love and Affection, verse 15

hlādinīra sāra ‘prema’, prema-sāra ‘bhāva’
bhāvera parama-kāṣṭhā, nāma—‘mahā-bhāva’

mahābhāva-svarūpā śrī-rādhā-ṭhākurāṇī
sarva-guṇa-khani kṛṣṇa-kāntā-śiromaṇi

(Śrī Chaitanya-charitāmṛta: Ādi-līlā, 4.68–69)

“The essence of hladini is prem, the essence of prem is bhav, and the ultimate expression of bhav is mahabhav. Sri Radha Thakurani is the embodiment of mahabhav. She is the mine of all good qualities and the crest jewel of all the lovers of Krishna.”

 

Temple of Love and Affection, verse 16

devī kṛṣṇa-mayī proktā rādhikā para-devatā
sarva-lakṣmī-mayī sarva-kāntiḥ sammohinī parā

(Bṛhad-Gautamīya-tantra)

“Śrī Rādhikā is known as Devi, Kṛṣṇa-mayi, Para-Devata, Sarva-Laksmi-mayi, Sarva-Kanti, Sammohini and Para.”

 

Temple of Love and Affection, verse 17

rādhā-bhajane yadi mati nāhi bhelā
kṛṣṇa-bhajana tava akāraṇe gelā

(Gītāvalī: Rādhāṣṭakam, 8.1)

“If you do not desire to serve Rādhā, your service to Kṛṣṇa goes for nothing.”

 

Srila Govinda Maharaj explains in Amnaya-Tattva:

Sri Sri Radha-Krishna’s Pastimes are not ordinary human activity or ordinary interaction found within the material environment. They are called lila, they are not in any way materially connected; they are the transcendental, playful Pastimes of the Supreme Lord. Radharani is the super power of Krishna, His para-sakti, who is also known as His hladini-sakti. ‘Hladini’ means that She always gives joy to Krishna, that all of Her activities create so much joy and ecstasy in the heart of Sri Krishna. That is the meaning of hladini-sakti. Srila Krishna Das Kaviraj Goswami supremely explained,

hlādinīra sāra ‘prema’, prema-sāra ‘bhāva’
bhāvera parama-kāṣṭhā, nāma—‘mahā-bhāva’

mahābhāva-svarūpā śrī-rādhā-ṭhākurāṇī
sarva-guṇa-khani kṛṣṇa-kāntā-śiromaṇi

(Śrī Chaitanya-charitāmṛta: Ādi-līlā, 4.68–69)

“The essence of ecstasy is love; the essence of love is heart; and the acme of heart is called ‘mahabhav.’ The personality of mahabhav is our Queen, Sri Radha Thakurani. She is the mine of all good, the jewel of Krishna’s beloveds.”

All quality and qualifications, all beauty, love, charm, ecstasy, and everything; all the wealth of service, is in the hand of Radharani. With that She satisfies Krishna and Krishna is fully satisfied with Her.

Radharani’s Names have special quality and beauty. We know one very beautiful and very sweet sloka about Radharani’s Names.

devī kṛṣṇa-mayī proktā rādhikā para-devatā
sarva-lakṣmī-mayī sarva-kāntiḥ sammohinī parā

(Bṛhad-Gautamīya-tantra)

This is a Sanskrit sloka and Krishna Das Kaviraj Goswami has given an explanation of it in Bengali:

kṛṣṇa-mayī—kṛṣṇa yā̐ra bhitare bāhire
yā̐hā yā̐hā netra paḍe tā̐hā kṛṣṇa sphure

(Śrī Chaitanya-charitāmṛta: Ādi-līlā, 4.85)

“Radharani’s Name is Krishna-mayi because Her within and without are Lord Krishna and because She sees Lord Krishna wherever She casts Her glance.”

Kaviraj Goswami also explained that Her Name is Radhika because She satisfies all of Krishna’s senses with Her worship, sarvendriya diyā kare Kṛṣṇera ārādhana. Because all administration and everything within the transcendental service world is supremely in Her hand She is known as Para-Devata. Because She is the wholesale proprietor of everything for Krishna’s service She is known as Sarva-Lakshmi-mayi. And because She can enchant Krishna with Her mood and divine form She is Sammohini. But,

‘devī’ kahi dyotamānā, paramā sundarī
kimvā, kṛṣṇa-pūjā-krīḍāra vasati nagarī

(Śrī Chaitanya-charitāmṛta: Ādi-līlā, 4.84)

Here Srila Krishna Das Kaviraj Goswami miraculously revealed the meaning of the Sanskrit word ‘devi’. Normally we think the word ‘devi’ refers to a beautiful heavenly goddess. But Srila Kaviraj Goswami explained that ‘devi’ comes from the root ‘div’, which means ‘play’, div dhātu krīḍāyaṁ. So he explained that devi means, “She in whom there is the full play, krida, of Krishna.” Because Krishna is satisfied by the full existence of the full form of Radharani, because Krishna is fully satisfied with His play in madhura-rasa-lila with Radharani, She is called Devi. No one could conceive of this meaning of the Sanskrit word ‘devi’ but Srila Krishna Das Kaviraj Goswami revealed it.

The divine play of Sri Sri Radha-Krishna is eternally going on in Vrindavan Dham. Everything in Vrindavan exists to give joy to Krishna. There Radharani distributes Her power to everyone and then Krishna enjoys with everyone and Krishna tastes divine love through Radharani. Bhaktivinod Thakur very simply expressed this in his song.

rādhā-bhajane yadi mati nāhi bhelā
kṛṣṇa-bhajana tava akāraṇe gelā

(Gītāvalī: Rādhāṣṭakam, 8.1)

“If you do not worship Krishna under the guidance of Radharani everything you do will be lost. You will not get any ecstasy from the Emporium of all ecstasy—you will not taste anything. Akāraṇe gelā, you can worship Krishna, but no benefit will come to you if you do not worship Krishna under the guidance of Radharani.”

If someone worships Krishna alone without Radharani, Krishna gives them something, maybe He gives them five percent. But if you serve Krishna under Radharani’s guidance then you get everything. Lord Krishna Himself has openly confessed,

na pāraye ’haṁ niravadya-saṁyujāṁ
sva-sādhu-kṛtyaṁ vibudhāyuṣāpi vaḥ...

(Śrīmad-Bhāgavatam: 10.32.22)

“I cannot equally return the love and affection that I have received from Radharani.”

So, when Krishna sees His devotee’s devotees serving Radharani, He fully enriches them with His full mercy.

Radharani supremely manages and distributes all service to Krishna. All the Pastimes of Krishna happen through Her power. Her hladini-sakti is the source of all of Krishna’s pleasure and Her potency form of Yogamaya manages the whole environment of the transcendental world.

Once when Srila Guru Maharaj was explaining this point someone said to him, “Then you are actually tantrics. You are always saying, ‘Under the guidance of Radharani you are serving Krishna’ so you are following the conception of prakriti-vada, worship of energy.”

Srila Guru Maharaj replied, “Yes. We are tantrics. But we are visuddha-tantrics, pure unalloyed tantrics. ‘Under the guidance of Radharani,’ means that under the guidance of Her mystic transcendental energy we are serving Krishna. Our service directly goes to Radharani, not to Krishna, and Radharani arranges everything for the satisfaction of Krishna with our service energy. So our service is present as Radharani gives full nourishment to Krishna and in that way we complete the most important necessity of our existence—purely satisfying Krishna.”

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования